Критические периоды постнатального развития ребенка

Критические периоды постнатального развития ребенка thumbnail

К
проблеме возрастной периодизации
непосредственно примыкает задача
выявления сенситивных и критических
периодов развития.

Деятельность
всех физиологических систем и поведение
ребенка обуславливается созреванием
регуляторных структур центральной
нервной системы, обеспечивающих развитие
и качественные изменения адаптивных
механизмов. Установлено, что чувствительность
организма к внешним воздействиям носит
избирательный характер на разных этапах
онтогенеза, что легло в основу представлений
о сенситивных периодах как периодов
наибольшей чувствительности и основы
благоприятного развития. Многочисленные
исследования позволили понять, что на
протяжении постнатального онтогенеза
сенситивные периоды одних функций
сменяется сенситивным периодом развития
других, т.е. организм ребенка практически
постоянно находится в состоянии
повышенной чувствительности к меняющимся
факторам внешней среды. Если организм
входит в фазу, когда одновременно
повышается чувствительность сразу к
нескольким группам факторов, говорят
о наступлении критического периода в
развитии.

Понятие
критический период ввел в психологию
Л.С.Выготский. Результаты его исследований
были систематизированы в лекциях,
прочитанных Л.С.Выготским в Ленинградском
педагогическом институте им. А.И.Герцена
в 1933/1934 годах. Концепция Л.С.Выготского
была основана на работах другого
отечественного исследователя – педолога
П.П.Блонского, который различал периоды
спокойного развития («лизисы») и периоды
переломного, критического развития
(«кризисы»).

Л.С.Выготский
считал, что развитие, в отличие от
устойчивых периодов, совершает скорее
разрушительную, чем созидательную
работу. Он понимал критические периоды
как «поворотные пункты в детском
развитии, принимающие иногда форму
кризиса», переломный этап, переход от
одного периода онтогенеза к другому.
Считая, что в эти периоды «развитие
приобретает бурный, стремительный,
иногда катастрофический характер,
ученый подчеркивал позитивные тенденции
развития, заключающихся в морфофизиологическом
и психофизиологическом переформировании
организма. В
критические стадии происходит
передоминирование ряда функций на
основе переконструирования связей
между нервными центрами, обеспечивающих
соответствующие перестройки поведения.
Теория возрастных
кризисов, разработанная П. П. Блонским
– Л.С. Выготским, остается крайне
актуальной и в настоящее время, поскольку,
с одной стороны, она раскрывает два
основных варианта развития — литический
и критический, с другой стороны, объясняет
ряд негативных явлений в нервно-психической
сфере ребенка как вариант развития, а
не как патологию. Необходимо заметить,
что в кризисные периоды возможна
манифестация латентных эволюционных
расстройств нервной системы, которые
были незаметны в периоды стабильного
развития. Основными
характеристиками критических периодов
по Выготскому можно назвать:


наличие резких изменений в короткие
отрезки времени;


неочетливость границ кризиса, т.е.
трудность определения моментов
наступления и окончания;


конфликты с окружающими и трудновоспитуемость
ребенка, выпадение его из системы
педагогического воздействия;


наличие разрушения в развитии: «на
первый план выдвигаются процессы
отмирания и свертывания, распада и
разложения того, что образовывалось на
предшествующей стадии».

В
отличие от Выготского и его последователей
А.Н.Леонтьев разделяет понятие «критический
период» и «кризис», определяя присущие
кризисам свойства:


неотчетливые границы начала и конца
кризиса и наличие кульминационной точки
(апогея);


снижение темпа развития по сравнению
с периодом стабильности;


негативный характер развития.

Если
критический период – неизбежный переход
с одной стадии психического развития
на другой, то при адекватном управлении
процессом развития извне кризисов может
не быть.

В
физиологии критические периоды получили
название возрастных кризисов. Возрастные
кризисы (важнейшие из них — пубертатный
и климактерический) характеризуются
как реакции организма человека на
перестройку физиологических процессов
в различные возрастные периоды, как
быстрые сдвиги, каждый из которых кладет
начало новой фазе жизненного цикла».

В
психологии критическими периодами
детства принято считать глобальные
перестройки на уровне индивида и
личности, происходящие в определенное
время. Причем многие зарубежные и
отечественные авторы исходят из
представления о нормативности,
необходимости кризисов.

Первоначально
понятие «критический период» было
введено в эмбриологии для обозначения
периодов повышенной чувствительности
к действию факторов, выходящих за границы
физиологической нормы.

В
период внутриутробного развития каждый
орган претерпевает критические стадии
дифференциации в строго определенные
моменты развития. Вредоносное воздействие
на зародыш приводит к избирательному
нарушению в развитии именно того органа,
который находится в стадии наиболее
интенсивного формирования.

В
основе избирательного повышения
чувствительности лежит усиление
процессов обмена веществ в наиболее
быстро растущих органах и тканях. В
общем, критические периоды в ходе
внутриутробного развития ребенка
совпадают с процессами наиболее
интенсивного роста и дифференцировки,
как бы маркируют процесс развития,
отмечая стадии морфогенеза.

Таким
образом, критическим в полном смысле
слова, видимо, следует называть тот
период времени, когда организм должен
испытывать воздействие определенного
типа и это является условием его
дальнейшего нормального развития.
Изменения в ходе критического периода
носят необратимый характер, в результате
чего структура и функция приобретают
законченную форму, не чувствительную
к модифицирующим воздействиям в более
позднем возрасте. Весьма вероятно, что
критические периоды наиболее характерны
для анатомоморфологических изменений
в ходе развития, поэтому могут представлять
хронологическую инварианту развития.

В
эволюционной биологии критическим
периодом принято считать этап раннего
постнатального развития, характеризующийся
интенсивностью морфофункционального
созревания, когда функция может не
сформироваться из-за отсутствия средовых
воздействий. В процессе дальнейшего
развития критические периоды могут
возникать как результат резкой смены
социально-средовых факторов и их
взаимодействия с процессом внутреннего
морфофункционального развития.
Усиление гетерохронии и дисгармонии в
развитии органов и систем, как на
морфологическом, так и на функциональном
уровнях, способствуя развитию одних
функций, могут приводить к нарушениям
других. Например, это проявляется в том,
что дисгармония в росте сердца и сосудов
в подростковом возрасте зачастую ведет
к функциональным нарушениям в деятельности
сердечно-сосудистой системы, а также
нервной системы из-за недостаточного
снабжения мозга питательными веществами.

Читайте также:  Эмоционально волевая сфера ребенка с задержкой психического развития

С
точки зрения психофизиологии критический
период – процесс, отличающийся
качественными преобразованиями,
одновременно происходящими в разных
физиологических системах, мозговых
структурах, определяющих формирование
психических процессов, на каждом
последующем этапе онтогенеза, под
влиянием биологических и социальных
факторов.

Большинство
современных теорий рассматривает
возрастные кризисы как нормативные,
которые неизбежно возникают на жизненном
пути большинства людей. Как уже было
сказано, актуальной по сегодняшний день
остается теория возрастных кризисов
П. П. Блонского – Л.С. Выготского, согласно
которой выделяются 5 возрастных кризисов,
определяющих рамки возрастной периодизации
и по сей день. Характеристики кризизов
даны в главах, посвященным отдельным
возрастным периодам.

Рассматривая
в качестве теории кризисов возрастного
развития эпигенеческую концепцию
Э.Эриксона, можно составить представление
о кризисе как о периоде повышенной
уязвимости и возросших потенций, и,
вследствие этого, онтогенетический
источник хорошей или плохой
приспособляемости.

Согласно
теории Эриксона, на протяжении жизни
человек переживает восемь специфических
для каждого возраста психосоциальных
кризисов с благоприятным или неблагоприятным
исходом.

Первый
кризис, который человека переживает на
первом году жизни, связан
с качеством удовлетворения основных
физиологических потребностей
ребенка ухаживающим за ним человеком.
При хорошем уходе и отношении у
ребенка развивается чувство глубокого
доверия
к
окружающему его миру, а во втором,
наоборот, недоверия
к нему.

Второй
кризис связан с первым опытом обучения,
особенно с
приучением ребенка к чистоплотности.
Если родители относятся к ребенку
с
пониманием
и помогают ему контролировать естественные
отправления, ребенок получает опыт
автономии.
К
развитию у ребенка стыда
или
сомнений,
связанных,
главным образом, со страхом потерять
контроль нал собственным организмом
приводит
слишком строгий или слишком
непоследовательный внешний контроль.

Третий
кризис соответствует «второму детству»,
когда происходит самоутверждение
ребенка. В этот период у ребенка
развивается чувство
инициативы,
если ему позволяют реализовывать планы,
которые он намечает. Наоборот,
переживание
повторных неудач и безответственности
могут привести
его к покорности
и
чувству вины.

Четвертый
кризис происходит в школьном возрасте,
когда ребенок начинает готовиться к
выполнению
будущих задач,
учится работать.
В
зависимости от царящей в школе атмосферы
и принятых
методов воспитания у ребенка развивается
вкус к
работе или
же, напротив, чувство неполноценности
как
в плане использования
средств и возможностей, так и в плане
собственного статуса
среди товарищей.

Пятый
кризис переживают подростки обоего
пола в поисках идентификации
(усвоения
образцов поведения значимых для подростка
других людей) на основе прошлого опыта,
потенциальных возможностей
подростка и выбора, который он должен
сделать. Неспособность подростка к
идентификации или связанные с ней
трудности могут привести
к ее «распылению» или же к путанице
ролей, которые подросток
играет или будет играть в эмоциональной,
социальной
и профессиональной сферах.

Шестой
кризис свойствен молодым взрослым
людям. Он связан
с поиском близости
с
любимым человеком, вместе с которым
ему предстоит совершать цикл «работа

рождение детей — отдых,
чтобы
обеспечить своим детям надлежащее
развитие. Отсутствие подобного
опыта приводит к изоляции
человека, его замыканию
на самом себе.

Седьмой
кризис,
наступающий примерно в 40 лет, характеризуется
развитием генеративности —
чувства сохранения рода,
который проявляется
главным образом в «интересе к следующему
поколению
и
его воспитанию Этот период жизни
отличается продуктивностью
и созидательностью в самых разных
областях.

Восьмой
кризис
переживается во время старения. Он
знаменует
завершение жизненного пути, а разрешение
зависит как
этот путь был пройден. Достижение
человеком цельности
основывается
на подведении им итогов своей прошлой
жизни и осознании
ее как единого целого, в котором уже
ничего не изменить.
Если человек не может свести свои прошлые
поступки в
единое целое, он завершает свою жизнь
в страхе перед смертью
и в отчаянии от невозможности начать
жизнь заново.

Эриксон
возражает, чтобы его последовательность
стадий трактовалась как последовательность
достижений.
Новое качество потенциально двухполюсно,
например,
автономность имеет своим антиподом
чувство стыда. Поэтому новое качество,
и возникнув, оказывается внутренне
конфликтным.

Сходные
классификации возрастного развития
используют и
другие авторы.

Г.
Крайг определяет критический период
как «единственный отрезок
времени в жизненном цикле организма,
когда определенный
средовой фактор способен вызвать
эффект».
Такое понимание кризиса основывается
на двухфакторной модели детерминации
развития, определяемого влиянием среды
и наследственности. В этой модели
критический период является
моментом синхронизации внутреннего
созревания и воздействия среды.

Д.Левинсон
рассматривает развитие как регулярную
последовательность стабильных и
переходных стадий.

Большинство
последователей у взрослых рассматривают
три основных кризиса: кризис молодости,
кризис «середины жизни» и кризис
старости, а также ряд менее значимых
критических периодов.

Вопросы для
повторения:

  1. В
    чем заключается биологическая сущность
    критических периодов?

  2. Какие свойства
    присущи кризисам?

  3. Каковы признаки
    первого возрастного кризиса?

  4. Какие
    стадии развития сенсорно-моторного
    интеллекта, по мнению Ж.Пиаже, способствуют
    социализации человека?

  5. Каковы
    свойства третьего возрастного кризиса?

  6. В
    чем заключаются позитивные и негативные
    моменты четвертого возрастного кризиса?

  7. Какие
    признаки являются главными особенностями
    пятого возрастного периода?

  8. Как
    отражает концепция Э.Эриксона
    психосоциальные кризисы?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Ананьев
Б. Г. Человек
как предмет познания. — Л., 1968

Выготский
Л.С.Вопросы детской (возрастной) психологии
//Собр.соч., Т.6.- М.: Педагогика, 1984

Бауэр
Т. Психологическое
развитие младенца. — М., 1985

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА:

Ананьев
Б. Г. Избр.
психол. труды: В 2 т, — М., 1980. — Т. 1

Читайте также:  Полисенсорное развитие ребенка с нарушением зрения

Букреева
Д.П. Возрастные особенности функционирования
двигательного аппарата девушек 15-16 лет
при выполнении физических нагрузок
разной мощности //Новые исследования в
психологии и возрастной физиологии.
М., 1989. N 2(2)

Гуськова
Т.В. Психологический анализ симптоматики
кризиса 3-х лет //Новые исследования в
психологии и возрастной физиологии.
1989. № 1

Крайг Г. Психология
развития. СПб.: Питер, 2003

Леонтьев А.Н.
Проблемы развития психики. И.:Изд. МГУ,
1981

Мечников
И. И. Этюды
о природе человека. — М., 1961

Пиаже
Ж. Избр.
психол. труды. — М., 1969

Пожар
Л. Психология аномальных детей и
подростков – патопсихология. — Москва
— Воронеж: Модек, 1996

Развитие
психофизиологических функций взрослых
людей /Под ред. Б. Г. Ананьева
и Е. И. Степановой. – М. 1972

Судаков К.В.
Функциональные системы организма. —
М.:Медицина, 1984

Эриксон
Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности
//Теории личности в западноевропейской
и американской психологии. Хрестоматия
по психологии личности. Самара: Бахрах,
1996

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Критические периоды онтогенеза.

   В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность

развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Это обусловливает

повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их

течения. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными

изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности.

Развитие психоневрологических функций ребенка происходит не одновременно, а гетерохронно по мере развертывания

онтогенеза и роста ребенка. Одни функции развиваются параллельно, относительно независимо друг от друга, другие

последовательно, путем преемственной перестройки сменяя или обогащая предыдущие функциональные возможности.

Возникновение критических периодов развития контролируется эндогенно, генетической программой, которая в

определенной стадии онтогенеза определяет срок перестройки конкретной функциональной системы и готовность ее к

данной перестройке.

    Триггерными, пусковыми факторами критического периода являются факторы как внутренней среды, так и внешней.

 
    Предлагаемая схематичная последовательность критических периодов достаточно условна, она не претендует на

учет всех функциональных превращений, которыми заполнен каждый час, день, неделя, месяц жизни маленького

ребенка. Однако, она четко отражает этапы возрастающей степени активности взаимодействия организма с внешним

миром, а также ключевое функциональное назначение и преемственность возрастных периодов.

  1. Первые 2 часа жизни — в связи с разрывом «пуповинного» контакта с матерью происходит постепенное

освобождение организма новорожденного от биологически активных веществ, осуществляющих регуляцию

жизнедеятельности плода в период родов (уже упомянутая интранальная гибернация плода или, проще, — «родовой

наркоз»); начало воздействия внеродовых внешних и внутренних факторов (гравитация, световые, звуковые и

тактильные раздражители, интенсивная сигнализация от начавших новый внеутробный способ функционирования

легких, желудочно-кишечного тракта, сердца и кровеносных сосудов).

 2. От 2 до 12 первых часов жизни — «имитационный» период (период подражательных автоматизмов),

характеризуется, как уже было отмечено, высокими функциональными возможностями «внеутробного плода»,

вынесенными в первые часы постнатального периода. В эти первые часы жизни, «прощальные» для навыков,

приобретенных плодом в утробе матери, ребенок сохраняет способность удерживать головку, прослеживать глазами за

окружающими, копировать некоторые движения врача или матери.
 3. Первая неделя жизни — первичная «настройка» жизненно важных функций в качественно новых

внеутробных условиях (первичная стабилизация дыхания, работы сердца и сосудов, акта сосания и пищеварения). В

этот период у некоторых детей могут отмечаться значительные колебания частоты дыхания и пульса, артериальное

давление, например, может подниматься до 200 мм рт. столба, а затем снижаться до 50-60 мм. Одновременно

окончательно утрачиваются внутриутробные автоматизмы, кроме базисных — автоматизмов сосания и шагового.

Новорожденный уже не видит, крайне обеднение реагирует на другие внешние раздражители. Зато он постепенно

выходит из «стресса», вызванного сверхмощным воздействием постнатальных факторов внешней и внутренней сред.

  4. От второй до 8-12 недель — критический постнатальный период — первый период обучения после рождения.

Относительно стабилизированы жизненно важные функции, анализаторы мозга, воспринимающие «сигналы» внешней и

внутренней среды, «настроены», адаптированы к новым условиям жизни. Начинается первичный период отражения

внешней среды, который характеризуется запуском в мозге процесса интенсивного ветвления дендритного дерева,

формированием новых синаптических связей между нейронами. Увеличивается масса мозгового вещества,

преимущественно в тех отделах мозга, которые принимают на себя поступающую информацию, и этим обеспечивается

выполнение задачи обеспечения первоочередных, базисных функций.

          Мозг отражает собой внеутробные воздействия на ребенка. В этот период ребенок «учится» видеть и слышать

лишь то, что случайно попадает в поле его зрения и слуха, а в конце критического постнатального периода начинает

немножко следить, следовать глазами и головой за увиденным или услышанным. Появляется навык удерживать голову

в вертикальном положении, постепенно разжимаются кулачки и кисть готовится к навыку схватывания. Но еще нет

активного поиска раздражений, активного общения с внешним миром.

  5. От 3 до 18 месяцев — период, называемый стадией первичного развития сенсорной (воспринимающей)

системы. Развитие двигательных навыков открывает впервые возможность активного контакта со средой. Появляется

активный поиск глазами игрушки ,матери. Кисть схватывает, рука тянется в рот. В 5-6 месяцев ребенок начинает сидеть

и вертикальное положение тела дает новый толчок к развитию: увеличивается обзор помещения, ребенок гулит,

издает звуки, отражающие определенные эмоции, отрицательные или положительные, берет в руку нужный предмет и

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в школе

рассматривает его, дифференцирует людей, любимые и нелюбимые игрушки.

          Этот период характеризуется освоением многих важнейших навыков, ребенок последовательно овладевает

способностью активно видеть и слышать, держать голову, ползать, сидеть, стоять, ходить, а в конце — понимать

обращенную речь и сознательно произносить отдельные слова, однако, основным является приобретение способности

активно взаимодействовать с окружающей средой. В этом же периоде происходит постепенное постнатальное развитие

и дифференциация шагового автоматизма в виде «высвобождения» движений рук и ног от положения головы и шеи,

начинается «высвобождение» движений ног от положения рук.
          С началом активного перемещения сперва в виде ползания, а к концу года и в виде ходьбы восприятие

окружающего мира становится активным и избирательным — произвольно избирательным. Возникает готовность к

переходу к следующему периоду. Ребенок способен, увидев или услышав сигнал, повернуть в нужную сторону глаза, а

затем и голову, протянуть к источнику сигнала руку, а если дотянуться невозможно, то подползти или подойти и взять

рукой нужный предмет по общей схеме: увидел (или услышал) — повернул взор и голову, узнал — захотел захватить —

протянул руку — подошел (подполз), схватил рукой — и, чаще всего, поднес ко рту.

  6. От 1,5 до 3 лет — период, который можно назвать началом приобретения персонального жизненного опыта.

Главное — появляется осознанная фразовая речь. В мозге формируется межполушарная асимметрия, возникает

доминантное полушарие, концентрирующее в себе основные речевые функции. Развитие импрессивной и

экспрессивной речи имеет решающее значение для социального общения, становления коммуникативных функций.

Вместе с появлением речи приобретается возможность различать, дифференцировать реальные предметы и события от

их символов. Одновременно угасает активность сосательных автоматизмов, которые становятся помехой для

становления речи.

          В этот период возникают первые впечатления, память о которых сохраняется на всю жизнь, отсюда идет первый

отсчет воспоминаний о детстве, об участии ребенка в окружающих событиях жизни. Дифференцируется представление

о собственном «Я», ребенок отграничивает себя от окружающих людей, определяется профиль будущих отношений с

родителями, чужими взрослыми, сверстниками, с животными. В мозге в этот период в основном завершается «монтаж»

двигательной системы и анализаторных центров, отбираются наиболее эффективные межнейрональные контакты.

Начинается выработка конкретных двигательных автоматизмов, предназначенных для конкретных жизненных ситуаций.

  7. От 3 до 6 лет — дошкольный период. Движения становятся более четкими, начинает создаваться

индивидуальный двигательный «облик» ребенка, характерные позы, мимика, жесты, совершенствуется работа

анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного и вкусового, кожной чувствительности), постепенно формируется

личный опыт восприятия, индивидуальные особенности оценки окружающего, некоторые черты характера.

Совершенствуется крупная моторика ног, ребенок учится подпрыгивать вначале на двух, а затем на одной ноге

(правой, потом левой).
          В конце этого периода основные системы и центры мозга практически готовы к началу школьного обучения,

интенсивного пополнения запаса знаний и навыков. Развивается мелкая моторика кисти, развивается и при этом

окончательно разобщается шаговый автоматизм, функции руки «высвобождаются» от влияния ног. Создаются реальные

условия для освоения навыка письма. Ребенок готов к школьному обучению.

  8. Школьный возраст характеризуется не только усвоением программных знаний, но также овладением

навыка абстрактного мышления, формированием собственного образа мыслей; здесь впервые ребенок становится

членом коллектива, учится подчинять или согласовывать личные интересы с общественными, определяются духовные

качества личности.

  9.Наконец, после 11 — 13 лет с некоторым опережением у девочек по сравнению с мальчиками начинается

период полового созревания, который не только внешне изменяет ребенка, но сопровождается серьезными

перестройками в обмене веществ, эмоциональном фоне, поведении и др.

          В каждом из этих периодов программа развития мозга и его функций будет выполнена полностью лишь в том

случае, если обеспечены адекватные средовые воздействия (или условия), и отсутствуют вредоносные влияния или

факторы, препятствующие или тормозящие развитие, наконец, если предшествующие этапы развития были пройдены

правильно и своевременно. Как уже было отмечено, факторы внешней среды являются не просто окружением, с

благоприятными или неблагоприятными условиями для развития ребенка и его нервной системы, но, самое главное, —

стимулируют развитие той или иной функции мозга, обеспечивают запуск дендритного ветвления и увеличение массы

мозгового вещества в области мозга, соответствующей этой функции. Иными словами, внешние сигналы не только

способствуют отражению мозгом окружающей среды и адаптации к ней, но, что немаловажно, дают конкретный стимул

к самоувеличению массы мозга, к его физическому росту.

    Важно не только наличие необходимых средовых воздействий, но, главное, своевременность их наличия. Чем

моложе ребенок, тем интенсивнее идет созревание мозга, тем быстрее сменяются внешние условия и тем важнее

своевременность их появления. Опоздание приводит нередко к непоправимым последствиям или к изменениям в мозге,

требующим длительного настойчивого лечения. Поэтому врач (педиатр, детский невролог) должен заранее

позаботиться о подготовке среды к «приходу в нее» растущего ребенка. Условия среды характеризует не только

помещение и человеческое окружение, в котором находится ребенок, но и отношение к нему окружающих людей,

прежде всего матери, висцеральные функции ребенка, нормальное пищеварение и дыхание, нормальный состав

действующих в этот период молекулярных факторов роста и созревания мозга.

Так же вас может заинтересовать:

  1. Этапы развития речи.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.

Источник