Критерии психического здоровья ребенка на различных этапах развития
Автор: Виригина Наталья Николаевна
Должность: учитель биологии, географии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 23
Населённый пункт: пос. Золотинка Нерюнгринского района
Наименование материала: статья
Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах
Дата публикации: 19.11.2019
Раздел: полное образование
Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных
возрастных этапах.
Здоровье
–
это
состояние
полного
физического,
духовного
и
социального
благополучия. Оно является условием успешного функционирования жизнедеятельности
человеческого
организма.
В
психологии
здоровье
изучается
на
уровне
личности
—
психологическое здоровье. Это сочетание душевного равновесия и физического комфорта.
Многие
авторы,
такие
как
А.В.
Шувалов,
В.Э.
Пахальян,
И.В.
Дубровина,
изучая
психологическое здоровье детей на разных этапах развития, особое внимание уделяли
показателям
психологического
здоровья
личности.
К
ним
относятся:
тревожность;
характер общения со сверстниками; агрессивность, мотивация, самооценка. Это говорит о
том, что основным критерием психологического здоровья ребенка является его адаптация
к социуму.
Рассмотрим в чем проявляются особенности психологического здоровья детей на
разных возрастных этапах.
Первый
этап
развития
–
ранний
возраст
(от
1
года
до
3-х).
В
этом
периоде
происходят
изменения
в
психическом
развитие
детей:
формируется
мышление
и
развивается двигательная сфера. Эмоциональная сфера ребенка неустойчивая. С ним
необходимо говорить мягким, спокойным тоном. Предметная деятельность в этом возрасте
играет ведущую роль, так как она оказывает влияние на все сферы психики детей. Если
говорить о кризисе 3-х лет, то здесь происходит существенное изменение поведения
ребенка и его отношения с окружающими. Он характеризуется упрямством, негативизмом,
протестом,
своеволием,
стпроптивостью,
желанием
продемонстрировать
успехи
взрослому и получить одобрение.
Второй
этап
–
дошкольный
возраст
(3-7
лет).
Для
этих
детей
ведущей
деятельностью
является
игра,
во
время
которой
они
овладевают
другими
видами
деятельности.
Эмоциональное
здоровье
этих
детей
главным
образом
зависит
от
взаимоотношений в семье. В этом периоде так же выделяют кризис 6 лет. У ребенка
происходят следующие изменения в поведении: кривлянье, манерничанье, ребенок хочет
что-то показать своим поведением демонстрируя то, чего нет. Дети чаще всего перестают
следовать первичным нормам поведения, становятся трудновоспитуемыми.
Третий этап – младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущей деятельностью
становится
учеба.
Это
влияет
на
его
психологическое
здоровье
и
поведение.
Каким
образом?
У
него
изменяется
характер
мышления,
память
и
внимание.
Происходят
изменения в отношениях с другими людьми, в самооценке. Межличностные отношения
строятся на эмоциональной основе. Иными словами – он учиться учится. О.В. Хухлаев
выделял необходимость создавать педагогические условия становления психологического
здоровья детей этого периода:
1) наличие трудных ситуаций (они способствуют развитию воли и мотивируют к
саморазвитию);
2) обучение детей умению быть счастливыми (установка на позитив);
3) наличие положительного фона настроения (душевное равновесие)
Четвертый этап – подростковый возраст (11-15,16 лет). Он характеризуется как
кризисный, переломный и тяжелый возраст. Ведущей деятельностью является общение со
сверстниками. Кризис этого периода проявляется в основном в следующем:
Происходит резкие изменения в поведении, перепад настроения без достаточных на
то причин.
Особое
внимание
уделяется
мнению
окружающих
—
что
они
скажут
о
твоей
внешности, способностях и умениях.
Л.С.
Выготский
полагал,
что
кризис
переходного
возраста
связан
с
двумя
факторами:
возникновением
новообразования
в
сознании
подростка
и
перестройкой
отношений между ребенком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание
кризиса. По мнению Л. И. Божович, подростковый кризис связан с возникновением нового
уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков
способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей
присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению,
самовыражению и самовоспитанию.
Пятый
этап
–
ранняя
юность
(15-17
лет).
Это
возраст,
когда
формируются
собственные взгляды, отношения, происходит поиск самоопределения в выборе будущей
профессии. Сюда можно отнести и потребность в общении и в деятельности. Но можно
так
же
и
отметить,
что
наряду
с
потребностью
в
общении
в
юношеском
возрасте
отчетливо проявляется потребность в обособлении или уединении.
Рассматривая психологическое здоровье
детей на разных возрастных этапах,
можно выделить, что оно ухудшается при переходе из дошкольного возраста в младший
школьный возраст. Чем можно это объяснить? Современные образовательные программы
перегружены предметами, которые не привязаны к проблемам повседневной жизни и дети,
иногда даже не могут осознать для чего они необходимы.
У них
теряется интерес к
обучению, они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь,
может
вырасти
в
разные
варианты:
от
соматической
слабости
(перенапряжение,
переутомление
деятельностью,
несоблюдение
основных
психолого-педагогических
условий при обучении) до социальных проблем (нежелание учиться, конфликты и пр.).
Эти проблемы могут усиливаться от стиля педагогического общения, состояния самих
педагогов,
их
компетентности.
Это
и
приводит
к
поведенческим
нарушениям
и
эмоциональным расстройствам. В этом случае необходима помощь родителей и педагогов,
а так же психологов и социальных работников.
Профессиональная
забота
взрослых
и
специально
организованная
здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье
детей дошкольного возраста и учащихся в младшем школьном возрасте.
Источник
Инфоурок
›
Школьному психологу
›Презентации›Презентация «Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах». Презентацию подготовила педагог-психолог МКОУ СОШ №4 Кузьминская Галина Александровна
2 слайд
Описание слайда:
Психологическое здоровье — это сочетание душевного равновесия и физического комфорта. А психологи под этим термином понимают совокупность способностей и качеств ребенка, которые позволяют безболезненно адаптироваться в социуме.
3 слайд
Описание слайда:
Здоровая психика ребенка — это, прежде всего, благоприятный психологический климат в его семье. Если в ней нет места скандалам, обидам, ссорам, то кроха вырастет воспитанным, свободным и раскрепощенным.
4 слайд
Описание слайда:
Психологические особенности детей раннего возраста В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитие детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.
5 слайд
Описание слайда:
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим. Центральное новообразование возраста – кризис 3 лет. Кризис характеризуется негативизмом, строптивостью, своеволием, деспотизмом, бунтом-протестом в отношениях с родителями.
6 слайд
Описание слайда:
Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Родителям не следует: постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность. Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка.
7 слайд
Описание слайда:
К категории дошколят относят детей 3-6(7) лет, для этого возраста характерны: Новая социальная ситуация развития; Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра; Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности; Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах: мышление развивается от наглядно-действенного к образному; происходит осознание собственного «Я»; Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка; Формируется готовность к обучению в школе. Психологические особенности детей дошкольного возраста
8 слайд
Описание слайда:
Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста в первую очередь зависит от внутрисемейного климата. Взрослым, желающим вырастить здоровую во всех отношениях и адаптированную личность, рекомендуется: Быть доброжелательными к ребенку Уважать его чувства и желания Постоянно проявлять интерес к делам ребенка, давать ему возможность высказаться Подавать пример собственным поведением Не оскорблять и не унижать ребенка даже в шутку Не нагружать ребенка секциями и кружками Чаще уделять ребенку внимание, играть с ним, при этом поощряя его обособленную игру Поддерживать успехи ребенка Справедливо разрешать конфликты Правильно организовывать режим дня Контролировать питание. Поддерживать успехи ребенка
9 слайд
Описание слайда:
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет: Основным видом деятельности у детей в этом возрасте становится учебная деятельность; мышление, перестает быть наглядно-образным и становится словесно-логическим; благодаря процессу обучения у младших школьников начинают формироваться первоначальные научные понятия; закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения; восприятие становится синтезирующим, воображение остается хорошо развитым, память развивается в 2-х направлениях – произвольности и осмысленности; появляется еще больше страхов, чем было раньше. Доминирующими становятся школьные страхи.
10 слайд
Описание слайда:
О.В. Хухлаева формулирует педагогические условия становления психологического здоровья младшего школьника: наличие трудных ситуаций, препятствий в жизни детей: такие ситуации ( не превышающие индивидуальный порог адаптации) способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию; наличие положительного фона настроения – способность к самостоятельному сохранению душевного равновесия; обучение детей умению быть счастливым – следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. Здесь велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей
11 слайд
Описание слайда:
Подростковый период, это возраст от 10 – 11 до 14 – 15 лет, характеризуется как переломный, тяжелый, критический… Ведущий вид деятельности : общение со сверстниками / интимно-личностное общение. Новообразования: чувство взрослости, развитие самосознания формирование нравственной сферы. Проблема возраста — склонность к асоциальному поведению
12 слайд
Описание слайда:
Особенности подросткового возраста: крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих. чувствительность к оценке посторонних своей внешности. внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров.
13 слайд
Описание слайда:
Для подростков характерна полярность психики: Целеустремленность, настойчивость и импульсивность; Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать; Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Потребность в общении сменяется желанием уединиться; Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
14 слайд
Описание слайда:
Что делать, чтобы избежать конфликтов между родителями и детьми в семье? Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, не нужно их избегать, необходимо правильно их разрешать. Когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать – даже если вы сто раз правы. Испугайтесь! В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен. Та агрессия, которую он проявлял к вам, может обернуться против него самого. Не кричите, не распускайтесь. Ведь ребенок может действительно подумать, что вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите. Климат собственной семьи в вашей власти. Вы воздействуете на него ежеминутно, и вам по силам изменить и сделать его благоприятным – благоприятным не вообще, а для своих близких, для таких, какие они есть. Даже если они далеки от идеала.
15 слайд
Описание слайда:
Период ранней юности – это возраст от 15 до 18 лет. Психологические особенности ранней юности: 1.Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения; 2. Общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков; 3. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я»; 4. Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное; 5. Возникает стремление к доверительности во взаимодействии со взрослыми и к «исповедальности» — со сверстниками.
16 слайд
Описание слайда:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ. Взаимоотношения с девушками и юношами складываются лучше, если: а) Вы никогда не забываете о существовании юношеского максимализма. б) Вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимыми. г) Вы всегда объясняете мотивы своих требований и используете свою власть лишь в меру необходимости. д) Вы не критикуете ребёнка в присутствии других. е) Вы относитесь мудро к срывам в поведении юноши или девушки. ж) Вы не забываете основные возрастные особенности ранней юности.
17 слайд
Описание слайда:
з) Пытаетесь поставить себя на место ребёнка –это позволит избежать удара по его самоуважению. и) Вы помните, что даже в юношеском возрасте люди отличаются разными сроками созревания: кто-то «забегает» вперед, кто-то отстает. к) Вы подбираете моменты, подходящие для неформального общения (и дело даже не в их продолжительности, а в разумных временных рамках). л) Вы контроль преподносите как заботу, а иногда просите совета как у равного или старшего. м) Вы оцениваете в конфликте конкретный поступок, а не личность в целом («ты – подлец!», «ты– лентяй»).
18 слайд
Описание слайда:
Помните, что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остается искусством каждого конкретного человека.
19 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание! До новой встречи!
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-216088
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Описаны критерии психического здоровья, рекомендации в работе с дошкольниками для оптимизации образовательного пространства в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные критерии психического здоровья
(по В.Г.Алямовской
- Гармоничность организации психики;
- Адаптивные возможности психики;
- Самообладание и способность радоваться;
- Доброжелательность и способность к адекватной самооценке;
- Способность адекватного восприятия окружающей среды;
- Психическое равновесие;
- Чувство юмора;
- Целеустремленность, способность, активность;
- Самоуправление поведением в соответствии с нормами;
- Критический подход к обстоятельствам жизни;
- Компетентность в отношении окружения и самореализации;
- Уверенность в себе и отсутствие обидчивости (умение освобождаться от внутренних обид);
- Независимость и естественность поведения.
Основные признаки психического нездоровья
(по В.Г.Алямовской)
- Беспричинная злость;
- Враждебность не только по отношению к сверстникам, но и ко взрослым;
- Повышенная тревожность;
- Снижение когнитивной активности;
- Хаотичность и категоричность мышления;
- Повышенная внушаемость;
- Уход от ответственности от себя;
- Зависимость от вредных привычек;
- Пассивность (духовное нездоровье);
- Утрата веры в себя и свои возможности.
Научно – методическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья дошкольников
- Разработка критериев оценки адаптационных возможностей детей к нагрузкам в связи с проведением эксперимента;
- Изучение закономерностей влияния на здоровье детей экспериментальной деятельности;
- Совершенствование критериев и подходов к оценке состояния здоровья детей на индивидуальном и популяционном уровне;
- Использование разработанных медико-педагогических критериев, нормативов и скрининговых тестов адекватности экспериментальных нагрузок возрастным возможностям детей;
- Использование в работе здоровьесберегающих образовательных технологий;
- Совершенствование медико-педагогических подходов к профилактике заболеваемости детей экспериментальных групп.
Основные направления деятельности сотрудников ДОУ для сохранения здоровья дошкольников в период проведения эксперимента
- Рациональная организация ВОП в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1. 1249-03 и письма Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23 – 16;
- Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, динамические часы и активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу в микросоциуме;
- Организация рационального питания и витаминизация воспитанников;
- Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными способностями, здоровьем и региональными особенностями;
- Система работы с детьми по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
Из книги О.В.Пастюк, А.Н.Фролова Организация экспериментальной площадки в ДОУ М ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Источник