Критерии оценки художественно творческого развития ребенка

Критерии оценки художественно творческого развития ребенка thumbnail

Критерии оценок детских работ

Общие критерии:

  1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа.
  1. Индивидуальный стиль детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
  1. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Специальные критерии:

Младший дошкольный возраст

  1. наличие эмоциональной невербальной реакции на продукты своего творчества;
  2. выражение отношения к действительности через работу;
  3. наличие выразительности художественных образов;
  4. разнообразие содержания художественных образов, создаваемых детьми;
  5. умение видеть, выделять цвета спектра и гармонично сочетать их в художественных образах;
  6. умение владеть элементарными формообразующими движениями (выделять и выполнять плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемные (цилиндр);
  7. способность соотносить предметы по величине в художественных образах;
  8. умение строить композицию образа, соблюдая элементарные композиционные закономерности (формат, линия горизонта, симметрия и асимметрия, композиционный центр, равновесие, ритм, динамика и статика);
  9. разнообразие техник, используемых в работе;
  10. стилистическое единство художественного образа;
  11. наличие или отсутствие стереотипов художественных образов.

Старший дошкольный возраст

  1. наличие эмоциональной невербальной реакции на продукты собственного творчества, умение критически подходить к оценке своей работы;
  2. выражение отношения к действительности через работу;
  3. наличие выразительности художественных образов;
  4. разнообразие содержания художественных образов, создаваемых детьми;
  5. умение видеть, выделять цвета и их оттенки, получать самостоятельно различные цвета, гармонично сочетать их в художественных образах;
  6. умение владеть формообразующими движениями (выделять и выполнять плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, параллелограмм) и объемные (цилиндр, шар, куб, конус, призму, многогранник, полусферу, пирамиду);
  7. способность отражать зависимость предметов по величине в художественных образах;
  8. умение строить композицию образа, соблюдая законы (закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации, закон контрастов); правила и приемы композиции (формат, размер, масштабность, точка зрения, симметрия и асимметрия, композиционный центр, равновесие, ритм, динамика и статика, свет и тень, тон, прием изоляции);
  9. владение традиционными техниками живописи и рисунка;
  10. разнообразие нетрадиционных техник, используемых в работе;
  11. стилистическое единство художественного образа;
  12. наличие или отсутствие стереотипов художественных образов.

Критерии доступности произведений детям дошкольного возраста

Интерес к произведениям изобразительного искусства как одному из условий развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста требует, с одной стороны, системного подхода, заключающегося в характеристике доступности произведений изобразительного искусства этому возрастному периоду, с другой, рассмотрения особенностей влияния этих произведений на творческое и личностное развитие ребенка дошкольника.

В этой связи представляется необходимым выделение критериев и показателей доступности восприятия и изучения произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста. Характеризуя критерии и показатели доступности произведений изобразительного искусства, важно отметить их специфику для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Критерии доступности восприятия и изучения произведений детям дошкольного возраста:

Младший дошкольный возраст:

  1. Интерес к произведениям, выраженный прежде всего в эмоциональном отклике детей.
  1. Отсутствие способности очень длительного изучения одного какого-либо произведения.
  1. Наличие интуитивного (неосознанного) подхода в анализе структуры произведения или характеристике художественно-выразительного образа.
  1. Интуитивное, но гармоничное использование художественных эталонов, их подструктурных элементов при создании собственных образов.
  1. Искренность, правдивость, непосредственность переживаний испытываемых детьми при использовании художественных эталонов.

Старший дошкольный возраст:

  1. Познавательный интерес к произведениям.
  1. Способность длительно и детально изучать структуру произведения и своеобразие художественно-выразительных образов, присутствующих в произведении.
  1. Способность анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, сравнивать произведения с целью выявления отдельных качеств или свойств.
  1. Сознательное использование художественных эталонов в процессе создания детьми собственных художественных образов.
  1. Искренность, правдивость, непосредственность переживаний испытываемых детьми при использовании художественных эталонов.
  1. Самостоятельные поиски, выявляющие специфику и своеобразие того или иного произведения, дополнения, изменения, вариации преобразования и интерпретация художественных эталонов, используемых в полотнах.

Показатели доступности восприятия и изучения произведений изобразительного искусства детям дошкольного возраста

Любой вид изобразительного искусства непосредственно влияет как на творческое развитие ребенка, так и его личностное становление. Поэтому с целью осуществления научного подхода, выявляющего особенности эстетического влияния произведений изобразительного искусства на детей дошкольного возраста, нами были выделены следующие показатели.

Познавательно эстетическое развитие представляет собой процесс познания ребенком эстетической ценности произведений и использования этого знания при создании своих изобразительных образов.

Младший дошкольный возраст:

  1. эстетически-активное восприятие, на уровне эмоций и чувств, произведений;
  2. усвоение простых закономерностей построения произведений на основе алгоритма, представленного педагогом;
  3. способность анализировать структуру и выразительность образов при помощи педагога или по образцу;
  4. умение сопоставлять и устанавливать взаимосвязь образов произведений, выполненных в рамках одного вида, жанра, техники;
  5. наличие интереса к созданию собственных выразительных образов на основе восприятия рассмотренных произведений.

Старший дошкольный возраст:

  1. эстетически-активное, максимально объективное восприятие, на уровне осознания, произведений;
  2. установление закономерности построения выразительных образов в том или ином произведении и в собственной работе;
  3. способность анализировать, синтезировать и интегрировать образы внутри произведения;
  4. способность самостоятельно делать обобщения, умозаключения при анализе структуры, выразительных средств, используемых в произведениях и собственных изобразительных образов;
  5. умение сопоставлять, сравнивать различные по жанру, виду, технике, стилю произведения;
  6. умение создавать в сознании целостную модель произведения и использовать усвоенные модели при создании собственных образов.

Эмоционально-эстетическое развитие представляет собой гармонию чувств и эмоций при восприятии произведений изобразительного искусства.

Младший дошкольный возраст:

  1. яркость и быстрая смена эмоций при восприятии произведений изобразительного искусства;
  2. умение устанавливать эмоциональный фон произведения и элементарно давать ему характеристику;
  3. эмоционально-личностные проявления активизируемые самостоятельно или при активности педагога;
  4. наличием полярности в характеристике произведений: «красивый — некрасивый», «добрый — злой».

Старший дошкольный возраст:

  1. способность «вчувствоваться» в образы того или иного произведения, прочувствовать эмоциональный настрой произведения в целом;
  2. наличие большого диапазона чувств и эмоций, возникающих при восприятии произведений;
  3. способность устанавливать ассоциации при восприятии выразительных образов;
  4. способность передавать свои чувства и эмоции в собственных выразительных образах, самостоятельно соотносить свое эмоциональное отношение к создаваемому образу и характер самого образа;
  5. уверенность в своих силах и возможностях;
  6. внутренняя мотивация.
Читайте также:  Влияние уровня здоровья на психическое развитие ребенка

Культурно-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста рассматривается как один из способов самоутверждения детей в ходе коммуникативного общения, возникающего при восприятии и анализе произведений изобразительного искусства.

Младший дошкольный возраст:

  1. потребность в коммуникации лишь при сильном эмоциональном отклике, возникшем при восприятии произведений или создании собственных образов;
  2. эмоциональная окрашенность речи носит ситуативный характер;
  3. наличие стандартных фраз при анализе произведений и собственных образов, частичная аргументация при высказывании.

Старший дошкольный возраст:

  1. подробные, полные, аргументированные высказывания детей о том или ином произведении;
  2. свободная интерпретация художественно-выразительных образов произведения;
  3. наличие потребности в речевой коммуникации со сверстниками или взрослыми по поводу своих наблюдений при восприятии произведений;
  4. эмоционально оправданная и интонационная речь при анализе содержательной и эмоциональной сторон того или иного произведения;
  5. наличие самостоятельности при выборе объекта для коммуникации по поводу обмена наблюдениями.

Изобразительно-творческое развитие заключается в самовыражении детей дошкольного возраста в процессе изучения специфики произведений изобразительного искусства и использования полученных знаний в собственном творчестве.

Младший дошкольный возраст:

  1. интуитивное использование художественных эталонов при создании художественных образов на основе изученных произведений;
  2. разнообразие цветового и композиционного решения;
  3. восприимчивость и способность увидеть необычные свойства обычных предметов и явлений;
  4. способность чувствовать новое при использовании прошлого опыта, находить вариативные решения при выполнении знакомых заданий;
  5. умение определять выразительные средства, необходимые для передачи образа, с помощью педагога и самостоятельно.

Старший дошкольный возраст:

  1. академически верное цветовое и композиционное построение художественного образа на основе изученных произведений;
  2. разнообразие художественных эталонов, используемых при создании выразительного образа;
  3. умение осознанно применять динамическую конструкцию;
  4. восприимчивость и способность увидеть необычные свойства обычных предметов и явлений;
  5. способность чувствовать и понимать новые возможности при использовании прошлого опыта, находить вариативные решения при выполнении знакомых заданий, при ориентации в незнакомой ситуации;
  6. умение самостоятельно преодолевать стереотипы восприятия при создании выразительных образов.

Субкультурное развитие — способность чувствовать индивидуальность своего внутреннего мира и мира другого ребенка при создании выразительных образов.

Младший дошкольный возраст:

  1. наличие позитивного представления о своем внутренне мире, но отсутствие способности четко определять индивидуальность создаваемых образов;
  2. способность адекватно, но неаргументированно дать оценку как своему, так и чужому образу, созданному в ходе творческого процесса;
  3. отсутствие глубоких представлений о сущности таких категорий как: прекрасное и безобразное, добро и зло и т.д.;

Старший дошкольный возраст:

  1. способность максимально объективно, реально и адекватно воспринимать и оценивать индивидуальность своего изобразительного образа, созданного в ходе творческого процесса и образа, созданного другим ребенком;
  2. наличие аргументации в оценке выразительности какого-либо выразительного образа;
  3. умение дифференцировать категории прекрасного и безобразного, добра и зла, трагичного и комичного;
  4. наличие познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляцией;

Источник

Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что — то новое для себя, а для окружающих — новое о себе.

Чтобы педагоги могли оценить уровень развития изобразительных умений детей и их творческих проявлений, Н.А. Ветлугина определяет следующие критерии:

  • — отношение детей к творчеству, их интересы, способности;
  • — качество способов творческих действий;
  • — качество продукции детского художественного творчества (см. рис. 1) Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. — М.: ВЛАДОС, 2006. С.62..

Ветлугина Н.А. считает, что, открывая новое для себя, ребёнок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент делается на процесс деятельности, а не на результат. Именно потому Сакулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, как непременные составные творчества.

Итак, критериями анализа и оценки, созданных детьми изображений будут являться:

  • — содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации);
  • — передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась);
  • — строение предмета: части предмета расположены верно; их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно);
  • — передача пропорций предмета в изображении;
  • — композиция — вытянутое построение, скученное изображение, нет единства, пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое). Миниатюрное изображение, увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги;
  • — передача движения. Статическое изображение. Начальный момент изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передано сложное движение достаточно четко и определенно;
  • — цвет. Передана реальная окраска предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов. Есть отступления от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него;
  • — характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линии грубые, жесткие. Линия слабая, легкая, сильная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура, выходит за линии контура);
  • — какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного их выбора;
  • — уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликации):
    • а) Требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась?
    • б) Обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю?
    • в) Есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями?;
  • — эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения:
    • а) насколько ярко (сильно, слабо или никак внешне), эмоционально относится к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту своей деятельности и других детей?
    • б) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное, по замыслу) предпочитает, как объясняет свое предпочтение?
    • в) Как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная характеристика оценки)?;
  • — использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа;
  • — творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение, самостоятельность замысла, его реализацию. Оригинальность изображения.
Читайте также:  Периодизация развития ребенка по леонтьеву

Исходя из критериев, были выделены уровни развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень:

Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка.

Средний уровень:

У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными. Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.

Высокий уровень:

У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании. Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле.

Эти критерии можно использовать и для оценки детских работ воспитанников не только старших групп, но и других возрастных групп, корректируя, однако, их в зависимости от возраста детей, выпуская те из показателей, которые сложны для более младших возрастов.

Источник

Елена Леонтьева
Консультация «Диагностика художественно-творческого развития детей в ДОУ»

Статья на тему «Диагностика художественно-творческого развития детей в ДОУ».

Художественно-творческаядеятельность объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция позволяет педагогам и воспитателям формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность.

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.

Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественной культуры — развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.

Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка.Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства,способности к творчеству.

Говоря об объективности оценки художественно-эстетического развития детей, имеется в виду то обстоятельство, что развитие происходит как с внешней, так и с внутренней стороны. Если внешние аспекты педагогу оценить проще, так как они отражаются на результатах художественного творчества на занятии, то внутреннее развитие оценить сложнее, поскольку в «продукте» творческих усилий ребенка она может быть представлена лишь незначительно.

Иначе говоря, внутреннее развитие — основа развития внешнего. Опыт наблюдения, сопоставления, воображения и фантазии в той или иной степени вызывает потребность в художественно-творческом выражении и воплощается в итоге в художественных работах ребенка Задача педагога -научится по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам

обнаружить и оценить эту внутреннюю работу, так как именно у детей дошкольного возраста разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и тем, что ребенку удается воплотить в своих художественных работах, наиболее велик.

Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.

Читайте также:  Влияние гормонов гипофиза на развитие ребенка

Ценность результатов анализа детских рисунков повышается в случае

использования метода «компетентных судей» (Уровень знаний

анализирующего в области изобразительного искусства,его художественный вкус и симпатии, знание детской и возрастной психологии, педагогики, но и в этом случае выводы могут быть недостаточно точными, поскольку ответ на вопрос о наличии или отсутствии в рисунке того или иного качества, «судьи» дают не на основании определенных критериев, а путем интуитивных

умозаключений.

Проблема правильной оценки уровня развития художественно-творческих способностей волнует каждого педагога, поэтому мы обращаемся к исследованиям педагогов в этой области. Это, Комарова Т. С, Казакова Т. Г, Лыкова И. А, Ветлугина Н. А, Шайдурова Н. В.

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т. Г и Лыковой И. А.

I. Рисование.

1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.

2. Практические умения (владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.

З. Содержание рисунка (дом, дерево,человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты). 4. Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5. Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. Художественный образ.

II. Лепка.

1.Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.

2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).

3. Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).

4. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)

5. Эстетические суждения и оценки.

6. Художественный образ.

III.Аппликация.

1.Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.

2. Практические умения (а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б)формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)

З. Содержание аппликации (предметы, растения,птицы, животные, человек, транспорт, одежда).

4. Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5. Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. художественный образ.

IV. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).

V. Креативность (воображение).

VI.Эмоциональность.

VII. Общий показатель (результат диагностики).

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.

Высокий — ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные-тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.

Средний — ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.

Низкий — ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей.

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

(автор Казакова Т. Г.)

Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно?

• Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?

• Какие методы и приемы использует педагог (наглядные, словесные, практические?

• Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив?

• Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм?

• Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы?

• Проявляет ли интерес к результату творчества (показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?

• Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное

повторение изображений, предметов, фигур?

«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

(авторы Казакова Т. Г., Лыкова И. А.)

1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области

художественной деятельности:

• искренность, непосредственность;

• увлеченность;

• интерес;

• творческое воображение;

• характер вхождения в образ;

• специфические способности.

2.Характеристика качества способов творческой деятельности:

• применение известного в новых условиях;

• самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;

• нахождение оригинальных способов (приемов, новых для ребенка;

• создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.

3.Характеристика качества продукции:

• нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа;

• соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;

• проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера образа.

4. Общий вывод.

С детьми проводиться естественный педагогический эксперимент. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента. Дети приглашаются индивидуально. Ребенку предлагают выбрать как и чем бы он хотел заняться — лепить, рисовать,вырезать.По ходу эксперимента фиксируется:

выбор ребенка,

последовательность развития замысла,

сочетание видов деятельности,

комментарии по ходу действий,

игровое и речевое развитие художественного образа.

На основе эксперимента составляется «портрет» художественного развития каждого ребенка.

Литература

1. Лепская Н. А. 5 рисунков. – М., 1998.

2. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А. А. Селиванов.Ярославль: Академия развития:Академия Холдинг: 2002. 128 с.

3. Соколов А. В. Посмотри,подумай и ответь:Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.

4. Торшилова Е. М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М., 2004.

Источник