Лаура берк развитие ребенка читать онлайн

Лаура берк развитие ребенка читать онлайн thumbnail

Стили воспитания – это определенный образ поведения родителей, который проявляется в различных ситуациях, создавая тем самым «всеобъемлющий», устойчивый  климат воспитания ребенка.

Авторитетный стиль воспитания

Особенности воспитания имеют три правила:

  • принятие ребенка и участие в его жизни с целью установить эмоциональную связь;
  • контроль над ребенком с целью содействия более зрелому поведению;
  • поощрение автономии, призванное стимулировать уверенность.

Принятия ребенка и участие в его жизни означает – проявлять теплоту, отзывчивость, внимание, терпение и терпеливость, чувствительность к потребностям ребенка.

Проявляя зрелый эмоциональный спектр чувств, родители устанавливают очень позитивные детско-родительские отношения, которые вовлекают ребенка в близкий контакт и взаимодействие

В то же время используют  адаптивные методы контроля, устанавливая  разумные требования, ведущие к зрелости поведения. Контроль постоянный, с объяснениями ребенку требований.

Стиль  воспитания, называемым  авторитетным (принятие и адаптивный контроль) основной  акцент ставит  на коммуникацию, объясняя причины своих ожиданий, и используя дисциплинарные воздействия. Все ситуации для этого стиля являются как «обучающие моменты», которые способствуют выработке саморегулирующего поведения.

Именно авторитетные родители постепенно и разумно стимулируют развитие автономии у ребенка, проще говоря.

Читайте также: Собственная система воспитания – миф или реальность

Позволяя принимать решения в тех областях, где он готов сделать выбор, побуждают  выражать свои мысли , чувства и желания. В случае разногласия, , если это возможно, принимать совместные решения.

Ваша готовность принять и прислушаться к точке зрения ребенка, повышает вероятность того, что ребенок прислушивается к вашей  точке зрения в ситуациях, где послушание крайне необходимо.

Авторитетный стиль воспитания  влияет на многие аспекты компетентности. Это и  оптимизм, самоконтроль, упорство в достижении цели, готовность к сотрудничеству, проявление лидерских качеств.

Читайте также: Влияние матери на формирование характера мальчика

Авторитарный стиль воспитания

Стиль не приемлет  принятия и участие в жизни ребенка.  Холодность в отношениях, склонность к отвержению, частые унижения, высмеивания и подавления, вот что характерно для данного стиля.

Сосредоточенность на контроле, осуществляемые криками, принуждениями, приказами, и критикой. Основной принцип: делай, как я говорю!

Решения принимаются за ребенка и ожидания безоговорочного выполнения.

Если ребенок протестует, то применяют силовые методы и  наказания.

Стиль полностью удовлетворяет потребности родителей. Самовыражения и независимость детей подавляется.

Дети авторитарных родителей часто тревожны. Агрессивны в коммуникации с другими детьми, применяют силу, не получая  желаемого.

Читайте также: Агрессия ребенка – проблема или нет

Поскольку эти дети контролируемы со стороны родителей чрезмерно, учеба не страдает, и они менее задействованы в антисоциальной деятельности, чем дети, которые мы обсудим ниже.

Попустительствующий стиль воспитания

Стиль характеризуется принятием ребенка, есть и эмоциональная теплота. Но, участие в жизни детей оставляет желать лучшего. Родители слишком мягки и невнимательны. Контроль незначительный. Избегают выдвигать требования или устанавливать ограничения.

Вместо того, чтобы способствовать развитию самостоятельности, они позволяют детям принимать решения, когда те не готовы это сделать.

У таких детей нет режима  дня. Не устанавливаются часы приема пищи, сна, просмотра телевидения. Детей не заставляют усваивать хорошие манеры или выполнять домашнюю работу.

Дети с подобным стилем воспитания испытывают трудности контролировать свои импульсы, проявляя  непослушание и протестуя, когда их просят что-нибудь сделать. Они требовательны и зависимы от взрослых, менее упорны при решении задач по сравнению с детьми родителей, устанавливающих больше контроля. Атмосфера попустительства формирует детей зависимых и большинство детей с антисоциальным поведением обязаны этому стилю воспитания.

Отстраненный стиль воспитания

Это:

–  низкое принятие ребенка.

– незначительный контроль над поведением

– отсутствие воспитания самостоятельности

Такие семьи  выполняют минимальную задачу как накормить и одеть ребенка. Это эмоционально подавленные и отстраненные родители. Реакция только на легко выполнимые задачи. Для таких родителей сложно:

  • установить и придерживаться правил,
  • прислушаться к точке зрения ребенка,
  • давать адекватные задачи и проследить за выполнением
  • обучать самостоятельности

Крайнее выражение такого обращения с ребенком принимает форму пренебрежения. Это форма чаще свойственна депрессивным родителям.

Читайте также: Мама, посмотри на меня или как материнская депрессия влияет на развитие ребенка

Когда ребенком пренебрегают, это оказывает влияние практически на все аспекты, включая познавательную сферу, игру, эмоциональные и социальные навыки.

Читайте также: Привязанность ребенка и ее роль в дальнейшей жизни 

Низкая адаптивность, успеваемость в школе, низкая эмоциональная саморегуляция, неуверенность и низкая самооценка и антисоциальные поступки будут тянуться как «шлейф» за этими детьми на протяжении детско-подросткового периода.

——

Использованы материалы из книги «Развитие ребенка» Лауры Е. Берк

Получить консультацию >>

Источник

Введение

Бытует мнение, что в современном мире из-за стрессов, сверхскоростей, плохой экологической обстановки и ряда других причин полностью здоровых физически и психически людей не осталось. Кроме того, распространены многочисленные утверждения такого рода: «Все болезни от нервов», «Не бери в голову, – здоровее будешь», то есть – не думай об этом, «Нервные клетки не восстанавливаются» и т. д. Все эти высказывания означают, что люди давно знали о том, что психические процессы оказывают непосредственное и очень сильное влияние на все сферы функционирования человека.

В конце XIX – начале XX века бурно развивается новая наука о человеке – психоанализ. Основоположником ее стал выдающийся австрийский ученый, врач, психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939). Данная книга опирается на психоаналитические теории Фрейда, его учеников и последователей.

Читайте также:  Развитие ребенка 2 года рисование

Далее, уже в XX веке оформилась и получила дальнейшее развитие психосоматическая теория, объясняющая возникновение и развитие различных заболеваний эмоциональными процессами. Сейчас во всем мире психосоматическая медицина пользуется признанием специалистов. Хочешь вылечить тело, начинай лечить душу.

Психические процессы определяют все наши отношения, поведение, настроение и физическое здоровье. К сожалению, иногда родители большое внимание уделяют здоровью тела, а о психическом здоровье начинают заботиться только тогда, когда ребенок плохим поведением или невротическими симптомами вызывает тревогу. И часто оказывается, что время уже упущено.

В последние 20–25 лет в нашей стране воспитание вообще заменили образованием. Воспитание как процесс формирования личности тесно связано с обучением, но не должно ограничиваться только им. В песне замечательного советского барда Юлия Кима есть такие слова:

«Я недавно сделал открытие:

Открыл я недавно словарь —

Оказывается, «совесть –

Это нравственная категория,

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго».

Судя по увеличению таких негативных явлений, как преступность, терроризм, наркомания, алкоголизм и т. д., с совестью в нашем обществе не все ладно. А нравственные категории как раз то, что появляется в процессе воспитания личности. Для того чтобы хорошо воспитывать, необходимо представлять себе этапы и закономерности развития психики ребенка.

В настоящее время специалистами из области психологии и психоанализа хорошо изучены и описаны механизмы функционирования психики, законы ее развития. Но эти знания остаются недоступными для широких слоев населения.

Когда же начинать заботиться о психическом состоянии своего ребенка и что могут сделать родители, психотерапевты и психоаналитики, педагоги, воспитатели дошкольных учреждений? В данной книге мы предлагаем популярное изложение существующих психоаналитических взглядов на то, как формируется и развивается психика ребенка.

Психика до рождения

Желание и нежелание стать матерью

Принято считать, что большинство женщин мечтает о счастливом замужестве и материнстве. Если первое практически не подлежит сомнению, то вопрос о материнстве достаточно сложен. В нашей стране всегда шла пропаганда счастливого материнства, а основным средством регулирования рождаемости до советском прошлом являлся аборт. Многодетных матерей награждали орденом «Мать-героиня», а женщины с телеэкранов прямо заявляли, что секса у нас нет, что вызывало недоумение у всего мира.

Эти противоречия порождали мощные бессознательные интрапсихические конфликты и в обществе, и у отдельных индивидуумов, в первую очередь у женщин. Три-четыре аборта в жизни женщины считались нормальным явлением. Встречались женщины, сделавшие за свою жизнь по десятку абортов. И они не считали, что с ними что-то не так. Решиться на аборт было для некоторых легче, чем на визит к стоматологу.

О причинах нежелания иметь детей можно говорить много.

Среди прочих называют социальную и бытовую неустроенность, карьерные соображения, необходимость закончить обучение, нежелание осложнять личную жизнь, бедность. Хотя на практике именно малообеспеченные семьи склонны к многодетности. В целом разрыв между общественным сознанием, утверждающим счастье материнства, и нежеланием иметь детей, сохраняется и по сей день.

Если человек переносит операцию по ампутации конечности, удалению какого-либо органа, это может стать травмой на всю жизнь, приводит к чувству неполноценности. Ребенок, как уже говорилось ранее, на протяжении всего периода беременности составляет единое психосоматическое целое с матерью. У них общие системы жизнеобеспечения, биологические и психические ритмы. Решаясь на аборт, женщина отторгает часть себя, своего физического тела, то есть это акт самодеструкции, запускающий соответственные психические механизмы.

Человек – единственное живое существо, у которого удовлетворение сексуального влечения продолжается круглый год, а не только в брачный период. И человек – единственное живое существо, сознательно уничтожающее свое потомство. А уничтожение потомства, как известно, ведет к уничтожению вида.

Необходимо подчеркнуть, что отец несет такую же ответственность за сохранение жизни ребенка, как и мать. Перекладывание решения об аборте на плечи женщины есть лишь доказательство того, что такое решение по сути своей страшно. И мужчина, уходя от этой ответственности, защищается своей инфантильностью и равнодушием. Как показывает психоаналитическая практика, чувство вины за не родившегося ребенка может преследовать женщину всю жизнь, проявляясь в кошмарных сновидениях и невротических симптомах.

Примером могут служить кошмарные сновидения 30-летней женщины о погибающих котятах, которых она бесконечно спасала и не могла спасти. После прохождения курса психотерапии, проработки этих сновидений и воспоминаний о трех сделанных в юности абортах, в состоянии пациентки наступило улучшение, произошло ослабление депрессивной симптоматики, исчезновение навязчивых ночных кошмаров.

Беременность, являясь кризисной точкой в формировании женской идентичности, во многом определяет дальнейшую судьбу женщины. Будет ли реализована роль матери? Как сложатся отношения с будущим ребенком? Предпосылки этого складываются уже во время беременности.

Кроме абортов совершившихся, происходит большое количество самостоятельных попыток изгнания плода. Они либо не завершаются, либо не удаются. Эти случаи не становятся достоянием гласности, нигде не учитываются. Обычно это тайна матери и ребенка. Каковы последствия этих действий? В первую очередь, это нарушение отношений между матерью и ребенком после рождения.

Довольно часто в доверительной беседе с матерью страдающего неврозом ребенка выясняется, что она не хотела иметь его, пыталась избавиться от плода.

Читайте также:  Песни для развития ребенка 3 лет

Клинические примеры

На приеме у психотерапевта мама с мальчиком 12 лет. До этого времени он не вызывал особых проблем. Внезапно начал грубить, убегать из дома, ночуя где придется, перестал посещать школу. Если мать и отец разыскивали его в подъезде или на улице, безропотно шел домой, плакал, просил прощения, обещал больше так не делать, говорил, что всех любит и не знает, что на него нашло. В разговоре с мамой выясняется, что ребенок был нежеланный. На 12-й неделе беременности мать пыталась вызвать выкидыш, принимая какие-то медикаменты по совету подруги. Когда ребенок родился, долго не могла принимать его с любовью и радостью, но в то же время, чувствуя вину, пыталась быть сверхзаботливой матерью, бросаясь в отношениях с сыном из крайности в крайность.

Гиперопека в сочетании с эмоциональным неприятием привела к обострению конфликта в раннеподростковом возрасте и спровоцировала мальчика на побеги из дома и другие протестные формы поведения. В этом случае проводилась терапевтическая работа с мамой. После трудного, болезненного осознания и проработки своих проблем, мешающих понимать и принимать своего ребенка, она сумела изменить отношения с сыном. через четыре месяца мальчик возобновил учебу, прекратились побеги из дома.

Источник

Развитие ребенка

В книге на современном уровне излагаются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей.
Издание предназначено для студентов высших педагогических и медицинских учебных заведений, слушателей учебных заведений системы последипломного образования. Вызовет несомненный интерес у практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.
6-е изд.

Другие товары в серии «Мастера психологии»

Детский психоанализ, Кляйн Мелани

1151рубКупить

Мелани Кляйн последовательно прослеживает развитие ранних чувств и психических механизмов от рождения до подросткового возраста. В книге изложены базовые представления автора, что процессы интроекции и проекции начинаются в самом начале человеческой жизни; что из интернализованных объектов, с течением времени развивается «супер-эго» во всех его аспектах; что отношение к внешним и внутренним объектам, с которыми происходит взаимодействие начиная с первых младенческих дней, критически важны в плане влияния их и на развитие супер-эго, и на объектные отношения; на раннее зарождение Эдипова комплекса; что младенческие страхи и тревоги психотической природы, указывают на точки, отталкиваясь от которых возможно лечение психозов.
Это издание будет интересно психологам, психоаналитикам, психотерапевтам и студентам гуманитарных направлений.

Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе, Хорни Карен

862рубКупить

Наиболее известные работы гениального ученого-психоаналитика Карен Хорни, яркой представительницы «неофрейдизма», написаны легким, приятным языком и понятны даже неспециалистам. Невероятно популярные в свое время, они и сегодня не утратили своей значимости. В сборник вошли «Новые пути в психоанализе» — критика основных воззрений Фрейда (теории либидо, концепций тревоги и нарциссизма), а также незабываемая «Невротическая личность нашего времени».
Хорни по-научному точно и стилистически образно убеждает читателя в том, что воспитание для развития индивида является гораздо более важным, нежели его природная предрасположенность. Особое внимание в книге уделено не прошлым, а существующим в данное время конфликтам невротика и попыткам их решения, а также его насущным тревогам и созданным от них защитам.
Книга адресована не только психиатрам и психологам, но и педагогам, социальным работникам, антропологам и даже… самим невротикам, так как они «имеют более тонкое и точное понимание психологических сложностей, чем их здоровые собратья».

Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина Мария Владимировна

791рубКупить

Как ребенок осваивает пространство окружающего мира? Чего он боится дома и в незнакомом месте? Почему детей привлекает свалка? Зачем дети делают «тайники» и «секреты», строят «штабы» и ходят в «страшные места»?
Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в шестом издании психологического бестселлера Марии Владимировны Осориной, тонкого знатока детской субкультуры и народной педагогики.
Оригинальность подхода, психологическая компетентность и удивительная наблюдательность автора помогут понять всю сложность задач, которые приходится решать маленькому человеку, исследующему мир взрослых и создающему собственный мир.
Книга адресована всем, кто занимается детьми: психологам, педагогам, воспитателям и, конечно, родителям.
6-е издание.

Групповая психотерапия, Ялом Ирвин, Лесц Молин

1692рубКупить

«Групповая психотерапия» — главная работа Ирвина Ялома, являющегося одной из ключевых фигур в современной психотерапии. Настоящее издание подготовлено при участии другого видного специалиста — Молима Лесца. В книге мастерски систематизированы и изложены принципы работы психотерапевта, особенности создания группы, групповые процессы, механизмы ведения группы, терапевтические феномены.
Перевод выполнен по новейшему, пятому, изданию книги, в котором учтены самые последние разработки в этой области психотерапии.
Книга предназначена для психотерапевтов, психологов и представителей смежных специальностей.
5-е издание.

Эволюция эмоций, Экман Пол, Чарльсворт Вильям Р., Шевалье-Скольникофф Сюзанна

862рубКупить

Читайте также:  Отставание в физическом развитии ребенка 14 лет

Мы с детства знаем, что человек произошел от обезьяны. Но, а как же человеческая психология, например, выражение эмоций? Неужели наши эмоции тоже наследованы нами от ближайшего предка? Дарвин утверждал, что мы не можем понять выражение эмоций человека без понимания эмоциональных проявлений у животных, так как наши эмоциональные выражения в значительной степени определяется нашей эволюцией. Доктор Пол Экман анализирует, насколько был прав Дарвин, чем отличаются человеческие эмоции от эмоций животных, и так ли далеко мы ушли от братьев меньших по эволюционной лестнице. И почему базовые эмоции у всех людей похожи, вне зависимости от их расы, национальности и воспитания.

Мифы для жизни, Кэмпбелл Джозеф

857рубКупить

Что такое мифы и какова их функция в обществе?
Как мы можем использовать мифы, чтобы облегчить наши сегодняшние страдания и тревоги?
Как мифы могут нам помочь в воспитании детей?
В книге Джозеф Кэмпбелл исследует потенциал и мощь мифов и их ежедневное влияние на нашу современную жизнь, даже там, где мы этого не предполагаем. Он показывает, что для мифов не существует границ, они обращены к универсальным базовым арехетипам, которые являются общими для всех времен и народов.
Книга будет интересна психологам, педагогам, философам, социологам, культурологам, историкам.

Внутри и вне помойного ведра, Перлз Фредерик

566рубКупить

Эта книга — своеобразная автобиография Ф. Перлза, выдающегося психолога и психотерапевта, основателя гештальт-терапии. Он стал легендарной фигурой еще при жизни.
Увлекательное повествование напоминает замысловатый узор, в котором причудливо переплетены фрагменты биографии, глубокие философские размышления, поэтические строки, полемика с современниками, диалоги с самим собой, исторические зарисовки и рассуждения о настоящем и будущем психотерапии.
Эти размышления дают читателю импульс к жизни, поиску и раскрытию себя. Ибо кто может быть лучшим учителем, чем человек, имевший смелость и мужество быть разным, мечтать, надеяться и достигать?

Интуиция, Майерс Дэвид

684рубКупить

Насколько надежна наша интуиция? Можем ли мы полагаться на нее, когда делаем покупки в магазине, выбираем спутника, нанимаем сотрудников или оцениваем собственные способности? Известный во всем мире психолог Дэвид Майерс показывает, что интуиция, пробуждая в нас поразительную проницательность, в то же время может иногда ввести в опасное заблуждение.
Автор освещает сильные и слабые стороны использования интуиции в случаях, когда судьи и присяжные оценивают правдивость показаний, когда психологи и психиатры выявляют склонность к преступлению, когда руководители принимают решение о найме новых сотрудников. Психологическое влияние феномена интуиции распространяется на все сферы человеческой деятельности, включая спорт, банковское дело, медицину, профессиональный отбор, азартные игры, экстрасенсорику и многие другие.
Издание предназначено для психологов и представителей смежных специальностей, а также для преподавателей и студентов профильных факультетов высших учебных заведений.

Психология бессознательного, Фрейд Зигмунд

862рубКупить

В данную книгу вошли крупнейшие работы австрийского ученого-психолога, основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, создавшего систему анализа душевной жизни человека. В представленных работах: «Анализ фобии пятилетнего мальчика», «Три очерка по теории сексуальности», «О сновидении», «По ту сторону удовольствия», «Я и Оно» и др. — показано, что сознание неотделимо от глубинных уровней психической активности.
Наибольший интерес представляют анализ детских неврозов, учение о влечениях, о принципах регуляции психической жизни, разбор конкретных клинических случаев и фактов повседневной жизни человека. Центральное место в сборнике занимает работа «Психопатология обыденной жизни», в которой на основе теории вытеснения Фрейд показан, что неосознаваемые мотивы обусловливают поведение человека в норме и патологии, что может быть эффективно использовано
в целях диагностики и терапии.
Книга адресована студентам и преподавателям психологических, медицинских, педагогических факультетов вузов, соответствующим специалистам, стремящимся к глубокому и всестороннему изучению психоаналитической теории и практики, а также всем тем, кто интересуется вопросами устройства внутреннего мира личности человека.
2-е издание.

Когнитивная психотерапия расстройств личности, Бек Аарон, Фримен Артур

1001рубКупить

Невозможно быть специалистом в области психологии и психотерапии, не прочитав книгу основателей и столпов в области мировой психотерапии А. Бека и А. Фримена. Данный труд является основой для тех, кто хочет познакомиться с методом и расширить свои представления о терапии расстройств личности. Здесь подробно раскрыты следующие основные темы:
формирование личностных расстройств;
убеждения и установки, характеризующие каждое из нарушений;
природа отношений пациента с психотерапевтом.
Представленный клинический материал раскрывает и иллюстрирует особенности индивидуального лечения каждого типа личностных расстройств.
Эта книга адресована как специалистам, придерживающимся когнитивно-поведенческой градации, так и всем психотерапевтам, стремящимся пополнить запас знаний и научиться новым эффективным методам работы с расстройствами личности.

Рефлекс свободы, Павлов Иван Петрович

897рубКупить

В книгу вошли лекции, статьи и выступления лауреата Нобелевской премии, великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова (1849-1936). Созданное им учение об условных рефлексах и их сигнальной функции оказало глубокое и разностороннее влияние на мировую науку, в том числе на психологию, лингвистику, кибернетику. Значительное место в книге отведено малоизвестным работам ученого, которые, несмотря на важность затронутых в них вопросов и тем, не могли быть опубликованы при жизни ученого и впервые увидели свет много десятилетий спустя.

Издательство «Книма»

Источник