Кто является автором общепризнанной в нашей стране периодизации психического развития ребенка

Кто является автором общепризнанной в нашей стране периодизации психического развития ребенка thumbnail

3.Кто является автором общепризнанной в нашей стране периодизации психического

развития ребенка?

А) Л.С. ВыготскийБ) В.И. Слободчиков
В) Д.Б. ЭльконинГ) П.П. Блонский

4.Какие из перечисленных проективных рисуночных тестов используются в

работе с детьми 3-4-х лет?

А) “Моя семья”Б) “ Дом-дерево-человек”
В) “Рисунок человека”Г) “Несуществующее животное”
Свободный рисунок

5.Какие категории детей относятся к “группе риска”?

А) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностьюБ) одаренные дети
В) агрессивные детиГ) тревожные и застенчивые дети

6.Основными блоками психокоррекционного комплекса являются:

А) диагностическийБ) установления продуктивного контакта с клиентом
В) коррекционныйГ) развивающий
Д) оценки эффективности коррекционных воздействий

7. Какие методы входят в группу арт-терапевтических?

А) сказкотерапияБ) изотерапия
В) музыкотерапияГ) психогимнастика
Д) анималотерапия

8. Какая организационная модель работы психолога наиболее подходит для

реализации в обычном дошкольном образовательном учреждении не

осуществляющем эксперимента или психолого-педагогического сопровождения

детей:

А) психолог-консультантБ) психолого-методист
В) психолог-кураторГ) другая

9. Основными этическими принципами работы психолога являются:

А) научностьБ) конфиденциальность
В) добровольностьГ) детерминизм

10.К психологическим особенностям, провоцирующим агрессивное

поведение детей относят:

А)недостаточное интеллектуальное развитиеБ)недостаточное развитие коммуникативных навыков
В) сниженый уровень произвольностиГ) неразвитость игровой деятельности
Д) сниженная самооценка

11. Какие дети более всего ориентированны на оценку окружающих:

А) агрессивныеБ) завстенчивые
В) демонстративныеГ) капризные
Д) дети без семьи

12. Для каких детей характерно парадоксальное отношение к похвале

взрослого (радость и смущение):

А) агрессивныхБ) застенчивых
В) демонстративныхГ) обидчивых
Д) детей без семьи

13. Какие дети воспринимают сверстника как врага?

А) застенчивыеБ) демонстративные
В) обидчивыеГ) импульсивные
Д) агрессивные

14. У каких детей наблюдается наибольшее расхождение между самооценкой

и ожидаемой оценкой себя со стороны окружающих?

А) агрессивныхБ) демонстративных
В) застенчивыхГ) импульсивных
Д) капризных

15. К особенностям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности о

тносятся:

А) снижение общего уровня интеллектуального развитияБ) трудности с формированием навыков чтения и письма
В) невнимательностьГ) импульсивность
Д) агрессивность

16. Для коррекции какого типа неконструктивного поведения дошкольников

наиболее эффективны игры с правилами и длительные совместные игры

со сверстниками:

А) импульсивногоБ) демонстративного
В) протестногоГ) агрессивного
Д) конформного

17. Какие игры считается наиболее универсальными средствами коррекции

личностного развития и неконструктивного поведения детей:

А) режиссерскиеБ) сюжетно-ролевые
В) психотехническиеГ) дидактические
Д) народные

18. К вариантам демонстративного детского поведения относят:

А) кривляньеБ) капризы
В) драчливостьГ) лживость
Д) застенчивость

19. К формам протестного поведения детей относят:

А) негативизмБ) лживость
В) ябиднечаньеГ) упрямство
Д) строптивость

20. Выберите характеристики конформного поведения детей:

А) беспрекословное следование инструкциямБ) неуверенность в себе
В) драчливостьГ) пассивность, отсутствие инициативы
Д) забывание поручений

Правильные варианты ответов

вопросаОтветбаллывопросаОтветбаллы
1б111в1
21-в,2-а,3-г.4-б112б1
3в113д1
4а, б, в, д114в1
5а, в115б, в, г1
6а, б, в , д116а1
7а, б, в117д1
8а118а, б1
9б, в119а, г, д1
10б, в120а, б, г1

Критерии оценки результатов тестирования по курсу детская практическая психология

Кол-во балловРезультативность

(% правильных ответов)

Отметка
от 18 до 20от 100 до 86 %5
от 15 до 17от 85 до 70 %4
от 10 до 14от 69 до 51 %3
менее 10менее 50 %2

Психология труда

АвторДвоеглазова М.Ю., старший преподаватель
Продолжительность тестирования60 мин
ЦельИтоговая аттестация
Количество вариантов2
Специфика заданияВО (задание с выбором одного ответа)

Вариант 1

1.Психология труда – это наука изучающая:

А) объективные закономерности процессов информационного воздействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы «человек- машина»

Б) комплексное исследование человека в производственной деятельности и совершенствование средств и условий труда

В) условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда

Г) изучение фактов, механизмов и закономерностей психической жизни человека
2. Прикладной отраслью психологии труда не является:

А) индустриальная психологияБ) авиационная
В) транспортнаяГ) психология типов личности

3. Первая научная организация трудовой деятельности была предложена:

А) М.ВеберомБ) Ф.Тейлором
В) А.ФойлемГ) Дж.Муни

4. Психология труда в к. Х1Х — нач. ХХ в. развивалась в рамках:

А) психотехникиБ) психофизиологии труда
В) инженерной психологииГ) эргономики

Источник

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом Д. Б. Элькониным. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии[1][2].

Критерии периодизации[править | править код]

В периодизации Д. Б. Эльконина интегрированы теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция развития личности Л. И. Божович и основные положения Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста.

Согласно Л. С. Выготскому, возрастной период характеризуется своей социальной ситуацией развития — совершенно своеобразным, специфическим для данного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.[3]

Структура психологического возраста включает в себя так же такой компонент как ведущая деятельность. Посредством ведущей деятельности происходит развитие других видов деятельности ребёнка и обеспечивается появление психологических новообразований. Возрастные новообразования — новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.[4]

Ребёнок в процессе своего развития находится во взаимодействии с окружающими его предметами и взрослыми. Использование ведущей деятельности в качестве критерия периодизации позволяет выделить две системы деятельности: «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый». Физические свойства предметов не содержат в себе информацию об общественном происхождении предметов, о выработанных способах действий с ними. Для понимания способов действий с общественным предметом, для воспроизведения общественного опыта физические свойства вещи выступают лишь как ориентиры, а носителем этих способов является взрослый человек. В процессе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит всестороннее интеллектуальное развитие ребёнка и формирование его как члена общества. Взрослый выступает перед ребёнком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определённых видов общественной деятельности, осуществляющий определённые задачи и подчиняющийся определённым нормам. В то же время, из внешних свойств деятельности взрослого не следуют её задачи и мотивы: она для ребёнка воспринимается как преобразование или производство предметов. «Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе её осуществления».[3]

Соответственно этим двум системам(«ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый») Эльконин выделяет 2 линии развития ребёнка: операционно-техническую и мотивационно-потребностную. Соотношение динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов.

Таким образом, каждый возраст в периодизации Д. Б. Эльконина может быть описан через социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и новообразования.

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]

Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операционно-технические способности не соответствуют наличествующей мотивационной сфере ребёнка. Каждая эпоха состоит из 2 периодов, различающихся тем, какая система является преобладающей: первый период внутри каждый эпохи связан с развитием мотивационно-потребностной сферы, а второй — операционно-технической. Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием сформировавшихся мотивов и потребностей с теми возможностями реализации деятельности, которые есть у ребёнка. В периодах можно выделить более мелкие единицы — фазы.

В периодизацию не включено пренатальное развитие, так как в этом периоде действуют другие механизмы развития (органического созревания).

Эпоха раннего детства (0-3 лет)[править | править код]

Данная эпоха начинается с кризиса новорожденности. Кризис порождается противоречием между полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от близкого взрослого с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, с другой. Разрешение кризиса происходит к 2 месяцам и связано с появлением индивидуальной психической жизни и потребности в общении (комплекс оживления).

Период младенчества (2 месяца-1 год)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все формы активности младенца опосредованы взрослым; ребёнок вплетён в деятельность ухаживающего взрослого. Эту ситуацию развития называют ситуацией «Пра-Мы».
  • Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)
  • Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей.

Выделяют раннее и позднее младенчество. В раннем младенчестве основной формой общения является ситуативно-личностная, и развивается преимущественно восприятие. В позднем же младенчестве появляется ситуативно-деловое общение и большее развитие происходит в сфере моторных функций (локомоторные и мануальные действия).

Период младенчества заканчивается кризисом одного года. Ребёнок ещё не владеет необходимыми операционно-техническими средствами, чтобы осуществлять деятельность, соответствующую его сформированным мотивам. У ребёнка создаётся основа для выделения самого себя в мире людей, мотивы становятся автономными.

Период раннего детства (1-3 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад «Пра-Мы», появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.
  • Ведущая деятельность: предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: речь; открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.

Период раннего детства так же делят на две фазы, граница между которыми проходит примерно в возрасте 1,5-1,8 лет. В первой фазе в основном развивается импрессивная речь ребёнка (происходит усвоение слов, названий предметов;), а во второй фазе преимущественное развитие происходит в сфере экспрессивной речи(ребёнок начинает говорить слова, пытается строить предложения, то есть сам использует речь для взаимодействия с окружающими людьми). Ранний возраст (и эпоха раннего детства, соответственно) заканчивается кризисом 3 лет — кризисом «Я-сам». ребёнок открывает себя как субъект деятельности, поэтому в течение кризиса происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка. Этот кризис обладает яркой симптоматикой: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Эпоха детства (3-11 лет)[править | править код]

Период дошкольного детства (3-7 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.
  • Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).

Переход от дошкольного детства к следующему периоду происходит вследствие преодоления кризиса 7 лет. Этот кризис связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса:

  • потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты.
  • манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определённую роль, что-то из себя изображая;
  • феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.

Младший школьный возраст (7-11 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый».
  • Ведущая деятельность: учебная, направлена на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.

Завершается данный период (и эпоха детства) кризисом 12 лет. Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.

Эпоха подростничества (12-17 лет)[править | править код]

Младший подростковый возраст (12-15 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: общей характеристикой является расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений. 
  • Ведущая деятельность: интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».

Кризис 15 лет связан с необходимостью изменить своё место в обществе в связи с новым пониманием себя. У ребёнка к этому возрасту появляется желание видеть себя в роли взрослого, он хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, а родители (и другие взрослые в окружении) оказываются ещё не готовы к этому.

Старший подростковый возраст (15-17 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.
  • Ведущая деятельность: учебно-профессиональная, которая предполагает овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.

Эпоха подростничества завершается кризисом 17 лет, который связан со вступлением ребёнка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения.

Выделение общих закономерностей развития после 17 лет оказывается очень затруднительным из-за огромного многообразия тех жизненных путей, которые может выбрать человек.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
  • Выготский Л. С. Проблема возраста.// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.

См. также[править | править код]

  • Нормативные кризисы развития
  • Возрастная периодизация
  • Психосоциальное развитие
  • Психосексуальное развитие
  • Эльконин, Даниил Борисович
  • Нормативные кризисы развития

Источник

Тест по истории психологии, 42 вопроса с ответами1. Бихевиористы показали, как в результате научения могут развиваться:
а) фобии;
б) антисоциальные формы поведения;
в) чувство поражения и бессилия;
г) все ответы верны.

2. Первая лаборатория психологии была основана в Вундте в …
а) 1879 году
б) 1914 году
в) 1889 году
г) 1867 году

3. Принцип отечественной психологии, согласно которому всё в природе, в том числе и психические явления объясняется действием материальных причин и законов – это принцип:
а) единство сознания и деятельности;
б) детерминизма;
в) развития;
г) активности;
д) преформизма.

4. Древние греки считали, что за мысли и поступки людей ответственны ….
а) люди
б) боги
в) жрецы

5. Кто считал ведущими силами развития личности стремление к превосходству (успеху, совершенству), порождаемое врождённым ощущением недостаточности, и социальный интерес как готовность к сотрудничеству с другими людьми:
а) А. Адлер;
б) З. Фрейд;
в) К. Хорни.

6. Эдипов комплекс, который имел в виду З. Фрейд, развивается:
а) на оральной стадии;
б) на анальной стадии;
в) на фаллической стадии;
г) на генитальной стадии.

7. Термин «Педагогическая психология» был предложен:
а) К.Д. Ушинским;
б) П.Ф. Каптеревым;
в) П.П. .лонским;
г) Дж. Дьюи.

8. Научное исследование взаимосвязи между психическими и физическими процессами называется:
а) психофизикой;
б) психометрией;
в) эмпиризмом;
г) механицизмом.

9. Какой метод не относится к методам истории психологии:
а) Историко-генетический метод;
б) Историко-функциональный метод;
в) Метод категориального анализа;
г) Тестирование.

10. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана:
а) с самоуважением;
б) с переоценкой собственного «Я»;
в) с комплексом превосходства;
г) со способностью любить.

11. Кого нельзя отнести к течению, получившему название необихевиоризм:
а) Д. Уотсон;
б) Э. Толмен;
в) Б. Скиннер;
г) А. Бандура.

12. Верными являются утверждения о том, что:
а) по мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано;
б) гипотезы, выдвинутые в теории З. Фрейда, давали истолкование важнейшей сфере человеческой жизни — сексуальной;
в) когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к целостным структурам.

13. Автор учения о высшей нервной деятельности:
а) И.П. Павлов;
б) А.Р. Лурия;
в) И.М. Сеченов;
г) М.Бехтерев.

14. Основоположником русской педагогической психологии является:
а) К.Д. Ушинский;
б) А.П. Нечаев;
в) К.П. Каптерев;
г) А.Ф. Лазурский.

15. Базовые психологические потребности концепции А.Маслоу — это потребности:
а) в любви;
б) в уважении;
в) в безопасности;
г) в получении удовольствия;
д) физиологические.

16. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:
а) Дж. Брунер;
б) Б.Г. Ананьев;
в) Л.С.Выготский;
г) С.Л . Рубинштейн.

17. Согласно теории З. Фрейда, такие черты личности, как чрезмерная чистоплотность, аккуратность, скупость или упрямство формируются в результате фиксации человека:
а) на оральной стадии;
б) на анальной стадии;
в) на фаллической стадии;
г) на генитальной стадии.

18. Бихевиоризм – направление в психологии:
а) считающее движущими силами развития личности инстиктивные влечения (сексуальные, агрессивные);
б) отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций;
в) изучающее проблемы личности, ее активности, самоактуализации;
г) объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.

19. Направление в Западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – это:
а) бихевиоризм;
б) фрейдизм;
в) гештальтпсихология;
г) гуманистическая психология;
д) когнитивная психология.

20. Гуманистическая психология – направление в психологии:
а) признающее решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания;
б) рассматривающее всю психическую деятельность с точки зрения ее непрерывной динамики, активности;
в) исходящее из того, что структура личности закладывается в детстве в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие;
г) исходящее из того, что основной мотив каждого человека – стремление к самоактуализации;
д) считающее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними.

21. Направление в психологии, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистичными сознанию психическими факторами — это:
а) бихевиоризм;
б) ассоционизм;
в) интеракционизм;
г) персонализм;
д) фрейдизм.

22. Кому из отечественных психологов принадлежит следующее определение личности: «Личность – субъект деятельности»:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) К.К. Платонову;
в) А.Н. Леонтьеву;
г) П… Петровскому;
д) А.Г. Ковалеву.

23. Кто ввел в психологию понятия «экстраверсия», «интроверсия», которые были использованы для характеристики свойств темперамента:
а) Э. Кречмер;
б) К. Юнг;
в) Н. Теплов;
г) Д. Небылицин;
д) С. Мерлин.

24. Основателем культурно-исторической теории развития поведения и психики человека является:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.Н. Леонтьев;
в) П.Я. Гальперин;
г) Л.С. Выготский.

25. Основными представителями гештальтпсихологии являются:
а) К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни;
б) Дж. Уотсон, К. Лешли, У. Хантер;
в) Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс;
г) М. Вертгеймер, В. Келлер.

26. Основоположником «рефлексологии» как естественно-научного направления в отечественной психологии является:
а) В.М.Бехтерев;
б) И.П. Павлов;
в) И.М. Сеченов;
г) К.Н. Корнилов;
д) Г.И. Челпанов.

27. Автором общепризнанной в нашей стране концепции периодизации психического развития ребенка является:
а) А.Н. Леонтьев;
б) Д.Б. Эльконин;
в) П.Я. Гальперин;
г) П.П. .лонский.

28. Какой детерминизм возник под влиянием теории Ч.Дарвина:
а) гилозоизм;
б) механицизм;
в) биодетерминизм;
г) психодерминизм.

29. Когнитивный подход настаивает на том, что:
а) индивидуум реагирует подобно машине;
б) разум человека обладает больше информацией, чем та, которую он полагает извне;
в) нашим поведением управляют подавленные влечения;
г) мозг функционирует путём ассоциаций идей.

30. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:
а) постижения им последствий своего поведения;
б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;
в) взаимодействий между людьми.
31. Архетипы по К.Юнгу, представляют собой первообразы, присутствующие в каждом человеке и принадлежащие:
а) к индивидуальному бессознательному
б) к коллективному бессознательному;
в) к идеальному «Я»;
г) ни один из ответов не верен.

32. Основными представителями когнитивной психологии являются:
а) Дж. Уотсон, К. Халл;
б) З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг;
в) Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу;
г) У. Найссер, Г. Саймон.

33. «Не делай другим того, чего не пожелаете себе» — это высказывание принадлежит:
а) Аристотелю;
б) Сократу;
в) Платону;
г) Конфуцию.

34. По мнению Б. Зейгарник, мы дольше помним о ..
а) незавершенной работе;
б) упущенной выгоде;
в) радостном событии;
г) оскорблении

35. По А. Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение, бывают следствием:
а) чувством неполноценности;
б) комплекса неполноценности;
в) комплекса превосходства;
г) неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса.

36. «Человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию; люди сознательные, разумные создания, без доминирующих бессознательных потребностей, конфликтов; люди являются активными творцами своей жизни». Указанных выше принципов придерживаются представители:
а) психоанализа;
б) бихевиоризма;
в) гуманистической психологии.

37. Как называется психологическая система К. Левина (гештальтпсихолога):
а) индивидуальная психология;
б) теория рекапитуляции психологического развития;
в) персонология;
г) теория поля.

38. Кто из представителей гуманистической психологии ввел термин «самоактуализация»:
а) Г. Олпорт;
б) К. Роджерс;
в) А. Маслоу;
г) Р. Мэй.

39. Иерархия потребностей по А. Маслоу состоит из:
а) 3 потребностей;
б) 4 потребностей;
в) 5 потребностей;
г) 6 потребностей.

40. Когнитивная психология это:
а) психологическая концепция, основное внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостности характера природы и поведения человека;
б) психологическая концепция, уделяющая основное внимание процессу познания и активности сознания;
в) психологическая система, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.

41. В период методологического кризиса (10 — середина 30-х годов) .. века возникли новые психологические направления, это:
а) естественнонаучное направление, эмпирическая психология;
б) психофизика, психометрия;
в) генетическая психология, концепция психического развития, межкультурные исследования, гуманистическая психология, когнитивная психология;
г) бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология.

42. Задачи истории психологии:
а) анализ возникновения и динамического развития научных знаний о психике;
б) изучить психологические вопросы управления процессом обучения, исследовать формирование познавательных процессов, отыскать надежные критерии умственного развития;
в) исследование профессиональных особенностей человека, закономерности развития трудовых навыков, выяснение влияния

Источник