Курсовая работа развитие ребенка в процессе обучения
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Отличительные характеристики дошкольного возраста………………4
2. Своеобразие обучения детей дошкольного возраста………………….5
2.1. Своеобразие обучения детей раннего дошкольного возраста………5
2.2. Своеобразие обучения детей младшего и среднего
дошкольного возраста………………………………………………………6
2.3. Своеобразие обучения детей старшего дошкольного возраста…….7
Заключение…………………………………………………………………9
Список использованной литературы…………………………………….10
Введение
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера[1].
Дошкольное обучение играет ведущую роль при переходе ребенка в среднее звено обучения. Целенаправленный характер обучения, его программность положительно влияют на формирование произвольности психических процессов (несомненно, относительной): памяти, внимания, восприятия. В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.
Высокие темпы развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения в различных возрастных группах. При этом своеобразие обучения проявляется в основных компонентах учебного процесса: его содержании, структуре, методах и формах организации.
1. Отличительные характеристики дошкольного возраста
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых[2].
На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи[3]. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал[4].
Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий) оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту[5]. Основная линия развития мышления — переход от нарядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.
Дошкольный возраст это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.
2. Своеобразие обучения детей дошкольного возраста
2.1. Своеобразие обучения детей раннего дошкольного возраста
На первом году жизни основными задачами являются:
— развитие сенсорики ребенка, т. е. формирование ощущений и восприятий: зрительного, тактильного, слухового;
— развитие предметных действий;
— развитие движений;
— развитие речи детей[6].
В процессе решения этих задач под обучающим воздействием взрослых у детей необходимо сформировать умения узнавать предметы, понимать речь взрослого, активно использовать некоторые звуковые сочетания и первые слова. Процесс обучения детей второго года жизни приобретает более целенаправленный и планомерный характер. В ходе обучения решаются те же задачи, что и на первом году жизни. Однако ориентировка детей в окружающем становится более конкретной. Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения, выделять некоторые, особенно ярко представленные качества, узнавать растения, проводить различные действия с предметами.
В структуре процесса обучения детей этого возраста четко выделяются части, направленные на решение двух задач:
— ориентировку детей в новых предметах, их свойствах и действиях с ними;
— последующее освоение представлений и действий[7].
2.2. Своеобразие обучения детей младшего и среднего дошкольного возраста
Обучение детей в период от 2 до 4 лет предусматривает:
— дальнейшее развитие ориентировки в предметах и явлениях ближайшего окружения, формирование отчетливых представлений об их свойствах. Освоение первых элементарных систем знаний на основе установления несложных связей между объектами и явлениями действительности;
— дальнейшее совершенствование ощущений и восприятия, формирование знаний о системе сенсорных эталонов и умения использовать их в различных видах продуктивной деятельности;
— формирование первоначальных навыков учебной деятельности, т. е. умения принять задачу, слушать и слышать взрослого, отвечать на поставленные вопросы;
— развитие речи детей, т. е. дальнейшее расширение словарного запаса и освоение связной речи[8].
Разносторонним становится содержание и обучение детей 3–5 года жизни. Это и освоение представлений о труде взрослых, о растениях и животных, о неживой природе, и овладение количественными, пространственными и временными представлениями. В программу обучения включается освоение детьми несложных способов и приемов, формирование навыков изобразительно—художественной деятельности.
Продолжается освоение элементарных трудовых умений – в самообслуживании, хозяйственно—бытовом труде.
2.3. Своеобразие обучения детей старшего дошкольного возраста
Как правило, к достижению старшего дошкольного возраста (6–6,5 лет) у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности. Они довольно хорошо ориентируются в окружающей действительности. На этом этапе важно сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний.
Необходимо поощрять умение дошкольников выполнять простые практические и теоретические задания, достигать наглядной цели, следить за ходом мысли педагога, усваивать общие правила построения практических и теоретических задач. Большое значение имеет стремление развивать творческие способности и воображение. Дошкольнику важно уяснить, что он переходит на более сложную ступень социальных взаимоотношений, где ему будет отведена роль не воспитанника детского сада или кружка, а ученика. Эта роль требует более сложных форм общения (личностного, делового) и более серьезного отношения к своим обязанностям.
Процесс обучения совершенствуется, расширяются его задачи:
— дальнейшая ориентировка детей в окружающем мире, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни;
— задача дальнейшего совершенствования познавательных процессов, т. е. целенаправленность анализа, сравнение, более широкое обобщение и т. д.;
— формирование у всех детей основных компонентов учебной деятельности;
— воспитание познавательного интереса как мотива учебной деятельности[9].
Основное содержание обучения движениям направлено на совершенствование двигательных навыков и двигательных способностей (скоростно—силовых, координационных).
Заключение
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личности ребёнка. Именно в этот период формируется характер, вкусы, предпочтения ребёнка.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полному общению друг с другом.
Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Но, с другой стороны, чем больше ребенок хочет и может работать над собой, тем восприимчивее он к воспитательным воздействиям взрослых.
Чувствительность ребенка к воспитательным воздействиям (внешним и внутренним) определяется пластичностью, изменчивостью свойств личности, способностью воспринимать, приобретать, сохранять, перестраивать, передавать опыт других людей, т. е. способностью к развитию.
В целом обучение на занятиях в детском саду должно характеризоваться живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.
Список использованной литературы
1. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2004.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
3. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий, 2007.
4. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
5. Колесникова Л. Учение без утомления. // Дошкольное образование. -2008 — №5-56-60 с.
6. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. — М.: Сфера, 2002.
7. Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов фак. дошк. оборазования высш. пед. учеб. заведений / Под ред.: С.А. Козлова — М.: Академия, 2002.
9. Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
Источник
Ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ. Ó÷åò âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé ðåáåíêà êàê îäèí èç ãëàâíûõ ïåäàãîãè÷åñêèõ ïðèíöèïîâ. Îñíîâíûå ôàêòîðû, âîçäåéñòâóþùèå íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè. Âçàèìîñâÿçü ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñ âîñïèòàíèåì è îáó÷åíèåì.
Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»
Ïîíÿòèå «ëè÷íîñòü» â ïåäàãîãèêå. Ôîðìèðîâàíèå îñíîâ ïîäõîäà ê ïîíÿòèÿì «ëè÷íîñòü» è «èíäèâèäóàëüíîñòü». Ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè. Îñíîâíûå ôàêòîðû, âîçäåéñòâóþùèå íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè.
ðåôåðàò [39,7 K], äîáàâëåí 25.07.2008
Ïåðâîíà÷àëüíîå ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ è âîñïèòàíèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ è âîñïèòàíèÿ, ó÷àùèõñÿ ñðåäíåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ó÷àùèõñÿ è èõ ó÷åò â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,0 K], äîáàâëåí 12.07.2008
Ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè, ðàçâèòèå ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Èçó÷åíèå è èññëåäîâàíèå ñòèëåé ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ. Ðåêîìåíäàöèè ðîäèòåëÿì ïî ñîçäàíèþ áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèé äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [62,2 K], äîáàâëåí 04.02.2011
Ôóíêöèè ñïåöèàëèñòà ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ è òðåáîâàíèÿ ê åãî ëè÷íîñòè. Àêòèâíîñòü âîñïèòàííèêà êàê ôàêòîð ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè. Âîñïèòûâàþùàÿ ðîëü ôèçêóëüòóðíîãî êîëëåêòèâà. Îáùèå ëèíèè âîñïèòàíèÿ è èõ êîíêðåòèçàöèÿ â ïðîöåññå ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [76,7 K], äîáàâëåí 17.07.2012
Ñåìüÿ êàê ñîöèàëüíûé èíñòèòóò ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ïîäðîñòêà. Êëàññèôèêàöèÿ ðîäèòåëüñêèõ ñòèëåé âîñïèòàíèÿ â çàðóáåæíîé è îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè. Èññëåäîâàíèå âçàèìîñâÿçè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé ïîäðîñòêà îò ñòèëÿ ðîäèòåëüñêîãî âîñïèòàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [49,9 K], äîáàâëåí 27.05.2016
Âçàèìîñâÿçü íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ ñ îáùåïåäàãîãè÷åñêèì ïðîöåññîì. Ïñèõîäèàãíîñòè÷åñêèå ìåòîäèêè, íàïðàâëåííûå íà âûÿâëåíèå äóõîâíî-íðàâñòâåííîãî ðàçâèòèÿ è âîñïèòàíèÿ ëè÷íîñòè øêîëüíèêà. Äèàãíîñòèêà íðàâñòâåííîé ñàìîîöåíêè è öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [100,3 K], äîáàâëåí 11.05.2014
Âëèÿíèå ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà-äîøêîëüíèêà. Õàðàêòåðèñòèêà ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ è êðèòåðèè îöåíêè. Ìåòîäèêà âîñïèòàíèÿ ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ, ñðåäñòâà è ìåòîäû èõ ðàçâèòèÿ. Òðåáîâàíèÿ ê ïîäáîðó ôèçè÷åñêèõ èãð è óïðàæíåíèé.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [42,6 K], äîáàâëåí 02.06.2016
Âîñïèòàíèå ñîâðåìåííîé ëè÷íîñòè. Èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä ê ëè÷íîñòè ðåáåíêà â âîñïèòàòåëüíîé ðàáîòå. Ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ è âîñïèòàíèÿ â êîëëåêòèâàõ. Ñèñòåìà âîñïèòàíèÿ êàê óñëîâèå ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Ðîëü àêòèâíîñòè ñàìîé ëè÷íîñòè â ñîáñòâåííîì ðàçâèòèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [71,5 K], äîáàâëåí 03.05.2011
Âîñïèòàíèå ðàñòóùåãî ÷åëîâåêà êàê îäíà èç ãëàâíûõ çàäà÷ ñîâðåìåííîãî îáùåñòâà. Óñëîâèå ýôôåêòèâíîñòè âîñïèòàíèÿ. Âçãëÿäû Òîëñòîãî íà ïðîöåññ âîñïèòàíèÿ ëè÷íîñòè. Óñëîâèÿ ôîðìèðîâàíèÿ êîëëåêòèâèñòñêèõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè ó äåòåé ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà.
ðåôåðàò [27,0 K], äîáàâëåí 20.01.2010
Çíà÷åíèå âîñïèòàíèÿ ðîäèòåëåé íà ïåðâûõ âîçðàñòíûõ ýòàïàõ ðåáåíêà. Óñëîâèÿ óñïåøíîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé â ñåìüå. Ôàêòîðû òåíäåíöèè îñëàáëåíèÿ ñåìåéíûõ ñâÿçåé. Êîëëåêòèâíûå ôîðìû âçàèìîäåéñòâèÿ ïåäàãîãîâ è ðîäèòåëåé â ñîâìåñòíîì âîñïèòàòåëüíîì ïðîöåññå.
ðåôåðàò [18,2 K], äîáàâëåí 13.03.2015
Источник
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ | Поиск учебного материала на сайте | Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного. |
| |||||||||||||
Источник