Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка

Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка thumbnail

 Доминантой любого цивилизованного развития в обществе должна являться обращенность к культуре. Культура – это важнейший фактор духовного развития, как самого общества, так и каждой отдельной его личности. Н. К. Рерих считал основой, источником, питающим творчество — культуру, основное назначение которой видел в сохранении основ образования.

В современном обществе по мнению некоторых учёных, исследователей, к глубокому сожалению, наблюдается процесс некоторого отчуждения культуры от формирования личности, которая перестаёт испытывать потребность в настоящей культуре, в овладении её ценностями. В педагогике мы привыкли оперировать понятиями образования, воспитания, обучения, тогда как понятие культуры не используется в качестве критерия формирования человека в детстве. А ведь именно культура становится связующим звеном между генетической и социальной составляющей личности. И для того, чтобы образование в нашем обществе явило собой полноценное явление культуры, надо осознать само понятие культуры.

Сам термин «культура» корнями уходит в глубокую древность. Марк Цицерон раскрывал понятие культуры как «возделывание, обработка», что делает её схожей с педагогикой по своему назначению. На протяжении всей истории человечества философы осмысливали понятие культуры, видя в ней два направленияматериальное достояние и внутреннее содержание личности, которое стало со временем обозначаться словом образование. Существует взгляд на культуру как ценность, выполняющую связь между поколениями. Культура представляет в себе тип общественных отношений в определённый исторический период по схеме драматического произведения, демонстрируя полифонизм различных форм понимания, стремясь формировать гуманитарное мышление. Человек и в педагогике, и в культуре представлен не только как субъективная ценность, но и как результат собственной деятельности. Известный ученый, антрополог, Маргарет Мид утверждала, что развитие ребёнка определяется той культурой, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что существует много трактовок термина «культура», большинство ученых сходится во мнении, что культура создана человеком и существует для человека. Мир культуры – это мир человека. Человек в культуре – это и её цель, и результат. Здесь необходимо оговориться. Появившееся в контексте слово «мир» здесь знаменует собой определённую двойственность – это и вселенная, и мирность.

Об этом писал Н. К. Рерих, обращая наше внимание на единозвучность этих понятий в русском языке. И происходит это не по бедности языка, а по существу. Мир вселенной и мир человека неразрывны в своём существовании. Н. К. Рерих призывал объединиться вокруг знака культуры, чтобы избежать разложения, разрушения мира в себе и вокруг себя.

15 апреля 1935 года был подписан так называемый Пакт Культуры. В рамках пакта был утверждён знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Это было – Знамя Мира – белое полотнище с тремя соприкасающимися амарантовыми кругами (прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окружённые кольцом Вечности.

В декабре 2008 года по инициативе России, Италии, Испании, Аргентины, Кубы, Мексики, Латвии, Литвы было создано Международное движение по утверждению 15 апреля Всемирным Днём Культуры под Знаменем Мира.

«День Культуры под Знаменем Мира» — это ежегодное мероприятие, объединяющее творческое участие работников образования, культуры, досуга, социально-воспитательной работы – всех участников процесса культурного формирования общества.

Академик Д. С. Лихачёв выражал надежду на то, что когда-нибудь День Культуры станет самым главным праздником на Земле.

Источник

МОУ «Веневский центр образования №2»

Сообщение на тему:

«Формирование внешней и внутренней культуры ребенка»

Выполнил: учитель начальных классов Чеснокова С.Н.

г. Венев

«Дети составляют самую красивую, самую звучную и радостную часть

общества».

А.С.Макаренко.

Ребёнок должен быть счастлив. Это убеждение разделяет большинство родителей. Но нельзя забывать при этом, что счастье даже самого маленького человека выражается не только в его материальном благополучии, и в том, что у него красивая одежда, множество игрушек, сладостей.

Для полноценного развития личности необходимо с юных лет заложить её нравственные основы, дать толчок её духовному развитию. Психологи утверждают, что нравственные основы личности ребёнка закладываются в самом раннем детстве. А потом уже проявляется, развивается то, что заложено.

Вспомните, как радостно улыбается малыш в колыбели в ответ на добрую улыбку матери, как настораживается он в окружении незнакомых, что-то громко и сердито говорящих людей. Доброжелательные отношения в семье для ребёнка, а именно с семьи начинается для ребёнка познание мира, как солнце для проклюнувшегося ростка. Родители- главные воспитатели. Главный метод воспитания — личный пример родителей. Начало обучения в школе характеризует выход ребёнка из-под тотального влияния семьи. Возникает много ситуаций, где поступки ребёнка перестают контролироваться родителями. К тому же появляется другой взрослый -учитель, авторитет которого в начальной школе часто превосходит авторитет родителей.

Несмотря на это, семья для ребёнка продолжает оставаться одним из самых важных факторов полноценного развития. Дети усваивают принятые в семье жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения.

Однако часть родителей с началом школьного обучения ребёнка считают, что функцию воспитателя теперь должна взять на себя школа,

а их роль помогать учителю или ничего не делать. «Нравственное

воспитание детей это мудрое ограничение.Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо.» В. А. Сухомлинский.

В семье со своими вопросами девочки обращаются чаще к матери, мальчики — отцу. Отец не оттолкнёт, не посмеётся, а разъяснит , подскажет, поможет, счастлив тот отец, счастливы дети. Но, к сожалению, некоторые взрослые считают, что дети существа, в жизни ничего смыслящие, удовлетворять их интерес и считаться с ними -чересчур  большая  роскошь, особенно, если ты  занят делом  или,

наоборот, решил отдохнуть. «Вот вырастет — поумнеет, а пока зря только время терять.

Время такие родители действительно теряют, но не тем, что «тратят» его на малыша, а своим нежеланием таких «трат». Бывает, что родители жалуются, что дети плохо себя ведут, грубят, не слушаются.

Откуда у них это берётся? Но всё имеет начало. Всё зависит не только от желания

родителей видеть своего ребёнка умным и т. д., но и от того, сколько душевных сил, сердечной доброты и мудрости они отдали, чтобы помочь ему стать таким. Если спросить отца или мать, что самое главное в их жизни, ответ будет один — вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но ежедневно у папы и мамы возникает столько неотложных дел «взрослых», что между ними и теряется это самое главное, откладывается на потом. Нельзя забывать, что дети очень внимательно наблюдают за нами, взрослыми, стараются нам подражать. И если мы в их присутствии торопимся давать отрицательные советы -оценки, если мы проявляем грубость к близким, то это наносит существенный урон нашему родительскому авторитету.

Детям свойственно стремление к подражанию. Часто родители, отмечая положительное в поступках детей, с гордостью заявляют:»Весь в меня». А когда видят плохое, с возмущением говорят: «Откуда это у него берётся?» Однако, скорее всего,и в этом случае поступок ребёнка -повторение поступков взрослых. «Как с ним тяжело!» — говорят взрослые. Но редко задумываются над вопросом: а легко ли детям жить с неорганизованными, безразличными и нетребовательными родителями? Ребёнку, родители которого сами не могут договориться между собой о правилах поведения для своих детей, непоследовательны в своих требованиях, нелегко. Ребята в таких семьях оказываются в затруднительном положении, им неясно, какое поведение папа и мама считают хорошим, а какое — плохим. Их часто ругают, наказывают. По этой причине ребёнок может замкнуться, чуждаться родителей. Уважать ребёнка- это значит прежде всего дружески к нему относиться. У детей очень велика потребность в тесном общении с родителями. Внутренний контакт, атмосфера взаимопонимания в семье не исключает, конечно, и необходимую требовательность к детям.

С самых первых проблесков сознания ребёнок воспринимает семейные отношения как некую общечеловеческую норму общения. Тем самым мы ориентируем ребёнка в сложнейшем мире человеческих отношений, формируем, по существу, его нравственные категории. Дружная, здоровая семья закладывает в ребёнке основу его правильных отношений с людьми.

А. С. Макаренко говорил: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь». Некоторые из нас очень строги, некоторые очень добры. Но в поисках всяких секретов, путей к детскому сердцу, мы забываем о самом простом внимании. Мы должны быть добрыми помощниками своим детям. Семья должна привить такие установки и традиции, чтобы они смогли помочь самостоятельно бороться с трудностями. Пусть иной раз ребёнок почувствует и переживёт свою неудачу, ошибку или проступок — лучше запомнит, найдёт в другой раз в себе силы их не повторить.

У любящих друг друга родителей воспитание идёт само собой. И, начиная каждый день, твердите как молитву: « Господи, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. Смирение-принять то, что я изменить не могу. Разум, чтобы отличить одно от другого».

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Ребенок в мире культуры Выполнила воспитатель: Сырчина Т. П.

Описание слайда:

Ребенок в мире культуры Выполнила воспитатель: Сырчина Т. П.

2 слайд

 Детская художественная литература Музыка Живопись

Описание слайда:

Детская художественная литература Музыка Живопись

3 слайд

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Мы з

Описание слайда:

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Мы знаем, что художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического восприятия. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

4 слайд

В.Ф. Одоевский считал, что в ребенке необходимо воспитывать прежде всего чел

Описание слайда:

В.Ф. Одоевский считал, что в ребенке необходимо воспитывать прежде всего человека и гуманиста. Он полагал, что именно литература способна пробудить ум и сердце ребенка.

5 слайд

Воспитание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он

Описание слайда:

Воспитание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он услышит, с первой картинки, которую он посмотрит.

6 слайд

Первые книжки, книжки прочитанные детям взрослыми, расширяют представление о

Описание слайда:

Первые книжки, книжки прочитанные детям взрослыми, расширяют представление о мире, знакомят с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка, с родным языком, приучают их логически мыслить, устанавливать самые простые связи между предметами и явлениями окружающего их мира.

7 слайд

Дети дошкольного возраста – это  слушатели, а не читатели и поэтому на взрос

Описание слайда:

Дети дошкольного возраста – это  слушатели, а не читатели и поэтому на взрослых лежит большая ответственность – донести до детей каждое художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел, зарядить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам; их поступкам и чувствам.

8 слайд

о дальних странах, об удивительном мужестве и терпении героев русских народн

Описание слайда:

о дальних странах, об удивительном мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом. Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках;

9 слайд

Чтение книг – один из способов научить ребенка правильно мыслить, разграничи

Описание слайда:

Чтение книг – один из способов научить ребенка правильно мыслить, разграничивать стороны хорошего и плохого, уметь высказывать свою точку зрения, что немаловажно в  настоящее время.

10 слайд

В детской книге всегда имеется полноправный соавтор писателя — художник. Все

Описание слайда:

В детской книге всегда имеется полноправный соавтор писателя — художник. Все эти художники с большой буквы, т. к. это их заслуга – впервые открывать ребятам прекрасный мир живописи.

11 слайд

«… Искусство никогда не держало свои ворота распахнутыми для случайных прохо

Описание слайда:

«… Искусство никогда не держало свои ворота распахнутыми для случайных прохожих. А детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка». Л. Токмаков

12 слайд

. Тонкий ценитель искусства А. Блок говорил: "Живопись учит смотреть и видет

Описание слайда:

. Тонкий ценитель искусства А. Блок говорил: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети».

13 слайд

«В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связан

Описание слайда:

«В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества» В.А.Сухомлинский. Образные средства стимулируют развитие воображения у детей, формируют их эмоции, воспитывают культуру восприятия.

14 слайд

Восприятие картины – это особый эмоционально-интеллектуальный труд. Он стано

Описание слайда:

Восприятие картины – это особый эмоционально-интеллектуальный труд. Он становится желанным лишь в том случае, если человек к нему подготовлен. И такую подготовку надо начинать уже в дошкольном возрасте. Виктор Васнецов «Богатыри»

15 слайд

В работе с детьми чаще используется природный пейзаж. Картины с пейзажем соз

Описание слайда:

В работе с детьми чаще используется природный пейзаж. Картины с пейзажем созвучны с музыкой, поэзией. К каждому из них можно подобрать музыкальное произведение.

16 слайд

Рассматривая произведения изобразительного искусства, он может восхищаться в

Описание слайда:

Рассматривая произведения изобразительного искусства, он может восхищаться величественной красотой скульптуры и архитектуры, сопереживать героям книжных иллюстраций, испытывать чувство радости или огорчения при восприятии произведений живописи, которые взволновали его. В старших группах дети знакомятся с картинами: И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, И. Грабаря, И. Репина, И. Айвазовского, А. Саврасова.

17 слайд

Краткое описание картины Весна большая вода. Левитан И. С первого взгляда в

Описание слайда:

Краткое описание картины Весна большая вода. Левитан И. С первого взгляда в картине чувствуется весеннее настроение, долгожданное начало весны после продолжительной и холодной зимы. В картине художник И. Левитан отобразил весеннее половодье, река вышла из берегов и затопила все в округе.

18 слайд

Очень колоритно передана вода в которой отражаются молодые изогнувшиеся и из

Описание слайда:

Очень колоритно передана вода в которой отражаются молодые изогнувшиеся и извилистые березки окружающие высокий дуб с не большой елью, которая выделяется среди своих сородичей темно зеленым окрасом и запахом хвои, что придает картине некоторый контраст в восприятии, относительно белесых красавиц берез.

19 слайд

Обычно в половодье по тем временах средством передвижения являются лодки, в

Описание слайда:

Обычно в половодье по тем временах средством передвижения являются лодки, в данном случае Левитан отобразил небольшую лодочку причаленную у берега, для водной переправы жителей данной местности на другой берег реки, где виднеются небольшие крестьянские домишки и сараи. Преобладающая голубая гамма тихой воды и неба с прозрачными облачками хорошо сочетается с охристыми оттенками ветвей деревьев и освещенного солнцем бережка в левой части картины. Описывается картина, а слышится музыка, ибо музыкальные сравнения наиболее точно передают душу левитановского пейзажа.

20 слайд

Исаак Левитан. Вечерний звон.  Живопись и музыка связаны между собой особыми

Описание слайда:

Исаак Левитан. Вечерний звон.  Живопись и музыка связаны между собой особыми узами, и не столько сюжетными или творческими, сколько глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу — многообразные проявления жизни.

21 слайд

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручь

Описание слайда:

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, —услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой. Василий Александрович Сухомлинский

22 слайд

Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоц

Описание слайда:

Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.

23 слайд

Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкально

Описание слайда:

Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности — это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности.

24 слайд

Музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как кр

Описание слайда:

Музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит малышей бережно относиться к культурному наследию.

25 слайд

Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций. Сила ее воздейств

Описание слайда:

Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций. Сила ее воздействия заключается в том, что она способна передать смену настроений, переживаний, оттенки эмоционально-психических состояний человека. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному и уже в раннем детстве важно дать детям почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, обогатить их яркими музыкальными впечатлениями.

26 слайд

Всматриваясь в кажущуюся неподвижность хорошей картины, можно увидеть, что о

Описание слайда:

Всматриваясь в кажущуюся неподвижность хорошей картины, можно увидеть, что она всё-таки полна движения, а это уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость.

27 слайд

Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка

Выберите книгу со скидкой:

Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка

Курс повышения квалификации

Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-567223

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник