Курсовая работа на тему игра и ее роль в психическом развитии ребенка

Курсовая работа на тему игра и ее роль в психическом развитии ребенка thumbnail

Курсовая работа на тему игра и ее роль в психическом развитии ребенка

Ñêà÷èâàíèå íà÷àëîñü.
Âçàìåí îòïðàâüòå íà ñàéò îäíó èç âàøèõ õîðîøèõ ðàáîò

Ïîæàëóéñòà, íå çàãðóæàéòå ðàáîòû, òîëüêî-÷òî ñêà÷àííûå èç Èíòåðíåòà. Ïîäáåðèòå ðàáîòó, â êîòîðóþ âëîæåíû âàøè çíàíèÿ è òðóä — ðàáîòó, êîòîðîé âû õîòåëè áû ïîäåëèòüñÿ ñ äðóãèìè ñòóäåíòàìè. Îíè áóäóò ïðèçíàòåëüíû âàì.

Åñëè âàñ ïîäæèìàþò ñðîêè, ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ â êîìïàíèþ Multiwork. Ïåðåéäèòå ïî ññûëêå, ÷òîáû óçíàòü ñòîèìîñòü óíèêàëüíîé ðàáîòû è ñäåëàòü çàêàç ó ïðîôåññèîíàëîâ.

Èãðà êàê âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ñòðóêòóðà èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè è ýòàïû ðàçâèòèÿ èãðû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ðîëü èãðû â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Ñîâðåìåííûå äåòè è ñîâðåìåííûå èãðû â çåðêàëå ïñèõîëîãèè. Õàðàêòåðèñòèêà âèäîâ èãð.

Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ24.07.2010
Ðàçìåð ôàéëà50,2 K

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ñàìîñîçíàíèå. Çíà÷åíèå èãðû äëÿ ðàçâèòèÿ ïñèõèêè äîøêîëüíèêà. Ñîöèàëüíàÿ ïðèðîäà Åäèíèöû àíàëèçà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ðîëåâîé èãðû. Ðàçâèòèå ðîëåâîé èãðû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Âèäû èãð.

    ðåôåðàò [31,1 K], äîáàâëåí 03.02.2009

  • Âûÿâëåíèå îñîáåííîñòåé èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ. Èçó÷åíèå ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòîâ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû. Âèäû è ôîðìû èãðû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Óðîâíè ðàçâèòèÿ ñþæåòíî-îòîáðàçèòåëüíîé è ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [101,9 K], äîáàâëåí 30.01.2015

  • Îïðåäåëåíèå èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè, ïñèõîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà èãðû äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðàçâèòèå èãðû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå, ñòðóêòóðíûå êîìïîíåíòû èãðû. Ãåíåçèñ èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè, ñþæåòíî–ðîëåâàÿ èãðà êàê âèä äåÿòåëüíîñòè äîøêîëüíèêà.

    ðåôåðàò [38,4 K], äîáàâëåí 01.04.2014

  • Ïñèõîëîãè÷åñêèé àíàëèç èãðû êàê âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Èññëåäîâàíèå âèäîâ è ñòðóêòóðû èãð íà ðàçíûõ óðîâíÿõ ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ. Îïðåäåëåíèå çíà÷åíèÿ èãðû â îñâîåíèè ðåáåíêîì ñîáñòâåííîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî ïðîñòðàíñòâà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [19,1 K], äîáàâëåí 05.03.2011

  • Ïðåäñòàâëåíèÿ î ïðèðîäå ðîëåâîé èãðû â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè. Ðîëü èãðû â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåá¸íêà, å¸ ïîëüçà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçó÷åíèå ïîâåäåíèÿ äåòåé-äîøêîëüíèêîâ âî âðåìÿ ïîâåäåíèÿ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû, àíàëèç è èíòåðïðåòàöèÿ åãî ðåçóëüòàòîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [43,7 K], äîáàâëåí 15.02.2015

  • Êàê ïîÿâëÿåòñÿ èãðà? Ïñèõîëîãè÷åñêîå çíà÷åíèå èãðû. Ïñèõîëîãè÷åñêèå âîïðîñû äîøêîëüíîé èãðû. Èãðà êàê âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü ó äîøêîëüíèêà. Ãëàâíûé âîñïèòàòåëü äîøêîëüíèêà — èãðà. Èãðà ó÷èò, ôîðìèðóåò, èçìåíÿåò, âîñïèòûâàåò.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [22,5 K], äîáàâëåí 27.09.2006

  • Ñóùíîñòü è âèäû èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè, åå ýòàïû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Îñîáåííîñòè è óðîâíè ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû. Âçàèìîñâÿçü ìåæäó èãðóøêàìè, â êîòîðûå èãðàåò ðåáåíîê è èõ ðîëüþ â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ äâèãàòåëüíûõ ñïîñîáíîñòåé è ïñèõîëîãè÷åñêèõ êà÷åñòâ.

    ðåôåðàò [57,1 K], äîáàâëåí 16.02.2015

  • Òåîðèè ñòàíîâëåíèÿ èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè, åå âàæíîñòü äëÿ ðåáåíêà. Óñëîâèÿ âîçíèêíîâåíèÿ ôîðì èãðû. Îñíîâíàÿ åäèíèöà èãðû, åå âíóòðåííÿÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà. ×åëîâåê, åãî äåÿòåëüíîñòü è îòíîøåíèå âçðîñëûõ äðóã ê äðóãó, êàê îñíîâíîå ñîäåðæàíèå èãðû.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [47,3 K], äîáàâëåí 05.09.2010

  • Èãðà êàê âåäóùåå óñëîâèå ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêà. Çàâèñèìîñòü ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â äîøêîëüíîì ïåðèîäå îò àêòèâíîé è ðàçíîîáðàçíîé äåÿòåëüíîñòè. Ðîëü èãðû â ôîðìèðîâàíèè ïñèõîñîöèàëüíîé çðåëîñòè è ãîòîâíîñòè ê øêîëå, â óëó÷øåíèè îáùåíèÿ äåòåé ñî ñâåðñòíèêàìè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [272,2 K], äîáàâëåí 05.01.2012

  • Òåîðåòè÷åñêèå è ìåòîäè÷åñêèå àñïåêòû ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ ó äåòåé ñ ïîìîùüþ èãðû. Îïðåäåëåíèå èãðû è åå ðîëü â ðàçâèòèè ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ ðåáåíêà â äîøêîëüíîì è ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Óðîâíè ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ.

    ðåôåðàò [43,5 K], äîáàâëåí 27.04.2009

Курсовая работа на тему игра и ее роль в психическом развитии ребенка

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Явление и понятие игры, ее влияние на психическое развитие детей. Причины возникновения ролевой игры, ее сюжет и содержание. Классификация игр по территориальному признаку, сложности, методу создания. Игрушка как средство психического развития ребенка.

Подобные документы

  • Рассмотрение определения понятия игры. Характеристика социальной природы ролевой игры детей дошкольного возраста. Определение психологических особенностей ролевой игры дошкольника. Установление значения игры для развития психики ребенка как личности.

    реферат, добавлен 27.01.2016

  • Понятие детской игры как одного из сложных теоретических вопросов. Основные причины возникновения детской игры. Анализ психологического значения игры. Рассмотрение психологических вопросов дошкольной игры. Влияние игры на произвольное поведение ребенка.

    реферат, добавлен 24.08.2012

  • Происхождение, возникновение и сущность игры, ее влияние на психическое и личностное развитие ребенка. Классификация игр: сюжетно–ролевые, театрализованные, творческие, дидактические и музыкально–дидактические. Игрушка и ее значение в игровом процессе.

    курсовая работа, добавлен 28.09.2011

  • Понятие игры, ее сущность, история возникновения и развития, роль в развитии ребенка. Творческий характер детской игры. Психологическая характеристика игровой деятельности. Выражение мыслей и эмоций ребенка через его игру. Классификация и виды игр.

    курсовая работа, добавлен 18.12.2008

  • Структурные компоненты: сюжет, содержание и роль. Общая характеристика сюжетно-ролевой игры и психолого-педагогические компоненты ее структуры: игровое действие, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников.

    реферат, добавлен 14.12.2014

  • Общие характеристики игры. Определение игры, ее сущность и особенности. Классификация и виды игр. Развитие личности ребенка под влиянием игры. Влияние игры на развитие и формирование личности и воли ребенка. Игра и эмоциональное развитие детей.

    курсовая работа, добавлен 22.04.2010

  • Рассмотрение детской игры как психологического феномена, отличающего мир детства от мира взрослых. Основные факторы, способствующие развитию творческих способностей детей. Анализ специфических функций игры, особо значимых для личностного развития ребенка.

    статья, добавлен 24.07.2018

  • Анализ психического развития детей раннего возраста. Значение предметной деятельности и игры. Развитие потребности в положительных эмоциях. Введение в мир предметов посредством игрушек. Становление внеситуативно-познавательных форм общения со взрослыми.

    доклад, добавлен 28.05.2016

  • Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка. Структура, содержание и виды игр. Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды в разных возрастных группах и в разные периоды дошкольного возраста. Рекомендации для создания игры.

    курсовая работа, добавлен 24.11.2014

  • Необходимые условия развития творческой, коллективной ролевой игры, необходимость обогащения ее содержания. Важность коллективной оценки ролевого поведения в игровой ситуации. Специфика сюжетно-ролевой игры как самостоятельной деятельности дошкольника.

    статья, добавлен 05.04.2019

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
Читайте также:  Программа индивидуального развития ребенка одаренный ребенок

Источник

«Игра и ее роль

в психическом развитии ребенка»

Игру традиционносвязывают с детством иописывают ее как дея­тельность в условной, вообража­емой ситуации. Игру можно рассматри­вать в самом широком контексте — от игр животных через игры детей к играм взрослых. Ее можно определять и как исследовательскую деятельность, кото­рая, однако, не направлена на достиже­ние целесообразного результата; как ак­тивность, в которой нет никакой функ­циональной необходимости. В этой связи невольно возникает вопрос, для чего же играют люди — дети и взрослые? Ответ будет звучать так: для удовольст­вия, которое человек получает благода­ря собственной деятельности. Игра, как отмечает Й. Хейзинга, не диктуется фи­зической необходимостью: она лежит за рамками процесса непосредственно­го удовлетворения нужд и страстей.

Однако нецелесообразность игры во­все не исключает ее полезного результа­та, как и то, что она перестает быть иг­рой, если приносит некий полезный ре­зультат. С помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные качества (силу, ум, координацию движений, внимание и т.п.), получать но­вые знания о мире, испытывать пережи­вания, которые по тем или иным причи­нам недостижимы в обычной жизни.

Первая функция игрыразвивающая — описана наиболее полно, особенно в контексте ее значимости для становле­ния личности ребенка. Одни игры раз­вивают силу, выносливость; другие — ум; третьи — ряд взаимосвязанных качеств. При этом в каждой игре своя иерархия. Так, интеллект необходимо проявлять в любой игре, но в одних он будет второ­степенным фактором, в других — глав­ным условием успеха.

Вторая функция компенсаторная — основана на том, что игра предстает как иная реальность, выступающая руко­творным оазисом в хаосе реальной жиз­ни. Ребенка она привлекает возможнос­тью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире. Игра — это действия в альтернативной реальности. Или действия, направленные на создание альтернативной реальности в той или иной мере похожей на мир, который мы привыкли видеть вокруг себя, но в значительной степени от него отличающейся.

Читайте также:  Чем младше ребенок тем темпы его психического развития

Благодаря своей аль­тернативной реально­сти игра обладает терапевтическим потен­циалом. Ребенок «от­ыгрывает» страхи, пе­реживает запретные для реального взаимодействия эмоции, порой ведет себя агрессивно, хотя в иной обстановке не осме­лится на такое поведение. В игре опасные или слишком трудоемкие дей­ствия обычно замещаются действиями по правилам, что делает их безопаснее. Поэтому у играющего есть возможность развивать в себе определенные качества, моделируя опасные действия в относи­тельно безопасной форме. Как и многие другие модели, игра обеспечивает более экономное воспроизведение тех или иных процессов реальной жизни с точ­ки зрения средств, времени и риска.

В понимании Зигмунда Фрейда значи­тельная часть игры — это проекция: иг­рушки как бы замещают самого ребенка и его окружение; играющий приписыва­ет им свои побуждения. В игре не он, а куклы — злые волшебники, ведьмы — ве­дут себя плохо. Заменяя объект или по­вторяя неприятные события из своей жизни, ребенок справляется с пугающи­ми его факторами, с неприятными собы­тиями. Например, погружая куклу в воду или бросая ее об стену, выражает чувство ревности к новорожденному брату; «уго­щая» кукол горьким лекарством, сопере­живает игровым персонажам.

Ранний возраст.

Начало игры

Особенность раннего возраста – сильнейшая идентификация себя с одним из родителей, стремление действовать так, как он. А это уже первый шаг к ролевой игре.

Игра как деятельность в условной си­туации возникает тогда, когда ребе­нок начинает пользоваться предметами-заместителями, т.е. в полтора-два года. До этого времени его действия носят скорее ориентировочный характер, чем игровой, и направлены на исследование физических свойств предмета. К пониманию функций предмета ребенок приходит в возрасте одного года — полутора лет. Теперь он использует игрушку уже не как носителя определенных физических свойств, а как средство для достижения определенно­го результата. Понимание функций предмета дает стремление действовать так, как используют взрослые. Это пони­мание на третьем году жизни переходит в страстное стремление действо­вать предметами самостоя­тельно — как мама или папа. Ведь родители — это первые люди, с кото­рыми малыш идентифицирует и срав­нивает себя.

Особенность раннего возраста — сильнейшая идентификация себя с од­ним из родителей, стремление действо­вать так, как он. А это уже первый шаг к ролевой игре.

Нормальное поведение для этого воз­растного периода — амбивалентное отношение к матери, т.е. сочетание агрес­сии (поскольку мама часто не дает воз­можности делать то, что хочется) с при­вязанностью. Агрессия — показатель то­го, что ребенок пытается отстоять «са­мость». Долгосрочные последствия это­го периода в жизни ребенка — способ­ность самостоятельно не только ста­вить цель, но и достигать результата. Поэтому абсолютный родительский за­прет на агрессию может стать факто­ром риска, а следствием — неспособность ребенка проявлять инициативу.

Взрослым ребенок начинает чувствовать себя уже в два-три го­да. По вполне понят­ным причинам он не может реализовать свою социальную по­требность. Однако его умение действовать с предметом-заместителем, «открытие» символической способности слова дают возможность реализовать свое желание в игре как взрослому, но в условной ситу­ации. Иными словами, культура «вытесняет» активность в русло игры. Первая ролевая игра — это копирование действий мамы или папы, игра, в ходе которой ребенок выступает по отношению к игрушкам как умелый и опытный взрослый: как мама или папа, кормит своих кукол, варит им кашу или суп, укладывает спать, учит умываться, застилать постель. Итог: «Я такой же, как мама (или папа), но самостоятелен». Эта первая идентификация открывает путь к самым различным идентификациям в более старшем возрасте, к разнообразным сюжетно-ролевым играм.

Дошкольный возраст.

Сюжетно-ролевая игра

Идентификация себя с окружающими взрослыми, с фольклорными и литературными персонажами, с животными, ребенок учится развивать ролевую игру.

К трем годам ребенок уже достаточно хорошо говорит, ходит и бегает. Это дает ему возможность открывать окружающий мир за пределами семьи. Чувствуя себя таким же «большим» существом, как и окружающие его люди, он примеряет самые разнообразные «взрослые» роли: начинает сравнивать себя с ними, проявляет неограниченную любознательность. Так, идентифицируя себя с окружающими взрослыми, с фольклорными и литературными персонажами, с животными, ребенок учится развивать ролевую игру. Своеобразный «девиз» этого возрастного периода: «Я могу быть таким же, как кто угодно другой», «Я могу быть тем, кем я могу себя вообразить». В более старшем дошкольном возрасте игра «оставляет в наследство» способность проявить инициативу, развитое творческое воображение, гибкость в принятии решений и способность брать на себя различные роли в общении с людьми. Вот почему для развития так важна именно самостоятельная, спонтанная игра. Участие взрослого уместно только в роли подсказчика. Он может предложить разыграть тот или иной сюжет, ту или иную игровую ситуацию. Никаких наставлений ведь тем самым ребенок «проигрывает» в личностном развитии, теряет способность действовать самостоятельно.

Читайте также:  Пособия по развитию ребенка скачать

Интересно, что совершенно свободная и ничем не ограниченная ролевая игра к концу дошкольного возраста постепенно все больше и больше регламентируется: дети теперь уделяют внимание тому, насколько правильно их партнер разыгрывает ту или иную роль, поправляют друг друга. Внимание к «правильности исполнения» — зародыш будущего стремления в любой деятельности добиваться совершенства (что особенно значимо в младшем школьном возрасте). Вот почему психологи характеризуют игру прежде всего как «школу произвольности». Стремясь правильно исполнить роль, ребенок учится подчинять свое поведение образцу. Это умение особенно пригодится в школе.

Однако «перестройка» психического развития на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста глубже, чем приобретение умения действовать по образцу. Ведь перестраивается мотивационная сфера ребенка — теперь его привлекает возможность делать что-то действительно хорошо. Это обеспечивает и переход к школьному обучению, где стремление достигать совершенства частично реализуется и приводит к тому, что доминирующими становятся игры с правилами.

Младший школьный возраст.

Достижение совершенства

Учеба теперь занимает большую часть времени и — теоретически — становится ведущей деятельностью до подросткового возраста. И, тем не менее, игровая деятельность продолжается, причем ее характер таков, что позволяет решать возрастные задачи развития даже бо­лее адекватно, чем начальная школа. Младших школьников характеризует способность делать что-либо или хоро­шо, или даже в совершенстве. Доба­вим: наиболее привлекателен для них в силу возрастных особенно­стей (недостаточно раз­витое абстрактное мы­шление) не просто хоро­ший результат, а наглядный, видимый и понятный окру­жающим. Эту наглядность достижений школа не обеспечивает. Именно поэтому детей привлека­ют спортивные игры, ре­зультат которых очевиден для всех (де­вочек — разнообразные игры с мячом; прыжки через скакалку; мальчиков -футбол, игры в войну; тех и других -прятки, салки, казаки-разбойники, на­стольные игры).

Нам могут возразить: «Но ведь школа высоко оценивает точное выполнение требований!» Да, это так, но абстракт­ный, схоластичный характер знаний детей привлекает менее. Потребность реально овладеть действительностью в процессе учебы наталкивается на зна­чительную отсроченность результата. Происходит разрыв между целью и со­ставом действия.

Это разрушает мотивацию учения, как ина более ранних этапах развития, «вы­талкивает» основное русло развития на игру, на другие занятия, более практич­ные и наглядные. Например, на те заня­тия взрослых, которые отличаются про­стотой и наглядностью, когда можно что-то определенное выпилить, выжечь, связать, сшить, вышить, срисовать, сконструировать.

Итог этого возрастного периода — ребенок убежден: «Я есть то, что я могу научиться делать». Приобретение упорство в достижении собст­венных целей, любовь ко все­му, что «хорошо работает», осознание собственной способнос­ти выполнять серьезные (пусть пока только предметные) задачи, которые закладывают основу для дальнейшего участия в кооперативной взрослой жизни.

Именно ощущение ребенка, что он может принимать посильное (но для него и для других важное) участие в жизни взрослых, дает толчок к ролевым играм в предподростковом и раннем подростковом возрасте.

Игра создает зону ближайшего развития ребенка. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, он в игре пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.

Игра – источник развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного поведения, образование волевых мотивов – все это возникает в игре и ставит ее на высокий уровень развития. Через игровую деятельность и движется ребенок.

Источник