Критерии оценки роста и развития ребенка

Критерии оценки роста и развития ребенка thumbnail

Критерии оценивания развития ребенка

Ребенок 2 лет:

Физическое развитие:

  1. Преодолевает препятствия, чередуя шаг.

  2. Поднимается и спускается по лестнице.

  3. Подпрыгивает.

  4. Меняет темп движения: ходьбу на бег.

  5. Удерживает мяч одной или двумя руками.

  6. Ловит мяч с близкого расстояния.

Бытовые навыки:

  1. Ест аккуратно, не роняя пищу.

  2. При умывании трет ладони, часть лица.

  3. Вытирается с помощью взрослого.

  4. С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь.

  5. Частично раздевается.

  6. Контролирует физиологические потребности.

Эмоциональное развитие:

  1. Эмоционально уравновешен в течение дня.

  2. В хорошем настроении при своих умелых действиях.

  3. Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.

  4. Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.

  5. Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.

  6. Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.

  7. Плачет при уходе мамы, при обиде.

  8. Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.

Игровые навыки:

  1. В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает, купает, вытирает.

  2. В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.

  3. Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).

  4. Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Познавательное развитие:

  1. Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.

  2. Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.

  3. Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.

  4. По образцу находит предмет того же цвета.

  5. Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).

Речевые достижения:

  1. В словарном запасе до 200-300 слов.

  2. Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.

  3. Облегченные слова заменяет правильными.

  4. Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).

  5. Может называть себя в третьем лице.

  6. Задает вопросы.

  7. Называет предметы на картинке.

  8. Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.

Ребенок 2,5 лет:

Бытовые навыки

  1. Одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;

  2. Расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;

  3. В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду;

  4. Самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

  5. С помощью взрослого приводить себя в порядок;

  6. Пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;

  7. В процессе еды держать правильно ложку.

Социально-эмоциональное развитие 

  1. Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.

  2.  Может определить свое состояние.

  3. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.

  1. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.

  2. Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.

  3. Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).

  4. Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.

Игровые действия (сюжетная игра)

  1. Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).

  2. Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор.

  3. Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).

Познавательное развитие 

  1. Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках.

  2. Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

  3. Собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).

  4. Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).

  5. Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

  6. Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.

  7. Узнает, что нарисовал (или вылепил).

Речевое развитие

  1. Обозначает себя: «Я», «Я сам».

  2. Использует предложения из нескольких слов (трех и более).

  3. Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.

  4. Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.

  5. Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).

  6. Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.

  7. Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги).

  8. Понимает рассказ взрослого.

Ребенок 3 лет может:

Бытовые навыки

  1. Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно.

  2. Аккуратно складывать свою одежду перед сном.

  3. Застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки.

  4. Знать назначение многих предметов и их местонахождение.

  5. Выполнять поручения из 2-3 действий: «отнеси», «поставь», «принеси».

  6. Уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;

  7. Замечать беспорядок в своей одежде, самостоятельно пользоваться носовым платком.

  8. Регулировать свои физиологические потребности.

  9. Вытирать обувь при входе в помещение.

  10. Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

  11. Не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим.

  12. Говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.

Двигательные навыки

Ребенок должен уметь:

  1. Подниматься вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги – идти шаг за шагом

  2. Бить по мячу, бросать мяч, ловить его

  3. Прыгать на одной и двух ножках

  4. Довольно уверенно крутить педали и кататься на трехколесном велосипеде

  5. Стоять на одной ноге до пяти секунд

  6. Идти вперед и назад довольно легко

  7. Наклоняться, не падая при этом

Эмоциональное и социальное развитие

В 3 года ваш ребенок должен обладать следующими социальными навыками:

  1. Подражать родителям и друзьям

  2. Показывать привязанность к знакомым семьи и друзей

  3. Понимать, что такое «мое» и «его / ее»

  4. Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, печаль, гнев, счастье или скука

Развитие мыслительных процессов

3-х летний малыш должен уметь следующее:

  1. Правильно называть знакомые цвета.

  2. Играть и фантазировать более творчески, чем раньше.

  3. Выполнять три простых команды взрослых подряд.

  4. Помнить сказки и песенки и рассказывать самые простые из них.

  5. Любить сказки и песенки, особенно перед сном.

  6. Понимать простые числа и считать до пяти.

  7. Сортировать предметы по форме и цвету.

  8. Отгадывать загадки, которые соответствуют возрасту ребенка.

  9. Узнавать знакомых людей и детей на фотографиях.

Речевое развитие

  1. Называть свое имя и возраст

  2. Выговаривать от 250 до 500 слов

  3. Отвечать на простые вопросы

  4. Составлять предложения из пяти-шести слов и говорить полными предложениями

  5. Говорить четко

  6. Рассказывать простые сказки и истории.

Источник

Рост — это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

Рост – количественные изменения.

X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между различными сторонами объекта.

В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Понятие «развитие» включает в себя: прогрессивное развитие, регрессивное развитие и аномальное развитие:

1) Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования. 2) Регрессивное развитие характеризуется процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей.

3) Аномальное развитие характеризуется частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию.

Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.

Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который будет им достигнут. Здесь все дано с самого начала. Примеры — эмбриональное развитие, физическое развитие (от рождения к старению). Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития.

В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепцияСт. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала не известны все стадии развития и не известен его конечный результат.

Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие — это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. «В развитии ребенка, — пишет Л.С. Выготский, — то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка». Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Л.С. Выготский предложил называть «эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития… конечной, или идеальной, формой — идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно появиться в конце развития, или конечной — в смысле того, что должно в конце развития у него получиться». Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития ребенка — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Если в среде, замечает Л.С. Выготский, нет соответствующей идеальной формы и развитие ребенка протекает вне этих специфических условий, т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и недоразовьется.

Задача детского психолога — проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка — это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме освоения материальной и духовной культуры общества.



Источник