Л петрановская успешность и развитие ребенка через отношения в семье

добавлена сегодня в 09:08

Проведи свою беременность в счастье
Новая статья на сайте — https://valyaeva.ru/provedi-svoyu-beremennost-v-schaste/
С тех пор, как ты узнала о беременности, ты наверняка начиталась разных книг, статей и рекомендаций. Признавайся, так и было? Я не буду тебя ругать, не беспокойся, я же тут не для этого. Я знаю, сколько информации падает на голову маленькой и хрупкой беременной женщины. Еще вчера просто женщины, а сегодня — уже энциклопедии на ножках.
Ты наверняка читала про разные приметы, да?

Дети отвечают: «Красивое тело — это какое?»
На этой неделе мы спросили у детей, какое тело они считают красивым. И их ответы нас поразили!
Итак, красивое тело — это…
«Мягкое»
Марк, 4 года
*
«Быстрое!»
Вадим, 7 лет
*
«Которое танцует красиво»
Валерия, 5 лет
*
«А я не знаю… Я не думал… Я не знал, что тело есть красивое и некрасивое. Мне надо подумать»
Славик, 4,5 года
*
«Красивое тело… вкусно пахнет! Шоколадкой, например. Или, как моя мама»
Света, 6 лет
*
«Это теплое тело. Я не люблю, когда меня

Девочка с добрым сердцем помогла спасти тысячи жизней.

добавлена 14 февраля в 20:00

КАК ОТОРВАТЬ ДЕТЕЙ ОТ ГАДЖЕТОВ БЕЗ СКАНДАЛА
Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?
Как и многие родители, я пробовала грозиться. «Еще пять минут, и марш ужинать!» — кричала я из кухни. Это заявление либо игнорировалось, либо ребенок мычал в ответ что-то невнятное.
Спустя пять минут я шла в гостиную и выключала гаджет, ожидая, что ребенок молчаливо с этим согласится и последует на кухню, где нас будет жд

добавлена 14 февраля в 09:00

Взрослый, который чувствует себя заложником при ребенке, несчастной жертвой, принесенной на алтарь родительства, не сможет выстроить хорошую привязанность. Ведь привязанность — это отношения взрослого как доминирующей заботливой особи и ребенка, как особи зависимой и доверяющей. Взрослый должен быть сильным и свободным, должен быть хозяином самого себя и своей жизни, только тогда ребенку будет рядом с ним спокойно.
Людмила Петрановская

добавлена 13 февраля в 20:00

Год назад Любовь Соболь стала рисовать комиксы о своей жизни в декрете и выкладывать их на странице Moms.comics. В них художница с юмором рассказывает о буднях родителей малыша, которые близки всем: недостаток общения, борьба за сон и советы окружающих. Публикуем некоторые из них.

добавлена 13 февраля в 09:00

Мама среди мальчишек — уроки выживания
Статья на сайте — https://valyaeva.ru/mama-sredi-malchishek-uroki-vyzhivaniya/
Как маму трех мальчишек меня часто спрашивают, каково это? Не схожу ли я с ними с ума? Не вытрясают ли они из меня всю душу? Это же сколько они едят и пачкают одежды! Можно ли вообще быть счастливой в семье, где кроме тебя — одни мужчины?
На последний вопрос однозначно отвечу утвердительно. Но все же для этого необходима некая «школа выживания среди мужчин». Для этого нужно на

добавлена 12 февраля в 20:01

АПТЕЧКА
Как многодетная семья, к сбору отпускной аптечки мы подходим со всей ответственностью. Обычно она весит от 30 до 45 килограммов.
Упаковывает аптечку няня наших детей Людочка. Людочка считает, что лучше перебдеть, чем недобдеть. По возможности, она подкладывает в чемодан ингалятор. А потом, также незаметно, ещё один — вдруг на первый экземпляр позарятся грузчики в аэропорту! Если бы она могла незаметно сунуть мне кварцевую лампу (чтобы очистить от микробов номер в гостинице), она бы это

добавлена 12 февраля в 09:00

Олег Геннадьевич Торсунов о том, как вести себя с родителями.

добавлена 11 февраля в 20:00

От чего может уставать женщина, если у нее дома всего 1 ребенок?
От чего может уставать женщина, если у неё дома всего 1 ребёнок, в наличии посудомойка, стиралка, робот пылесос и доставка еды?! А если ещё и любящие бабушки через день наведываются в гости, но вообще как-то стыдно иметь потухший взгляд и нежелание жить. Эти ваши депрессии от лени! Придумали тоже, раньше вон в поле рожали!
Раньше и правда стирали в проруби, готовили еду в печи, работали круглосуточно то в колхозе, то дома, где по

Источник

Самооценка – это некое представление человека о себе, поиск ответа на вопросы: «какой я?», «какой я по сравнению с другими?», «достаточно ли я хорош?» Лекция православного психолога Людмилы Петрановской на эту тему  прозвучала на фестивале по повышению самооценки для мам и детей в 2019 году.

Самооценка – популярный психологический термин. Все знают, что должна быть какая-то самооценка. Многие переживают, что она заниженная. Про других мы часто думаем, что она у них завышенная.

Есть еще выражение «адекватная самооценка», которое предполагает, что есть какая-то «правильная» самооценка, и когда ты точно угадал в граммах и миллиметрах, значит ты молодец, попал в точку. Получается такая странная упрощенная картина.

Я бы предложила по-другому на это посмотреть. Безусловно, каждый из нас что-то думает о себе, как-то оценивает себя. Чем-то в себе мы довольны, чем-то недовольны, что-то хотели бы улучшить, что-то по нашему мнению у нас лучше всех.

Откуда берется самооценка?

Никто не рождается в роддоме сразу с какой-то самооценкой. Откуда же мы ее берем? Наше представление о себе формируется в течение всего детства, а потом и всей жизни – в общении с людьми, причем в общении со значимыми людьми, с теми людьми, чье мнение важно.Можно сказать, что наша самооценка – это сумма отражений нас в глазах значимых для нас людей.

Мы общаемся с людьми, они реагируют на нас, выражают свое одобрение или неодобрение, восхищение или осуждение, и суммарный опыт этих отражений становится основой нашей самооценки.

Это не значит, что мы обречены всегда думать о себе только то, что думали о нас наши близкие. Мы можем пересмотреть это мнение, отнестись к нему критически, переосмыслить. Но сумму таких реакций все мы получаем в наследство от родителей.

К этим реакциям мы очень чувствительны.

Ребенок рождается на свет совершенно беспомощным, очень зависимым от своего родителя. Для того чтобы ребенок был уверен, что его взрослый будет о нем заботиться, будет его защищать, ребенку очень важно знать, что он своему взрослому нравится.

Очень важно, чтобы твой взрослый был тобой доволен, чтобы он думал о тебе хорошо. Если твой взрослый тобой недоволен, если он на тебя сердится, то тебе жизнь не мила.

В подростковом возрасте это уже может быть по-другому, у тебя уже есть какие-то свои ресурсы, какие-то другие значимые отношения, друзья, какая-то своя позиция. И если тебе мама или папа говорят, что у тебя «руки-крюки» или «вечно с тобой все не так», ты можешь что-то этому противопоставить.

Тебе все равно будет неприятно, ты все равно будешь очень расстроен, но ты сможешь подумать –  «это он говорит из вредности», или «это у него плохой характер», а на самом деле «мои друзья думают по-другому», и «я умею что-то, что родители не ценят, но я знаю, что это круто».

Но когда вам пять лет, у вас нет такой возможности. Вы не можете сказать: «Мам, ты преувеличиваешь. Конечно, у меня не всегда все получается, но  что прям руки-крюки – это перебор». Ты не можешь в пять лет сказать: «Пап, наверное, у тебя сегодня плохой день, поэтому ты так говоришь».

Если ребенок слышит это от взрослого, к которому он привязан, все эти оценки усваиваются некритично и сразу «проваливаются внутрь». Во многом они становятся основой нашего представления о себе. И у некоторых людей потом уходит довольно много часов с психотерапевтом, чтобы от этих высказываний критически отделиться. То есть понять, что это не истина, а просто у папы был плохой день.

Потому что для ребенка слова родителей – это истина, как скрижали для Моисея. Родитель – это в любом случае авторитет, человек, которому очень важно нравиться, соответствовать его ожиданиям.

Если ты нравишься родителю, то родитель тебя «не выгонит из детей», не оставит без своей заботы, защиты, покровительства. А ты в этом жизненно заинтересован. Ты очень маленькое существо, которое пока ничего не может сделать для себя.

Вот почему мы так сильно зависим от оценок родителей, вот почему оценки родителей ложатся в основу нашей самооценки. Хотя часто родители так говорят, совершенно так не думая.

Если бы мы этого же папу застали в спокойном состоянии и спросили: «Ты правда думаешь, что от твоей дочки одни проблемы?» Он бы ответил: «Нет, конечно. Она у меня умница, красавица, в куче случаев все хорошо, и лишь иногда она что-то «косячит»».

Но ребенок не может посмотреть на ситуацию более широко. Для него оценки родителей очень значимы, особенно если они сопровождаются эмоциональным нажимом, а то и физическим насилием.

Это не значит, что нужно бояться каждого своего слова. Любой из нас, какой бы он ни был внимательный и любящий, может оказаться в роли этого папы, которого «достали» на работе и в транспорте, и он что-то такое ляпнул.

И само по себе это еще не проблема, если после того, как мы пришли в себя, успокоились, не забудем свои слова как-то дезавуировать. Сказать: «Я погорячился, на самом деле, конечно, я так не думаю».

Это дело житейское, всех может «вынести» эмоционально, мы все это постоянно делаем, и мы все прекрасно знаем, что делать, если это произошло в споре с другом, подругой и супругом. Мы говорим: «Прости, я был раздражен, конечно, я так не думаю». Это просто. Но почему-то именно по отношению к детям мы так часто не делаем. Нам кажется, что это роняет наш авторитет, или что ребенок уже забыл и не придал значения. А между тем детям полезно знать, что существует разница между тем, что люди говорят на эмоциях, и тем, что они на самом деле думают.

Почему родители ворчат?

Родители ворчат и критикуют детей по разным причинам. Один из частых мотивов – это «оберег от сглаза». Мало кто думает буквально такими словами, но по сути своей это так. Некое мистическое мышление: «если ребенка хвалить, то злые духи прилетят, возревнуют и повредят его».

Мы все не так далеко от этого ушли: хвалить страшновато. А вот если ребенку все время говорить, что не так, то это как-то его убережет.

Другой забавный мотив: многие люди считают, что если ребенка критиковать, рассказывать ему, в чем он нехорош или не прав, то он возьмется за ум и исправится. Это одно из самых распространенных убеждений.

Причем все знают, что в жизни это не работает. Попробуйте вспомнить, что кто-то вам долго рассказывал, какие вы такие-сякие, и тут-то вы решили исправиться, и исправились, и теперь что-то делаете по-другому?

Когда мы думаем о том, что нам в себе не нравится, например, что мы все время опаздываем, все откладываем на последний момент и т.д., мы находимся в спокойно-деловом состоянии. Мы можем предпринять какие-то шаги, чтобы себя изменить. Но когда ровно теми же словами нам говорит о наших недостатках кто-то близкий, например муж или мама, это вызывает только раздражение и обиду.

Это нормально, так мы защищаем свою идентичность. Если бы мы менялись всякий раз, когда кто-то дает нам указания, что нам надо в себе изменить, мы бы были людьми без личности. Мы бы в понедельник просыпались одними, а в пятницу совершенно другими, и уже не могли бы себя узнать.

Потому что все кому не лень давали бы нам свои ценные замечания – начальник, свекровь, мимо проезжающий водитель – и мы бы мгновенно менялись в ответ на их пожелания. Что бы от нас осталось уже к концу недели?

К счастью, так это не работает, наша психика защищается, мы держим свои границы. Иногда мы хотим меняться, и даже готовы платить деньги за то, чтобы нам в этом помогли – тренер, консультант, коуч – но это наше желание. Мы контролируем этот процесс, это наше решение. Невозможно, чтобы кто-то пришел, высказал нам свои требования, и нас изменили его слова.

С детьми это тоже не работает. Но почему-то родители искренне верят, что если объяснить ребенку, что он раздолбай, разгильдяй, что ему ничего не интересно, что у него вечно бардак в комнате, то после этого ребенок встанет, уберется в комнате, сделает уроки, прочитает интересную книжку. Все знают, что это не работает, но все так делают.

Следующий аспект, который заставляет родителей не вполне адекватно себя вести – это давление социума, давление окружения. Сейчас это многократно усилено соцсетями. «У всех других дети занимаются спортом, ездят на выставки, участвуют в олимпиадах, правильно питаются и т.д., а у меня все не так».

«У других умный – у меня не умный, у других сознательный – у меня несознательный» – идет постоянная ярмарка тщеславия, сопоставление и противопоставление, которое не всякий родитель способен погасить на себе. Очень часто этот импульс перекидывается на ребенка, и возникает претензия: почему ты не такой?

Эта претензия иногда высказывается в очень тонкой форме. Современные образованные родители знают, что ребенка нельзя сравнивать, нельзя критиковать, и они напрямую этого не делают.

Мне очень нравится выражение одной моей коллеги: «мать, которая ничего не требует, но все время чего-то ждет».  Это сейчас сплошь и рядом. Мы хотим быть любящими, понимающими, поэтому мы ничего не требуем. Но не ждать мы тоже не можем. Мы ждем, и ждем бесконечно всего. Нет никакого момента, когда нам достаточно.

Сочетание отсутствия требований и присутствия ожиданий – это серьезное психологическое давление. Потому что если есть требования, то их можно выполнить – и выдохнуть. «Мой посуду, выноси мусор, учись без троек, не хами бабушке – после этого ты хороший ребенок».

Если требований нет, а ожидания есть – ты ни в какой момент не можешь выдохнуть и сказать, что ты хороший ребенок. Такого момента не существует. Если ты учишься без троек – то почему не без четверок? Если без четверок, то почему не учишь китайский? Если учишь китайский, то почему не занимаешься теннисом? Если порядок в комнате, то почему не еще что-нибудь? Нет никакого момента, когда тебе скажут: все, хватит, расслабься уже, этого достаточно.

Чем выше родитель ставит для себя планку, тем чаще ребенок видит его измотанным, усталым и раздраженным. Родитель считает, что он должен ребенка постоянно развивать, во всем понимать, дать ему все лучшее. В англоязычной психологической литературе есть даже термин – интенсивное родительство, когда под родительством подразумевается интенсивная работа.

В ребенка нужно постоянно что-то впихивать, вкладывать, как-то его «прокачивать», он не должен просто так сидеть, лежать или играть в игрушки. Именно эти родители очень часто просто истощаются. Они хотят очень много дать своим детям, но парадокс в том, что именно они оказываются теми, кто невольно транслирует своим детям: «глаза бы мои вас не видели, отстаньте от меня, больше не могу».

Развитие самооценки – оценка от посторонних

В какой-то момент дети выходят в социум – детский сад, школу – и там они получают обратную связь, оценку себя от других людей. Каждому человеку в процессе взросления нужно решить определенные задачи.

Первое – я нравлюсь своим близким, они рады, что я есть.

Второе – не для всех так. Не все будут меня любить просто за то, что я – это я.

Кому-то я буду не нравиться. И – важное продолжение этой мысли – и ничего страшного. Чужое неодобрение, к счастью, неспособно мне причинить серьезного вреда. Меня это не разрушает. Это чье-то частное мнение, и я могу по-хозяйски с ним обходиться.

Я могу прислушаться к этому мнению, и если я с этим согласен, может быть, я внесу это в wish-list своих изменений. Если не согласен – я могу это откинуть, как неинтересное и ненужное мне.

В идеале этот путь должен пройти каждый человек.

Младенческий и дошкольный возраст – это ориентация на своих близких.

Школьный возраст – мы сталкиваемся с оценками других людей.

Подростковый возраст – переживаем острейший период зависимости от оценки других людей. В этот период кажется, что другие люди постоянно что-то о тебе думают. Что они оценивают, как ты одет, как ты выглядишь, что ты прочитал, как ты себя ведешь и так далее.

Какое-то время уходит у человека на то, чтобы сжиться с этой мыслью и понять, что, во-первых, на самом деле этого гораздо меньше, чем тебе кажется, во-вторых, даже если думают – ну и что? Это тебя реально не разрушает. В подростковом возрасте кажется, что если все решат, что я дура, то это как-то отразится на мне – то ли я действительно стану дурой, то ли мне уже никогда не доказать ничего другого.

Когда человек выходит из подросткового возраста, годам к 17, он уже понимает, что даже если все так подумают, это не конец света. Можно изменить это мнение, можно сменить круг общения, пойти к другим, которые так не считают. То есть по большому счету это ничего ужасного мне не несет и ничем разрушительным мне не грозит.

В этом процессе детям нужна помощь. Чтобы они осмысливали происходящее, получали поддержку и могли присваивать себе свою самооценку.

Если родители сами очень зависимы от внешней оценки, что начинает с ними происходить, когда их ребенок кому-то не нравится? Они начинают разрушаться, им кажется, это ужасно: «Как мой ребенок может кому-то не нравиться?» Если мой ребенок кому-то не нравится, значит, я плохой родитель». Нужно немедленно что-то сделать.

Что можно сделать? Можно сказать им всем, что они идиоты. «Кто тут мою деточку обижает, сейчас всех в асфальт закатаю, мало никому не покажется».

Родители более традиционной формации начинают давить на ребенка, чтобы он начал соответствовать ожиданиям других.

Вместо этого надо помочь ребенку осознать, что в жизни бывает так, что ты кому-то не нравишься. Ты должен сохранять хозяйскую позицию. Сохраняя мысль о том, что ты сам хозяин себя, рассмотри поступившие претензии. Если эти претензии соответствуют твоим ценностям, то ты как никто другой заинтересован в том, чтобы их выслушать и использовать.

Если у тебя другое мнение по поводу музыки, одежды или игр, то ты не обязан прислушиваться к тому, что думает по этому поводу посторонний человек. «Это моё мнение, это твоё мнение, мы в этом не сходимся».

Когда у взрослых эта работа не проделана для самих себя, они не могут помочь в этом детям. Тогда возникает либо реакция «я прекрасен, мой ребенок прекрасен, кто этого не понимает, все идиоты» (очень некомфортно для ребенка, потому что ребенок ставится в противоборство со всем миром).

Либо «все вокруг правы, ты должен нравиться всем, всех устраивать, если не устраиваешь – как-нибудь наступи на себя, обкорнай себя, лишь бы все сказали, что ты в порядке».

Современные подростки в сложном состоянии в плане самооценки. Они растеряны, потому что сейчас полный интернет всего, что связано с гендерными стереотипами.

В одном месте пишут, что ты должен соответствовать таким-то требованиям. В другом – что если ты вздумаешь соответствовать этим требованиям, значит, ты себя не уважаешь. Дети все это читают.

На самом деле нет универсальной ситуации, когда мы должны слушать окружающих, а когда нет. Мы должны сохранять свою субъектность. Чтобы так научиться, нужно проделать огромную внутреннюю работу. И это очень сложно делать в одиночестве, когда у тебя нет примера перед глазами. Это то, в чем дети имеют право рассчитывать на вашу помощь.

Очень важно, чтобы дети видели в родителях пример людей, которые в спокойных отношениях со своей самооценкой.

Записала Анна Хрусталева

Источник:  Materinstvo. ru

Источник