Курсовая на тему сенсорное развитие ребенка

Курсовая на тему сенсорное развитие ребенка thumbnail

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д. Развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Сенсорное развитие — это чувственное восприятие мира, другими словами, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Особое значение сенсорное восприятие имеет для детей до 3-х лет, поскольку они знакомятся с миром именно через органы чувств (чувства также задействованы в эстетическом развитии).

Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с фруктами или овощами — горький или сладкий. Например, если ребенок пробует несозревшую ягоду и чувствует, что она кислая, то смысл слова «не поспела» ему станет более понятен, особенно если он сравнит ее со вкусом спелой ягоды. Чтобы понять, что стекло хрупкое, как это ни странно звучит, но ребенку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет (кружка, например). Иначе крикам родителей: «Не тронь — разобьешь!» — нет смысла.

Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причем примитивное сравнение тонкий-толстый, гладкий — шероховатый, большой — маленький и т.д. — это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Например, если яблоко красное — значит спелое, или если на улице темно — значит ночь и пр. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие речевой деятельности. Формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития. Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития. Важнейшим средством психического развития является детская игра. Включение дидактических игр способствует сенсорному развитию ребенка, формирует понятие, развивает способность обучаться, совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом.

Сенсорные игрушки для маленьких детей помогают им познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.
Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.
Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия.
Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни).

  • Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

  • У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений.

  • Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов — с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Читайте также:  Тест этапы развития ребенка ответы

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;

  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;

  • музыкальные ноты, звуки родного языка;

  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);

  • два температурных определения (тепло, холодно);

  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

Для формирования речевых навыков важно развивать мелкую моторику. Такие занятия с детьми можно проводить еще задолго до того, как будет произнесено первое сознательное слово.  Вместе с малышом можно ощупывать различные вещи – гладкие, бархатистые, шершавые; пересыпать мелкие предметы – манку, гречку, рис, пуговицы, монетки; играть в пальчиковые игры. Ребенок получает новые тактильные ощущения, учится взаимодействовать с окружающими предметами. Чуть позже можно предложить крохе поиграть со шнуровкой, пластилином, тестом для лепки.
Для развития речи детей большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Данные игры позволяют установить с ребёнком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи ребёнка.

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Таким образом значение сенсорного воспитания для развития речи заключается в следующем:

  • Расширяется понимание речи. Накапливается пассивный словарь. Закрепляется понимание слов, обозначающих названия предметов, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.
    Ребенок учится пониманию обобщающих слов цвет, форма, величина.

  • Развивается понимание грамматических форм речи.
    Пополняется словарь за счет прилагательных, обозначающих цвет, величину, форму предметов (круглый – квадратный, большой — маленький, синий, желтый, зеленый, красный). 

  • Активизируются в речи указательные наречия (вот, здесь, тут, там), наречия, обозначающие сравнение (больше, меньше) и количества (много — мало).

  • Дети учатся образовывать и использовать в речи форм единственного и множественного числа имен существительных (круг – круги, квадрат – квадраты).

  • Формируется умение согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже: один круг, два квадрата, три круга, синий квадрат, красный мяч, маленькая груша.

  • Учатся образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (квадратик, кружочек, кубик, шарик).

Источник

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты сенсорного воспитания дошкольников
1.1. Понятие сенсорного воспитания ребёнка
1.2. Экспреиментальные исследования, посвященные изучению сенсорного развития детей дошкольного возраста
1.3. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике
Выводы по главе 1
2. Современное состояние проблемы сенсорного воспитания дошкольников в условиях ДОУ
2.1. Организация эксперимента
2.2. Констатирующий эксперимент
2.3. Формирующий эксперимент
2.4. Контрольный эксперимент
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Сенсорное воспитание дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Однако ввиду неполной разработанности темы исследования, и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.
Целью исследования является теоретическое исследование проблем и проведение экспертимента сенсорного воспитания дошкольников
Задачи исследования:
1) дать понятие сенсорному воспитанию ребёнка;
2) рассмотреть экспрериментальные исследования, посвященные изучению сенсорного развития детей дошкольного возраста;
3) проанализировать содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике;
4) провести констатирующий эксперимент;
5) провести формирующий эксперимент;
6) провести контрольный эксперимент.
Объектами исследования являются дети дошкольного возраста.
Предметами исследования являются принципы сенсорного воспитания дошкольников.
Гипотеза исследования: сенсорное воспитание дошкольников будет проходить более эффективно, если использовать дидактические игры.
Исследование проводилось в первой младшей группе № 10 на базе ДОУ № 55 «Шалунишка» г. Иваново.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, эксперимент.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Читайте также:  Физическое развитие у двухмесячного ребенка

Заключение

Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
В связи с этим было проведено исследование на базе ДОУ № 55 «Рябинушка» г. Набережные Челны, целью которого являлось: определение эффективности влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста. Экспериментальное исследование, проведённое,  в первой младшей группе №10 показало, что дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников в первой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод,  что эффективность дидактических игр  в развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика.
Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста, из этого следует, что гипотеза подтвердилась.

Список литературы

  1. Венгер Л. А. Воспитание способности к наглядному и пространственному моделированию // Психология дошкольника.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424
  3. Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание — 2002 № 3 – С.398
  4. Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007. –  С.391
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова.-М.:Педагогика-Пресс,1999. – С.536
  6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315
  7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. – М. ,1996. – С. 459
  8. Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, — К., Рад.школа, 2007. – С.368
  9. Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. – М. , 1997. – С. 412
  10. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. – С.302
  11. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 87
  12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, — М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258
  13. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456
  14. Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, кон­спекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Сфера, 2002. – С.371
  15. Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М.,1997. – С.418
  16. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошко­льников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368
  17. Урунтаева Г. А. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. — М., 1997. – С. 452
  18. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. –М,1997. – С. 381
  19. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С.95
  20. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 95
  21. Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман.-5-е изд.-СПб.:Питер,2002. – С.528

    Приложение 1

    Дидактические игры по изучению цвета

    Игра: «Спрячь мышку»
    Словарь: Название 4 основных цветов – красный, желтый, зеленый, синий.
    Демонстрационный материал: листочки бумаги 4 цветов (20 – 15), посредине белый квадрат (8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же 4 цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
    Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
    Ход занятия:
    1. Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее.  Дети по очереди гладят мышку.
    — А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
    2. Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите в окошко выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».
    Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
    Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её  исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
    «Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку.  Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов)  и по 4 квадрата всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такова же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям,  исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
    3. Итог. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята  ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

    Игра: «Подбери по цвету»
    Дидактическая задача: Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).
    Наглядный материал: кукла.
    Раздаточный материал: карточки – коврики (30х20), разделенная на 4 клетки (10х10) разных цветов; по две три геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый),  величины из картона.
    Ход игры:
    1. Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Я открываю дверь и виду куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. « Смотрите ребята, к нам в гости пришла кукла Таня и принесла интересную игру. Здравствуй Катя, поздоровайтесь с Катей ребята. Кукла Таня хочет с нами поиграть. Давайте посмотрим, что лежит в корзине».
    2.« Дети мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на ваших тарелочках. Разложите их по клеточкам коврика, так чтоб их не было видно. У вас есть 2 фигурки одинакового цвета,  на такую вы их и положите.  А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика и самая нижняя совпадать по величине».
    3. После того как, дети разложили геометрические фигуры кукла Таня ходит с воспитателем по рядам и проверяет правильность исполнения задания. Если ребенок ошибается, то объясняю, почему и куда правильно надо положить фигуру. Подвожу итог. «Все ребята молодцы, хорошо справились с заданием. А кто ошибся, тот обязательно сделает правильно в следующий раз. Теперь я пойду к другим ребятам, чтоб с ними тоже поиграть. До свидания».

    Игра: «У кого  какое платье»
    Дидактическая задача: Учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Материал: Демонстрационный: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья), фланелеграф, магниты.
    Ход игры:
    1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.
    2.Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.
    3. Итог: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название.

    Результаты

    Ф.И.ребенка

    Возраст

    красный

    синий

    зеленый

    желтый

    1Андрей К.29.11.07

    +

    +

    +

    +

    2Алсу А.27.11.07

    +

    +

    +

    +

    3Дима Р.07.10.07

    +

    +

    +

    +

    4Коля Б.24.07.07

    +

    +

    +

    +

    5Инга К.07.08.07

    +

    +

    +

    +

    Общий объем: 53 стр.

    Год: 2010

    Цена: 400 руб.

Читайте также:  Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития

Источник