Критерии развития ребенка 3 лет

Критерии развития ребенка 3 лет thumbnail

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).

Любознателен, любопытен.

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Читайте также:  Как мультфильмы влияют на развитие ребенка

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Источник

Екатерина Подковенко
Критерии развития детей 3-го года жизни.

Возраст 2 г. – 2 г. 6 м.

Общая моторика. Хорошо бегает; удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу, учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; спрыгивает с предмета высотой 10-15 см., приземляясь на обе ноги; поднимается и спускается с лестницы; перешагивает небольшие препятствия; бросает мяч двумя и одной рукой в разных направлениях, толкает неподвижный мяч ногой, ловит с близкого расстояния; играя поднимается на носочки, ходит на цыпочках; катается на 3х колесном велосипеде.

Тонкая моторика. Работает с пластилином, глиной, влажным песком: лепит примитивные формы (щипковыми движениями); рисует «пальчиковой гуашью», удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования вертикальных и горизонтальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закругленную линию; играет мелкими предметами; складывает, перебирает крупинки, бусинки, пуговицы, при захвате пользуется большим, указательным, средним пальцами хорошо держит ложку и совершает вращательное движение кистью при зачерпывании жидкой пищи; намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ладонями. Когнитивное развитие. Строит башню из 6-8 кубиков; ориентируется в контрастных величинах по убыванию-возрастанию в пределах 3-4 предметов (кубики, кольца, пирамидки, соотнося их по размерам «больше – меньше»; соотносит конфигурацию объемных геометрических предметов с их плоскостным изображением («Почтовый ящик», подбор крышек к коробкам); ориентируется в 4-х основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1-2 цвета; часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой (бьет молоточком по дощечке, стерженьку, «как взрослый мастер»); различает «один – много», начинает формироваться понятие о числе («два», «пара»); учится подбирать парные картинки, называет многие картинки по темам: «животные», «посуда», «одежда», «мебель». Навыки поведения. С интересом слушает короткие стихи и рассказы, смотрит по телевизору мультфильмы и детские передачи; внимательно слушает музыку, песни, выражая свое отношение активным движением или состоянием зачарованности, умиротворения; выражает несогласие с взрослым словом; выполняет указания взрослых «собери игрушки», понимая слова «хорошо», «плохо»; дает себе оценку «хороший», «красивый»; ребенок начинает воспринимать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять, усложнять используемые им в обиходной речи слова. Навыки самообслуживания. Хорошо держит ложку в ладони и аккуратно ест, не обливаясь; Частично одевается и раздевается; Самостоятельно надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взрослого – обувь (без шнурков); может снять расстегнуть одежду; Контролирует свои физиологические потребности, сообщая о них определенными словами; Подражает действиям бытовых действий близких людей: сметает крошки со стола, вытирает тряпочкой «лужицы». Социально – эмоциональное развитие. Играет самостоятельно, проявляет фантазию; производит несколько непоследовательных игровых действий, связанных между собой одним простым сюжетом (начинается «сюжетная игра»); выбирает для игры рядом со сверстниками аналогичные игрушки («параллельная игра»); любит совершать действия, производящие изменения в окружающей среде (включает, выключает свет).

Читайте также:  Духовного развития ребенка в игре

Игра. Распознает эмоциональное состояние близких людей, реагирует на них; подражает взрослому, жалеет плачущего ребенка; использует для выражения своих чувств определенные жесты, эмоциональные слова и интонации; эмоционально предвосхищает результаты знакомых действий, избегает неприятных событий, ситуаций; злится при ограничении свободы движений; удерживает внимание взрослого или другого ребенка (жестами, улыбками, заглядывает в глаза).

2 г. 6 м. – 3 г.

Общая моторика. Меняет темп, направление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать); самостоятельно удерживать равновесие, спускаясь по наклонной доске; может пройти несколько шагов на цыпочках; подпрыгивает на двух ногах; может несколько мгновений удержать равновесие, стоя на одной ноге; перепрыгивает или легко перешагивает невысокие препятствия (до 10-15 см.); хорошо бросает и «футболит» мяч. Тонкая моторика. Рисует карандашом, держа его как взрослый; изображает на бумаге круговые, вертикальные и горизонтальные линии; срисовывая, начинает копировать более сложные формы («круг», «крест», к 3 г. рисует человека («головоног»); самостоятельно раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки по своему замыслу; ловко складывает и достает мелкие предметы из ящика, бутылочек; собирает 4-6 формочек, вкладывая меньшую в большую; пользуется детскими ножницами. Когнитивное развитие. Строит башенку из большого числа кубиков (до 10 шт.); строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу; находит 5-6 парных картинок из 10; вместе с взрослыми играет с разрезными картинками из 2 частей; вылавливает магнитной удочкой рыбок; может называть некоторые из 4-х основных цветов и некоторые геометрические фигуры в игре; собирает пирамидку из 4-8 колец, учитывая размер; имеет представление о числе (показывает и говорит «1, 2, 3, много, мало») называет около 50 изображений по темам: «животные», «люди», «одежда», «транспорт», «мебель». Навыки поведения. Использует обиходные предметы по назначению, знает их название и многие называет самостоятельно; умеет приветствовать людей и употреблять слова «спасибо», «пожалуйста»; соблюдает элементарные правила поведения на улице, в дс, дома; поддерживает порядок; проявляет терпение, выполняет указания «подожди»; противопоставляет себя другим, начинает говорить о себе «я». Навыки самообслуживания. Быстро одевается и раздевается с помощью взрослого (застегивает 1-2 пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек); знает, где хранится одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого; складывает свою одежду на стульчике; по просьбе убирает за собой игрушки и мусор. Социально – эмоциональное развитие. Подражает сверстникам в игре; участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двигательные навыки; играет в сюжетно – ролевые игры (берет на себя роль «мамы», «врача»); проявляет инициативу в игре; возрастает роль воображения и фантазирования в игре («творческая игра»); подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта. Игра. Знает свою половую принадлежность; проявляет отзывчивость; управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева»; испытывает яркие эмоциональные переживания в играх с детьми и при просмотре телевизора и т. п. ; воспринимает через собственные эмоции понятия «больно», «холодно», «хочется»; Запоминает прежние эмоциональные впечатления.

Читайте также:  Умка центр развития ребенка алматы

Источник

3 года – первая ступенька взросления, как внешнего, так и психологического. По сравнению с двухлетками, развитие ребенка в 3 года уходит далеко вперед, малыш все больше похож на взрослого. Он становится выше, сильнее, более ловким, очень активным и жизнерадостным. Ребенок осваивает речь и учится испытывать и выражать эмоции, которые до этого времени были ему незнакомы.

Развитие ребенка в 3 года

Физическое развитие ребенка в 3 года

Темпы физического развития ребенка в 3 года замедляются, по сравнению с первыми двумя годами жизни. Нормы физического развития для 3 лет следующие:

  • рост – мальчики 92-99 см, девочки 91-99 см;
  • вес – мальчики 13-16 кг, девочки – 13-16,5 кг.

Этот возраст – определенный рубеж для организма, поэтому взрослым следует особое внимание уделить рациону питания малыша, он должен быть полноценным и витаминизированным. Ребенок уже должен кушать сам, он прекрасно различает вкусы, выделяя блюда, которые ему больше нравятся.

Трехлетние дети имеют отличную координацию движений и очень активны. Чтобы успевать восстанавливать силы, их день должен проходить по режиму, который предусматривает продолжительный ночной сон, один дневной сон и четырехразовое питание. В этом возрасте ребенка следует чаще вовлекать в подвижные игры со сверстниками, учить кататься на велосипеде, лыжах и коньках, плавать.

Социально-эмоциональное развитие

Психическое развитие ребенка 3 лет значительно прогрессирует, в частности это касается следующих процессов:

  • Восприятие. Повышается способность анализаторов различать свойства предметов и явлений, особенно это касается зрительных органов чувств, повышается дифференциация яркости и насыщенности цветов и оттенков.
  • Память. Для ребенка она заключается в его чувствах и интересах, при этом более выражена наглядно-образная и двигательная память, преобладают непроизвольные запоминания. Ребенок хорошо запоминает то, что произвело на него сильное эмоциональное впечатление.
  • Развитие речи ребенка в 3 года. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к языку, значению слов и грамматических форм. Ребенок быстро наращивает объем активного словаря за счет существительных, глаголов и других частей речи.
  • Внимание. Объем непроизвольного внимания значительно увеличивается, повышается его устойчивость, а значит, ребенок теперь может сконцентрироваться на определенном предмете или действии дольше.
  • Воображение. Дети в этом возрасте имеют очень яркое воображение, перевоплощаясь в героев сказов, представлений или рисунков. Родителям следует осторожно подбирать сюжеты для чтения и рассказов, так как они могут вызвать в ребенке сильные переживания.

Для психического развития ребенка 3 лет характерно усиление потребности в общении со сверстниками. Дети становятся более чувствительными к проблемам и эмоциональному состоянию друзей, в то же время переизбыток общения может переутомить малыша. Иногда он может стремиться поиграть в одиночестве, не стоит этому препятствовать. Взрослый для ребенка 3 лет все еще имеет ведущее значение, при этом он становится партнером по совместной деятельности, ему можно рассказать свои заботы и радости. В то же время при правильном развитии 3-летнего ребенка возрастает его способность к самостоятельным действиям, у него улучшаются навыки самообслуживания, расширяется спектр игровых действий и движений.

Интеллектуальное развитие ребенка 3 лет

При нормальном интеллектуальном развитии ребенка 3 лет, он умеет правильно называть 4 основных цвета и некоторые их оттенки, ориентируется в 7 цветах спектра и находит их по образцу, по просьбе взрослого. Может последовательно собирать матрешек, миски, формочки, вкладывая меньшую в большую. Для развития 3-летнего ребенка можно предлагать ему подбирать плоские геометрические фигуры к образцу, вставлять фигуры в соответствующие по форме отверстия, собирать пирамидку из 8-9 колец по образцу, учить названиям шара, куба, призмы, конуса и т.п.

В этом возрасте ребенок должен находить и называть большой, маленький и средний (между ними) предмет, определять фактуру предмета (твердый, мягкий), составлять картинку из двух частей, подбирать мозаику к несложному рисунку. Дети могут рисовать по собственному замыслу, объясняя, что именно рисуют, изображать круги, овалы, линии, прямоугольные предметы. С малышом можно лепить простые фигуры, выполнять несложную аппликацию из готовых форм.

При правильном развитии речи ребенка в 3 года, он может произносить сложные предложения, пользоваться словами для выражения желаний, чувств и впечатлений. Дети часто сопровождают свои действия речью, задают много вопросов познавательного характера, быстро разучивают стихи, песенки, отрывки из сказок. В этом возрасте появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Ребенок может связно по картинке рассказать знакомую сказку, высказаться о книжке или событии, вести речевые диалоги с детьми и взрослыми. Развитие 3-летнего ребенка предполагает знание своей половой принадлежности, названий частей тела у человека и животных, их назначения, способность обобщать предметы по их свойствам.

Несмотря на то, что от появления на свет до трехлетия пройден большой путь, и малыш многому научился, ему еще предстоит узнать массу нового, а задача родителей – помочь ему в этом, правильно направляя по жизненному пути. Нужно предоставить ребенку больше свободы, например, пусть учится одеваться и ухаживать за собой почти самостоятельно: застегивать пуговицы и «молнии», пользоваться носовым платком и расческой, умываться и т.п. Все эти умения пригодятся ему и при поступлении в детский сад.

Источник