Куклотерапия как средство развития личности ребенка

Куклотерапия как средство развития личности ребенка thumbnail

                                                                                Н.И.Козюра

Куклотерапия как средство развития личности ребёнка с    ограниченными возможностями здоровья.

Дети с психофизическим и умственным недоразвитием личности отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Многие дети имеют диагноз ранний детский аутизм. Ребятам сложно понимать обращённую речь, а следовательно и выполнять задания. Тем не менее, основными задачами работы являются: развитие речи, общей координации движений, коммуникативных навыков и эмоциональной адекватности. Без этого невозможна социальная адаптация данной категории детей.

Очевидно, что для успешного взаимодействия с нашими детьми требуется посредник. Таким посредником стала Кукла.

Куклы были специально разработаны для наших детей и изготовлены руками педагогов и родителей. Этот момент особенно важен, так как кукла, изготовленная руками любящих взрослых обладает особой привлекательностью для ребёнка и оказывает значительный терапевтический эффект.

В куклотерапии с детьми, имеющими психофизическое и умственное недоразвитие используются куклы, соответствующие возможностям ребёнка и развивающие их. Разработаны и применяются следующие виды кукл:

Петрушечные куклы – куклы ,которые одеваются на руку (достаточно традиционный вид кукол, однако важно, чтобы они были не промышленного производства, а рукотворного.)

Вязанные пальчиковые куклы – небольшие куклы, связанные из плотной нити, одевающиеся на палец ил пальцы. Куклы отображающие разных животных из любимых сказок. На куклах имеется петелька, для того чтобы ребёнок мог её подвесить на панно-сцену. Вязанные куклы яркие и красивые. Благодаря своей фактуре они позволяют учить ребёнка дифференцировать свои ощущения.

С помощью вязанных кукол осуществляется сказочные театральные постановки. При этом сценой является специально изготовленное педагогами и родителями панно «Теремок» и «Дерево» (на которых имеются специальные крючки.) Отыграв свою мизансцену, ребёнок вешает куклу на панно. Таким образом развивается пространственная ориентация.

Мягкие подвижные «Куклы-рукавички».  Кукла представляет собой мягкую «бабушкину» куклу. Такие куклы раньше изготавливались из разноцветной материи и назывались «тряпичными». Особенность «Куклы-рукавички» в том, что на спине куклы пришита рукавичка-держатель. Она необходима для того, чтобы ребёнок, не имеющий возможности фиксировать кисть руки, мог легко держать куклу.

«Кукла-руковичка» помогает детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу); также ребята вместе с куклой учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения, изучать пространственные направления. То, что просит педагог «выполняет» кукла, а не ребёнок. Оказывается, ребята  с большим удовольствием выполняют различные задания педагогов от имени куклы и для неё. Таким образом развиваются коммуникативные навыки и пространственные представления.

Комбинированная кукла. Кукла состоит из нескольких частей:

— стакан-подставка/держатель с прорезью для палочки, на которой крепится голова;

— одежда куклы;

— голова куклы: лицо, изображающее известного персонажа из сказки и палочка-крепление.

             Комбинированная кукла универсальна. Она может быть использована как целиком, так и по частям. Кукла разработана с учётом такой особенности детей как ограниченность в движениях. Поэтому, если ребёнок не может держать куклу в руках, он продевает руку в пластмассовый стакан-подставку. Таки образом фиксируется кисть руки.

             Благодаря комбинированной кукле ребёнок может показывать кукольные спектакли, используя в качестве сцены стол или ширму.

«Я кукла» — особый вид кукол. Они имеют размер почти в рост ребёнка. Есть кукла-девочка и кукла-мальчик. Кукла сконструирована таким образом, что руки ребёнка становятся её руками (руки продеваются в руки-рукава), а ноги ребёнка становятся ногами куклы (ноги ребёнка одеваются в тапочки куклы). Дополнительное крепление – подвязка на талии ребёнка.

При помощи Я-куклы ребёнок приобретает полную психологическую защиту и действует от имени куклы. Общение с такой куклой способствует самоидентификации ребёнка и расширяет возможности его взаимодействия с окружающим миром.

Куклы-марионетки. Это наиболее сложный для данной категории детей вид кукол. Марионетки требуют достаточно хорошей моторной скоординированности. Однако, держа куклу в своих руках и руководя ею, ребёнок на бессознательно-символическом уровне учится волевому саморегулированию.

            Благодаря разнообразию кукол, можно менять различные виды деятельности, поэтому ребята быстро не утомляются. Становится возможной и постановка кукольных спектаклей. А это, в свою очередь, даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям.

             Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигаются следующие результаты:

     — развивается речь детей;

     — развивается эмоциональная и моторная адекватность;

     — развиваются коммуникативные навыки;

     — пространственная ориентация;

     — укрепляется союз с родителями.

Источник

Конкурс инновационных разработок

Номинация: Сохранение и укрепление здоровья детей

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка до года по месяцам таблица

Тема: «Куклотерапия как метод коррекционного воздействия на детей

с ограниченными возможностями здоровья»

Руководитель группы разработчиков:

Воронова Ю.В.

В настоящее время необходимость совершенствования организации коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, значительно увеличилось число больных детским церебральным параличом.

Жизнь ребенка, страдающего нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с раннего детства принципиально отличается от образа жизни его сверстников. Они систематически получают медикаментозную терапию, физиотерапевтические лечения, массаж. При необходимости периодически проходят лечение в стационарах, нередко переносят разнообразные ортопедические манипуляции, а также хирургическое лечение по устранению дефектов опорно–двигательного аппарата. Подобный ритм жизни, постоянное ощущение боли, тревога и чувство безысходности, исходящие от родителей, приводят к появлению тревоги, беспокойства и страха у детей.

При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, который сочетается с нарушениями познавательных систем.

Особенности развития детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата напряжение мышечных движений, в частности мышц кистевого сгибания пальцев;

  • нарушения координации движений;

  • низкий уровень пространственных представлений и чувства ритма;

  • низкая графическая подготовленность;

  • задержка в формировании речевой функции.

В настоящее время современное российское образование придает большое значение охране здоровья детей.

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития и социальной адаптации.

Для направленного улучшения здоровья и процесса обучения школьников необходимо опираться на концепцию, предполагающую использование средств организации учебной деятельности, психологически и психофизиологически обоснованные и отвечающие принципу природосообразности.

Совершенствование существующих и создание новых средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой.

Выявленная проблема легла в основу содержания инновационной разработки.

Это определило актуальность применения куклотерапии в двигательном, речевом и интеллектуальном развитии учащихся младших классов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, занимающихся по программе школы VIII вида.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение в развитии, наиболее эффективным методом является куклотерапия.

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол, метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые мы преподносили в разных видах деятельности.

Использование элементов куклотерапии несёт мощный коррекционный эффект, позволяет объединить интересы ребёнка и коррекционные задачи педагога.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» — «кукла» — «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих.

Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.

В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты». Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

•коммуникативную — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

•релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

• воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

•развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;

•обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Задачи куклотерапии:

  • совершенствование мелкой моторики руки и координации движений;

  • развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;

  • обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.

  • овладение навыками общения (ведь с игрушкой легче разговаривать);

  • достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, с помощью игры с куклой ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Развитие познавательной сферы ребенка.

2.Формирование коммуникативных навыков.

3.Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

4.Активизация и развитие речи.

5.Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

На занятиях куклотерапии ребенок психологически защищен: ширмой, театральной куклой; театр кукол облегчает перенос внутренних переживаний на символический объект. Куклы помогают детям в коррекции и профилактике эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, нарушению у него социальных контактов. Использование кукол в работе помогает ослабить напряжение у ребенка, вызывает положительные эмоции.

Читайте также:  Как открыть группу развития ребенка

Мир ребенка это мир действия и деятельности, куклотерапия дает возможность войти в этот мир. Подбор кукол разных систем (пальчиковые, куклы-перчатки, куклы с «живой рукой»), игр и упражнений, облегчающих ребенку выражение чувств.

Необходимость создания театрализованной студии для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата была обусловлена рядом обстоятельств, которые связаны с особенностями этих детей, а именно:

— они недостаточно умеют планировать свои действия и их контролировать;

— не умеют руководствоваться в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного задания на другое, с одной игры на другую;

— у них снижена познавательная активность;

— психические функции отличаются от нормы и по качественным характеристикам и по уровню их развития.

Особенно ярко выступают особенности их эмоционально-волевой сферы:

— эмоции детей маловыразительны, слабо дифференцированы, импульсивны;

— эмоциональная неадекватность на явления окружающего мира;

— снижен диапазон понимания и переживание эмоций;

-снижен уровень передачи эмоциональных состояний через мимику, пантомимику, движения, «вокальной мимики» и особенно в речевом плане;

— снижены проявления эмоций в коммуникативной деятельности;

— снижена самооценка и волевые усилия;

— отмечаются различные отклонения в поведении, граничащие с патологией (неврозы, страхи; агрессивность, негативизм и мутизм и т.д.).

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, воображение, восприятие и т.д. Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

В театре кукол разыгрываются с детьми этюды, спектакли, пьесы по мотивам сказок. Особенно удачными считаются небольшие миниатюры, придуманные детьми из жизни детского коллектива, выступления на заданную тему, небольшие комедии. Спектакли могут быть обучающего, развивающего и развлекательного характера.

В начальной школе очень полезны игры-драматизации по сказкам, рассказам, стихам, басням Л. Толстого, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто и других авторов, которые приближаются по своему типу к творческим играм. Это небольшие этюды, сценки, в которых импровизация имеет первостепенное значение, так как в них уже заключаются элементы обучения детей умению действовать в предлагаемых обстоятельствах. Задача данного этапа познания ребенком театрального искусства — воспитание у младших школьников способности «улавливать и эмоционально воспринимать смысл поступков героев в произведении, взятом для драматизации, видеть (воссоздавать) в воображении то, о чем говорится в тексте

Пьесы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Репетиции проходят ежедневно в первую и во вторую половину дня. Продолжительность: для малышей – 20 минут, для старших – не более 45 минут. В отработке отдельных эпизодов заняты по 2–3 ребенка. В спектаклях куклотерапии одну роль играют два человека, которые меняют друг друга в разных эпизодах, в связи с быстрой утомляемостью, а также с целью привлечения максимального количества проблемных детей. Репетиционный период в постановке спектакля продолжается на протяжении 8 месяцев (практически весь учебный год). Это позволяет подготовить спектакль основательно, не переутомляя учащихся.

Работа над подготовкой спектакля

1. Диагностика. Отбор детей с повышенным уровнем тревожности для участия в спектакле куклотерапии. Диагностический инструментарий:

  • методика “Шкала тревожности” А.М. Прихожан (выявляет основные виды тревожности у детей);

  • методика “Незаконченные предложения” (позволяет получить сведения о причинах страхов, беспокойства ребенка);

  • методика “Оцени себя” (исследование самооценки);

  • проективные рисуночные методы исследования: “ДДЧ” Дж. Бука, “Несуществующее животное”, “ Рисунок семьи” Р.Бернса, С.Кауфмана.

2. Подготовка к спектаклю:

  • отбор репертуара для детского кукольного театра (выбор сценария будущего спектакля, внесение “ситуаций повышенной тревожности”), эмоциональная подзарядка детей, психологическая поддержка детей в момент выхода к зрителям;

  • изготовление облегченных кукол для детей, привлечение детей-актеров к созданию образа куклы;

  • начало вживания в образ куклы;

  • изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка.

3. Рассказ и беседа по сценарию спектакля:

  • альтернативный выбор: “Кто бы кого хотел сыграть?”; распределение ролей с учетом изученных особенностей ребенка;

  • внутреннее самоопределение, анализ внутренних резервов самим ребенком, “примерка” к роли; “Я очень хочу сыграть”, “Я сделаю все, чтобы сыграть”.

4. Встреча с родителями детей. Выработка правильного стиля взаимодействия с ребенком в семье.

5. Репетиции по отдельным сценам.

6. Проигрывание отдельных сцен в театральных уголках.

7. Прогон всего спектакля. Целостное восприятие его детьми (2–3 раза).

8. Премьера спектакля кукольного театра для детей детского сада, родителей, гостей. Установление чувства общности с другими детьми-актерами, гостями.

9. Диагностика, “Какой был твой страх? Как ты его победил?”

10. Ознакомление с результатами работы педагогов, родителей, рекомендации с учетом дифференцированного подхода к каждому ребенку. Закрепление результата поведения в повседневной жизни.

11. Самостоятельное участие детей в постановке театрализованного представления.

Показаны этапы работы с детьми дошкольного, младшего школьного возраста в детском театре куклотерапии с учетом их психолого-педагогических особенностей. Таким образом, в ходе творческого переживания и воплощения происходит снятие комплекса неполноценности. Практика работы показывает целесообразность такого подхода.

Читайте также:  Как заниматься с ребенком в 3 года дома развитие ребенка сайт

Структура занятия:

1. Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.

2.Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.

3. Основная часть. В основную часть занятия входит импровизация на тему какой-либо сказки. Отрабатывается  тема этюдным методом. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа.

4. Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.

5.Окончание занятия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.

На сегодняшний день нет исчерпывающих данных, подтверждающих эффективность этого направления, но наблюдаемые изменения и позитивные моменты говорят в пользу жизни и развития этого молодого направления помощи людям.

Новизна поставленной задачи заключается в том, что полученные данные позволят расширить и уточнить представления о куклотерапии и ее роли для обучающихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, внесут значительный вклад в разработку проблемы модернизации образования с учетом комплексного подхода в процессе оздоровления учащихся.

Практическое значение работы состоит в определении конкретного пути внедрения в практику специальной (коррекционной) школы куклотерапии и использования с учетом индивидуального и персонифицированного принципов в процессе обучения.

Предложенные в проекте материалы помогут снизить уровень утомления учащихся, а, следовательно, помогут в выборе наиболее эффективных прогрессивных способов обучения.

Программа проекта будет способствовать расширению медико-психолого-педагогических механизмов реабилитации детей с ограниченными возможностями, изменению сознания человека, имеющего инвалидность в силу нарушения опорно-двигательного аппарата посредством привлечения его к оздоровительным программам.

Обеспечит плавное вхождение конкурентного ребенка ограниченными возможностями в здоровый социум.

Этапы внедрения инновационной разработки

  1. Подготовительный: обучение педагогов и других специалистов школы по проблеме куклотерапии.

— Проведение учебного семинара для педагогов.

— Проведение родительского собрания с целью освещения целей и задач представленной разработки.

  1. Экспериментальный: систематическое внедрение куклотерапии в учебные и во внеклассные занятия.

  2. Итоговый: анализ полученных результатов.

Средства контроля: диагностика, родители.

Перспективный план инновационной разработки на 1 год

п/п

Содержание работы

Цель

Дата проведения

1

Диагностика.

«Рисунок семьи» Р. Бернса,

“ДДЧ” Дж. Бука,

  • методика “Оцени себя” (исследование самооценки);

  • проективные рисуночные

  • методы исследования: “Несуществующее животное»

Выявляет основные виды тревожности у детей.

Позволяет получить сведения о причинах страхов, беспокойства ребенка.

Выявить уровень развития воображения.

Сентябрь

2.

Контрольно-срезовое занятие

Тема: Репка

Определить начальный уровень владения эмоциями.

Октябрь I- II неделя

3.

Отбор репертуара для детского кукольного театра (выбор сценария будущего спектакля).

Эмоциональная подзарядка детей, психологическая поддержка детей в момент выхода к зрителю.

Октябрь III – IV неделя

4.

Знакомство с театром пальчиковых кукол.

Обучать детей элементарным действиям с куклой.

Ноябрь

5.

Изготовление пальчиковых кукол для пальчиковой зарядки, пальчикового театра.

Коррекция мелкой моторики руки.

Декабрь – январь

6.

Постановка спектакля для пальчикового театра.

Обучать детей элементарным действиям с куклой.

Коррекция мелкой моторики руки.

Февраль

7.

Знакомство с перчаточной куклой.

Важно предоставить возможности для импровизации — самим придумывать оправданные и выразительные позы, движения.

Март

6.

Постановка спектакля.

Совершенствовать навыки кукловождения — учиться передавать выразительную походку куклы.

Апрель

7.

Диагностика.

Определение уровня тревожности, уровня развития воображения.

Май

8.

Премьера спектакля кукольного театра для детей детского сада, родителей.

Установление чувства общности с гостями.

Май

Перечень дорогостоящего оборудования и материалов, которые необходимо дополнительно приобрести для успешного выполнения разработки:

Наименование товара

Цена

Количество

Стоимость

Ширма

5000 рублей

1

5000 рублей

Ткань портьерная для ширмы

200 рублей

10 метров

2000 рублей

Наборы кукол

2000рублей

10 шт.

20000 рублей

Бумага офисная для печати и копирования «Снегурочка»

160 рублей

10 шт.

1600 рублей

Бумага офисная цветная

85 рублей

10 шт.

850 рублей

Картридж для принтера Epson. С 67 (оригинал)

800 рублей

8 шт.

6400 рублей

Канцелярские товары (карандаши, гуашь, картон, фломастеры, клей, маркеры, акварельные краски, ножницы, цветная бумага, скотч двусторонний)

750 рублей

Форма для артистов

200 рублей

10 шт.

2000 рублей

Тесьма отделочная

20 рублей

10 метров

200 рублей

Лента атласная

10 рублей

10 метров

100 рублей

Лента капроновая

10 рублей

10 метров

100 рублей

Кружево

30 рублей

10 метров

300 рублей

Мебельный степлер и скобы

700 рублей

700 рублей

40000 рублей

Источник