Курсовая работа рост и развитие ребенка

Итак, развитие приводит к морфологическим
и функциональным изменениям, а рост
— к увеличению массы тканей, органов и
всего тела. При нормальном развитии ребенка
оба эти процесса тесно взаимосвязаны.
Однако периоды интенсивного роста могут
не совпадать с периодами интенсивной
дифференцировки. Усиленная дифференцировка
вызывает замедление роста. Нарастание
массы головного и спинного мозга в основном
заканчивается к 8-10 годам, почти достигая
массы взрослого; функциональное совершенствование
нервной системы происходит еще в течение
длительного времени. Созревание двигательного
анализатора наступает в основном в 13-14
лет, проходя ряд этапов совершенствования
двигательной функции. Вместе с тем в 15-18
лет происходит дальнейший интенсивный
рост и дифференциация мышечной ткани.
Гетерохрония развития позволяет обеспечить
ускоренный и избирательный рост и дифференциацию
тем структурам и их функциям, которые
раньше всего необходимы организму на
данном этапе онтогенеза.

Гетерохронизм, наблюдаемый
при сравнительном изучении развития
отдельных морфологических образований или функций, ни в какой мере
не является показателем отсутствия или
нарушения гармоничности развития организма
ребенка на отдельных этапах его жизни.
Наряду с типичными для каждого возрастного
периода особенностями имеются индивидуальные
особенности развития. Они варьируют и
зависят от состояния здоровья, условий
жизни, степени развития нервной системы.

Резкие индивидуальные отклонения
в развитии проявляются преимущественно
на первом году жизни, когда они связаны
с врожденными особенностями и условиями
воспитания. Организм ребенка
развивается в конкретных условиях среды,
непрерывно действующей на него и в значительной
мере определяющей ход его развития. Ход
морфологических и функциональных перестроек
организма ребенка в разные возрастные
периоды подвержен воздействию генетических
факторов и факторов среды. В зависимости
от конкретных условий среды процесс развития
может быть ускорен или замедлен, а его
возрастные периоды могут наступать раньше
или позже и иметь разную продолжительность.

Качественное своеобразие организма ребенка, изменяющееся
на каждой ступени индивидуального развития,
проявляется во всем, прежде всего в характере
его взаимодействия с окружающей средой.
Под влиянием внешней среды, особенно
ее социальной стороны, те или иные обусловленные
наследственностью качества могут быть
реализованы и развиты, если среда способствует
этому, или, наоборот, подавлены.

§4. Возрастные периоды
развития ребенка и их характеристика

В настоящее время утверждена
схема возрастной периодизации, согласно
которой выделяют следующие этапы:

— новорожденность
— до 1 мес. жизни;

— грудной возраст
— от 1 мес. до 1 года;

— раннее детство
— от 1 года до 3 лет;

— первое детство
— от 4 до 7 лет;

— второе детство:
мальчики — от 8 до 12 лет; девочки — от 8 до
11 лет;

— подростковый возраст:
мальчики — от 13 до 16 лет; девочки — от 12
до 15 лет;

— юношеский возраст:
юноши — от 17 до 21 года; девушки — от 16 до
20 лет.

Периодом новорожденности считают первый месяц жизни
ребенка. Резкое изменение условий жизни
(внеутробное существование) заставляет
организм ребенка приспосабливаться к
совершенно новым и постоянно меняющимся
факторам внешней среды. Это отражается
на функциях многих органов и систем новорожденного,
иногда вызывает их нарушение.

В первые 2-4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления,
как потеря в весе (на 6-10% от веса при рождении),
желтушное окрашивание, связанное с временной
недостаточностью деятельности печени
и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия
(покраснение кожи, сопровождающееся иногда
ее шелушением), недостаточная терморегуляция
(температура тела изменяется в зависимости
от температуры окружающего воздуха),
в результате ребенок может перегреться
или переохладиться.

К концу первой — началу второй
недели при нормальных условиях питания
и ухода за новорожденным большинство
нарушений почти полностью устраняется.
Материнское молоко в этом периоде представляет
основную и единственно полноценную пищу,
обеспечивающую правильное развитие ребенка.

По окончании периода новорожденности
наступает грудной возраст, у ребенка наблюдается
интенсивный темп роста и развития, который
ни в каком другом возрасте не бывает столь
значительным. В течение первого года
масса тела ребенка увеличивается на 200%,
а длина — на 50%. Особенно большие прибавки
в весе и росте наблюдаются в первую половину
года (ежемесячная прибавка в весе составляет
600 г., а в росте — 2,5-3 см).

Для обеспечения усиленного
роста и развития детям первого года жизни
необходимо большее количество пищи (относительно
1 кг массы тела), чем старшим детям или взрослым. Вместе с тем, пищеварительный
тракт в этом возрасте недостаточно развит,
и при малейшем нарушении режима питания,
изменении качества или количества пищи
у детей могут возникнуть острые и хронические
расстройства пищеварения и питания, авитаминозы,
аномалии конституции, проявляющиеся
чаще всего в виде экссудативного диатеза.
Материнское молоко в первые 4-5 месяцев
жизни остается основной пищей.

Ткани у грудных детей отличаются
тонкостью и нежностью, недостаточным
развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего
они легко ранимы. Вместе с тем благодаря
наличию в тканях большого количества
молодых клеточных элементов и кровеносных
сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение
у детей заживает значительно быстрее,
чем у взрослых. Воспалительная (защитная)
реакция на проникновение болезнетворных
микробов у детей грудного возраста слабо
выражена, поэтому на любое местное заболевание
организм ребенка очень часто отвечает
общей реакцией.

Грудные дети, особенно в первые
месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная
активность нервной системы быстро приводит
к торможению, которое, распространяясь
по коре и другим отделам головного мозга,
вызывает сон.

Читайте также:  Ребенок 11 месяцев развитие и питание рост вес параметры

Уже на первом году жизни у ребенка
начинает формироваться речь. Недифференцированные звуки — гуление — постепенно
сменяются слогами. К концу года здоровый
ребенок довольно хорошо понимает речь
окружающих его взрослых, сам произносит
5-10 простых слов.

У грудных детей идет энергичный
рост и окостенение скелета, образуются
шейный и поясничный изгибы позвоночника, развиваются
мышцы туловища и ног. К концу года здоровый
ребенок хорошо сидит, прочно стоит на
ножках, ходит, однако движения его еще
недостаточно координированы.

Преддошкольный,
или ясельный, возраст — от года до 3 лет. В этом возрасте
темп роста и развития ребенка несколько
замедляется. Прибавка роста составляет
8-10 см, веса — 4-6 кг за год. Изменяются пропорции
тела, относительно уменьшаются размеры
головы: с 1/4 длины тела у новорожденного
до 1/5 — у ребенка 3 лет.

Наличие зубов (к концу года их должно быть
8), увеличение количества пищеварительных
соков и повышение их концентрации служат
основанием для перевода ребенка с грудного
вскармливания на общий стол.

У детей второго года жизни
происходит интенсивный рост и формирование
опорно-двигательного аппарата.
Нервная система и органы чувств быстро
развиваются, координация движений улучшается,
дети начинают самостоятельно ходить,
бегать, что позволяет им шире общаться
с окружающим миром. Ребенок овладевает
речью (запас слов у детей в этом возрасте
достигает 200-300, они произносят не только
отдельные слова, но и целые фразы). Более
широкое общение с окружающим миром создает
и большую возможность заразиться инфекционными
болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный
иммунитет, переданный ребенку матерью,
ослабевает, угроза возникновения у детей
инфекций возрастает. Вместе с тем острые
и хронические расстройства пищеварения
и питания в этом возрасте встречаются
реже, чем у детей первого года жизни.

Ткани детей раннего возраста
еще очень нежны и легко ранимы, в этот
период по-прежнему за ребенком нужен
хороший уход. В период пред-дошкольного
детства возрастает необходимость в продуманной
и планомерной воспитательной работе
с детьми.

Период дошкольного возраста
(от 3 до 7 лет) отличается более медленным темпом роста
ребенка. Прибавка роста за год составляет
в среднем 5-8 см, массы тела — около 2 кг.
Пропорции тела заметно меняются. К 6-7
годам голова составляет лишь 1/6 длины
тела. Благодаря дальнейшему развитию
мышечной ткани и формированию иннервационного
аппарата мышц дети способны выполнять
разнообразные физические упражнения,
требующие хорошей координации движений;
они овладевают умением быстро бегать
и прыгать, свободно ходить по ступеням,
играть на музыкальных инструментах, рисовать,
лепить, вырезать из бумаги различные,
довольно сложные орнаменты.

В этом возрасте способность
нервных клеток находиться в деятельном
состоянии повышается, процессы отрицательной
индукции в коре головного мозга несколько
усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно
заниматься какой-либо деятельностью.

На третьем году жизни количество
слов, используемых детьми в речи, значительно
возрастает, речевые сигналы начинают
играть основную роль в организации поведения
ребенка. Произношение отдельных слов и целых фраз
ребенок усваивает через подражание, поэтому
формирование правильной речи в большой
степени зависит от окружающих его людей.
Недостаток внимания со стороны взрослых,
острые и хронические заболевания могут
вызвать замедление развития речи у ребенка.

Непосредственным отражением
функционального состояния центральной
нервной системы является поведение ребенка,
определяемое многими параметрами. Большинство
детей дошкольного возраста (77-84%) не имеет
отклонений в поведении. Возникающие отклонения в поведении детей
— нарушение дневного или ночного сна,
недостаточная двигательная активность,
снижение аппетита вплоть до анорексии,
появление неадекватных реакций (плаксивость,
повышенная раздражительность, драчливость),
быстрая утомляемость и большая отвлекаемость
во время занятий, неустойчивое, часто
пониженное, подавленное настроение —
свидетельствуют о функциональных нарушениях
центральной нервной системы. Такие явления
могут наблюдаться во время адаптации
к дошкольному учреждению, в период реконвалесценции
после острых заболеваний. Отклонения
в поведении нередко сочетаются и с другими
функциональными нарушениями в состоянии
организма такими, например, как частые
острые заболевания, аллергическая предрасположен-ность,
начальная стадия рахита, снижение гемоглобина
до нижней границы нормы, состояния, угрожаемые
по гипотрофии, ожирению, аномалии рефракции
и др.

Школьный возраст (от 6-7 до 17 лет).

С 6 до 11-12 лет начинается младший
школьный возраст. В этом возрасте все
органы и системы детей и подростков продолжают развиваться.
Молочные зубы полностью заменяются постоянными,
появляются остальные зубы, которых не
было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее
окостенение скелета, происходит рост
мускулатуры. Благодаря усиленному в этот
период интеллектуальному развитию ребенок
становится более самостоятельным. С 6-7
лет начинается обязательное обучение
в школе. К детям ослабленным, часто болеющим,
отстающим в своем биологическом развитии,
с целью подготовки их к обучению в школе,
следует осуществлять строго индивидуальный
подход, снижать нагрузки не только на
занятиях, но и в процессе остальной их
деятельности, проводить необходимые
медицинские мероприятия. Только по мере
улучшения их здоровья и функциональных
возможностей объем заданий осторожно
повышается и доводится до уровня, требуемого
при поступлении в школу.

Старший школьный
возраст начинается с формирования
вторичных половых признаков и заканчивается
достижением половой зрелости. Сроки полового
созревания зависят от пола и индивидуальных
особенностей: у девочек оно наступает
обычно в возрасте 12-16 лет, у мальчиков
несколько позже — в 13-18 лет. В этом периоде
завершается физическое и психическое
развитие, перестраивается работа эндокринной
системы, усиливается деятельность половых
желез.

Читайте также:  Занятия для ребенка 5 лет для развития

Заключение.

Физическое развитие — это совокупность
морфологических и функциональных признаков
в их взаимосвязи и зависимости от окружающих
условий, характеризующих процесс созревания
и функционирования организма в каждый
данный момент времени. Данное определение с одной стороны
характеризует процесс развития, его соответствие
биологическому возрасту, с другой — морфо
функциональное состояние.

Физическое развитие характеризуется
интенсификацией ростовых процессов и
их замедлением, наступлением половой зрелости и формирования
дефинитивных размеров тела, тесно связано
с адаптационным резервом детского организма,
расходуемым на достаточно длительном
отрезке онтогенеза.

Физическое развитие детей
подчиняется биологическим законам и
определяет общие закономерности роста и развития
организма: чем моложе детский организм,
тем интенсивнее протекают в нем процессы
роста и развития; процессы роста и развития
протекают неравномерно и каждому возрастному
периоду свойственны определенные анатомо-физиологические
особенности; в протекании процессов роста
и развития наблюдаются половые отличия.
Основными закономерностями роста и развития
является:

— эндогенность — рост и развитие организма
не обусловлены внешними воздействиями,
а совершаются по внутренним, присущим
самому организма и запечатленным в наследственной
программе законам;

— цикличность — существуют периоды активизации
и торможения роста. Первое отмечается
в период до рождения и в первые месяцы
жизни, затем интенсификация роста происходит
в 6-7 лет и 11-14 лет;

— постепенность — человек в своем развитии
проходит ряд этапов, совершающихся последовательно
один за другим.

Рост и развитие ребенка, т.е.
количественные и качественные изменения
тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные
количественные и качественные изменения, происходящие
в процессе роста организма, приводят
к появлению у ребенка новых качественных
особенностей.

Список используемой
литературы.

1. Антонова О.А. Возрастная 
анатомия и физиология О.А. / Антонова.
— М.: Высшее образование, 2006. — 192 с.

2. Возрастная анатомия, физиология 
и гигиена. Учебное пособие / Сост.
Ю.А. Гончарова. — Воронеж: ВГУ, 2010. — 92 с.

Источник

Магнитогорский 
Государственный 
Институт
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

Общие
закономерности роста 
и развития детей 
и подростков
 
 
 
 
 
 

Выполнил 
студент з.о. гр. 52

Молчанова
А.А.
 

Магнитогорск,
2012

Содержание

  1. Закономерности
    роста и развития организма (гетерохронность,
    акселерация).
  2. Организм
    как целое
  3. Понятие
    о росте и развитии
  4. Основные
    закономерности роста и развития
  5. Возрастная
    периодизация. Периоды развития организма
  6. Список
    используемой литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Закономерности 
    роста и развития
    организма

     Особенностью 
современного поколения является гетерохронное 
развитие.

     Гетерохронность 
неравномерность развития психических
функций человека на протяжении всей жизни.
Например, в период ранней взрослости
(18-21 год) уровень одних функций повышается
(объем поля зрения, глазомер, константность
опознания, дифференцированное узнавание,
пространственное представление, внимание),
других — понижается (острота зрения,
кратковременная память), уровень третьих
остается стабильным (наблюдательность)1.
После 30-35 лет отмечается постепенное
снижение невербальных функций, что касается
вербальных, то они именно с этого периода
прогрессируют наиболее интенсивно, достигая
высокого уровня после 40-45 лет.

     Гетерохронность
проявляется в трех видах:

     а) Ретардация 
процесс замедленного развития или отставания
в темпах развития, по сравнению со своими
сверстниками.

     б) Средний темп
развития.

     в)  Акселерация 
процесс опережающего или ускоренного
развития по сравнению со своими сверстниками.

     Акселерация (от
лат. acseleratio — ускорение) — это ускоренное
физическое и отчасти психическое развитие
в детском и подростковом возрасте. Биологи
связывают акселерацию с физиологическим
созреванием организма, психологи — с
развитием психических функций, а педагоги
— с интеллектуальным развитием и социализацией
личности.

     До 
появления акселерации в 50—60-е 
гг. XX в. физическое и духовное развитие
детей и подростков было сбалансированным.

     На 
рис. Это показывает кривая 1, выражающая
общую тенденцию нормального 
физиологического и социального 
созревания.

     В
результате акселерации, наступившей 
в середине 70-х гг., физиологическое 
созревание организма (кривая 2) начинает
опережать темпы умственного, психического,
социального развития (кривая 3). Образуется
несоответствие, которое можно выразить
так: тело растет быстрее, чем созревают 
психические функции, являющиеся основой 
интеллектуальных, социальных нравственных
качеств.

     К
13— 15 годам у девочек, а к 14—16
у мальчиков, физиологическое развитие
организма в основном завершается и почти
достигает уровня взрослого человека,
чего нельзя сказать о духовном развитии.
Выросший организм требует удовлетворения
всех «взрослых» физиологических потребностей,
в том числе половых, но социальное развитие
отстает и вступает в конфликт с бурно
прогрессирующей физиологией. Возникающее
напряжение приводит к значительным психологическим
перегрузкам, подросток ищет пути его
устранения и выбирает такие, которые
подсказывает его неокрепший ум. В этом
основные противоречия акселерации, создающей
немало трудностей как для самих подростков,
не умеющих совладать с происходящими
в них переменами, так и для взрослых —
родителей, учителей, воспитателей.

     Среди
основных причин акселерации выделяются:

  • общие темпы
    ускорения жизни,
  • улучшение
    материальных условий,
  • повышение
    качества питания и медицинского обслуживания,
  • улучшение
    ухода за детьми в раннем возрасте,
  • искоренение
    многих тяжелых детских недугов.
  • радиоактивное
    загрязнение среды обитания человека,
    ведущее на первых порах к ускорению роста,
    а со временем, как показывают опыты с
    растениями и животными, к ослаблению
    генофонда;
  • уменьшение
    количества кислорода в атмосфере, что
    влечет за собой расширение грудной клетки,
    а затем и рост всего организма.

     Вероятнее
всего, акселерация обусловлена 
комплексным воздействием многих факторов.

     С
середины 80-х гг. акселерация во всем
мире пошла на убыль, темпы физиологического
развития несколько упали.

     Гетерохронность касается
физического, умственного и полового развития
детей и подростков. Это приводит в ряде
случаев к проявлению несоответствия
паспортного и биологического возраста
и требует реализации основного принципа
педагогики индивидуализации и дифференциации
подхода к процессу обучения и воспитания.
Учитель должен знать уровень каждого
ученика, и соответственно знать закономерности
роста и развития организма.

Читайте также:  Год и девять месяцев ребенку развитие

2.
Организм как целое

     Организм человека
представляет собой сложнейшую систему
иерархически (соподчинено) организованных
подсистем и системно объединенных общностью
строения и выполняемой функцией.

     Элементом
является клетка. В организме человека
более 100 триллионов клеток. Клетки представляют
собой микросистему, отличающуюся сложной
структурно-функциональной организацией
и многосторонним взаимодействием с другими
клетками.

     Совокупность 
клеток, сходных по происхождению, строению
и функции, образует ткань.

     Основные 
типы тканей:

  • эпителиальная,
  • соединительная,
  • костная,
  • мышечная
  • нервная.

     Каждая 
из тканей выполняет определенную функцию 
и обладает специфическими свойствами.
Например, характерным свойством 
мышечной ткани является сократимость,
нервной ткани -возбудимость и проводимость.

     Ткани
образуют органы. Органы занимает в
теле постоянное положение, имеют особое
строение и выполняют определенную функцию.
Так, сердце играет роль насоса и обеспечивает
поступление крови во все органы и ткани;
почки осуществляют выделение конечных
продуктов обмена веществ; легкие осуществляют
газообмен организма с внешней средой,
обеспечивая организм кислородом и т.д.
Орган состоит из нескольких видов тканей,
но одна из них всегда преобладает и определяет
его главную ведущую функцию.

     Органы,
совместно выполняющие определенную
функцию, образуют систему
органов
. Например, слюнная железа, желудок,
печень, поджелудочная железа, кишечник
объединены в систему пищеварения, сердце
и сосуды – в систему кровообращения.

Деятельность 
всех структур организма, начиная с 
клетки и кончая системой органов, согласованна
и подчинена единому целому. Каждая
структурная единица вносит свой
вклад в функционирование организма,
но организм – не сумма отдельных 
структур, а единое целое и как 
целое приобретает свои особые свойства.
Осуществляет свою жизнедеятельность 
и взаимодействует со средой.

     Функции
целостного организма осуществляются
только при тесном взаимодействии со
средой. Организм реагирует на среду 
и использует её факторы для своего
существования и развития. Основоположник
физиологии И.Л. Сеченов в научное 
определение организма включал 
и среду, влияющую на него. Физиология
целостного организма изучает не
только внутренние механизмы регуляции
физиологических процессов, но и механизмы,
обеспечивающие взаимодействие и единство
организма с окружающей средой “Организм”,-
писал И.М. Сеченов, без внешней среды,
поддерживающей его существование, невозможен,
поэтому в научное определение организма
должна входить и среда, влияющая на него,
так как без последней существование организма
невозможно…” Однако организм зависим
не только от внешней среды, но и от функциональной
деятельности его, органов, и систем. Все
процессы жизнедеятельности организма
могут осуществляться только при условии
сохранения относительного постоянства
внутренней среды организма. К внутренней
среде организма относят кровь, лимфу
и тканевую жидкость, с которой клетки
непосредственно соприкасаются.

     Способность
сохранять постоянство химического 
состава и физико-химических свойств 
внутренней среды называется гомеостазом.
Это постоянство поддерживается непрерывной
работой систем органов кровообращения,
дыхания, пищеварения, выделения и др.,
выделением в кровь биологически активных
химических веществ, обеспечивающих взаимодействие
клеток и органов.

     В
организме непрерывно происходят процессы
саморегуляции физиологических 
функций, создающие необходимые 
для существования организма 
условия.

     Саморегуляция- свойство
биологических систем устанавливать и поддерживать
на определенном относительно постоянном
уровне те или иные физиологические или
другие биологические показатели.

     Гуморальная 
регуляция 
—  один  из  механизмов координации
процессов жизнедеятельности в осуществляемой
через жидкие среды организма /кровь, лимфу,
тканевую жидкость/ с помощью биологически
активных веществ, выделяемых клетками,
тканями и органами.

     Первостепенную 
роль играет нервная
регуляция
, которая осуществляется
нервной системой.

     Нервная
система объединяет и связывает 
все клетки и органы в единое целое,
меняет и регулирует их деятельность,
осуществляет связь организма с окружающей
средой. Центральная нервная система и
её ведущий отдел – кора больших полушарий
головного мозга, весьма тонко и точно
воспринимая изменения окружающей среды,
а также внутреннего состояния организма,
своей деятельностью обеспечивают развитие
и приспособление организма к постоянно
меняющийся условиям существования.

3.
Понятие о росте и развитии

     Процессы роста
и развития 
являются, общебиологическими
свойствами живой материй. Рост и развитие
человека, начинающиеся с момента оплодотворения
яйцеклетки предоставляют собой непрерывный
поступательный процесс, протекающий
в течение всей его жизни. Процесс развития
протекает скачкообразно. Разница- между
отельными этапами, или периодами жизни,
сводится не только к количественным,
но и качественным изменениям.

     Наличие
возрастных особенностей в строении
или деятельности тех или иных
физиологических систем ни коей мере
не может являться свидетельством неполноценности 
организма ребенка на отдельных 
возрастных этапах. Именно комплексом
подобных особенностей характеризуется 
тот или другой возраст.

     Под
развитием в широком 
смысле слова 
следует понимать процесс
количественных и качественных изменений,
происходящих в организме человека, приводящих
к повышению уровней сложности организации
и взаимодействия всех его систем,

     Развитие 
включает в себя три основных фактора:

  • рост,
  • дифференцировку
    органов и тканей,
  • формобразование
    (приобретение организмом характерных,
    присущих ему форм.)

     Они
находятся между собой в тесной
взаимосвязи и взаимозависимости.

     Одной
из основных физиологических особенностей
процесса развития , отличающей организм
ребенка от организма взрослого,
является рост, т.е., количественный
процесс, характеризующийся непрерывным
увеличением массы организма и сопровождающийся
изменением числа его клеток или их размеров.

     В
процессе роста увеличиваются число 
клеток, телесная масса и антропометрические
показатели. В одних органах и 
тканях, таких как кости, легкие,
рост осуществляется преимущественно
за счет увеличения числа клеток, в других
/мышцы, нервная ткань/ преобладают процесс
увеличения размеров самих клеток. Такое
определение процесса роста исключает
те изменения массы и размеров тела, которые
могут быть обусловлены жироотложением
или задержкой воды. Более точный показатель
роста организма – это повышение в нём
общего количестве белка и увеличение
размеров костей.

     Рост — это
количественные изменения в организме,
которые имеют меру измерения (кг, м ,см)

     Развитие- это
качественные изменения в организме, которые
не имеют меры измерения (оцениваются
или измеряются) относительно той группы 
в которой находится ребенок).

4.
Основные закономерности
роста и развития

и т.д……………..

Источник