Критерии развития ребенка первого года

Критерии развития ребенка первого года thumbnail

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.

Что умеет ребенок к 3 месяцам

Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.

В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители  могут замечать первые проявления характера ребенка.

Физическое развитие:

  • Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
  • В положении лежа на животе опирается на предплечья;
  • Рассматривает и сосет ручки;
  • Перекатывается со спины на бок;
  • Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.

 Психоэмоциональное развитие:

  • Держит контакт глазами;
  • Улыбается и смеется;
  • Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
  • Узнает лица близких;
  • Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.

Развитие малыша к 4 месяцам

Критерии развития ребенка первого года

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый. 

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Критерии развития ребенка первого года

Физическое развитие

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.

Что умеет малыш в 7 месяцев

Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.  Физическое развитие

  • Хорошо ползает;
  • Уверенно сидит с прямой спиной;
  • Подтягивается и пытается встать в кроватке;
  • При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
  • Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
  • Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».

Психоэмоциональное развитие

  • На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
  • Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
  • Долго занимается с игрушками;
  • Тянется к своему отражению в зеркале.

В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Читайте также:  Пособия для развития ребенка 3 лет

Критерии развития ребенка первого года

Физическое развитие

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.

Как растет малыш в 9 месяцев

Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.

В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.

Физическое развитие

  • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
  • Ходит, держась за опору;
  • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
  • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
  • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

Психоэмоциональное развитие

  • Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
  • Понимает значение слова «нет»;
  • Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
  • Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
  • Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания.  Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.

Как развивается малыш в 10 месяцев

Критерии развития ребенка первого года

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно. Физическое развитие

  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

Психоэмоциональное развитие

  • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
  • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
  • Машет рукой «пока-пока»;
  • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
  • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • Помнит любимую игрушку.

Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!

Малышу 11 месяцев: что он умеет

Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!Физическое развитие

  • Самостоятельно стоит;
  • Хорошо ходит за одну руку;
  • Делает первые шаги;
  • Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
  • Приседает без опоры.

Психоэмоциональное развитие

  • Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
  • Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
  • Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
  • Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
  • Пытается сам себя кормить с ложки.

Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Критерии развития ребенка первого года

Физическое развитие

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.

В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Читайте также:  Развитие речи ребенка по средствам нетрадиционного рисования

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Источник

Критерии развития ребенка первого года

Что такое критерии развития?
Критерии развития – это навыки или действия, которые большинство детей умеют (владеют) в определенном возрасте.

От рождения до 1 года развитие ребенка происходит очень быстро.
Ребенок овладевает новыми навыками во всех сферах.
Существуют контрольные точки, которые позволяют оценить развитие ребенка, ведь каждый малыш индивидуален.

ПОМНИТЕ! Нет однозначных норм, в каком возрасте должен появиться определенный навык.
В результате наблюдения за детьми, выделены интервалы, в которых должны проявляться те или иные навыки у ребенка.
Выделены интервалы в возрасте «от» и «до», в которых какой-либо навык появляется у 95% здоровых детей!!!
Эти промежутки были определены путем наблюдения за большим количеством детей и приняты как нормативный критерий.

Чтобы не тревожиться понапрасну, разберем, какими навыками должны овладеть дети в разные возрастные периоды и когда стоит обратиться к врачу.

1 месяц жизни

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Сосет соску
— Двигает хаотично руками и ногами
— Поворачивает голову к свету или источнику звука
— Может сосредоточиться на лице мамы
— Успокаивается, когда видит или слышит маму
— Зажимает ручкой предмет (палец мамы)
— Лежа на животе удерживает голову в вертикальном положении

Навыки, которые выполняет половина детей:

— следит за предметом
— различает черно-белые узоры
— произносит отдельные звуки

Навыки, которые выполняют отдельные дети:

— улыбается
— смеется
— держит голову под углом 45 градусов

Суммарно за 1 месяц:После рождения ребенка вам может показаться, что Ваш ребенок только и
делает, что ест, спит, плачет и пачкает подгузники. Однако уже к концу первого
месяца он становится намного более активным и начинает реагировать на новые
проявления внешнего мира. Постепенно его движения станут более уверенными,
особенно в части запихивания руки в рот . Вы заметите, что он слушает, когда вы
говорите, смотрит на вас, когда вы держите его на руках, и даже иногда
совершает осознанные движения, или чтобы привлечь ваше внимание.

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие

Резкие вздрагивающие движения ручками
Подносит руки к глазам и ко рту
Лежа на животе, может повернуть голову из стороны в сторону
Голова запрокидывается назад, если ее не поддерживать
Руки постоянно напряжены и сжаты в кулаки Наблюдаются ярко выраженные рефлекторные движения

Зрительное и слуховое развитие

Фокусирует взгляд на расстоянии 20-30 см.
Взгляд блуждает, возможно небольшое сходящееся косоглазие
Предпочитает смотреть на черно-белые или контрастные предметы и рисунки
Предпочитает изображение человеческого лица всем другим изображениям
Слух полностью сформировался
Ребенок узнает некоторые звуки
Может повернуться к знакомым звукам и голосам

Обоняние и осязание

Отчетливо предпочитает сладкие запахи
Избегает горьких или кислых запахов
Узнает запах грудного молока своей матери
Предпочитает мягкие, а не шероховатые материалы. Радуется мягким прикосновениям
Не любит, когда к нему прикасаются недостаточно осторожно или неожиданно

Обратиться к врачу следует если:

Ребенок выражено плохо и медленно сосет
— Не моргает, когда оказывается перед источником яркого света
— Не фокусирует взгляд и не следит глазами за находящимся вблизи объектом, перемещающимся из стороны в сторону
— Редко двигает руками и ногами, выглядит словно одеревеневшим
— Ножки и ручки расслаблены, висят, как тряпочка
— Нижняя челюсть дрожит непрерывно, даже когда ребенок не беспокоится, не плачет и не кричит
— Ребенок не реагирует на громкие звуки

2 – месяц

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Гулит (произносит отдельные звуки)
— Следит за объектами в поле зрения
— Наблюдает за своей рукой
— В положении на животе удерживает голову короткое время
— Поворачивает голову в направлении звука

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Улыбается и смеется
— Держит голову под углом 45 градусов
— Произносит горловые звуки («и», «а», «у»), затем («м», «п», «б», «к»)
— Шевелит губами, жестикулирует

Навыки, которые выполняют отдельные дети

— Хорошо держит голову
— Может удерживать вес тела на ногах
— Может поднимать голову и плечи лежа на животе
— Наблюдает за своей рукой
— В положении на животе удерживает голову короткое время
— Поворачивает голову в направлении звука

3 месяца

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Узнает лица и запах матери
— Лежа на животе стабильно удерживает голову в приподнятом положении, следит глазами за предметом
— Ищет глазами источник звука
— Активно реагирует на детей
— Отвечает улыбкой на улыбку

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Гулит, произносит сложные звуки
— Выпускает пузырьки слюны
— Узнает лица родственников (которые часто общаются с ребенком)
— Когда видит интересный предмет, начинает активно реагировать

Навыки, которые выполняют отдельные дети

-Переворачивается на спину
— Поворачивается в сторону громких звуков
— Тянет ручки к игрушке
— Может сложить ручки вместе
-Стучит игрушками по столу

4 месяца

Навыки, которые выполняют большинство детей этого
возраста:

— Улыбается и громко смеется
— Неуверенно тянется к игрушке, висящей перед ним
— Лепечет, гулит

Навки, которые выполняет половина детей:

— Может схватить игрушку
— Держит игрушку в руке
— переворачивается с живота на спину

Навыки, которые выполняют отдельные дети

— повторяет слоги «ма-ма-ма» и т.д.
— появляется первый зуб
— снижается «выталкивающий рефлекс» — языком (один из признаков готовности ребенка к введению другой пищи

Суммарно
К возрасту трех- четырех месяцев ваш ребенок поразительным образом изменится, проделав путь от полностью зависимого новорожденного младенца до активно реагирующего малыша. Ребенок утратит многие из рефлексов, свойственных новорожденным, а его тело начнет постепенно ему подчиняться. Вы заметите, как ваш ребенок начнет проводить долгое время изучая собственные руки и наблюдая, как они двигаются

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка в период от 2 до 4 месяцев:

Двигательное развитие

Поднимает голову и грудь, лежа на животе
Приподнимает верхнюю часть тела руками, лежа на животе
Вытягивает ноги и толкается ими, лежа на животе или спине
Раскрывает ладони и сжимает кулачки
Отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
Подносит руки ко рту
Ударяет свисающие предметы руками
Хватает игрушки и трясет ими

Зрительное и слуховое развитие

Внимательно разглядывает лица
Следит за движущимися предметами
Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
Начинает согласовывать движения рук и направление взгляда. Формируется зрительно-двигательная координация движений
Улыбается при звуке вашего голоса
Начинает гулить
Начинает подражать некоторым звукам
Поворачивает голову в направлении звука

Социальное и эмоциональное развитие

Появление «социальной» улыбки (начинает улыбаться людям)
Радуется, играя с другими людьми, и может заплакать, когда игра прекращается
Становится более общительным, все больше может выражать свои эмоции с помощью движений и выражения лица
Копирует некоторые движения и выражения лиц. Подражает мимике взрослого

К врачу, если ребенок в возрасте двух-четырех месяцев:

— Не реагирует на громкие звуки
— К возрасту двух месяцев не начинает обращать внимание на свои руки
— К возрасту двух месяцев не улыбается на звук вашего голоса
— К возрасту двух-трех месяцев не следит взглядом за движущими предметами
— К возрасту трех месяцев не хватает и не удерживает предметы
— К возрасту трех месяцев не улыбается людям
— Не может хорошо держать голову в три месяца
— К возрасту трех-четырех месяцев не тянется к игрушкам и не хватает их
— К возрасту трех-четырех месяцев не начинает гулить
— К возрасту четырех месяцев не начинает тянуть предметы в рот
— К возрасту четырех месяцев начинает лепетать, но не пытается копировать никакие звуки
— К возрасту четырех месяцев не отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
— Не может свободно двигать каким-то одним или двумя глазами во всех направлениях
— Косит глазами большую часть времени (редкое косоглазие нормально в эти первые месяцы)
— Не обращает внимания на новые лица, или выглядит очень испуганным при появлении новых лиц или попадании в новую обстановку

5 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого
возраста:

— Произносит длинные ряды слогов
— Явно отличает цвета
— Играет своими руками и ногами
— Если придерживать за ручки пытается встать из положения «сидя»
— Четко тянется к игрушке и захватывает ее

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Узнает имя
— Оборачивается в направление новых звуков
— Переворачивается в обоих направлениях: со спины на живот и наоборот
— Различает интонации голоса
— Пытается захватывать пищу губами из ложки (один из признаков готовности ребенка к введению прикорма)

Навыки, которые выполняют
отдельные дети

— Сидит с поддержкой
— Берет игрушки в рот
— Проявляет недоверие к посторонним
— Проявляет беспокойство при отсутствии мамы
— Может сказать мама с ударением на первый слог (ранее ударение падало на второй слог)

6 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого
возраста:

— Садится из положения лежа самостоятельно или с помощью взрослых
— Стоит на выпрямленных ногах (с поддержкой)

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Принимает прикорм
— Сидит без поддержки
— Ест с ложки
— При виде пищи открывает рот

Навыки, которые выполняют отдельные дети

— начинает ползать
— начинает брать объект с противоположной стороны тела

7 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого
возраста:

— Сидит без поддержки
— Подтягивает предметы к себе
— Стоит, если поддерживать за плечи
— Берет игрушки любой рукой и умеет перекладывать из рук в руки

Навыки, которые выполняет половина детей:

Читайте также:  Роль книги в развитии ребенка родительское собрание презентация

-Ползает
-Повторяет слоги

Навыки, которые выполняют отдельные дети

-Машет рукой на прощание
— Умеет стоять с поддержкой
— Стучит двумя игрушками об себя

Каких достижений в
развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте семи месяцев

В возрасте от четырех- пяти до семи месяцев, с Вашим ребёнком происходят
самые важные изменения. В этот период он учится согласовывать возникающие у
него ощущения (зрительные, осязательные, слуховые) со все новыми движениями и в
результате научится хватать, переворачиваться, сидеть и, возможно, даже
ползать.

Ниже приводятся и другие
достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие

Переворачивается с живота на спину и обратно
Садится с помощью, а затем и без помощи рук
Стоит с поддержкой
Дотягивается до предметов одной рукой
Перекладывает предметы из одной руки в другую
Сгребает предметы в ладонь всеми пальцами, не использует «пинцетный» захват

Зрительное развитие

Может видеть все цвета
Совершенствуется зрительное восприятие отдаленных объектов
Может лучше следить взглядом за движущимися предметами

Развитие языковых навыков:

Откликается на своё имя
Начинает реагировать на слово «нет»
Различает эмоции и интонации
Издаёт свои звуки в ответ на те, которые слышит
Выражает голосом радость и неудовольствие
Начинает лепетать: произносит сочетания согласных звуков и слогов
Развитие процесса познания:
Находит спрятанный предмет, часть которого осталась на виду
Исследует предметы руками и ртом
Прилагает усилия, чтобы достать предметы, находящиеся на расстоянии

Социальное и эмоциональное развитие:

Ребёнку нравятся совместные игры (Примечание Полины имеются ввиду игры на взаимодействие (прятки/ку-ку, потешки с движениями, «дай-на»))
Проявляет интерес к изображениям в зеркале
Реагирует на проявления эмоций других людей, часто радуется

К врачу если:

— Ребёнок очень напряжён, мышцы жёсткие
— Ребёнок слишком расслаблен, как тряпичная кукла

— Голова по-прежнему запрокидывается назад, если ребенка тянуть за руки, помогая ему сесть
— Всегда протягивает только одну определенную руку, чтобы достать какой-то предмет
— Отказывается от обниманий
— Не проявляет любви к тем людям, которые за ним ухаживают
— Ребёнку не нравится быть в обществе других людей
— Один или оба глаза постоянно сведены к переносице или, наоборот, расходятся к вискам
— Постоянное слезотечение, выделения из глаз или чувствительность к свету
— Не реагирует на звуки
— Засунуть какой-либо предмет в рот для ребенка очень сложно
— К возрасту четырех месяцев не поворачивается к источнику звука
— К возрасту пяти месяцев не переворачивается со ни спины на живот, ни обратно
— В возрасте старше пяти месяцев безудержно плачет по ночам
— К возрасту пяти месяцев не улыбается спонтанно
— К возрасту шести месяцев не садится с поддержкой
— К возрасту шести месяцев не смеётся, не повизгивает
— К возрасту шести-семи месяцев не тянется активно за предметами
— К возрасту семи месяцев не следит за предметами обоими глазами вблизи (на расстоянии 30 см.) и вдали (180 см.)
— К возрасту семи месяцев не удерживает вес тела, стоя на ногах с поддержкой
— К возрасту семи месяцев не пытается привлечь внимание своими действиями

8 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого
возраста:

— Говорит «мама», «папа»
— Переводит предметы их одной руки в другую

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Умеет стоять с поддержкой
— Ползает
— Указывает на предметы
— Ищет скрытые предметы

Навыки, которые выполняют
отдельные дети

Пытается стоять самостоятельно
— Захватывает предметы пальцами (пинцетный захват)
— Движения сопровождает жестами

9 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого
возраста:

— Умеет стоять с поддержкой
— Говорит слогами
— Лопочет
— Появляется схема «постоянного предмета» — это когда ребенок понимает о каком предмете идет речь, даже если его не видит

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Передвигается с поддержкой от предмета к предмету
— Пьет из чашки
— Ест пальцами (пинцетный захват)

Навыки, которые выполняют отдельные дети

— Играется самостоятельно
— Понимает простые игры
— Говорит мама или папа конкретному человеку
— Попытки самостоятельного стояния

10 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Машет рукой на прощание
— Ползает
— Ходит с поддержкой

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Говорит «мама» или «папа» конкретному человеку
— Жестами сигнализирует о своих желаниях
— Понимает слово нет
— Откликается на свое имя

Навыки, которые выполняют отдельные дети

— Стоит несколько секунд
— Складывает игрушки в коробку

11 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого
возраста:

-Говорит «мама» и «папа», обращаясь к конкретному лицу
— Понимает простые игры
— Несколько секунд стоит самостоятельно
— Ходит, поворачивается

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Понимает слово «нет»
— Выполняет простые поручения
— Складывает игрушки
— Умеет держать два предмета одной рукой

Навыки, которые выполняют отдельные дети<