Курс лекции по психологии развития ребенка

Курс лекции по психологии развития ребенка thumbnail

Курс лекций по дисциплине: «Возрастная психология»

Тема 1. Предмет, методы исследования в психологии

возрастного развития

Возрастная психология – наука, изучающая возрастные закономерности психического развития человека. Это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях. Возр. психол. охватывает все этапы жизни, включая юность, зрелость и старость, а психология развития – только ранний возраст (от рождения до 7 лет), когда развитие происходит наиболее быстро и интенсивно.

Психология развития – наука, изучающая психологическую структуру личности детей, ориентиры психического развития, определяет основные направления этого развития. Это составная часть возрастной психологии.

Задача психологии развития – описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

Предметом психологии развития человека являются содержание психического, возрастную динамику развивающейся психики детей дошкольных и школьных возрастов, типические возрастные и индивидуальные особенности детской личности, ее возрастные возможности, ведущие факторы и механизмы развития (т.е. предметом психол. развития являются закономерности психического развития ребенка).

Методы исследования в возрастной психологии

1. Наблюдение — один из главных в психолого-педагогических исследованиях в работе с детьми. Правила проведения наблюдения: 1) Его необходимо вести по определенному плану, программе; 2) наблюдать систематично (т.к. в разных ситуациях ребенок ведет себя по-разному, в зависимости от состояния); 3) наблюдение должно вестись за естественным поведением ребенка (ребенок не знает, что за ним наблюдают); 4) наблюдать регулярно (на протяжении нескольких дней, месяцев, лет – в зависимости от цели наблюдения); 5) наблюдать обьективно (описывается сам факт – действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом).

2. Метод срезов: в больших детских группах с помощью конкретных методик (например, уровень развития интеллекта).

3. Сравнительный метод: несколько срезов, данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.

4. Лонгитюдный (продольное исследование) метод – прослеживается развитие одного и того же ребенка в течении длительного времени.

5. Опрос, интервью – используются редко, т.к. ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы

6. Социально-психологический эксперимент – проводится в обстановке как можно более приближенной к привычным для них условиям.

7. Проективные методы — они основаны на принципе проекции – перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств (например, детский вариант ТАТ)

8. Социометрический метод

9. Стандартизированные тесты (тест Стэнфорд-Бине, тест Векслера для детей 4-16 лет, детский вариант теста Кеттела и теста Векслера).

Тема 2. Основные понятия развития и обучения.

Социальная среда – это общество в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. Это ближайшее социальное окружение: родители, др. члены семьи, воспитатели д/с. С возрастом социальное окружение расширяется. Вне социальной среды ребенок развиваться не может, не может стать полноценной личностью («маугли», 2 девочки, жившие у волков – выли по ночам). Человеческий детеныш со своей пластичной психикой усваивает то, что дается ему ближайшим окружением, и если он лишен человеческого общества, ничего человеческое в нем не проявляется.

Почему же дети, лишенные соц. среды в начале своей жизни, потом не смогли быстро и эффективно развиваться в благоприятных условиях? В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» — периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Например, сензитивный период развития речи – от 1 года до 3 лет, и если этот этап упущен, компенсировать потери в дальнейшем – практически невозможно. М. Монтессори отмечала, что, если мы начинаем развивать какую-либо функциональную систему ребенка с опозданием, т.е. частично или полностью упустив сензитивный период, мы рискуем вообще никогда не добиться того уровня ее развития, который может быть достигнут при условии своевременного начала педагогического воздействия. Преждевременные попытки сформировать какие-то функции до начала сензитивного периода также не приведут к ожидаемому эффекту, так как они не вызовут активности и интереса ребенка и могут создать отрицательное отношение к занятиям.

На Международном психологическом конгрессе в Токио 1972 г. состоялся доклад «Чтение до говорения» по материалам эксперимента, в ходе которого детям, начиная с первого года жизни, ежедневно многократно демонстрировали буквы алфавита с произнесением соответствующих звуков. Крупные изображения буквы развешивались также в кровати ребенка и над ней. В результате дети начинали читать слова сразу же, как только овладевали произношением соответствующих звуков.

Мотивация – потребности самого ребенка, внешние стимулы деятельности и общения.

Факторы развития – совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей.

Ведущий вид деятельности – определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов (с возрастом они меняются, увеличиваются). Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени, хотя каждая деятельность вносит свой вклад в психическое развитие.

Психологический возраст – это не календарная дата. Это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Каждый период в развитии – это и ступень и переход от одной стадии к другой.

Возрастной кризис – возникает при переходном возрасте одного в другой, сопровождается замкнутым, раздражительным поведением. Преодоление кризиса означает переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст.

Читайте также:  Семья социокультурное пространство развития ребенка

Развитие – это проблема целеустремленности поведения человека, где результат не предопределен заранее. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе и головах воспитателей. Это сложный процесс, протекающий в определенных условиях среды и имеющий ступени и свои закономерности.

Факторы развития психики ребенка

В психологии существуют 2 теории, которые по-разному объясняют психическое развитие ребенка: Биологизаторская и Социологизаторская теории.

В биологизаторской – ребенок рассматривается, как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формой поведения, т.е. наследственность определяет весь ход развития, а именно: его темп, пределы развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, лишь условие изначально предполагаемого развития, условие того, что уже заложено. Воспитание рассматривается как внешний фактор, который способен, либо ускорить процесс выявления природных, наследственных психических качеств (представители: Стенли Холл, Бюлер, Клапаред).

Истоки социологизаторского подхода – в идеях философа 17 в. Локка, кот. считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска. И на ней можно написать все, что угодно. По Дюрнгейму – психическое развитие происходит через впитывание чувств других людей, мысли и эмоции воспринимаются извне. В процессе подражания ребенок усваивает накопленный опыт, традиции, обычаи. С этой способностью ребенок рождается (представители: Дюрнгейм, Жане).

Очевидно, что оба фактора страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Биологизаторский фактор имеет важное значение, он определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями, а сущность человека – социально-значимые качества. Человек как личность формируется под определенным воздействием социальной среды (общества людей).

Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению оба фактора в равной мере значимы для психического развития и определяют две его линии развития пересекаются, т.е. происходит конвергенция. Среди отечественных психологов Л.С. Выгодский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов.

Т. о. единство наследственных и социальных влияний – это не постоянное единство, а дифференциальное, изменяющееся в процессе самого развития.

Тема 4. Периодизации возрастного развития

4.1. Этапы психосоциального развития по Э. Эриксону.

Литература:

Источник

– 217–

Министерство общего и профессионального
образования

РФ

Межфакультетская Кафедра

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО
ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Самара 2007 год.

Содержание

Содержание 2

Лекция
1. Предмет, задачи и методы возрастной
психологии 5

§1.1.Ообщая
характеристика. 5

§1.2. Понятие
«развития» 8

§1.3. Методы и
стратегии возрастной психологии. 11

§1.3.1. Методы
возрастной психологии 11

§1.3.2. Стратегии
возрастной психологии 15

§1.4. Структура
возрастной психологии и ее связь с
другими науками. 16

Лекция
2. Методологические и теоретические
вопросы психического развития
человека. 18

§ 1. Принцип и
категория развития в психологии 18

§ 2. Теории детского
развития 19

§3. Периодизация
и закономерности психического развития
ребенка 20

§4. Нормативный
подход к исследованию детского
развития. 22

§5. Подходы к
анализу внутренних причин психического
развития ребенка 23

§6. Стратегии
исследования психического развития
ребенка 30

Лекция
3. Представление о движущих силах,
источниках и условиях психического
развития в зарубежной и отечественной
психологии 34

§ 3.1. Теория
онтогенетического развития психики в
зарубежной психологии. 34

3.1.1. Стадии развития
взрослого человека 34

3.1.2. Периодизация
личностного развития Э.Эриксона. 37

3.1.3. Теория
психического развития Ж.Пиаже 39

§3.2. Теории
психического развития в отечественной
психологии. Культурно–историческая
концепция психического развития
Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. 42

3.2.1. Периодизация
развития 42

3.2.2. Периодизация
Льва Семеновича Выготского. 46

3.2.3.Периодизация
психического развития по Д.Б.Эльконину 49

Лекция
4. Младенчество от рождения до 3 лет 52

§ 4.1. Младенческий
возраст (2-12 мес.) 52

§ 4.1.1. Кризис
новорожденности 52

§ 4.1.2. Младенчество
(2 — 12 мес.) 59

§ 4.1.3. Кризис 1
года. 65

Литература по
теме: 68

§ 4.2. Ранний возраст
(1-3 года). 69

§ 4.2.1. Социальная
ситуация развития 69

§ 4.2.2. Ведущий тип
деятельности. 70

§. 4.2.3. Основные
новообразования возраста 72

§ 4.2.4. Кризис трех
лет 79

Литература по
теме: 80

Лекция
5. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) 81

§ 5.1. Социальная
ситуация развития 81

§ 5.2. Игра как
ведущая деятельность 81

§ 5.2. Развитие
личности дошкольника 89

§ 5.3. Развитие
психических функций 92

§ 5.4. Развитие
эмоций, мотивов и самосознания 101

§ 5.5. Общение
дошкольника со взрослыми и сверстниками 104

§ 5.6. Кризис семи
лет 105

§ 5.7. Психологическая
готовность детей к школе 107

Литература по
теме: 107

Тема
6. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11
лет) 109

§ 6.1. Социальная
ситуация развития 109

§ 6.2. Учебная
деятельность 110

§ 6.3. Развитие
младшего школьника 114

§ 6.3.1. Развитие
личности 114

§ 6.3.2. Мотивация
и самооценка 117

§ 6.3.3. Познавательное
развитие 120

§ 6.4. Особенности
общения младшего школьника 123

Литература по
теме: 125

Тема
7. Подростковый возраст (10,11 – 15,16 лет) 127

§ 7.1. Развитие в
подростковом возрасте. 127

§ 7.1.1. Социальна
ситуация развития 127

§ 7.1.2. Развитие
психических функций 129

§ 7.1.3. Развитие
самосознания 130

§ 7.1.4. Подростковые
реакции 132

§ 7.2. Ведущая
деятельность в подростковом возрасте 137

§ 7.3. Кризы
подросткового возраста 138

§ 7.3.1. Кризис
подросткового возраста 138

§ 7.3.2. Пуберантный
кризис 143

§ 7.4. Формирование
личности подростка 144

Литература по
теме: 147

Тема
8. Юношеский возраст (15-23 года). 149

8.1. Общая
характеристика возраста 149

8.1.1. Социальная
ситуация развития 149

8.1.2. Ведущая
деятельность в юношеском возрасте 151

6.1.3. Развитие
личности в юношеском возрасте 153

6.1.4. Интеллектуальное
развитие в юности 158

6.1.5. Общение в
юношеском возрасте 160

Читайте также:  Развитие творческой личности ребенка на уроке изо

8.2. Старший школьный
возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 163

§ 1. Переходный
период 163

§ 2. Условия
развития 164

§ 3. Линии развития
жизненного мира 167

§4. Основные
психологические особенности ранней
юности (14 – 18 лет) 169

8.3. Юность (от 17 до
23) 170

§ 1. Кризис 17 лет 170

§ 2. Условия
развития 171

§2. Психологические
особенности юношеского и студенческого
возраста 175

§3. Особенности
развития личности студента 178

§4. Основные
психологические возможности поздняя
юность (18-25 лет) студенческий возраст 180

Литература по
теме: 185

Тема
9. Молодость (от 23 до 30 лет) 186

§ 1. Главные стороны
жизни 186

§ 2. Кризис 30 лет.
Проблема смысла жизни 190

Тема
10. Зрелость (от 30 до 60-70 лет) 193

§ 1. Особенности
развития личности. Профессиональная
продуктивность 193

§ 2. Отношения с
детьми 195

§ 3. Зрелость и
психологический возраст 199

Тема
11. Поздняя зрелость (после 60 – 70 лет) 201

§ 1. Условия
развития. Старение и психологический
возраст 201

§ 2. Основные линии
онтогенеза 202

§ 3. Конец жизни 204

Тема
12. Смерть как кризис индивидуального
существования 207

Лекция 1. Предмет, задачи и методы
возрастной психологии

§1.1.Ообщая характеристика.

Возрастная психология
отрасль психологии, в которой изучаются
феномены и закономерности психического
развития, особенности перехода от одного
периода психического развития к другому.
Психология развития включает в себя
такие разделы, как психология детства,
отрочества, юношеского возраста, зрелости
и старости. Содержание возрастной
психологии обусловлено тем, что она
имеет дело с особыми единицами анализа
– возрастом, или периодом развития.

Возрастная психология – отрасль
психологической науки, изучающая
закономерности этапов психического
развития и формирования личности на
протяжении онтогенеза человека от
рождения до старости.

Возрастная изучает возрастные особенности
психических процессов, возрастные
возможности усвоения знаний, ведущие
факторы развития личности и т.д.

развития представляет собой более
общий и теоретический курс по сравнению
с возрастной и детской психологии,
своего рода их методологическую базу.
В центре внимания этой дисциплины
находятся содержание и разные аспекты
применения в психологиипринципа
развития,
одного из важнейших
методологических принципов всех наук,
а новообразования и симптоматика
отдельных возрастных периодов становятся
тем материалом, на основании анализа
которого выводятся закономерности
становления психики.

развития изучает закономерности
формирование психики, исследуя механизмы
и движущие силы этого процесса, анализируя
различные подходы к пониманию природы,
функций и генезиса психики, различные
стороны становления психики –
её
изменение в процессе деятельности, при
общении, познании.

Исторический анализ понятия «детство»
дан в трудах П.П.Блонского, Л.С.Вы­гот­ско­го,
Д.Б.Эльконина, где вскрыты причины того,
почему при сходных природных предпосылках
уровень психического развития, которого
достигает ребёнок на каждом историческом
этапе общества, не одинаковый. Детство– период, продолжающийся от новорождённости
до полной социальной, и следовательно,
психологической зрелости; это период
становления ребёнка полноценным
человеком человеческого общества.

Исторический принцип психологии
развития
проявляет себя в том, что
хронологические рамки и особенности
каждого возраста не являются статичными
– они определяются действием
общественно-исторических факторов,
социальным заказом общества.

Сегодня любой образованный человек на
вопрос о том, что такое детство,
ответит, чтодетство– это период
усиленного развития, изменения и
обучения. Но только ученые понимают,
что это период парадоксов и противоречий,
без которых невозможно представить
себе процесс развития. О парадоксах
детского развития писали В.Штерн,
Ж.Пиаже, И.А.Соколянский и многие другие.
Д.Б.Эльконин говорил, что парадоксы в
детской психологии – это загадки
развития, которые ученым еще предстоит
разгадать.

Детство– период, продолжающийся
от новорожденности до полной социальной
и, следовательно, психологической
зрелости; это период становления ребенка
полноценным членом человеческого
общества. При этом продолжительность
детства в первобытном обществе не равна
продолжительности детства в эпоху
средневековья или в наши дни.Этапы
детства человека
– продукт истории,
и они столь же подвержены изменению,
как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя
изучать детство ребенка и законы его
становления вне развития человеческого
общества и законов, определяющих его
развитие. Продолжительность детства
находится в прямой зависимости от уровня
материальной и духовной культуры
общества

В современной возрастной психологи
исторический анализ понятия «детство»
наиболее полно дан вконцепции
Д.И.Фельдштейна, рассматривающегося
детство как социально-психологический
феномен социума и особое состояния
развития.

В концепции Д.И.Фельдштейна дан
содержательный психологический анализ
системы взаимодействия функциональных
связей, определяющих социальное состояние
детства в его обобщённом понимании в
конкретном обществе.

Детство, будучи социально-культурным
феноменом, носит конкретно-исто­риче­ский
характер и имеет свою историю развития.
Главная социальная функция детства
состоит в подготовке человека к взрослой
самостоятельной жизни и труду.

Психология развития изучает
закономерности формирования психики,
исследуя механизмы и движущие силы
этого процесса, анализируя различные
подходы к пониманию природы, функций и
генезиса психики, различные стороны
становления психики –
её изменение
в процессе деятельности, при общении,
познании.

Социализация– процесс и результат
усвоения и активного воспроизводства
индивидом социального опыта, осуществляемый
в общении и деятельности.

В настоящее время предметом возрастной
– раскрытие
общих закономерностей психического
развития онтогенезе, установление
возрастных периодов становления и
развития деятельности, сознания и
личности и причин перехода от одного
периода к другому, что невозможно без
учёта влияния на индивидуальное развитие
человека культурно-исторических,
этнических и социально-экономических
условий.

Читайте также:  Влияние гаджетов на развитие ребенка презентация

Предметом возрастной являются возрастная динамика психики
человека, онтогенез психических процессов
и качеств личности развивающего человека,
закономерности развития психических
процессов.

Предмет возрастной – изучает закономерности психического
развития человека онтогенезе и особенности
развития психики, сознания, личности и
её деятельности на каждой из возрастных
стадий.

Предметом возрастной как научной дисциплины является
изучение фактов и закономерностей
психического развития человека
онтогенезе.

Составляющими предмета возрастной
психологии являются
: изменения,
которые происходят в психике и поведении
человека при переходе из одного возраста
в другой; при этом изменения могут быть
различны: количественные (увеличение
словарного запаса, объема памяти).

– эволюционные — накапливаются постепенно,
плавно, медленно; качественные (усложнение
грамматических конструктов в речи — от
ситуативной речи к монологу, от
непроизвольного к произвольному
вниманию)

– революционные — более глубокие,
происходят быстро (скачок в развитии),
появляются на рубеже периодов;

– ситуационные — связаны с конкретной
социальной средой, ее влиянием на
ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются
в закреплении; понятие возраста —
определяется как специфическое сочетание
психики и поведения человека.

Онтогенез– это индивидуальное
развитие от рождения до смерти. Данная
формулировка не совпадает с определением
онтогенеза в биологии, глее он понимается
как индивидуальное развитие от момента
зачатия и зарождения до смерти. Это не
случайное расхождение. Согласно
концепции, развиваемой в отечественной, психика и психическое
отражение представляют собой
новообразования кризиса новорождённости.

Задачи возрастной широки и многозначны. В настоящее время
эта отрасль психологии приобрела статус
научно-практической дисциплины, в связи,
с чем среди её задач следует выделить
задачи теоретические и практические.

Теоретические задачи – раскрытие общих закономерностей
психического развития в онтогенезе,
установление возрастных периодов этого
развития и причин перехода от одного
периода к другому, определение возможностей
развития.

Теоретическими задачами психологии
развития являются:

1. Изучение общих закономерностей
психического развития человека в
онтогенезе, определение детерминант
(причин) развития, определение роли
наследственности, среды, общения и
деятельности в развитии.

2. Построение периодизации психического
развития человека в онтогенезе от
рождения до завершения жизненного
цикла.

3. Определение соотношения и
взаимообусловленности процессов
обучения и развития.

4. Определение качественного своеобразия
и психологических особенностей человека
на каждой из возрастных стадий.

Научно-практические задачи – создание методической базы для
контроля за ходом, полноценностью
содержания и условиями психического
развития на разных этапах онтогенеза,
организация оптимальных форм деятельности
и общения в детстве и юности, а также
организация психологической помощи в
периоды возрастных кризисов, в зрелом
возрасте и старости.

Современная возрастная психология
стала практической наукой в полном
смысле этого слова. Важнейшей задачей
возрастной являетсяконтроль за ходом и динамикой
психического развития человека
,
предполагающий при необходимости
коррекцию и профилактику негативных
тенденций и нарушений.

Главная задача возрастной – раскрыть предпосылки, условия и
движущие силы психического развития
человека с момента рождения до глубокой
старости, описать динамику развития
отдельных психических процессов
(познавательных, волевых, эмоциональных)
и свойств формирования качеств личности,
возрастных и индивидуальных особенностей
деятельности и общения.

В литературе используются два названия
– возрастная иразвития. Возрастная– термин используемый в отечественной
психологии,развития
– в мировой психологии. Причины такого
расхождения состоят, во-первых, в том,
что длительное время отечественная
психология развивалась в относительной
изоляции. Во-вторых, название «возрастная
психология» связана с традицией,
заложенной Л.С.Выготским, автором
культурно-исторической концепции
развития человека в онтогенезе.

Объектом изучения возрастной является ребёнок, подросток, юноша и
др.

В большинстве источников возрастная
психология определяется как наука о
фактах и закономерностях психического
развития здорового человека.

Для обозначения данной области
психологического знания используют
несколько понятий: 1) возрастная
психология; 2) психология развития; 3)
генетическая психология. 1-ая делает
акцент на возрастных особенностях
психики; 2-ая изучает сам процесс
психического развития.

Психологический возраст может не
совпадать с хронологическом возрастом
отдельного ребенка, записанным в его
свидетельстве о рождении, а затем в
паспорте. Возрастной период имеет
определенные границы. Но эти хронологические
границы могут сдвигаться, и один ребенок
вступит в новый возрастной период
раньше, а другой — позже. Особенно сильно
«плавают» границы подросткового
возраста, связанного с половым созреванием
детей:

  • закономерности, механизмы и движущие
    силы психического развития;

  • детство — предмет возрастной психологии
    по Обуховой — период усиленного развития,
    изменений и обучения.

Проблемы современной возрастной
психологи:

  1. Проблема органической и средовой
    обусловленности психики и поведения
    человека;

  2. Проблема влияния стихийного и
    организованного обучения и воспитания
    на развитие детей (что больше влияет:
    семья, улица, школа?);

  3. Проблема соотношения и выявления
    задатков и способностей;

  4. Проблема соотношения интеллектуальных
    и личностных изменений в психическом
    развитии ребенка.

  5. Проблема разработки разделов возрастной
    (молодёжи, зреслости,
    старости);

  6. Проблема возрастной периодизации (нет
    единых оснований для разных возрастов);

  7. Проблема методов исследования, их
    стандартизации, адаптирования для
    разных возрастов.

Выделяют 4 раздела возрастной :

1). Перинатальная психология (от зачатия
до рождения);

2). Детская психология (от рождения до
17 лет);

3). Психология взрослых, зрелых возрастов;

4). Геронтология, или психология пожилого
возраста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник