Линии развития ребенка младенческого возраста

Линии развития ребенка младенческого возраста thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПЛАН

СВОЕОБРАЗИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

ЛЕКЦИЯ № 4 +СЕМИНАР № 2

1.Центральные линии развития ребенка в младенческом возрасте.(СЕМИНАР)

2.Особенности психомоторного развития. (СЕМИНАР)

3.Педагогическое обследование слуха. (ЛЕКЦИЯ)

4.Контроль за поведением детей (ЛЕКЦИЯ) + ПРИЛОЖ. 9 (ксерокс)

5.Методы диагностики моторной сферы младенца.

6. Обследование познавательной сферы ребенка.

7.Методы изучения эмоций и чувств ребенка в младенческом возрасте.

Литература:

1. Е.М. Мастюкова. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст., М., 1997.

2. Л.О. Бадалян. Детская неврология., М., 1984.

3. Дети сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. М. – 1998.

Выделяют несколько этапов раннего психического развития ребенка: младенческий (от рождения до 1 года), преддошкольный (ранний) – от 1 года до 3 лет; дошкольный – от 3 лет до 7 лет и младший школьный – от 7 лет до 12 лет.

Младенческий возраст. На этом этапе необходимо, чтобы установилось тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка, в процессе которого формируются основы всей психической деятельности малыша. Динамика психомоторного развития в первый год жизни зависит от многих факторов: — от наследственных особенностей организма; — от общего состояния здоровья; — от пола; — от окружающей среды.

На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее высоким темпом развития, именно здесь формируются предпосылки дальнейшего обучения ребенка.

В психомоторном развитии ребенка 1-го года жизни выделяют несколько периодов:

1. период – новорожденности (первый месяц жизни) – к 3-4 неделе появляются первые предпосылки коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос взрослого замирает, вытягивает вперед губы, как бы слушает губами. Кроме того, уже в этот период ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

В этот же период у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух: появляется зрительное и слуховое сосредоточение, зрительная фиксация и прослеживание предмета. К 3 неделям у ребенка уже отчетливо выражена эмоционально-выразительная реакция на общение – комплекс оживления, который выражается в сосредоточении на взрослом, улыбке активных движениях ручек и ножек, тихих звуках. Появление этого комплекса – грань между периодом новорожденности и периодом младенчества.

2. период – младенчество. В этот период интенсивно развивается эмоционально-положительное отношение ребенка к взрослому: появляется улыбка, затем смех, к 4-5 месяцу общение ребенка приобретает избирательный характер, он начинает отличать своих от чужих. К 6-ти месяцам ребенок уже четко выделяет мать, рассматривает окружающие предметы, дает ориентировочную или отрицательную реакцию на новое лицо. Если этого не происходит, его следует показать психоневрологу.

В процессе общения со взрослыми, у ребенка формируются предпосылки к овладению речью, он активно гулит, лепечет, со второго полугодия подражает слогам.

К концу первого полугодия жизни у ребенка интенсивно развиваются сенсорные функции, он следя взглядом за предметом, как бы осматривает его, ощупывает взглядом. Проявление этой функции – важный показатель нормального нервно-психического развития ребенка.

К началу второго полугодия жизни в развитии движения рук, все большую роль начинает играть зрительный анализатор: ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, которая становится его средством общения и психического развития.

К возрасту 6-9 месяцев ребенок берет игрушки, манипулирует ими, сопровождая действия мимикой, голосовыми реакциями, таким образом развивается активность познавательной деятельности, формируется готовность к игре со взрослыми, начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, подражание речи взрослого. К 9 месяцам ребенок уже может играть в «ладушки», искать спрятанную игрушку.

К концу 1-го года ребенок уже понимает и выполняет несколько словесных команд. Если у него нет адекватной реакции на речь, следует проверить слух и обратиться к детскому невропатологу. Ребенок с отставанием в развитии слабо реагирует на общение со взрослыми, на окружающие предметы, долго не дифференцирует «своих» и «чужих».

РЕФЛЕКСЫ (БАДАЛЯН).

Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля – поглаживание пальцем в углу рта, не прикасаясь к губам, вызывает опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину нижней губы приводит к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибанию головы. Этот рефлекс хорошо выражен перед кормлением. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса, ассиметричность наблюдается при поражении лицевого нерва. Поисковый рефлекс наблюдается у всех детей до 3- 4 месяцев, а затем появляется реакция на зрительный раздражитель. Данный рефлекс является основой формирования многих мимических движений: качания головой, улыбки.

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта. Он сохраняется в течение первого года жизни.

Рефлекс опоры. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденнго слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения. Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1- 1,5 месяцев. У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни указанные реакции угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях эти реакции отсутствуют из-за мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается.

Рефлекс ползанья (Бауэра). Новорожденного укладывают на живот, в таком положении он совершает ползающие движения – спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и ползанье усиливается. Ползающие движения становятся выраженными на 3-4 день жизни. Рефлекс угасает после 4 месяцев жизни. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС рефлекс сохраняется до 6-7 месяцев

Читайте также:  Уровни психического развития ребенка по выготскому

Хватательный рефлекс появляется у новорожденного при надавливании на его ладони. Иногда ребенок так сильно захватывает пальцы, что его можно поднять вверх. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев говорит о поражении ЦНС. Такой же рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей.

ДЕТИ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ (ДЕТИ-СИРОТЫ)

2. Особенности психомоторного развития (стр. 61-65)

Особенностью детей 1-го года жизни является большая зави­симость развития от воздействия взрослого человека. Общение со взрослыми — необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития.

Быстрый темп и неравномерность развития определяют де­ление 1-го года жизни на качественно различные периоды, выделение в каждом периоде умений, имеющих существенное значение для дальнейшего развития ребенка. Эти умения названы ведущими, и именно на них должно быть направлено воспита­тельное воздействие взрослых.

В периоде новорожденности еще трудно выделить ведущее, но есть основные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование четкого ритма кормления, формирование поло­жительных и предупреждение отрицательных привычек (соса­ние пальцев, соски, укачивание, беспорядочное кормление и др.). К концу 1-го месяца формируется суточный ритм с концен­трацией сна в ночное время, а бодрствования — в дневное.

С конца периода новорожденности до 3 мес увеличивается длительность бодрствования, формируется четкое чередова­ние сна и бодрствования днем, воспитывается положительное отношение к кормлению, укладыванию спать, гигиеническим процедурам. Ведущим в развитии ребенка является формиро­вание зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально-положительных реакций. Разви­вается умение сосредоточивать взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимся предметом. Ребенок прислушивается к звукам (речь, пение, звучание погремуш­ки), развивается «речевой слух», умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями, восприни­мать окружающее на расстоянии с помощью дистантных ана­лизаторов. В конце 1-го — начале 2-го месяца появляется от­ветная улыбка на общение взрослого. На 3-м месяце формируется комплекс оживления. Наблюдаются удерживание головки в горизонтальном и вертикальном положении и упорног.

В возрасте 4 — 6 мес продолжает увеличиваться длительность бодрствования, формируется положительное отношение к процессам, развивается активность при кормлении.

Ведущими в этом возрастном периоде являются дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных peакций, ориентирование в окружающем, на основе которого позже формируется понимание речи, деятельность, сенсорное восприятие и сложное поведение. На 4-м месяце совершенствуются слежение, слуховое и зрительное сосредоточение в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука, длительно рассматривает привлекший внимание предмет, другого ребенка. Это лежит в основе формирования способности наблюдать и общения детей друг другом.

В 4 — 5 мес ребенок способен различать интонацию обращенной к нему речи, мелодию (плясовую, спокойную), голос знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или другого близкого человека. К 5 мес ребенок реагирует на новую обстановку, в незнакомых условиях, перестает улыбаться, может заплакать. Если с ним строго говорят, он хмурится, сжимает губы, проявляет недовольство. В 6 мес ребенок по звучанию узнает свое имя.

Ведущим в возрасте 4 — 6 мес является развитие движений руки: ее основные функции — умение брать, держать, манипулировать, к 5 мес — акт хватания, целенаправленное движение рук, в 6 мес ребенок сам берет игрушки и манипулирует : на основе этих движений формируются игровые действия с предметами.

Ведущим является и развитие подготовительных этапов активной речи. В этом возрасте бурно развивается гуление и появляются предпосылки лепета. В 4 мес ребенок длительно гулит, к 5 мес это переходит в певучее гуление, окрашенное разной интонацией. К 5 — б мес появляется лепет. При этом велика роль артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, «речевого слуха». Ребенок слышит звуки, произносимые взрос­лым, слушает сам себя и начинает произносить звуки и слоги повторно, что способствует произнесению первых слов во вто­ром полугодии жизни.

К 6 мес ребенок лежит на животе, опираясь на ладони вып­рямленных рук, переворачивается со спины на живот и обрат­но, подползает, крепко упирается ножками при поддержке под мышки. К концу первого полугодия ребенок может бодрствовать самостоятельно, активно и длительно.

Ведущим в этом возрасте является развитие движений, и прежде всего овладение ползанием. К 7 мес ребенок хорошо ползает. Это меняет его поведение, он становится более ак­тивным и самостоятельным, начинает ориентироваться в ок­ружающем. Ползание положительно влияет на физическое развитие; у ползающего ребенка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правиль­ная осанка.

К 8 мес происходит скачок в развитии движений — ребенок приобретает вертикальное положение, умеет садиться, ложить­ся, вставать, сидеть, стоять, переступать, держась, вдоль ба­рьера.

В период 7 — 9 мес он начинает понимать речь взрослого. Это меняет его поведение, характер деятельности, движе­ний, влияет на активную речь. К 7 мес ребенок по просьбе взрослого находит взглядом предмет, находящийся в посто­янном месте, неоднократно показываемый и называемый ему. К 8 мес он находит по слову взрослого несколько предметов, Начинает выполнять по просьбе простые действия (без показа) — «ладушки», «до свидания». К 9 мес он понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, ис­пользуя при этом указательный жест, знает свое имя, игрушку, находящуюся у него в руках. Ребенок понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет просьбе взрослого движения и действия («садись», «дай ручку»). Речь взрослого начинает регулировать действия ребенка.

Читайте также:  Диспропорции развития ребенка при жестоком обращении

К 7 мес дети повторно произносят отдельные слоги — лепечут. Свои движения, действия, общение со взрослыми и детьми ребенок сопровождает лепетом.

В возрасте 10 — 12 мес ребенок активен в процессах и начинает проявлять самостоятельность в кормлении. Развиваются движения. Он еще ползает, но часто встает, много ходит, поднимается на горку и т. п., к 12 мес ходит не держась, длительно; в разных направлениях.

Много нового приобретает ребенок с развитием понимания речи. К 10 мес он по просьбе взрослого находит и приносит знакомую игрушку, если она в поле его зрения, к 11 мес находит названную игрушку среди многих других, а к 12 мес просьбе взрослого находит несколько однородных предметов если они внешне незначительно различаются (разные куклы, мячи разных размеров и цвета и др.). Ребенок понимает слово «нельзя», становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивается число понимаемых слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий, движений, имена, части тела и др.

В период 10 — 12 мес формируется активная речь, ребе­нок овладевает первыми словами. В основе произнесения пер­вых слов лежит понимание речи, способность лепетать и под­ражать. К году ребенок произносит около 10 простых, облег­ченных, «лепетных» слов, которыми он начинает обозначать определенные понятия. Число произносимых слов значитель­но меньше понимаемых.

Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10 — 12 мес ребенок учится выполнять дей­ствия по показу и слову взрослого. Они становятся более раз­нообразными и носят целенаправленный характер. Координи­руются движения рук. Он выполняет действия, имеющие целью достижение результата: закрыть, открыть, вложить, вынуть, снять, надеть. Он накладывает кирпичик на кирпи­чик, снимает и надевает кольца, катает по желобу шары и др. Увеличивается число действий, выполняемых с одним предметом, ребенок учится переносить действия, освоенные с одним предметом, на другой. По­являются предпосылки игры. Это период развития предмет­ной деятельности на основе подражания и воспроизведения разученного.

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1865; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Читайте также:  Все о развитии ребенка в 10 недель фото

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник