Линии психического развития ребенка в дошкольном возрасте

Линии психического развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Развитие сенсорики: зрительное
сосредоточение, появившееся еще на
этапе новорожденности, совершенствуется.
После второго месяца сосредоточение
становится достаточно длительным, к 3
месяцам его продолжительность достигает
7-8 минут. В этом возрасте ребенок
определяет форму предметов, реагирует
на цвет. Ребенок может прослеживать
движущиеся предметы. В 4 месяца он не
просто видит, а активно смотрит: реагирует
на увиденное, двигается и
повизгивает.
Познавательному развитию
ребенка способствует разнообразие
впечатлений, которые он получает.
Взрослые, ухаживающие за ребенком,
должны удовлетворятьего потребность
в новых впечатлениях
, стараясь, чтобы
окружающая его обстановка не была
однообразной, неинтересной. Познавательное
развитие (в первую очередь, развитие
восприятия) младенцев, живущих в
однообразной среде, оказывается несколько
замедленным по сравнению с развитием
тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

Время
появления движений

Развитие
моторики

1
месяц

Поднимает
подбородок

2
месяца

Поднимает
грудь

3
месяца

Тянется
за предметом, но, как правило,
промахивается

4
месяца

Сидит
с поддержкой

5
— 6 месяц

Хватает
рукой предметы

7
месяцев

Сидит
без поддержки

8
месяцев

Садится
без посторонней помощи

9
месяцев

Стоит
с поддержкой: ползает на животе

10
месяцев

Ползает,
опираясь на руки и колени; ходит,
держась двумя руками

11
месяцев

Стоит
без поддержки

Год

Ходит,
держась одной рукой

1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы
сжаты в кулак;
2 месяца — сжимание и
разжимание пальцев рук. Вложенный в
руку предмет удерживается всей ладонью
2-3 секунды.
3 месяца — удерживает
вложенный в руку предмет до 10 секунд,
тянет его в рот.
4 месяца — ладони часто
раскрыты, протягивает руки к предмету,
движение пальцев не дифференцированы.
5
месяцев — противопоставляет большой
палец другим, при схватывании предметов
доминируют части пальцев.
6-7 месяцев
— ребенок размахивает схваченными им
предметами, стучит, бросает и снова
подбирает их, кусает, перекладывает из
руки в руку и т.д., движение пальцев
дифференцируются.
8-9 месяцев — берет
мелкие предметы двумя пальцами, а большие
— всей ладонью, показывает нос, глаза,
машет рукой при прощании, крепко сжимает
игрушку, которую отбирают.
10-11 месяцев
— манипулирует с предметами, появляются
первые функциональные действия,
позволяющие относительно верно
использовать предметы, подражая действиям
взрослых (ребенок катает машинку, бьет
по барабану, подносит ко рту чашку с
соком).Развитие речи:Уже в
комплексе оживления проявляется особый
интерес ребенка на обращенную к нему
речь взрослого.
В первом полугодии
формируется речевой слух, а сам ребенок
при радостном оживлении издает звуки,
называемые обычногулением. Во
втором полугодии возникает лепет, в
котором можно различить некоторые
повторяющиеся звуковые сочетания,
связанные чаще всего с действиями
ребенка. Лепет обычно сочетается с
выразительной жестикуляцией. К концу
1 года ребенокпонимает10-20 слов,
произносимых взрослыми, и сампроизноситодно или несколько своих первых слов
сходных по звучанию со словами взрослой
речи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Игровая деятельность и ее значение для психического развития ребенка.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. Структура сюжетно-ролевой игры: В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.- тема;- Сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д.- роль — игрушки, игровой материал;- игровые действия Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Роль игры в развитии психики ребенка.1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо».3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

Читайте также:  Ребенок 3 месяца развитие садится

Развитие познавательной сферы ребенка в дошкольный период.

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления является наглядно-образное.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности.

Речь.К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Речь становится универсальным средством внимания. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С.Выготский, память становится доминирующей функцией.У младших дошкольников память непроизвольная.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Объединяясь с речью и мышлением, память приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Воображение формируется в игровой и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом.Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу. На этот процесс определяющее влияние оказывает кризис 7 лет.

Социальное поведение: профессиональная деятельность, семейно-брачные отношения, родительские отношения в ранней взрослости.

Кризис середины жизни.

Кризис середины жизни

Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.

В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а предстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни.

Основные линии психического развития дошкольников.

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают формы сотрудничества. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. На протяжении дошкольного возраста меняется характер подражания. В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда.Под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию.

Снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением.Речь сопровождает практические действия ребенка, но она еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает планировать их. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действий. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями.

На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической.

Читайте также:  Характеристика интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста

Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения.

3. Характеристика психических новообразований дошкольного возраста.

В исследовании Е.Е. Кравцовой новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция. Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием младшего школьного возраста. Но формирование произвольности, и особенно волевых действий, требующих преодоления внешних или внутренних препятствий, — процесс длительный и сложный. Во время усвоения знаний, умений и навыков у младшего школьника не только совершенствуется сам волевой акт, но и формируются волевые качества личности, причем совершенствование волевого акта в учебной деятельности происходит постоянно потому, что перед ним возникают все новые и более сложные цели, к достижению которых он стремится. Развитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности определяют и новообразования его личности: произвольность действий и поступков, самоконтроль, рефлексию (самооценку своих действий на основе соотнесения с замыслом). Главным новообразованием этого возраста является овладение учебной деятельностью. Новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой всех новообразований в личности ребенка. Дошкольное детство прежде всего период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Одно из главных новообразований потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.



Источник

Основные
линии психического развития детей в
раннем возрасте:

1)развитие
ходьбы, локомоций, мелкой моторики,
расширяющих возможности познания
окружающего мира;

2)развитие
ситуативно-делового общения со взрослыми;

3)развитие
когнитивных процессов: рост устойчивости
внимания, увеличения объема памяти и
постепенное высвобождение ее от опоры
на восприятие; усвоение сенсорных
эталонов, таких как геометрические
формы, цвета, величины, звуки;
совершенствование наглядно-действенного
и зарождение наглядно-образного мышления;
формирование целеполагающей деятельности;
становление процессуальной игры;

4)
овладение пассивной и активной речью;

5)
развитие аффективной и волевой сферы:
усиление настойчивости в деятельности,
стремлении достичь в ней результата;

6)
становление общения со сверстниками;

7)
формирование самосознания: появление
знаний о своих возможностях и способностях,
конкретной самооценки, гордости за
достижения в предметной деятельности;
становление половой идентификации.

В
раннем возрасте у ребенка возникает
наглядно-действенное мышление и речь.
Эти функции считаются важнейшими
новообразованиями раннего возраста.

47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.

К
периоду раннего возраста относятся
дети от года до трех лет. Ребенок растет,
развивается.  Психическое развитие
ребенка раннего возраста имеет свои
особенности. Основными чертами характера
этих деток являются  правдивость,
искренность, открытость, эмоциональность.
Малыш просто не умеет скрывать свои
чувства, открыто выражает свое
положительное или отрицательное
отношение к чему-либо или к кому-либо.
Настроение меняется быстро и часто,
чувства, переживаемые ребенком
противоречивы, непоследовательны и
неустойчивы. Ему свойственен  «эффект
заражения».

В
раннем возрасте у ребенка возникает
наглядно-действенное мышление и речь.
Эти функции считаются важнейшими
новообразованиями раннего возраста. У
ребенка формируется активная речь,
помогает этому процессу совместная
деятельность с окружающими взрослыми.
Другой стороной процесса становления
речи является понимание смысла обращенной
к малышу речи. Родителям или другим
взрослым, окружающим ребенка в этот
период, необходимо поощрять и стимулировать
высказывания малыша. Не выполнять
желания ребенка, показанные жестом, а
ласково побуждать малыша заявить о
своем желании.

Психическое
развитие ребенка раннего возраста в
этот период различает 2 вида действий:
соотносящиеся действия и орудийные
действия. Цель соотносящихся действий
состоит в установлении пространственных
взаимоотношений между предметами:
сборка матрешек или складывание пирамидки
из колец. Орудийные действия, которые
малыш постигает под руководством
взрослого человека, помогаю малышу
понять принцип воздействия одного
предмета на другой. Взрослый показывает
малышу как лопаткой можно копать песок,
как пить из чашки, как пользоваться
карандашом и так далее. За второй год
жизни малыши постигают большинство
предметных действий. При этом с развитием
деятельности малыши развиваются и
интеллектуально. Предметные действия
ребенка наиболее полно отображают
степень обучения и развитие малыша в
этот период.

Читайте также:  Роль семьи воспитании ребенка проблемами развитии

Ближе
к трем годам у малыша зарождаются другие
виды деятельности. Малыш учится играть,
постигает продуктивные виды деятельности,
то есть, учится рисовать, лепить и
конструировать. Психическое развитие
ребенка раннего возраста предполагает
усвоение предметной игры, когда малыш
умело использует в игре разные предметы,
и постепенный его переход к
сюжетно-отобразительной игре.

Значение
при развитии психики малыша имеет и
формирование сенсорики. Особенно в
первые годы жизни она довольно сильно
влияет на мышление и умственное развитие
малыша. И если сначала представления о
цвете и форме предметов у детишек связаны
с каким-либо предметом, например мячик
– круглый или трава – зеленая, то
постепенно знания обобщаются, превращаясь
в обобщенные эталоны, формы, цвета или
размера.

К
концу периода раннего возраста начинается
постепенная сепарация ребенка от матери.
Родителям важно осознавать, что их дитя
это самостоятельная личность,  уважать
и считаться с собственным ребенком.
Необходимо давать определенную
самостоятельность малышу и право выбора,
заботясь при этом о безопасности малыша..

Для
психического развитие ребенка раннего
возраста характерна непроизвольность
восприятия, внимания и памяти. Поэтому
родителям надо учитывать, что сразу,
моментально ребенок не может перестать
что-то делать, или произвести сразу
несколько действий. Для сохранения
спокойствия, ощущения безопасности и
уверенности малыша, одним из условий
является соблюдение режима дня, то есть
четкая ритмичность, повторяемость и
систематичность жизни ребенка.

Источник

Основные линии развития в дошкольном возрасте

Возрастной период от трех лет до семи в детской психологии и дошкольной педагогике имеет название дошкольного возраста. С этого возраста в России ребенок обычно начинает посещать детские дошкольные образовательные учреждения. Дошкольник характеризуется интенсивным развитием речи и мышления, которые позволяют ребенку относительно легко адаптироваться к группе сверстников детского сада. Интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте — база для формирования интеллектуальных способностей, которые в полной мере проявляют себя только в начальной школе. Дошкольный возраст ребенка, как правило, интересует специалистов: детских психологов, педагогов, дефектологов и невропатологов в случае наличия у ребенка отклонений в интеллектуальном развитии. По статистическим сведениям, процент дошкольников с выраженными нарушениями формирования интеллекта (в форме задержки психического развития) и отклонениями в развитии речи (логопедические нарушения, общее недоразвитие речи) увеличивается в крупных городах каждые пять лет на 5 %. Этот процесс выдвигает сложную медико-психологическую проблему диагностики и коррекции речевых и интеллектуальных дефектов в дошкольном возрасте, которая должна быть решена до поступления ребенка в школу.

Начало четвертого года жизни соответствует кризису трех лет, основное содержание которого связано с первыми проявлениями самостоятельности ребенка и первым этапом разрыва отношений зависимости от родителей. Семья, оставаясь основной социальной средой, уже не может полностью обеспечить процесс социализации ребенка. В связи с этим в дошкольном возрасте необходимо обеспечить ребенку как можно более широкие и адекватные социальные связи. Существуют работы, в которых установлено, что именно широта социальных контактов в семье и за ее пределами — основное условие нормального развития сознания и самосознания ребенка. В дошкольном возрасте формируется первый личный опыт решения социальных конфликтов, который дошкольнику необходим для развития адекватной самооценки.

Дошкольный возраст — решающий этап формирования социально адаптивной личности при условии принятия ребенка близкими взрослыми и своими сверстниками. Отвержение родителями ребенка или дефицитарные родительско-детские отношения служат причиной девиантного варианта личностного развития. Высокая психическая пластичность может быть использована для компенсации нарушенных социально-семейных отношений. Проявляющиеся девиантные формы поведения и реакции в дошкольном возрасте могут быть еще скорректированы. Процесс коррекции поведения ребенка, возраст которого выходит за рамки дошкольного, становится затруднительным. В связи с большим значением дошкольного возраста для коррекционно-компенсаторной работы роль диагностики в этом возрастном диапазоне чрезвычайно велика. Чем раньше определяется психологический диагноз и чем он точнее, тем более эффективна коррекционно-развивающая и коррекционно-компенсаторная работа. Основная трудность диагностического обследования дошкольников, как уже отмечалось, заключается в слабом развитии у детей рефлексивного мышления и самосознания, что не позволяет практическим психологам использовать стандартные тестовые подходы, хорошо себя зарекомендовавшие в тестологии. Указанные проблемы являются причиной интенсивных разработок психофизиологических подходов оценки нормы и патологии интеллектуального и социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Источник