Критерии развития ребенка по выготскому

Критерии развития ребенка по выготскому thumbnail

ЛЕКЦИЯ 2

ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

План:

  1. Критерии периодизации
    возрастного развития по Л.С. Выготскому.

  2. Периодизация Л.С.
    Выготского.

  3. Периодизация
    психического развития по Д.Б. Эльконину

  4. Периодизация
    развития личности по З. Фрейду

  5. Периодизация
    развития личности по Э. Эриксону

  6. Развитие морального
    сознания личности по Л. Колбергу

  7. Развитие интеллекта
    по Ж. Пиаже

Критерии
периодизации возрастного развития по
Л.С. Выготскому.

Понять закономерности
возрастного развития, специ­фику
отдельных возрастных этапов и применять
в педагогике позволяет разделение
жизненного пути на периоды.

Л.С. Выготский
различал три группы периодизаций:

  • по внешнему
    критерию,

  • по одному признаку,

  • нескольким
    признакам детского развития.

Для первой группы
характерно построение периодиза­ции
на основе внешнего, но связанного с
самим процессом развития критерия.
Примером могут служить периодизации,
созданные по биогенетическому принципу.
Согласно этой позиции онтогенез в
кратком и сжатом виде повторяет филогенез.
Поэтому процесс индивидуального развития
ребенка выстраивается в соответствии
с основными пери­одами биологической
эволюции и исторического развития
человечества.

Один
из вариантов — периодизация В. Штер­на,
согласно которой ребенок в первые месяцы
жизни находиться на стадии млекопитающего,
во втором полугодии достигает стадии
высшего млекопитающего – обезьяны;
затем начальных ступеней человеческого
состояния; развития первобытных народов;
начиная с поступления в школу усваивает
человеческую культуру – сначала в духе
античного и ветхозаветного мира, позже
(в подростковом возрасте) в духе
средневекового фанатизма и лишь к
зрелости поднимается до уровня культуры
Нового времени.

Еще
один пример — периодизация Р. Заззо. В
ней этапы детства совпадают со ступенями
системы воспuтания и обу­чения детей.
После стадии раннего детства (до 3 лет)
начинается стадия дошкольного возраста
(3-6 лет), основное содержание которой
составляет воспитание в семье или
дош­кольном учреждении. Далее следует
стадия начального школь­ного образования
(6-12 лет), на которой ребенок приобре­тает
основные интеллектуальные навыки;
стадия обучения в средней школе (12-16
лет), когда он получает общее обра­зование;
и позже — стадия высшего или университетского
образования. Так как развитие и воспитание
взаимосвязаны и структура образования
создана на базе большого практического
опыта, границы периодов, установленных
по педагогическому принципу, почти
совпaдaют с переломными моментами в
дeтcком развитии.

Во второй группе
периодизаций используется не вне­шний,
а внутренний критерий. Этим критерием
cтaновится какая-либо одна сторона
развития, например развитие ко­стных
тканей в периодизации П.П. Блонского и
развитие детской сексуальнocти у 3.
Фрейда.

Пaвeл
Петрович Блонский выбрал объективный,
лег­кодоступный нaблюдению, связанный
с существенными особенностями конституции
pacтyщегo организма при­знак – появление
и смену зубов. Детство делится поэтому
на три эпохи: беззубое детство (до 8
месяцев — 2-2,5 лет), детство молочных зубов
(примерно до 6,5 .лет) и детство постоянных
зубов (до появления зубов мудрости).

В третьей группе
периодизаций периоды возрастного
раз­вития выделяются на основе
нескольких существенных осо­бенностей
этого развития. Примером могут служить
периодизации Льва Семеновича Выготского
и Даниила Борисовича Эльконина.

По Л.С. Выготскому,
возрастное развитие, — сложный процесс,
приводящий к изменению всей личности
ребенка на каждом возрастном этапе.
Развитие — это прежде всего возникновение
нового. Стадии развития характеризуются
возрастными новообразованиями, которые
появля­ются закономерно, подготовленное
ходом предшеству­ющего развития.

Источником развития
является социальная среда. Л.С. Bыroтский
ввел понятие «социальная ситуация
развития» — спе­цифическое для каждого
возраста отношение между ребенком и
социальной средой. Взаимодействие
ребенка со своим социальным окружением,
воспитывающим и обучающим его определяет
тот путь развития, который приводит к
возникновению возрастных новообразований.

Как ребенок
взаимодействует со средой? Л.С. Выroтский
выделяет две единицы анализа социальной
ситуации развития — деятельность и
переживание
. Деятельность — это
вне­шняя активность. Но важны и
внутренние, невидимые переживания.

Социальная ситуация
развития меняется в самом нача­ле
возрастного периода. К концу периода
появляются но­вообразования, среди
которых особое место занимает цен­тральное
новообразование, имеющее наибольшее
значение для развития на следующей
стадии.

Л.С. Выготский
рассмотрел динамику переходов от од­ного
возраста к другому. На одних этапах
изменения в психике могут происходят
медленно и постепенно, на других — быстро
и резко. Соответственно выделяются
ста­бильные и кризисные стадии
развития. Для стабильного пepиoдa характерно
плавное течение процесса развития, без
резких сдвигов и перемен в личности.
Происходят незначительные, незаметные
для окружающих минимальные изменения.
Они накапливаются и в конце периода
дают качественный скачок в развитии:
появляются возрастные новообразования.
Только сравнив начало и конец стабиль­ного
периода, можно представить себе тот
огромный путь, который прошел ребенок
в своем развитии.

Стабильные периоды
составляют большую часть детства. Они
длятся, как правило, по нескольку лет.
И возрастные новообразования, появляющиеся
медленно и долго, оказы­вaютcя
устойчивыми, фиксируются в структуре
личности.

Кроме стабильных,
существуют кризисные периоды
раз­вития. Л.С. Выготский рассматривал
чередование стабильных и кризисных
пери­одов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие
от стабильных периодов, длятся недолго,
несколько месяцев, при неблагоприятном
стече­нии обстоятельств растягиваясь
до года или даже двух лет. Это краткие,
но бурные стадии, в течение которых
проис­ходят значительные сдвиги в
развитии и ребенок резко меняется во
многих своих чертах.

Кризисные и
стабильные периоды развития чередуются.

Поэтому возрастная
периодизация Л.С. Выготского имеет
следующий вид: кризис новорожденности
– младенческий возраст (2 месяца — 1 год)
— кризис 1 года — раннее детство (1-3 года)
— кризис 3 лет — дошкольный возраст 7 лет
— кризис 7 лет — школьный вoзpacт (7 -13 лет)
­- кризис 13 лет — пубертатный возраст
(13-17 лет) – кризис 17 лет.

Периодизация психического развития по д.Б. Эльконину

Д.Б. Эльконин
определил возрастные перио­ды
психического развития по характеру
изменения ведущих типов деятельности
ребен­ка в разных социальных ситуациях
его развития, т.е. на деятельностной
основе. Он выделил шесть ведущих видов
(типов) дея­тельности: 1)
непосредственно-эмоциональное общение
со взрос­лыми, 2) лредметно-манипулятивная
деятельность, 3) ролевая иг­ра, 4) учебная
деятельность, 5) интимно-личное общение
и 6) учеб­но-профессиональная
деятельность.

Перечисленные
виды деятельности делятся на два типа:

  • Первый включает
    группу де­ятельностей, внутри которых
    происходит усвоение общественно
    выработанных способов действий, т. е.
    деятельностей в системе отношений
    «ребенок — общественный предмет». Это
    предмет­но- манипулятивная деятельность
    ребенка paннeгo возраста, учебная
    деятельность младшего школьника и
    учебно-про­фессиональная деятельность
    старшеклассника.

  • Второй включает
    группу деятельностей, внутри которых
    происходит освоение норм отношений
    между людьми, т.е. деятельностей в
    системе отношений «ребенок — общественный
    взрослый». Это непосредственно-эмоциональное
    общение младенца, ро­левая игра
    дошкольника и интимно-личностное
    общение подростка.

В деятельности
второго типа развива­ется
мотивационно-потребностная сфера, в
деятельности первого типа формируются
операционно-технические воз­можности
ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная
сфера. Эти две линии образуют единый
процесс развития личности, но на каждом
возрастном этапе получает пре­имущественное
развитие одна из них. Так как ребенок
по­очередно осваивает системы отношений
«человек — чело­век» и «человек — вещь»,
происходит закономерное чере­дование
и сфер, наиболее интенсивно развивающихся:
в младенчестве развитие мотивационной
сферы опережает развитие сферы
интеллектуальной, в следующем, раннем
возрасте мотивационная сфера отстает
и более быстрыми темпами развивается
интеллект и т.д.

Д.Б. Эльконин так
формулирует закон периодичности: «К
каждой точке своего развития ребенок
подходит с изве­стным расхождением
между тем, что он усвоил из системы
отношений человек — человек, и тем, что
он усвоил из системы отношений человек
— предмет. Как раз моменты, когда это
расхождение принимает наибольшую
величину, и называются кризисами, после
которых идет развитие той стороны,
которая отставала в предшествующий
период. Но каждая из сторон подготавливает
развитие другой».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Стадии психического развития личности ребенка.

5.1.Взгляды Л.С. Выготского на стадии развития.
Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей
приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Для Льва Семеновича Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение
нового, то есть стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями,
то есть качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но это
новое появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего
развития. Источник развития – социальная среда – социальная ситуация развития –
специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.
По Л.С. Выготскому – две единицы анализа социальной ситуации развития –
деятельность (внешний план) и переживания (внутренний план): переживание
семейного конфликта – у одного ребенка не проявляется, у другого – невроз.
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К
концу периода появляется новообразования, среди которых особое место занимает
центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на
следующей стадии. Четыре основных закона детского развития:
1. Цикличность. Темп и содержание развития изменяются на протяжении детства.
Периоды подъема интеллектуального развития сменяются периодами спада
(замедления): память, речь интеллект – имеют свои циклы развития.
2. Неравномерность развития: до 1 года – сознание не дифференцировано. С раннего
детства начинают развитие основные функции, а начало с восприятия. Но сначала
оно слито с эмоциями положительными или отрицательными. С 3-х лет – развивается
память, но она связана с восприятием. Итак, с раннего возраста доминирует
восприятие; в дошкольном – память, младшие школьники – мышление.
3. «Метаморфозы» в детском развитии – развитие это не количественные изменения,
а качественные (превращение одной формы в другую). То есть постепенно
приобретение «нужного» опыта.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То есть процессы
«обратного развития», как бы, вплетены в ход эволюции: то, что развилось на
предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, говорить – перестает
лепетать; у младшего школьник исчезают интересы дошкольника. Но наблюдаются и
запоздалые инволюционные процессы. Например, инфантилизм: ребенок, переходя в
новый возраст, сохраняются детские старые черты.
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский
рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому: темп изменений
(медленный и быстрый):

Стабильные стадии развитияКризисные стадии развития
плавное течение процесса (это
большая часть детства, длятся по нескольку лет)

Общего мнения по
существованию кризисов нет

одни считают, что
кризисов не должно быть
другие, что кризисы –
это закономерность

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение. Кризисы, в отличие от
стабильных периодов, длятся несколько месяцев (доходят до одного или двух). Это
краткие, но бурные стадии, в течение которых, происходит значительный сдвиг в
развитии, резко изменяется во многих своих чертах. Развитие в это время может
принимать катастрофический характер.
Кризис – это начало и завершение незаметного обострения в виде
«трудновоспитуемости», аффектов, капризов, конфликтов, когда падает
работоспособность, снижается интерес. Однако у разных детей кризисные периоды
проходят по- разному: одни не переносимы; другие тихи и послушны, но все они
испытывают трудности в общении с окружающими, меняется темп продвижения в учебе,
работе.
Главные изменения во время кризиса – внутренние: на первый план – исчезает то,
что образовалось на предыдущей стадии, теряет интерес к тому, что вчера
направляло всю деятельность. Наряду с потерями создается что-то новое. Но это
еще неустойчивое новообразование и далее в стабильном периоде они
трансформируются в другие новообразования, растворяются в них и таким образом
отмирают.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между
возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями; с
другой стороны – между новыми потребностями и сложившимися раньше отношениями с
взрослыми.
Кризисные и стабильные периоды чередуются. Периодизация по Л.С. Выготскому:
1. Кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
2. Кризис одного года – раннее детство (1год – 3 года);
3. Кризис 3-х лет – дошкольный возраст (3-7 лет);
4. Кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет);
5. Кризис 13 лет – пубертатный период (14-17 лет);
6. Кризис 17 лет.

5.2. Критерии периодизации психического развития ребенка.
Л.С. Выготский различал три группы периодизации:
1. по внешним критериям;
2. по одному признаку развития (внутреннему);
3. по нескольким признакам развития (внутренние);
Для первой группы – характерно построение периодизации на основе внешнего,
связанного с процессом развития критерия (биогенетический принцип). Рене Заззо –
система воспитания и обучения детей:
1. раннее детство (до 3-х лет);
2. дошкольное детство (3 — 6 лет) – семья или дошкольное учреждение;
3. начальное образование (6-12 лет) – приобретение основных интеллектуальных
навыков;
4. средняя школа (12-16 лет) – общее образование;
5. высшее образование;
Во 2 группе периодизации используется не внешний, а внутренний критерий (одна
сторона развития: 1) развитие костных тканей, П.П.Блонский; 2) детская
сексуальность, З.Фрейд.
1. Появление и смена зубов (П.П.Блонский):
А) беззубое детство от 8 месяцев до 2 лет;
Б) детство молочного зуба (до 6,5 лет);
В) детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости);
2. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения
бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность – все,
приносящее телесное удовольствие.
1 стадия – оральная (до 1 года) – формируются ненасытность, жадность,
требовательность;
2 стадия – анальная (1-3 года) – формируются внутренняя цензура, совесть,
развиваются активность, агрессивность, упрямство, скрытость;
3 стадия – фаллическая (3-5 лет) – высшая степень детской сексуальности,
сексуальная привязанность к взрослым – самонаблюдение;
4 стадия – латентная (5-12 лет) — прерывается сексуальное развитие; интерес на
общение с друзьями;
5 стадия – генитальная (12-18 лет) – половое развитие тела – к сексуальному
общению;
Попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существующих
особенностей развития: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин – детское развитие, ведущая
деятельность:

1 группа деятельности, которая ориентирует на нормы отношений между
людьми: эмоциональное общение младших, ролевые игры дошкольников,
интимно-личное общение подростков, то есть система отношений: «ребенок –
общение взрослых» или «человек – человек»
2 группа деятельности предметно-манипулятивная: учебная
деятельность, учебно-профессиональная. Система отношений «ребенок –
общественный предмет»
Здесь формируется мотивационно — потребностная сфераИнтеллектуально-познавательная сфера.

 2-х видах деятельности происходит закономерное чередование сфер наиболее
интенсивного развития:
в младенчестве – развитие мотивационной сферы опережает интеллект;
в раннем возрасте – мотивационная сфера отстает, развивается интеллект;

5.3.Периодизация развития личности по Э. Эриксону.
Эрик Эриксон – последователь З. Фрейда, начал рассматривать развитие ребенка в
более широкой системе социальных отношений. Особенности становления личности
зависит от экономического и культурного уровня общества. Развитие личности
определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности предлагает,
какие задачи ставит. Э. Эриксон проследил целостный путь личности, от рождения
до глубокой старости. В основе лежит идентичность личности:
— психологическая тождественность;
— позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с
окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, планы, роли.
1. младенческий возраст – возникает доверие или недоверие к миру; при
прогрессивном развитии личности ребенок выбирает «доверие»: глубокий сон,
внутреннее ненапряжение (в это время ребенок «вбирает» в себя образ матери,
возникает механизм интроекции); первая ступень формирования идентичности;
2. ранний возраст: возрастает чувство самостоятельности, начинает отстаивать
независимость; родители помогают сохранить доверие к миру, ограничивая желания
требовать, разрушать, присваивать;
Другой вариант требует сам создать основы, для негативного чувства стыда и
сомнений. Взрослые проявляют чрезмерное требование (наказание) – страх,
скованность. Стремление к независимости не подавляется (присутствует разумное
ограничение) – сотрудничество.
3. дошкольный возраст – моделирует отношения взрослых в игре; к
самостоятельности добавляется инициатива; если много наказания и неодобрения –
формируется пассивность.
Здесь же формируется поисковая идентификация, ребенок осваивает мужскую и
женскую форму поведения.
4.младший школьный возраст – предпубертатный, предшествующий половому созреванию
ребенка; если в школе получает признание – полноценность; если не получает –
неполноценность;
здесь же начало профессиональной идентификации.
2. старший подростковый и ранняя юность (самый глубокий кризис);
самоопределение, жизненный выбор: все хорошо, не очень хорошо, инфантильность.

5.4.Развитие морального сознания личности по Лоренсу Колбергу.
Детям предлагалось оценить поступки героев рассказа и обосновать свои суждения.
Женщина очень больна, врач дает ей смертельную дозу. Ребенок предлагает – дать
смертельную дозу, ибо больно, но ее мужу будет без нее плохо; практические
соображения, подросток – у врача нет на это права; ценность жизни; взрослый –
свободный выбор человека, многогранность.
Три уровня формирования морального сознания.
1) доморальный:
— чтобы избежать наказания,
— поощрение.
2) конвенционная мораль (соглашение)
— ориентирование на одобрение других,
— ориентирование на авторитет, то есть зависимость от окружения.
3) автономная мораль – внутренняя норма:
— принципиальность,
— этические нормы.
Что значит, вести правильно? Почему надо вести правильно?
4 года – веду себя, как хочу – чтобы избежать наказания;
5-6 лет – делать то, что велят взрослые – чтобы избежать неприятностей;
6-8 лет – вести себя с другими так, как они относятся – чтобы не упустить
своего;
8-12 лет – отвечать ожиданиям других, доставлять радость им – чтобы все обо мне
думали хорошо;
с 12 лет – удовлетворять общественное требование – чтобы быть стабильным;

5.5.Периодизация развития личности по Артуру Владимировичу Петровскому.
Он рассматривал развитие личности как процесс интеграции в различных социальных
группах. Становление определенных особенных взаимоотношений с членами
референтной группы: семья, группа детского сада, школьный класс, объединение,
детские организации.
1 фаза становления личности – адаптация (утрата индивидуальных черт);
2 фаза – индивидуализация (проявление индивидуальных особенностей в группе);
3 фаза – интеграция – ребенок сохраняет индивидуально то, что отвечает
потребностям группового развития; а группа меняет свои нормы;
Если не преодолевает адаптацию, то возникает робость, неуверенность,
индивидуализацию возникает негативизм, агрессия, зав. самооценка, дезинтеграция
возникает изоляция в группе или вытеснение из группы. На каждом возрастном
этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личном
развитии. Периоды раннего детства, детский сад, младший школьный возраст эта
эпоха детства – адаптации, индивидуализации; отрочество, школьный и старший
школьный возраст – процесс интеграции более чем индивидуализации.
Таким образом: детство – приспособление ребенка к социальной среде; отрочество –
проявление свойств индивидуальности; юность – интеграция в обществе.
5.6.Интеллектуальное развитие по Ж.Пиаже.
Ребенок имеет определенные схемы действия, позволяющие ему решать разнообразные
познавательные задачи. Ребенком используются два механизма в решении этих задач
– ассимиляция и аккомодация – адаптация – равновесие.
Таким образом, интеллект обладает адаптационной природой, кроме того, можно
говорить о деятельности интеллектуальной, потому что ребенок познает объекты,
связывает их, трансформирует их:
У младших – это внешнее действие с предметом;
До 7-8 лет – биологические приспособления; Далее – биологическое плюс социальное
развитие;
Социализация – процесс адаптации к социальной среде: ребенок переходит от своей
узкой позиции к объективной, учитывая точку зрения других людей, и оказывается
способным к сотрудничеству.
Стадии развития интеллекта:
1 – сенсорно-моторный интеллект, до 2-х лет;
2 – репрезентативный и конкретные операции, с 2 до 11 лет;
3 – формальные операции, с 11 до 15 лет;
Этапы развития интеллекта преследует становление мышления:
1 – аутистическая мысль — создается сама воображаемая действительность; это
миражное мышление (к удовлетворению желаний);
2 – социализированная – то есть направленная, преследует определенные цели, то
есть приспосабливает ребенка к действительности.
3 – эгоцентрическая — промежуток между аутистической (удовлетворение желания) и
социализированной (приспособительной).
Ж.Пиаже судит об эгоцентрическом мышлении ребенка по его эгоцентрической речи.
Два ребенка говорят – они друг друга не слышат, не могут встать на другую точку
зрения. То есть это как бы размышления вслух – это исчезает на пороге школы.
Речь для ребенка выполняет две задачи – сопровождает детскую активность; служит
средством мышления.
Феномены Пиаже. У детей дошкольного возраста нет представления о сохранении
количества вещества: стаканы воды разной формы – разное количество воды. Но это
можно снять, измеряя все практическим путем самими детьми.
Литература
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.
Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. — М., 1968.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. — М., 2001, 686 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис (Пер. с англ.). — М., 1996
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Стадии психического
развития личности ребенка»:
1. Назовите четыре основных закона детского развития по Л.С. Выготскому.
2. Какие критерии психического развития человека существуют?
3. Что лежит в основе классификации развития личности по Э. Эриксонку?
4. Назовите три уровня развития морали по Л. Колбергу?
5. Что лежит в основе развития личности по А.В. Петровскому.

Тестовые задания по теме «Стадии психического развития личности ребенка»:
1. Л.С.Выготский считал, что психическое развитие направлено: а) от
индивидуального к социальному, б) от социального к индивидуальному, в)
природосообразно.
2. Большинство психологов согласны с тем, что термин «развитие» характеризуется
следующими признаками: а) закономерная последовательность изменений качества
психики, б) зависимость последующих изменений от предыдущих, в) стадиальность
(как изменение качества).
3. Согласно Э. Эриксону, психосоциальный конфликт, связанный с первыми формами
активного научения ребенка, может разрешиться развитием автономии, либо,
напротив, развитием: а) чувства неполноценности, б) недоверием к окружающим, в)
стыда и сомнения.
 

Источник