Кудрявцева физическая культура и развитие здоровья ребенка

Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы (отрывки из новой публикации).

30 июня – 2 июля 2003 г. в республике Саха (Якутия) на базе Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Физическое воспитание детей и молодежи в XXI веке: инновационные технологии в воспитании и обучении нравственно и физически развитой личности». Одним из эпицентров дискуссий на конференции стало обсуждение вопросов стратегии построения системы непрерывного развивающего образования – от дошкольной до вузовской ступени. К этому событию автор специально подготовил брошюру, посвященную данной тематике, которая была издана небольшим тиражом (Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы. Чурапча: Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта; Москва: АНО «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», 2003). В ней дается общая характеристика моделей приобщения детей физической культуре и организации оздоровительной работы в рамках развивающего дошкольного образования. Развитие здоровья рассматривается как один из ключевых приоритетов многоступенчатой системы образования, ориентированной на личностный рост воспитанников и учащихся, а также взрослых – педагогов и родителей. Разработанный автором на этой основе проект «Развивающая педагогика оздоровления» широко апробируется и внедряется в образовательном пространстве России.

Переработанный текст брошюры подготовлен к публикации в виде серии статей для журнала «Дошкольное воспитание», которая будет начата с № 1 за 2004 г.

Летняя конференция в Чурапче и осенняя конференция «Развивающая педагогика оздоровления: опыт и перспективы», проведенная в Москве (см. страничку «Новости») – взаимосвязанные события. Этим продиктована целесообразность размещения фрагментов текста на нашем сайте.

Справка. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта открыт в 1999 г. по Указу Президента Республики Саха (Якутия).

Основателем и первым ректором единственного в России вуза, открытого в сельской местности, является М.Д.Гуляев, доктор педагогических наук, академик Международной Академии туризма, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник физической культуры Республики Саха (Якутия), ныне Председатель Госкомспорта РС (Я)
В настоящее время на очном и заочном отделениях ЧГИФиС обучаются более 500 студентов из 30 улусов (районов) и 5 городов республики.

Подготовка бакалавров ведется на кафедрах:

  • теоретико-методологических основ физической культуры и спорта
  • теории и методики национальных видов спорта
  • теории и методики национальных спортивных единоборств
  • естественных дисциплин
  • гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Кроме того, на базе Института организован ряд спортивных отделений: вольной борьбы, легкой атлетики, северного многоборья, спортивных игр и др.

Институт поддерживает связи с ведущими российскими специалистами по проблемам физической культуры и спорта, этнопедагогики: действительным членом РАО Г.Н.Волковым, профессорами С.Д.Неверковичем, Ж.К.Холодовым, В.Т.Кудрявцевым, Е.А.Земсковым, Б.А.Поливаевым (Москва), В.И.Прокопенко (Екатеринбург), Л.Г.Харитоновой, С.В.Барбашевым (Омск), А.И.Завяьловым (Красноярск) и др.

Источник

включает в себя два направления оздоровительно – развивающей работы:

  • Приобщение детей к физической культуре

  • Развивающие формы оздоровительной работы.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений разного типа, а также оно может быть использовано родителями в условиях семейного воспитания. С одной стороны, роль движений в целостном психологическом развитии ребёнка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого внимания. А с другой стороны, двигательная активность, различные формы её целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребёнка — дошкольника. Они вынесены на  периферию образовательного процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.

Всё это ведёт к росту детской заболеваемости, не уменьшающему, даже, несмотря на принятие различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, и это не лишено смысла. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.

В.Т.Кудрявцев считает, что необходим кординальный пересмотр существующих методов физического воспитания детей в дошкольных учреждениях, в школах, во внеобразовательных областях их жизни. Приступая к разработке своей программы, авторы стремились преодолеть ведомственный (узкопедагогический и узкомедицинский) подход к решению проблем физического воспитания дошкольников. В итоге альтернативой ему стал комплексный, междисциплинарный подход, который опирается на исследования, проведённые в области целого ряда дисциплин: психологии, педагогики, физиологии, медицины.

В программе Кудрявцева В.Т. нашли продолжение и развитие идеи различных представителей этих дисциплин – физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, педагога П.С.Лесгафта, философа Э.В.Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского и др.

Содержание оздоровительной работы в книге  распределено по возрастным группам ( средняя, старшая, подготовительная гр.) и включает следующие пункты:

  • Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников

  • Приобщение к физической культуре

  • Упражнения и задания на развитие основных движений

  • Упражнения и задания на принятие и сохранение позы

  • Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки

  • Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики

  • Упражнения для разных групп мышц

  • Катание на санках

  • Скольжение

  • Ходьба на лыжах

  •  Катание на велосипеде

  • Подготовка к плаванию

  • Музыкально – ритмические упражнения

  • Подвижные игры

  • Игры – аттракционы для праздников

  • Развивающие формы оздоровительной работы (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика) 

В старшей группе к этому добавляются ещё:

  • Силовые упражнения, элементы споривных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.
  • Художественно-спортивные упражнения для девочек (худ.гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения) 

В подготовительной группе:  

  • Катание на роликовых коньках
  • Волейбол
  • Бадминтон
  • Настольный теннис
  • Городки

Направление №1:   

«ПРИОБЩЕНИЕ  К  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ»

В книге предлагаются варианты заданий, упражнений и игр, направленных, именно, на приобщение дошкольников к физической культуре.

Разучивание основных движений проходит в игровой форме под чтение стихов воспитателем, например, в прыжках через препятствие воспитатель читает:

«Что за чудо, что за диво!

Кто же это мне помог

Весело, легко, красиво

Совершить такой прыжок?

«Прыжки с высоты»:

Словно Маугли из книжки,

Вам, девчонки и мальчишки,

Покажу я свой прыжок.

Раз-два-три-четыре…

Скок!

«Метание в цель»

Я не просто удалец,

Ловкий, меткий я стрелец.

В цель, конечно, попаду,

Со своей рукой – в ладу.

  1. Комплексы физических упражнений предлагаются в форме тематического спектакля на тему: «Игрушки», «Обезьянки», «Снегурочка», «Поздняя осень», «Мишка»,
  2. В разделе: «Развивающие упражнения под музыку» предлагается музыкальный репертуар
  3. Много игр – аттракционов, считалок для подвижных игр, игр разных народов, русские народные игры.

Направление №2:

«РАЗВИВАЮЩИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Содержание и формы работы:

  1. Закаливание. Общие условия закаливания детей (закаливающие процедуры, крнтрастные ванночки для рук и ног, солевые дорожки, закаливание носоглотки, полоскание рта и горла)
  2. Комплексы оздоровительных упражнений для горла.
  3. Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
  4. Дыхательные и звуковые упражнения (упражнения для артикуляции).
  5. Комплексы дыхательной гимнастики
  6. Точечный массаж (общая хар-ка биологически активных зон кожи)
  7. Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки (комплексы)
  8. Профилактика плоскостопия. Причины плоскостопия и пути его профилактики. Комплексы.

Раздел программы: «Организация двигательно – оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе».

Большое внимание уделено:

    • пальчиковой гимнастике
    • развитию мимики и артикуляции
    • элементам психогимнастики на занятиях
    • физкультминуткам на различных занятиях
    • двигательно – оздоровительным моментам в перерывах между занятиями
    • игровым зарядкам для коррекции эмоциональной сферы
    • методике мышечной релаксации

    Последний раздел программы – это:

    «Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми».

    Он включает:

    • формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки
    • использование системы эффективного закалдивания
    • организация оздоровительного режима с учётом состояния здоровья ослабленного ребёнка.
    • обеспечение полноценного лечебного питания
    • применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств.

    Источник

    Содержание

    1. Физическая культура и развитие здоровья ребенка: психолого-педагогические основы 3

    2. Приобщение к физической культуре – это творчество 6

    3. Помогите ребенку укрепить здоровье! 14

    Список используемой литературы 24

    Введение (выдержка)

    Реализация принципов развивающего образования вполне возможна, более того, необходима в области физического воспитания дошкольников. Для этого развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова. Казалось бы, это предполагается уже самим термином «физическая культура». Но, как показывает анализ, идея культуры присутствует в традиционной теории и практике физического воспитания детей лишь номинально. На деле же господствующим ценностным ориентиром той и другой является утилитаризм. Явным или неявным эталоном для создателей традиционных методик физического воспитания (как в ДОУ, так и в общеобразовательной школе) были и остаются спорт и принятые в нем нормативные способы организации двигательной активности.

    Основная часть (выдержка)

    1. Физическая культура и развитие здоровья ребенка: психолого-педагогические основы

    Особое место в массовой практике физического воспитания отводится «отработке» показателей основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания и др. При этом специальные «тесты» (контрольные двигательные задания) позволяют фиксировать не только такие общие показатели, как скорость бега на дистанции, но и более специализированные — особенности отталкивания от поверхности и координации движений рук и ног при беге, направление бега и др. В качестве главного результата развития здесь всегда рассматривается прочно усвоенный моторный навык.

    Само по себе в этом нет ничего плохого. Сомнение вызывает другое: то, как двигательные умения и навыки оформляются в традиционном содержании физического воспитания, какими средствами и какой ценой достигается их прочное усвоение. (Встает и еще один вопрос: насколько такое усвоение вообще осуществимо при подобном подходе.) На наш взгляд, сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни двигательного, ни тем более общего психофизиологического развития дошкольников. Как то, так и другое протекает стихийно — вне и помимо специально организованного педагогического процесса в массовых ДОУ.

    Внесение игрового элемента в физкультурные занятия с дошкольниками существа дела не меняет, поскольку их содержание остается выдержанным в традициях утилитаризма. В настоящее время предпринимаются различные попытки обогатить это содержание, приведя его в соответствие с возрастными особенностями и возможностями дошкольников (см. например, программу «Старт»). Однако в массовой педагогической практике продолжает сохранять свое влияние традиционный утилитарный подход с его узкой специализацией.

    На этом фоне дежурные ссылки на обще-развивающие функции физического воспитания звучат декларативно. Последнее уже давно вынесено на периферию педагогического процесса в ДОУ (еще в большей степени – общеобразовательной школе), превратившись в его сугубо прикладное звено.

    С учетом этого возникает необходимость возрождения исконного базисного статуса физической культуры, актуализации ее непреходящего значения в психофизиологическом развитии ребенка-дошкольника. Разработанную нами Программу развития двигательной активности с оздоровительной работы с детьми 4-7 лет допустимо рассматривать как попытку удовлетворения этой необходимости. Не снимая задачи формирования основных двигательных умение и навыков, мы включаем эту задачу в более широкий и содержательный контекст детского развития. Решаем ее в процессе формирования внутренней картины движений ребенка, которая в данном случае и позволяет воссоздать этот контекст. Не только в теории, но и в практике физического воспитания – в «пространстве и времени» одного физкультурного занятия.

    Физическая культура потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им (культурно не оформленного) двигательного опыта. На это и нацеливают педагога наши программно-методические разработки.

    2. Приобщение к физической культуре – это творчество

    Наука уже давно опровергла аксиому здравого смысла, которая поныне негласно принимается традиционной теорией и практикой физического воспитания.

    Смысл аксиомы в следующем. Обыденное (т.е. не развитое в специализированных формах спортивной, танцевальной и другой деятельности) человеческое движение по преимуществу представляет собой механический, рутинный, стереотипный – словом, машинообразный акт. Акт исполнения команды, которую дает подвижным органам тела мозг. Конечно, он не сводим к сокращению мышц и растягиванию сухожилий, но в принципе прост и при известных условиях легко поддается автоматизации и приведению в соответствие с двигательным эталоном.

    Так ли это? Вопроса об автоматизации движения мы коснемся чуть ниже. А сейчас попробуем предварительно разобраться, насколько справедливы его характеристика движения в качестве стереотипного акта и представление о «легкости» формирования двигательного эталона, образца.

    Еще в первой половине 1920-х годов Н. А. Бернштейн изучал биомеханику удара кузнечной кувалдой. Казалось бы, перед нами классический пример того самого рутинного акта, совершаемого в буквальном смысле слова «набитой рукой», о котором говорит вышеуказанная аксиома. Не ученый построил циклограмму последовательных вертикальных ударов кувалдой, которая показала нечто иное. Оказалось, что простое движение, даже доведенное до автоматизма, в своих конкретных реализациях всегда неповторимо. В моторном поле (совокупность траекторий движений в пространстве от старта к цели) отсутствуют идентичные, повторяющиеся линии – движение никогда не осуществляется одинаково. Ни специальная киносъемка (ею пользовался Н. А. Бернштейн), ни современные компьютеры не смогли обнаружить у человека таких абсолютно одинаковых движений. Рисунок движений по направлению к цели и обратно при каждом ударе единственен, как рисунок листа или ладони. Следовательно, движение не воспроизводится, а каждый раз строится заново. А потому и двигательное упражнение — это повторение без повторения. Этот парадоксальный тезис также принадлежит Н. А. Бернштейну, который увидел в подобной уникальности глубочайшее своеобразие живых движений. Данные выводы он развил и обобщил в двух своих замечательных, уже ставших классическими книгах «О построении движений» (М., 1947) и «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» (М., 1966).

    Мы взяли для иллюстрации относительно простой случай, когда отработанное движение выполняется в знакомых условиях без особых препятствий. Внесение препятствующего элемента еще больше усложнит картину живого движения — внешнюю и особенно внутреннюю. Наличие препятствия, как известно, очень часто является предпосылкой появления нового. Оно вызывает «остановку в пути», которая дает возможность «задуматься». Кстати, выдающийся отечественный психолог П. Я. Гальперин связывал с этим возникновение феномена психики (живые движения, как и во многом складывающаяся на их основе психика, присущи не только человеку, но и животным). В продолжение этой идеи я бы сказал, что психика как атрибут живого зарождается не в действии, как считали классики советской психологии, прежде всего С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др., а в противодействии. У человека — в противодействии, вызывающем нужду в содействии. Вспомните наш пример: младенец не способен самостоятельно удовлетворить свои потребности и криком призывает на помощь маму. Живое существо до какого-то момента движется, так сказать, по наезженной колее беспрепятственно. Но вот встречается барьер. Следует остановка, и существо оценивает ситуацию. Начинается напряженное «размышление». Перелезть? Подползти (сделать подкоп)? Обогнуть? В конце концов, сломать? Существо разумное, человек может поступить иначе. Перебросить мост или соорудить плот, если перед ним река. Найти калитку, если перед ним ограда.

    3. Помогите ребенку укрепить здоровье!

    В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 200/о детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий — болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.

    Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов особенности внутриутробного раз вития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие.

    Заключение (выдержка)

    Программу развития двигательной активности с оздоровительной работы с детьми 4-7 лет допустимо рассматривать как попытку удовлетворения этой необходимости. Не снимая задачи формирования основных двигательных умение и навыков, мы включаем эту задачу в более широкий и содержательный контекст детского развития. Решаем ее в процессе формирования внутренней картины движений ребенка, которая в данном случае и позволяет воссоздать этот контекст. Не только в теории, но и в практике физического воспитания – в «пространстве и времени» одного физкультурного занятия.

    Физическая культура потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им (культурно не оформленного) двигательного опыта. На это и нацеливают педагога наши программно-методические разработки.

    В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

    Литература

    1. Голиков Н. Забота о здоровье детей – задача общая //Дошкольное воспитание. – 2005. – № 6. – С. 14 – 16.

    2. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы //Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2. – С. 89 – 94.

    3. Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! // Журнал «Дошкольное воспитание» – № 9 – 2004. – С. 88 – 92.

    4. Шишкина В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998.

    5. Якобсон С. Г., Зенченко Л. Д. Здоровье и физическая культура //Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2. – С. 13 – 28.

    Источник

    Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка с первых дней