Критерии периодизации возрастного развития ребенка

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020;
проверки требуют 5 правок.
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).
Проблема периодизации[править | править код]
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Принципы периодизации[править | править код]
«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века
Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].
Периодизации[править | править код]
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского[править | править код]
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:
- кризис новорожденности (до 2 мес.)
- младенческий возраст (до 1 года)
- кризис 1 года
- раннее детство (1—3 года)
- кризис 3 лет
- дошкольный возраст (3—7 лет)
- кризис 7 лет
- школьный возраст (7—13 лет)
- кризис 13 лет
- пубертатный возраст (13—17 лет)
- кризис 17 лет
Периодизация Эльконина[править | править код]
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]
- Раннее детство
- Младенчество (0—1 год)
- Ранний возраст (1—3 года)
- Детство
- Дошкольный возраст (3—7 лет)
- Младший школьный возраст (7—13 лет)
- Отрочество
- Подростковый возраст (13—19 лет)
- Ранняя юность (от 19 лет)
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]
Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]
- Младенчество (от рождения до 1 года)
- Раннее детство (1—3 лет)
- Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
- Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
- Юность (13—19 лет)
- Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
- Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
- Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась
Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]
В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:
- Новорождённые — от 1 до 10 дней
- Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
- Раннее детство — от 1 до 2 лет
- Первый период детства — от 3 до 7 лет
- Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
- Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
- Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
- Средний возраст
- первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
- второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
- Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
- Старческий возраст — от 76 до 90 лет
- Долгожители — старше 90 лет
Биологический возраст[править | править код]
Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:
Возрастные периоды у детей
- Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
- Грудной период: от 4-х недель до 1 года
- Раннее детство: 1—3 года
- Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
- Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
- Подростковый период:
- девочки: 10 — 17—18 лет
- мальчики: 12 — 17—18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
- Юношеский период
- юноши: 17 — 21 год
- девушки: 16 — 20 лет
- Зрелый возраст (1 период)
- мужчины: 21—35 лет
- женщины: 20—35 лет
- Зрелый возраст (2 период)
- мужчины: 35—60 лет
- женщины: 35—55 лет
- Пожилой возраст: 55/60—75 лет
- Старческий возраст: 75—90 лет
- Долгожители — 90 лет и более
См. также[править | править код]
- Возраст
- Психология развития
- Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
- Нормативные кризисы развития
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
- Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;
Ссылки[править | править код]
- Проблема возраста и возрастной периодизации
Источник

Возрастная периодизация психического развития – разделение всего жизненного пути человека на отдельные эпохи, стадии, периоды психического развития, выделение психологических возрастов, разработка критериев (правил), по которым строится периодизация.
Существует педагогическая периодизация детства, которая исходит из задач воспитания детей на разных этапах и отражает сложившуюся практику работы воспитательно-образовательных учреждений. Психоло-гическая периодизация не совпадает с педагогической, т. к. строится на основе других критериев, отражая объективные закономерности и гло-бальные изменения психики и личности ребенка. Она включает периоды постепенных (литических) и скачкообразных изменений (кризисов) в психическом и личностном развитии.
В современной психологии принята следующая периодизация: кризис новорожденности – младенчество (0 – 1 год) – кризис одного года – ранний возраст (1 – 3 года) – кризис трех лет – дошкольный возраст (3 – 6–7 лет) – кризис семи лет – младший школьный возраст (6–7 лет – 10–11 лет) – кризис подросткового возраста – подростковый возраст (11 – 14–15 лет) – кризис при переходе к ранней юности – ранняя юность (15–16 – 18 лет). Выделенные периоды психического развития не являются неизменными, зависят от уровня развития общества, который, в свою очередь, определяет соци-альную ситуацию развития ребенка и вытекающие из нее особенности обучения и воспитания.
Возраст – ограниченный хронологическими рамками отрезок жизни человека. Следует различать биологический (физический) и психоло-гический возраст. Первый определяется количеством прожитых лет и показывает достигнутый уровень созревания организма в целом и его отдельных органов и систем. Психологический возраст показывает уровень психического и личностного развития человека. Отождествление биоло-гического к психологического возраста характерно для биогенетических теорий психического развития, в которых утверждается, что уровень психического развития ребенка полностью зависит от количества прожитых им лет. Но практика показывает, что у детей одного биологического возраста обнаруживается неодинаковый уровень психического развития. На разных этапах развития общества дети, прожившие одинаковое количество лет, обнаруживают различный уровень психического развития. В советской психологии биологический возраст рассматривается как предпосылка психологического возраста, т. к. созревание организма и его систем является предпосылкой психического развития. Уровень психического развития в конечном итоге определяется местом ребенка в системе общественных отношений, или социальной ситуацией развития и вытекающими из нее характерными видами деятельности и особенностями общения ребенка.
Критерии возрастной периодизации – правила, конкретные показатели, на основании которых строится разделение жизненного пути человека на отдельные периоды. В современной возрастной психологии рассматривается три критерия возрастной периодизации:
1) социальная ситуация развития;
2) ведущая деятельность;
3) новообразования возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Да-выдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Социальная ситуация развития (ССР)– своеобразное специфическое для данного возраста отношение между человеком и окружающей его средой, это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа. Понятие социальной ситуации развития показывает, что для понимания влияния среды на формирование возрастных особенностей ребенка следует учитывать и те изменения, которые; произошли в самом ребенке. Например, социальная ситуация развития в раннем возрасте: внутренние условия – возрастание самостоятельности ребенка, возможное в связи с новым уровнем развития, достигнутым в младенчестве, внешние условия – появление требований со стороны взрослых. Внешние и внутренние условия находятся в единстве в начале возрастного периода, на протяжении его между ними накапливаются противоречия, которые обостряются в период кризиса возрастного.
Новообразование – тот новый тип строения личности и ее деятель-ности, те психические и социальные изменения, которые впервые возни-кают на данной возрастной ступени, и которые в самом главном и основном определяют знания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход eгo развития в данный период. Выделяются главные, основные новообразования, которые обуславливают всю перестройку личности и деятельности человека на данном возрастном этапе, и новообразования, обусловливающие перестройку отдельных сторон его личности и деятельности. Возникновение новообразований связано со специфической для данного возраста социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью человека, позволяющей реализовать типичные для данного возраста отношения. Новообразования являются результатом развития человека на данном возрастном этапе. Вместе с тем новообразования изменяют отношение человека к окружающему миру и к самому себе, и тем самым являются реальной основой его перехода на следующую возрастную ступень.
Социальная ситуация развития является главным критерием возрастной периодизации. Ведущая деятельность определенного этапа вытекает из особенностей социальной ситуации развития, последняя конкретизируется в ней. Например, из особенностей социальной ситуации развития младенчества (беспомощность ребенка, удовлетворение взрослым всех его потребностей) следует, что в этом возрасте общение со взрослыми, является ведущим видом деятельности. Основные изменения развития (новообразования) совершаются в основном внутри ведущей деятельности, а также внутри других видов деятельности, характерных для данного возраста. Новообразования возникают к концу каждого возрастного периода и создают основу для возникновения новой социальной ситуации развития. Переход от одного возрастного этапа к другому связан с разрушением старой и построением новой социальной ситуации развития, и форми-рованием новой ведущей деятельности.
Кризис возрастной – отражение неравномерности психического раз-вития – качественное изменение, скачок в ходе психического развития, когда на протяжение относительно короткого периода происходит значительные сдвиги в развитии психики и личности человека. Кризисы возникают у всех детей, живущих в сходных условиях, примерно в одном и том же возрасте. Кризис является границей между возрастными периодами, служит показателем перехода человека от одного периода к другому. Кризис возникает как результат и показатель накопления и обострения противоречий, главное из которых – между возросшим уров-нем психического развития человка и его старым местом в системе общественных отношений (т. е. между внутренними и внешними усло-виями ССР). Противоречие разрешается в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, перестройки отношений взрослого с ребенком, при которых учитывается новый, более высокий уровень его психического развития.
Общая характеристика кризисов дана Л. С. Выготским. Кризис не имеет четко выраженных начала и конца, но ясно выделяется кульминация; в период кризисов наблюдается относительная трудно-воспитуемость ребенка (степень которой зависит от его индивидуальных особенностей и характера взаимоотношений со взрослыми). В кризисные периоды наблюдается негативный характер развития ребенка: распадаются привычные виды деятельности, взаимоотношения, исчезают старые интересы ребенка (старое уходит, а новое еще не сложилось). Но нега-тивные процессы (ломка старого) подчиняются процессам зарождения нового, которое отражает положительное содержание кризиса (возрастание самостоятельности ребенка, построение новых по содержанию взаимо-отношений с окружающими). В советской психологии выделены следующие кризисы: новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет, подросткового возраста.
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 3739 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник