Лосева и луньков психосексуальное развитие ребенка

Лосева и луньков психосексуальное развитие ребенка thumbnail

Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. — М.:

А.П.О., 1995. — 52 с.

В брошюре приводятся основные сведения по психоанализу детства.

Стадии и линии психосексуального развития, роль игрушки в

психосексуальном развитии ребенка; приемы и методы игровой коррекции

ночных страхов, задержек психосексуального развития ребенка.

Оглавление

Глава 1. Стадии и линии психосексуального развития ребенка………………….2

1.1. Понятие психосексуального развития ребенка…………………………………2

1.2. Оральная стадия…………………………………………………………………………………….3

1.3. Анальная стадия…………………………………………………………………………………….5

1.4. Эдипова стадия………………………………………………………………………………………9

1.5. Латентная и пубертатная стадии……………………………………………………….13

1.6. Линии психосексуального развития ребенка………………………………….15

Глава 2. Игрушка в психосексуальном развитии ребенка и игровая

коррекция………………………………………………………………………………………………17

2.1. Развитие функций игрушки……………………………………………………………….17

2.2. Роль игрушек с фиксированным значением……………………………………20

2.3. Игрушка и становление психосексуальной идентичности…………..24

2.4. Связь с предметом и психосексуальное развитие…………………………..26

2.5. Психологический смысл игровой коррекции………………………………….28

2.6. Символизм детской игрушки и его использование в игровой

коррекции…………………………………………………………………………………………………….29

2.7. Приемы коррекционной игры……………………………………………………………31

Глава 3. Родительское программирование как источник эмоциональных

проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей.36

Первая директива — «не живи»……………………………………………………………….38

Вторая директива — «не будь ребенком»……………………………………………….39

Третья директива: «не расти»…………………………………………………………………..40

Четвертая директива — «не думай»………………………………………………………..41

Пятая директива — «не чувствуй»…………………………………………………………..42

Шестая директива — «не достигай успеха»…………………………………………..43

Седьмая директива — «не будь лидером»………………………………………………43

Восьмая директива — «не принадлежи»………………………………………………..43

Девятая директива — «не будь близким»……………………………………………….44

Десятая директива — «не делай»…………………………………………………………….44

Одиннадцатая директива — «не будь самим собой»…………………………….45

Двенадцатая директива — «не чувствуй себя хорошо»……………………….45

Литература…………………………………………………………………………………………….47

Глава 1. Стадии и линии психосексуального развития ребенка

Настоящий раздел посвящен изложению стадий психосексуального

развития ребенка с учетом исследований классического психоанализа (3.

Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн и др.) и собственным практическим опытом

авторов как психологов и психотерапевтов.

Достижения детского психоанализа долгое время замалчивались или

извращались в отечественной психолого-педагогической литературе. Поэтому

нашей задачей является не только познакомить педагога и воспитателя с

малоизвестным в нашей стране подходом к анализу детства, но и сделать это

в форме, пригодной для практического использования.

Хотя основные принципы, понятия и приемы психоанализа связаны с

именем Зигмунда Фрейда, развитие собственно детского психоанализа

произошло благодаря работам и деятельности Анны Фрейд, его дочери. В

вышедших на русском языке двух книгах А. Фрейд не излагается ее учение о

линиях психосексуального развития ребенка. Поэтому в главке 1.6

использованы некоторые материалы из ее книги «Норма и патология детского

развития», представляющей собой учебник по детскому психоанализу, не

Читайте также:  Книги развитие ребенка epub скачать

переведенный на русский язык.

1.1. Понятие психосексуального развития ребенка

Одним из основных открытий, сделанных в психологии детства, было

раскрытие Зигмундом Фрейдом природы и динамики детской эротики. Миф

об асексуальности детства, веками существовавший в европейской культуре,

был развеян основоположниками психоанализа. Постепенно достижения

психоаналитической мысли внедрились в педагогическую практику, хотя этот

процесс был нелегким и происходил не без перекосов.

Надо сказать, что сам 3. Фрейд не разрабатывал специально методы и

техники детского психоанализа. Ему принадлежит лишь классическое

членение развития ребенка на стадии. В классическом психоанализе

выделяют следующие стадии психосексуального развития: оральную,

анальную, Эдипову (фаллическую), латентную и пубертатную (генитальную).

Названия стадий связаны с обозначением тех зон тела ребенка, которые

«ответственны» в каждый момент его развития за получение наибольшего

удовольствия от удовлетворения влечений и функционирования своего тела.

Под психосексуальным развитием в психоанализе обычно понимается

движение ребенка от инфантильных способов удовлетворения влечений к

более зрелым, позволяющим в конечном итоге вступить в сексуальный

контакт с человеком противоположного пола.

Однако мы понимаем психосексуальное развитие несколько шире и не

считаем, что способность к установлению «взрослого» сексуального контакта

является итогом этого развития. На наш взгляд, психосексуальное развитие

человека— это процесс овладения им энергией собственных влечений,

движение к эмоциональной зрелости и обретению как психологической

автономии, так и способности к эмоционально-близким контактам с другими

людьми.

С этой точки зрения, психосексуальное развитие человека не заканчивается

в момент наступления половой зрелости в биологическом смысле слова, а

продолжается всю жизнь, в ходе решения задач личностного и

эмоционального развития, создания семьи, воспитания детей, которое

позволяет взрослому вернуться к неизжитым проблемам собственного

детства и получить второй шанс на их разрешение, воспитывая собственного

ребенка. В конечном итоге, последней стадией психосексуального развития

человека является продуктивная и здоровая старость.

Психосексуальное развитие, рассмотренное в таком контексте, представляет

собой движение по жизненным фазам, причем переход с одной фазы на

другую сопровождается отказом от преимущественного использования тех

форм удовлетворения эмоциональных и витальных потребностей, которые

давали наибольшее удовлетворение на предыдущей фазе, ради освоения

новых.

Особенно ярко это видно на примере психосексуального развития в детском

возрасте. Именно в детстве закладываются предпосылки многих

сексуальных, эмоциональных и коммуникативных проблем, с которыми

впоследствии сталкивается взрослый человек. Следы неизжитых детских

психотравм могут серьезно исказить жизнь взрослого человека.

Поэтому знание основных механизмов психосексуального развития ребенка

Читайте также:  Комплексный подход к развитию ребенка с овз

необходимо воспитателю и педагогу не только для того, чтобы предотвратить

возможные отклонения в его развитии, но и для того, чтобы по возможности

скомпенсировать и вовремя заметить негативные последствия семейного

воспитания.

1.2. Оральная стадия

В настоящее время все большее распространение получает точка зрения, что

психосексуальное развитие ребенка, понятое как развитие его эмоций,

влечений и способности получать удовольствие от функционирования

собственного тела, начинается еще до рождения — в утробе матери.

Если 3. Фрейд развенчал миф о «золотом веке» детства, не знающем

конфликтов и «темных» влечений, то в 70-е годы нашего века в работах

микропсихоаналитиков (С. Фанти. Микропсихоанализ. — М., 1993; М.

Марконе. Девятимесячный сон. —М., 1993) был развенчан миф, пришедший

ему на смену — о «золотом вехе» пренатального периода, когда мать и дитя

якобы находятся в полном биологическом и психологическом симбиозе и

потребности будущего ребенка удовлетворяются автоматически без всякого

усилия с его стороны. Микропсихоаналитики показали, что никакого

пренатального симбиоза не существует, что мать и будущее дитя состоят в

сложных, а часто и конфликтных, психоэмоциональных отношениях, и что

ребенок рождается на свет, уже имея эмоциональный опыт борьбы и

конфронтации. С этой точки зрения, «травма рождения» не является первой

психотравмой в жизни младенца.

Принято считать, что ребенок рождается на свет абсолютно беспомощным.

Это не совсем верно. Дело в том, что ему еще только предстоит «открыть»

собственную беспомощность и одновременно найти средства спасения от нее

в контакте с матерью — первым в его жизни взрослым.

Можно сказать, что ребенок рождается как раз могущественным (конечно, с

«субъективной» точки зрения) и обнаруживает свою беспомощность только с

момента неудовлетворенности своих потребностей в пище, тепле и контакте.

Все эти потребности удовлетворяются им совместно с матерью в акте

грудного вскармливания, который является наиболее эмоционально

значимым моментом его жизни на этой фазе развития.

Основной зоной тела, …

Источник

Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. — М.:

А.П.О., 1995. — 52 с.

В брошюре приводятся основные сведения по психоанализу детства.

Стадии и линии психосексуального развития, роль игрушки в

психосексуальном развитии ребенка; приемы и методы игровой коррекции

ночных страхов, задержек психосексуального развития ребенка.

Оглавление

Глава 1. Стадии и линии психосексуального развития ребенка………………….2

1.1. Понятие психосексуального развития ребенка…………………………………2

1.2. Оральная стадия…………………………………………………………………………………….3

Читайте также:  Узнать пол ребенка и развитие по неделям

1.3. Анальная стадия…………………………………………………………………………………….5

1.4. Эдипова стадия………………………………………………………………………………………9

1.5. Латентная и пубертатная стадии……………………………………………………….13

1.6. Линии психосексуального развития ребенка………………………………….15

Глава 2. Игрушка в психосексуальном развитии ребенка и игровая

коррекция………………………………………………………………………………………………17

2.1. Развитие функций игрушки……………………………………………………………….17

2.2. Роль игрушек с фиксированным значением……………………………………20

2.3. Игрушка и становление психосексуальной идентичности…………..24

2.4. Связь с предметом и психосексуальное развитие…………………………..26

2.5. Психологический смысл игровой коррекции………………………………….28

2.6. Символизм детской игрушки и его использование в игровой

коррекции…………………………………………………………………………………………………….29

2.7. Приемы коррекционной игры……………………………………………………………31

Глава 3. Родительское программирование как источник эмоциональных

проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей.36

Первая директива — «не живи»……………………………………………………………….38

Вторая директива — «не будь ребенком»……………………………………………….39

Третья директива: «не расти»…………………………………………………………………..40

Четвертая директива — «не думай»………………………………………………………..41

Пятая директива — «не чувствуй»…………………………………………………………..42

Шестая директива — «не достигай успеха»…………………………………………..43

Седьмая директива — «не будь лидером»………………………………………………43

Восьмая директива — «не принадлежи»………………………………………………..43

Девятая директива — «не будь близким»……………………………………………….44

Десятая директива — «не делай»…………………………………………………………….44

Одиннадцатая директива — «не будь самим собой»…………………………….45

Двенадцатая директива — «не чувствуй себя хорошо»……………………….45

Литература…………………………………………………………………………………………….47

Глава 1. Стадии и линии психосексуального развития ребенка

Настоящий раздел посвящен изложению стадий психосексуального

развития ребенка с учетом исследований классического психоанализа (3.

Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн и др.) и собственным практическим опытом

авторов как психологов и психотерапевтов.

Достижения детского психоанализа долгое время замалчивались или

извращались в отечественной психолого-педагогической литературе. Поэтому

нашей задачей является не только познакомить педагога и воспитателя с

малоизвестным в нашей стране подходом к анализу детства, но и сделать это

в форме, пригодной для практического использования.

Хотя основные принципы, понятия и приемы психоанализа связаны с

именем Зигмунда Фрейда, развитие собственно детского психоанализа

произошло благодаря работам и деятельности Анны Фрейд, его дочери. В

вышедших на русском языке двух книгах А. Фрейд не излагается ее учение о

линиях психосексуального развития ребенка. Поэтому в главке 1.6

использованы некоторые материалы из ее книги «Норма и патология детского

развития», представляющей собой учебник по детскому психоанализу, не

переведенный на русский язык.

1.1. Понятие психосексуального развития ребенка

Одним из основных открытий, сделанных в психологии детства, было

раскрытие Зигмундом Фрейдом природы и динамики детской эротики. Миф

об асексуальности детства, веками существовавший в европейской культуре,

был развеян основоположниками психоанализа. Постепенно достижения

психоаналитической мысли внедрились в педагогическую практику, хотя этот

процесс был нелегким и происходил не без перекосов.

Источник