Кулагин и ю возрастная психология развитие ребенка от рождения до 17 лет
Стр. 36
Глава 3. РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ).
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого — ситуация «Мы», как назвал ее Л.С. Выготский. А вот следующий этап — психологическое отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
§ 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.
Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.
Речь. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.
Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны поэтому первые обобщения. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него — наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа — взрослые должны этому специально научить. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Я очень рад, что ты приехал». «Вова обижал Нюру. Когда я буду большой, я Вову побью лопатой». «Ты — большая, а я маленький. Когда я буду длинный — до ковра… до лампы… тогда я буду большой». Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Что проговаривается в таких случаях? В основном, практические действия ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение. Часты диалоги, вплетающиеся в совместную со взрослым деятельность. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.
Источник
Кулагина Ирина Юрьевна-доцент, и.о. декана ФПК, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник московского городского психолого-педагогического университета. В 1975 году закончила факультет психологии МГУ имени Ломоносова. С 1975 года сотрудник Психологического института РАО (младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ученый секретарь института, ведущий научный сотрудник). С 2002 года ведущий научный сотрудник лаборатории И.В. Дубровиной. С 1993 года ведет преподавательскую деятельность в ВУЗах. Профессор Университета РАО. Доцент кафедры А.А. Вербицкого в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова. С 2002 года доцент кафедры педагогической психологии в МГППУ. Область интересов: развитие личности неуспевающих школьников, детей с задержкой психологического развития в сравнении с нормой, мотивация учения в подростковом возрасте, переживания успехов и неудач в учебной деятельности. Кулагина И.Ю. на видео Книги (5)Возрастная психология Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах. Пособие предназначено для студентов заочного и вечернего отделений университета. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека Соавтор: Колюцкий В.Н. В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина. Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей — школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией. Личность школьника От задержки психологического развития до одаренности. В книге «Личность школьника» рассматривается развитие личности ребенка в школьные годы. Кроме общих для всех детей возрастных закономерностей развития даны отдельные варианты, имеющие свою специфику. Описаны личностные особенности, характерные для учеников с ЗПР и одаренных школьников, детей с высоким уровнем тревожности и разнообразными невротическими реакциями подростков с обостренными чертами характера и склонных к нарушению принятых в обществе норм поведения. Книга может быть полезна и родителям, имеющим трудных детей школьного возраста. Педагогическая психология В учебном пособии представлены общие вопросы педагогической психологии, психология обучения, воспитания, а также проблемы, связанные с профессиональной деятельностью учителя. Рассматриваются представления об усвоении знаний детьми, наиболее известные виды обучения, в том числе развивающего, описаны психологические механизмы, определяющие принятие или непринятие ребенком системы воспитания и отдельных педагогических воздействий. Психологический справочник учителя Соавтор: Фридман Л.М. Данная книга и предназначена для того, чтобы помочь учителю и студенту расширить и углубить свою психологическую подготовку. Книга «Психологический справочник учителя» представляет собой своеобразный справочник, в котором читатель найдет краткие справки-объяснения наиболее важных, для учителя психологических вопросов. Эти справки знакомят читателей как с новейшими исследованиями психологических проблем, так и с основополагающими достижениями психологии по вопросам, имеющим наибольшее значение для учителя в современных условиях. Добавить отзыв |
Источник
профессор кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ученый секретарь Диссертационного совета Д-850.013.01
ученая степень: кандидат психологических наук
ученое звание: старший научный сотрудник (специальность: педагогическая и возрастная психология)
образование: высшее, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (1975)
наименование направления подготовки и (или) специальности: Психология
квалификация: Психолог, преподаватель психологии
данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:
- Современные образовательные технологии, 72 часа (2011)
- Особенности обучения взрослых в системе дополнительного профессионального образования, 8 часов (2011)
- Основы психологического консультирования, 72 часа (2013)
- Психологические технологии в образовательном процессе высшей школы,72 часа (2014)
общий стаж работы: 38 лет
стаж педагогической работы: 19 лет
награды, звания, премии:
- медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
- диплом лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2003)
- диплом лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2004)
- диплом лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2005)
- Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2007)
- почетный знак «К 100-летию Психологического института РАО: 1912-2012» (2012)
- медаль имени Г.И.Челпанова (I степени) «За вклад в развитие психологической науки» (2013)
сфера научных интересов
- развитие личности в онтогенезе
- общие вопросы психологии развития, акмеологии
читаемые дисциплины:
- Психология развития
- Педагогическая психология
- Психология детей младшего школьного возраста
- Психология подростков
основные публикации:
книги
- Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития. Монография / Под ред. З.И.Калмыковой, И.Ю.Кулагиной. – М.: Педагогика, 1986. 208 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. 288 с. 2-ое изд., дополненное и переработанное. М.: Совершенство, 1998. 432 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет). Учебное пособие. 1–5 изд. – М.: изд. УРАО, 1996 – 1999. 176 с.
- Кулагина И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 1999. 192 с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001 – 2009. 464 с.
- Педагогическая психология. Учебное пособие / Под ред. И.Ю.Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 480 с.
- Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. 176 с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Трикста, 2011, 2013. 420 с.
- Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Трикста, 2011. 314 с.
основные статьи
- Кулагина И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1982, № 6. С. 3-10
- Кулагина И.Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития // Дефектология. 1989, № 1. С. 3-9
- Kulagina I.Iu., Puskaeva T.D. Cognitive Activity and Its Determinants in Delayed Mental Development // Soviet Education. A Journal of Translations / October, 1990. Vol. 32, No. 10. P. 58-70
- Кулагина И.Ю. Динамика мотивации при различной сформированности способов учебной работы // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М.: Педагогика, 1991, № 1 (5). С. 26-30
- Кулагина И.Ю. Особенности оценки учебной деятельности одаренных детей // Вестник Университета РАО. 1997, № 2. С. 17-34
- Кулагина И.Ю. Оценочные ситуации на уроке // Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Под ред. Е.Д.Божович – М.: МПСИ, 1999. С. 173-194
- Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО. 2000, № 1. С. 52-73
- Кулагина И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В.Защиринская. – СПб.: Речь, 2003, 2004. С. 308-320
- Кулагина И.Ю. Психологические проблемы профессиональной деятельности учителя // Московская психологическая школа: история и современность / Под ред. В.В.Рубцова. Том 2. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 299-311
- Кулагина И.Ю. Мотивация отстающих в учении школьников // Журнал практического психолога. 2005, № 4. С. 123-141
- Кулагина И.Ю. Развитие личности слабоуспевающих детей в современной школе // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Е.Г.Юдиной. – М.: МГППУ, 2007. С. 192-200
- Кулагина И.Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А.Н.Леонтьева // Московская психологическая школа: история и современность / Под ред. В.В.Рубцова. Том 4. – М.: МГППУ, 2007. С. 146-156
- Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В., Поляков Е.А. Психологическая коррекция девиаций личностного развития социальных сирот // Вестник Университета (ГУУ). 2007, № 9 (35). С. 69-71
- Кулагина И.Ю. Развитие мотивации в подростковом возрасте при социальной депривации // Дефектология. 2010, № 6. С. 61-67
- Кулагина И.Ю. Подростки с проблемами развития: специфика мотивации в условиях социальной депривации // Дефектология. 2011, № 1. С. 80-86
- Кулагина И.Ю., Гани С.В. Условия развития учебной мотивации в начальных классах // Психология обучения. 2011, № 2. С. 13-23
- Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2011, № 2. С. 102-109
- Кулагина И.Ю. Гедонистическая мотивация: проблемы и феноменология // Вестник Университета (ГУУ). 2011, № 17. С. 56-59
- Кулагина И.Ю., Поляков Е.А. Социальная депривация и дизонтогенез как условия развития личности подростка // Культурно-историческая психология. 2011, № 3. С. 61-74
- Кулагина И.Ю., Поляков Е.А. Мотивационные тенденции при разных типах характера в подростковом возрасте // Системная психология и социология. 2011, № 3. С. 78-84
- Кулагина И.Ю., Метелина А.А. Развитие мотивации в условиях воспитания в кадетском корпусе // Психология обучения. 2011, № 12. С. 26-36
- Кулагина И.Ю. Определение стиля общения учителя с классом // Справочник педагога-психолога. Школа. 00, 2011 (пилотный экз.). С. 38-52
- Кулагина И.Ю. Ранняя неуспеваемость // Справочник педагога-психолога. Школа. 2011, № 5. С. 39-47
- Кулагина И.Ю. Становление мотивации надситуативного уровня в подростковом возрасте // На пороге взросления. Сборник научных статей / Под ред. Л.Ф.Обуховой, И.А.Корепановой. – М.: МГППУ, 2011. С. 77-85
- Кулагина И.Ю., Трутаева Л.Н. Современные тенденции изменения мотивации бродяжничающих подростков-социальных сирот // Дефектология. 2012, № 6. С. 62-68
- Кулагина И.Ю., Трутаева Л.Н. Развитие личности бродяжничающих подростков // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2012, № 4. https://www.psyedu.ru/journal/2012/4/3221.phtml
- Кулагина И.Ю. Определение мотивационного профиля подростка // Справочник педагога-психолога. Школа. 2013, № 8. С. 22-32
- Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В. Отношение к смерти: возрастные, региональные и гендерные различия // Культурно-историческая психология. 2013, № 4. С. 58-64
- Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014, № 1. С. 99-110
- Кулагина И.Ю., Метелина А.А. Социальные связи и восприятие социальной поддержки как ресурсы социализации в кадетских школах-интернатах // Психология обучения. 2014, № 1. С. 128-137
- Кандидатские диссертации, защищенные под руководством И.Ю.Кулагиной:
- Сенкевич Л.Ф. Динамика личностного развития социальных сирот в подростковом возрасте. – М., 2006
- Поляков Е.А. Развитие личности подростков в условиях социальной депривации и дизонтогенеза. – М., 2009
- Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. – М., 2009
- Метелина А.А. Развитие личности подростка в условиях воспитания и обучения в кадетской школе-интернате. – М., 2013
- Апасова Е.В. Личностные особенности офицеров специальных подразделений (в молодости и зрелости). – М., 2014
- Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция школьников по отношению к учебной деятельности в разных возрастных периодах. – М., 2014
публикации на PsyJournals
публикации в РИНЦ
адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 218
график работы: занятия согласно расписанию
Телефон: | +7 (495) 632-99-85 |
E-mail: | kulaginaiu@mgppu.ru |
Источник
Стр. 161
Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования «Я-концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15. В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной. Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Старшеклассники пишут: «Трудный возраст (т.е. подростковый) обозначает, скорее, период физических перемен, тогда как кризис юности означает ряд моальных или философских проблем». «В трудном возрасте ты еще ребенок, который капризничает и хочет показать свою самостоятельность».
Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накопление и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?» «Какое место я занимаю в нем?» «Каковы мои возможности?» «Какой я?» Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от своих прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне. Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. Учителя дают такие характеристики отдельным школьникам: «Беспринципный, никогда не знаешь, как он поступит, всегда смотрит, откуда ветер дует». «Всегда идет на поводу у других, не имеет своего мнения». Опрос, проводившийся в 10 классах московских школ совсем недавно (в 90-е годы), показал, что 50% учеников считают себя склонными изменять свое решение под воздействием товарищей и взрослых, 69% наблюдают у себя колебания при выборе собственной позиции, не уверены в правоте своей точки зрения. В связи с этим полезно вспомнить положение Э. Эриксона о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.
Источник