Личность ребенка старшего дошкольного возраста и ее развитие диплом

метки: Семья, Нравственный, Современный, Человек, Агрессивность, Воспитание, Воздействие, Дошкольный

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…3

ГЛАВА I Теоретико — методологические основы взаимодействия

ДОУ и семьи в контексте нравственного воспитания

детей дошкольного возраста …8

1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия

дошкольного образовательного учреждения с семьей …8

1.2. Специфика формирования основ нравственной культуры

детей — дошкольников …24

ГЛАВА II Экспериментальное развитие личности дошкольника

при взаимодействии семьи и ДОУ…54

2.1. Диагностика нравственно — воспитательного потенциала семьи

дошкольника …54

2.2 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств

детей дошкольного возраста …66

2.3. Система работы по улучшению нравственной культуры

дошкольников и их родите-лей…70

2.4. Результаты опытно — экспериментальной рабо-ты…80

ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…83

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …87

ВВЕДЕНИЕ.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с тремя положениями:

Во-первых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Во-вторых, вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

16 стр., 7732 слов

Профилактика агрессивности детей в современной семье

… уменьшение контактов родителей с детьми. Проблема исследования: Состоит в поиске причины увеличения случаев детско-родительской агрессивности в современной семье. Методы исследования: 1.Анализ … детской агрессивности в современной семье. Задачи: 1.Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам детской агрессивности и ее роли в отношениях ребенка с родителями …

В-третьих, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности [12, 5−7].

Так как детский или дошкольный возраст — это особый, самый бла-гоприятный период для закладки и развития многогранных свойств и качеств личности, то мне, как будущему методисту — организатору дошкольного образования, кажется весьма актуальной тема: «Взаимодействие семьи и дошкольных образовательных учреждений в нравственном воспитании дошкольников».

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка: его образованности, воспитанности, гражданственности, трудолюбия и, в том числе, нравственности.

Выражение «дети — зеркало семьи» при всей своей кажущейся ба-нальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои формы поведения, способы общения и взаимодействия с окружающими людьми, свои приоритеты и нравственные ценности, стоящие во главе воспитательного воздействия на ребенка. Через семейные контакты ребенок осознает себя как представителя определенного пола, овладевая соответствующим поведением; видит пример трудового сотрудничества взрослых, подражая им; приобщается к социальной жизни, постепенно расширяя свой кругозор и опыт. Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в его непрерывности и длительности; в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс воз-можностей воздействия на ребенка. Причины здесь разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — не умеют этого делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. Поэтому, во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

17 стр., 8367 слов

Оздоровительное физическое воспитания дошкольников

… учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного взаимодействия. Объект исследования — воспитание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс осуществления оздоровительной направленности системы физического воспитания дошкольников. Цель исследования …

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В связи с этим, в последнее время к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Широко рассматривается педагогическая функция ДОУ, т. е. как воспитывать, чему учить, насколько успешно готовить к школьному обучению. Чтобы выполнение этой функции было более эффективным, многие дошкольные образовательные учреждения пересматривают содержание и качество образовательной работы с детьми, ищут пути более сильного влияния на каждого ребенка. А такое положение дел, соответственно, ставит коллектив ДОУ перед необходимостью нахождения союзников и единомышленников в лице родителей воспитанников.

Исследуемая мною проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих воспитателей к нравственному воспитанию дошкольников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)

В связи с этим, мною была определена цель данной работы: изуче-ние механизма взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений в процессе нравственного воспитания дошкольников.

Читайте также:  Год и 2 месяца развитие ребенка рацион

Выбор цели повлек за собой выдвижение ряда сопутствующих задач:

1. на основе теоретического исследования определить исторические и современные предпосылки взаимодействия семьи и ДОУ;

2. раскрыть особенности понятий «нравственность», «нравственное воспитание», «нравственная норма», «нравственный принцип», «категории нравственности», «нравственный идеал» в контексте данной тематики;

3. выявить механизм становления нравственной культуры дошкольника, основанный на взаимосотрудничестве семьи и ДОУ;

7 стр., 3244 слов

Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольников средствами хореографии

… исследования – особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольников средствами хореографии. Гипотеза исследования- средствами хореографии возможно духовно-нравственное воспитание детей Цель. Определение основных аспектов духовно- нравственного воспитание детей … . ? ГЛАВА 1. Основные аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 1.1.Возрастные особенности Путь …

4. провести констатирующий эксперимент по изучению критериев нравственной воспитанности детей дошкольного возраста и воспитательного потенциала их семей;

5. наметить основные пути психолого — педагогической работы по просвещению и консультированию родителей в нравственном воспитании дошкольников.

Объектом моего исследования явился процесс взаимодействия се-мьи и ДОУ в процессе воспитания и обучения детей.

Предметом исследования стало нравственное воспитание детей до-школьного возраста.

Гипотеза состояла в следующем: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста будет тем эффективнее и целостнее, чем плодотворнее и активнее будут «точки соприкосновения» во взаимодействии между родителями и воспитателями детей — дошкольников.

Используемые методы:

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования был применен комплекс методов исследования, направленный на выявление степени взаимодействия семьи и ДОУ в осуществлении нравственного воспитания: наблюдение, цикл бесед с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье, тест — опросник выявления степени участия родителей в воспитательном процессе, родительское сочинение (автор — В.В. Столин, адаптация — А.И. Тащевой), модифицированная анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи из книги В.Г. Максимова «Педагогическая диагностика», диагностика уровня нравственной воспитанности дошкольников, анализ результатов исследования и т. д.

Практическая значимость работы состоит в том, что:

8 стр., 3941 слов

Основы гендерного воспитания дошкольников

… разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из данных противоречий, я сформулировала гипотезу исследования: гендерное воспитание дошкольников будет продуктивнее, если … образованию и правовому просвещению. .2Особенности гендерного воспитания дошкольников Дошкольный возраст — особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период закладываются основы …

— полученные данные позволяют расширить представление о закладке основ нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

— обоснована первостепенная необходимость организации взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семей воспитанников при организации учебно — воспитательного процесса в ДОУ.

Базой исследования послужило муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 115 «Кораблик» отдела образования г. Астрахани. В исследовании приняло участие 53 ребенка (и соответственно семьи), воспитанники старшей и подготовительной группы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической части), заключения, списка использованной литературы…

СПИСОК ИСПОЛЬУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя. — Киев, 1991.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольни-ков. — М., 1992.

3. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. — М., 1988.

4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. — М., 1985.

5. Варюхина С. И. Истоки доброты. — Минск, 1987.

6. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. — М., 1993.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

8. Выготский Л.С. Пед. соч. — Т.4, 1974.

9. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатер., 1995.

10. Иванова В.М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье. — М., 1983.

11. Ильин И. А. Душа ребёнка. // Очаг. — 1993. — № 9.

12. Как помочь ребенку войти в современный мир. /Под ред. Т.В. Антоновой/. — М., 1995.

13. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. — М., 1983.

14. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. — Минск, 1981.

15. Козлова Е.А. Воспитание честности, дружелюбия и других гражданских качеств у учащихся начальных классов. // Начальная школа. — 1994. — № 10.

3 стр., 1193 слов

Трудовое воспитание дошкольников в условиях семьи и детского сада

… по проблеме трудового воспитания дошкольников. 2. Рассмотреть содержание воспитательного труда детей дошкольного возраста. 3. Проанализировать порядок организации трудовой деятельности дошкольников в условиях семьи. 4. Показать … проблеме трудового воспитания дошкольников 6 1.2 Содержание воспитательного труда детей дошкольного труда 11 1.3 Организация трудовой деятельности в условиях семьи 13 2 …

16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М., 2002.

17. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. — М., 1988.

18. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка — дошкольника как субъекта трудовой деятельности. — СПб., 1995.

19. Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986.

20. Куликова Т.А. Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.

Читайте также:  Среда развития ребенка и основные требования к ней

21. Леви В. Нестандартный ребенок. — СПб., 1993.

22. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценно-стей. — Самара, 1997.

23. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. — М., 1996.

24. Мансур Л. Магия семейных ритуалов. // Начальная школа. — 1994. — № 12.

25. Мондейкене Л.-Ц.А. Формирование единства нравственных знаний и поведения у старших дошкольников. — М., 1987.

26. Мясищев В.Н. Психология отношений. — М., 1995.

27. Нанай Ф.А. У истоков нравственного воспитания. // Начальная школа. — 1988. — № 10.

28. Новиков Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей». // Умом и сердцем. — М., 1989.

29. Нравственное воспитание дошкольников. — М., 1972.

30. Нравственно — трудовое воспитание в детском саду. /Под ред. Р.С. Буре/. — М., 1987.

31. Общение между детьми в детском саду и семье. /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной/. — М., 1990.

32. Основы дошкольной педагогики. /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой/. — М., 1980.

33. Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально — психологического исследования. /Под ред. Т.А. Репиной/. — М., 1978.

34. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М., 1986.

35. Пичугина Н.О., Айдашева Г. А., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика. Конспект лекций. — Р-на-Д., 2004.

2 стр., 507 слов

Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию.

… значимыми и важными являются разделы педагогики – коррекционная педагогика – и психологии – специальная психология. Коррекционная педагогика изучает образование, обучение и воспитание в условиях развития осложнённого … ). Дети с детским церебральным параличом (ДЦП), дети, перенёсшие полиомиелит, дети с прогрессирующей мышечной дистрофией. VIII. Нарушения речевых возможностей. Дети-дошкольники с …

36. Розанов В. В. Сумерки просвещения. — М., 1990.

37. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. — М., 2002.

38. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. — М., 1987.

39. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. — М., 1991.

40. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. — М., 1976.

41. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: Спецкурс. — М., 1994.

42. Титаренко В. Нравственное воспитание в семье. // Культура семейных отношений. — М., 1985.

43. Учимся общаться с ребенком. /Под ред. В.А. петровского и др./. — М., 1993.

44. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. — Р-на-Д., 1995.

45. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия. // Воспитание школьников. — 1993. — № 6.

46. Шепелева К.Г. Из опыта работы школы с родителями. // Начальная школа. — 1994. — № 11.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник

Характеристика современной системы образования России. Влияние детской изобразительной деятельности на общие психологические черты ребенка периода дошкольного детства. Анализ изобразительной деятельности детей: формирующие и контрольные эксперименты.

  • Этапы формирования, виды и методы изобразительной деятельности, ее значение в развитии ребенка-дошкольника. Сравнение особенностей развития изобразительной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста, рекомендации по их развитию.

    курсовая работа, добавлен 27.12.2015

  • Становление эстетически развитой, творчески активной личности ребенка как основная цель воспитания в системе дошкольного образования. Задачи художественно-эстетического воспитания. Ознакомление с техниками и приемами в изобразительной деятельности.

    реферат, добавлен 24.03.2019

  • Исследовано, что подготовительный дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству. Роль и значение изобразительной деятельности в нравственном, эстетическом и умственном развитии ребенка. Типы занятий по изобразительной деятельности.

    статья, добавлен 26.04.2019

  • Сенсорная основа развития и восприятия ребенка. Обследование как метод и задача обучения детей изобразительной деятельности. Методика проведения обследования в разных возрастных группах. Специфика обследования в изобразительной деятельности.

    контрольная работа, добавлен 26.12.2010

  • История методов обучения изобразительной деятельности, порядок их классификации. Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой личности у младшего школьника. Характеристика нетрадиционных техник рисования, используемые на уроках в школе.

    курсовая работа, добавлен 18.09.2016

  • Формирование личности ребенка. Детское изобразительное творчество. Влияние изобразительной деятельности на развитие ребенка дошкольника. Классификация методов обучения. Методика использования приемов обучения в разных возрастных группах детского сада.

    контрольная работа, добавлен 15.06.2010

  • Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка-дошкольника. Классификация методов обучения. Проведение диагностики детей с учетом их индивидуально типологических особенностей для определения их готовности к работе на компьютере.

    реферат, добавлен 25.05.2010

  • Теоретические аспекты изобразительной деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Понятие рисования как продуктивной деятельности, его значение для развития ребенка. Анализ методик проведения занятий по предметному, сюжетному и декоративному рисованию.

    Читайте также:  Психология развития ребенка в детском саду образец

    курсовая работа, добавлен 04.03.2019

  • Применение изобразительной деятельности в коррекционной работе педагога с дошкольниками. Особенности организации обучения, главные методы, формы и приемы данной деятельности в заведениях дошкольного образования для детей с особыми потребностями.

    реферат, добавлен 15.02.2014

  • Психолого–педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, роль изобразительной деятельности. Диагностика и развитие творческих способностей. Развивающая программа для занятий по изобразительной деятельности.

    дипломная работа, добавлен 01.11.2014

  • Источник

    Похожие главы из других работ:

    Взаимоотношения детей 3-5 лет в дошкольном учреждении

    1.1 Психологические особенности личности дошкольника, значение взаимоотношений со сверстниками для развития личностных качеств

    Дошкольное детство коротко, но и в нем можно выделить периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 3-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Неустойчивость настроения, эмоциональная ранимость…

    Взаимосвязь уровневых характеристик памяти и тревожности у школьников

    1.1 Психологические особенности детей старшего школьного возраста

    Юношеский возраст продолжается от 15 до 22 лет. Большое место в жизни старшеклассника занимают мечты о будущей профессии, о той дороге, по которой он будет идти всю жизнь, Серьезно задумываясь над своим будущим, юноша или девушка…

    Выявление креативности у детей в старшем школьном возрасте

    § 1.2 Психологические особенности старшего школьного возраста

    1. Юность как стадия жизненного пути человека

    Период юности — это период самоопределения. Самоопределение — социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое — составляет основную задачу юношеского возраста…

    Готовность детей к школе

    1.2 Психологические особенности старшего дошкольного возраста

    психологический готовность дошкольник личностный

    Особенности возрастного этапа 6 — 7 лет проявляются в изменениях во всех сферах…

    Изучение межличностных отношений старших подростков

    2.1 Психологические особенности старшего подросткового возраста

    А. Газел, американский психолог писал:

    13 лет — подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

    14 лет — подросток. Экстраверсия, энергичен…

    Межличностные отношения старших подростков и их социальный статус в классе

    2.1 Психологические особенности старшего подросткового возраста

    С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относиться всегда, но особенная чуткость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы…

    Мотивационный комплекс личности

    1.1 Возрастные, социально психологические особенности старшего школьного возраста

    В старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост…

    Особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье

    ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Психологическая готовность детей к школьному обучению

    1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

    психологический готовность школа познавательный

    Умственное развитие старших дошкольников характеризуется тем, что у них уже не встречается случаев двойного склонения…

    Психологическое развитие дошкольника

    2.1 Психологические особенности эмоционального развития дошкольника

    Эмоциональное развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений…

    Психолого-педагогические факторы развития агрессивности у дошкольников

    1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

    Психология детей таит в себе массу секретов, разобравшись в которых, мы можем наладить здоровые взаимоотношения с ребенком. Не смотря на сложность вопроса, детская психология сегодня достаточно изучена специалистами. Поэтому такие проблемы…

    Роль игры в развитии ребенка в дошкольном возрасте

    Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника

    Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я — космонавт”, “Я — мама”, “Я — доктор”), а, что является самым главным…

    Семейные взаимоотношения и эмоциональное благополучие личности детей

    ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

    Сиблинговые отношения и их влияние на развитие личности

    1. Психологические особенности старшего и младшего ребенка

    Между братьями и/или сестрами образуются значимые и долговременные привязанности, начинающиеся в младенчестве, хотя часто младшие дети более привязаны к старшим, чем те к ним…

    Специфика компонентов самосознания современных старших дошкольников

    1.3 Психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения…

    Источник