Лебединский психология аномального развития ребенка читать

Лебединский психология аномального развития ребенка читать thumbnail

Лебединский психология аномального развития ребенка читать

Лебединский В.В.

Лебединский Виктор Васильевич (19 июня 1927, Москва — 25 августа 2008, Москва) — доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. Основоположник нового направления психологической науки — психологии аномального развития и создатель оригинальной классификации нарушений психического развития.

Опубликовано 75 печатных работ в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе учебное пособие «Нарушения психического развития в детском возрасте». Автор оригинальной клинико-психологической классификации дизонтогенеза.

Книги (4)

Лебединский психология аномального развития ребенка читатьДиагностика эмоциональных нарушений у детей

Соавтор: Бардышевская М.К.

В пособии представлен многолетний опыт работы авторов с детьми с эмоциональными нарушениями.

Рассматриваются основные принципы диагностики эмоциональных нарушений у детей. В первой главе дается общее представление о строении системы эмоциональной регуляции, феномены аффективных нарушений распределяются по уровням. Во второй и третьей главах представлена методика диагностики эмоциональных нарушений у детей.

Выделены две главные линии диагностики: особенности возрастной динамики основных новообразований эмоциональной сферы и состояние и динамика эмоциональной регуляции ребенка. В качестве иллюстрации в четвертой главе разобраны примеры диагностики развития детей с тяжелыми нарушениями эмоциональной регуляции.

Лебединский психология аномального развития ребенка читатьНарушение психического развития в детском возрасте

Учебное пособие содержит систематическое изложение основных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у детей.

Выделен ряд общих закономерностей аномального развития. Показана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития патопсихологических новообразований, представлена оригинальная классификация типов психического дизонтогенеза, описана их психологическая структура.

Лебединский психология аномального развития ребенка читатьПсихология аномального развития ребенка. Хрестоматия. В 2-х томах

Соавтор: Бардышевская М.К.

Впервые издаваемая в нашей стране хрестоматия обеспечивает необходимым теоретическим материалом курс «Психология аномального ребенка», читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствующие курсы («Эмоциональные расстройства в детском возрасте» и практикум по «Психологии аномального ребенка»).

Особенностью данной хрестоматии является то, что она составлена психологами-практиками, непосредственно работающими с детьми в клинике или консультации. Многочисленные случаи, описываемые в статьях разных авторов, делают теоретические построения или выводы ясными и понятными, помогая распознать отклонения в развитии ребенка и наметить пути их коррекции.

Лебединский психология аномального развития ребенка читатьЭмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция

Соавтор: Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Эмоциональные нарушения – одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей.

В книге подробно описываются различные, часто встречающиеся в детском возрасте нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, боязливость, страхи, упрямство, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость и другие, препятствующие свободному взаимодействию с окружающим миром.

Добавить отзыв

Источник

????ЛЕБЕДИНСКИЙ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ???? (19.06.1927г. — 25.08.2008г.) — доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки.
Более 30 лет посвятил изучению детского развития, первый систе­матически изложил патопсихологические зако­номерности нарушенного психического разви­тия у детей, создал собственное научное направление — «Психологию аномального развития» (изучение психологических зако­номерностей дизонтогенеза) на стыке психо­логии, дефектологии, детской психиатрии и детской неврологии. Он описал общие зако­номерности аномального развития и показал роль различных факторов в возникновении аномалий развития и патопсихологических новообразований, создал оригинальную клас­сификацию типов психического дизонтогене­за, предложил обоснованную схему механизмов аномалий развития, учитывающую четы­ре параметра, и описал их клинико­психоло­гическую структуру.
В конце 1970 х гг. Клара Самуиловна Лебединская — известный детский психиатр и дефектолог, супруга и единомышленница Виктора Васильевича, — основываясь на его научных представлениях об асинхронии развития, организовала первую в нашей стране уникальную группу помощи детям с ранним детским аутизмом при НИИ дефектологии АПН СССР. В эту группу входили психиатры, психологи, логопеды. Сегодня лучшие специалисты по раннему детскому аутизму — ученики К.С. Лебединской и В.В. Лебединского. Каждый, кто оказывался счастливым участником и свидетелем интереснейших клинических разборов, получал урок утонченного психологического мышления, гуманистического отношения к детям и их родителям. Успехи работы группы с аутичными детьми были признаны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Читайте также:  Влияет ли курение на развитие ребенка

????НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ????

????Аннотация????
Учебное пособие содержит систематическое изложение основных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у детей. Выделен ряд общих закономерностей аномального развития. Показана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития патопсихологических новообразований, представлена оригинальная классификация типов психического дизонтогенеза, описана их психологическая структура.
Пособие может быть также полезно дефектологам, детским психиатрам, невропатологам, учителям и воспитателям специальных детских учреждений.

????ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА????
Хрестоматия в 2-х тома
Соавтор: Бардышевская М.К.

????Аннотация????
Впервые издаваемая в нашей стране хрестоматия обеспечивает необходимым теоретическим материалом курс «Психология аномального ребенка», читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствующие курсы («Эмоциональные расстройства в детском возрасте» и практикум по «Психологии аномального ребенка»).
Особенностью данной хрестоматии является то, что она составлена психологами-практиками, непосредственно работающими с детьми в клинике или консультации. Многочисленные случаи, описываемые в статьях разных авторов, делают теоретические построения или выводы ясными и понятными, помогая распознать отклонения в развитии ребенка и наметить пути их коррекции.
В отечественной психологической литературе не существует аналогичного издания как по широте и разнообразию представленных в хрестоматии теоретических концепций, так и по охвату клинических проявлений аномального развития детей.
Хрестоматия рассчитана как на студентов, начинающих изучать психологию, так и на уже работающих врачей, психологов, учителей и воспитателей.

????ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ????
Соавтор: Бардышевская М.К.

????Аннотация????
В пособии представлен многолетний опыт работы авторов с детьми с эмоциональными нарушениями. Рассматриваются основные принципы диагностики эмоциональных нарушений у детей. В первой главе дается общее представление о строении системы эмоциональной регуляции, феномены аффективных нарушений распределяются по уровням. Во второй и третьей главах представлена методика диагностики эмоциональных нарушений у детей.
Выделены две главные линии диагностики: особенности возрастной динамики основных новообразований эмоциональной сферы и состояние и динамика эмоциональной регуляции ребенка. В качестве иллюстрации в четвертой главе разобраны примеры диагностики развития детей с тяжелыми нарушениями эмоциональной регуляции.
Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, дефектологов, практических психологов и психиатров.

????ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ КОРРЕКЦИЯ????
Соавторы: Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

????Аннотация????
Эмоциональные нарушения – одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей.
В книге подробно описываются различные, часто встречающиеся в детском возрасте нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, боязливость, страхи, упрямство, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость и другие, препятствующие свободному взаимодействию с окружающим миром.

#Аутизм #РАС #Autism #ASD #Лебединский #Лебединская #Психология #Патопсихология #Эмоциональные_нарушения #Аномальное_развитие #Диагностика #Коррекция #Autosanimus

Источник

Лебединский В., Бардышевская М. (ред.)

Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. — 818 с.Впервые издаваемая в нашей стране хрестоматия обеспечивает необходимым теоретическим материалом курс «Психология аномального ребенка», читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствующие курсы («Эмоциональные расстройства в детском возрасте» и практикум по «Психологии аномального ребенка»).
Особенностью данной хрестоматии является то, что она составлена психологами-практиками, непосредственно работающими с детьми в клинике или консультации. Многочисленные случаи, описываемые в статьях разных авторов, делают теоретические построения или выводы ясными и понятными, помогая распознать отклонения в развитии ребенка и наметить пути их коррекции.
В отечественной психологической литературе не существует аналогичного издания как по широте и разнообразию представленных в хрестоматии теоретических концепций, так и по охвату клинических проявлений аномального развития детей.
Хрестоматия рассчитана как на студентов, начинающих изучать психологию, так и на уже работающих врачей, психологов, учителей и воспитателей.Содержание:Часть III. Младенческий возраст
Г. И. Никитина
Основные теоретические подходы к изучению функциональной организации развивающегося мозга человека
И. М, Воронцов, И. А. Кельмансон, А. В. Цинзерлияг
Обобщенный взгляд на возможные причины и механизмы развития синдрома внезапной смертности у детей.
Р. Ж. Мухамедрахимов
Мать и младенец: психологическое взаимодействие.
Г. Харлоу, М, Харлоу, С. Суоми
Заменители матерей.
М. Кляйн
Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка.
М. Кляйн
Роль фрустрации в развитии.
М. Кляйн
Тревога и защитные механизмы.
Д. Винникотт
Идеи и определения.
Д. Винникотт
Переходные объекты и переходные феномены.
Л. Фрейд
Детская патология как предусловие развития патологии взрослых.
О. Крейслер
Психосоматика в психопатологии младенчества.
Г. Полмайер
Дальнейшее развитие психоаналитической теории депрессии до сегодняшнего дня.
О. Кернберг
Аффекты и ранний субъективный опыт.
Р. А. Шпиц
Поведение депривированных детей.
Р. А. Шпиц, В. Г. Коблинер
Психотоксические расстройства.
Дж. Боулби
Как оценивать нанесенный ущерб?
Т. П. Симеон
Галопирующая форма шизофрении раннего детского возраста.Часть IV. Дошкольный и младший школьный возраст
В. В. Лебединский
Классификация психического дизонтогенеза.
Г. Е. Сухарева
Группировка психопатий.
Л. В. Занков
Очерки психологии умственно отсталого ребенка.
Р. Е. Левина
Автономная речь в нормальном и патологическом развитии ребенка.
Р. Заззо
Групповое исследование умственной отсталости.
В. А. Новодворская
Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей.
Д. Н. Исаев
Дифференциальный диагноз психического недоразвития у детей.
И. Ф. Марковская
Прогностическое значение комплексного клинико-нейропсихологического исследования.
Т. П. Симеон, М. М. Модель, Л. И. Гальперин
Шизофрения.
Т. П. Симеон
Начальные симптомы шизофрении раннего возраста.
A. И. Чехова
Начальная стадия и ранняя диагностика шизофренического процесса у детей.
С. С. Мнухин, А. Е, Зеленецкая, Д. Н. Исаев
О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера, у детей.
Д. И. Исаев, В. Е. Каган
Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения.
К. С. Лебединская
Терапия раннего детского аутизма.
B. В. Лебединский
Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза.
Е. С. Иванов
Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма.
Л. Гезелл
Аутистическое, психотическое и другие формы нарушенного поведения.
Т. Питерс
Умственная отсталость при аутизме. проблема понимания значений.
С. Миллер
Влияние на игру индивидуальных и социальных различий.
Т. П. Симеон, М. М. Модель, Л. И. Гальперин
Экзогенно обусловленные пограничные формы.
Г. Е. Сухарева
Преимущественные для детского возраста психогенные реакции.
М. И. Лапидес
Клинико-психопатологические особенности депрессивных состояний у детей и подростков.
А. И. Гольбин
Нарушения сна и бодрствования у детей при различных заболеваниях и аномалиях.
Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко
Клинико-патогенетическая концепция патологических привычных действий.
А. И. Захаров
Патогенез неврозов у детей.
О. В. Протопопова
Моторика и психоортопедия.
А. Фрейд
Примеры избегания объективного неудовольствия и объективной опасности (предварительные стадии защиты).
А. Фрейд
Инфантильные предварительные ступени более поздних заболеваний.
Развитие половой идентификации.

Читайте также:  Методика оценки психического развития ребенка

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лебединский.

Ви́ктор Васи́льевич Лебеди́нский (19 июня 1927, Москва — 25 августа 2008, Москва) — советский и российский психолог. Более 30 лет посвятил изучению психопатологии детского возраста, основал психологию аномального развития — направление, находящееся на стыке психологии, дефектологии, детской психиатрии, детской неврологии, этологии, психоанализа, создал оригинальную классификацию нарушений психического развития. Кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Лауреат Ломоносовской премии. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Биография[править | править код]

Родился 19 июня 1927 года в семье служащих[1]. С 12 лет посещал публичные лекции на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова[1].

В 1946 году Виктор Васильевич поступил на исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова[2] на отделение новой истории, которое закончил в 1950 г.[1]. Написал диссертацию на тему французской революции, но не защитил её[2]. С 1951 года по 1962 год он преподавал историю в школах № 638 и 527 Москвы[1].

С 1962 года по 2008 год работал на отделении психологии философского факультета МГУ, затем — на факультете психологии, где начал с должности старшего лаборанта, с течением времени получил звание доцента кафедры нейро — и патопсихологии. Уже на третьем году работы вёл семинарские занятия по общей психологии под руководством А. Р. Лурия[2]. В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Нарушения движений и действий у больных с поражением лобных долей мозга». В 1997 году стал лауреатом Ломоносовской премии за преподавательскую деятельность.

Более сорока лет Виктор Васильевич находился в супружеской связи с Кларой Самойловной Лебединской — выдающимся детским психиатром и дефектологом, ученицей основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой. Учёные Виктор Васильевич и Клара Самойловна были крупными коллекционерами графики и живописи рубежа XIX—XX веков. В частности, их коллекция включала работы Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Василия Поленова, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Аполлинария Васнецова. В 2011 году коллекция была передана Пушкинскому музею[3][4].

Читайте также:  Социальная ситуация личностного развития ребенка

Научный вклад[править | править код]

Большое влияние оказали труды Ч. Дарвина, К. Лоренца, Н. Бора, а также К. Левина, Д. Брунера, Ж. Пиаже, З. Фрейда. Уважал естественные науки, такие как кибернетика, физиология, медицина[2]. Настольными книгами были сочинения Г. Е. Сухаревой, Л. С. Выготского, Н. А. Бернштейна, А. Р. Лурия[5]. Благодаря последним разработал понятия гетерохрония, асинхрония развития, которые легли в основу концепции дизонтогенеза. Понимал дизонтогенез как жизнь ребенка в особых условиях, как системное целостное нарушение[6].

Предложил оригинальную схему механизмов психического дизонтогенеза, выделил четыре основных параметра, такие как функциональная локализация нарушения, время поражения, соотношение первичных (биологически обусловленных) и вторичных (обусловленных динамикой развития) дефектов, нарушение межфункциональных связей. Эти параметры определяют шесть вариантов нарушений психического развития: общее стойкое недоразвитие, задержка развития, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие и дисгармоническое развитие. Перечисленные типы дизонтогенеза Виктор Васильевич выделил на основе механизма нарушения и объединил их в три категории: группа, в которой ведущим является отставание в развитии (недоразвитие, задержка развития); группа, вызванная поломкой или выпаданием отдельных функций (поврежденное и дефицитарное); группа, вызванная диспропорциональностью развития (искаженное и дисгармоническое)[2]. Основные идеи, лежащие в основе оригинальной типологии дизонтогенеза, изложены в научном труде В. В. Лебединского «Нарушения психического развития в детском возрасте». Книга была переиздана 7 раз.

В последние годы совместно с М. К. Бардышевской разрабатывал теорию многоуровневого строения системы эмоциональной регуляции, интерес к данной проблематике представлен в совместном учебном пособии «Диагностика эмоциональных нарушений у детей». В настоящее время работу на кафедре нейро- и патопсихологии продолжают ученики и коллеги В. В. Лебединского.

Педагогическая деятельность[править | править код]

На факультете психологии МГУ Виктор Васильевич читал лекционные курсы «Общая психология», «Психология аномального развития», «Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте».

Научные труды[править | править код]

Виктор Васильевич — автор более 75 научных работ, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях.

Монографии[править | править код]

  • «Нарушения психического развития в детском возрасте» (1985)
  • «Практикум по патопсихологии» (в соавторстве 1987)
  • «Психология аномального развития. Хрестоматия. Том 1, 2» (в соавторстве (2002)
  • «Диагностика эмоциональных нарушений у детей: Учебное пособие» (в соавторстве 2003)
  • Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте (в соавторстве 2011)

Статьи[править | править код]

  • Дружина пионерская / Лебединский В. В. // Дебитор — Евкалипт. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 8).

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Некролог В. В. Лебединского. // «Вопросы психологии», 2008.
  • Памяти Виктора Васильевича Лебединского. // «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», № 3, 2008. С. 140—141.
  • Зверева Н. В., Рощина И. Ф. Наследие В. В. и современная клиническая психология дизонтогенеза. (недоступная ссылка) // Журнал «Клиническая и специальная психология», 2012. № 4.
  • К 80-летию Виктора Васильевича Лебединского. // «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», № 3, 2007. С. 113—115.

Ссылки[править | править код]

  • Воспоминания о Кларе Самойловне Лебединской (19 декабря 1925 г., г. Харьков — 9 апреля 1993 г., Москва)
  • Выставка произведений, переданных в дар 2011—2014 гг.
  • Биография В. В. Лебединского на сайте факультета психологии МГУ

Источник