Логопед и семья в речевом развитии ребенка

Логопед и семья в речевом развитии ребенка thumbnail

Котова Наталья
Семейный логопедический тренинг «Роль родителей в речевом развитии детей» в средней логопедической группе

Логопед: — Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рады вас видеть на нашей встрече, посвящённой проблеме развития речи дошкольников. Все мы знаем, что могущественное орудие всестороннего развития ребёнка это, конечно же, РЕЧЬ. Навык правильной речи, как и все необходимые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи ребенка, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Свободная, ясная, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это цель, к которой мы вместе должны стремиться.

Проблема развития речи детей стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Сегодня я хочу предложить вам несколько способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Вы узнаете для чего нужно проводить пальчиковую гимнастику, как делать совместно с ребенком артикуляционную и дыхательную гимнастику, в какие речевые игры можно поиграть дома с Вашим ребенком.

Чтобы яснее понять, в каких направлениях нужно работать, я озвучу Вам основные задачи речевого развития детей:

Развитие у детей коммуникативных способностей.

• Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста.

Одним из важнейших направлений развития речи детей является развитие и обогащение словарного запаса. Когда мы говорим о словаре необходимо понимать, что словарный запас бывает активным и пассивным. К концу четвертого года жизни словарный запас ребёнка достигает 1500-2000 слов.

Одной из первых задач, стоящих перед нами, педагогами, и вами, родителями является формирование словаря.

Функции взрослых:

• расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;

• обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

В речи уже должны присутствовать существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш, наречия (там, тут, здесь, числительные (один, два, притяжательные прилагательные (мамина, папина, Олина).

Здесь в помощь вам придут дидактические игры, тематические беседы, диалоги, рассматривание иллюстраций с проговариванием.

Следующая задача – формирование и развитие грамматического строя речи. В данном направлении я выделю несколько пунктов.

Задача 1: совершенствовать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

Задача 2: научить употреблять существительные с предлогами.

Задача 3: научить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей.

Здесь вам тоже помогут дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Важно следить за речью ребенка и исправлять грамматические ошибки в речевом потоке.

Очередная важная задача – развитие связной речи.

Развитие диалогической речи (вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра м/ф, спектаклей)

Развитие инициативной речи во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Какие же приёмы помогут нам развивать связную речь?

Телефон

— разговоры по телефону (настоящему или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей;

Ситуация общения

Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребёнка делиться своими впечатлениями, опытом

— А ты меня научишь?

— А как ты думаешь?

— Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребёнка за рассказ или за то, чему он вас научил. У ребёнка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать – это здорово.

Следующая задача – формирование звуковой культуры речи.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т. к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.

Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

Чистоговорки.

В данном возрасте дети уже должны внятно и чётко произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (п, б, т, к, г, ф, в, т, д, с, з, ц, м,н,к). – звуки раннего онтогенеза.

Пример чистоговрок:

Ба-ба-ба,ба-ба-ба — Мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу,бу-бу-бу — Ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе,бе-бе-бе потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба не нужна уже труба!

Га-га-га – у меня болит нога.

Ге-ге-ге — болит палец на ноге.

Ги-ги-ги — снять ботинок помоги.

Попробуйте сами сочинить несколько чистоговорок:

Ку – ку – ку —.

Бы – бы – бы — …

Речевые игры (с использованием мяча)

«Скажи наоборот»

«Назови одним словом»

«Подбери много слов»

Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц речевого аппарата и повышает его пластичность и тонус. Показ и активное участие родителей (с использованием индивидуальных зеркал) на основе лексической темы «Перелетные птицы»

Упражнения для щёк и губ

• Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам-ам».

• Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны. (5 раз)

• Клювы разных птиц. Медленно всасывать щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.

• Мама птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать её при раскрытом рте (чмоканье).

3. Упражнения для языка

«Лопаточка»

«Аист» — Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счёт от1 до 5.

• Птенчики ждут пищу. («Чашечка» под счёт от 1 до 10.)

• Дятел. Я по дереву стучу, (Поднять язык за верхние зубы

Червячка достать хочу. и постучать произнося:

Хоть и скрылся под корой, «Тдд-тдд-тдд».)

Всё равно он будет мой.

Читайте также:  Программа для оценки физического развития ребенка

Пальчиковые игры:

Уважаемые родители! Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Учёные пришли к выводу, что речевые и моторные центры к коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Я хочу познакомить вас с пальчиковой гимнастикой «Птицы», которую вы можете проводить со своим ребёнком дома. (Активное участие родителей)

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальчику на обеих

Эта птичка – воробей, руках.)

Эта птичка – совушка,

сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.

Пальчиковая гимнастика представляет собой разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Я думаю, что вы с ходу сможете мне назвать самую известную игру. (Ответ родителей «Сорока белобока»).

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот». (Активное участие родителей)

У меня живет проглот,

Всё подряд проглот жуёт.

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота.

Эту игру можно усложнять: выполнять движения не только правой или левой рукой поочерёдно, но и двумя руками одновременно.

Развитию мелкой моторики способствует лепка, штриховка, обводка по точкам или пунктирным линиям, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.

Очередная немаловажная задача — развитие речевого дыхания. Правильное дыхание очень во многом определяет, насколько внятной и чёткой будет речь вашего ребёнка. Примеры упражнений на развитие речевого дыхания, которые очень нравятся детям (с оборудованием и без оборудования):

1. «Перышко» — перышко подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть.

2. «Фокус» — небольшой кусочек ваты кладем на кончик носа и пытаемся его сдуть.

3. «Хомячок» — пошмыгать носом с закрытым ртом.

4. «Собачке жарко» — Часто подышать носом с высунутым языком.

Предлагаю совместно со мной выполнить комплекс упражнений на формирование речевого дыхания на примере комплекса дыхательных упражнений по лексической теме «Перелетные птицы».

Дыхательное упражнение «Прогулка по дивному саду» (активное участие родителей). Пойдем, мой друг, прогуляемся по дивному саду, в котором поют удивительные птицы. Птицы поют (на выдохе): «Уп-уп-уп-уп», «Пить-пить-пить-пить», «Фью-фью-фью-фью», «Кик-кик-кик», «Тюке-тюке, тюке-тюке». (Активное участие родителей с использованием индивидуальных зеркал».

Также я бы хотела остановиться на играх и упражнениях, в которых сочетается речь с движением. Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.

Наиболее известный и действенный способ, позволяющий добиться четкой координации речи с движением – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.

Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью детям легко объяснить то, что они не могут выразить словами.

Пример (активное участие родителей):

Цапля

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

Друг за друга не держаться!

Игра проводится два раза: стоя на одной ноге, потом на другой. Руки на поясе.

Заключительная часть.

Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путём примера. Слышит ребёнок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.

Поэтому мой совет – разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию.

А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Семейный логопедический тренинг «Роль родителей в речевом развитии детей» в средней логопедической группеЛогопед и семья в речевом развитии ребенка

Источник

Елена Григорьева
Рекомендации логопеда для родителей «Роль семьи в развитии речи ребёнка»

Роль семьи в развитии речи ребёнка.

Семья – это ближайшее окружение ребенка, и ее влияние оказывает огромную роль в развитие личности малыша. К сожалению, современная семья переживает кризис, и многие дети испытывают недостаток родительской любви и сопереживания. Дефицит общения в семье приводит к отставанию в речевом развитии, к его педагогической запущенности. Не смотря на занятость и усталость, родителям просто необходимо как можно больше общаться с ребенком. Такие несложные процедуры как: игра с ребенком, чтение ему книги, заучивание стихотворений – помогут предотвратить ранние проявления недоразвития речи и помогут вашему малышу развиваться правильно и современно.

Уважаемые родители, помните, речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Поэтому крайне важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном.

Так же не следует, подражать детской речи, не произносить слова искаженно, не употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или сюсюкать. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными, ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов; слов сложных в звуко-слоговом отношении.

Читайте также:  Волевые качества в развитии ребенка

Учить ребенка правильно общаться можно ведь не только сидя за столом с книгой в руках. Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи детей, в которые можно играть с ребенком не отвлекаясь от основных дел. Например, «игры на кухне», .

«Помогаю маме». Предложите ребенку перебрать горох, рис, гречку, пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Приготовим сок». Из яблок сок. (яблочный, из груш (грушевый) и т. п. Справились? Наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? и т. д.

«Угощаю». «Давай вспомним вкусные (сладкие, соленые, кислые) слова и угостим друг друга» Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

Можно играть по дороге в детский сад или возвращаясь из детского сада.

«Кто внимательнее». «Давай проверим, кто из нас внимательней. Будем называть предметы, мимо которых проходим и говорить, какие они.

«Доскажи словечко». «Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) .

С уважением учитель-логопед Григорьева Е. В.

«Речевая готовность детей к школе».

Ваш ребенок готовится стать школьником. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Ребенок должен уметь — находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу. Ребенок должен уметь делить слова на звуки, определять количество звуков в слове, определять гласный звук или согласный твердый, согласный мягкий, звонкий или глухой. Делить слова на слоги, определять ударный слог и звук.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение правильно изменять слова в соответствии с падежами, правильно согласовывать с числительными, образовывать прилагательные из существительных.

6. Развитие связной речи: пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением, составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки; составлять предложения из трех-четырех слов; делить простые предложения на слова, самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

С уважением учитель-логопед Григорьева Е. В.

Несложные советы, как можно помочь малышу в развитии речи.

*Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.

* Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки- собирайки, кубики с картинками,игрушки-вкладыши).

* Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы: «Это пальчик — бабушка, этот пальчик — дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик — мамочка, этот пальчик я — вот и вся моя семья!» (Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)

* Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова.

* Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.

* Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.

* Разучите с малышом известные стишки про «Сороку-ворону», «Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел», «Ладушки -оладушки: мы печем оладушки. Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!». И многие другие.

С уважением учитель-логопед Григорьева Е. В.

Источник

                  Консультация для родителей        

     Роль семьи в развитии речи ребёнка

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.

Читайте также:  Магнитотерапия на голову ребенку для развития речи

Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.

Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.

Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

  Как организовать логопедические занятия дома?

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:

∙ Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

∙ 

«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).

∙ Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)

∙ Разрезные картинки из двух и более частей.

∙ Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

∙ Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры:

пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные

палочки и т.д.

∙ Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься.

Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

                       Советы логопеда

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

∙ игры на развитие мелкой моторики,

∙ артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

∙ игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

∙ игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

Д

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут.   Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» — спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном.

Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.

Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.

Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

              Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

                                         Терпения вам и успехов!

            Подготовила: учитель – логопед Татьяна Ивановна Га

Источник