Курс лекции по психологии развития ребенка
Курс лекций по дисциплине: «Возрастная психология»
Тема 1. Предмет, методы исследования в психологии
возрастного развития
Возрастная психология – наука, изучающая возрастные закономерности психического развития человека. Это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях. Возр. психол. охватывает все этапы жизни, включая юность, зрелость и старость, а психология развития – только ранний возраст (от рождения до 7 лет), когда развитие происходит наиболее быстро и интенсивно.
Психология развития – наука, изучающая психологическую структуру личности детей, ориентиры психического развития, определяет основные направления этого развития. Это составная часть возрастной психологии.
Задача психологии развития – описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.
Предметом психологии развития человека являются содержание психического, возрастную динамику развивающейся психики детей дошкольных и школьных возрастов, типические возрастные и индивидуальные особенности детской личности, ее возрастные возможности, ведущие факторы и механизмы развития (т.е. предметом психол. развития являются закономерности психического развития ребенка).
Методы исследования в возрастной психологии
1. Наблюдение — один из главных в психолого-педагогических исследованиях в работе с детьми. Правила проведения наблюдения: 1) Его необходимо вести по определенному плану, программе; 2) наблюдать систематично (т.к. в разных ситуациях ребенок ведет себя по-разному, в зависимости от состояния); 3) наблюдение должно вестись за естественным поведением ребенка (ребенок не знает, что за ним наблюдают); 4) наблюдать регулярно (на протяжении нескольких дней, месяцев, лет – в зависимости от цели наблюдения); 5) наблюдать обьективно (описывается сам факт – действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом).
2. Метод срезов: в больших детских группах с помощью конкретных методик (например, уровень развития интеллекта).
3. Сравнительный метод: несколько срезов, данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
4. Лонгитюдный (продольное исследование) метод – прослеживается развитие одного и того же ребенка в течении длительного времени.
5. Опрос, интервью – используются редко, т.к. ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы
6. Социально-психологический эксперимент – проводится в обстановке как можно более приближенной к привычным для них условиям.
7. Проективные методы — они основаны на принципе проекции – перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств (например, детский вариант ТАТ)
8. Социометрический метод
9. Стандартизированные тесты (тест Стэнфорд-Бине, тест Векслера для детей 4-16 лет, детский вариант теста Кеттела и теста Векслера).
Тема 2. Основные понятия развития и обучения.
Социальная среда – это общество в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. Это ближайшее социальное окружение: родители, др. члены семьи, воспитатели д/с. С возрастом социальное окружение расширяется. Вне социальной среды ребенок развиваться не может, не может стать полноценной личностью («маугли», 2 девочки, жившие у волков – выли по ночам). Человеческий детеныш со своей пластичной психикой усваивает то, что дается ему ближайшим окружением, и если он лишен человеческого общества, ничего человеческое в нем не проявляется.
Почему же дети, лишенные соц. среды в начале своей жизни, потом не смогли быстро и эффективно развиваться в благоприятных условиях? В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» — периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Например, сензитивный период развития речи – от 1 года до 3 лет, и если этот этап упущен, компенсировать потери в дальнейшем – практически невозможно. М. Монтессори отмечала, что, если мы начинаем развивать какую-либо функциональную систему ребенка с опозданием, т.е. частично или полностью упустив сензитивный период, мы рискуем вообще никогда не добиться того уровня ее развития, который может быть достигнут при условии своевременного начала педагогического воздействия. Преждевременные попытки сформировать какие-то функции до начала сензитивного периода также не приведут к ожидаемому эффекту, так как они не вызовут активности и интереса ребенка и могут создать отрицательное отношение к занятиям.
На Международном психологическом конгрессе в Токио 1972 г. состоялся доклад «Чтение до говорения» по материалам эксперимента, в ходе которого детям, начиная с первого года жизни, ежедневно многократно демонстрировали буквы алфавита с произнесением соответствующих звуков. Крупные изображения буквы развешивались также в кровати ребенка и над ней. В результате дети начинали читать слова сразу же, как только овладевали произношением соответствующих звуков.
Мотивация – потребности самого ребенка, внешние стимулы деятельности и общения.
Факторы развития – совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей.
Ведущий вид деятельности – определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов (с возрастом они меняются, увеличиваются). Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени, хотя каждая деятельность вносит свой вклад в психическое развитие.
Психологический возраст – это не календарная дата. Это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Каждый период в развитии – это и ступень и переход от одной стадии к другой.
Возрастной кризис – возникает при переходном возрасте одного в другой, сопровождается замкнутым, раздражительным поведением. Преодоление кризиса означает переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст.
Развитие – это проблема целеустремленности поведения человека, где результат не предопределен заранее. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе и головах воспитателей. Это сложный процесс, протекающий в определенных условиях среды и имеющий ступени и свои закономерности.
Факторы развития психики ребенка
В психологии существуют 2 теории, которые по-разному объясняют психическое развитие ребенка: Биологизаторская и Социологизаторская теории.
В биологизаторской – ребенок рассматривается, как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формой поведения, т.е. наследственность определяет весь ход развития, а именно: его темп, пределы развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, лишь условие изначально предполагаемого развития, условие того, что уже заложено. Воспитание рассматривается как внешний фактор, который способен, либо ускорить процесс выявления природных, наследственных психических качеств (представители: Стенли Холл, Бюлер, Клапаред).
Истоки социологизаторского подхода – в идеях философа 17 в. Локка, кот. считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска. И на ней можно написать все, что угодно. По Дюрнгейму – психическое развитие происходит через впитывание чувств других людей, мысли и эмоции воспринимаются извне. В процессе подражания ребенок усваивает накопленный опыт, традиции, обычаи. С этой способностью ребенок рождается (представители: Дюрнгейм, Жане).
Очевидно, что оба фактора страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Биологизаторский фактор имеет важное значение, он определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями, а сущность человека – социально-значимые качества. Человек как личность формируется под определенным воздействием социальной среды (общества людей).
Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению оба фактора в равной мере значимы для психического развития и определяют две его линии развития пересекаются, т.е. происходит конвергенция. Среди отечественных психологов Л.С. Выгодский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов.
Т. о. единство наследственных и социальных влияний – это не постоянное единство, а дифференциальное, изменяющееся в процессе самого развития.
Тема 4. Периодизации возрастного развития
4.1. Этапы психосоциального развития по Э. Эриксону.
Литература:
Источник
– 217–
Министерство общего и профессионального
образования
РФ
Межфакультетская Кафедра
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО
ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Самара 2007 год.
Содержание
Содержание 2
Лекция
1. Предмет, задачи и методы возрастной
психологии 5
§1.1.Ообщая
характеристика. 5
§1.2. Понятие
«развития» 8
§1.3. Методы и
стратегии возрастной психологии. 11
§1.3.1. Методы
возрастной психологии 11
§1.3.2. Стратегии
возрастной психологии 15
§1.4. Структура
возрастной психологии и ее связь с
другими науками. 16
Лекция
2. Методологические и теоретические
вопросы психического развития
человека. 18
§ 1. Принцип и
категория развития в психологии 18
§ 2. Теории детского
развития 19
§3. Периодизация
и закономерности психического развития
ребенка 20
§4. Нормативный
подход к исследованию детского
развития. 22
§5. Подходы к
анализу внутренних причин психического
развития ребенка 23
§6. Стратегии
исследования психического развития
ребенка 30
Лекция
3. Представление о движущих силах,
источниках и условиях психического
развития в зарубежной и отечественной
психологии 34
§ 3.1. Теория
онтогенетического развития психики в
зарубежной психологии. 34
3.1.1. Стадии развития
взрослого человека 34
3.1.2. Периодизация
личностного развития Э.Эриксона. 37
3.1.3. Теория
психического развития Ж.Пиаже 39
§3.2. Теории
психического развития в отечественной
психологии. Культурно–историческая
концепция психического развития
Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. 42
3.2.1. Периодизация
развития 42
3.2.2. Периодизация
Льва Семеновича Выготского. 46
3.2.3.Периодизация
психического развития по Д.Б.Эльконину 49
Лекция
4. Младенчество от рождения до 3 лет 52
§ 4.1. Младенческий
возраст (2-12 мес.) 52
§ 4.1.1. Кризис
новорожденности 52
§ 4.1.2. Младенчество
(2 — 12 мес.) 59
§ 4.1.3. Кризис 1
года. 65
Литература по
теме: 68
§ 4.2. Ранний возраст
(1-3 года). 69
§ 4.2.1. Социальная
ситуация развития 69
§ 4.2.2. Ведущий тип
деятельности. 70
§. 4.2.3. Основные
новообразования возраста 72
§ 4.2.4. Кризис трех
лет 79
Литература по
теме: 80
Лекция
5. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) 81
§ 5.1. Социальная
ситуация развития 81
§ 5.2. Игра как
ведущая деятельность 81
§ 5.2. Развитие
личности дошкольника 89
§ 5.3. Развитие
психических функций 92
§ 5.4. Развитие
эмоций, мотивов и самосознания 101
§ 5.5. Общение
дошкольника со взрослыми и сверстниками 104
§ 5.6. Кризис семи
лет 105
§ 5.7. Психологическая
готовность детей к школе 107
Литература по
теме: 107
Тема
6. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11
лет) 109
§ 6.1. Социальная
ситуация развития 109
§ 6.2. Учебная
деятельность 110
§ 6.3. Развитие
младшего школьника 114
§ 6.3.1. Развитие
личности 114
§ 6.3.2. Мотивация
и самооценка 117
§ 6.3.3. Познавательное
развитие 120
§ 6.4. Особенности
общения младшего школьника 123
Литература по
теме: 125
Тема
7. Подростковый возраст (10,11 – 15,16 лет) 127
§ 7.1. Развитие в
подростковом возрасте. 127
§ 7.1.1. Социальна
ситуация развития 127
§ 7.1.2. Развитие
психических функций 129
§ 7.1.3. Развитие
самосознания 130
§ 7.1.4. Подростковые
реакции 132
§ 7.2. Ведущая
деятельность в подростковом возрасте 137
§ 7.3. Кризы
подросткового возраста 138
§ 7.3.1. Кризис
подросткового возраста 138
§ 7.3.2. Пуберантный
кризис 143
§ 7.4. Формирование
личности подростка 144
Литература по
теме: 147
Тема
8. Юношеский возраст (15-23 года). 149
8.1. Общая
характеристика возраста 149
8.1.1. Социальная
ситуация развития 149
8.1.2. Ведущая
деятельность в юношеском возрасте 151
6.1.3. Развитие
личности в юношеском возрасте 153
6.1.4. Интеллектуальное
развитие в юности 158
6.1.5. Общение в
юношеском возрасте 160
8.2. Старший школьный
возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 163
§ 1. Переходный
период 163
§ 2. Условия
развития 164
§ 3. Линии развития
жизненного мира 167
§4. Основные
психологические особенности ранней
юности (14 – 18 лет) 169
8.3. Юность (от 17 до
23) 170
§ 1. Кризис 17 лет 170
§ 2. Условия
развития 171
§2. Психологические
особенности юношеского и студенческого
возраста 175
§3. Особенности
развития личности студента 178
§4. Основные
психологические возможности поздняя
юность (18-25 лет) студенческий возраст 180
Литература по
теме: 185
Тема
9. Молодость (от 23 до 30 лет) 186
§ 1. Главные стороны
жизни 186
§ 2. Кризис 30 лет.
Проблема смысла жизни 190
Тема
10. Зрелость (от 30 до 60-70 лет) 193
§ 1. Особенности
развития личности. Профессиональная
продуктивность 193
§ 2. Отношения с
детьми 195
§ 3. Зрелость и
психологический возраст 199
Тема
11. Поздняя зрелость (после 60 – 70 лет) 201
§ 1. Условия
развития. Старение и психологический
возраст 201
§ 2. Основные линии
онтогенеза 202
§ 3. Конец жизни 204
Тема
12. Смерть как кризис индивидуального
существования 207
Лекция 1. Предмет, задачи и методы
возрастной психологии
§1.1.Ообщая характеристика.
Возрастная психология –
отрасль психологии, в которой изучаются
феномены и закономерности психического
развития, особенности перехода от одного
периода психического развития к другому.
Психология развития включает в себя
такие разделы, как психология детства,
отрочества, юношеского возраста, зрелости
и старости. Содержание возрастной
психологии обусловлено тем, что она
имеет дело с особыми единицами анализа
– возрастом, или периодом развития.
Возрастная психология – отрасль
психологической науки, изучающая
закономерности этапов психического
развития и формирования личности на
протяжении онтогенеза человека от
рождения до старости.
Возрастная изучает возрастные особенности
психических процессов, возрастные
возможности усвоения знаний, ведущие
факторы развития личности и т.д.
развития представляет собой более
общий и теоретический курс по сравнению
с возрастной и детской психологии,
своего рода их методологическую базу.В центре внимания этой дисциплины
находятся содержание и разные аспекты
применения в психологиипринципа
развития, одного из важнейших
методологических принципов всех наук,
а новообразования и симптоматика
отдельных возрастных периодов становятся
тем материалом, на основании анализа
которого выводятся закономерности
становления психики.
развития изучает закономерности
формирование психики, исследуя механизмы
и движущие силы этого процесса, анализируя
различные подходы к пониманию природы,
функций и генезиса психики, различные
стороны становления психики – её
изменение в процессе деятельности, при
общении, познании.
Исторический анализ понятия «детство»
дан в трудах П.П.Блонского, Л.С.Выготского,
Д.Б.Эльконина, где вскрыты причины того,
почему при сходных природных предпосылках
уровень психического развития, которого
достигает ребёнок на каждом историческом
этапе общества, не одинаковый. Детство– период, продолжающийся от новорождённости
до полной социальной, и следовательно,
психологической зрелости; это период
становления ребёнка полноценным
человеком человеческого общества.
Исторический принцип психологии
развития проявляет себя в том, что
хронологические рамки и особенности
каждого возраста не являются статичными
– они определяются действием
общественно-исторических факторов,
социальным заказом общества.
Сегодня любой образованный человек на
вопрос о том, что такое детство,
ответит, чтодетство– это период
усиленного развития, изменения и
обучения. Но только ученые понимают,
что это период парадоксов и противоречий,
без которых невозможно представить
себе процесс развития. О парадоксах
детского развития писали В.Штерн,
Ж.Пиаже, И.А.Соколянский и многие другие.
Д.Б.Эльконин говорил, что парадоксы в
детской психологии – это загадки
развития, которые ученым еще предстоит
разгадать.
Детство– период, продолжающийся
от новорожденности до полной социальной
и, следовательно, психологической
зрелости; это период становления ребенка
полноценным членом человеческого
общества. При этом продолжительность
детства в первобытном обществе не равна
продолжительности детства в эпоху
средневековья или в наши дни.Этапы
детства человека– продукт истории,
и они столь же подвержены изменению,
как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя
изучать детство ребенка и законы его
становления вне развития человеческого
общества и законов, определяющих его
развитие. Продолжительность детства
находится в прямой зависимости от уровня
материальной и духовной культуры
общества
В современной возрастной психологи
исторический анализ понятия «детство»
наиболее полно дан вконцепции
Д.И.Фельдштейна, рассматривающегося
детство как социально-психологический
феномен социума и особое состояния
развития.
В концепции Д.И.Фельдштейна дан
содержательный психологический анализ
системы взаимодействия функциональных
связей, определяющих социальное состояние
детства в его обобщённом понимании в
конкретном обществе.
Детство, будучи социально-культурным
феноменом, носит конкретно-исторический
характер и имеет свою историю развития.
Главная социальная функция детства
состоит в подготовке человека к взрослой
самостоятельной жизни и труду.
Психология развития изучает
закономерности формирования психики,
исследуя механизмы и движущие силы
этого процесса, анализируя различные
подходы к пониманию природы, функций и
генезиса психики, различные стороны
становления психики –её изменение
в процессе деятельности, при общении,
познании.
Социализация– процесс и результат
усвоения и активного воспроизводства
индивидом социального опыта, осуществляемый
в общении и деятельности.
В настоящее время предметом возрастной
– раскрытие
общих закономерностей психического
развития онтогенезе, установление
возрастных периодов становления и
развития деятельности, сознания и
личности и причин перехода от одного
периода к другому, что невозможно без
учёта влияния на индивидуальное развитие
человека культурно-исторических,
этнических и социально-экономических
условий.
Предметом возрастной являются возрастная динамика психики
человека, онтогенез психических процессов
и качеств личности развивающего человека,
закономерности развития психических
процессов.
Предмет возрастной – изучает закономерности психического
развития человека онтогенезе и особенности
развития психики, сознания, личности и
её деятельности на каждой из возрастных
стадий.
Предметом возрастной как научной дисциплины является
изучение фактов и закономерностей
психического развития человека
онтогенезе.
Составляющими предмета возрастной
психологии являются: изменения,
которые происходят в психике и поведении
человека при переходе из одного возраста
в другой; при этом изменения могут быть
различны: количественные (увеличение
словарного запаса, объема памяти).
– эволюционные — накапливаются постепенно,
плавно, медленно; качественные (усложнение
грамматических конструктов в речи — от
ситуативной речи к монологу, от
непроизвольного к произвольному
вниманию)
– революционные — более глубокие,
происходят быстро (скачок в развитии),
появляются на рубеже периодов;
– ситуационные — связаны с конкретной
социальной средой, ее влиянием на
ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются
в закреплении; понятие возраста —
определяется как специфическое сочетание
психики и поведения человека.
Онтогенез– это индивидуальное
развитие от рождения до смерти. Данная
формулировка не совпадает с определением
онтогенеза в биологии, глее он понимается
как индивидуальное развитие от момента
зачатия и зарождения до смерти. Это не
случайное расхождение. Согласно
концепции, развиваемой в отечественной, психика и психическое
отражение представляют собой
новообразования кризиса новорождённости.
Задачи возрастной широки и многозначны. В настоящее время
эта отрасль психологии приобрела статус
научно-практической дисциплины, в связи,
с чем среди её задач следует выделить
задачи теоретические и практические.
Теоретические задачи – раскрытие общих закономерностей
психического развития в онтогенезе,
установление возрастных периодов этого
развития и причин перехода от одного
периода к другому, определение возможностей
развития.
Теоретическими задачами психологии
развития являются:
1. Изучение общих закономерностей
психического развития человека в
онтогенезе, определение детерминант
(причин) развития, определение роли
наследственности, среды, общения и
деятельности в развитии.
2. Построение периодизации психического
развития человека в онтогенезе от
рождения до завершения жизненного
цикла.
3. Определение соотношения и
взаимообусловленности процессов
обучения и развития.
4. Определение качественного своеобразия
и психологических особенностей человека
на каждой из возрастных стадий.
Научно-практические задачи – создание методической базы для
контроля за ходом, полноценностью
содержания и условиями психического
развития на разных этапах онтогенеза,
организация оптимальных форм деятельности
и общения в детстве и юности, а также
организация психологической помощи в
периоды возрастных кризисов, в зрелом
возрасте и старости.
Современная возрастная психология
стала практической наукой в полном
смысле этого слова. Важнейшей задачей
возрастной являетсяконтроль за ходом и динамикой
психического развития человека,
предполагающий при необходимости
коррекцию и профилактику негативных
тенденций и нарушений.
Главная задача возрастной – раскрыть предпосылки, условия и
движущие силы психического развития
человека с момента рождения до глубокой
старости, описать динамику развития
отдельных психических процессов
(познавательных, волевых, эмоциональных)
и свойств формирования качеств личности,
возрастных и индивидуальных особенностей
деятельности и общения.
В литературе используются два названия
– возрастная иразвития. Возрастная– термин используемый в отечественной
психологии,развития
– в мировой психологии. Причины такого
расхождения состоят, во-первых, в том,
что длительное время отечественная
психология развивалась в относительной
изоляции. Во-вторых, название «возрастная
психология» связана с традицией,
заложенной Л.С.Выготским, автором
культурно-исторической концепции
развития человека в онтогенезе.
Объектом изучения возрастной является ребёнок, подросток, юноша и
др.
В большинстве источников возрастная
психология определяется как наука о
фактах и закономерностях психического
развития здорового человека.
Для обозначения данной области
психологического знания используют
несколько понятий: 1) возрастная
психология; 2) психология развития; 3)
генетическая психология. 1-ая делает
акцент на возрастных особенностях
психики; 2-ая изучает сам процесс
психического развития.
Психологический возраст может не
совпадать с хронологическом возрастом
отдельного ребенка, записанным в его
свидетельстве о рождении, а затем в
паспорте. Возрастной период имеет
определенные границы. Но эти хронологические
границы могут сдвигаться, и один ребенок
вступит в новый возрастной период
раньше, а другой — позже. Особенно сильно
«плавают» границы подросткового
возраста, связанного с половым созреванием
детей:
закономерности, механизмы и движущие
силы психического развития;детство — предмет возрастной психологии
по Обуховой — период усиленного развития,
изменений и обучения.
Проблемы современной возрастной
психологи:
Проблема органической и средовой
обусловленности психики и поведения
человека;Проблема влияния стихийного и
организованного обучения и воспитания
на развитие детей (что больше влияет:
семья, улица, школа?);Проблема соотношения и выявления
задатков и способностей;Проблема соотношения интеллектуальных
и личностных изменений в психическом
развитии ребенка.Проблема разработки разделов возрастной
(молодёжи, зреслости,
старости);Проблема возрастной периодизации (нет
единых оснований для разных возрастов);Проблема методов исследования, их
стандартизации, адаптирования для
разных возрастов.
Выделяют 4 раздела возрастной :
1). Перинатальная психология (от зачатия
до рождения);
2). Детская психология (от рождения до
17 лет);
3). Психология взрослых, зрелых возрастов;
4). Геронтология, или психология пожилого
возраста.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник