Малые формы фольклора в речевом развитии ребенка

Малые формы фольклора в речевом развитии ребенка thumbnail

Елена Андриянова
«Использование малых форм фольклора для речевого развития младших дошкольников»

Хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. С ее помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь – основное средство общения людей. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, общение, абстракция и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью — умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично,я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, которые мы черпаем из истоков устного народного творчества,то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта — к слову и от слова — к объекту!». Таким образом, я пришла к выводу, что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Поэтому, особое внимание в образовательном процессе я уделяю развитию речи.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности.

Потешки и прибаутки вызывают у детей положительные эмоции, развивают воображение.

Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности.

Припевки, колядки, дразнилки, скороговорки, считалки легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры и способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее обогащению.

Песни поддерживают у ребят интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, помогают воспитывать веселых, жизнерадостных детей.

Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств, укрепляют его здоровье. Именно игровая форма способствует успешному усвоению фольклорного языка.

Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню. Поэтому часто в гости к детям приходят Бабушка Загадушка, Бабушка Рассказушка,сказочные герои: Машенька, Лиса, домовенок Кузя, Петрушка и Скоморох.

Сказки рассказываются с использованием различных видов театра – пальчикового, кукольного, настольного, игр-драматизаций, что побуждает детей передавать характер героев (походку, жесты, мимику, интонации, тембр голоса,петь знакомые песенки: «Несет меня лиса за темные леса…», «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…».

«Использование малых форм фольклора для речевого развития младших дошкольников»

Во все времена народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Работа по изучению соответствующей литературы, позволила мне сделать вывод, что использование фольклора в младшем возрасте, позволяет развивать связанную речь у детей, увеличить словарный запас, развивает память и положительно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие ребенка.

Я подобрала ряд пословиц, поговорок, потешек, прибауток, загадок, песен, дидактических и подвижных игр.

Реализация данной работы осуществлялась через:

• цикл познавательной непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми (планирование непосредственной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности по развитию творческих способностей детей, народные игры, фольклорные праздники и развлечения, театрализованные представления)

• взаимодействие с родителями (Анкетирование, консультации, конкурсы, совместные творческие проекты)

• взаимодействие с педагогами (консультации, обмен опытом)

Следующий этап по речевому развитию детей я начала с создания развивающей среды в группе:

— Реализовали совместный творческий проект «Мое родовое дерево» с целью закрепления ребенком понятия «дружная семья», «близкие люди, родственники»; созданию базы для изучения своих корней, привития интереса к своей родословной, уважения к маме, отцу, пожилым родственникам.

Малые формы фольклора в речевом развитии ребенкаМалые формы фольклора в речевом развитии ребенка

Завели альбом, в который записали уже известные детям народные мудрости и новые пословицы, поговорки, потешки, загадки которые дети узнавали от родителей и из сказок, рассказов. Дети с удовольствием рисовали рисунки к записям в альбомах, поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют.

-Создали уголок «Русская изба», книжный и театральный уголок. Дети совместно с родителями активно участвуют в оформлении предметно-развивающей среды в группе – это книги, иллюстрации, предметы старины и т. д.

Малые формы фольклора в речевом развитии ребенка

— Пополнили библиотеку новой литературой.

Таким образом, я постаралась создать условия для овладения детьми навыками речи.

В ходе работы я старалась, что бы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Обогащение речи детей

малыми формами фольклора, происходило в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, праздников и развлечений, во время бесед, чтения художественной литературы, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности.

Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора, я применяла их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды. Дети не только с удовольствием выполняют нужные действия, но и запоминают потешки наизусть, развивают память и обогащают свой словарный запас. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Процесс приема пищи — очень важный момент в жизни каждого малыша. Использование потешек поможет сделать этот процесс веселым и непринужденным, детки с большим аппетитом кушают. «Лады, ладуси были у бабуси, ели кренделек, пили киселек. Взяли на закуску хлеб да капустку, взяли на дорожку пышную лепешку, да в придачу из печи — маковые калачи».

Читайте также:  Игра монополия для развития ребенка

Малые формы фольклора в речевом развитии ребенка

Умывание сопровождалось произнесением мелодичных,напевных потешек:«Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся».

Малые формы фольклора в речевом развитии ребенка

Интерес детей к колыбельным песням усилился после того, как мы стали использовать их в непосредственной деятельности и сюжетных играх. «Баю-баюшки-бай-бай, глазки, Маша, закрывай. Я тебя качаю, тебя величаю. Будь счастлива, будь умна, при народе будь скромна…»

Малые формы фольклора в речевом развитии ребенка

В своей работе я широко использовала народные игры. Народная игра сочетает в себе одновременно и отдых,и компенсацию недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Дети с удовольствием играли в них вместе со мной, так, например, в игре «Колпачок» мы используем закличку:«Колпачок, колпачок, тоненькие ножки. Тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили. На ноги поставили, танцевать заставили».

Очень большое место было отведено пальчиковым играм на основе фольклора на тему «Я и моя семья». Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. «Этот пальчик большой – это папа дорогой. Рядом с папой – наша мама. Рядом с мамой – брат старшой. Вслед за ним сестренка – милая девчонка. И самый маленький крепыш – это славный наш малыш». И сколько любви, ласки мы слышим в русской народной потешке «Ладошечка». «Дай ладошечку, моя крошечка. Я поглажу тебя по ладошечке. На ладошечку, моя крошечка, и погладь ты меня по ладошечке».

Активно использовали потешки, загадки при знакомстве с временами года, природными явлениями, наблюдении за ними. «Уж ты, зимушка-зима, запружила, замела. Все дорожки, все пути – негде детушкам пройти».

Малые формы фольклора в речевом развитии ребенка

Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, я привлекаю их к подражанию крику птиц, животных. Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о домашних и диких животных, птицах и их повадках.

Малые формы фольклора в речевом развитии ребенка

Проблему развития речи средствами малых форм фольклорая решала в тесной связи с родителями: сочиняли сказки, делали рисунки к потешкам и скороговоркам. Родители принимали активное участие в праздниках и развлечениях. Для родителей были подготовлены консультации, папки-передвижки.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Источник

Вера Кузнецова
Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм

Фольклор — это самобытное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество тысячелетиями вбирало в себя жизненный опыт, мудрость поколений, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Малые формы фольклора имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодом поколении. Малые формы фольклора сопровождают ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские пестушки, потешки, прибаутки. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. Традиционные народные игры «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Горелки» не стареют. Малые формы фольклора привлекают детей яркими поэтическими образами, вызывая у них положительные эмоции. Они укрепляют светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогают понять нормы человеческого бытия в доступной для детского восприятия форме.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии — детский фольклор. Великие педагоги, а также воспитатели-практики неоднократно подчеркивали педагогическую направленность фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Детям адресованы лучшие произведения в фольклоре, вся его классика. Почти целиком перешли в детскую аудиторию народные сказки. Преимущественно детским жанром стали загадки. Ребятам доступны многие «взрослые» песни, былины, пословицы.

Отличительной чертой малых форм фольклора является предельная обобщенность образов и ситуаций. Основным принципом изображения жизни в нем является резкое противопоставление добра и зла, идеализация положительных явлений. Язык фольклора ясен и доступен детям. Поэтому произведениям фольклора определяется важное место в организации образовательной деятельности дошкольных учреждений.

Детский фольклор инструмент выстраивания отношений с ребенком с учетом возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

Анализируя труды ученых, которые в своих трудах изучали функциональность детского фольклора, его содержания, художественной специфики, можно отметить, что большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор». Материал, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Г. С. Виноградов утверждал, что весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Если даже ограничить задачи только изучением художественной формы, следует помнить, что в детском фольклоре четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических функций. Следовательно, изучение малых форм детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомерно.

Таким образом, детские малые формы фольклора представляют собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослы. Фольклор для детей включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Организованная образовательная деятельность, направленная на развитие речи детей второй группы раннего возраста посредством малых фольклорных форм.

Индивидуальная работа с детьми по развитию речи посредством малых фольклорных формвозможна в процессе проведения различных режимных моментов: приёма детей, самостоятельной деятельности, гигиенических процедур, на прогулке, при подготовке к завтраку, обеду, ужину, ко сну и, конечно, в процессе организованной образовательной деятельности.

Предложенная подборка материалов для работы по развитию речи детей второй группы раннего возраста предполагает организацию организованной образовательной деятельности в период с октября по апрель.

Конспект № 1 организованной образовательной деятельности

по потешке «Петушок, петушок»

Интегрированные задачи:

– познакомить детей с малыми фольклорными формами;

Читайте также:  Таблица развития ребенка до года что должен уметь

– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;

– учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев;

– обогащать активный словарь детей словами «петушок», «гребешок», «большой», «маленький»; пассивный словарь словами «подай», «покричи»;

– учить детей по словесному указанию воспитателя находить петушка, показывать гребешок, имитировать голос петушка звукоподражанием «Ку-ка-ре-ку».

Оборудование: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок.

Ход работы

– Кто поёт «Ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?

–Петушок.

– Позовём его: «Петушок, петушок! Иди к нам!»

Воспитатель показывает игрушку петушка, дети рассматривают её.

–Какой петушок: большой или маленький?

– Петушок маленький.

–Что у него на голове?

–На голове у петушка гребешок.

–Какой у петушка хвост?

–Хвост у петушка большой, красивый.

Воспитатель читает потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

– Как кричит петушок?

– Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель предлагает детям попросить у петушка покричать; дети просят вместе с воспитателем, затем по очереди. Затем педагог вместе с детьми показывает, как клюет зернышки петушок, как ходит, где у него гребешок.

Воспитатель повторно читает потешку, просит детейпроизносить текст потешки вместе с ним:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

–Какие вы молодцы: хорошие получились у нас петушки! Мы поиграли, а теперь поведём их гулять!

Конспект № 2 организованной образовательной деятельности

по потешке «Сорока, сорока»

Интегрированные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;

– учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них;

–во время игр-инсценировок по просьбе воспитателя повторять несложные фразы «Сорока-сорока! Где была?», «Кашу варила, деток кормила»;

развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов,как: клюв, длинный, сорока;

– обогащать активный словарь детей словами «сорока», «варила», «кормила», «дала»;

–воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.

Материал: игрушка сорока.

Ход работы

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.

– Ой, ребята посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел (воспитатель показывает игрушку сороки?

– Птичка. Сорока.

– Посмотрите, у сороки есть крылышки – она может летать.

– Покажите, как она летает, машет крылышками.

– А это что такое?

– Клюв.

– А что она может клювом делать?

– Может клевать зернышки, пить водичку, чистить перышки (проговаривают и эмитируют движения).

– А покажите, где у сороки ножки?

– Ножки, на которых сорока прыгает.

– Красивая птичка – сорока?

– Красивая, сама черная, а живот и плечи белые.

– Скажите, какой у сороки хвост?

– Хвост длинный.

– Ребята, про сороку есть песенка, я вам её сейчас пропою (воспитатель, легко ведя своим пальцем по ладони каждого ребенка, ритмично, нараспев, с ласковой интонацией поет);

-Сорока — сорока! Где была?

– Далеко!

– Что делала?

– Кашу варила, деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

– Ты дров не носил,

— Ты печку не топил!

Далее воспитатель берет пальчики ребенка по очереди и приговаривает: «Этому дала, этому дала.». Беря последний, пятый пальчик,она произносит:

– А этому не дала?

– Нет.

–А почему?

«Он каши не варил, воды не носил, дров не рубил – нет ему ничего!»

Таким образом, она проигрывает потешку с каждым ребенком. Другие в это время слушают, следят за действиями воспитателя, подговаривают отдельные слова.

При повторении потешки воспитатель побуждает детей повторять:

– Этому дала?

– Дала.

– А этому дала?

– Дала.

В дальнейшем потешка повторяется с отдельными детьми.

Конспект № 3 организованной образовательной деятельности

по потешке «Курочка-Рябушечка»

Интегрированные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;

– учить отвечать на вопросы (1-2-ух словными предложениями);

– учить детей имитировать звуки: пи-пи-пи;

развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов,как: рябушечка, рябая, пестренькая, серые;

– обогащать активный словарь детей словами курочка, водичка, носик, глазки, хвостик, ножки, крылышки;

Материал: игрушка курочки, картинки по потешке.

Ход работы

Ребята, смотрите, кто к нам пришел в гости – это курочка, а зовут ее Рябушечка, потому что она в пятнышках, рябая.Рассматриваю ее еще раз и задаю вопросы:

– Как зовут курочку и почему?

– Что есть у курочки?

– Какого цвета пятнышки у курочки?

Помогаю с определением цвета:

Серые точечки,

Пятнышки рядышком,

Курочка пестренькая,

Курочка-Рябушечка.

(С. Рещикова)

А сейчас я вам почитаю потешку,а вы послушайте:

– Курочка-Рябушечка,

Куда ты пошла?

– На речку.

– Курочка-Рябушечка,

Зачем ты пошла?

– За водичкой.

– Курочка-Рябушечка,

Зачем тебе водичка?

– Цыпляток поить.

– Курочка-Рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

– Пи-пи-пи-пи-пи-пи.

(Русская народная потешка)

Проговариваем эмоционально потешку несколько раз, побуждая детей повторять слова вместе с воспитателем.

Ребята, благодарю вас за работу, вы хорошо отвечали и помогали мне. Сегодня мы с вами узнали, почему курочку зовут рябушечкой и проговаривали потешку «Курочка-Рябушечка».

Конспект № 4 организованной образовательной деятельности

по колыбельной песенке «Баю-бай»

Интегрированные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;

– учить понимать содержание,повторять за воспитателем фразы: «Баю-бай», «Гав-гав-гав»;

– учить отвечать на вопросы (1–2-ух словными предложениями);

развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов,как: «не скули», «не буди»;

– обогащать активный словарь детей словами «собачка», «не лай».

Материал: игрушка собака и кукла.

Ход работы

– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам сегодня в группу. Воспитатель показывает игрушечную собаку и куклу.

– Кто это?

– Собачка и кукла Таня.

Воспитатель предлагает детям подержать их в руках: погладить собачку, рассмотреть лапки, хвостик, ушки собачки, (побуждать речевую активность детей вопросами «что это?»).

– Как собачка лает? Гав-гав-гав.

– Таня, ты, где была? Гуляла?

– Гуляла.

– Ты долго гуляла, Таня?

– Долго, я устала.

– Ты спать хочешь?

– Да, я хочу спать.

– Ребятки, Таня хочет спать. Воспитатель кладет куклу спать.

– А чтобы наша Таня скорее уснула и громко не плакала, мы ей споём: (собачку оставляет на столе, а куклу берет на руки, покачивает ее и мелодично читает):

Читайте также:  Развитие когнитивных процессов ребенка младшего школьного возраста

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа не скули,

Мою Таню не буди.

Чтение повторяется 2-3 раза. Затем воспитатель дает куклу детям, снова повторяет текст, побуждает детей покачивать куклу и повторять слова «бай», «собачка, не лай».

Конспект № 5 организованной образовательной деятельности

по песенке «Наши уточки с утра»

Интегрированные задачи:

– учить понимать содержание, повторять за воспитателем фразы песенки;

– учить детей по словесному указанию педагога узнавать уточку;

– имитировать действия животных,воспроизводить звуки животных: «Кря-кря-кря», «Га-га-га», «Бал-бал-бал», «Ко-ко-ко», «Ку-ка-ре-ку»;

развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов,как: «Петя», «индюк», «у пруда»;

– обогащать активный словарь детей словами «уточки», «гуси», «курочки».

Материал: платочек,игрушки: утка, гусь, индюк, курочка, петушок.

Ход работы

На столе под платочком – игрушечная утка.

Воспитатель: сегодня к нам пришла гостья, только она спряталась, наверное, хочет, чтобы вы её угадали. Кто же это? Я вам сейчас подскажу. Она любит плавать, нырять на пруду. А ещё, наша гостья любит крякать. Угадали! Конечно это уточка (снимает платок). Ведь только уточки умеют крякать. Как крякают уточки? (Дети отвечают).

Воспитатель: На нашем дворике живут не только уточки. Кто же ещё?Послушайте:

Наши уточки с утра – кря-кря-кря (2р)

Наши гуси у пруда – га-га-га (2р)

А индюк среди двора – бал-бал-бал – балды – балда.

Наши курочки в окно – ко-ко-ко (2р)

А как Петя поутру нам споет ку-ка-ре-ку.

В процессе чтения воспитатель показывает игрушки.

Вот какие животные живут у нас! А вы запомнили? (Показывает игрушки, и дети их называют). Как они кричат? (Ответы детей). Кто из этих животных любит плавать?

Теперь я покажу, как ходит уточка.

Воспитатель изображает маму утку,а дети утят: шагают друг за другом, переваливаясь. По желанию педагога можно прочитать песенку ещё раз.

Воспитатель хвалит детей. Какие замечательные из вас получились утята!

Конспект № 6 организованной образовательной деятельности

по песенке «Коровушка и ее детушки»

Интегрированные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;

– учить говорить в разной высоте голоса;

–упражнять в отчетливом, правильном воспроизведении звукоподражаний,слов и несложной фразы: «Я гуляю на лугу»;

развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов,как: «гуляю», «жую», «даю», «травушка»;

– обогащать активный словарь детей словами «теленок – телята», «рога», «корова», «большая», «маленькая».

Оборудование: игрушка – корова, картинки с разными детенышами животных, картинки животных с рогами.

Ход работы

Воспитатель показывает детям игрушку корову и просит назвать животное. Затем вместе с детьми «вспоминает», как корова мычит и спрашивает об этом детей индивидуально. Далее педагог исполняет «Песенку коровушки»:

Му-му-му,

Му-му-му,

Я гуляю на лугу,

Там я травушку жую,

Молочко потом даю.

(С. Рещикова)

Затем педагог показывает картинку с разными детенышами животных и просит отыскать деток коровушки.Вместе с ними четко проговаривает слова: «Теленок – телята». Важно подчеркнуть, что корова большая, а теленок маленький; попросить ребенка изобразить эти звуки то громким, то тихим голосом. Ответы ребенка можно сопровождать рассматриванием картинок с названными животными.

Конспект организованной образовательной деятельности № 7

по сказке «Курочка Ряба»

Интегрированные задачи:

– приучать детей слушать народную сказку;

– учить договаривать слова и фразы;

развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов,как: «снесла», «махнула», «кудахчет»;

– обогащать активный словарь детей словами «баба», «Ряба», «яичко», «простое», «золотое», «плачет»,

Материалы: иллюстрации к сказке «Курочка Ряба», картинки с изображением героев сказки, сборно-разборные плоские игрушки «яйцо» из двух и трех частей и медальоны с изображением цыплят по количеству детей.

Ход работы

– Ребята, посмотрите, какие картинки я Вам принесла. Кто нарисован на этой картинке? (Воспитатель поочередно показывает детям картинки с изображением героев сказки, дети рассматривают картинки,называют героев: дед, баба, курочка ряба, мышка).

– Сейчас я расскажу Вам сказку «Курочка Ряба» (воспитатель эмоционально рассказывает сказку, показывая картинки с изображением героев сказки).

Дидактическая игра «Собери целое»

– Смотрите, ребята, какое яичко, ой, упало и разбилось, вот другое яичко и это разбилось (воспитатель показывает игрушечное целое «яичко» состоящее из двух частей, затем как будто его роняет, дает по игрушечному яичку каждому ребенку).

– Ой, ой – все яички разбились, ребятки, соберите яички (дети собирают яички, воспитатель радуется, показывает собранные яйца, хвалит детей, тем детям кто очень быстро справился с заданием, дает яичко из трех частей).

– Какие у нас детки молодцы, все яички собрали и появились у нас цыплятки (воспитатель одевает на детей, медальоны с изображением цыплят).

Подвижная игра «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (педагог изображает маму – курицу, идёт, высоко поднимая колени, машет «крыльями»).

А за ней ребятки. Жёлтые цыплятки (дети идут за мамой-курицей, и повторяет движения). Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко («грозит» пальчиком! Лапками гребите,зёрнышки ищите (присесть и «грести» лапками! Съели толстого жука, (показываем, какого жука съели,

дождевого червяка, (разводим руки в стороны, выпили водицы

полное корытце (наклоняемся, руки отводим назад).

– Ребята, вы поможете мне рассказать сказку «Курочка Ряба»? (Воспитатель показывает картинки и рассказывает сказку, выдерживая паузы, чтобы дети могли их заполнить).

Жили – были дед и … баба, и была у них … Курочка Ряба.

Снесла курочка …яичко: яичко не простое,золотое.

Дед бил, бил – … не разбил. Баба била, била – … не разбила.

Мышка бежала,хвостикоммахнула: яичко упало и … разбилось.

Дед … плачет, баба … плачет.А курочкакудахчет: «Не плачь, дед, … не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

– Молодцы ребята, хорошо рассказали сказку, а теперь пойдем гулять.

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Фольклор — область народного творчества, которая представляет собой одно из средств народной педагогики.

Источник