Комплексный подход к развитию ребенка с овз

Доклад для педагогов. Подготовила Кизина В.В. воспитаель высшей категории БДОУ г.Омска «Детский сад №194 компенсирующего вида»                                                                                                                   

«Комплексный  подход  к  развитию,  обучению  детей  с  ОВЗ  в

  условия  модернизации  образования»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество малышей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Для  них необходимы особые условия и грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение.

Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.    

Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка.

Педагог, занятый в системе сопровождения, призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка, т.е. способствовать созданию условий на уровне семьи ДОУ.

Успешность помощи ребенку часто зависит от нескольких специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель!

Еще один важный принцип сопровождения – это принцип системности сопровождения, который реализуется через единство диагностики, коррекции и развития – определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку.

Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе заключается в обеспечении нормального развития ребенка (в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте).

Общими задачами психолого – педагогического сопровождения являются: — предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, социализации;                                     

-развитие психолого – педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.

На ступени дошкольного образования осуществляется ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

Об уровне нравственного развития общества судят по отношению к пожилым людям,   детям и инвалидам. Отрадно, что в последние годы в системе специального (коррекционного)  образования все больше внимания уделяется изучению и внедрению интегрированного обучения детей с особенностями развития. Это обусловлено поиском оптимальных условий организаций реабилитации и социальной адаптации «особых» детей. В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание

и образование, а международные документы по проблемам инвалидов призваны обеспечить им равные возможности наряду со здоровыми детьми.

Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ (или маршрутов, как мы их называем) развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей «особого» ребенка и запросов родителей.

Содержание и направление индивидуальных маршрутов разительно отличаются друг от друга. Это продиктовано  не только наличием различных дефектов развития, но и разницей в начальном уровне интеллектуального, физического и личностного развития. При определении маршрута важно знать функциональные возможности и возрастные особенности каждого ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, связанные со здоровьем, спецификой развития и др. Необходимо уметь выделять факторы риска в развитии каждого ребенка и с их учетом разработать оптимальную систему подготовки ребенка.

Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей – инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально – техническая база ДОУ.

Педагоги стараются инициировать общение детей через:

— занятия

— игры

— труд

— спорт

— культуру

— развлечения

— повседневную деятельность

-конкурсы и т.д.

В региональном детском конкурсе «Солнечная страна», наши дети заняли 6,7,11,12 место ( в конкурсе принимало 1053 детей)

Хочу поделиться опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ и семьи.

На протяжении многих лет в нашем детском саду практикуется профилактический осмотр детей узкими специалистами (один раз в пол года дети проходят медикаментозный курс лечения на дому), и психотерапевтическое воздействие. Для эффективности психотерапии мы стараемся, чтобы сообщаемая информация была полезной и важной для ребенка. Понимая, что главным средством психотерапии является слово, преподносим материал кратко, доступно. Мы терпеливые и справедливые наставники для детей. Систематически проводятся беседы, даются разъяснения, как детям, так и родителям. Метод внушения и убеждения дает стабильно хороший эффект. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом внимании к ним, прощении. В результате рациональной психотерапии, направленной на разумное воспитание и перевоспитание мышления, оценки своего состояния, мы помогаем данной категории детей самоутвердиться в жизни, регулировать свое поведение, исправлять речевые нарушения.

Читайте также:  Критерии речевого развития ребенка семи лет

Психотерапевтического воздействие перекликается с задачами логопедического обучения. При появлении даже минимальных успехов обращаем на них внимание окружающих и ребенка. Ребенку нравится, когда его хвалят в другой группе, кабинете. У нас практикуется на занятиях, за правильные ответы получение «фишек», призов, всевозможных поощрений. В результате этого ребята стремятся к скорой нормализации речи и осознанно контролируют  свое поведение. Весь комплекс психотерапии проводится по принципу преемственности, индивидуального подхода, дифференцированной направленности бесед, разъяснений, убеждений, внушений.

Нет такого психологического, педагогического, психотерапевтического направления, которое обошлось бы без использования сказок, которые являются посредниками между внутренними миром

педагога и душами воспитанников. Используя метод сказкотерапии, мы развиваем эмоционально-волевую сферу ребенка, корректируем возникшие у него проблемы, развиваем личность, формируем созидательную систему ценностей. Мы считаем, что сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать  проблемы. Мы тактично направляем мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой. Достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе: обогащается словарь детей, лексико-граммотического оформление речи,   автоматизируются поставленные звуки. Дети любит сеансы смехотерапии, которые способствует коррекции настроения. Они с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.

Основным объектом, обеспечивающим ребенку возможность самовыражения, накопления опыта и его коррекции в  процессе самостоятельной игры, являются куклы. Терапевтические куклы, которые мы применяем на занятиях, формируют у ребенка чувство ответственности за « чужую жизнь», помогают снижать психическое напряжение. Использование куклотерапии помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, категорий, связной речи. Это игрушки, которые надевают на руку. Игрушки диких животных мы используем для выражения гнева, страха, хитрости. От имени кукол мы проводим развивающие игры, занятия.

Возможности куклотерапии позволяют решать такие важные коррекционные задачи, как развитие всех компонентов речи, самовыражение дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости. Дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.

Для уравновешивания эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья мы используем такой метод воздействия, как пескотерапия. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья ведется дополнительная работа всеми специалистами по графику и индивидуальному плану. Большую помощь таким детям оказывают младшие воспитатели. Они помогают детям адаптироваться в непривычных условиях, ведут индивидуальную работу по привитию элементарных культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Своевременная помощь специалистов детского сада на дому и в ДОУ способствует улучшению здоровья детей и их развитию.

Вывод:

Таким образом, в результате комплексной работы всех специалистов ДОУ у детей с ограниченными возможностями здоровья восстанавливается функция общения, контролируется поведение, достигается компенсация утраченных способностей, реализуется возможность получения общего образования.

Источник

Ольга Армеева
Инклюзия в образовании — комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ОВЗ

ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

О. В. Армеева – воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Радость»

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает включенность. Инклюзивное, или интегративное, образование дает возможность всем обучающимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе.

Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же или близкие сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения, то есть учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы. В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции.

Читайте также:  Характеристика дошкольного этапа развития ребенка

Модели интеграции могут быть различными: 1) комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1–2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);

2) частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1–2 человека;

3) временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников;

4) полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1–2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения, либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах (например, дети с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах системы здравоохранения).

Наш детский сад «Радость» села Верховажье – комбинированного вида. В детском саду есть одна группа раннего возраста, четыре группы дошкольного возраста и компенсирующая (логопедическая) группа для детей с речевыми нарушениями.С детьми с ОВЗ работают следующие специалисты: учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели. Немаловажным мы считаем психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся детей, вовлеченных в инклюзивное образование.

Логопедическая группа формируется из детей старшего дошкольного возраста, имеющих разный уровень развития, индивидуальную структуру нарушений, а также различные социальные условия их воспитания, сроком на один или два года обучения. Речевое развитие для нашей группы является приоритетным. Образовательный процесс осуществляется на базе государственной «Программы воспитания и обучения детей» под редакцией М. А. Васильевой. Коррекционную работу мы строим на основе программ Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада», «Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим нарушением речи», методических рекомендаций и разработок по обучению дошкольников с особыми образовательными потребностями, рекомендованных Министерством образования.

Обеспечить коррекционную направленность дошкольного образования – значит дополнить и обогатить общеразвивающие программы теми методами и приемами, которые обеспечат более естественное вхождение проблемного ребенка в окружающий мир. В силу специфики нашей группы вся работа строится с учетом речевых нарушений и, как следствие, упором на коррекционную работу. Реализуемые программы строятся на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. В программах соблюдается светский характер образования.

Основные направления деятельности группы: – охрана жизни и укрепление здоровья детей; – коррекция отклонений речевого развития детей; – обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребенка; – приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям; – подготовка детей к школе; – взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, оказание психолого-педагогической помощи родителям.

В основу организации работы при осуществлении индивидуального подхода к детям заложено взаимодействие всех служб сопровождения, которые строят свою работу с учетом медицинских показателей здоровья ребенка, его психофизиологических особенностей, общего уровня развития и темпа развития, склонностей и интересов. «Каждый ребенок имеет право на свое развитие» – эта идея стала девизом работы педагогов нашей группы. Поскольку понятно, что чем раньше ребенок начнет получать квалифицированную помощь, тем больших успехов можно достичь. И пусть некоторые дети (дети с ограниченными возможностями) никогда не станут как все, мы прилагаем все усилия, стараемся сделать все от нас зависящее для каждого нашего воспитанника. Мы всегда стремимся организовать содержательную жизнь своим детям, используя для этого современные педагогические технологии, разнообразные формы и методы в работе потому, что внедрение новых форм дошкольного образования, введение современных технологий в педагогический процесс обеспечивает поступательное развитие в соответствии с современными требованиями. При выборе форм работы с ребенком мы учитываем реальные данные о состоянии здоровья и функциональном развитии дошкольников. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, которым требуется больше внимания со стороны взрослых, специальных подходов в обучении, воспитании и реабилитации. Умение воспитателя поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в группе, укреплять культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляет важное условие подготовки детей к вхождение в школьный коллектив. Особое внимание необходимо уделять детям, испытывающим затруднения в общении со сверстниками. Специфика работы нашей группы – разновозрастный состав детей. Пребывание в одной группе детей разного возраста требует выработки особого стиля взаимоотношений – сочетания требовательности к старшим и снисходительности к малышам, «поисковой активности» в общении со старшими детьми и доходчивости в общении с малышами, то есть отношения строятся по образцу большой семьи, являющейся как бы продолжением семьи ребенка.В разновозрастной группе статус ребенка постоянно изменяется: от малыша («за ним нужно ухаживать», «ему нужно помогать») – к старшему («подготовишка» – он все умеет, всегда придет на помощь). Ориентация на индивидуальность ребенка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей, предполагающего активное участие родителей в педагогическом процессе. Для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетенции, придает уверенность в своих силах, способствует осознанию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания. С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов в коррекционной работе детского сада было проведено анкетирование. В целом родители и педагоги положительно оценили коррекционную деятельность ДОУ; однако воспитатели ожидают большего участия родителей в работе с детьми, родители же считают, что воспитатели делают для детей достаточно, но при этом признаются, что сами нуждаются в квалифицированной помощи учителя-логопеда, педагога-психолога. Изучив эту проблему, мы поняли, что нужно менять традиционный подход к коррекционной работе детского сада с семьей. По интересам родителей и волнующим нас вопросам используются разнообразные формы работы: консультации, беседы, семинары, практикумы, родительские собрания. Опыт показывает, что работа с родителями должна рассматриваться как неотъемлемая часть коррекционной педагогики. Занятия предусматривают участие воспитателей, учителей, медиков, психологов, логопедов, инструктора по физической культуре; совместную работу с детьми, проведение конкурсов, выставок, праздников, развлечений. Взаимодействие с семьей – одна из приоритетных задач работы нашего дошкольного учреждения, и мы постоянно ищем новые методы и формы сотрудничества. Именно поэтому у нас была открыта «Школа дошкольных наук» для родителей. Задачи работы «Школы дошкольных наук»следующие: 1) обучить родителей методам игрового взаимодействия с детьми; 2) помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком; 3) подобрать индивидуальные техники формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; 4) поддержать инициативы родителей. Мы считаем, что сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – родитель – педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологического здоровья ребенка и говорит о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Индивидуальная педагогическая и психологическая работа с родителями органично вливается в процесс обучения и воспитания их ребенка, переориентирует взрослых с позиции наблюдателя на позицию активного участника процесса. Важным критерием эффективности педагогического процесса является удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса – воспитанников, педагогов, родителей, общественности. Удовлетворенность воспитанников, чаще всего ими неосознаваемая, не может определяться через анкетирование, тесты или другие методы исследования, но она проявляется через желание детей посещать детский сад, состояние комфортности, возможность реализовать себя в творческой деятельности. Дети привыкают к обществу сверстников с нормальным развитием, учатся взаимодействовать с ними. А мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие как взаимодействие равных партнеров. В соответствии с ФГТ содержание образовательной деятельности группы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально- личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, что позволяет устранить речевые нарушения и подготовить детей к школе. Как показывают результаты работы по оказанию коррекционно-воспитательной помощи, уровень освоения детьми образовательныхпрограмм из года в год имеет стабильную положительную динамику: выпускники логопедической группы имеют оптимальные показатели по подготовке к школе, стабильно хорошую мотивационную и социальную готовность, что обеспечивает безболезненный переход к школе и благоприятный прогноз дальнейшего обучения. Таким образом, образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка до года тест

Источник