Курсовая влияние неблагополучия семьи на развитие личности ребенка

Содержание:
Введение……………………………………………………………………………3
1.1.
Факторы, влияющие на становление личности …………………………..5
1.2.
Влияние неполной семьи на развитие ребенка……………………………6 Заключение………………………………………………………………………..10
Список литературы
……………………………………………………………..…11
Введение:
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Целью данной работы является: рассмотреть семейное неблагополучие и его влияние на формирования личности дошкольника.
1.1. Факторы, влияющие на развитие личности.
Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим кодом, или планом. Психологи, говоря о процессе развития в связи с генетическим планом, пользуются термином “созревание”. Процесс созревания состоит из последовательности запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции. Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это не означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально предпринимаемая стимуляция и обучение должны его ускорить.
Социализация — это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри общества.
1.2. Влияние неполной семьи на развитие ребенка
Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей — выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю.
Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. “…У рабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным человеком”.
Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию.
Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье, которая целиком падает на плечи женщины — это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра, т. е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Конечно, неблагоприятные условия воспитания в неполной семье отчасти компенсируются значительным участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что эта помощь неспособна компенсировать издержки, возникающие потерей отца в неполной семье.
Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи — морально-психологический. В неполной семье значительно чаще оказываются ограниченными отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точки зрения воспитания чувств и их закрепления в личности это чрезвычайно важно. Ведь отец и мать в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек, имея вою индивидуальность, приносит с собой в семью неповторимое многообразие чувств и мыслей, интересов и знаний, действий и поступков. И вся эта разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится.
Существование неполной семьи в настоящем обусловлено в основном следующими признаками: смертью одного из супругов; относительно широко распространенной внебрачной рождаемостью; распадом браков. Что касается первой причины, то в настоящее время ее удельный вес среди остальных причин не так высок. Внебрачная рождаемость занимает более значительное место в образовании неполной семьи; она поддерживается ростом внебрачных связей среди молодежи, чему способствует ослабление контроля в городских условиях со стороны семьи и недоработки в области полового воспитания.
Неполная семья, возникающая в результате развода, с точки зрения ее воспитательного потенциала является наиболее уязвимой. Кроме того, для многих детей, утративших родного отца, незначительной оказывается перспектива приобретения другого в результате повторного замужества матери.
Это связано с тем, что лишь небольшая часть женщин, имеющих детей, вступает в повторные браки, а также с тем, что не всегда отчим для ребенка становится отцом.
Занимая ведущее место в образовании неполной семьи, развод в то же время сопровождается целым рядом обстоятельств, оказывающих деформирующее влияние на нравственно-эмоциональное развитие личности ребенка. Прежде всего к ним относится нездоровая обстановка в семье, как правило, предшествующая расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения близких людей — отца и матери. Распадающийся брак вызывает все самое дурное в супругах. Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д. Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным. Родители оказываются не в силах контролировать поступки детей и направлять их развитие.
По мнению зарубежных исследователей (Дж.Макдермот, Дж.Валлерштейн и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг друга.
Не в меньшей мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей более старшего, в том числе и подросткового возраста. Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность, болезненна чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их грубыми, раздражительными, утратившими интерес ко всему.
Частым следствием распада семьи является изменение отношения ребенка к матери. Иногда у него возникает обостренное чувство жалости к ней, иногда он обвиняет мать в уходе отца. Вследствие этого он начинает критически относиться к ней и, по существу, теряет для себя и второго родителя.
Развод с предшествующими ему и последующими обстоятельствами — целый комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние на психическое и нравственное становление личности детей вплоть до патологических изменений в области психики несовершеннолетних.
Заключение:
Каждый проживает свою жизнь по-своему, но дорогу в жизнь ему дает семья. Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь — от генов до питания. Малейшая ошибка — и человек может потерять свою индивидуальность.
Каждый из нас хочет сделать карьеру, создать семью, вырастить детей. У всех разная самооценка, потребности и уровень притязаний, и это также является одним из факторов, влияющих на становление личности наряду с семьей, школой.
Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.
Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок в воспитании является возможным.
Список литературы:
1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 200, 207с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2003, 290 с.
3. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1999, 133 с.
4. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.
5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986, 263 с.
Источник
План.
Введение
1.Социализация и развитие личности.
2.Теоретические аспекты феномена
неблагополучной
семьи.
3.Виды неблагополучных семей
в современном обществе.
4.Влияние неблагополучной семьи
на развитие и воспитание ребенка.
5.Общая концепция работы социального
педагога с неблагополучной семьей.
Заключение .
Список литературы .
Введение.
В России
в настоящее время происходят
серьезные социально – экономические
изменения влияющие на формирование личности.
Сказывается действие двух глобальных
тенденций.
Личность- это сущность человека, самое главное
в нем, то, что отличает человеческий вид
от всех других биологических видов.
Человек
становится личностью в процессе
социализации, т.е. в результате включения
индивида в социальные отношения. Социализация
осуществляется путем усвоения индивидом
социального опыта и воспроизведения
его в своей деятельности .
Социализация — это процесс становления социального
«Я». Она охватывает все формы приобщения
индивида к культуре, обучения и воспитания,
с помощью которых индивид приобретает
социальную природу.
С самого
рождения человек попадает в общество.
Он растет, развивается и умирает
в нем. На развитие человека оказывает
влияние множество различных
факторов, как биологических, так
и социальных. Главным социальным
фактором, влияющим на становление
личности, является семья. Семьи бывают
совершенно разными. В зависимости
от состава семьи, от отношений в
семье к членам семьи и вообще
к окружающим людям человек смотрит
на мир положительно или отрицательно,
формирует свои взгляды, строит свои
отношения с окружающими. Отношения
в семье влияют также на то, как
человек в дальнейшем будет строить
свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно
в семье индивид получает первый
жизненный опыт, поэтому очень
важно в какой семье воспитывается
ребенок: в благополучной или неблагополучной.
1.Социализация и развитие личности
Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных норм и ценностей,
необходимых для его успешного функционирования
в данном обществе. В процессе социализации
принимает участие все окружение индивида:
семья, соседи, сверстники в детском заведении,
школе, средства массовой информации и
т.д.
Воспитание и обучение (в
узком смысле) — это специально организованная
деятельность с целью передачи социального
опыта индивиду (ребенку) и формирования
у него определенных, социально желательных
стереотипов поведения, качеств и свойств
личности.
Социализируется ребенок, не пассивно
принимая различные воздействия (в
том числе воспитательные), а постепенно
переходя от позиции объекта социального
воздействия к позиции активного
субъекта. Ребенок активен потому,
что у него существуют потребности, и если
воспитание учитывает эти потребности,
то это будет способствовать развитию
активности ребенка. Если же воспитатели
постараются устранить активность ребенка,
заставляя его «спокойно сидеть», пока
они осуществляют свою «воспитательную
деятельность», то этим они могут добиться
формирования не идеальной и гармоничной,
а ущербной, деформированной, пассивной
личности. Активность ребенка будет либо
полностью подавлена, и тогда личность
сформируется как социально неадаптированная,
тревожная, либо (при наличии определенных
индивидуальных особенностей, таких, как
сильный тип нервной системы и пр.)
2.Теоретические аспекты
феномена неблагополучной семьи.
Увеличение числа разводов и
снижение рождаемости, рост преступности
в сфере семейно- бытовых отношений
и повышение риска подверженности
детей неврозам из – за неблагополучного
психологического климата в семье. «На
формирование личности огромную роль
оказывает внутрисемейная жизнь, и не
только взаимоотношения ребенка и родителей,
но и самих взрослых. Постоянные ссоры
между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм
способствуют срывам в нервной деятельности
ребенка и невротическим состоянием».
Эти и другие признаки дезорганизации
семьи свидетельствуют о кризисном состоянии
ее развития на современном этапе и увеличении
количества неблагополучных семейных
союзов. Именно в таких семьях люди чаще
всего получают серьезные психологические
травмы, которые далеко не лучшим образом
сказываются на их дальнейшей судьбе.
Неблагополучные семьи — это семьи
с низким социальным статусом, в какой
– либо из сфер жизнедеятельности или
нескольких одновременно, не справляющиеся
с возложенными на них функциями, их адаптивные
способности существенно снижены, процесс
семейного воспитания ребенка протекает
с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать
такую семью, в которой нарушена структура,
размыты внутренние границы, обесцениваются
или игнорируются основные семейные функции,
имеются явные или скрытые дефекты воспитания,
вследствие чего нарушается психологический
климат в ней, и появляются «трудные дети».
3. Виды неблагополучных семей
в современном обществе.
Отличительной особенностью семей
с явной (внешней) формой неблагополучия
является то, что формы этого типа семей
имеют ярко выраженный характер, проявляющийся
одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности
семьи (например, на социальном и материальном
уровне), или же исключительно на уровне
межличностных отношений, что приводит
к неблагоприятному психологическому
климату в семейной группе. Обычно в семье
с явной формой неблагополучия ребенок
испытывает физическую и эмоциональную
отверженность со стороны родителей (недостаточная
забота о нем, неправильный уход и питание,
различные формы семейного насилия, игнорирование
его душевного мира переживаний). Вследствие
этих неблагоприятных внутрисемейных
факторов у ребенка появляются чувство
неадекватности, стыд за себя и родителей
перед окружающими, страх и боль за свое
настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных
семей наиболее распространенными являются
те, в которых один или несколько членов
зависимы от употребления психоактивных
веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков.
Человек, страдающий от алкоголизма и
наркотиков, вовлекает в свое заболевание
всех близких людей.Одним из самых мощных
неблагополучных факторов, разрушающих
не только семью, но и душевное равновесие
ребенка, является алкоголизм родителей.
Оно может отрицательно влиять не только
в момент зачатья и во время беременности,
но и на протяжении всей жизни ребенка
Семьи с алкогольной зависимостью.
Взрослые в такой семье, забыв о родительских
обязанностях, целиком и полностью погружаются
в «алкогольную субкультуру», что сопровождается
потерей общественных и нравственных
ценностей и ведет к социальной и духовной
деградации. В конечном итоге семьи с химической
зависимостью становятся социально и
психологически неблагополучными.
Жизнь детей в подобной семейной
атмосфере становится невыносимой,
превращает их в социальных сирот
при живых родителях.Совместная
жизнь с больным алкоголизмом приводит
к серьезным психическим нарушениям у
других членов семьи, комплекс которых
обозначается специалистами таким термином,
как созависимость.
Важнейшие особенности процесса взросления детей
из «алкогольных» семей заключаются
в том, что
- Дети вырастают с
убеждением, что мир – это небезопасное
место и доверять людям нельзя; - Дети вынуждены скрывать
свои истинные чувства и переживания,
чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают
своих чувств, не знают, в чем их причина
и что делать с этим, но именно сообразно
с ними они строят свою жизнь, отношения
с другими людьми, с алкоголем и наркотиками.
Дети переносят свои душевные раны и опыт
во взрослую жизнь, часто становясь химически
зависимыми. И вновь появляются те же проблемы,
что были в доме их пьющих родителей;
- Дети чувствуют эмоциональное
отвержение взрослых, когда по неосмотрительности
допускают ошибки, когда не оправдывают
ожидания взрослых, когда открыто, проявляют
свои чувства и заявляют о своих потребностях; - Дети, особенно старшие
в семье, вынужденно берут на себя ответственность
за поведение их родителей; - Родители могут не
воспринимать ребенка как отдельное существо,
обладающее собственной ценностью, считают,
что ребенок должен чувствовать, выглядеть
и делать то же, что и они; - Самооценка родителей
может зависеть от ребенка. Родители могут
относиться к нему, как к равному не давая
ему возможности быть ребенком;
Среди явно неблагополучных семей большую группу
составляют семьи с нарушением детско–родительских
отношений. В них десоциализируются
влияние на детей проявляются не прямо
через образцы аморального поведения
родителей, как это бывает в «алкогольных»
семьях, а косвенно, вследствие хронических
осложненных, фактически нездоровых отношений
между супругами, которые характеризуются
отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения,
нарастанием эмоционального отчуждения
и преобладанием конфликтного взаимодействия.
Естественно, конфликтной семья становится не
сразу, а спустя некоторое время после
образования брачного союза. И в каждом
отдельном случае есть свои причины, породившие
семейную атмосферу. Однако не все семьи
разрушаются, многим удается не только
устоять, но сделать более прочными семейные
узы. Все это зависит от того, чем обусловлено
появление конфликтной ситуации и каково
отношение к ней каждого из супругов, а
так же от их ориентированности на конструктивной
или деструктивный путь разрешения семейного
конфликта.
Независимо от того является ли конфликтная
семья шумной, скандальными, где
повышенные тона, раздраженность становятся
нормой взаимоотношений супругов, или
тихая, где супружеские отношения
отмечены полным отчуждение, стремление
избегать всякого взаимодействия, она
отрицательно влияет на формирование
личности ребенка и может стать
причиной различных асоциальных
проявлений в виде отклоняющегося поведения.
В конфликтных семьях часто отсутствует
моральная, психологическая поддержка.
Характерной особенностью конфликтных
семей является так же нарушение
общения между ее членами. Как
правило, за затяжными, неразрешенным
конфликтом или ссорой скрывается неумение
общаться.
Дети, пережившие ссоры между родителями,
получают неблагоприятный опыт в
жизни. Негативные образы детства очень
вредны, они обуславливают мышление,
чувства и поступки уже в зрелом
возрасте. Поэтому, родители, не умеющие
найти взаимопонимания друг с
другом, обязаны всегда помнить о
том, что даже при неудачном браке
в семейные конфликты не должны втягиваться
дети. О проблемах ребенка следует
думать, по крайне мере, столько же,
сколько о своих собственных.
В этом плане небезынтересна классификация
семейных союзов, предложенная В. В.
Юстицкисом, который выделяет семью «недоверчивую»,
«легкомысленную», «хитрую» — этими метафоричными
названиями он обозначает определенные
формы скрытого семейного неблагополучия.
Недоверчивая» семья. Характерная
черта — повышенная недоверчивость к
окружающим (соседям, знакомым, товарищам
по работе, работникам учреждений, с которыми
представителям семьи приходится общаться).
Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными
или просто равнодушными, а их намерения
по отношению к семье враждебными.
Такая позиция родителей формирует
и у самого ребенка недоверчиво-враждебное
отношение к другим. У него развиваются
подозрительность, агрессивность, ему
все труднее вступать в дружеские контакты
со сверстниками.
4.Влияние неблагополучной семьи
на развитие и воспитание ребенка.
Семейное воспитание — это
управляемая система взаимоотношений
родителей с детьми, и ведущая роль в ней
принадлежит родителям. Именно им необходимо
знать, какие формы взаимоотношений с
собственными детьми способствуют гармоничному
развитию детской психики и личностных
качеств, а какие, наоборот, препятствуют
формированию у них нормального поведения
и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости
и деформации личности.
Неправильный выбор форм, методов
и средств педагогического воздействия,
как правило, ведет к возникновению у детей
нездоровых представлений, привычек и
потребностей, которые ставят их в ненормальные
отношения с обществом. Довольно часто
родители видят свою воспитательную задачу
в том, чтобы добиться послушания. Поэтому
нередко даже не пытаются понять ребенка,
а стремятся как можно больше поучать,
ругать, читать длинные нотации, забывая
о том, что нотация — это не живая беседа,
не разговор по душам, а навязывание «истин»,
которые взрослым кажутся бесспорными,
а ребенком зачастую не воспринимаются
и не принимаются, потому что просто не
понимаются.
Одной из особенностей семейного
воспитания является постоянное присутствие
перед глазами детей образца поведения
своих родителей. Подражая им, дети копируют
как положительные, так и отрицательные
поведенческие характеристики, научаются
правилам взаимоотношений, которые не
всегда соответствуют общественно одобряемым
нормам. В конечном итоге это может вылиться
в асоциальные и противоправные формы
поведения.
Специфические особенности
семейного воспитания наиболее ярко проявляются
в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются
родители, и ошибках, которые они допускают,
что не может не сказаться негативным
образом на формировании личности их детей.
В первую очередь это касается стиля семейного
воспитания, выбор которого чаще всего
определяется личными взглядами родителей
на проблемы развития и личностного становления
своих детей.
Источник