Критерии оценки уровня развития интегративных качеств ребенка

В настоящее время в нашей стране идет
обновление системы образования. Отличительной
чертой развития образовательной системы на
современном этапе является активный процесс
создания системы непрерывного образования.
Изменения, происходящие в жизни общества и
государства безусловно влияют и на
представления о том, каким общество и
государство «видят» ребенка дошкольного
возраста, получившего гарантированное
Конституцией Российской Федерации дошкольное
образование.
Федеральные государственные требования,
утвержденныеприказом № 655 от 23 ноября 2010
года Министерства образования и науки
Российской Федерации, определяют, какое
содержание должно реализовывать любое
дошкольное учреждение для достижения каждым
ребенком оптимального для его возраста уровня
развития с учетом егоиндивидуальных,
возрастных особенностей. В словаре указано
понятие интеграция — это процесс с помощью
которого части соединяются в целое. На
личностном уровне — это состояние организма
когда все составляющие элементы индивида, его
черты или качества действуют согласованно как
единое целое.
Из этого следует, что сформированные
интегративные качества ребенка -является
итоговым результатом освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования. К 7-ми годам при успешном освоении
Программы ребенком достигается следующий
уровень развития интегративных качеств ребенка
Федеральными государственными требованиями
определены следующие личностные качества
выпускника:
Интегративное качество «Физически развитый,
овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками»
- Сформированы основные физические качества и
потребности в двигательной активности. - Самостоятельно выполняет доступные возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает элементарные
правила здорового образа жизни.
Интегративное качество «Любознательный,
активный»
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем
мире (мире предметов и вещей, мире отношений и
своем внутреннем мире). - Задает вопросы взрослому, любит
экспериментировать. - Способен самостоятельно действовать (в
повседневной жизни, различных видах детской
деятельности). - В случаях затруднений обращается за помощью к
взрослому. - Принимает живое, заинтересованное участие в
образовательном процессе.
Интегративное качество «Эмоционально
отзывчивый»
- Откликается на эмоции близких людей и друзей.
- Сопереживет персонажам сказок, историй,
рассказов. - Эмоционально реагирует на произведения
изобразительного искусства, музыкальные и
художественные произведения, мир природы.
Интегративное качество «Способный управлять
своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений,
соблюдающий элементарные общепринятые нормы и
правила поведения»
- Поведение преимущественно определяется на
сиюминутными желаниями и потребностями, а
требованиями со стороны взрослых и первичными
ценностными представлениями о том, «что такое
хорошо и что такое плохо». - Способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. - Соблюдает правила поведения на улице (дорожные
правила), в общественных местах (транспорте,
магазине, поликлинике, театре и др.).
Интегративное качество «Способный решать
интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту»
- Может применять самостоятельно усвоенные
знания и способы деятельности для решения новых
задач, поставленных как взрослым, так и им самим;
в зависимости от ситуации может преобразовывать
способы решения задач. - Способен предложить собственный замысел и
воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
Интегративное качество «Имеющий первичные
представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе»
Имеет представления
- о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному
полу; - о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных
обязанностей, семейных традициях; - об обществе, его культурных ценностях; о
государстве и принадлежности к нему; - о мире.
Интегративное качество «Овладевший
универсальными предпосылками учебной
деятельности»
- Умеет работать по правилу и по образцу, слушать
взрослого и выполнять его инструкции.
Интегративное качество «Овладевший
необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки,
необходимые для осуществления различных видов
детской деятельности.
Образовательный процесс в ДОУ характеризуется
возрастанием объема интенсивности
учебно-познавательной деятельности, в учебный
план вводятся дополнительные предметы.
Возникает необходимость обеспечения
педагогических условий, позволяющих гибко
реализовать различные виды деятельности в
единый образовательный процесс.
Согласно принципу интеграции, физическое
развитие детей осуществляется не только в
процессе специфических физкультурных и
спортивных игр, упражнений и занятий, но и при
организации всех видов детской деятельности
через физкультминутки, дидактические игры с
элементами движения, подвижные игры с элементами
развития речи, математики, конструирования и пр.
С другой стороны, в процессе образовательной
деятельности по физическому развитию следует
обращать внимание на одновременное решение
задач других образовательных областей:
- формирование навыков безопасного поведения в
подвижных и спортивных играх, при пользовании
спортивным инвентарем («Безопасность»); - создание на физкультурных занятиях
педагогических ситуаций и ситуаций морального
выбора, развитие нравственных качеств, поощрение
проявлений смелости, находчивости,
взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к
самооценке и оценке действий и поведения
сверстников («Социализация»); - участие детей в расстановке и уборке
физкультурного инвентаря и оборудования
(«Труд»); - активизация мышления детей (через
самостоятельный выбор игры, оборудования,
пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на
ориентировку в пространстве, подвижные игры и
упражнения, закрепляющие знания об окружающем
(имитация движений животных, труда взрослых),
построение конструкций для подвижных игр и
упражнений (из мягких блоков, спортивного
оборудования), просмотр и обсуждение
познавательных книг, фильмов о спорте,
спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»); - проговаривание действий и называние
упражнений, поощрение речевой активности детей в
процессе двигательной деятельности, обсуждение
пользы закаливания и занятий физической
культурой («Коммуникация»); - игры и упражнения под тексты стихотворений,
потешек, считалок; сюжетные физкультурные
занятия на темы прочитанных сказок, потешек
(«Чтение художественной литературы»); - привлечение внимания дошкольников к
эстетической стороне внешнего вида детей и
воспитателя, оформления помещения;
использование на занятиях физкультурой
Изготовленных детьми элементарных
физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени
для метания), рисование мелом разметки для
подвижных игр («Художественное творчество»); - ритмическая гимнастика, игры и упражнения под
музыку, пение; проведение спортивных игр и
соревнований под музыкальное сопровождение;
развитие артистических способностей в подвижных
играх имитационного характера («Музыка»).
Физическое развитие детей дошкольного
возраста является основным в разностороннем
развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем
многогранней эти движения, тем больше жизненный
опыт малыша.
Задачи по обучению плаванию решаются в
комплексе и направлены на воспитание гармонично
развитой личности.
Использование интегрированного подхода на
занятиях развивает потенциал самих
воспитанников, побуждает к активному познанию
окружающей действительности, осмыслению и
нахождению причинно-следственных связей,
развитию логики, мышления, коммуникативных
способностей. Форма проведения занятий
нестандартна, интересна. Использование
различных видов деятельности в течение занятия
поддерживает внимание воспитанников на высоком
уровне, что позволяет говорить о достаточной
эффективности занятий.
Интегрированные занятия позволяют ребенку
реализовать свои творческие способности, в
интересной, игровой форме обогащать словарь,
развивать коммуникативные умения,
познавательный интерес и активность.
В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается
от процесса обучения, он включается в игру и
вместе с персонажами игр и игрушками осваивает
водное пространство, преодолевая
психологические проблемы и страхи. В коллективе
детей многие задачи решать проще: каждый ребенок
стремиться показать что-то свое; показать, чему
научился именно он. Игра, игровая ситуация
помогают обыграть каждую удачу или неудачу таким
образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более
и более уверенно от занятия к занятию. В то же
время, программа детского сада — это комплексная
программа. Воспитательно-образовательный
процесс в дошкольном учреждении должен быть
построен таким образом, чтобы дошкольники
получили как можно больше навыков и знаний.
Таким образом, процесс обучения задаёт
содержание и характеристики учебной
деятельности ребёнка и тем самым определяет зону
ближайшего развития универсальных учебных
действий и их свойства. Универсальные учебные
действия представляют собой целостную систему, в
которой происхождение и развитие каждого вида
учебного действия определяется его отношением с
другими видами учебных действий и общей логикой
возрастного развития.
Задача формирования УУД предполагает, что
при поступлении в школу ребенок достигает
определенного уровняразвития общения. В
состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для
начала обучения ребенка в школе) предпосылок
входят следующие компоненты:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и
сверстниками; - владение определенными вербальными и
невербальными средствами общения; - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно
эмоционально позитивное) отношение к процессу
сотрудничества; - ориентация на партнера по общению,
- умение слушать собеседника.
Источник
Мониторинг интегративных качеств (метапредметных и личностных результатов дошкольников, мотивационная готовность )
(автор Верещагина Н.В.)
Старшая группа
Таблицы мониторинга интегративных качеств заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного маршрута детей 5-6 лет.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество детей, округлять до десятых долей).
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании определенных интегративных качеств в каждой конкретной группе, т.е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов детей данного возраста).
Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми 5-6 лет необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Оценка уровня развития интегративных качеств личности ребенка 5-6 лет:
- 1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества;
- 2 балла – ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества;
- З балл – ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества;
- 4 балла – ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию интегративного качества;
- 5 баллов – ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию интегративного качества.
Личностные результаты
- ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ИМЕЮЩИЙ ПЕРВИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ,
ОБЩЕСТВЕ, ГОСУДАРСТВЕ, МИРЕ И ПРИРОДЕ»
(старшая группа 2016 — 2017 учебный год)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знает свои имя и фамилию, возраст, имена, отчества родителей, места работы, значение их труда, имеет постоянные обязанности по дому | Может рассказать о своем городе (селе, деревне), называет свою улицу | Имеет представление о Российской армии, войне, Дне Победы | Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна РФ, знает о Москве | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | Злата М. | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2,75 | 4 |
2 | Дима Ф. | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 2 | 3 | 3, 25 | 4 |
3 | Кира Г. | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 | 2 | 4 | 2,5 | 4 |
4 | Саша С. | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 4,75 |
5 | Ярослав А. | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3,25 | 4 |
6 | Варя П. | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,5 | 4,25 |
7 | Матвей А. | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2,75 | 4 |
8 | Настя Е. | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 1 | 3 | 2,75 | 4 |
9 | Саша А. | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3,25 | 4 |
10 | Катя У. | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,5 | 4,25 |
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 | |||||||||||
21 | |||||||||||
22 | |||||||||||
23 | |||||||||||
24 | |||||||||||
25 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | 2,7 | 3,7 | 3,4 | 4,4 | 3,5 | 4,5 | 2,6 | 3,9 | 3 | 4,1 |
Регулятивные результаты
- ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «СПОСОБНЫЙ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ И ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВЕ
ПЕРВИЧНЫХ ЦЕННОСТЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, СОБЛЮДАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОБЩЕПРИНЯТЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»
(старшая группа 2016 — 2017 учебный год)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Договаривается со сверстниками в коллективной работе, распределяет роли, при конфликте убеждает, разъясняет, показывает | Оценивает свои поступки, понимает необходимость заботы о младших | Самостоятельно использует в общении вежливые слова, соблюдает правила поведения на улице и в детском саду | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | Злата М. | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3,6 | 4,6 |
2 | Дима Ф. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
3 | Кира Г. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
4 | Саша С. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
5 | Ярослав А. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
6 | Варя П. | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2,6 | 3,6 |
7 | Матвей А. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
8 | Настя Е. | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 1,6 | 3 |
9 | Саша А. | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3,3 | 4,3 |
10 | Катя У. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
19 | |||||||||
20 | |||||||||
21 | |||||||||
22 | |||||||||
23 | |||||||||
24 | |||||||||
25 | |||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | 2,5 | 3,5 | 2,8 | 3,8 | 2,6 | 3,7 | 2,6 | 3,6 |
Коммуникативные результаты
- ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ОВЛАДЕВШИЙ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ
И СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ»
(старшая группа 2016 — 2017учебный год)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Распределяет роли в игре, исполняет роль, сопровождает действия речью, содержательно и интонационно | Сочиняет оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории, использует все части речи, словотворчество | Умеет делиться со взрослыми и детьми разнообразными впечатлениями | Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие и несогласие | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | Злата М. | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2,75 | 4 |
2 | Дима Ф. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
3 | Кира Г. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2,75 | 3,75 |
4 | Саша С. | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
5 | Ярослав А. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
6 | Варя П. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2,75 | 3,75 |
7 | Матвей А. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2,25 | 3,5 |
8 | Настя Е. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
9 | Саша А. | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2,75 | 4 |
10 | Катя У. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2,25 | 2,5 |
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 | |||||||||||
21 | |||||||||||
22 | |||||||||||
23 | |||||||||||
24 |