Личностное развитие ребенка в образовательной деятельности
Виктория Долгополова
Личностное развитие ребенка в образовательной деятельности
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. Каждый педагог формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, то есть должен заботиться и о его способностях, и о его нравственности.
Безусловно, развитие личности – многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от её жизненного пути, от социального контекста её жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена. Личностное развитие – это и внутренне противоречивый процесс. Постепенно ребенок учится управлять своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути выхода из кризисных (стрессовых) ситуаций.
Базовые ценности личностно-ориентированного образования заключаются в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности. Личностно – ориентированная система образования исходит из “приоритета индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного процесса обучения”. То есть дошкольник не становится, а изначально является субъектом познания.
Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной логопедической работе. Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.
Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.
Педагогическое сопровождение основывается на субъект – субъектных связях с ориентацией на личностные характеристики ребенка. Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Форма организации занятий – фронтальная, по подгруппам и индивидуальная.
На занятиях педагогу необходимо:
• учитывать возрастные особенности детей и естественную мотивацию к занятиям, которая обеспечивается за счет включения каждого ребенка в процессы самореализации;
• обеспечивать развитие речи и мышления;
• вызывать эмоциональную сопричастность к процессу и результату собственной умственной деятельности и деятельности других;
• создавать условия для перехода из зоны актуального развития, опираясь на созревающие, а не на созревшие функции, что способствует развитию познавательных способностей ребенка;
• способствовать полноценному психическому и физическому развитию, а также укреплению здоровья каждого ребенка;
• обеспечивать уважение к личности ребенка, развитие творческих способностей и успешность каждого ребенка
Организуя личностно-ориентированный подход к проведению занятий,педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ-ступенька к новому знанию.
Коррекция и профилактика нарушений развития детей предполагает введение здоровьесберегающих технологий. Основа здоровьесберегающих технологий – личностно-ориентированный подход. Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.
Для нивелирования негативных действий множества факторов риска для здоровья детей, логопедическая работа должна быть направлена на коррекцию не только речевых расстройств, но и развития личности в целом. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
В своей практической деятельностия применяю следующие здоровьесберегающие компоненты: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж; логоритмика, глазодвигательная гимнастика, мышечная релаксация.
1. Дыхательные упражнения. Выработка правильного дыхания оптимизирует кровообращение, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Формирует произвольную саморегуляцию, что в свою очередь улучшает ритмику организма (сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д., а также развивает самоконтроль над поведением.
Я использую разные дыхательные упражнения в зависимости от лексических тем.
Упражнение «Дует, дует ветерок»
Дыхательный тренажёр сделан из картона, на котором внутри вырезано окно и нарисованы оконные наличники. На верхний край рисунка приклеена тонкая ткань. Дать ребёнку подуть на «занавесочки», которые разлетаются в разные стороны.
Упражнение «Ладошки»
Давайте с вами проведем простое дыхательное упражнение «Ладошки» по системе Стрельниковой, которое эффективно не только для детей, но и для взрослых. Вдох – резкий, шмыгающий через нос, произвольный выдох через нос. Сжимаем пальцы в кулаки (8 раз).
2. Пальчиковая гимнастика, самомассаж. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления, что является одной из составляющих психоэмоционального здоровья.
Я использую разные пальчиковые гимнастики. Одно из тех,которые нравятся детям:
Наши алые цветки (соединяют чуть согнутые ладони – “бутон”)
Распускают лепестки (разводят пальцы в стороны, запястья соединены – “раскрылся бутон”)
Ветерок чуть дышит (тихонько дуют на цветок)
Лепестки колышет (Качают “цветком”)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (соединяют пальцы рук – вновь перед нами “бутон”)
Головой качают (покачивают “бутоном” вправо – влево,
Тихо засыпают (сомкнутые соединенные ладони складывают в кулачки – “цветки спят”)
Утром ранним все цветки (вновь делают “бутон”, постепенно поднимают его вверх – “бутон” тянется к солнцу)
Вновь распустят лепестки (разводят пальцы рук в стороны – “бутон” расцвел).
Удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм,но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, мышления.
Согреем наши руки при помощи «волшебных» мячиков (прокатывание колючих массажных мячиков между ладонями и по пальцам).
Упражнение с Су – Джок
Катают мячик между ладоней, мнут его пальчиками, соответственно тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой качну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
3. Артикуляционная гимнастика. С помощью артикуляционной гимнастики – вырабатываются плавные полноценные движения органов артикуляции, необходимые для чистого произношения звуков. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка»;динамические упражнения: «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Маляр».
4. Логоритмика. В сотрудничестве с музыкальным руководителем я провожу логоритмические занятия. Сочетание музыки, ритма, движений, речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействуют на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций. Способствуют развитию эмоциональности, навыков общения, расширению у детей словаря.
«Хлопья белые»
Хлопья белые летят.
(Руки поднимаем, опускаем)
Холоднее стало,
(Приседания.)
Только, зимушка, ребят
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Ты не испугала.
(Прыжки на месте.)
Нет! Нет! Нет! Нет! Ты не испугала.
5. Глазодвигательная гимнастика. Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей представлений о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Зрительная гимнастика используется: для укрепления мышц глаз, для расширения поля зрения, улучшения восприятия.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Упражнение «Метелки»
Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз.Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, снежок сметите,
Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)
Упражнение для глаз «Белка и дятел»
Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево,
Дятла вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри (смотрим вверх, вниз).
Вот орешки: раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками).
И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем).
6. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением, поможет снять психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Упражнение «Огонь и лед»
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела.
Все перечисленные технологии способствуют коррекции физических и психических нарушений детей, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка и способствуют формированию полноценной гармоничной личности.
Источник
Виктория Долгополова
Личностное развитие ребенка в образовательной деятельности
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. Каждый педагог формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, то есть должен заботиться и о его способностях, и о его нравственности.
Безусловно, развитие личности – многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от её жизненного пути, от социального контекста её жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена. Личностное развитие – это и внутренне противоречивый процесс. Постепенно ребенок учится управлять своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути выхода из кризисных (стрессовых) ситуаций.
Базовые ценности личностно-ориентированного образования заключаются в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности. Личностно – ориентированная система образования исходит из “приоритета индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного процесса обучения”. То есть дошкольник не становится, а изначально является субъектом познания.
Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной логопедической работе. Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.
Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.
Педагогическое сопровождение основывается на субъект – субъектных связях с ориентацией на личностные характеристики ребенка. Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Форма организации занятий – фронтальная, по подгруппам и индивидуальная.
На занятиях педагогу необходимо:
• учитывать возрастные особенности детей и естественную мотивацию к занятиям, которая обеспечивается за счет включения каждого ребенка в процессы самореализации;
• обеспечивать развитие речи и мышления;
• вызывать эмоциональную сопричастность к процессу и результату собственной умственной деятельности и деятельности других;
• создавать условия для перехода из зоны актуального развития, опираясь на созревающие, а не на созревшие функции, что способствует развитию познавательных способностей ребенка;
• способствовать полноценному психическому и физическому развитию, а также укреплению здоровья каждого ребенка;
• обеспечивать уважение к личности ребенка, развитие творческих способностей и успешность каждого ребенка
Организуя личностно-ориентированный подход к проведению занятий,педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ-ступенька к новому знанию.
Коррекция и профилактика нарушений развития детей предполагает введение здоровьесберегающих технологий. Основа здоровьесберегающих технологий – личностно-ориентированный подход. Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.
Для нивелирования негативных действий множества факторов риска для здоровья детей, логопедическая работа должна быть направлена на коррекцию не только речевых расстройств, но и развития личности в целом. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
В своей практической деятельностия применяю следующие здоровьесберегающие компоненты: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж; логоритмика, глазодвигательная гимнастика, мышечная релаксация.
1. Дыхательные упражнения. Выработка правильного дыхания оптимизирует кровообращение, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Формирует произвольную саморегуляцию, что в свою очередь улучшает ритмику организма (сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д., а также развивает самоконтроль над поведением.
Я использую разные дыхательные упражнения в зависимости от лексических тем.
Упражнение «Дует, дует ветерок»
Дыхательный тренажёр сделан из картона, на котором внутри вырезано окно и нарисованы оконные наличники. На верхний край рисунка приклеена тонкая ткань. Дать ребёнку подуть на «занавесочки», которые разлетаются в разные стороны.
Упражнение «Ладошки»
Давайте с вами проведем простое дыхательное упражнение «Ладошки» по системе Стрельниковой, которое эффективно не только для детей, но и для взрослых. Вдох – резкий, шмыгающий через нос, произвольный выдох через нос. Сжимаем пальцы в кулаки (8 раз).
2. Пальчиковая гимнастика, самомассаж. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления, что является одной из составляющих психоэмоционального здоровья.
Я использую разные пальчиковые гимнастики. Одно из тех,которые нравятся детям:
Наши алые цветки (соединяют чуть согнутые ладони – “бутон”)
Распускают лепестки (разводят пальцы в стороны, запястья соединены – “раскрылся бутон”)
Ветерок чуть дышит (тихонько дуют на цветок)
Лепестки колышет (Качают “цветком”)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (соединяют пальцы рук – вновь перед нами “бутон”)
Головой качают (покачивают “бутоном” вправо – влево,
Тихо засыпают (сомкнутые соединенные ладони складывают в кулачки – “цветки спят”)
Утром ранним все цветки (вновь делают “бутон”, постепенно поднимают его вверх – “бутон” тянется к солнцу)
Вновь распустят лепестки (разводят пальцы рук в стороны – “бутон” расцвел).
Удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм,но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, мышления.
Согреем наши руки при помощи «волшебных» мячиков (прокатывание колючих массажных мячиков между ладонями и по пальцам).
Упражнение с Су – Джок
Катают мячик между ладоней, мнут его пальчиками, соответственно тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой качну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
3. Артикуляционная гимнастика. С помощью артикуляционной гимнастики – вырабатываются плавные полноценные движения органов артикуляции, необходимые для чистого произношения звуков. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка»;динамические упражнения: «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Маляр».
4. Логоритмика. В сотрудничестве с музыкальным руководителем я провожу логоритмические занятия. Сочетание музыки, ритма, движений, речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействуют на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций. Способствуют развитию эмоциональности, навыков общения, расширению у детей словаря.
«Хлопья белые»
Хлопья белые летят.
(Руки поднимаем, опускаем)
Холоднее стало,
(Приседания.)
Только, зимушка, ребят
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Ты не испугала.
(Прыжки на месте.)
Нет! Нет! Нет! Нет! Ты не испугала.
5. Глазодвигательная гимнастика. Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей представлений о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Зрительная гимнастика используется: для укрепления мышц глаз, для расширения поля зрения, улучшения восприятия.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Упражнение «Метелки»
Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз.Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, снежок сметите,
Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)
Упражнение для глаз «Белка и дятел»
Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево,
Дятла вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри (смотрим вверх, вниз).
Вот орешки: раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками).
И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем).
6. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением, поможет снять психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Упражнение «Огонь и лед»
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела.
Все перечисленные технологии способствуют коррекции физических и психических нарушений детей, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка и способствуют формированию полноценной гармоничной личности.
Источник