Лосева и луньков психосексуальное развитие ребенка

Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. — М.:
А.П.О., 1995. — 52 с.
В брошюре приводятся основные сведения по психоанализу детства.
Стадии и линии психосексуального развития, роль игрушки в
психосексуальном развитии ребенка; приемы и методы игровой коррекции
ночных страхов, задержек психосексуального развития ребенка.
Оглавление
Глава 1. Стадии и линии психосексуального развития ребенка………………….2
1.1. Понятие психосексуального развития ребенка…………………………………2
1.2. Оральная стадия…………………………………………………………………………………….3
1.3. Анальная стадия…………………………………………………………………………………….5
1.4. Эдипова стадия………………………………………………………………………………………9
1.5. Латентная и пубертатная стадии……………………………………………………….13
1.6. Линии психосексуального развития ребенка………………………………….15
Глава 2. Игрушка в психосексуальном развитии ребенка и игровая
коррекция………………………………………………………………………………………………17
2.1. Развитие функций игрушки……………………………………………………………….17
2.2. Роль игрушек с фиксированным значением……………………………………20
2.3. Игрушка и становление психосексуальной идентичности…………..24
2.4. Связь с предметом и психосексуальное развитие…………………………..26
2.5. Психологический смысл игровой коррекции………………………………….28
2.6. Символизм детской игрушки и его использование в игровой
коррекции…………………………………………………………………………………………………….29
2.7. Приемы коррекционной игры……………………………………………………………31
Глава 3. Родительское программирование как источник эмоциональных
проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей.36
Первая директива — «не живи»……………………………………………………………….38
Вторая директива — «не будь ребенком»……………………………………………….39
Третья директива: «не расти»…………………………………………………………………..40
Четвертая директива — «не думай»………………………………………………………..41
Пятая директива — «не чувствуй»…………………………………………………………..42
Шестая директива — «не достигай успеха»…………………………………………..43
Седьмая директива — «не будь лидером»………………………………………………43
Восьмая директива — «не принадлежи»………………………………………………..43
Девятая директива — «не будь близким»……………………………………………….44
Десятая директива — «не делай»…………………………………………………………….44
Одиннадцатая директива — «не будь самим собой»…………………………….45
Двенадцатая директива — «не чувствуй себя хорошо»……………………….45
Литература…………………………………………………………………………………………….47
Глава 1. Стадии и линии психосексуального развития ребенка
Настоящий раздел посвящен изложению стадий психосексуального
развития ребенка с учетом исследований классического психоанализа (3.
Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн и др.) и собственным практическим опытом
авторов как психологов и психотерапевтов.
Достижения детского психоанализа долгое время замалчивались или
извращались в отечественной психолого-педагогической литературе. Поэтому
нашей задачей является не только познакомить педагога и воспитателя с
малоизвестным в нашей стране подходом к анализу детства, но и сделать это
в форме, пригодной для практического использования.
Хотя основные принципы, понятия и приемы психоанализа связаны с
именем Зигмунда Фрейда, развитие собственно детского психоанализа
произошло благодаря работам и деятельности Анны Фрейд, его дочери. В
вышедших на русском языке двух книгах А. Фрейд не излагается ее учение о
линиях психосексуального развития ребенка. Поэтому в главке 1.6
использованы некоторые материалы из ее книги «Норма и патология детского
развития», представляющей собой учебник по детскому психоанализу, не
переведенный на русский язык.
1.1. Понятие психосексуального развития ребенка
Одним из основных открытий, сделанных в психологии детства, было
раскрытие Зигмундом Фрейдом природы и динамики детской эротики. Миф
об асексуальности детства, веками существовавший в европейской культуре,
был развеян основоположниками психоанализа. Постепенно достижения
психоаналитической мысли внедрились в педагогическую практику, хотя этот
процесс был нелегким и происходил не без перекосов.
Надо сказать, что сам 3. Фрейд не разрабатывал специально методы и
техники детского психоанализа. Ему принадлежит лишь классическое
членение развития ребенка на стадии. В классическом психоанализе
выделяют следующие стадии психосексуального развития: оральную,
анальную, Эдипову (фаллическую), латентную и пубертатную (генитальную).
Названия стадий связаны с обозначением тех зон тела ребенка, которые
«ответственны» в каждый момент его развития за получение наибольшего
удовольствия от удовлетворения влечений и функционирования своего тела.
Под психосексуальным развитием в психоанализе обычно понимается
движение ребенка от инфантильных способов удовлетворения влечений к
более зрелым, позволяющим в конечном итоге вступить в сексуальный
контакт с человеком противоположного пола.
Однако мы понимаем психосексуальное развитие несколько шире и не
считаем, что способность к установлению «взрослого» сексуального контакта
является итогом этого развития. На наш взгляд, психосексуальное развитие
человека— это процесс овладения им энергией собственных влечений,
движение к эмоциональной зрелости и обретению как психологической
автономии, так и способности к эмоционально-близким контактам с другими
людьми.
С этой точки зрения, психосексуальное развитие человека не заканчивается
в момент наступления половой зрелости в биологическом смысле слова, а
продолжается всю жизнь, в ходе решения задач личностного и
эмоционального развития, создания семьи, воспитания детей, которое
позволяет взрослому вернуться к неизжитым проблемам собственного
детства и получить второй шанс на их разрешение, воспитывая собственного
ребенка. В конечном итоге, последней стадией психосексуального развития
человека является продуктивная и здоровая старость.
Психосексуальное развитие, рассмотренное в таком контексте, представляет
собой движение по жизненным фазам, причем переход с одной фазы на
другую сопровождается отказом от преимущественного использования тех
форм удовлетворения эмоциональных и витальных потребностей, которые
давали наибольшее удовлетворение на предыдущей фазе, ради освоения
новых.
Особенно ярко это видно на примере психосексуального развития в детском
возрасте. Именно в детстве закладываются предпосылки многих
сексуальных, эмоциональных и коммуникативных проблем, с которыми
впоследствии сталкивается взрослый человек. Следы неизжитых детских
психотравм могут серьезно исказить жизнь взрослого человека.
Поэтому знание основных механизмов психосексуального развития ребенка
необходимо воспитателю и педагогу не только для того, чтобы предотвратить
возможные отклонения в его развитии, но и для того, чтобы по возможности
скомпенсировать и вовремя заметить негативные последствия семейного
воспитания.
1.2. Оральная стадия
В настоящее время все большее распространение получает точка зрения, что
психосексуальное развитие ребенка, понятое как развитие его эмоций,
влечений и способности получать удовольствие от функционирования
собственного тела, начинается еще до рождения — в утробе матери.
Если 3. Фрейд развенчал миф о «золотом веке» детства, не знающем
конфликтов и «темных» влечений, то в 70-е годы нашего века в работах
микропсихоаналитиков (С. Фанти. Микропсихоанализ. — М., 1993; М.
Марконе. Девятимесячный сон. —М., 1993) был развенчан миф, пришедший
ему на смену — о «золотом вехе» пренатального периода, когда мать и дитя
якобы находятся в полном биологическом и психологическом симбиозе и
потребности будущего ребенка удовлетворяются автоматически без всякого
усилия с его стороны. Микропсихоаналитики показали, что никакого
пренатального симбиоза не существует, что мать и будущее дитя состоят в
сложных, а часто и конфликтных, психоэмоциональных отношениях, и что
ребенок рождается на свет, уже имея эмоциональный опыт борьбы и
конфронтации. С этой точки зрения, «травма рождения» не является первой
психотравмой в жизни младенца.
Принято считать, что ребенок рождается на свет абсолютно беспомощным.
Это не совсем верно. Дело в том, что ему еще только предстоит «открыть»
собственную беспомощность и одновременно найти средства спасения от нее
в контакте с матерью — первым в его жизни взрослым.
Можно сказать, что ребенок рождается как раз могущественным (конечно, с
«субъективной» точки зрения) и обнаруживает свою беспомощность только с
момента неудовлетворенности своих потребностей в пище, тепле и контакте.
Все эти потребности удовлетворяются им совместно с матерью в акте
грудного вскармливания, который является наиболее эмоционально
значимым моментом его жизни на этой фазе развития.
Основной зоной тела, …
Источник
Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. — М.:
А.П.О., 1995. — 52 с.
В брошюре приводятся основные сведения по психоанализу детства.
Стадии и линии психосексуального развития, роль игрушки в
психосексуальном развитии ребенка; приемы и методы игровой коррекции
ночных страхов, задержек психосексуального развития ребенка.
Оглавление
Глава 1. Стадии и линии психосексуального развития ребенка………………….2
1.1. Понятие психосексуального развития ребенка…………………………………2
1.2. Оральная стадия…………………………………………………………………………………….3
1.3. Анальная стадия…………………………………………………………………………………….5
1.4. Эдипова стадия………………………………………………………………………………………9
1.5. Латентная и пубертатная стадии……………………………………………………….13
1.6. Линии психосексуального развития ребенка………………………………….15
Глава 2. Игрушка в психосексуальном развитии ребенка и игровая
коррекция………………………………………………………………………………………………17
2.1. Развитие функций игрушки……………………………………………………………….17
2.2. Роль игрушек с фиксированным значением……………………………………20
2.3. Игрушка и становление психосексуальной идентичности…………..24
2.4. Связь с предметом и психосексуальное развитие…………………………..26
2.5. Психологический смысл игровой коррекции………………………………….28
2.6. Символизм детской игрушки и его использование в игровой
коррекции…………………………………………………………………………………………………….29
2.7. Приемы коррекционной игры……………………………………………………………31
Глава 3. Родительское программирование как источник эмоциональных
проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей.36
Первая директива — «не живи»……………………………………………………………….38
Вторая директива — «не будь ребенком»……………………………………………….39
Третья директива: «не расти»…………………………………………………………………..40
Четвертая директива — «не думай»………………………………………………………..41
Пятая директива — «не чувствуй»…………………………………………………………..42
Шестая директива — «не достигай успеха»…………………………………………..43
Седьмая директива — «не будь лидером»………………………………………………43
Восьмая директива — «не принадлежи»………………………………………………..43
Девятая директива — «не будь близким»……………………………………………….44
Десятая директива — «не делай»…………………………………………………………….44
Одиннадцатая директива — «не будь самим собой»…………………………….45
Двенадцатая директива — «не чувствуй себя хорошо»……………………….45
Литература…………………………………………………………………………………………….47
Глава 1. Стадии и линии психосексуального развития ребенка
Настоящий раздел посвящен изложению стадий психосексуального
развития ребенка с учетом исследований классического психоанализа (3.
Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн и др.) и собственным практическим опытом
авторов как психологов и психотерапевтов.
Достижения детского психоанализа долгое время замалчивались или
извращались в отечественной психолого-педагогической литературе. Поэтому
нашей задачей является не только познакомить педагога и воспитателя с
малоизвестным в нашей стране подходом к анализу детства, но и сделать это
в форме, пригодной для практического использования.
Хотя основные принципы, понятия и приемы психоанализа связаны с
именем Зигмунда Фрейда, развитие собственно детского психоанализа
произошло благодаря работам и деятельности Анны Фрейд, его дочери. В
вышедших на русском языке двух книгах А. Фрейд не излагается ее учение о
линиях психосексуального развития ребенка. Поэтому в главке 1.6
использованы некоторые материалы из ее книги «Норма и патология детского
развития», представляющей собой учебник по детскому психоанализу, не
переведенный на русский язык.
1.1. Понятие психосексуального развития ребенка
Одним из основных открытий, сделанных в психологии детства, было
раскрытие Зигмундом Фрейдом природы и динамики детской эротики. Миф
об асексуальности детства, веками существовавший в европейской культуре,
был развеян основоположниками психоанализа. Постепенно достижения
психоаналитической мысли внедрились в педагогическую практику, хотя этот
процесс был нелегким и происходил не без перекосов.
Источник