Лямина развитие речи ребенка раннего возраста скачать

Программное обеспечение
Развитие детей раннего возраста
Методические пособия
Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж
для самых маленьких. — М.: Мозаика-Синтез,
2006-2010.
Лямина Г. М. Развитие речи детей
раннего возраста. — М., 2005.
Ребенок от рождения до года. Под
ред. С. Н. Теплюк. — М.: Мозаика-
Синтез. 2008- 2010.
Ребенок второго года жизни. Под
ред. С. Н. Теплюк. — М.: Мозаика-Синтез.
2008-2010.
Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина
М. Б. Дети раннего возраста в детском
саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Теплюк С. Н. Занятия на прогулке
с малышами. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Образовательная область
«Здоровье»
Методические пособия
Новикова И. М. Формирование
представлений о здоровом образе жизни
у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез,
2009-2010.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная
гимнастика для детей 3-7 лет. — М.:
Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Образовательная область
«Физическая культура»
Методические пособия
Пензулаева Л. И. Физкультурные
занятия в детском саду. Вторая младшая
группа — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Пензулаева Л. И. Физкультурные
занятия в детском саду. Средняя группа.
— М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Пензулаева Л.И. Физкультурные
занятия в детском саду. Старшая группа.
— М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Степаненкова Э. Я. Методика
физического воспитания. — М., 2005.
Степаненкова Э. Я. Методика
проведения подвижных игр. — М.:
Мозаика-Синтез, 2008-2010.
Степаненкова Э. Я. Физическое
воспитание в детском саду, — М.:
Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Образовательная область
«Социализация»
Методические пособия
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность
в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез,
2006-2010.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой
деятельности. Система работы в первой
младшей группе детского сада. — М.:
Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой
деятельности. Система работы во второй
младшей группе детского сада. — М.:
Мозаика-Синтез, 2008-2010.
Гу6анова Н. Ф. Развитие игровой
деятельности. Система работы в средней
группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез,
2009-2010.
Зацепина М. Б. Дни воинской славы.
Патриотическое воспитание дошкольников.
— М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
Куцакова Л. В. Творим и мастерим.
Ручной труд в детском саду и дома.- М.:
Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Петрова В. И., Стульник Т.Д.
Нравственное воспитание в детском
саду.- М.: Мозаика-Синтез,2006-2010.
Петрова В. И., Стульник Т. Д.
Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М.: —
Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Образовательная область «Труд»
Методические пособия
Комарова Т. С, Куцакова Л. В.,
Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в
детском саду. — М.; Мозаика-Синтез,
2005-2010.
Куцакова Л. В. Конструирование
и ручной труд в детском саду. — М.:
Мозаика-Синтез, 2008-2010.
Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое
воспитание в детском саду, — М.:
Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Образовательная
область «Познание»
Продуктивная
(конструктивная) деятельность
Методические
пособия
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная
деятельность дошкольников. — М.:
Мозаика-Синтез, 2008-2010.
Куцакова Л. В. Занятия по
конструированию из строительного
материала в средней группе детского
сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
Куцакова Л. В. Занятия по
конструированию из строительного
материала в старшей группе детского
сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
Куцакова Л. В. Занятия по
конструированию из строительного
материала в подготовительной к школе
группе детского сада. — М.; Мозаика-Синтез,
2006-2010.
Формирование
элементарных математических представлений
Методические
пособия
Арапова — Пискарева Н. А. Формирование
элементарных математических представлений.
— М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
Помораева И. А., Позина В. А. Занятия
по формированию элементарных математических
представлений во второй младшей группе
детского сада: Планы занятий. — М.:
Мозаика-Синтез, 2006-2010.
Помораева И. А., Позина В. А. Занятия
по формированию элементарных математических
представлений в средней группе детского
сада: Планы занятий. — М.: Мозаика-Синтез,
2006-2010.
Помораева И. А., Позина В. А. Занятия
по формированию элементарных математических
представлений в старшей группе детского
сада: Планы занятий.- М.: Мозаика-Синтез,
2009-2010.
Образовательная
область «Коммуникация»
Методические
пособия
Гербова В. В. Развитие речи в
детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Гербова В. В. Занятия по развитию
речи в первой младшей труппе детского
сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Гербова В. В. Занятия по развитию
речи во второй младшей группе детского
сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Гербова В. В. Занятия по развитию
речи в средней группе детского сада. —
М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
Гербова В. В. Занятия по развитию
речи в старшей группе детского са-да.-
М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Максаков А. И. Правильно ли говорит
ваш ребенок. — М.: Мозаика-Синтез. 2005-2010.
Максаков А. И. Воспитание звуковой
культуры речи дошкольников. — М.:
Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Образовательная
область «Чтение художественной
литературы»
Методические
пособия
Гербова В. В. Приобщение детей к
художественной литературе. — М.:
Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Образовательная
область «Художественное творчество»
Методические
пособия
Баранова Е., В., Савельева А. М. От
навыков к творчеству: обучение детей
2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез,
2009-2010.
Комарова Т. С. Занятия по
изобразительной деятельности во второй
младшей детского сада. Конспекты занятий.
— М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Комарова Т. С. Занятия по
изобразительной деятельности в средней
группе детского сада. Конспекты занятий.
— М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Комарова Т. С. Занятия по
изобразительной деятельности в старшей
группе детского сада. Конспекты занятий.
— М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Комарова Т. С. Изобразительная
деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-
Синтез, 2005-2010.
Комарова Т. С. Детское художественное
творчество. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Комарова Т. С. Школа эстетического
воспитания. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Комарова Т. С., Савенков А. И.
Коллективное творчество дошкольников.
М., 2005.
Комарова Т. С, Филлипс О. Ю.
Эстетическая развивающая среда. — М.,
2005.
Народное искусство в воспитании
детей / Под ред. Т. С. Комаровой. — М, 2005.
Соломенникова О. А. Радость
творчества. Ознакомление детей 5-7 лет
с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез,
2005-2010.
Халезова Н. Б. Декоративная лепка
в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной.
М., 2005.
Образовательная
область «Музыка»
Зацепина М. Б. Музыкальное
воспитание в детском саду. — М.:
Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Зацепина М. Б. Культурно-досуговая
деятельность. — М., 2004.
Зацепина М. Б. Культурно-досуговая
деятельность в детском саду. — М.:
Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Зацепина М. Б., Антонова Т. В.
Народные праздники в детском саду. —
М.:- Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Зацепина М. Б., Антонова ТВ.
Праздники и развлечения в детском саду.
— М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Список
литературы к разделу «Коррекционная
работа»
Степанова
О.А. Программы для ДОУ компенсирующего
и комбинированного видов: Справочное
пособие. — М., 2008.
Филичева
Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Программы
дошкольных
образовательных
учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушениями речи. Коррекция
нарушений речи. — М., 2008.
Источник
Ирина Гребенькова
Развитие речи детей раннего возраста
СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 2).
Тема: Занятия по развитию речи, как одна из основных форм работы над речью детей раннего возраста (1).
План:
1. Занятия, как одна из основных форм развития речи детей.
2. Особенности организации занятий с детьми раннего возраста.
3. Виды занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
1. Занятия, как одна из основных форм развития речи детей.
Занятия – одна из форм (эффективная и экономная) воспитательного воздействия взрослого на детей, которая в условиях общественного воспитания должна обеспечить характерный для детей раннего возраста темп развития. (Г. М. Лямина)
Преимущество занятий:
-достижение поставленной задачи облегчается чёткой целью,
-отработанная методика,
-возможность подобрать постепенно усложняющийся материал.
На 2-ом году речь является одним из ведущих видов деятельности. Её своевременное развитие обеспечивает совершенствование других видов деятельности. Цель (задача) развития речи ставится в каждом занятии. Основная линия педагогики 2-го года жизни состоит в развитии у детей определённых функций и умений, в подготовке к будущему восприятию системы знаний и навыков. Не научит взрослый ребёнка на занятии, как использовать сюжетные и дидактические игрушки, — всё бодрствование будет проходить в разбрасывании игрушек, шатании из угла в угол, в капризах. Не разовьёт воспитатель в процессе занятий умение пользоваться словами, подражать речи, выполнять поручения и правила игры – трудно будет организовать его повседневное поведение, увеличить словарь, дать определённые знания, научить соблюдать правила поведения в коллективе.
Основная цель занятий – развить у детей новые умения (и частично знания, которых они в процессе самостоятельной практики, в частности в игре, достигнуть не смогут. Это положение определяет то, что ежедневное количество занятий с детьми 2-го года значительно больше, чем в последующие годы: 3-4 игры и занятия ежедневно (2 в помещении и 1-2 на прогулке, из них одно занятие обязательно по развитию речи и ориентировки в окружающем (так отмечает Лямина Г. М.).
2. Особенности организации занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.
Особенности организации занятий с детьми второго года жизни:
— Занятия носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры.
— С самого начала занятий нами (воспитателями) ставится цель – воспитать у детей определённые правила поведения: не мешать другим, сохранять правильную позу, внимательно слушать и воспринимать показываемое. Соблюдение детьми правил поведения скоро становится привычкой, а результат от выполняемого действия, движения, слова служит источником радости.
— Обучение маленьких детей отличается неповторимым своеобразием:
Во-первых, у них не только нет мотивов для учебной деятельности, но и отсутствуют осознанные, произвольные действия, необходимые для обучения, а усвоение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного запоминания. Во-вторых, несмотря ни на что, у детей раннего возраста высокий уровень обучаемости, то есть процесс обучения начинается задолго до того, как этот вид деятельности становится основным в психическом развитии ребёнка.
— Речевые занятия наиболее сложны для детей, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. При появлении утомления либо привлекают детей к занятию, либо раньше его заканчивают. Важно, чтобы малыши получили от занятия полное удовлетворение.
— Для того, чтобы дети меньше отвлекались на занятии и оно было более эффективным, желательно организовывать его в другом помещении, не там, где играют те, кто не занимается. Это может быть приёмная, хорошо освещённая спальня.
— Важно предусмотреть наиболее удобную позу ребёнка во время занятий, что поможет ему длительно сохранять внимание. Сидя на полу, дети часто играют, поэтому у них плохо вырабатывается дифференцировка, что во время занятий нужно вести себя иначе, чем во время игры. Они вскакивают, расползаются, хватают игрушки, отвлекаются. Сидение на ковре с вытянутыми ногами – поза не удобная, дети быстро утомляются. естественно они пытаются её изменить, и в этот момент мешают другому ребёнку. Если детей начала 2-го года усаживают во время занятия на стульчики полукругом на некотором расстоянии от воспитателя, они срываются с места и бегут к ней, как только она начинает показывать картинку или игрушку. Поза ребёнка этого возраста, без опоры на стол, часто бывает неправильна. Лучше всего проводить занятия за сдвинутыми столами, тем самым ненавязчиво и с самого начала ограничив желание ребёнка встать и схватить показываемую игрушку.
— Длительность занятий на 2-ом году жизни варьируется от нескольких до 10 минут, а показателем того, что нужно заканчивать занятия, является снижение активности, отвлекаемость детей. В этом возрасте наряду с лёгкой утомляемостью и отвлекаемостью у детей отмечается недостаточная подвижность нервных процессов. Она выражается в длительных латентных периодах речевых ответов, частых ответах-последействиях, постепенном нарастании активности ребёнка в ходе занятия. Исследование показало, что у ребёнка начала второго года латентный период, предшествующий речевым ответам, достигает иногда 20-30 и более секунд.
— Число детей на занятии зависит от их возраста и материала, над которым они будут работать. Объединение детей на занятии в небольшие группы возможно лишь в том случае, если каждый ребёнок готов к обучению (умеет смотреть, слушать, действовать по показу взрослого).
Число детей, участвующих в занятии зависит от возраста детей и от вида занятия, от степени освоенности умения (чем меньше сформировано то или иное умение, тем меньшее число детей участвует в занятии).
— Требования, предъявляемые к детям, должны быть посильными, необременительными. Наряду с новым материалом желательно использовать то, что уже знакомо детям.
— На занятиях закрепляются те знания, которые осваиваются во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и т. д. Чем содержательнее повседневная жизнь малыша, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.
— Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым.
Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Но, разумеется, что грубой тренировки, принуждения здесь ни в коем случае не должно быть.
Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.
Способность подражания у ребёнка должна быть развита настолько, чтобы он смог легко повторить новое слово за взрослым и, как говорят, «с ходу» внести это слово в свой активный словарь.
Особенности организации занятий с детьми третьего года жизни:
На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи развивается познавательная активность. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те знания, которые ребёнок не может освоить самостоятельно. Занятия должны носить преимущественно проблемный характер, что:
— во-первых, обеспечивает их развивающий характер,
— во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие,
— в-третьих, создаёт особый интерес к приобретению знаний.
В результате чего на третьем году жизни интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
3. Виды занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
В каждой программе раздел «Развитие речи» представлен разными авторами, которые предлагают несколько различные виды занятий по развитию речи, методы и приёмы работы над развитием речи, но в общем содержание работы и показатели, к которым стремимся, методика занятий в принципе сильно не отличается, т. к. все учёные опираются на разработки классиков, основоположников и основателей педагогики раннего возраста Тихееву Е. И., Аксарину Н. М., Петрову В. А.
Так, Павлова Л. Н. Выделяет 4 вида занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим в раннем возрасте:
1. Наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов);
2. Инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;
3. Рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, рассказывание изображённого сюжета);
4. Чтение художественной литературы и сказок.
Занятия, представленные в вышеуказанной последовательности, отражают разную степень отвлечённости мышления (познания окружающего мира, которой ребёнок постепенно начинает овладевать на втором году жизни.
Как же реализуется эта модель познания окружающего?
ознакомление с реальной действительностью > отражение реального мира в игрушке > плоскостное изображение реальных предметов и игрушек > слово (литература и фольклор представляют наиболее высокую форму отвлечённого отражения и познания окружающего).
Исходя из этого, наглядные средства обучения с детьми раннего возраста целесообразно использовать в следующей последовательности:
— предметы домашнего обихода, живые и неживые объекты,
— игрушки,
— картинки,
— книги.
Для развития детей третьего года используют те же методы и приёмы, что и в работе с детьми второго года жизни, а именно:
— наблюдение реальных объектов, растений, животных, явлений природы;
— инсценирование с помощью игрушек;
— рассматривание картинок;
— знакомство с произведениями худ. литературы.
В работе с детьми этого возраста их целесообразно сочетать (использовать вместе на одном занятии). Это возможно потому, что дети уже способны воспринимать новое с большей степенью отвлечённости, опирающейся на опыт и уже имеющиеся знания об окружающем.
Источник
Источник