Ларечина развитие эмоциональных отношений матери и ребенка скачать
Ларечина Е. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка
Доступные файлы (1):
n1.docx
Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка
Ларечина Е.
Книга представляет собой программу, подробно описывающую работу с детьми раннего возраста и их родителями: игры, рукоделие для мам, пальчиковая гимнастика, занятия изобразительной деятельностью, музыкально-ритмические упражнения.
Книга предназначена для педагогов, психологов, родителей и всех тех, кто интересуется вопросами развития и воспитания детей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. В основе гармонического развития личности ребенка лежит наше эмоциональное отношение к нему.
В течение многих десятилетий педагоги недооценивали роль ранних эмоциональных контактов в психическом развитии ребенка. Психологи давно доказали, какую негативную роль играет ранняя эмоциональная и психическая депривация на дальнейшее психическое развитие ребенка. Однако под депривацией мы иногда понимали отсутствие матери или отца у ребенка, ограниченность социальных контактов в ранние периоды развития. Но это далеко не так. Психическая и эмоциональная депривация может быть и в полных семьях, где есть мать и отец, бабушки и дедушки, а малыш чувствует себя одиноким, нелюбимым, отверженным. В чем же причина таких эмоциональных состояний у ребенка? Причина одна — в нас, родителях. Человек тянется к нам, улыбается, требует игры, а мы растеряны, иногда раздражены. Нас можно понять: так как работы много, семейных забот, да еще знаем ли, как играть с ребенком, разговаривать и прочее?
Первые конфликты у родителей с детьми возникают на втором году жизни. Например, ребенок тянется к блестящему горячему чайнику и мы в раздражении делаем ему замечание, боимся, что он получит ожог. А ребенок проявляет познавательную активность, ему интересно. Ребенок обожает рвать бумагу, порвал наши документы, мы ругаем мужа, ребенка, свекровь, мы раздражены, и опять конфликт. И так бесконечно, а ранние психические травмы отрицательно влияют на развитие хрупкой личности малыша.
Эмоциональные барьеры, возникающие между родителями и ребенком, тормозят развитие ребенка. Порой родители не замечают, что превращаются в «искусственных родителей», или «родителями за стеклом». Такие родители удовлетворяют все потребности ребенка, ревниво следят за его успехами в школе, водят ребенка в кружки, нанимают квалифицированных нянь и гувернанток. У ребенка есть все, но нет главного — истинной любви родителей; родитель не чувствует ребенка, он эмоционально глух к его проблемам. Как помочь родителям почувствовать своего ребенка и понять его?
В течение многих лет в нашем городе существуют специальные родительско-детские группы, где проводятся занятия с детьми и родителями. Успешный опыт работы такой группы изложен в данном практическом пособии. Специальные занятия, разработанные психологом и педагогом, направлены на формирование эмоциональных отношений в системе мать — ребенок второго года жизни. Занятия проходят в процессе совместно-неразделенной деятельности мать и дитя. Структура и содержательная направленность занятий соответствуют возрастным особенностям ребенка. В пособии представлены также интересные дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей малыша.
Данное пособие предназначено не только для детских психотерапевтов и психологов, но и для родителей, которые найдут в нем много интересных игр и занятий с малышом и научатся чувствовать и понимать проблемы своего ребенка.
Специалист по детской клинической психологии
канд. псих, наук, доцент Мамайчук И. И.
Источник
Ларечина Е. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка
Доступные файлы (1):
n1.docx
Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка
Ларечина Е.
Книга представляет собой программу, подробно описывающую работу с детьми раннего возраста и их родителями: игры, рукоделие для мам, пальчиковая гимнастика, занятия изобразительной деятельностью, музыкально-ритмические упражнения.
Книга предназначена для педагогов, психологов, родителей и всех тех, кто интересуется вопросами развития и воспитания детей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. В основе гармонического развития личности ребенка лежит наше эмоциональное отношение к нему.
В течение многих десятилетий педагоги недооценивали роль ранних эмоциональных контактов в психическом развитии ребенка. Психологи давно доказали, какую негативную роль играет ранняя эмоциональная и психическая депривация на дальнейшее психическое развитие ребенка. Однако под депривацией мы иногда понимали отсутствие матери или отца у ребенка, ограниченность социальных контактов в ранние периоды развития. Но это далеко не так. Психическая и эмоциональная депривация может быть и в полных семьях, где есть мать и отец, бабушки и дедушки, а малыш чувствует себя одиноким, нелюбимым, отверженным. В чем же причина таких эмоциональных состояний у ребенка? Причина одна — в нас, родителях. Человек тянется к нам, улыбается, требует игры, а мы растеряны, иногда раздражены. Нас можно понять: так как работы много, семейных забот, да еще знаем ли, как играть с ребенком, разговаривать и прочее?
Первые конфликты у родителей с детьми возникают на втором году жизни. Например, ребенок тянется к блестящему горячему чайнику и мы в раздражении делаем ему замечание, боимся, что он получит ожог. А ребенок проявляет познавательную активность, ему интересно. Ребенок обожает рвать бумагу, порвал наши документы, мы ругаем мужа, ребенка, свекровь, мы раздражены, и опять конфликт. И так бесконечно, а ранние психические травмы отрицательно влияют на развитие хрупкой личности малыша.
Эмоциональные барьеры, возникающие между родителями и ребенком, тормозят развитие ребенка. Порой родители не замечают, что превращаются в «искусственных родителей», или «родителями за стеклом». Такие родители удовлетворяют все потребности ребенка, ревниво следят за его успехами в школе, водят ребенка в кружки, нанимают квалифицированных нянь и гувернанток. У ребенка есть все, но нет главного — истинной любви родителей; родитель не чувствует ребенка, он эмоционально глух к его проблемам. Как помочь родителям почувствовать своего ребенка и понять его?
В течение многих лет в нашем городе существуют специальные родительско-детские группы, где проводятся занятия с детьми и родителями. Успешный опыт работы такой группы изложен в данном практическом пособии. Специальные занятия, разработанные психологом и педагогом, направлены на формирование эмоциональных отношений в системе мать — ребенок второго года жизни. Занятия проходят в процессе совместно-неразделенной деятельности мать и дитя. Структура и содержательная направленность занятий соответствуют возрастным особенностям ребенка. В пособии представлены также интересные дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей малыша.
Данное пособие предназначено не только для детских психотерапевтов и психологов, но и для родителей, которые найдут в нем много интересных игр и занятий с малышом и научатся чувствовать и понимать проблемы своего ребенка.
Специалист по детской клинической психологии
канд. псих, наук, доцент Мамайчук И. И.
Источник
Ларечина Е. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка
Доступные файлы (1):
n1.docx
ТРЕТИЙ БЛОК «ВЕСНА»
ЗАНЯТИЕ № 13. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА МАРТА
Основные задачи
1. Формировать у детей заботливое, нежное отношение к маме.
2. Продолжать развивать позитивные эмоциональные взаимоотношения в диаде мать — дитя.
Материалы и оборудование
1. Для рукоделия (см. Приложение).
2. Для рисования: желтые восковые мелки, листы бумаги, кисти, синяя акварель, тряпочки.
3. Для развития общей моторики: искусственные цветы по количеству детей, 4 гимнастические палки, гимнастическая доска, скамья, воротики низкие и высокие.
4. Для сказки: куклы-статуэтки Мальчик, Пастух, Мама; пять маленьких овечек из шерсти; вязаный Зайчик; кораблик из коры; декорации: зеленая ткань, голубая ткань (или кусок шерсти), силуэт домика.
Ход занятия
I часть. Свободная игра. Рукоделие
Шитье кукол для сказки (мамы занимаются шитьем кукол для сказки весь март).
1. Каждая мама выбирает сказку для своего малыша. Пожеланию мамы могут сами придумать простую сказку.
2. Вместе с педагогом обсуждается, какие куклы нужны для сказки, как их можно выполнить.
3. Мамы подбирают материал для их изготовления и берутся за работу. Куклы-статуэтки (см. Приложение).
II часть. Приветствие
Пальчиковая гимнастика
Слова | Движения |
Три месяца у весны: | Большой, указательный и средний |
В марте — солнышко припекает, | пальцы поднимаем вверх. |
В апреле —трава прорастает, | Разминаем, массируем пальцы по очереди. |
В мае — цветочки расцветают. [42] | |
Сорока-белобока | Указательным пальцем водим |
Печку топила, кашу варила, | по другой ладони. |
На порог скакала, | Прыгающие движения пальцами. |
Деток созывала. | Подзывающие движения руками. |
Этому дала (4 раза), | Загибаем пальцы, начиная с большого. |
А этому не дала: | |
— А ты, мальчик мал, | Стучим указательным пальцем |
За водой не ходил, | по мизинцу. |
дров не рубил, | |
Тебе кашку не дадим. [40] | |
Светит солнышко в окошко, | Руки подняты с растопыренными |
Смотрит в нашу комнату. | пальцами. Руки «козырьком». |
Мы захлопали в ладошки, | Хлопаем. |
Очень рады солнышку! [24] |
III часть. Изобразительная деятельность
«Солнышко на небе»
1. Педагог раздает листы бумаги формата А4, желтые восковые мелки.
2. Предлагаем нарисовать солнышко круговым движением. Мамы помогают, дорисовывают лучики.
3. Педагог собирает мелки и выдает баночки с синей акварелью, кисточки и тряпочки.
4. Детям предлагается нарисовать небо, закрашивая весь лист.
IV часть. Музыкально-ритмическая
1. Хоровод
Слова | Движения |
«Утро начинается» (см. занятие № 11). | |
Мамочку свою нежно я люблю, | Ходим по кругу. |
Пойду на лужочек, сорву ей цветочек. | |
Сбор цветочков. | Педагог раскладывает |
на ковре цветы. | |
Дети собирают их, | |
дарят мамам. | |
Мыли мылом ушки, мыли мылом ножки. | Трем ушки, затем ножки. |
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! | Протягиваем руки вперед |
ладошками вверх, затем вниз | |
Наварили каши, помешали ложкой. | Одна рука полукругом |
перед собой, | |
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! | второй «мешаем». |
Показ ладошек. | |
Курочке-пеструшке накрошили крошки. | «Крошим» пальцами. |
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! | Показ ладошек. |
Строили ладошки домик для матрешки. | Накрываем одну кисть другой, |
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! | повторяем несколько раз. |
Показ ладошек. | |
Хлопали ладошки, танцевали ножки. | Хлопаем, приседаем. |
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! | |
Прилегли ладошки отдохнуть немножко. | Ладошки складываем |
под щеку. | |
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! |
Танец «Матрешки» [2]
(каждая строка повторяется 2раза):
Мы — матрешки, маленькие крошки. | Стоя на месте, наклоняем |
голову в стороны. | |
Как у нас, как у нас красные сапожки. | По очереди выставляем |
вперед ножки. | |
Мы — матрешки, маленькие крошки. | |
Как у нас, как у нас чистые ладошки. | То же, показывая ладошки |
Мы — матрешки, маленькие крошки. | |
Погуляем, погуляем шагом по дорожке. | Идем по кругу. |
Мы — матрешки, маленькие крошки. | |
Побежать, побежать мы хотим немножко. | Бежим по кругу. |
Мы — матрешки, маленькие крошки. | |
Поплясать, поплясать мы хотим немножко. | Кружимся на месте. |
Мы — матрешки, маленькие крошки. | |
Ах, устали, ах, устали, ах, устали ножки! | Гладим ножки. |
Игра «А чья мама лучше всех?» | |
Мамы и дети стоят в кругу. | |
— А чья мама лучше всех? (2 раза) | Педагог начинает напевать, |
Мама Ариши лучше всех, | все идут по кругу, |
держась за руки. | |
Мама Маша лучше всех. | Названная мама выходит |
в центр и пляшет, | |
Мама Маша, выходи, | остальные хлопают |
Мама Маша, попляши! | в ладоши. |
Играем до тех пор, пока все мамы не побывают в центре круга. |
2. Упражнения на развитие общей моторики
1. Подняться по гимнастической доске.
2. Подтягиваясь, заползти по скамейке.
3. Спрыгнуть.
4. Проползти в высокие и низкие воротики.
5. Перешагнуть через гимнастические палки.
3. Игры на руках и коленях
Слова | Движения |
Мама песню напевала, мама детку одевала: | Имитируем одевание. |
Надела на дочку белую сорочку, | Проводим руками по |
Надела на сыночка белую сорочку. | спинке, по животику. |
Хороша сорочка, весело дочке! | |
Хороша сорочка, весело сыночку! | |
Мама песню напевала, мама детку обувала: | Рукой малыша проводим |
На правую ножку надела башмачок, | по правой ножке, |
На левую ножку надела башмачок. | затем по левой ножке. |
Стукни, стукни, каблучок! (2 раза) | |
Вот как мама угодила — нашу детку нарядила! | Повороты ребенка |
вправо, влево. | |
Вот какая мама — золотая прямо! [40] | Проводим руками |
по всему телу. |
V часть. Чаепитие
Игра за столом
Слова | Движения |
— Я пеку, пеку, пеку | Дети округлыми ладошками |
Деткам всем по пирожку, | «лепят пирожки». |
А для милой мамочки | Гладят маму, |
Испеку два пряничка. | протягивают ей ладошки. |
Кушай, кушай, мамочка, | |
Вкусные два пряничка. | |
Я ребяток позову, | Зовут ручками, протягивают |
Пирожками угощу. | их соседям за столом. |
VI часть. Сказка
Немецкая сказка «С кем мне всегда хорошо» в пересказе Т. Мурашовой (см. Приложение).
VII часть. Прощание
Приложение
Темы для рисования
Занятие № 13А — «Облачко на небе». Занятие № 13Б — «Разноцветные шарики». Занятие № 13В — «Облачко и дождик».
Куклы-статуэтки [44]
Материал: кусочки ткани или тонкого войлока; трико для головы; белая непряденая овечья шерсть для набивки, желтая и коричневая непряденая шерсть для волос. Швейные принадлежности.
Порядок изготовления. Из шерсти сформировать шарик, обернуть его квадратным кусочком трико и перевязать в области шеи. Можно сделать голову из одной только шерсти. В этом случае не нужны ни глаза, ни рот. Из шерсти сформировать столбик и перевязать так, чтобы получилась голова, следить за тем, чтобы она была круглой.
Одежду шьют из прямоугольного куска ткани или тонкого фетра (14 х 22 см, если высота головы 3 см). Длина одеяния ровно в 3 раза больше высоты головы. Верхний край стянуть ниткой. Затем одеяние пришить к голове. Небольшое количество цветной шерсти (волосы) пришить к голове или вышить шерстью. Цветным карандашом обозначить глаза и рот. Одеяние можно дополнительно набить небольшим количеством шерсти, чтобы кукла была устойчивой.
На таких кукол надевают еще и накидку или платок, наброшенный на плечи. Нетрудно сделать шляпу из круглого кусочка фетра, стянув его ниткой, чтобы поля получились волнообразными. Шляпу закрепляют на голове несколькими стежками. От других предметов одежды, например, фартука на бретелях, лучше отказаться. Они предназначаются для кукол с конечностями.
Порой дети хотят, чтобы у фигурок были руки. Их можно сшить из розового трико и аккуратно вшить в складки накидки.
С кем мне всегда хорошо
(сказка адаптирована для показа)
Жил-был Мальчик вместе со своей мамой. Как-то раз пошел он гулять на зеленую лужайку. Там он встретил пушистого белого Зайку. Прыг-скок — прыгал Зайчик. Прыг-скок — прыгал Мальчик. Мальчику очень нравилось прыгать с Зайкой. «Ах, как тут хорошо, просто очень хорошо!» Прыг-скок — прыгал Зайчик. Прыг-скок — прыгал Мальчик. Но скоро Мальчик устал, а
белый Зайчик ускакал. Мальчик расстроился и сказал: «Вот если 6 кто пришел за мной да и взял меня с собой!» Тут прибежал ручеек озорной и, конечно, взял Мальчика с собой. Мальчик в ручейке играл, Мальчик ручейку сказал: «Ах, как тут хорошо, просто очень хорошо!» Но вода была холодна, бр-р-р! — очень холодна! Мальчик замерз, играть перестал и сказал: «Вот если б кто пришел за мной да и взял меня с собой!» Тогда приплыл кораблик золотой и, конечно, взял Мальчика с собой. Мальчик на кораблик вскочил и поплыл. Мальчик кораблику сказал: «Ах, как тут хорошо, просто очень хорошо!» Кораблик на волне качался, качался, и Мальчик вместе с ним качался, качался. Но скоро Мальчик устал и тихо-тихо сказал: «Вот если б кто пришел за мной да и взял меня с собой!» Мимо шел Пастух домой и взял Мальчика с собой. А дома у Пастуха жила овечек семья: папа-овечка, мама-овечка, овечка-дочка и два сыночка. Мальчик с ними играл, спать он их укладывал и им песню напевал. Пел, пел и сам спать захотел. Стало ему тепло и уютно. Он глазки закрыл и сказал: «Ах, как тут хорошо, просто очень хорошо!» И вдруг он услышал, как кто-то поет: «Лю-ли, лю-ли, мой сынок, лю-ли, лю-ли, голубок, лю-ли, лю-ли, мой росток, лю-ли, лю-ли, клеверок!» Открыл Мальчик глазки и увидел, что перед ним стоит его мамочка. Мальчик очень обрадовался: «Мамочка моя пришла!» Мама нежно сыночка обняла и домой с собой взяла. А Мальчик сказал: «Вот с кем мне хорошо, с кем всегда мне хорошо!»
Источник
Ларечина Е. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка
Доступные файлы (1):
n1.docx
ЗАНЯТИЕ №3. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ОКТЯБРЯ
Основные задачи
1. Продолжать знакомить детей с осенним временем года.
2. Знакомить детей с традиционным осенним персонажем — ежом (рассмотреть на картинках, познакомиться с игрушкой-ежом).
3. Дать знания родителям о значении и задачах игрушки для развития малыша.
4. Рассказать о том, какие игрушки нужны ребенку в раннем возрасте.
5. Способствовать развитию эмоциональных отношений, обогащая репертуар тактильных игр.
Материалы и оборудование
1. Для рукоделия: непряденая шерсть.
2. Для изодеятельности: кисточки, стеклянные баночки, тряпочки по количеству детей.
3. Для развития общей моторики: длинная скамейка, гимнастическая доска, подушки по количеству детей, стойка или скамья высотой 60 см, деревянные чурбачки, кубики.
4. Для чаепития: орешки.
5. Для сказки: материал и декорации подбираются по сюжету сказки.
Ход занятия
I часть. Свободная игра. Рукоделие
Трепание шерсти. Педагог предлагает мамам потрепать непряденую ове-1ью шерсть (очистить от мусора, распушить, подготовить к набивке игрушек). 1еред началом рукоделия педагог проводит беседу на тему: «Игрушки и их качение в жизни ребенка».
II часть. Приветствие
«Колыбелька» (см. занятие № 1).
Пальчиковая гимнастика
Слова | Движения |
Здравствуйте, пальчики | |
— Здравствуй, большой пальчик, | Мамы растирающими движениями |
Здравствуй, указательный, | делают детям массаж |
Здравствуй, средний, | каждого пальчика. |
Здравствуй, безымянный, | |
Здравствуй, мизинчик, | |
Здравствуйте, здравствуйте! | Ритмичное разгибание и сгибание. |
В гости [15] | |
В гости к пальчику большому | Пальцы в кулачки, |
большие пальцы подняты. | |
Приходили прямо к дому | Ладони под углом — «крыша». |
Указательный и средний, | Называемые пальцы по очереди |
Безымянный и последний — | соединяем с большим. |
И мизинчик-малышок | Снова пальцы в кулак, |
Сам забрался на порог. | Мизинцы поднять. |
Вместе пальчики — друзья, | Постучать кулачками друг о друга. |
Ритмично сжимать и разжимать | |
Друг без друга им нельзя. | Пальцы. Соединить руки в «замок». |
Ежи [36] | |
Повстречал ежонка еж: | Пальчики обеих рук напряжены |
и растопырены. | |
— Здравствуй, братец! | Соединяем руки вместе. |
Как живешь? |
Ill часть. Изобразительная деятельность
Рисование акварелью. Знакомство с желтым цветом.
Слова | Движения |
Игра с кисточкой | Мягкой щетинкой кисточки |
Вышла кисточка гулять, | водим по ладошке ребенка, |
Стала пальчики считать: | затем по каждому пальцу |
— Раз, два, три, четыре, пять — | от основания к кончикам. |
Вышли пальчики гулять. | |
Раз, два, три, четыре, пять — | Загибаем пальчики, проводя |
В домик спрятались опять | кисточкой по их тыльной |
И решили рисовать. | поверхности. |
Под руководством педагога мамы дают детям кисточки и напевают песенку, выполняя движения:
— Я сначала мою ножки,
А потом их вытираю,
В краску желтую макаю
И по листику гуляю.
IV часть. Музыкально-ритмическая
1. Хоровод.
Педагог предлагает пройти в другое помещение.
Слова | движения |
«Водичка» (см. занятие № 1). | |
Потягушки [5] | |
Это кто у нас проснулся? | |
Кто так сладко потянулся? | Мамы берут детей за |
Потягушечки-порастушечки | руки, поднимают руки |
От носочков до макушечки. | и тянут вверх. |
Уж мы тянемся-потянемся, | |
Маленькими не останемся! | |
Вот уже растем, растем, | |
Вместе с мамой в лес пойдем. | |
Сапожки | |
Наденем мы на ножки красивые сапожки, | |
Пойдут наши ножки по узеньким дорожкам. | Ходьба по кругу. |
По дорожке мыс тобой весело шагаем — | |
Топ-топ, топ-топ, | |
И грибочки с тобой дружно собираем. | Ходьба с наклонами. |
Раз грибочек, два грибочек, три грибочек. | |
Целая корзина грибов! | |
Ежик[42] | |
Садимся на полянку, отдыхаем. | |
— Ой, кто это к нам прибежал? | |
Это ежик! | Достаем игрушку-ежа. |
— Я ежик, ежик, ежик, ни головы, ни ножек, | |
Я всегда «фр-фр» фырчу, ножками я топочу, | |
Топ-топ! |
— Побежали за ежиком! — | |
Чей топот быстрых ножек звучит среди камней? | |
То ежик, ежик, ежик бежит домой скорей. | |
Вдруг тучи набежали, и в небе слышен гром. | Пальчиками стучим |
В клубок наш еж свернулся — | по полу. |
иголочки кругом. | |
Капли[11] | |
Капля-раз, капля-два, | Поднимаем руки вверх, |
капли медленно сперва. | мамы указательным |
Стали капли поспевать, капля каплю догонять. | пальцем касаются |
Сильный дождь пошел! | малышей, берут их за |
Солнце вышло из-за туч, | ручки и приподнимают. |
лучик ежика коснулся, | |
Ежик сладко потянулся и дальше побежал. | |
2. Упражнения на развитие общей моторики | |
1. Перешагиваем через пенечки (кубики). | |
2. Поднимаемся по гимнастической доске. | |
3. Проползаем по скамейке. | |
4. Прыгаем на подушку. | |
5. Переползаем через стойку. |
3. Игры на руках и коленях
Слова | Движения |
Тушки, тутушки | Мамыкладутсебенаколениподушка |
сидели на подушке. | Дети садятся на подушки. |
Мамы ритмично поочередно | |
Пришли подружки, | поднимают колени. |
столкнули с подушки. | Подушку наклоняют, |
Мы с подушки — ух! | ребенок плавно съезжает на пол. |
На подушку — плюх! (2 раза) [30] | Сажают ребенка на подушку. |
Ах, матушка, ах, матушка, | Мамы ритмично поднимают колени, |
сидит она на камешках, | |
деток ждет и зовет. | руки в стороны, затем вперед. |
Детки увидали, | Поворачиваем малыша лицом к |
себе, | |
По камешкам скакали, | снова вскачем», |
маму обнимали (2—3 раза). | обнимаемся. |
[5] {модификацияЛаречиной Ј В.) |
4. Игровой массаж (см. занятие № 2).
Игра за столом « Жучок »[11] | Мама зажимает в кулак орешек. |
Кулачок на кулачок. | Если малыш не может найти, |
— Где ты спрятался, жучок? | мама сама открывает ладошку |
и угощает ребенка. |
V часть. Чаепитие
VI часть. Сказка
Маленький ежик [24]
Куча листьев здесь лежит,
Кто-то листьями шуршит.
Из-под листьев — черный нос,
Клубок иголками оброс.
Вы, конечно, догадались:
Мыс ежонком повстречались.
Топ-топ-топ — сюда, топ-топ-топ — туда (2 раза).
Маленький ежик, четверо ножек,
По лесу гуляет, подарки собирает.
Если ягодку найдет — на иголочку наткнет.
Если яблочко найдет — на иголочку наткнет.
Если листочек найдет — на иголочку наткнет.
Если грибочек найдет — на иголочку наткнет.
Вдруг выходит Страшный волк,
Страшный волк, зубами щелк.
— Не боюсь я волка! Вот мои иголки! —
Испугался волк, убежал.
Маленький ежик — четверо ножек
По лесу идет, подарки несет.
Ежик в норку подарки принес,
Достал яблочко и стал делить,
Стал он яблочко делить,
Стал он детушек кормить:
Дольку — Саше (имена детей, присутствующих на занятии),
Ну, и долечку себе.
Ах, какое яблочко вкусное!
Съел ежик дольку, «спасибо» сказал и спать улегся.
«Хр-пси, хр-пси!» Не будем ему мешать.
VII часть. Прощание
См. занятие № 1.
Примечание
Последующие три занятия проводят с использованием материалов занятия № 3, добавляя темы:
Пальчиковые игры
Слова | Движения |
По грибы[34] | |
— Раз, два, три, четыре, пять — | — Хлопаем ладошкой малыша о свою ладошку. |
Мы грибы идем искать. | Растирающими движениями массируем |
Этот пальчик в лес пошел, | пальчики, начиная с мизинца. |
Этот пальчик гриб нашел, | |
Этот пальчик чистить стал, | |
Этот пальчик жарить стал, | |
Ну, а этот все съел, оттого и потолстел. | |
Ежик | |
Вот свернулся еж в клубок, | Пальчики сжаты в кулак. |
Потому что он продрог. | Указательным пальцем другой руки |
Лучик ежика коснулся, | касаемся кулака, пальцы |
Ежик сладко потянулся. | разгибаются и растопыриваются. |
Изобразительная деятельность
Занятие № ЗА — Знакомство с красной краской.
Занятие № ЗБ — Знакомство с желтой краской.
Занятие № ЗВ — «Встретились две краски — красная и желтая».
Домашнее задание к занятию № 4
Принести осенние листья.
Источник