Критические периоды развития ребенка анатомия

метки: Период, Система, Фактор, Орган, Организм, Ребенок, Действие, Аномалия
Введение
Анатомия — наука, изучающая строение и закономерности развития человеческого тела в связи с его функциями и влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды.
В настоящее время физиология и анатомия накопили огромный фактический материал. Это привело к тому, что от физиологии и от анатомии отпочковываются две самостоятельные науки — это возрастная анатомия и возрастная физиология.
1. Критические периоды онтогенеза
С конца XIX в. существует представление о наличии в онтогенетическом развитии периодов наибольшей чувствительности развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Эти периоды получили название критических.
Критические периоды различных органов и областей тела не совпадают, друг с другом по времени. Причиной нарушения развития зачатка является большая чувствительность его в данный момент к действию патогенного фактора, чем у других органов. При этом действие разных факторов может вызвать одну и ту же аномалию. Это свидетельствует о неспецифическом ответе зачатка на повреждающие воздействия. В то же время некоторая специфичность тератогенных факторов выражается в том, что, будучи различными, они оказывают максимальное повреждающее действие не на одних и тех же стадиях развития.
В процессе закладки каждого органа также существуют особо чувствительные периоды, когда воздействие неблагоприятных факторов среды может вызвать, то или иное отклонение в его развитии (то есть аномалию).
В критические периоды зародыш или плод становится высоко реактивным и лабильным по отношению к действию внешних факторов. Аномалии развития возникают при этом в силу того, что борьба организма с разрушительными процессами (то есть, регуляторная функция органов и систем плода) в эти периоды может быть ослаблена. Непосредственной причиной аномалии может послужить либо остановка развития той или иной системы организма в критический период, либо нарушение координации в скорости компенсаторных ответных реакций систем развивающегося плода. Чем на более ранней стадии своего развития находится эмбрион, тем его ответная реакция на действие патогенного фактора более отличается от реакции систем взрослого организма.
11 стр., 5476 слов
Периоды развития теории управления
… Прогнозирование – определение системы вероятных целей функционирования и развития социально-экономических систем и вероятные пути … воздействия);организационной культурой;социально-психологическими факторами. Основные подходы к оценке … решения; степень достижения управляющим органом поставленных целей и запланированных … С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс …
В онтогенезе человека к критическим периодам относят:
1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;
2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;
3) имплантация зародыша (4−8-е сутки эмбриогенеза);
4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3−8-я неделя развития);
5) стадия усиленного роста головного мозга (15−20-я неделя);
6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20−24-я неделя пренатального периода);
7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;
8) период раннего внеутробного развития это от 2 до 3х лет, когда ребёнок начинает активно двигаться. Резко расширяется сфера его общения с внешним миром, интенсивно формируется речь и сознание. К концу второго года жизни в словарном запасе ребёнка 200−400 слов. Он самостоятельно ест, регулирует мочеиспускание и дефекацию. Всё это приводит к напряжению физиологических систем организма, что особенно сказывается на нервной системе, перенапряжение которой может привести к нарушениям психического развития и заболеваниям. Ослабляется пассивный иммунитет, полученный от матери; на этом фоне могут проявляться инфекции, что приводит к анемии, рахиту, диатезу.
В 6−7 лет в жизнь ребёнка входит школа, появляются новые люди, понятия, обязанности. К ребёнку предъявляются новые требования. Совокупность перечисленных факторов вызывает увеличение напряжённости в работе всех систем организма, которые адаптируют ребёнка к новым условиям. В развитии девочек и мальчиков наблюдаются различия. Только в середине школьного периода (к 11−12 годам) у мальчиков происходит рост гортани, меняется голос, оформляются половые органы. Девочки опережают мальчиков в росте и массе тела.
7 стр., 3122 слов
Наследственность и рост. Развитие коры головного мозга. Принципы эволюции
… условиях. Наследственная обусловленность роста и развития организма во внутриутробный период малозначима. Во внутриутробном периоде монозиготные близнецы могут значительно … контроля морфологических и физиологических признаков снижается в период полового созревания. Поэтому предполагают, что в первый … таза у мальчиков и ширина плеч у девочек. В течение школьного периода жизни уровень генетических …
9) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет).
Этот период связан с изменением в организме гормонального баланса. Глубокая перестройка, происходящая в 12 -16 лет, обусловлена взаимоотношениями желез внутренней секреции гипоталамо — гипофизарной системы. Гормоны гипофиза стимулируют рост тела, деятельность щитовидной железы, надпочечников и половых желез. Наблюдается дисбаланс развития внутренних органов: рост сердца опережает рост сосудов. Высокое давление в сосудах и бурное развитие половой системы приводят к сердечной недостаточности, головокружениям, обморокам, повышенной утомляемости. Эмоции подростков изменчивы: сентиментальность граничит с гиперкритицизмом, развязностью и негативизмом. У подростка формируется новое представление о себе как о личности.
2. Что такое акселерация и чем она характеризуется?
Термин «акселерация» (от лат. acceleratio — ускорение) был впервые введен в научную литературу немецким врачом Е. Кохом (Koch, 1953), который на основании многолетних наблюдений над разными поколениями школьников показал, что дети 30-х гг. нашего столетия во всех возрастно-половых группах оказались крупнее, чем были их родители в том же возрасте.
Акселерация — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. В начале 20 века во многих странах было обнаружено, что вес и рост у подростков стал выше, чем в соответствующем возрасте у их и родителей, а половое созревание стало наступать раньше. В настоящее время ускорение развития охватило повсеместно страны Европы, Америки, Азии и Африки. Это дает основание говорить об акселерации как о вековой тенденции, характеризующей развитие современного человека. Средний рост взрослого человека за каждое десятилетие увеличивается примерно на 1 см, а вес — на 1,5−2,5 кг. Статистика показывает, что за последние 40 лет у подростков по сравнению с их сверстниками 70-х гг. рост увеличился на 15 см, а вес на 12−15кг.
8 стр., 3707 слов
Ильенков. К+понятию+тело+человека,+человеческое+тело
… тело+человека,+человеческое+тело — Стр 2 Текст под названием К понятию «тело человека», «человеческое тело … сближения (и даже отождествления!) физиологии и психологии. Ближайшими единомышленниками Ильенкова … Спиноза вырисовывается во весь рост (хотя он так или … ребенка приходится УЧИТЬ, и с большим трудом, терпением и настойчивостью. Никакой мимики, ибо мимика – это искусственный язык, которому человек …
Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных явлений, в том числе некоторыми изменениями в психическом развитии. До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.
Главные признаки акселерации:
Длина тела и вес ребенка при рождении больше, чем в предыдущие годы. Сейчас вес новорожденных на 100−300гр. больше, а длина тела на 1,2 -2,5 см больше, чем 100 лет назад. В основе этого явления лежит более интенсивное внутриутробное развитие: усиленная витаминизация беременных женщин и детей. Ускорение развития грудных детей. Удваивание веса тела у грудных детей по сравнению с весом новорожденных происходит сейчас к 4 мес., а не к 6 месяцам как было в начале 20 века. Если «перекрест» величин окружности груди и головы в начале 20 века регистрировался к 10−12 мес., то в настоящее время окружность груди становится равной окружности головы в возрасте 2−3 месяцев. У современных детей раньше прорезываются зубы. К 1 году у современных детей длина тела на 5−6 см, а вес на 2−2,5 кг выше, чем они были в начале века. Акселерация развития заметна также у детей ясельного и дошкольного возраста. Развитие современных 7-летних детей соответствует 8,5−9 годам у детей конца 19 века. В среднем у детей дошкольного возраста длина тела за 100 лет увеличилась на 10−12 см. Раньше прорезываются и постоянные зубы.
Ускорение роста у детей школьного возраста, особенно в период полового созревания, у современных девочек 10−12 лет, а у мальчиков 12−14 лет. В больших городах половое созревание подростков наступает раньше, чем в сельской местности. Темпы акселерации сельских детей также ниже, чем в городах. Более ранее завершение роста: в связи с более ранним половым созреванием окончательное окостенение скелета и прекращение роста в длину завершается сейчас у девушек к 16−17 годам, а у юношей к 18−19 годам. У женщин менопауза отодвинулась к 48−50 году жизни (в начале 20 века менопауза наступала в 43−45 лет).
4 стр., 1723 слов
Эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двух-трехмесячного ребенка на близкого для него человека комплекс оживления.
… .Постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для человека (ребенка) во внутреннее, называется интериоризация; Экстериоризация – обратный процесс 36.Понятие, … приспособительную функцию, со временем утраченную, называется атавизм; 34.Отождествление ребенком себя с человеком определенного и усвоение соответствующих форм полоролевого поведения –полоролевая идентификация …
Следовательно, удлинился детородный период, что также можно отнести к проявлениям акселерации.
Основные причины появления акселерации:
1. Усиленная витаминизация детей и беременных женщин.
2. Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т. д.).
3. Влияние СМИ.
4. Радиоактивные загрязнения, поначалу ведущие к ускорению роста, а со временем — к ослаблению генофонда.
5. Уменьшение кислорода в атмосфере, вызывающее усиленный рост грудной клетки, а за ней и всего организма.
6. Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях).
Все эти факторы действуют в комплексе.
3. Нервная клетка, ее строение и функциональное назначение. Миелинизация нервных отростков, ее значение. Роль синапсов в проведении нервного импульса
Основным структурным элементом нервной системы является нервная клетка, или нейрон. Через нейроны осуществляется передача информации от одного участка нервной системы к другому, обмен информацией между нервной системой и различными участками тела. В нейронах происходят сложнейшие процессы обработки информации. С их помощью формируются ответные реакции организма (рефлексы) на внешние и внутренние раздражения.
10 стр., 4856 слов
Анатомия центральной нервной системы
… с. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994. Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М. … анатомии человека и общей биологии в пределах школьной программы. Освоение дисциплины необходимо для изучения курсов по физиологии … Нейрон. Нервная ткань Нейронная теория строения нервной системы. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной ткани. Морфологические типы нейронов, …
Нейроны разделяются на три основных типа: афферентные, эфферентные и промежуточные нейроны. Афферентные нейроны (чувствительные, или центростремительные) передают информацию от рецепторов в центральную нервную систему. Тела этих нейронов расположены вне центральной нервной системы — …
Список литературы
1. Брин В. Б. Физиология человека в схемах и таблицах. — Ростов-на-Дону, 1999.
2. Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. — М., 1976.
3. Любимова З. В., Маринова К. В., Никитина А. А. Возрастная физиология. Часть I и II.- М., 2004.
4. Привес М. Г. Анатомия человека. М., 2004.
5. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков. — М., 2004.
6. Убогий А. Н. Анатомия. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2005.
7. Физиология человека / Под ред. В. М. Покровского, Г. Ф.Коротько.- М.: Медицина, 2001.
8. Физиология человека / под ред. Г. И.Косицкого.- М.: Медицина, 2002.
9. В.М. Харитонов, А.П. Ожигова, Е.3. Година, Е.Н. Хрисанфова, В.А. Бацевич Антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 272 с.
10. Соколов Д.К. Каким быть подростку. — Москва: Советская Россия, 1988. — С.26−27.
11. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология. — М., 2008.
12. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. — М.: Высшая школа, 1974.
13. Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. Т. 6. — М.: Медицина, 1991−1996.
14. Матюшонок М.Т., Турин Г. Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. — М.: Высшая школа, 1974.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
Источник
Развитие ребенка происходит в тесной взаимосвязи генетически заложенных потенциалов организма и стимулирующего влияния окружающей среды. Воздействие внешних стимулов необходимо не только для овладения какой-либо функцией, но и для созревания клеток, тканей и органов, которые участвуют в осуществлении этой функции. Так, эксперименты на животных показали, что блокада зрительной информации в период развития зрительного анализатора приводит к обеднению и недоразвитию структур зрительной коры. При выращивании котят в клетках с чередующимися черными и белыми полосами по вертикали или горизонтали структура зрительной коры мозга отражает рисунок полос. Следовательно, внешняя среда (в данном случае зрительная информация) влияет на формирование воспринимающего субстрата (зрительного участка коры мозга), регулируя количество и качество составляющих его клеток.
Неравномерное созревание различных систем организма, в первую очередь отделов нервной системы, ведет к тому, что чувствительность к внешним воздействиям может сильно различаться в разные возрастные периоды. Исследования показали, что орган или система, осуществляющие определенную функцию, становятся особо чувствительными к внешним воздействиям именно в период наиболее интенсивного развития данной функции. Эти исследования легли в основу представления о сенситивных периодах развития как периодах наибольшей чувствительности развивающегося организма к воздействию факторов среды.
Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции, гой или иной способности человека. Например, сенситивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивается ни до, ни после этого возраста, но именно в этот период речь развивается наиболее бурно и в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение взрослым его речевых попыток, желания выразить свои чувства речью.
Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду для развития навыков, которые связаны с развитием определенных структур мозга. Особенно эффективен этот подход при обучении детей с отставанием в психическом развитии, нарушениями слуха и зрения. При таком подходе высокая чувствительность определенных функций в определенные периоды используется для эффективной стимуляции развития этих функций внешними воздействиями. Выявление и учет сенситивных периодов является обязательным условием создания адекватных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка.
Границы сенситивных периодов не являются резко выраженными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев. Сенситивные периоды формирования различных функций могут накладываться и создавать предпосылки друг для друга. Выделение сенситивных периодов в равной степени относится к моторным функциям (освоение моторных навыков), сенсорным функциям (развитие восприятия окружающего мира) и психическим функциям, включающим в себя сенсорные и моторные. Ниже приведены условные границы некоторых сенситивных периодов.
- 1. От 1 месяца до 3–4 лет – период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Затем он осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Восприятие и познание окружающего мира происходит в значительной степени через движение. Полученные в результате «двигательного периода» представления об окружающем мире ложатся в основу развития мышления.
- 2. От 0 до 5,5 лет – период сенсорного развития. Активное приобретение с первых месяцев жизни сенсорного опыта (опыта, представленного в ощущениях величины, формы, веса, цвета, фактуры, структуры предметов, вкуса, запаха, разнообразных звуков) стимулирует формирование и развитие зон головного мозга, обеспечивающих восприятие и переработку сенсорной информации, способствует развитию интеллекта ребенка.
- 3. От 0 до 6 лет – период развития речи. В этот период каждый ребенок – «великий филолог», скорость и качество усвоения им речевой информации не имеет аналогий в другие периоды развития. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году нарастает словарь ребенка, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, усваиваются многие грамматические нормы. В 2,5-3 года ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. К 5–6 годам ребенок начинает осваивать письменную речь (чтение и письмо).
- 4. От 10 месяцев до 2,5 лет – период интереса к мелким предметам. Повышенный интерес ребенка к мелким предметам связан с потребностью интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускулов руки. Манипуляции с мелкими предметами стимулируют интенсивное развитие определенных отделов головного мозга, в том числе отделов, обеспечивающих развитие речи.
- 5. От 2 до 6 лет – период развития социальных навыков. Ребенок начинает идентифицировать и осознавать себя, уменьшается его зависимость от взрослого, появляется интерес к другим детям, групповым формам поведения, к отношениям со взрослыми и сверстниками. Он осваивает социальные правила поведения. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который постепенно становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли, что ведет к развитию сюжетно-ролевой игры и интенсивному впитыванию культуры социального окружения. Отсутствие адекватного социального опыта в этом периоде значительно снижает возможности социальной адаптации не только в дошкольном периоде, но и на протяжении последующей жизни.
Каждый из сенситивных периодов требует определенных условий (организации окружающей среды и педагогических воздействий) для оптимального развития тех функций, которые в этот период интенсивно развиваются и формируются.
Помимо сенситивных периодов в онтогенетическом развитии можно выделить периоды бурных переломных скачков. Это критические периоды, во время которых происходят интенсивные морфофункциональные изменения определенных систем, они характеризуются особой чувствительностью развивающейся функции, когда отсутствие адекватных средовых воздействий может необратимо нарушить становление функции. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в первые месяцы жизни восприятие их в дальнейшем не формируется, то же относится к речевой функции (известны примеры детей-«маугли», которые выросли среди животных – овладение человеческой речью в дальнейшем оказалось для них недоступно).
Критическим является весь период внутриутробного развития, период новорожденности и первые шесть месяцев младенчества, так как в этом возрасте закладываются основы большинства физических и психических функций, их регуляции и взаимодействия. В дальнейшем онтогенезе критическими являются периоды наложения сенситивных периодов и резких изменений социально-средовых факторов (к примеру, на возраст начала школьного обучения с резкой сменой социальных условий приходится так называемый полуростовой скачок – возрастной физиологический криз 6–7 лет, сопровождающийся психологическим кризисом 6–7 лет. Критическим периодом является и начало полового созревания (пубертат) – изменение нейрогуморальной регуляции организма ослабляет возможности саморегуляции, что совпадает по времени с повышением социальных требований к подросткам и неустойчивости их самооценки. Это приводит к рассогласованности между социальными требованиями и функциональными возможностями организма, может проявляться «трудным» поведением и отклонениями в здоровье.
Критические периоды онтогенеза отличаются более высокой чувствительностью развивающегося организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды, чем относительно стабильные периоды развития.
Источник