Критерии развития ребенка по выготскому

ЛЕКЦИЯ 2
 ПЕРИОДИЗАЦИЯ
 ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
План:
- Критерии периодизации 
 возрастного развития по Л.С. Выготскому.
- Периодизация Л.С. 
 Выготского.
- Периодизация 
 психического развития по Д.Б. Эльконину
- Периодизация 
 развития личности по З. Фрейду
- Периодизация 
 развития личности по Э. Эриксону
- Развитие морального 
 сознания личности по Л. Колбергу
- Развитие интеллекта 
 по Ж. Пиаже
 Критерии
 периодизации возрастного развития по
 Л.С. Выготскому.
 Понять закономерности
 возрастного развития, специфику
 отдельных возрастных этапов и применять
 в педагогике позволяет разделение
 жизненного пути на периоды.
 Л.С. Выготский
 различал три группы периодизаций:
- по внешнему 
 критерию,
- по одному признаку, 
- нескольким 
 признакам детского развития.
 Для первой группы
 характерно построение периодизации
 на основе внешнего, но связанного с
 самим процессом развития критерия.
 Примером могут служить периодизации,
 созданные по биогенетическому принципу.
 Согласно этой позиции онтогенез в
 кратком и сжатом виде повторяет филогенез.
 Поэтому процесс индивидуального развития
 ребенка выстраивается в соответствии
 с основными периодами биологической
 эволюции и исторического развития
 человечества.
 Один
 из вариантов — периодизация В. Штерна,
 согласно которой ребенок в первые месяцы
 жизни находиться на стадии млекопитающего,
 во втором полугодии достигает стадии
 высшего млекопитающего – обезьяны;
 затем начальных ступеней человеческого
 состояния; развития первобытных народов;
 начиная с поступления в школу усваивает
 человеческую культуру – сначала в духе
 античного и ветхозаветного мира, позже
 (в подростковом возрасте) в духе
 средневекового фанатизма и лишь к
 зрелости поднимается до уровня культуры
 Нового времени. 
 Еще
 один пример — периодизация Р. Заззо. В
 ней этапы детства совпадают со ступенями
 системы воспuтания и обучения детей.
 После стадии раннего детства (до 3 лет)
 начинается стадия дошкольного возраста
 (3-6 лет), основное содержание которой
 составляет воспитание в семье или
 дошкольном учреждении. Далее следует
 стадия начального школьного образования
 (6-12 лет), на которой ребенок приобретает
 основные интеллектуальные навыки;
 стадия обучения в средней школе (12-16
 лет), когда он получает общее образование;
 и позже — стадия высшего или университетского
 образования. Так как развитие и воспитание
 взаимосвязаны и структура образования
 создана на базе большого практического
 опыта, границы периодов, установленных
 по педагогическому принципу, почти
 совпaдaют с переломными моментами в
 дeтcком развитии. 
 Во второй группе
 периодизаций используется не внешний,
 а внутренний критерий. Этим критерием
 cтaновится какая-либо одна сторона
 развития, например развитие костных
 тканей в периодизации П.П. Блонского и
 развитие детской сексуальнocти у 3.
 Фрейда.
 Пaвeл
 Петрович Блонский выбрал объективный,
 легкодоступный нaблюдению, связанный
 с существенными особенностями конституции
 pacтyщегo организма признак – появление
 и смену зубов. Детство делится поэтому
 на три эпохи: беззубое детство (до 8
 месяцев — 2-2,5 лет), детство молочных зубов
 (примерно до 6,5 .лет) и детство постоянных
 зубов (до появления зубов мудрости). 
 В третьей группе
 периодизаций периоды возрастного
 развития выделяются на основе
 нескольких существенных особенностей
 этого развития. Примером могут служить
 периодизации Льва Семеновича Выготского
 и Даниила Борисовича Эльконина.
 По Л.С. Выготскому,
 возрастное развитие, — сложный процесс,
 приводящий к изменению всей личности
 ребенка на каждом возрастном этапе.
 Развитие — это прежде всего возникновение
 нового. Стадии развития характеризуются
 возрастными новообразованиями, которые
 появляются закономерно, подготовленное
 ходом предшествующего развития.
 Источником развития
 является социальная среда. Л.С. Bыroтский
 ввел понятие «социальная ситуация
 развития» — специфическое для каждого
 возраста отношение между ребенком и
 социальной средой. Взаимодействие
 ребенка со своим социальным окружением,
 воспитывающим и обучающим его определяет
 тот путь развития, который приводит к
 возникновению возрастных новообразований.
 Как ребенок
 взаимодействует со средой? Л.С. Выroтский
 выделяет две единицы анализа социальной
 ситуации развития — деятельность и
 переживание. Деятельность — это
 внешняя активность. Но важны и
 внутренние, невидимые переживания.
 Социальная ситуация
 развития меняется в самом начале
 возрастного периода. К концу периода
 появляются новообразования, среди
 которых особое место занимает центральное
 новообразование, имеющее наибольшее
 значение для развития на следующей
 стадии.
 Л.С. Выготский
 рассмотрел динамику переходов от одного
 возраста к другому. На одних этапах
 изменения в психике могут происходят
 медленно и постепенно, на других — быстро
 и резко. Соответственно выделяются
 стабильные и кризисные стадии
 развития. Для стабильного пepиoдa характерно
 плавное течение процесса развития, без
 резких сдвигов и перемен в личности.
 Происходят незначительные, незаметные
 для окружающих минимальные изменения.
 Они накапливаются и в конце периода
 дают качественный скачок в развитии:
 появляются возрастные новообразования.
 Только сравнив начало и конец стабильного
 периода, можно представить себе тот
 огромный путь, который прошел ребенок
 в своем развитии.
 Стабильные периоды
 составляют большую часть детства. Они
 длятся, как правило, по нескольку лет.
 И возрастные новообразования, появляющиеся
 медленно и долго, оказывaютcя
 устойчивыми, фиксируются в структуре
 личности.
 Кроме стабильных,
 существуют кризисные периоды
 развития. Л.С. Выготский рассматривал
 чередование стабильных и кризисных
 периодов как закон детского развития.
 Кризисы, в отличие
 от стабильных периодов, длятся недолго,
 несколько месяцев, при неблагоприятном
 стечении обстоятельств растягиваясь
 до года или даже двух лет. Это краткие,
 но бурные стадии, в течение которых
 происходят значительные сдвиги в
 развитии и ребенок резко меняется во
 многих своих чертах.
 Кризисные и
 стабильные периоды развития чередуются.
 Поэтому возрастная
 периодизация Л.С. Выготского имеет
 следующий вид: кризис новорожденности
 – младенческий возраст (2 месяца — 1 год)
 — кризис 1 года — раннее детство (1-3 года)
 — кризис 3 лет — дошкольный возраст 7 лет
 — кризис 7 лет — школьный вoзpacт (7 -13 лет)
 - кризис 13 лет — пубертатный возраст
 (13-17 лет) – кризис 17 лет.
Периодизация психического развития по д.Б. Эльконину
 Д.Б. Эльконин
 определил возрастные периоды
 психического развития по характеру
 изменения ведущих типов деятельности
 ребенка в разных социальных ситуациях
 его развития, т.е. на деятельностной
 основе. Он выделил шесть ведущих видов
 (типов) деятельности: 1)
 непосредственно-эмоциональное общение
 со взрослыми, 2) лредметно-манипулятивная
 деятельность, 3) ролевая игра, 4) учебная
 деятельность, 5) интимно-личное общение
 и 6) учебно-профессиональная
 деятельность.
 Перечисленные
 виды деятельности делятся на два типа:
- Первый включает 
 группу деятельностей, внутри которых
 происходит усвоение общественно
 выработанных способов действий, т. е.
 деятельностей в системе отношений
 «ребенок — общественный предмет». Это
 предметно- манипулятивная деятельность
 ребенка paннeгo возраста, учебная
 деятельность младшего школьника и
 учебно-профессиональная деятельность
 старшеклассника.
- Второй включает 
 группу деятельностей, внутри которых
 происходит освоение норм отношений
 между людьми, т.е. деятельностей в
 системе отношений «ребенок — общественный
 взрослый». Это непосредственно-эмоциональное
 общение младенца, ролевая игра
 дошкольника и интимно-личностное
 общение подростка.
 В деятельности
 второго типа развивается
 мотивационно-потребностная сфера, в
 деятельности первого типа формируются
 операционно-технические возможности
 ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная
 сфера. Эти две линии образуют единый
 процесс развития личности, но на каждом
 возрастном этапе получает преимущественное
 развитие одна из них. Так как ребенок
 поочередно осваивает системы отношений
 «человек — человек» и «человек — вещь»,
 происходит закономерное чередование
 и сфер, наиболее интенсивно развивающихся:
 в младенчестве развитие мотивационной
 сферы опережает развитие сферы
 интеллектуальной, в следующем, раннем
 возрасте мотивационная сфера отстает
 и более быстрыми темпами развивается
 интеллект и т.д.
 Д.Б. Эльконин так
 формулирует закон периодичности: «К
 каждой точке своего развития ребенок
 подходит с известным расхождением
 между тем, что он усвоил из системы
 отношений человек — человек, и тем, что
 он усвоил из системы отношений человек
 — предмет. Как раз моменты, когда это
 расхождение принимает наибольшую
 величину, и называются кризисами, после
 которых идет развитие той стороны,
 которая отставала в предшествующий
 период. Но каждая из сторон подготавливает
 развитие другой».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
5.1.Взгляды Л.С. Выготского на стадии развития.
Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей
 приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе.
 Для Льва Семеновича Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение
 нового, то есть стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями,
 то есть качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но это
 новое появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего
 развития. Источник развития – социальная среда – социальная ситуация развития –
 специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.
 По Л.С. Выготскому – две единицы анализа социальной ситуации развития –
 деятельность (внешний план) и переживания (внутренний план): переживание
 семейного конфликта – у одного ребенка не проявляется, у другого – невроз.
 Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К
 концу периода появляется новообразования, среди которых особое место занимает
 центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на
 следующей стадии. Четыре основных закона детского развития:
 1. Цикличность. Темп и содержание развития изменяются на протяжении детства.
 Периоды подъема интеллектуального развития сменяются периодами спада
 (замедления): память, речь интеллект – имеют свои циклы развития.
 2. Неравномерность развития: до 1 года – сознание не дифференцировано. С раннего
 детства начинают развитие основные функции, а начало с восприятия. Но сначала
 оно слито с эмоциями положительными или отрицательными. С 3-х лет – развивается
 память, но она связана с восприятием. Итак, с раннего возраста доминирует
 восприятие; в дошкольном – память, младшие школьники – мышление.
 3. «Метаморфозы» в детском развитии – развитие это не количественные изменения,
 а качественные (превращение одной формы в другую). То есть постепенно
 приобретение «нужного» опыта.
 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То есть процессы
 «обратного развития», как бы, вплетены в ход эволюции: то, что развилось на
 предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, говорить – перестает
 лепетать; у младшего школьник исчезают интересы дошкольника. Но наблюдаются и
 запоздалые инволюционные процессы. Например, инфантилизм: ребенок, переходя в
 новый возраст, сохраняются детские старые черты.
 Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский
 рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому: темп изменений
 (медленный и быстрый):
| Стабильные стадии развития | Кризисные стадии развития | ||
| плавное течение процесса (это большая часть детства, длятся по нескольку лет) | Общего мнения по 
 | 
 Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение. Кризисы, в отличие от
 стабильных периодов, длятся несколько месяцев (доходят до одного или двух). Это
 краткие, но бурные стадии, в течение которых, происходит значительный сдвиг в
 развитии, резко изменяется во многих своих чертах. Развитие в это время может
 принимать катастрофический характер.
 Кризис – это начало и завершение незаметного обострения в виде
 «трудновоспитуемости», аффектов, капризов, конфликтов, когда падает
 работоспособность, снижается интерес. Однако у разных детей кризисные периоды
 проходят по- разному: одни не переносимы; другие тихи и послушны, но все они
 испытывают трудности в общении с окружающими, меняется темп продвижения в учебе,
 работе.
 Главные изменения во время кризиса – внутренние: на первый план – исчезает то,
 что образовалось на предыдущей стадии, теряет интерес к тому, что вчера
 направляло всю деятельность. Наряду с потерями создается что-то новое. Но это
 еще неустойчивое новообразование и далее в стабильном периоде они
 трансформируются в другие новообразования, растворяются в них и таким образом
 отмирают. 
 В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между
 возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями; с
 другой стороны – между новыми потребностями и сложившимися раньше отношениями с
 взрослыми. 
 Кризисные и стабильные периоды чередуются. Периодизация по Л.С. Выготскому:
 1. Кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
 2. Кризис одного года – раннее детство (1год – 3 года);
 3. Кризис 3-х лет – дошкольный возраст (3-7 лет);
 4. Кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет);
 5. Кризис 13 лет – пубертатный период (14-17 лет);
 6. Кризис 17 лет.
5.2. Критерии периодизации психического развития ребенка.
Л.С. Выготский различал три группы периодизации:
 1. по внешним критериям;
 2. по одному признаку развития (внутреннему);
 3. по нескольким признакам развития (внутренние);
 Для первой группы – характерно построение периодизации на основе внешнего,
 связанного с процессом развития критерия (биогенетический принцип). Рене Заззо –
 система воспитания и обучения детей:
 1. раннее детство (до 3-х лет);
 2. дошкольное детство (3 — 6 лет) – семья или дошкольное учреждение;
 3. начальное образование (6-12 лет) – приобретение основных интеллектуальных
 навыков;
 4. средняя школа (12-16 лет) – общее образование;
 5. высшее образование;
 Во 2 группе периодизации используется не внешний, а внутренний критерий (одна
 сторона развития: 1) развитие костных тканей, П.П.Блонский; 2) детская
 сексуальность, З.Фрейд.
 1. Появление и смена зубов (П.П.Блонский):
 А) беззубое детство от 8 месяцев до 2 лет;
 Б) детство молочного зуба (до 6,5 лет);
 В) детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости);
 2. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения
 бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность – все,
 приносящее телесное удовольствие.
 1 стадия – оральная (до 1 года) – формируются ненасытность, жадность,
 требовательность;
 2 стадия – анальная (1-3 года) – формируются внутренняя цензура, совесть,
 развиваются активность, агрессивность, упрямство, скрытость;
 3 стадия – фаллическая (3-5 лет) – высшая степень детской сексуальности,
 сексуальная привязанность к взрослым – самонаблюдение;
 4 стадия – латентная (5-12 лет) — прерывается сексуальное развитие; интерес на
 общение с друзьями;
 5 стадия – генитальная (12-18 лет) – половое развитие тела – к сексуальному
 общению;
 Попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существующих
 особенностей развития: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин – детское развитие, ведущая
 деятельность:
| 1 группа деятельности, которая ориентирует на нормы отношений между людьми: эмоциональное общение младших, ролевые игры дошкольников, интимно-личное общение подростков, то есть система отношений: «ребенок – общение взрослых» или «человек – человек» | 2 группа деятельности предметно-манипулятивная: учебная деятельность, учебно-профессиональная. Система отношений «ребенок – общественный предмет» | 
| Здесь формируется мотивационно — потребностная сфера | Интеллектуально-познавательная сфера. | 
  2-х видах деятельности происходит закономерное чередование сфер наиболее
 интенсивного развития:
 в младенчестве – развитие мотивационной сферы опережает интеллект;
 в раннем возрасте – мотивационная сфера отстает, развивается интеллект;
5.3.Периодизация развития личности по Э. Эриксону.
Эрик Эриксон – последователь З. Фрейда, начал рассматривать развитие ребенка в
 более широкой системе социальных отношений. Особенности становления личности
 зависит от экономического и культурного уровня общества. Развитие личности
 определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности предлагает,
 какие задачи ставит. Э. Эриксон проследил целостный путь личности, от рождения
 до глубокой старости. В основе лежит идентичность личности:
 — психологическая тождественность;
 — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с
 окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, планы, роли.
 1. младенческий возраст – возникает доверие или недоверие к миру; при
 прогрессивном развитии личности ребенок выбирает «доверие»: глубокий сон,
 внутреннее ненапряжение (в это время ребенок «вбирает» в себя образ матери,
 возникает механизм интроекции); первая ступень формирования идентичности;
 2. ранний возраст: возрастает чувство самостоятельности, начинает отстаивать
 независимость; родители помогают сохранить доверие к миру, ограничивая желания
 требовать, разрушать, присваивать;
 Другой вариант требует сам создать основы, для негативного чувства стыда и
 сомнений. Взрослые проявляют чрезмерное требование (наказание) – страх,
 скованность. Стремление к независимости не подавляется (присутствует разумное
 ограничение) – сотрудничество.
 3. дошкольный возраст – моделирует отношения взрослых в игре; к
 самостоятельности добавляется инициатива; если много наказания и неодобрения –
 формируется пассивность.
 Здесь же формируется поисковая идентификация, ребенок осваивает мужскую и
 женскую форму поведения.
 4.младший школьный возраст – предпубертатный, предшествующий половому созреванию
 ребенка; если в школе получает признание – полноценность; если не получает –
 неполноценность;
 здесь же начало профессиональной идентификации.
 2. старший подростковый и ранняя юность (самый глубокий кризис);
 самоопределение, жизненный выбор: все хорошо, не очень хорошо, инфантильность.
5.4.Развитие морального сознания личности по Лоренсу Колбергу.
 Детям предлагалось оценить поступки героев рассказа и обосновать свои суждения.
 Женщина очень больна, врач дает ей смертельную дозу. Ребенок предлагает – дать
 смертельную дозу, ибо больно, но ее мужу будет без нее плохо; практические
 соображения, подросток – у врача нет на это права; ценность жизни; взрослый –
 свободный выбор человека, многогранность.
 Три уровня формирования морального сознания.
 1) доморальный:
 — чтобы избежать наказания,
 — поощрение.
 2) конвенционная мораль (соглашение)
 — ориентирование на одобрение других,
 — ориентирование на авторитет, то есть зависимость от окружения.
 3) автономная мораль – внутренняя норма:
 — принципиальность,
 — этические нормы.
 Что значит, вести правильно? Почему надо вести правильно?
 4 года – веду себя, как хочу – чтобы избежать наказания;
 5-6 лет – делать то, что велят взрослые – чтобы избежать неприятностей;
 6-8 лет – вести себя с другими так, как они относятся – чтобы не упустить
 своего;
 8-12 лет – отвечать ожиданиям других, доставлять радость им – чтобы все обо мне
 думали хорошо;
 с 12 лет – удовлетворять общественное требование – чтобы быть стабильным;
5.5.Периодизация развития личности по Артуру Владимировичу Петровскому.
 Он рассматривал развитие личности как процесс интеграции в различных социальных
 группах. Становление определенных особенных взаимоотношений с членами
 референтной группы: семья, группа детского сада, школьный класс, объединение,
 детские организации.
 1 фаза становления личности – адаптация (утрата индивидуальных черт);
 2 фаза – индивидуализация (проявление индивидуальных особенностей в группе);
 3 фаза – интеграция – ребенок сохраняет индивидуально то, что отвечает
 потребностям группового развития; а группа меняет свои нормы;
 Если не преодолевает адаптацию, то возникает робость, неуверенность,
 индивидуализацию возникает негативизм, агрессия, зав. самооценка, дезинтеграция
 возникает изоляция в группе или вытеснение из группы. На каждом возрастном
 этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личном
 развитии. Периоды раннего детства, детский сад, младший школьный возраст эта
 эпоха детства – адаптации, индивидуализации; отрочество, школьный и старший
 школьный возраст – процесс интеграции более чем индивидуализации.
 Таким образом: детство – приспособление ребенка к социальной среде; отрочество –
 проявление свойств индивидуальности; юность – интеграция в обществе.
 5.6.Интеллектуальное развитие по Ж.Пиаже.
 Ребенок имеет определенные схемы действия, позволяющие ему решать разнообразные
 познавательные задачи. Ребенком используются два механизма в решении этих задач
 – ассимиляция и аккомодация – адаптация – равновесие.
 Таким образом, интеллект обладает адаптационной природой, кроме того, можно
 говорить о деятельности интеллектуальной, потому что ребенок познает объекты,
 связывает их, трансформирует их: 
 У младших – это внешнее действие с предметом;
 До 7-8 лет – биологические приспособления; Далее – биологическое плюс социальное
 развитие; 
 Социализация – процесс адаптации к социальной среде: ребенок переходит от своей
 узкой позиции к объективной, учитывая точку зрения других людей, и оказывается
 способным к сотрудничеству.
 Стадии развития интеллекта:
 1 – сенсорно-моторный интеллект, до 2-х лет;
 2 – репрезентативный и конкретные операции, с 2 до 11 лет;
 3 – формальные операции, с 11 до 15 лет;
 Этапы развития интеллекта преследует становление мышления:
 1 – аутистическая мысль — создается сама воображаемая действительность; это
 миражное мышление (к удовлетворению желаний);
 2 – социализированная – то есть направленная, преследует определенные цели, то
 есть приспосабливает ребенка к действительности.
 3 – эгоцентрическая — промежуток между аутистической (удовлетворение желания) и
 социализированной (приспособительной).
 Ж.Пиаже судит об эгоцентрическом мышлении ребенка по его эгоцентрической речи.
 Два ребенка говорят – они друг друга не слышат, не могут встать на другую точку
 зрения. То есть это как бы размышления вслух – это исчезает на пороге школы.
 Речь для ребенка выполняет две задачи – сопровождает детскую активность; служит
 средством мышления.
 Феномены Пиаже. У детей дошкольного возраста нет представления о сохранении
 количества вещества: стаканы воды разной формы – разное количество воды. Но это
 можно снять, измеряя все практическим путем самими детьми.
 Литература
 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.
 Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. — М., 1968.
 Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. — М., 2001, 686 с.
 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис (Пер. с англ.). — М., 1996
 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
 Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Стадии психического
 развития личности ребенка»:
 1. Назовите четыре основных закона детского развития по Л.С. Выготскому.
 2. Какие критерии психического развития человека существуют?
 3. Что лежит в основе классификации развития личности по Э. Эриксонку?
 4. Назовите три уровня развития морали по Л. Колбергу?
 5. Что лежит в основе развития личности по А.В. Петровскому.
 Тестовые задания по теме «Стадии психического развития личности ребенка»:
 1. Л.С.Выготский считал, что психическое развитие направлено: а) от
 индивидуального к социальному, б) от социального к индивидуальному, в)
 природосообразно.
 2. Большинство психологов согласны с тем, что термин «развитие» характеризуется
 следующими признаками: а) закономерная последовательность изменений качества
 психики, б) зависимость последующих изменений от предыдущих, в) стадиальность
 (как изменение качества).
 3. Согласно Э. Эриксону, психосоциальный конфликт, связанный с первыми формами
 активного научения ребенка, может разрешиться развитием автономии, либо,
 напротив, развитием: а) чувства неполноценности, б) недоверием к окружающим, в)
 стыда и сомнения.
  
Источник
 
  
 