Лурия речь и развитие психических процессов ребенка
Лурия Александр Романович (16.07.1902 — 14.08.1977) — профессор, доктор педагогических наук , доктор медицинских наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР, действительный член АПН СССР, принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в развитие различных областей психологии. Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А.Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. — 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. Докторская диссертация по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. Он создал новое направление в психологии — нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Начиная с 1923 г. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Москве. Педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 г. — в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден орденом В.И.Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза. Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Лурия А.Р. на видео Книги (12)Высшие корковые функции человека Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Монография «Высшие корковые функции человека» — основной труд А.Р.Лурии по нейропсихологии — научной дисциплине, сложившейся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. В этой работе впервые в систематическом виде изложены основные положения нейропсихологии, показана историческая преемственность нейропсихологии как науки о мозговых основах психики, определены основные нейропсихологические понятия (психическая функция, синдром, симптом, фактор и др.), дано новое понимание высших психических функций как единиц нейропсихологического анализа последствий локальных поражений мозга, сформулирована теория системной динамической локализации высших психических функций и описаны нейропсихологические методы их исследования. Лекции по общей психологии Лекции Лурия А. Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией. Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы. Маленькая книжка о большой памяти Начало этой истории относится еще к двадцатым годам прошлого века. В лабораторию автора — тогда еще молодого психолога — пришел человек и попросил проверить его память. Человек — будем его называть Ш. — был репортером одной из газет, и редактор отдела этой газеты был инициатором его прихода в лабораторию… Нейропсихология памяти Данная книга является продолжением книги А Р. Лурия «Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга)», выпущенной издательством «Педагогика» в 1974 р. В монографии рассматриваются нарушения памяти и сознания, которые возникают при поражениях межуточного мозга, древней коры и внутренних отделов лобных долей, описываются отдельные клинические синдромы нарушения памяти в зависимости от локализации патологического процесса. Книга рассчитана на психологов, физиологов, невропатологов и психиатров Основные проблемы нейролингвистики В книге рассматриваются варианты изменения и нарушения процессов кодирования и декодирования речевого сообщения при поражениях мозга различной локализации. Приводится серия наблюдений, позволяющая сделать вывод, что указанные процессы имеют сложное строение и состоят (по крайней мере) из набора трех звеньев. Так, декодирование включает: выделение лексических элементов и их значения; понимание синтаксических отношений, в которые эти элементы вступают; выделение общего смысла сообщений. Кодирование же предполагает участие таких звеньев, как создание общего замысла, формирование его речевой схемы, выбор лексических компонентов и построение синтаксических структур, моторное воплощение высказывания. Основы нейропсихологии Эта книга, издаваемая к 100-летию со дня рождения А.Р.Лурия, предназначена для студентов в качестве учебного пособия еще самим автором. Она построена как учебный курс, в котором кратко излагается содержание нейропсихологии как учебной дисциплины. Автор подробно анализирует психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов — восприятия, произвольных движений и действий, внимания, памяти, речи, мышления. Раскрывает популярную сегодня среди нейропсихологов и клиницистов модель трех основных блоков мозга, в которой реализованы представления автора о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов и об основных типах их нарушений. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования В книге представлены две его монографии: «Очерки психофизиологии письма» (1950) и «Основные проблемы нейролингвистики» (1975). Обе они посвящены анализу психологической структуры письма и речи, проводимому с помощью нейропсихологического метода.Книга может быть полезна также студентам — филологам и педагогам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами речи и ее механизмов. Травматическая афазия Эта монография дает возможность уточнить ряд основных клинических понятий о поражениях мозговой деятельности и научно обосновать методы восстановления нарушенных мозговых функций. Прослеживая динамику афазических симптомов на последовательных этапах травматической болезни, автор дает новое теоретическое освещение этих расстройств, исходя из данных обшей мозговой патологии и тех положений о системной локализации функций, которые являются достижением современной и прежде всего советской неврологической мысли. Этапы пройденного пути Книга «Этапы пройденного пути» представляет собой последовательное изложение научных проблем, которые разрабатывались выдающимся советским психологом А.Р. Лурией в течение всей его жизни. Его научная автобиография — неотъемлемая часть истории и современного состояния советской и мировой психологической науки. Разрабатывая концепции исторического происхождения психических функций человека, А.Р. Лурия совместно с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым закладывал основы советской психологии. Язык и сознание Эта книга не ставит перед собой задачу проложить новые пути в одной из самых сложных областей науки — проблеме отношения языка и сознания.Ее задача скромнее: представить в сводном виде те основные положения, которые сложились за последние десятилетия в советской психологической науке, и несколько сблизить эти положения с основными данными современной лингвистики. Природа человеческих конфликтов Объективное изучение дезорганизации поведения человека. Тема книги «Природа человеческих конфликтов» — дезорганизация человеческого поведения, проблема взаимодействия воли, аффекта и поведения. Предпринята пытка рассмотреть психику в динамике, в единстве сознательных и неосознаваемых механизмов, в перспективе онто- и патогенеза. Разработанный для этих целей метод сопряженных моторных реакций — прообраз современного «детектора лжи». А.Р.Лурией был собран богатейший материал по конфликту аффективных процессов в разнообразных экспериментальных и естественных стрессовых ситуациях. Опыты проводились с детьми, студентами, преступниками и с людьми, имеющими психическую патологию. Итоги исследования позволили сформулировать целостный, системный взгляд на поведение человека, описать приемы преодоления деструктивных состояний, придать вес психологическому методу анализа нейродинамических процессов, увидеть связь между культурой и моторными реакциями человека. Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства. Комментарии читателейСтраница: 123 Добавить отзыв |
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лурия.
Александр Романович Лурия | |
---|---|
фото 1940-х годов | |
Дата рождения | 3 (16) июля 1902 |
Место рождения | Казань, Российская империя |
Дата смерти | 14 августа 1977[1](75 лет) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Научная сфера | нейропсихология, психолингвистика, этнопсихология |
Место работы | Московский государственный университет |
Альма-матер | Казанский государственный университет |
Учёная степень | доктор педагогических наук и доктор медицинских наук |
Учёное звание | профессор, действительный член АПН РСФСР, академик АПН СССР |
Научный руководитель | Л. С. Выготский |
Известные ученики | Б. М. Величковский, Э. Голдберг, А. И. Мещеряков, О. К. Тихомиров, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова |
Известен как | один из основателей культурно-исторической психологии, один из создателей факультета психологии Московского университета, Русского психоаналитического общества |
Награды и премии | Серебряная школьная медаль |
Произведения в Викитеке |
Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия (3 [16] июля 1902, Казань — 14 августа 1977, Москва) — советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского[2] и один из лидеров круга Выготского.
Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947) и АПН СССР (1967).
Биография[править | править код]
Александр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в интеллигентной еврейской семье. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия — занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875—1951) — была зубным врачом[3]. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937).
В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове[4]. С 1922 по 1930 годы — член Русского психоаналитического общества. В 1931—1934 руководил Сектором психологии в Украинской Психоневрологической Академии в Харькове[5] и фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине. С 1933 года работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы, таких, как Медико-биологический институт (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Московский государственный педагогический дефектологический институт, Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (с 1929 по 1934 годы — Экспериментальный дефектологический институт) и Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.
В довоенный период был активным участником международного научного процесса[6][7][8] и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов[9][10]. В 1940 Лурия должен был читать цикл из трёх лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины (так называемые The Thomas W. Salmon Lectures, New York Academy of Medicine[en]), но реализации этих планов помешало начало Второй мировой войны[11].
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 400—500 коек № 3120 в посёлке Кисегач Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Среди сотрудников Лурия того времени называют целый ряд специалистов психологов, психоневрологов и психиатров, таких как С. Г. Геллерштейн, Ф. В. Бассин, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец (в конце 1942 — начале 1943 переехал налаживать работу в другом госпитале), Э. С. Бейн, О. П. Кауфман, В. М. Коган, Э. А. Коробкова, а тж. невропатологи А. К. Фохт, Л. Б. Перельман, нейрохирург Н. П. Игнатьев, физиолог Л. С. Юсевич[12].
В октябре 1944 года Лурия переехал в Москву, хотя и продолжал руководить работой госпиталя до ноября 1944 года[13][14][15][16]. За научно-практическую работу в годы войны Лурия был награждён Орденом Трудового Красного Знамени[17].
С конца 1944 года — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко.
С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внёс важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.
Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.
Надо отдать должное А. Р. Лурии: он очень много сделал по организации собственно научных изданий, и я думаю, что журнал «Доклады АПН РСФСР», который во многом определил рост и развитие советской психологической науки в 1950—60-е годы, один из многих памятников ему. (Г. П. Щедровицкий[18]).
Научная деятельность[править | править код]
Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внёс в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
Внес вклад в создание нового научного направления — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Лурия имел высокий международный авторитет, являлся иностранным членом Национальной академии наук США (1968)[19], Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почётным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почётным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (фр.) (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с уважением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.
Лауреат премии имени М. В. Ломоносова I степени (1967) за труды по нейропсихологии.
Основные работы[править | править код]
- Психоанализ как система монической психологии, в сборнике Психология и марксизм, М, 1925.
- Речь и интеллект в развитии ребёнка. — М., 1927.
- Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. — М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
- Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
- Травматическая афазия. — М., 1947.
- Восстановление функций мозга после военной травмы. — М., 1948.
- Речь и развитие психических процессов у ребёнка. — М., 1956 (в соавт. с Ф. Я. Юдович)
- Умственно отсталый ребёнок. — М., 1960.
- Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.
- Мозг и психические процессы. Т. 1. — М., 1963. ; Т. 2. — М., 1970.
- Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
- Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста). — М., 1968. Исследование феноменальной памяти С. В. Шерешевского.
- Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М. : Эйдос, 2019. — 88 с. (с рис. В. Гончар)
- Психология как историческая наука. — 1971.
- Основы нейропсихологии. — M., 1973.
- Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
- Нейропсихология памяти. Т. 1. — М., 1974. ; Т.2. — М., 1976.
- Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
- Язык и сознание (idem). — М., 1979.
- Потерянный и возвращённый мир.
- Культурные различия и интеллектуальная деятельность.
- Этапы пройденного пути. Научная автобиография. — М., 2001. ISBN 5-211-04434-7
- Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека. — М., 2002. ISBN 5-89353-032-2
- Лекции по общей психологии. — СПб., 2007. ISBN 978-5-94723-559-3
- Психологическое наследие. —М., 2003. ISBN 5-89357-131-2
В кинематографе[править | править код]
- Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» во многом основан на исследованиях психики С. В. Шерешевского (1886—1958), описанных Лурией в «Маленькой книжке о большой памяти».
Примечания[править | править код]
- ↑ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Yasnitsky, A. (2018). Vygotsky: An Intellectual Biography. London and New York: Routledge BOOK PREVIEW
- ↑ Е. А. Лурия. Мой отец А. Р. Лурия. — М.: Гнозис, 1994. — С. 6,7. — 232 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7333-0384-0.
- ↑ Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. — М., 1982.
- ↑ Лурия А. Р. Письма к Л. П. Липчиной из Харькова (pdf) // Культурно-историческая психология, № 2/2012
- ↑ Ясницкий А. Реконструкция поездки А. Р. Лурии на IX международный психологический конгресс // Вопросы психологии. — 2012. — № 4. — С. 86-93.
- ↑ Ясницкий А. Об изоляционизме советской психологии: научные публикации 1920—1930-х гг. // Вопросы психологии. — 2011 — № 1. — С. 124—136.
- ↑ Ясницкий А. Об изоляционизме советской психологии: зарубежные конференции 1920—1930-х гг. // Вопросы психологии. — 2010. — № 3. — С. 101—112.
- ↑ Ясницкий А. Изоляционизм советской психологии? Неформальные личные связи учёных, международные посредники и «импорт» психологии // Вопросы психологии. — 2012. — № 1. — С. 100—112.
- ↑ Ясницкий А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — № 1. — С. 60-97.
- ↑ Ясницкий А., Ламдан Э., Ван дер Веер Р. «В августе 1941-го»: Неизвестное письмо А. Р. Лурии в США как зеркало ревизионистской революции в историографии русской психологии // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 2. С. 225—292
- ↑ Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. — М.: Воениздат, 1992. — С. 44. et passim
- ↑ Смирнов С. С. Дом, где жил учёный-психолог А. Р. Лурия //Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Челябинская область. — М.: НИИ культуры, 1986. — С. 138—139. Опубликовано: Санаторий «Кисегач» // worowski (2008-09-04)
- ↑ Кусков С. А. Эвакогоспитали в Челябинской области накануне и в период Великой Отечественной войны (2010); (doc)
- ↑ Размещение эвакогоспиталей на территории Челябинской области в 1939—1945 гг. (недоступная ссылка)
- ↑ Мануйлова Ю. Н. Медицинская реабилитация раненых в эвакогоспиталях Южного Урала в годы Великой Отечественной войны // Вестник Челябинского университета 2001. № 1. Серия 8. Экономика, социология, социальная работа. — С. 89-92.
- ↑ Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. — М.: Воениздат, 1992. — С. 50.
- ↑ Щедровицкий Г. П. Я всегда был идеалистом… — М.: Путь, 2001. — ISBN 5-93733-010-2
- ↑ Alexander Luria (англ.)
Литература[править | править код]
- Proctor, H. (2020). Psychologies in Revolution: Alexander Luria’s ‘Romantic Science’ and Soviet Social History. Cham: Palgrave Macmillan.
- Yasnitsky, A. (Ed.) (2019). Questioning Vygotsky’s Legacy: Scientific Psychology or Heroic Cult. London and New York: Routledge [ book preview ]
- Yasnitsky, A. (2018). Vygotsky: An Intellectual Biography. London, Routledge. ISBN 978-1-13-8806740 [ book preview ]
- Yasnitsky, A., van der Veer, R., Aguilar, E. & García, L.N. (Eds.) (2016). Vygotski revisitado: una historia crítica de su contexto y legado. Buenos Aires: Miño y Dávila Editores
- Yasnitsky, A. & van der Veer, R. (Eds.) (2016). Revisionist Revolution in Vygotsky Studies. Routledge, ISBN 978-1-13-888730-5
- Proctor, H. (2016). Revolutionary thinking: a theoretical history of Alexander Luria’s ‘Romantic science’. PhD thesis, Birkbeck, University of London.
- Cole M., Levitin K., Luria A. The autobiography of A. Luria: a dialogue with «The making of mind». Mahwah, 2005.
- Лурия Е. А. Мой отец А. Р. Лурия. М., 1994.
- Хомская Е. Д. А. Р. Лурия: научная биография. М., 1992.
- А. Р. Лурия и современная психология. М., 1982.
- Лурия Александр Романович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Ссылки[править | править код]
- Лурия, Александр Романович на сайте факультета психологии МГУ
- Александр Лурия в Галерее Международного Общества Философов (англ.)
- Фотографии А. Р. Лурия разных лет
- Раздел книги Лорена Грэхэма «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе», посвящённый А. Р. Лурии
- Александр Лурия. Психология как историческая наука: к вопросу об исторической природе психологических процессов
- А. Р. Лурия и дефектология
- А. Р. Лурия в электронной библиотеке Нестор
- Биография А. Р. Лурия
Источник