Критерии оценки умственного развития ребенка
Виктория Старикова
Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Всё обучение ребёнка, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, делится на несколько образовательных этапов. Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ей действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности: — действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним); — действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого; — действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого; — действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
— действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу; — действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Показатели самостоятельности ребёнка.
Общие требования к знаниям, умениям и навыкам ребёнка Балл Оценка Уровни учебных достижений
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). 1 балл (Критичный уровень)
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого 2 балла (Допустимый уровень)
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. 3 балла (Средний уровень)
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). 3-4 балла (Средний уровень)
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. 4 балла (Оптимальный уровень)
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно 5 баллов (Высокий уровень)
Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается учителем в выводах при направлениях на школьный Психолого-медико-педагогический консилиум, на ПМПК, при составлении индивидуальной программы для ребенка, а так же для написания итоговой характеристики.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
— действие (операция сформировано) – «ДА»;
-действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;
— действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;
— действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».
Критерии оценивания знаний, умений, навыков осуществляется по следующим параметрам.
1. Оптимальный уровень 5 баллов — Выполняет задания самостоятельно — по образцу, по подражанию, по словесной инструкции.
2. Допустимый уровень – 4 балла — выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; — выполняет задания по образцу после предложенной помощи; — выполняет задания по подражанию после предложенной помощи; — выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи;
3. Средний уровень— 3 балла – ребёнок дает определения понятий с ошибками и неточностями; воспроизводит основной учебный материал с помощью учителя; типовая учебная задача решена частично.
4 Недопустимый уровень -2 балла — задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает; — задания по образцу не выполняет, помощь не принимает; — задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает; — задания по словесной инструкции не выполняет, помощь не принимает.
5. Критичный уровень-1 балл (критично) – ребёнок обладает только отдельными фрагментарными знаниями по предмету; отказ от ответа без объяснения причин.
На сегодняшний день критичным уровнем овладения учебными предметами быть не может. Основная образовательная программа дает возможность дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку, имеются дополнительные коррекционные занятия, которые способствуют выведению ребенка на допустимый уровень знаний. Дифференцированный подход в обучении — создание разнообразных условий обучения для различных детей с целью учета их особенностей. Он является комплексом методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах. Умственно отсталые учащиеся представляют собой довольно разнородную группу. В их обучении наблюдаются различного рода трудности разной степени. Поэтому реализация индивидуального и дифференцированного подходов является необходимым условием в образовательном процессе ребёнка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Уровни учебных достижений.
Уровни учебных достижений Балл Оценка Общие требования к знаниям, умениям и навыкам
Критичный уровень 1 балл (критично, обладает только отдельными фрагментарными знаниями по предмету; отказался от ответа без объяснения причин.
Допустимый уровень 2 балла (плохо, не освоено более половины планируемых результатов; отсутствует систематическая базовая подготовка, имеются значительные пробелы в знаниях; не решена типовая, много разовая отработанная учебная задача.
Средний уровень 3 балла (удовлетворительно,дает определения понятий с ошибками и неточностями воспроизводит основной учебный материал с помощью учителя; типовая учебная задача решена частично.
Допустимый уровень 4 балла (хорошо).Выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; по образцу, по подражанию, по словесной инструкции;
Оптимальный уровень 5 баллов (отлично). Выполняет задания самостоятельно — по образцу, по подражанию, по словесной инструкции.
Источник
Обзор возрастных особенностей рисунка человека отражает некоторую общую тенденцию, от которой возможны значительные индивидуальные отклонения, объясняющиеся индивидуальным опытом людей, уровнем их художественных способностей и многими другими причинами. Случаи опережающего развития изобразительной деятельности могут быть связаны как с ускорением общего умственного развития, так и со специальным обучением или специальными художественными способностями. Отставание от возрастных норм часто свидетельствует о том, что имеются те или иные нарушения в общем умственном развитии. Для оценки степени отставания в развитии можно опираться на следующие приблизительные ориентиры.
Головонога можно рассматривать как показатель нарушений в развитии изобразительной функции начиная с четырех лет. С шестилетнего возраста признаком отставания служат схематические рисунки, на которых отсутствует передача толщины конечностей (подобные изображенному на рис. 2). С восьми лет признаком задержки в развитии умения рисовать является любое чисто схематическое изображение без попытки, хотя бы и неудачной, передать реальные формы отдельных частей тела.
Вместе с тем, упрощенная схема может встречаться вплоть до взрослого возраста при выраженном интеллектуализме – преобладании словесно-логического мышления над образными и эмоциональными процессами, а также при негативизме, сниженной мотивации, формальном отношении к заданию. Во всех этих случаях схема предельно упрощена, выглядит четко и определенно: палочковый человек, изображение туловища строго овальное, прямоугольное или треугольное (рис. 14). При получении такого рисунка следует попросить обследуемого нарисовать человека еще раз–теперь уже не схематически, а более детально. Иногда бывает полезно пояснить различие между схемой и собственно рисунком.
Количественная оценка уровня выполнения задания «Рисунок человека» может быть получена на основе одновременного учета как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей.
За каждую из основных деталей ставят по 2 балла. К основным деталям относятся голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна. 1 балл ставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1 балл.
За пластический способ изображения – 8 дополнительных баллов; за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) – 4 балла; если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставят 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.
Таким образом, минимальный балл – ноль, максимальный (при наличии всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) – 30. Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице (точка с запятой разделяет годы и месяцы).
Существенное отставание от возрастной нормы может являться следствием нарушения интеллектуального развития.
Возраст | Баллы |
3; 6 – 4;0 | 4-13 |
4;1 — 5;0 | 8-17 |
5;1 – 6 ;0 | 14 – 22 |
6;1 — 7;0 | 18 – 25 |
7;1 – 8;0 | 20-26 |
8;1 — 9;0 | 22 – 27 |
9;1 – 10;0 | 23-28 |
10;1 – 11;0 | 24-30 |
11;1 – 13;0 | 25-30 |
13;1 | 26 – 30 |
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость (олигофрения). Это общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьной программой, полноценное включение ребенка в социальную жизнь. Слово «отсталость» подразумевает возможность со временем догнать остальных, но в данном случае это не так. «Потолок» развития у умственно отсталого ребенка принципиально ниже, чем у его сверстников с сохранным интеллектом.
При тяжелой, а тем более глубокой умственной отсталости (диагнозы указываются по МКБ-10; по классификации, принятой ранее, это тяжелая имбецилъностъ и идиотия) предметного рисунка, как правило, не бывает. Под умеренной умственной отсталостью (имбе-цильностью) понимают такую сте-пень интеллектуального снижения, при которой отсутствует способность к овладению какой-либо профессией, но человек способен достаточно полно овладеть навыками самообслуживания. При такой глубине нарушения предметный рисунок также может отсутствовать, либо он появляется только в школьном возрасте и в дальнейшем остается на очень низком уровне. Рисунок человека, если он имеется, представляет собой примитивную схему, соответствующую приблизительно четырехлетнему возрасту выполнения задания (рис. 15). Количественная оценка выполнения задания Александром – 7 баллов (по 2 балла за голову, туловище и ноги, 1 балл – за волосы).
В отдельных случаях умственная отсталость (в том числе умеренная) может сочетаться с сохранным уровнем рисования и даже с художественной одаренностью. Однако здесь есть сомнение в правильности диагностической квалификации, в частности, можно высказать предположение, что у этих детей не умственная отсталость, а вторичный шизофренический дефект или ранний детский аутизм.
При легкой умственной отсталости (дебильности) ребенок способен к обучению по специальной облегченной программе и в дальнейшем – к простой профессиональной деятельности. У детей с этими нарушениями предметный рисунок и, в частности, рисунок человека обычно впервые появляется к концу дошкольного возраста. На протяжении последующей жизни он остается на уровне, типичном для дошкольного возраста, т.е. на уровне схемы (рис. 16). Рисунок Антона в целом приблизительно соответствует шестилетнему возрасту. Количественная оценка – 19 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу – за пальцы, ступни и за правильное количество пальцев; 2 балла – за изображение рук и ног двойной линией).
Рисунок одиннадцатилетнего Димы С., также страдающего легкой умственной отсталостью (рис. 17), приблизительно соответствует пятилетнему возрасту; количественная оценка – 17 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу – за волосы, уши и ступни).
Рисунок тринадцатилетней Лены Т. (диагноз: легкая умственная отсталость) приблизительно соответствует шестилетнему возрасту (рис. 18). Количественная оценка – 18 баллов. Такова же количественная оценка рисунка восемнадцатилетней Полины Т. (рис. 19); диагноз: легкая умственная отсталость (дебильность). Подобные рисунки, на которых тело как бы «просвечивает» через одежду (их называют «рентгеновскими»), типичны (в норме) для пятилетнего возраста.
Уровень развития изобразительной деятельности умственно отсталых детей относительно мало зависит от возраста. Усвоенные графические шаблоны фиксируются, и в дальнейшем они в течение многих лет (иногда в течение всей жизни) воспроизводятся почти без вариаций. Имеющиеся различия между рисунками зависят, в первую очередь, от степени интеллектуального дефекта и от обучения, полученного ребенком.
Наряду с умственной отсталостью задержка в развитии изобразительной функции может вызываться и другими причинами: органическим поражением мозга, нарушениями обучаемости (задержкой психического развития), педагогической запущенностью, психическим заболеванием. Данные рисуночных тестов недостаточны для постановки диагноза. При обнаружении существенного отставания в развитии изобразительной функции необходимо провести более подробное исследование состояния когнитивной сферы с применением специализированных тестовых методов.
Источник
Виктория Старикова
Система оценки достижений ребёнка с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
Система оценки достижений ребёнка.
Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у учащейся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Всё обучение ребёнка, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, делится на несколько образовательных этапов. Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ей действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности: — действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним); — действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого; — действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого; — действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально); — действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу; — действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Показатели самостоятельности ребёнка.
Общие требования к знаниям, умениям и навыкам ребёнка Балл Оценка Уровни учебных достижений
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). 1балл Критичный уровень
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. 2балла Допустимый уровень
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. 3 балла Средний уровень
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). 3-4 балла Средний уровень
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. 4 балла Оптимальный уровень
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. 5 баллов Высокой
Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается учителем в выводах при направлениях на школьный Психолого-медико-педагогический консилиум, на ПМПК, при составлении индивидуальной программы для ребенка, а так же для написания итоговой характеристики.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
— действие (операция сформировано) – «ДА»;
-действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;
— действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;
— действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».
Критерии оценивания знаний, умений, навыков осуществляется по следующим параметрам.
1. Оптимальный уровень 5 баллов — Выполняет задания самостоятельно — по образцу, по подражанию, по словесной инструкции.
2. Допустимый уровень – 4 балла — выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; — выполняет задания по образцу после предложенной помощи; — выполняет задания по подражанию после предложенной помощи; — выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи;
3. Средний уровень- 3 балла – ребёнок дает определения понятий с ошибками и неточностями; воспроизводит основной учебный материал с помощью учителя; типовая учебная задача решена частично.
4 Недопустимый уровень -2 балла — задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает; — задания по образцу не выполняет, помощь не принимает; — задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает; — задания по словесной инструкции не выполняет, помощь не принимает.
5. Критичный уровень-1 балл (критично) – ребёнок обладает только отдельными фрагментарными знаниями по предмету; отказ от ответа без объяснения причин.
На сегодняшний день критичным уровнем овладения учебными предметами быть не может. Основная образовательная программа дает возможность дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку, имеются дополнительные коррекционные занятия, которые способствуют выведению ребенка на допустимый уровень знаний. Дифференцированный подход в обучении — создание разнообразных условий обучения для различных детей с целью учета их особенностей. Он является комплексом методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах. Умственно отсталые учащиеся представляют собой довольно разнородную группу. В их обучении наблюдаются различного рода трудности разной степени. Поэтому реализация индивидуального и дифференцированного подходов является необходимым условием в образовательном процессе ребёнка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Уровни учебных достижений.
Уровни учебных достижений Балл Оценка Общие требования к знаниям, умениям и навыкам
Критичный уровень 1 балл (критично) обладает только отдельными фрагментарными знаниями по предмету; отказался от ответа без объяснения причин.
Допустимый уровень 2 балла (плохо) не освоено более половины планируемых результатов; отсутствует систематическая базовая подготовка, имеются значительные пробелы в знаниях; не решена типовая, много разовая отработанная учебная задача.
Средний уровень 3 балла (удовлетворительно). дает определения понятий с ошибками и неточностями воспроизводит основной учебный материал с помощью учителя; типовая учебная задача решена частично.
Допустимый уровень 4 балла (хорошо) Выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; по образцу, по подражанию, по словесной инструкции;
Оптимальный уровень 5 баллов (отлично) Выполняет задания самостоятельно — по образцу, по подражанию, по словесной инструкции
Обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов ребёнка
№
пп Ф. И. Обследование состояния
Общей
моторики зрительно-моторной координации тактильных ощущений зрительного восприятия слухового восприятия пространственного восприятия восприятия времени
Сроки нг кг нг кг нг кг нг к/г н/г к/г нг кг нг кг
Допустимый уровень Допустимый уровень Допустимый уровень Допустимый уровень Допустимый уровень Допустимый уровень Допустимый уровень
— «Оптимальный» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
— «Средний» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
— «Допустимый уровень» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
Источник