Манипулирование это в развитии ребенка

Манипулирование это в развитии ребенка thumbnail

Возникновение и развитие манипулятивных действий с пред­метом знаменует окончание первой половины младенчества и воз­никновение нового отношения ребенка к миру и нового типа ведущей деятельности.

Важнейшее достижение первого полугодия — овладение схватыванием предметов — кладет начало новой, манипулятивной деятельности. Со второго полугодия эта деятельность ста­новится главной для ребенка и выдвигается на положение веду­щей, поскольку именно в ней происходит развитие всех сторон психики ребенка.

Манипуляторный характер действий (от лат. manipulus – горсть, пригоршня; manus — рука) – осуществление разнообразных движений руками с предметом, его ощупывание, вращение, перекладывание, встряхивание, бросание и т.д.

В этом возрасте основные интересы малыша сосредоточены на предметах — он стремится схватить и потрогать окружающие предметы. Собственный арсенал предметных действий в этом возрасте невелик. Всеми предметами малыш действует одина­ково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот и пр. Поскольку эти действия не зависят от свойств предметов и их назначения, их называют неспецифическими. Примитивность и однообразие этих действий не позволяют ребенку раскрыть всех свойств предметов, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую.

Вместе с тем на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятив­ных действий младенца. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаково, прижимая пальцы к ладони. Рука, протя­гиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а петле­образно, она как бы тянется к предмету наугад. В дальнейшем, на 5-7-м месяце жизни, происходит дальнейшее совершенство­вание хватания. Во-первых, движения руки становятся все бо­лее точными, направленными на цель; во-вторых, рука как бы раскрывается (ручки новорожденного плотно сжаты в кулачок), появляется противопоставление большого пальца всем осталь­ным, расположение пальцев все больше зависит от того, какой предмет берет ребенок: мячик берется растопыренными паль­цами, шнурок — кончиками пальцев и пр. Совершенствование хватательных движений приводит к усложнению манипулятив­ных действий. Даже простейшие действия (размахивание, толкание, сжимание предметов) вызывают тот или иной результат — приближение или удаление игрушки, бренчание погремушки, писк резиновых пупсиков и пр. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводить — трясти погремушку, стучать палкой по прутьям кроватки, пищать «пищалками», выбрасывать игрушки из кровати и пр. Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат, на изменения, которые возникают при действиях ребенка с предметом.

Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что мла­денец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия — постукива­ние двумя погремушками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один предмет в другой, положить, поставить или нанизать один на другой и пр. На­правленность на результат в таких действиях достаточно оче­видна — результатом становится попадание предмета в опреде­ленное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение.

К концу года дети замечают не только прямые, но и косвен­ные результаты своих действий — они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней пред­мет, нажав на кнопку — включить или выключить свет, сняв труб­ку телефона — услышать гудок. Многие малыши ловко управля­ют пультом телевизора. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспро­изводить их.

С помощью взрослого возможности действия младенца су­щественно расширяются: взрослый может показать различные свойства предмета и новые способы действия с ним. Он пока­зывает, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить и пр. Овладевая этими действиями, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребенка свидетельствует о начале но­вой, предметной деятельности, характерной для следующего периода.

Развитие познавательной активности во втором полугодии

В возрасте 7-10 месяцев ребенок овладевает достаточно тонкий моторикой, а зрительно-моторная координация достигает высокого уровня развития. Ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один интересный предмет с помощью другого.

С разнообразными свойствами предметов — их формой, ве­личиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования. Изменение положе­ния пальцев в то время, как рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. Это явление координирования движений под контролем зрения называется зрительно-моторной координацией. К 10—11-му месяцу это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, ребе­нок складывает свои пальцы в соответствии с его формой и ве­личиной.. Складывается зрительное восприятие формы и величины. Ма­нипулирование предметами приводит к открытию в предметах все новых свойств, которые вызываются совершаемыми дей­ствиями или обнаруживаются в них. Это такие свойства, как перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулирова­нию двумя предметами открывает новые свойства — расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, на, над или под другим.

Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует; как только прекращается действие, исчезает и «зна­ние».

К 8-9 месяцам малыша начинают привлекать не только дей­ствия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря ко­торым эти результаты становятся возможными. Об этом гово­рит изменение отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на протяжении всего первого года, но до известного момента новый предмет — это только новый мате­риал для известных и привычных манипуляций. Появление ин­тереса к свойствам предмета выражается в том, что прежде, чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориенти­руется в его свойствах, как бы исследует его: ощупывает его поверхность, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования применяет привычное манипулирование, причем не механически, а как бы выясняя, на что этот предмет пригоден.

Наиболее явно внимание ребенка к свойствам предмета об­наруживается к концу года, когда он пытается применить усво­енные действия к разнообразным предметам, имеющим разные свойства (толкает палочкой шарик, колесико, мячик).

Постепенно за меняющимися впечатлениями предмет на­чинает выступать для ребенка как нечто постоянно существую­щее, имеющее неизменные (инвариантные) свойства. В 8-9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не дерестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные предметы, и такая игра становится любимой забавой малышей. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы, незави­симо от их положения в пространстве, и правильно определяют величину предметов, независимо от расстояния до них. Таким образом складываются представления об устойчивости, инвари­антности свойств предметов. Получаемые при манипулирова­нии впечатления складываются в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления.

Следует подчеркнуть, что познавательная активность и ис­следовательская деятельность ребенка во многом определяются его отношениями с близкими взрослыми.

В работе С. Ю. Мещеряковой (1982 г.) изучалось вли­яние аффективно-личностных связей на характер иссле­довательской деятельности детей в конце первого года жизни в незнакомой ситуации. В этой работе участвова­ли две группы детей — младенцы из семьи и из дома ребенка. Поведение детей наблюдалось в двух эксперт ментальных ситуациях — положительного и отрицатель­ного эмоциогенного характера (в «отрицательной» ситу­ации ребенку показывали незнакомую и пугающую его заводную игрушку). В каждой ситуации ребенок сначала находился без близкого взрослого, а затем — в его при­сутствии (для семейных детей близким взрослым была мать, а для детей из дома ребенка — ухаживающая за ними медсестра). Эти эксперименты выявили значительные различия между группами семейных детей и воспитанников дома ребенка в обеих ситуациях. В положительной эмоциогенной ситуации приход близкого взрослого значительно по­вышал игровую активность детей, они старались привлечь матерей к игре, поделиться с ними своими впечатления­ми. Воспитанники дома ребенка почти не проявляли ника­кой инициативы в общении с медсестрой, они, напротив, ожидали ее активных действий.

В отрицательной эмоциогенной ситуации различия были еще заметнее. Появление матерей в этой ситуации радикально меняло поведение семейных детей: они пере­ставали бояться пугающего предмета и обращались к ма­терям за эмоциональной поддержкой, а получив ее, начи­нали смело обследовать «страшную» игрушку. Присутствие матери стимулировало познавательный интерес и иссле­довательскую активность. Появление и присутствие мед­сестры не вносило существенных изменений в поведение детей из дома ребенка. Они лишь прятались за нее, пыта­ясь защититься от пугающего предмета, но не разворачи­вали никакой исследовательской или коммуникативной активности. Отсутствие у них аффективных связей со взрослым ослабляло интерес к внешнему миру и снижало познавательную активность.

После 10 месяцев игры с предметами приобретают дифференцированный, функциональный характер: куклу укачивает, расческой «расчесываются», машину катают. Таким образом, многие действия ребенка после 10 месяцев становятся преднамеренными. Функциональный характер действий – это  воспроизведение в структуре действий функциональных свойств предмета, например, характерных для него движений или действий, связанных с его использованием.

 В возрасте 12 месяцев тонкая моторика становится еще более совершенной – у ребенка появляется способность подбирать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между двумя пальцами, большим и указательным. Так как в этом же возрасте н дети начинают самостоятельно ходить, то они уже могут включать электроприборы, открывать дверцы и окна, забираться в шкафы, засовывать мелкие предметы в щели и розетки. Это может, безусловно, в некоторых случаях оказаться опасным, однако следует учитывать, что чрезмерное ограничение активности и любознательности ребенка может привести к торможению развития его самостоятельности во взаимодействии с окружающим миром.

Таким образом, под влиянием общения со взрослым к концу младенчества у нормально развивающегося ре­бенка начинают складываться познавательная активность и пер­воначальные представления об окружающем мире, которые со­ставляют необходимую предпосылку для усвоения разных форм общественного опыта.

Источник

Развитие у малыша хватания и манипулирования. На 3-м месяце жизни младенец, хаотично водя рукой по одеялу, вдруг хватает ее край, случайно коснувшись игрушки, сжимает ее пальцами. В это время ребенок начинает будто ощупывать одной рукой другую.

Развитие у малыша хватания и манипулирования

8-4-месячный малыш может долго сосредоточенно играть игрушками, которые висят над его грудью: он то натыкается на них руками и следит, как они колышутся, то хватает и некоторое время удерживает их. Пытается удержать вложенный в руку предмет.

Вскоре начинает и сам тянуться к игрушке, которая висит. В 4,5-5 месяцев дети свободно достают, хватают и удерживают игрушку, в 6 — могут получить ее одной рукой. На 5-м и 6-м месяце они учатся точно направлять руку к игрушке, доставать и брать предмет, лежа на боку или на животе.

В полгода уже умеют брать в каждую руку по игрушке и удерживать их. Они размахивают игрушкой, переводят ее из руки в руку, рассматривают, берут в рот, постукивают ею. Упустив игрушку, пытаются ее найти: двигают рукой из стороны в сторону, ищут взглядом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Особенности памяти ребенка в период младенчества

Получив игрушку, малыш продолжает ним играть. Если не удается взять ее, проявляет недовольство и успокаивается, только держа игрушку в руках. Ребенок, у которого отобрали игрушку, может расплакаться, не успокаиваясь до тех пор, пока ее не вернут.

С тех пор, как ребенок научится брать игрушки и играть ими (4-5 месяцев), у него возникает новая потребность — достать и взять игрушку, которая привлекает его внимание. Если не удается сразу этого сделать (игрушка далеко или выскальзывает из рук), он проявляет большую настойчивость, используя все действия, которыми владеет, часто изобретая новые.

Для выполнения этих движений нужно, чтобы малыш умел схватывать предметы. Ведь он не мог бы начать самостоятельно приседать, вставать на ноги, хватать и ходить, держась за опору, если бы не умел браться руками за перила.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие игрушки полезны для детей в возрасте до года

Движения полугодового малыша еще далеки от совершенства. Рука, которую он протягивает к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, дугой, отклоняясь от нужного направления. Все предметы он пытается хватать одинаково — прижимая пальцами к ладони.

Во второй половине 1-го года жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания: уточняется движение руки к предмету и развивается противопоставление большого пальца всем остальным, ребенок начинает удерживать предметы пальцами.

Последовательное приближение руки к предмету производится примерно до 8-ми месяцев, но лишенным отклонений оно становится только в конце года.

Хватания и удерживания предмета пальцами формируется на 7-8-м месяце и продолжает совершенствоваться до конца года. Размещение пальцев на предмете все больше зависит от предмета: мяч он берет растопыренными пальцами; шнурок — кончиками большого, указательного и среднего пальцев, при удерживании кубика пальцы располагаются на его гранях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие игрушки необходимы годовалому ребенку

Как только ребенок приобретает умение удерживать в ручке предмет, он начинает им манипулировать. Первые манипуляции очень просты: малыш хватает предмет и, подержав некоторое время, выпускает, потом опять хватает. Заметив два предмета, он может схватить один из них, затем выпустить и схватить другой. Имея предмет в руке, подносит его к глазам, рассматривает, берет в рот, размахивает им.

Первые манипуляции направлены на предмет, который привлекает ребенка. Со временем манипуляции с предметом усложняются. Даже простейшие действия (размахивание, толкание, сжимание предмета) вызывают определенный результат — перемещение в пространстве, звучание игрушки и т.п.. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводить. К концу первого — началу второго полугодия в его манипуляциях появляется устойчивая направленность на результат, на изменения, возникающие во время выполнения действий с предметом.

Вскоре малыш начинает действовать одновременно с двумя предметами, например, постукивать одним погремушкой об другое. Направленность на результат при этом становится очевидным: ребенок упорно пытается приблизить предметы, положить или нанизать их.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Речь и мышление младенца

Результатом этих действий становится попадание предмета в определенное место, размещение двух предметов в определенном положении. Получив его, ребенок повторяет действие.

К концу первого года жизни в манипуляциях ребенка с предметами появляется новая важная особенность. По внешним признакам действия обычно остаются, как и раньше (вложение, нанизывание, открывание и т.д.), но их выполнение становится точным.

Если раньше ребенок выполнял действие так, как это показал ей взрослый, то теперь он пытается повторить самостоятельно его на всех предметах. Эти действия меняются в зависимости от особенностей предметов.

На этом этапе развития дети начинают замечать прямые и косвенные результаты своих действий: потянув за веревочку, можно приблизить к себе привязанный к ней предмет; нажав на кнопку — включить или выключить свет, сняв трубку телефона — услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора. Все эти действия приносят им большое удовольствие, поэтому они многократно могут воспроизводить их.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гимнастика для новорожденных малышей

Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат действия, в усложнении достигнутых результатов. Сначала оно заключается в перемещениях или изменениях, которые обуславливают проявления скрытого свойства (например, звучания) одного предмета, затем — в предоставлении определенного взаимного положения двум предметам, а дальше — в получении знакомых изменений на новых предметах или изменений, косвенно связанных с действием.

С помощью взрослого возможности и действия младенца существенно расширяются: взрослый может показать различные свойства предмета и новые способы действия с ним (мячик можно катать, кольца пирамидки нанизывать на стержень, волчок крутить и др.)..

Овладевая этими действиями, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он усваивает до конца 1-го года жизни. Появление специфических действий свидетельствует о начале новой, предметной деятельности ребенка, характерной для следующего периода.

О развитии у малышей хватания и манипулирования рассказала Саша Савельева.

https://womenparadise.ru/motherhood/566-razvitie-u-malysha-hvataniya-i-manipulirovaniya.html

Источник

 Важнейшее достижение первого полугодия — овладение схватыванием предметов— кладет начало новой, манипулятивной деятельности. Со второго полугодия эта деятельность становится главной для ребенка и выдвигается на положение ведущей, поскольку именно в ней происходит развитие всех сторон психики ребенка. В этом возрасте основные интересы малыша сосредоточены на предметах— он стремится схватить и потрогать окружающие предметы.

На 5-7 месяце жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания. Во-первых, движения руки становятся все более точными, направленными на цель; во-вторых, рука раскрывается (ручки новорожденного плотно сжаты в кулачок), появляется противопоставление большого пальца всем остальным, расположение пальцев все больше зависит от того, какой предмет берет ребенок: мячик берется растопыренными пальцами, шнурок — кончиками пальцев и пр. Совершенствование хватательных движений приводит к усложнению манипулятивных действий. Даже простейшие действия (размахивание, толкание, сжимание предметов) вызывают тот или иной результат — приближение или удаление игрушки, бренчание погремушки, писк резиновых пупсиков и пр. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводить — трясти погремушки, стучать палкой по прутьям кроватки, пищать ≪пищалками≫, выбрасывать игрушки из кровати и пр. Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат, на те изменения, которые возникают при действиях ребенка с предметом.

Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия — постукивание двумя погремушками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один предмет в другой, положить, поставить или нанизать один на другой и пр.

 Направленность на результат в таких действиях достаточно очевидна — результатом становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение. К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий — они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, сняв трубку телефона — услышать гудок.

Появление специфических действий в репертуаре ребенка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующего периода.

Развитие познавательной активности во втором полугодии

Развитие познавательной активности в младенческом возрасте, которая является важнейшей предпосылкой становления мышления, происходит в манипулятивной деятельности с предметами.

С разнообразными свойствами предметов — их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования. Изменение положения пальцев в то время, как рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Предмет ≪учит≫ руку подстраиваться под его свойства, а глаз ≪учится≫ у руки. К 10-11 месяцу это ≪обучение≫ приводит к тому, что, посмотрев на предмет, ребенок складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной. Таким образом возникает координация руки и глаза, складывается зрительное восприятие формы и величины.

Манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств, которые вызываются совершаемыми действиями или проявляются в них. Это такие свойства, как перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулированию двумя руками открывает новые свойства — расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, на, над или под другим. Все эти свойства ребенок ≪знает≫ лишь в тот момент, когда он действует. Как только прекращается действие, исчезает и ≪знание≫. К 8-9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными.

Появление интереса к свойствам предмета выражается в том, что, прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах, исследует его: ощупывает его поверхность, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования применяет привычное манипулирование, причем не механически, а как бы выясняя, на что этот предмет пригоден. Наиболее явно внимание ребенка к свойствам предмета обнаруживается к концу года, когда он пытается применить усвоенные действия к разнообразным предметам, имеющим разные свойства (толкает палочкой шарик, колесико, мячик).

В 8-9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные под платком или под крышкой предметы, и ≪прятки с игрушками≫ становятся любимой забавой малышей. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве и правильно определяют величину предметов независимо от расстояния до них. Таким образом складываются представления об устойчивости, инвариантности свойств предметов. В экспериментальной работе С. Ю. Мещеряковой изучалось влияние аффективно-личностных связей на характер исследовательской деятельности детей в конце первого года жизни в незнакомой ситуации Результаты показали значительные различия между группами семейных детей и воспитанников домов ребенка в обеих ситуациях.

Приведенные факты говорят о том, что под влиянием эмоционального общения со взрослым к концу младенчества у нормально развивающегося ребенка складывается чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Детям достаточно простого присутствия и эмоциональной поддержки матери, чтобы развернуть познавательную активность. Они чувствуют себя защищенными и уверены, что мать всегда придет к ним на помощь. В дальнейшем, на втором году жизни, это чувство станет внутренним достоянием ребенка, и физическое присутствие матери в новой ситуации станет уже необязательным. Получается, что надежная, эмоциональная привязанность младенца к матери порождает его дальнейшую ≪отвязанность≫ от нее, то есть его самостоятельность, уверенность в себе и познавательную активность.

Становление образа себя

Переход к манипулятивной деятельности во втором полугодии обусловливает развитие у ребенка способности более четко воспринимать результаты своих конкретных действий и усиливает переживание самого себя как действующего начала. Все это делает представление о себе более четким и оформленным. Причем на становление этого представления существенное влияние оказывает опыт общения ребенка с близкими взрослыми. Наличие образа самого себя у ребенка наиболее ярко проявляется при восприятии ребенком своего зеркального отражения. Восприятие зеркального образа традиционно связывается в психологии с изучением самосознания. Интерес маленьких детей к зеркалу был описан еще Ч. Дарвином, который указывал, что узнавание себя в зеркале является явным свидетельством наличия образа самого себя у ребенка. Становление образа себя изучалось в экспериментальном исследовании Н. Н. Авдеевой.

Методика исследования заключалась в регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом в различных ситуациях: ситуации с измененной внешностью (ребенку незаметно наносили пятно на лоб или надевали ватную повязку на ухо); ситуации с присутствием близкого взрослого; ситуации с игрушкой, находящейся сзади ребенка, но отраженной в зеркале, и пр.

Результаты этого исследования показали яркие различия в восприятии и отношении к своему зеркальному отражению у воспитанников детского дома по сравнению с детьми из семьи. Прямым доказательством развития представлений о себе является развернутый во времени процесс построения конкретных представлений о себе, который наблюдался у семейных детей начиная с конца первого полугодия жизни. Например, ребенок размахивает рукой, перебирает пальчиками, постукивает по зеркалу, одновременно наблюдая за отражением своей руки. Затем, совершив движение, переводит взгляд на реальную руку, после чего рассматривает лицо и глаза. Часто ребенок попеременно смотрит на руку, ее отражение, связывая свои действия в единое целое. Характерными являются паузы, прерывающие действия ребенка: он совершает действие, останавливается, замерев, снова размахивает и снова останавливается, внимательно глядя в зеркало и радуясь произведенному эффекту. В этой картине четко просматривается формирование представлений младенца о себе и о своих возможностях, о которых он узнает через зеркало. Причем узнавание себя всегда приносит детям радостные эмоции.

В отличие от этого, восприятие своего отображения в зеркале у воспитанников дома ребенка вызывало в основном отрицательные экспрессии (настороженность, тревогу, испуг, отворачивание), в особенности когда они находились ≪один на один≫ с зеркалом.

Во втором полугодии жизни под влиянием манипулятивной деятельности начинает формироваться переживание ребенком себя как действующего начала не только в общении со взрослым, но и в предметных действиях. Острое переживание себя как активного, действующего начала наиболее ярко выступает в кризисе первого года, в поведении типа ≪Я сам≫.

Кризис первого года жизни

К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше.

Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой, сам пытается управлять близкими взрослыми, сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Годовалый малыш неожиданно для родителей может превратиться из спокойного и покорного существа в капризного, неуправляемого деспота. Это и есть кризис первого года жизниглавное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту. Проявления кризисного периода были специально исследованы в работе С. Ю. Мещеряковой. В этой работе родители малышей от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев ежемесячно заполняли анкету с разнообразными вопросами об особенностях поведения ребенка. В результате анкетирования было установлено, что от 10 до 15 месяцев в поведении детей наблюдаются резкие изменения, которые имеют преходящий характер и могут быть сгруппированы в пять подгрупп:

1) ≪трудновоспитуемость≫ ребенка — упрямство, иастырность, непослушание, требования повышенного внимания и пр.;

2) резкое увеличение новоириобретений, как положительных, так и отрицательных — попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений как в игре, так и в действиях по самообслуживанию;

3) повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы;

4) необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях, связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее);

5) повышенная капризность ребенка.

Как можно видеть, круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная из них — сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, а главное — стремление все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений.

Другой сферой проявления кризисных симптомов являются отношения со взрослыми. Здесь явно нарастает избирательность в отношениях с различными взрослыми; наблюдается неприязнь и недоверчивость к посторонним взрослым, повышенная требовательность и порою агрессивность в отношениях с близкими.

И наконец, существенные изменения происходят в отношении ребенка к самому себе. Явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на самостоятельность проявляется и в его повышенной обидчивости, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.

Наиболее важным приобретением первого года жизни является способность действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых объектов, которые поставляет взрослый, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений — ≪мотивирующих представлений≫, которые и составляют центральное новообразование первого года жизни.

На этом этапе возникают собственные, независимые от взрослого желания ребенка. Если раньше все, что нужно малышу, исходило от взрослого и определялось им, то теперь он сам может хотеть того, что совершенно не связано со взрослым. Предметы, значимые и привлекательные в основном в руках взрослого, теперь влекут малыша сами по себе.

Возникновение данного новообразования определяется возросшими возможностями ребенка (свободой передвижения) и первыми запретами взрослого.

Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность.

Но это автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи и поддержке взрослого, даже ходить ему еще трудно самому. Взрослый по-прежнему необходим ему, но теперь уже по-другому: ребенку нужно не только хорошее отношение к нему вообще, а отношение к его конкретным действиям и к его успехам. Без оценки и поддержки взрослого он не может ощущать свою самостоятельность и активность.

Отсюда повышенная чувствительность годовалых детей к поощрениям и порицаниям, их обидчивость, требования внимания к своим действиям. Ориентация на оценку взрослого является тем качественным преобразованием, которое происходит в кризисный период одного года. Противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослого (от его практической помощи и его оценки) составляет суть этого возрастного кризиса. Это противоречие разрешается на следующем этапе развития.

       Основная литература

1. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-изд., перераб. – СПб: Питер, 2011. – 219 с.

Источник