Культура как фактор развития личности ребенка

Культура (в переводе с латинского – «возделывание») – это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей, средств, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования. Иными словами, она воплощает в себе социально-прогрессивную деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания и характеризует процесс превращения богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, всемерно выявляя и развивая при этом его сущностные силы. Понятие это чрезвычайно многозначно, имеет множество подходов к его определению. В общем понятии культуры обычно выделяются культура материальная, духовная, политическая, социальная. Последняя представляет специальный предмет нашего анализа.

Говоря кратко, социальная культура – это сгусток исторического опыта, память многих поколений, запечатлевшая в себе тысячелетний опыт непрерывного воспроизводства социальных связей и отношений, трудовой деятельности и общения людей в конкретных исторических условиях. Будучи органическим элементом общей культуры, всей духовной жизни общества, социальная культура, впитавшая мудрость предшествующих поколений, является мощной силой защиты всего социума, надёжным регулятором взаимоотношений и поведения всех входящих в него субъектов.

Подводя итог сказанному относительной сущности понятия «социальная культура», можно утверждать и так: это особая социальная система, в рамках которой осуществляется деятельность индивидов и общностей по совместной реализации своих потребностей в соответствии с социокультурными нормами, правилами, технологиями. В этом смысле содержательную характеристику данного феномена составляет широкая совокупность моральных идеалов, нравственных нормативов и ценностей в области социального поведения субъектов, а также регулятивно-правовые (законы, санкции), социально-психологические (традиции, обычаи, мода) механизмы непосредственного регулирования межсубъектных отношений. В таком случае можно говорить о социокультурном факторе как реально функционирующем в обществе социальном институте.

В современной социологической литературе культура, социокультурный фактор рассматриваются и в рамках более широкого понятия — социокультурной сферы, включающей весь социокультурный потенциал общества.[5] Эта сфера, как выражение социокультурной памяти общества, призвана реализовать ряд весьма важных функций:

— трансляционная функция (передача из прошлого в будущее социальных ценностей и норм, регулирующих социальное поведение, потребности субъектов, формирующих их представления об уровне и качестве жизни);

селекционная функция (оценка и классификация наследуемых ценностей под углом зрения их места, роли, задач в современном обществе и стоящих перед ним новых целей и проблем развития);

инновационная функция (обновление социальных ценностей и норм с учетом накопленного социального опыта и заимствований всего самого перспективного из других культур).

Социокультурная сфера, таким образом, выступает как особое духовное образование, идеально и нормативно отражающее процессы социальной практики, функционирования социальной сферы в обществе как реального пространства воспроизводства социальных субъектов, их взаимодействия и развития. Значение социокультурной сферы особенно возрастает в условиях радикальных социально-экономических и политических преобразований в обществе. Рассмотрим в качестве примера влияние социокультурного фактора на трудовую деятельность человека.

Труд как целесообразная деятельность человека по созданию необходимых материальных и духовных благ представляет собой важнейшую предпосылку всестороннего удовлетворения его потребностей. В этом смысле суверенным субъектом труда выступает не только личность, но и общество в целом. Однако у труда есть и еще одна не менее важная функция – воспроизводство самого человека как труженика. Еще К. Маркс отмечал, что человек, воздействуя в процессе труда на внешнюю природу, в то же время изменяет и свою собственную природу, развивая дремлющие в ней силы и подчиняя игру этих сил своей собственной власти ( см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. .т. 23, с.188). К этому следует добавить, что труд, обладая изначально общественной, коллективистской природой, играет роль стимулятора социальной активности и сплочения людей, формируя в их сознании мотивы взаимопомощи, сотрудничества, ответственности и дисциплины. Иными словами, трудовая деятельность выступает как форма самоутверждения личности и её интеграции в социуме.

Научный анализ этих процессов осуществляется на «пересечении» двух отраслей социологического знания – социологии труда и социологии социальной сферы. Если первая имеет своим предметом исследование собственно трудовых процессов, то вторая концентрирует внимание на изучении проблем становления человека как труженика, самореализации его творческого потенциала, защите его социальных интересов и прав. Раскрытие сущности социокультурных влияний на этот процесс позволяет оптимизировать формирование тех социальных институтов, которые повышают эффективность стимулирования трудовой и социальной активности личности, коллектива.

Отсюда с непреложностью следует вывод о необходимости скорейшей разработки концепции, методологических основ, всей парадигмы современного социального знания.Вне всякого сомнения, речь сегодня нужно вестио принципиально новом этапе теоретического осмысления социальной реальности, о комплексном исследовании проблем социализации личности в условиях трансформации общества.

Отличительной особенностью переживающей ныне период своего обновления социальной науки является исследование социальных знаний и качеств личности, живущей в пространстве новых для неё рыночных отношений, новых правил и стереотипов трудового и потребительского поведения, новой культуры социального самосознания. Последнее трактуется в социологии как целостная совокупность представлений личности о своей общественной ценности, своём личном и социальном долге, характере и направленности общественного поведения. Культура социального самосознания выступает как важнейшая духовная предпосылка адекватного выбора человеком своей жизненной позиции, моделей поступков и действий в конкретных жизненных ситуациях. Формулирование общих требований и принципов, на которых строится культура самосознания личности на нынешнем этапе развития общества, составляет стратегическую задачу всей социальной науки, в частности, социологии управления. И это понятно: социальное самосознание представляет собой духовный стержень самоопределения личности в нынешнем крайне противоречивом и драматическом течении социальной жизни.[6]

Наша отечественная социальная наука, в силу, быть может, своей молодости, порой слишком привязана к зарубежным концепциям и оценкам, крайне робко востребует собственный исторический опыт, не воскрешая его живительной силы и глубины мысли. Следовало бы также социальную науку точнее и строже ориентировать на удовлетворение конкретных социальных потребностей российского общества, на упрочение его стабильности и устойчивого развития. Дело в том, что в кризисном социуме, в условиях глубокого обострения экономических противоречий, социальная наука становится едва ли не единственным инструментом познания и реализации защитных функций общества по отношению к человеку и его духовному миру.

Высказанная выше мысль о социализации науки может быть распространена и на сферу социального образования.Несомненно, социологический анализ эффективности социального образования должен строиться на сопряжении двух конвергентных процессов: изучения практики социальной работы, запросов различных групп населения, экспертных оценок специалистов-практиков, с одной стороны, и всестороннего исследования учебного процесса в социально-образователь-ных учреждениях, с другой стороны.

Социальное образование как новый компонент общего и профессионального обучения не носит сегодня традиционно «академического», описательного характера, делая основной акцент на теоретическом и прикладном анализе реальных процессов общественной жизни, диагностике и прогнозировании конкретных событий, социальных технологиях управления социальной сферой. Социально-гуманитарное образование в вузах призвано способствовать распространению научно обоснованных представлений о социальной динамике общества, о специфических интересах и потребностях различных социальных субъектов и способах их удовлетворения.

Читайте также:  Развития ребенка в младшем школьном возрасте кратко

Следует учитывать огромный воспитательный потенциал социально-образовательного процесса, ибо знание законов социального взаимодействия в обществе, раскрытие принципов и норм человеческого общежития помогает обучаемой молодежи более осознанно формировать свою гражданскую и жизненную позицию, ориентированную на защиту интересов всех слоев и групп населения, на неукоснительное соблюдение конституционных прав и свобод личности, на политическую стабильность общества и солидарную сплоченность, партнерские отношения всех его членов. Именно в таком направлении развития социального образования видятся основные пути укоренения социальной культуры в обществе.

Другое важное направление социально-образовательного процесса ориентировано на подготовку высококвалифицированных специалистов для социальной сферы. Сегодня ведется профессиональная подготовка кадров для нужд отрасли по профессиям «социальный работник» и «специалист по социальной работе» в 120 высших учебных заведениях, в том числе 84 университетах, 9 государственных академиях, 27 институтах. Минтрудом России создана отраслевая система социально-профессиональной подготовки и повышения квалификации работников социальной сферы, где готовятся кадры по 20 специальностям и повышение квалификации работников по 200 различным курсам.. В эту систему в качестве базового образовательного учреждения входит Московский государственный социальный университет.

Источник

Студент Белорусского государственного педагогического университета им.
Максима Танка (г Минск)
Научный руководитель — А. П. Лобанов

В культурной среде происходит становление личности, которая развивается, а затем, передает свою культуру последующему поколению. Так, по своим законам и с учетом своих культурных ценностей живут все этнические группы на нашей планете, создавая государства, конституции и многие другие документы. Культуру других народов необходимо знать и учитывать. Тогда будет меньше непонимания, войн и конфликтов между этносами.

В данной работе мы сделали акцент на влияние культурной среды на становление и развитие личности ребенка до 9 лет. В детстве происходит освоение языка, норм и ценностей культуры. На этом этапе ребенок впитывает в себя культуру, наблюдает за ней. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его право выбора и оценки[3].

Культура оказывает глубокое влияние на поведение, определяя социализацию детей; как одевают и обучают детей, какое поведение считается разумным. Возможности и формирование поведения ребенка определяется культурой, даже если это поведение рассматривается как детерминированное биологическими факторами[2].

На физический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный рост индивида культура, в которой он развивается и живет, влияет в разной степени. Есть множество свидетельств того, что рефлексы новорожденного не зависят от культуры и формы организации общества. Не зависит от культуры и способность детей на ранних стадиях младенчества имитировать поведение
5) Формирование знаний, умений и навыков по проведению мониторинга
окружающей среды, предупреждению и оценки ЧС техногенного и экологичес-
кого характера.

своих родителей. Новорожденные в США, Швейцарии, Непале и других странах в ответ на мимику взрослых двигают головой, открывают и закрывают рот, высовывают язык, подражают движениям пальцев.

Однако в более старшем возрасте на моторное развитие ребенка (ползание, хождение) оказывает влияние культура. Исследователями обнаружено немало культурных обычаев, ускоряющих (или замедляющих) моторное развитие детей. Так, Э. Эриксон описывает обычай индейцев юрок стимулировать раннее ползание младенца: с рождения ноги малыша в колыбели остаются открытыми, а, начиная с двенадцатого дня жизни, бабушка их массирует. Младенцы из некоторых африканских племен раньше, чем их ровесники из других культур (на срок до пяти недель), самостоятельно принимают сидячую позу, чему способствуют специальные упражнения, проделываемые взрослыми.

Культура влияет и на эмоциональное развитие ребенка. Многие исследователи (М. Мид, А. Кардинер, И. Эйбл-Эйбесфельд) пришли к выводу, что в тех культурах, где преобладает любовь к ребенку, когда он растет в обстановке доброжелательной и вседозволенной формируется личность добродушного, кроткого и восприимчивого взрослого.

Особый интерес исследователей вызывает эмоциональное развитие младенца, прежде всего формирование у него чувства привязанности к взрослому, так как возникновение привязанности свидетельствует о том, что процесс социализации набрал полную силу. Впрочем, культуры различаются и в понимании того, что считать идеальной привязанностью. Например, немецкие матери высоко оценивают и поощряют раннюю независимость. Японские матери редко оставляют ребенка одного или поручают заботам другого человека и формируют у детей сильное чувство зависимости.

Можно сделать вывод, что привязанность это динамическое явление, изучение которого возможно лишь при учете социокультурного контекста[3].

Большое влияние культура оказывает на социальное развитие. С первого взгляда легко может показаться, что младенец исключительно асоциальное существо. Он лишен человеческой речи. Его жизнедеятельность исчерпывается в значительной степени удовлетворением простейших жизненных потребностей. Он в гораздо большей степени является объектом, чем субъектом, т. е. активным участником социальных отношений. При полной биологической беспомощности младенец не в состоянии сам удовлетворить ни одной жизненной потребности. Самые элементарные и основные жизненные потребности младенца могут быть удовлетворены не иначе, чем с помощью взрослых. Питание и перемещение младенца, даже переворачивание его с боку на бок осуществляются не иначе, как в сотрудничестве со взрослыми. Решительно все в поведении младенца пронизано социальным. Именно благодаря незрелости биологических функций все то, что впоследствии будет относиться к сфере индивидуальных приспособлений ребенка и выполняется им самостоятельно, сейчас может быть выполнено не иначе, как через других, не иначе, как в ситуации сотрудничества. Таким образом, первый контакт ребенка с действительностью оказывается целиком и полностью социально опосредованным^].
Необходимость учета влияния культуры совершенно очевидна и при изучении интеллектуального развития ребенка. Например, в исследованиях П. Дейсена, проведенном в разных культурах, половина канадских эскимосов решала задачу на пространственные навыки в возрасте 7 лет, половина австралийских аборигенов племени аранда в 9 лет. Напротив, при решении задачи на сохранение объема жидкости в сосудах результаты кардинальным образом изменились. Половина африканских детей решила эту задачу в 8 лет, половина эскимосов в 9 лет. Полученные данные подтвердили гипотезу П. Дейсена о связи между значимыми с точки зрения той или иной культуры бытовыми условиями и познавательными навыками ее членов. Именно навыки, используемые детьми из разных культур в повседневной жизни, повлияли на то, в каком возрасте они начинали использовать конкретные операции при решении задач разного типа[3].

Таким образом, культура играет решающую роль в развитии личности ребенка. Культурная среда формирует мировоззрение, интеллект, физическое, нравственное и духовное развитие. Ребенок учится быть членом общества, благодаря любви он идентифицирует себя с членами своей группы и, таким образом, готовится принять правила поведения и законы своего сооб-щества[2].

Читайте также:  Выготский лев семенович психология развития ребенка

Литература

  1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка Л. С. Выготский. — М.: Эксмо, 2005. — 507 с.
  2. Психология и культура Под общей редакцией Дэвида Мацумото. — СПб.: Питер, 2003. — 717 с.
  3. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология Т. Г. Стефаненко. — М.: Аспект Пресс,
    2004. — 367 с.

Источник

Психологическая  культура родителей как фактор становления гармоничной личности ребенка

Шулаева Дарья Вадимовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №25 «Аленушка» села Осиново Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

E-mail: dar__ja@mail.ru

Статья посвящена проблеме  повышения уровня психологической культуры родителей. Анализ литературы и опыт работы с родителями подрастающего поколения  позволяет утверждать, что психологическая культура родителей тесным образом связана с характером детско-родительских отношений и личностными особенностями детей.  В статье  указаны формы работы психолога с родителями по психолого-педагогическому просвещению и обучению. Совершенствование психологической культуры родителей благоприятствует  воспитательному потенциалу семьи, условиям сохранения психологического здоровья ребенка.

 Ключевые слова: психологическая  культура родителей, детско-родительские отношения, воспитательный потенциал семьи, психологическое здоровье, формы работы с родителями, семинар-практикум.

Psychological culture of parents as a factor of formation of the harmonious personality of a child

Shulaeva Daria Vadimovna

Municipal budget preschool educational institution «kindergarten of the combined kind №25 Alenushka village of aspen Zelenodolsk region of Tatarstan Republic

The article is devoted to the problem of increasing the level of psychological culture of parents . Analysis of the literature and experience with the parents of the younger generation suggests that the psychological culture of parents is closely related to the nature of parent-child relationships and personality characteristics of children. The article describes the forms of work of the psychologist with parents on psychological and pedagogical education and training. Improving psychological culture of parents is conducive to the educational potential of the family, the conditions of preservation of psychological health of the child.

Key words: psychological culture of parents, parent-child relationships, educational potential of family, psychological health, forms of work with parents, the seminar.

Введение

Взросление растущего человека, его постепенная социализация и индивидуализация происходят в постоянном контакте с взрослыми и реализуется в таких социальных институтах, как семья, детский сад, школа, вуз, общество в целом. Именно семья, прежде всего родители, несут ответственность за воспитание, содержание и защиту детей. Забота о физическом, духовном и нравственном развитии ребенка, его здоровье, образовании, а также о подготовке детей к самостоятельной жизни в обществе государство трактуются как основная функция родителей.

Психологическое здоровье детей, их личностное благополучие во многом определяется воспитательным (педагогическим) потенциалом семьи.  В современной психологии термин «психологическое (личностное) здоровье» используется для обозначения духовного благополучия человека, выступающего следствием осознания им собственного бытия, условием гармоничного развития, творческой активности и самореализации личности, гарантом ее целостности и сохранности (как меры воздействия на другого человека и на самого себя). Личностное же благополучие родителей может служить залогом психологического здоровья детей. В этом случае имеются в виду особенности самосознания родителя о познании и реализации им собственного потенциала в сфере семейного воспитания, о его способности обеспечивать благоприятные условия для развития и саморазвития ребенка, выстраивать гармоничные взаимоотношения с ним, а также о стремлении социально ответственных взрослых к саморазвитию, самообразованию в сфере родительства.

Таким образом, повышение воспитательного потенциала семьи, а именно психологической культуры родителей (просветительская работа с целью помочь родителям в выполнении ими функций родителей, воспитателей собственных детей) является одними из важнейших направлений деятельности педагогов и психологов в учреждениях образования.

Дискуссии и обсуждения

Вопрос о полноценном воспитании подрастающего поколения, развития у современных детей нравственности, ответственности перед собой и окружающими людьми является очень важным.

В жизни многих детей отсутствует любовь, как проявление нормальных отношений между людьми. Много детей из неблагополучных семей. Для каких-то из этих семей характерен низкий уровень психологической культуры, игнорирование ими проблем воспитания. Атмосфера насилия, тяжелых негативных переживаний, ощущение ненужности и одиночества нередко знакомы детям. Отсутствие культуры отношений в жизненном пространстве, в котором находятся многие дети, способно привести к развитию таких психологических свойств личности как грубость, неумение вести себя, неуважение другого человека.

Таким образом, можно говорить о важности вопроса полноценного воспитания подрастающего поколения, развития у современных детей нравственности, ответственности перед собой и окружающими людьми. В связи с этим в теории и практике всё чаще встаёт вопрос о психологическом сопровождении детско-родительских отношений, в основе которого лежит развитие психологической культуры родителей. Недостаточный уровень развития психологической культуры у родителей приводит к возникновению трудностей в их общении с детьми, в особенности в подростковом возрасте.

Сегодня на уровне здравого смысла, очевидно, что большинство проблем современного подрастающего поколения, такие как социальная дезадаптивность, социальная безответственность — это, прежде всего, результат психологической безграмотности родителей. В связи с этим, возникает потребность в развитии психологической культуры родителей.

Все чаще встает вопрос о психологическом сопровождении детско-родительских отношений, в основе которого лежит развитие психологической культуры родителей. Недостаточный уровень развития психологической культуры у родителей приводит к возникновению трудностей в их общении с детьми (Гумницкая, 2006).

Методология

На современном этапе развития психологической науки и практики нет четкого определения  понятия «психологическая культура личности». Л. Колмогорова рассматривает ее как системное и многокомпонентное образование, подчеркивая, что психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос и проживает. Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности (Колмогорова, 1997).

На сегодняшний день существует множество подходов к исследованию психологической культуры. Исследований, посвящённых изучению особенностей «психологической культуры родителей»  и её влияния на успешность воспитания детей, формирование их личности и отношений с окружающими достаточно мало.

Принимая во внимание то, что в последнее время всё чаще возникает вопрос о повышении уровня психологической культуры населения, встаёт вопрос, действительно ли уровень психологической культуры родителей оказывает существенное влияние на внутренний мир и поведение детей.

Изучению проблемы детско-родительских отношений посвящены работы выдающихся психологов: Адлера А., Выготского J1.C., Роджерса К., Скиннера Б.Ф., Фрейда 3., Юнга К. и других.

Изучением феномена психологической культуры в настоящее время занимается ряд ученых: Битянова М.Р., Иванова С.П., Исаева H.H., Колмогорова Н.С., Куликов J1.B., Лифинцева Н.И., Мотков О.И., Обозов H.H., Семикин В.В.

Читайте также:  Развитие ребенка в процессе обучения

Разные аспекты интересующей нас проблемы рассматривались в работах ряда авторов: Ваисова С.Б., Гласса Н., Дубровиной И.В., Думитрашку Т.А., Кона И.С., Крайга Г., Крафта А., Левковича В.П., Лэндрет Г., Рыбаковой H.A., Силяевой Е.Г., Титаренко В.Я., Фридман Л.М., Хямяляйнена Ю., Эйдемиллера. Исследования этих авторов позволяют лишь косвенно говорить о взаимосвязи психологической культуры родителей и детско-родительских отношений.

Исследование

В настоящее время проблема детско-родительских взаимоотношений осложняется, с одной стороны, большой занятостью родителей, тенденцией роста неполных и социально неблагополучных семей, снижением ценности детства как важнейшего этапа онтогенеза, психологической незащищенностью детей в семьях, с другой, — разнообразием запросов семьи на образование и его качество. Одна из существующих причин неблагополучия семейных отношений – психологическая неграмотность взрослых, неразвитость общей и психологической культуры личности родителей (Дубровина,2014).

Психологическая культура родителей, являясь важнейшим условием нормального развития ребенка, должна стать первоочередной заботой работников психологической службы.

Основные параметры, определяющие цели и задачи развития психологической культуры родителей, одновременно выступают и как составляющие психологической культуры личности, а именно:

•    психологическая грамотность;

•    психологическая компетентность;

•    ценностно-смысловой компонент;

•    рефлексия;

•    духовное саморазвитие (Шептихина, 2009).

Образовательными учреждениями может и должна целенаправленно проводиться работа по развитию психологической культуры родителей своих воспитанников. Но это не так просто. Широко доступная информация Интернет-ресурсов, популярная литература предоставляют родителям множество «легких способов» решения сложных проблем воспитания ребенка. Однако, процесс установления продуктивного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников очень сложен.

Эффективность общения педагога с семьей воспитанника во многом зависит от готовности и желания родителей принять обращенные к ним советы, рекомендации или замечания по вопросам воспитания ребенка в семье. Но практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений не всегда обращают внимание на то, готовы ли родители в данный момент общения воспринимать информацию по вопросам воспитания и развития ребенка. Педагоги стремятся оказать волевое воздействие на родителя воспитанника, действуя слишком прямолинейно, не проявляя достаточно такта и терпения в организации конструктивных взаимодействий с ними.

Итак, проведенные нами исследования показали, что наиболее эффективную организацию конструктивного взаимодействия в системе «дошкольная образовательная организация-ребенок-родители» с целью повышения уровня психологической культуры родителей воспитанников может обеспечить детский психолог. Ведь именно все  направления его деятельности, а именно организационно-методическая работа, психопрофилактическая работа, психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, консультативная работа в разном объеме предполагают установление, поддержание и развитие конструктивных взаимодействий с педагогами и семьями воспитанников с целью развития их психологической культуры (Шептихина,2009).

Результаты

Детский психолог  дошкольной образовательной организации постоянно работает с родителями воспитанников все возрастных групп. Формы его контактов с родителями самые разные. Это встречи психолога с родителями на родительских собраниях, беседы, консультации, мастер-классы и другие виды профессиональной деятельности, направленные на повышение их психологической культуры и грамотности. Приобщение родителей к психологическим знаниям о ребенке, изучение закономерностей развития его психики, знакомство с основными возрастными особенностями психического и личностного развития детей  является необходимостью для глубокого и ясного пониманию сущности ребенка.

Опыт нашей работы показал, что наиболее действенным и эффективным способом восприятия и усвоения информации является семинар-практикум. Семинары-практикумы проводятся систематически. Темы назначаются родителями, желающими посещать семинар-практикум. Тематика обговаривается заранее. Детский психолог в начале учебного года проводит опрос родителей  воспитанников с целью выявления причин затруднения при общении, взаимодействии с ребенком в семье и за ее пределами. Тематические запросы родителей многообразны:

•    адаптация ребёнка к детскому саду;

•    формирование коммуникативных навыков общения;

• особые дети: неусидчивость, гиперактивность, застенчивость;

•    как быть папой. Гендерные отношения;

•    проявления детской агрессии и др.

Семинары-практикумы способствуют повышению информированности родителей, незаметно меняя их восприятие периода детства ребенка, отношение к собственным, отчасти неосознаваемым стереотипам семейных взаимоотношений. Родители вовлекаются в обсуждение своих затруднений, совместно ища пути конструктивного решения возникающих разногласий в семье, получая возможность осознать смысл эмоциональных откликов участников группы на реальный характер семейных взаимоотношений.

Семинары-практикумы применяются для формирования родителей умений воспитывающей деятельности, осуществления их родительской роли, решения проблем детско-родительских отношений, а также способствуют повышению уровня родительского самосознания, рефлексии. Имеют целью повышение родительской эффективности социально ответственных за ребенка взрослых.

Технология проведения семинаров-практикумов для родителей имеет сходства с технологией ведения тренинговой группы. Однако  имеется ряд специфических особенностей, присущих именно этой форме работы. Лекционный материал, с помощью которого детский психолог сообщает родителям нужную в данный момент информацию, не должен быть слишком формализованным. Следует использовать живой разговорный язык и избегать научной терминологии.

Частота проведения и продолжительность занятий зависят от возможностей родителей, степени их мотивированности. Опыт работы показывает, что такие занятия целесообразно проводить с периодичностью  два раза в месяц.

Эффективность семинара-практикума по повышению психологической культуры грамотности родителей оценивается  как по субъективным (отчеты родителей в произвольной форме), так и  объективным (эмоциональное состояние идентифицированного члена семьи, чаще всего ребенка) параметрам. Как правило, отчет родителя — это обычный рассказ о произошедших изменениях в семейных взаимоотношениях, которые он заметил.

Выводы

Проведенное теоретическое и практическое исследование позволяет утверждать, что психологическая культура родителей тесным образом связана с характером детско-родительских отношений и личностными особенностями детей. Постоянно появляются новые вопросы и сомнения, возникает потребность и желание их прояснить. Готовность оказать родителям своевременную, квалифицированную помощь, удовлетворить их растущие потребности в психологических знаниях вот лишь немногие способы повышения уровня психологической культуры  и грамотности родителей. И этот процесс бесконечен.

Литература

Гумницкая, А. Психологическая культура в детско-родительских отношениях: автореф. … канд. псих. наук. — Санкт-Петербург, 2006. – 7 с.

Колмогорова, Л. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования. Педагогика, 1997. №3. — С. 5.

Шептихина, Г. Развитие психологической культуры родителей. Детский сад от А до Я, 2009. №3(39). –С. 14-22.

Дубровина, И. Психологическая культура родителей как участников образовательного процесса. Научно-практический журнал «Гуманизация образования», 2014. №1. – С. 6-15.

Literature

Gumniska, A. Psychological culture in parent-child relations: Avtoref. kand. crazy. Sciences. — Saint-Petersburg, 2006. – P. 7.

Kolmogorov, L. Formation of psychological culture of personality as a landmark of modern education. Pedagogy, 1997. No. 3. — P. 5.

Septaine, the Development of psychological culture of parents. Kindergarten A to z, 2009. №3(39). –P. 14-22.

Dubrovin, I. Psychological culture of parents as participants in the educational process. Scientific-practical journal «Humanization of education», 2014. No. 1. – P. 6-15.

Источник