Критерии психического здоровья ребенка на различных этапах развития

Критерии психического здоровья ребенка на различных этапах развития thumbnail

Автор: Виригина Наталья Николаевна
Должность: учитель биологии, географии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 23
Населённый пункт: пос. Золотинка Нерюнгринского района
Наименование материала: статья
Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах
Дата публикации: 19.11.2019
Раздел: полное образование

Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных

возрастных этапах.

Здоровье

это

состояние

полного

физического,

духовного

и

социального

благополучия. Оно является условием успешного функционирования жизнедеятельности

человеческого

организма.

В

психологии

здоровье

изучается

на

уровне

личности

психологическое здоровье. Это сочетание душевного равновесия и физического комфорта.

Многие

авторы,

такие

как

А.В.

Шувалов,

В.Э.

Пахальян,

И.В.

Дубровина,

изучая

психологическое здоровье детей на разных этапах развития, особое внимание уделяли

показателям

психологического

здоровья

личности.

К

ним

относятся:

тревожность;

характер общения со сверстниками; агрессивность, мотивация, самооценка. Это говорит о

том, что основным критерием психологического здоровья ребенка является его адаптация

к социуму.

Рассмотрим в чем проявляются особенности психологического здоровья детей на

разных возрастных этапах.

Первый

этап

развития

ранний

возраст

(от

1

года

до

3-х).

В

этом

периоде

происходят

изменения

в

психическом

развитие

детей:

формируется

мышление

и

развивается двигательная сфера. Эмоциональная сфера ребенка неустойчивая. С ним

необходимо говорить мягким, спокойным тоном. Предметная деятельность в этом возрасте

играет ведущую роль, так как она оказывает влияние на все сферы психики детей. Если

говорить о кризисе 3-х лет, то здесь происходит существенное изменение поведения

ребенка и его отношения с окружающими. Он характеризуется упрямством, негативизмом,

протестом,

своеволием,

стпроптивостью,

желанием

продемонстрировать

успехи

взрослому и получить одобрение.

Второй

этап

дошкольный

возраст

(3-7

лет).

Для

этих

детей

ведущей

деятельностью

является

игра,

во

время

которой

они

овладевают

другими

видами

деятельности.

Эмоциональное

здоровье

этих

детей

главным

образом

зависит

от

взаимоотношений в семье. В этом периоде так же выделяют кризис 6 лет. У ребенка

происходят следующие изменения в поведении: кривлянье, манерничанье, ребенок хочет

что-то показать своим поведением демонстрируя то, чего нет. Дети чаще всего перестают

следовать первичным нормам поведения, становятся трудновоспитуемыми.

Третий этап – младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущей деятельностью

становится

учеба.

Это

влияет

на

его

психологическое

здоровье

и

поведение.

Каким

образом?

У

него

изменяется

характер

мышления,

память

и

внимание.

Происходят

изменения в отношениях с другими людьми, в самооценке. Межличностные отношения

строятся на эмоциональной основе. Иными словами – он учиться учится. О.В. Хухлаев

выделял необходимость создавать педагогические условия становления психологического

здоровья детей этого периода:

1) наличие трудных ситуаций (они способствуют развитию воли и мотивируют к

саморазвитию);

2) обучение детей умению быть счастливыми (установка на позитив);

3) наличие положительного фона настроения (душевное равновесие)

Четвертый этап – подростковый возраст (11-15,16 лет). Он характеризуется как

кризисный, переломный и тяжелый возраст. Ведущей деятельностью является общение со

сверстниками. Кризис этого периода проявляется в основном в следующем:

Происходит резкие изменения в поведении, перепад настроения без достаточных на

то причин.

Особое

внимание

уделяется

мнению

окружающих

что

они

скажут

о

твоей

внешности, способностях и умениях.

Л.С.

Выготский

полагал,

что

кризис

переходного

возраста

связан

с

двумя

факторами:

возникновением

новообразования

в

сознании

подростка

и

перестройкой

отношений между ребенком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание

кризиса. По мнению Л. И. Божович, подростковый кризис связан с возникновением нового

уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков

способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей

присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению,

самовыражению и самовоспитанию.

Пятый

этап

ранняя

юность

(15-17

лет).

Это

возраст,

когда

формируются

собственные взгляды, отношения, происходит поиск самоопределения в выборе будущей

профессии. Сюда можно отнести и потребность в общении и в деятельности. Но можно

так

же

и

отметить,

что

наряду

с

потребностью

в

общении

в

юношеском

возрасте

отчетливо проявляется потребность в обособлении или уединении.

Рассматривая психологическое здоровье

детей на разных возрастных этапах,

можно выделить, что оно ухудшается при переходе из дошкольного возраста в младший

Читайте также:  Критические периоды развития плода и ребенка

школьный возраст. Чем можно это объяснить? Современные образовательные программы

перегружены предметами, которые не привязаны к проблемам повседневной жизни и дети,

иногда даже не могут осознать для чего они необходимы.

У них

теряется интерес к

обучению, они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь,

может

вырасти

в

разные

варианты:

от

соматической

слабости

(перенапряжение,

переутомление

деятельностью,

несоблюдение

основных

психолого-педагогических

условий при обучении) до социальных проблем (нежелание учиться, конфликты и пр.).

Эти проблемы могут усиливаться от стиля педагогического общения, состояния самих

педагогов,

их

компетентности.

Это

и

приводит

к

поведенческим

нарушениям

и

эмоциональным расстройствам. В этом случае необходима помощь родителей и педагогов,

а так же психологов и социальных работников.

Профессиональная

забота

взрослых

и

специально

организованная

здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье

детей дошкольного возраста и учащихся в младшем школьном возрасте.

Источник

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›Презентация «Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах». Пр

Описание слайда:

«Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах». Презентацию подготовила педагог-психолог МКОУ СОШ №4 Кузьминская Галина Александровна

2 слайд

Психологическое здоровье — это сочетание душевного равновесия и физического

Описание слайда:

Психологическое здоровье — это сочетание душевного равновесия и физического комфорта. А психологи под этим термином понимают совокупность способностей и качеств ребенка, которые позволяют безболезненно адаптироваться в социуме. 

3 слайд

Здоровая психика ребенка — это, прежде всего, благоприятный психологический

Описание слайда:

Здоровая психика ребенка — это, прежде всего, благоприятный психологический климат в его семье. Если в ней нет места скандалам, обидам, ссорам, то кроха вырастет воспитанным, свободным и раскрепощенным.

4 слайд

Психологические особенности детей раннего возраста В раннем возрасте происход

Описание слайда:

Психологические особенности детей раннего возраста В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитие детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

5 слайд

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает в

Описание слайда:

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим. Центральное новообразование возраста – кризис 3 лет. Кризис характеризуется негативизмом, строптивостью, своеволием, деспотизмом, бунтом-протестом в отношениях с родителями.

6 слайд

Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общени

Описание слайда:

Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Родителям не следует: постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность. Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка.

7 слайд

К категории дошколят относят детей 3-6(7) лет, для этого возраста характерны

Описание слайда:

К категории дошколят относят детей 3-6(7) лет, для этого возраста характерны: Новая социальная ситуация развития; Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра; Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности; Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах: мышление развивается от наглядно-действенного к образному; происходит осознание собственного «Я»; Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка; Формируется готовность к обучению в школе. Психологические особенности детей дошкольного возраста

8 слайд

Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста в первую очередь зависит от

Описание слайда:

Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста в первую очередь зависит от внутрисемейного климата. Взрослым, желающим вырастить здоровую во всех отношениях и адаптированную личность, рекомендуется: Быть доброжелательными к ребенку Уважать его чувства и желания Постоянно проявлять интерес к делам ребенка, давать ему возможность высказаться Подавать пример собственным поведением Не оскорблять и не унижать ребенка даже в шутку Не нагружать ребенка секциями и кружками Чаще уделять ребенку внимание, играть с ним, при этом поощряя его обособленную игру Поддерживать успехи ребенка Справедливо разрешать конфликты Правильно организовывать режим дня Контролировать питание. Поддерживать успехи ребенка

Читайте также:  Цель моей педагогической деятельности является развитие личности ребенка

9 слайд

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет: Основным вид

Описание слайда:

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет: Основным видом деятельности у детей в этом возрасте становится учебная деятельность; мышление, перестает быть наглядно-образным и становится словесно-логическим; благодаря процессу обучения у младших школьников начинают формироваться первоначальные научные понятия; закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения; восприятие становится синтезирующим, воображение остается хорошо развитым, память развивается в 2-х направлениях – произвольности и осмысленности; появляется еще больше страхов, чем было раньше. Доминирующими становятся школьные страхи.

10 слайд

О.В. Хухлаева формулирует педагогические условия становления психологическог

Описание слайда:

О.В. Хухлаева формулирует педагогические условия становления психологического здоровья младшего школьника: наличие трудных ситуаций, препятствий в жизни детей: такие ситуации ( не превышающие индивидуальный порог адаптации) способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию; наличие положительного фона настроения – способность к самостоятельному сохранению душевного равновесия; обучение детей умению быть счастливым – следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. Здесь велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей

11 слайд

Подростковый период, это возраст от 10 – 11 до 14 – 15 лет, характеризуется

Описание слайда:

Подростковый период, это возраст от 10 – 11 до 14 – 15 лет, характеризуется как переломный, тяжелый, критический… Ведущий вид деятельности : общение со сверстниками / интимно-личностное общение. Новообразования: чувство взрослости, развитие самосознания формирование нравственной сферы. Проблема возраста — склонность к асоциальному поведению

12 слайд

Особенности подросткового возраста: крайняя самонадеянность и безапелляционн

Описание слайда:

Особенности подросткового возраста: крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих. чувствительность к оценке посторонних своей внешности. внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров.

13 слайд

Для подростков характерна полярность психики: Целеустремленность, настойчиво

Описание слайда:

Для подростков характерна полярность психики: Целеустремленность, настойчивость и импульсивность; Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать; Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Потребность в общении сменяется желанием уединиться; Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

14 слайд

Что делать, чтобы избежать конфликтов между родителями и детьми в семье? Кон

Описание слайда:

Что делать, чтобы избежать конфликтов между родителями и детьми в семье? Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, не нужно их избегать, необходимо правильно их разрешать. Когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать – даже если вы сто раз правы. Испугайтесь! В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен. Та агрессия, которую он проявлял к вам, может обернуться против него самого. Не кричите, не распускайтесь. Ведь ребенок может действительно подумать, что вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите. Климат собственной семьи в вашей власти. Вы воздействуете на него ежеминутно, и вам по силам изменить и сделать его благоприятным – благоприятным не вообще, а для своих близких, для таких, какие они есть. Даже если они далеки от идеала.

15 слайд

Период ранней юности – это возраст от 15 до 18 лет. Психологические особеннос

Описание слайда:

Период ранней юности – это возраст от 15 до 18 лет. Психологические особенности ранней юности: 1.Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения; 2. Общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков; 3. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я»; 4. Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное; 5. Возникает стремление к доверительности во взаимодействии со взрослыми и к «исповедальности» — со сверстниками.

16 слайд

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ. Взаимоотношения с девушками и юношам

Описание слайда:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ. Взаимоотношения с девушками и юношами складываются лучше, если: а) Вы никогда не забываете о существовании юношеского максимализма. б) Вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимыми. г) Вы всегда объясняете мотивы своих требований и используете свою власть лишь в меру необходимости. д) Вы не критикуете ребёнка в присутствии других. е) Вы относитесь мудро к срывам в поведении юноши или девушки. ж) Вы не забываете основные возрастные особенности ранней юности.

Читайте также:  Диагностика и коррекция развития ребенка первых лет жизни

17 слайд

з) Пытаетесь поставить себя на место ребёнка –это позволит избежать удара по

Описание слайда:

з) Пытаетесь поставить себя на место ребёнка –это позволит избежать удара по его самоуважению. и) Вы помните, что даже в юношеском возрасте люди отличаются разными сроками созревания: кто-то «забегает» вперед, кто-то отстает. к) Вы подбираете моменты, подходящие для неформального общения (и дело даже не в их продолжительности, а в разумных временных рамках). л) Вы контроль преподносите как заботу, а иногда просите совета как у равного или старшего. м) Вы оцениваете в конфликте конкретный поступок, а не личность в целом («ты – подлец!», «ты– лентяй»).

18 слайд

Помните, что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспит

Описание слайда:

Помните, что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остается искусством каждого конкретного человека.

19 слайд

 Спасибо за внимание! До новой встречи!

Описание слайда:

Спасибо за внимание! До новой встречи!

Критерии психического здоровья ребенка на различных этапах развития

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Критерии психического здоровья ребенка на различных этапах развития

Курс повышения квалификации

Критерии психического здоровья ребенка на различных этапах развития

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-216088

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Анисимова Ирина Владимировна

Описаны критерии психического здоровья, рекомендации в работе с дошкольниками для оптимизации образовательного пространства в ДОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Основные  критерии  психического  здоровья  

(по  В.Г.Алямовской

  • Гармоничность  организации  психики;
  • Адаптивные  возможности  психики;
  • Самообладание  и  способность  радоваться;
  • Доброжелательность  и  способность  к  адекватной  самооценке;
  • Способность  адекватного  восприятия  окружающей  среды;
  • Психическое  равновесие;
  • Чувство  юмора;
  • Целеустремленность,  способность,  активность;
  • Самоуправление  поведением  в  соответствии  с  нормами;
  • Критический  подход  к  обстоятельствам  жизни;
  • Компетентность  в  отношении  окружения  и  самореализации;
  • Уверенность  в  себе  и  отсутствие  обидчивости (умение  освобождаться  от  внутренних  обид);
  • Независимость  и  естественность  поведения.

Основные  признаки  психического  нездоровья

(по  В.Г.Алямовской)

  • Беспричинная  злость;
  • Враждебность  не  только  по  отношению  к  сверстникам,  но  и  ко  взрослым;
  • Повышенная  тревожность;
  • Снижение  когнитивной  активности;
  • Хаотичность  и  категоричность  мышления;
  • Повышенная  внушаемость;
  • Уход  от  ответственности  от  себя;
  • Зависимость  от  вредных  привычек;
  • Пассивность (духовное  нездоровье);
  • Утрата  веры  в  себя  и  свои  возможности.

Научно – методическое  обеспечение  сохранения  и  укрепления  здоровья  дошкольников

  1. Разработка  критериев  оценки  адаптационных  возможностей  детей  к  нагрузкам  в  связи  с  проведением  эксперимента;
  2. Изучение  закономерностей  влияния  на  здоровье  детей  экспериментальной  деятельности;
  3. Совершенствование  критериев  и  подходов  к  оценке  состояния  здоровья  детей  на  индивидуальном  и  популяционном  уровне;
  4. Использование  разработанных  медико-педагогических  критериев,  нормативов  и  скрининговых  тестов  адекватности  экспериментальных  нагрузок  возрастным  возможностям  детей;
  5. Использование  в  работе  здоровьесберегающих  образовательных  технологий;
  6. Совершенствование  медико-педагогических  подходов  к  профилактике  заболеваемости  детей  экспериментальных  групп.

Основные  направления  деятельности  сотрудников  ДОУ  для  сохранения  здоровья  дошкольников  в  период  проведения  эксперимента

  1. Рациональная  организация  ВОП  в  соответствии  с  требованиями  СанПин  2.4.1. 1249-03  и  письма  Минобразования  РФ  от  14.03.2000  № 65/23 – 16;
  2. Создание  условий  для  организации  двигательной  активности  воспитанников,  включающей  в  себя  предусмотренные  программой  занятия  физкультурой,  динамические  часы  и  активные  паузы  в  режиме  дня,  а  также  физкультурно-оздоровительную  работу  в  микросоциуме;
  3. Организация  рационального  питания  и  витаминизация  воспитанников;
  4. Дифференцированный  подход  к  детям  в  соответствии  с  их  индивидуальными  способностями,  здоровьем  и  региональными  особенностями;
  5. Система  работы  с  детьми  по  формированию  здорового  образа  жизни,  воспитанию  потребности  в  постоянном  физическом  самосовершенствовании.

Из  книги  О.В.Пастюк, А.Н.Фролова  Организация  экспериментальной  площадки  в  ДОУ  М  ТЦ  Сфера, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник