Критерии оценки психомоторного развития ребенка

Критерии оценки психомоторного развития ребенка thumbnail

1. Уровни и методы оценки психомоторного развития Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня — психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:
1) до 1 года — 1 раз в месяц;
2) до 3 лет — 1 раз в 3 месяца;
3) с 3 до 6 лет — 1 раз в 6 месяцев.
После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.
2. Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает; появляется первая улыбка; держит голову лежа на животе.
В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.
3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении, отчетливое слуховое сосредоточение, отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей; узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.
5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит; адекватная реакция оживления или страха; различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.
6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета; ест с ложки. Начинает формироваться внимание.
7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос «где?» находит предмет, пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.
8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает «ладушки», «до свидания». Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.
9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.
10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Любит играть с другими детьми.
11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения — куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове «нельзя».
12 месяцев. Самостоятельно ходит без поддержки, выполняет простые поручения. По назначению использует расческу. Произносит 8- 10 слов, сам берет чашку и пьет. Подбирает предметы по формам.
1 год 3 месяца. Играя, различает два разных по величине предмета. Ходит долго, меняет положение — может приседать, наклоняться. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Быстро расширяет запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу.
1 год 6 месяцев. Из предметов разной формы подбирает предметы такой же величины, уверенно перешагивает через препятствия. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет. Находит по слову среди нескольких предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год 9 месяцев. Играя, различает три разных по величине предмета. Умеет ходить по поверхности шириной 15- 20 см и на высоте 15- 20 см над полом. Выполняет несложные постройки из кубиков: домик, ворота, скамья. Понимает несложный рассказ, отвечает на вопросы, обозначает действиями, пользуется двухсложными выражениями, частично одевается с небольшой помощью, надевает шапку, колготки.

Источник

Дать оценку психомоторному развитию детей дошкольного возраста эмпирическим путем очень непросто, ведь у каждого человека свой индивидуальный опыт. Если семья многодетная, то родители могут сравнивать показатели психомоторного психомоторное развитие детей дошкольного возрастаразвития каждого ребенка с показателями более старших детей.

Если же в семье один ребенок, то у родителей нет необходимого количества знаний, благодаря которым они смогут дать правильную оценку психомоторике первенца. Они могут наблюдать за другими детьми во время прогулки, в детском саду или школе раннего развития, сравнивая их со своими ребенком, но полученных таким образом сведений все равно будет недостаточно для того, чтобы суметь дать правильную оценку.

Именно поэтому стоит поговорить о том, что такое психомоторное развитие, по каким критериям его оценивают в дошкольном возрасте у детей разного возраста, что может считаться патологией, а что является нормой.

Психомоторное развитие: что нужно знать?

Понятие психомоторного развития достаточно широкое и включает в себя оценку зрения, психомоторное развитие детей дошкольного возрастаслуха, разных типов чувствительности и пр. Также сюда можно отнести социальные контакты дошкольника, двигательную активность.

Оценивая развитие малыша, нужно понимать, что вывод об успешном овладении крохой тем или иным навыком можно сделать только при наличии у него умения совмещать нескольких действий одновременно. То есть если малыш может взять ложку, он должен уметь зачерпывать ей пищу и подносить ее ко рту. Только в этом случае можно говорить о навыке ребенка есть самостоятельно.

Что влияет на психомоторное развитие ребенка?

Развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от регулярного общения с мамой и родными. Постепенно усложняющееся общение с крохой станет залогом его гармоничного психомоторного развития. психомоторное развитие детей дошкольного возрастаНедостаток внимания, неправильное воспитание станут для малыша основными причинами сбоев в процессе познания окружающего мира.

Результатом этого может стать задержка психического развития, а также последующее отставание в освоении новых двигательных навыков. Если не изменить линию воспитания, то в конечном итоге у малыша может проявиться слабоумие и неспособность к социальной адаптации в окружающем мире.

Как оценивают психомоторное развитие?

Сразу после рождения ребенок имеет определенные навыки, по которым оценивают уровень его психомоторного развития. Для удобства медики отобрали пять основных признаков, по которым кроху оценивают каждый месяц в течение года. Малыш сдает своеобразный экзамен, каждый раз получая оценку. Если оценка высокая, это означает, что уровень психомоторного развития у него соответствует возрасту.

Если малыш с легкостью справляется с поставленными задачами в своем возрасте, в качестве эксперимента можно предложить ему выполнить задание, рассчитанное на детей более старшего возраста. психомоторное развитие детей дошкольного возрастаЕсли кроха и с ним справится без проблем, значит, его психомоторное развитие протекает с опережением.

Таким же способом можно выявить у детей отставание в области психомоторного развития. Если кроха не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, можно для него их слегка упростить и понаблюдать за результатом. Малыш должен будет справиться с более простым вариантом, и тогда родители смогут сделать вывод о том, насколько сильно отстает их кроха.

При обнаружении у малыша признаков отставания в развитии следует прежде всего проанализировать воспитательный процесс и характер общения с крохой. Возможно, взрослые намеренно ограничивают его движение, не дают активно знакомиться с миром. Малыш должен иметь возможность изучать пространство как на улице, так и дома, сталкиваясь с минимальным количеством запретов.

Ниже мы рассмотрим таблицу норм психомоторного развития у детей дошкольного возраста, согласно которой можно будет дать примерную оценку состояния ребенка и в случае необходимости проконсультироваться у невропатолога.

ВозрастНавыки психомоторного развития
3 годаДля детей младшего дошкольного возраста характерно:

·         знать названия основных цветов;

·         переступать через небольшие препятствия;

·         использовать в речи сложные предложения;

·         постоянно задавать вопросы;

·         исполнение ролей в ролевых играх;

·         самостоятельное одевание и раздевание;

·         умение изображать простые фигуры на бумаге.

4 годаДля детей четырех лет характерны:

·         свободные и координированные движения;

·         знание 6 основных цветов;

·         умение классифицировать предметы по тому или иному признаку;

·         способность ориентироваться в пространстве;

·         грамотная, оформленная во фразы речь;

·         продолжительные игры с детьми;

·         следование правилам поведения;

·         сформированные основные навыки;

·         правильная осанка;

·         способность сохранять координацию во время бега, ходьбы по кругу, по бревну.

5 летДля детей среднего дошкольного возраста характерны следующие навыки психомоторного развития:

·         правильная осанка;

·         умение ловить мяч;

·         знание 8 основных цветов и некоторых оттенков;

·         счет до 5;

·         умение обобщать понятия в одну группу;

·         способность выделять любимые игры.

6 летДля детей старшего дошкольного возраста характерны:

·         легкие и изящные движения;

·         умение обращаться с мячом;

·         рисование карандашом;

·         умение пользоваться ножницами;

·         знание основных геометрических форм;

·         счет до 10;

·         выполнение простых арифметических действий;

·         правильное построение речевых фраз;

·         соблюдение правил поведения;

·         поддержание чистоты в комнате.

7 летДля детей старшего дошкольного возраста характерно:

·         сохранение равновесия даже при выполнении сложных для координации упражнений;

·         умение кататься на велосипеде с тремя колесами;

·         знание и способность называть основные геометрические фигуры;

·         использование не только основных цветов при рисовании, но и оттенков;

·         счет до 10, как прямо, так и обратно;

·         выполнение простых арифметических заданий;

·         знание букв и умение составлять из них слоги;

·         придумывание новых игр, участие в групповых играх;

·         ответственный уход за домашними животными;

·         поддержание порядка в доме;

·         аккуратное и уверенное пользование столовыми приборами;

·         соблюдение правил гигиены.

Анализируя психомоторное развитие детей на каждом этапе дошкольного возраста, нужно понимать, что малыши развиваются по собственному, индивидуальному графику. Не стоит паниковать, если уровень развития немного не отвечает нормам – скорее всего, ребенок нагонит со временем. Однако не помешает проконсультироваться с доктором, чтобы исключить серьезные проблемы и разработать своевременную коррекционную программу.

Источник

Ребенок
Н., девочка, паспортный возраст на момент
обследования 11 месяцев. Длина тела –
72 см, окружность груди – 47 см, масса тела
– 9,5 кг.

Рост
по таблице перцентелей попадает в
≪коридор≫
№ 4, оценивается как ≪средний≫.
Окружность грудной клетки по таблице
– ≪коридор≫
№ 4, оценка ≪средняя≫,
масса тела по таблице – ≪коридор≫
№ 4, оценка ≪средняя≫.
Таким образом, у девочки Н. среднее,
соответствует возрасту, развитие
гармоничное, так как все ее параметры
находятся в 4 коридоре и разность между
ними равна 0.

Заключение:
физическое развитие среднее, гармоничное,

Оценка психомоторного развития ребёнка

Формирование
различных двигательных рефлексов и
возможностей в раннем возрасте
осуществляется в строгой связи с
созреванием определенных неврологических
структур. Поэтому спектр движений
ребенка очень наглядно говорит о степени
его неврологического развития. Задержка
моторного развития свидетельствует о
наличии у ребенка тяжелых нарушений
питания, обмена веществ или хронических
заболеваний.

Алгоритм оценки психОмоторного развития

Определение
состояния мышечного тонуса

Оценка
нервно-психического развития

Исследование
мышечной силы

Оценка
моторных навыков

Критерии оценки психомоторного развития ребенкаКритерии оценки психомоторного развития ребенка

Заключение
по моторному развитию Заключение по
нервно- психиче

скому
развитию

Критерии оценки психомоторного развития ребенка

Заключение по психомоторному развитию

  1. Оценка
    состояния мышечного тонуса:

Состояние
мышечного тонуса определяют при оценке
позы ребёнка и пассивных движениях
конечностей в различных суставах и
пальпации мышечных групп при пассивном
сгибании.

Провести
визуальную оценку позы.

У
здорового новорожденного руки согнуты
в локтях, колени и бедра притянуты к
животу.

Наличие
повышенного мышечного тонуса (гипертонус)
можно предположить если наблюдается:


сжатие пальчиков в кулак;


плавниковое положение рук – напряженно
расставленные пальцы при

слегка
согнутой кисти;


≪когтистая
лапа≫
– разгибание пальцев в плюснефаланговых
или

пястнофалагновых
суставах при их сгибании в межфаланговых;


атетозное
положение рук – пальцы выпрямлены,
напряжены и находятся

в
разных плоскостях;


положение
опистотонуса – вытянутые и напряженные
конечности, голо-

ва
резко запрокинута.

Низкий
мышечный тонус (гипотонус) можно
предположить если наблюдается:


расслабленная поза, руки и ноги раскинуты
в стороны.

Провести
сгибание и разгибание суставов ребёнка
(последовательно локтевых справа, слева,
коленных справа, слева).

Высокий
мышечный тонус приводит к невозможности
или затруднению провести сгибание и
разгибание в суставах.

У
новорожденных и детей первых 4 месяцев
жизни отмечается некоторое ограничение
движений в суставах, связанное с
физиологической гипертонией мышц.

При
пассивном сгибании и разгибании в
суставах провести пальпацию отдельных
мышечных групп.

При
высоком тонусе плотность мышц более
выражена.

При
низком тонусе — «тестоватая» консистенция
мышц.

  1. Исследование
    мышечной силы.

У
ребёнка раннего возраста можно
использовать сопротивление осмотру —
силу, с которой ребенок отдергивает
конечности.

У
ребёнка старше 3-х лет:


попросить ребёнка согнуть конечность
и удерживать её с максимальным усилием
(мышечная сила оценивается по возможности
разогнуть согнутую конечность);


попросить разогнуть конечность и
удерживать её с максимальным усилием
(мышечная сила оценивается по возможности
согнуть конечность в суставе).

  1. Оценка
    моторных навыков:
    проводится
    с учетом способности в определённом
    возрасте удерживать головку,
    поворачиваться, садиться, вставать на
    ноги, ходить, бегать.

1
мес-
Лежа
на животе,пытается поднимать и удерживать
голову.

2
мес-
Лежа
на животе,поднимает и некоторое время
удерживает голову.

3
мес-
Лежит
на животе несколько минут, опираясь на
предплечья и высоко подняв голову.
Удерживает голову в вертикальном
положении (на руках у взрослого).

5
мес

— Долго лежит на животе, подняв корпус
и опираясь на ладони выпрямленных ручек.
Переворачивается со спины на живот.
Ровно, устой-

чиво
стоит при поддержке подмышки.

6
мес

— Переворачивается с живота на спинку.
Передвигается, переставляя ручки или
немного подползая.

7
мес

— Хорошо ползает

8
мес

— Сам садится, сидит и ложится. Держась
за барьер, сам встает, стоит и опускается.
Переступает, держась за барьер.

9
мес

— Переходит от одного предмета к другому,
слегка придерживаясь

за
них ручками.

10
мес

– Идёт вперёд с поддержкой взрослого.

11
мес

— Стоит самостоятельно. Делает первые
самостоятельные шаги.

12
мес

— Ходит самостоятельно (без опоры).

Старше
12 мес

Быстро ходит и бегает.

  1. Заключение
    по моторному развитию:
    оценка
    даётся по наличию моторных навыков,
    соответствующих возрасту ребёнка.

За
нормальное моторное развитие на 1-м году
жизни принято принимать формирование
умений в пределах + 15 дней от возраста,
принятого за норму.

В
заключении следует отметь особенности
мышечного тонуса и силы (если выявлены)
и указать отставание моторных навыков,
если у ребёнка они не сформированы в
соответствующем возрасте.

Соседние файлы в папке Навыки студентов

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

С физическим развитием малыша мы с вами уже определились, теперь необходимо поговорить о развитии психомоторном или по-другому оценить навыки и умения малыша, уровень его развития и соответствие его нормативным значениям, принятым для каждого возраста. И опять же, я не устаю повторяться, не стоит оценивать уровень развития ребенка, исходя из ваших субъективных знаний – при сравнении детей с соседскими, подружкиными, и т.д. Не факт, что у их детей все в порядке с здоровьем и развитием, хотя они думают иначе. У меня есть одна знакомая мама, в три года ее ребенок не произносит ни единого слова (вообще, слов не говорит никаких), общается писками-визгами, постоянно все грызет и тянет в рот, но ее это не беспокоит – она считает это нормальным…

На что опираться в оценке.

Не стоит опираться на свой опыт, даже если в семье растет не один, а несколько детей – темпы развития у детей разные, хотя общие черты и линии развития, конечно, есть у всех детей. Если же у вас в семье один ребенок, вам вообще сложно судить об уровне его развития, даже если на прогулке вы общаетесь с другими родителями и наблюдаете за их малышами. В психомоторном развитии есть достаточно четкие критерии развития детей по линиям развития и возрастам, опираться в оценках стоит именно на них, а не на собственные наблюдения.

Ребенок развивается в первые годы жизни очень быстро, у него месяц за месяцем формируется свой комплекс навыков, необходимый для существования в данных условиях и в данном возрасте. Есть критерии, которые являясь для новорожденных вполне нормальными, являются уже абсолютной патологией для ребенка в полгода. Поэтому, при оценке нужно сверяться с данными по своей возрастной группе, отмечая время возникновения навыка и время его уверенного выполнения (например, первые шаги и уверенная ходьба). Но нужно помнить, что психомоторное развитие – это динамический показатель, он колеблется в рамках возрастных норм и не может быть очень жестким, то есть для него устанавливаются сроки «от и до».

Что входит в понятие психомоторного развития.

Психомоторное развитие ребенка складывается из достаточно большого количества составляющих – чтобы ребенок развивался полноценно и гармонично, ему важно гармоничное и одновременное развитие органов зрения, слуха, обоняния и осязания, важна одновременная тренировка всех групп мышц, мелкой моторики, мышечный тонус и сухожильные рефлексы. Только целый комплекс всех этих составляющих даст полноценное развитие. По мере взросления ребенку важно развитие целенаправленных движений, развитие крупной, затем и мелкой моторики рук, формирование социальных навыков и навыков общения и социализации в коллективе. В медицине поэтапное становление, формирование, развитие навыков называют «ведущие линии развития».

Изначально развитием этих навыков занимаются родители и близкие родственники, по мере взросления подключается детский коллектив, группы раннего развития, садик, затем уже школа. Но на каждом этапе жизни ребенка важно отмечать своевременное овладение необходимыми навыками, совмещение этого навыка с другими, важными и необходимыми действиями. Так, при занятии с пирамидкой, малыш должен не только брать и удерживать колечко, но в дальнейшем проводить действия с ним, попытки надеть его на основание пирамидки. Тогда можно будет считать навык освоенным. Чтобы развитие психомоторных навыков считалось успешным, необходимо, чтобы малыш постоянно контактировал, общался с мамой и папой, другими членами семьи, был активным участником событии а не простым созерцателем.

Родителям важно уделять внимание правильному, постепенно, по мере развития и возможностей малыша, его развитию, чтобы двигательная и психическая сферы развивались параллельно и гармонично. При невнимании со стороны родителей, дефиците общения с ребенком, запущенности его в педагогическом плане происходит задержка его развития, не столько физического, сколько психического. Но, по мере торможения психического развития, постепенно начинает присоединяться и торможение в освоении новых двигательных навыков. В итоге может формироваться сильное отставание в развитии, нарушение социальной адаптации, ребенок становится слабо приспособленным к условиям окружающей жизни и социализации.

Как же оценить развитие ребенка правильно?

Все мы примерно знаем сроки, когда малыш должен начать делать то или иное действие – держать головку, садиться, стоять. Но чтобы это делать точно и правильно, необходимо наличие четко разработанных критериев и ориентиров, которые дадут представление о границах нормы и патологии. С начала девяностых годов в практику врачей-педиатров и неврологов были введены особые оценочные таблицы, их в дальнейшем включили в состав карты развития малыша (история развития). Этими таблицами очень просто пользоваться как врачам, так и самим родителям, в них много информации, изложенной просто и доступно, они легки в использовании и наглядны.

По этим таблицам оценивается психомоторное развитие малышей с возраста от рождения до семи лет. Таблички составляются в хронологическом порядке по годам развития малыша, внутри каждого года, при необходимости, происходит разбивка на более мелкие периоды (недели, месяцы, кварталы и полугодия). (смотрим таблички).

Теперь как пользоваться этими табличками:

Крайний левый столбик указывает возраст ребенка, в котором он должен проявлять все те навыки, что перечисляются в следующих двух колонках. Именно эти навыки проявляются у средне-статистического ребенка в данный возрастной период за большое время наблюдений с большим количеством детей. Опять же повторяюсь – это усредненные данные и могут быть колебания возраста, это не страшно. По мере возраста количество различных показателей, по которым мы оцениваем малыша, увеличивается, так как он растет и приобретает все новые навыки и умения, поэтому необходимо проводить определение развития по всем параметрам. На первом году жизни оценка его навыков проводится ежемесячно, так как показатели меняются очень быстро и динамично.

Это таблица приблизительная и отразить в ней все мелочи и нюансы развития невозможно, доктора взяли для оценки пять основных, ключевых навыков, которые родители и доктора будут выявлять. Каждый месяц, в день рождения малыша (плюс-минус один день) нужно провести его тестирование. Вы смотрите на строчку, которая соответствует вашему возрасту и как бы «экзаменуете» малыша на проявление описанного навыка. Если ваш ребенок проявляет все описанные пять навыков, ему ставится оценка «отлично», то есть его развитие идеально соответствует средневозрастному. Врач проставляет точки или плюсики в клетках строки и столбца по возрасту, в котором ваш малыш начал проявлять тот или иной навык.

Если есть отклонения от нормы.

Да, это таблицы средних значений, и малыши могут несколько по иному выполнять свою программу развития. Это совсем не значит, что у них есть проблемы с развитием, пока выводы делать рано. Если есть возможность и малыш с честью выполнил свои средневозрастные нормы, попробуйте провести ему тестирование «экстерном» на следующий месяц или квартал (если малыш уже постарше). Вы с удивлением можете отметить, что он может выполнять и некоторые из линеек для более старших возрастов, и это совершенно не проблема – так бывает. Обычно про таких малышей врачи говорят – «развитие с опережением возраста по таким-то ведущим линиям развития».

Также, аналогично опережению, можно провести тест и при условии, если пока на свои возрастные нормы малыш не справляется. Если он не смог пока выполнить большую часть заданий из своей линейки, перейдите на строку выше и проведите тестирование по ней – важно, чтобы ребенок мог выполнить все задания с предыдущего этапа, возможно, он немного не дозрел до своей линии развития просто потому, что приболел в прошлом месяце или роды были трудными. Пока переживать рано. Также отметьте – какие линии развития и в каком возрасте малыш выполняет, сразу же будет видно – по какой линейке и в какой сфере выявляются отставания и на какие аспекты развития родителям нужно обратить прицельное внимание.

Если вы обнаружили у малыша отставания в развитии по таблице, прежде всего – исключите влияние погрешностей и влияния воспитания. Малыши могут не ползать при проблемах в мышцах и костях, а могут не ползать, потому что в квартире мало места или мамы боятся опускать их на холодный пол, им некогда следить за карапузом и т.д.
Сразу, при обнаружении каких-либо отклонений в развитии по этим таблицам, впадать в панику не нужно – сначала разберитесь, постарайтесь позаниматься с ребенком и потренировать навыки, многому детей учат сами родители, и если навыки опять не формируются, стоит переговорить с педиатром или неврологом, выяснить причины таких затруднений. Может быть у ребенка проявляются последствия ишемии мозга, травмы шейного отдела позвоночника в родах или он тяжело болел. Важно помнить, таблица эта не заменяет осмотров и консультаций докторов, она дана для того, чтобы вы замечали, какие линии развития и навыки у вас должны быть в приоритете и занимались их развитием.

Оценим развитие малыша. Измерения, пропорции. https://www.stranamam.ru/article/6041352/

Оценим развитие малыша. Рост. https://www.stranamam.ru/article/6035407/

Источник