Критерии нормального психического развития ребенка

Факторы нормального психического развития человека

Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака.

Г.М. Дульневым и А.Р. Лурия выделены основные четыре фактора,

необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные

следующим образом:

Первое важнейшее условие – «нормальная работа головного моз-

га и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормаль-

ное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей инфор- мации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечаю-

щими за различные аспекты психической деятельности человека.

Второе условие – «нормальное физическое развитие ребенка» и

связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормаль-

ного тонуса нервных процессов.

Третье условие – «сохранность органов чувств», которые обеспе-

чивают нормальную связь ребенка с внешним миром.

Четвертое условие – систематичность и последовательность обуче-

ния ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Психическое развитие Л.С. Выготский понимал как закономерное чередование стабильных и критических периодов. В стабильные пе- риоды развитие ребенка имеет относительно медленный, поступатель- ный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в пси-

хике происходят плавно, за счет накопления незначительных достиже- ний, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребенка в на- чале и конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те переме- ны, которые произошли в психике в этот период.

Таким образом, в качестве основного критерия психического раз-

вития выступает понятие критический возраст. Он рассматривает воз-

раст как определенную эпоху (ступень) развития, как относительно зам-

кнутый период развития, значение которого определяется его местом в

общем цикле развития и в котором общие законы развития находят вся-

кий раз качественно своеобразное выражение. При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не суще-

ствовавшие в предыдущие периоды, перестраивается и изменяется сам ход развития. Таким образом, каждый возраст представляет собой ка- чественно особый этап психического развития и характеризуется мно- жеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие струк- туры личности ребенка на данном этапе его развития (Д. Б. Эльконин,

1960; Л. И. Божович, 1968; А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, 1968 и др.).

Особенности того или иного возраста определяются совокупностью

многих условий. К ним относят: систему требований, предъявляемых

к ребенку на данном этапе его жизни; отношения, которые складыва-

ются с окружающими взрослыми и сверстниками; тип знаний и дея-

тельности, которыми он овладевает, а также особенности различных сторон физического развития ребенка (например, созревание опреде-

ленных морфологических образований в раннем возрасте). Так, объек- тивно одни и те же элементы среды влияют по-разному на каждого ребенка в зависимости от того, через какие ранее предшествующие психологические свойства они преломляются. Совокупность внешних и внутренних условий определяет специфику возраста, а изменение

отношений между ними обуславливает необходимость и особенности

перехода к следующим возрастным этапам.

Смена возрастных этапов (фаз) осуществляется посредством пе-

реживания кризиса психического развития.По мнению Л. С. Выгот-

ского, в период кризиса преобладают процессы отмирания, распада

того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ре- бенка данного возраста. В то же время еще не сформировалось то

новое, психологически значимое, которое может характеризовать ре- бенка с позиций нового возрастного этапа. Все это и порождает кри- зис психического развития, при котором могут проявляться отрица- тельные характеристики в аффективной, мотивационной, познаватель- ной сферах личности.

Л.С. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунк-

тов психического развития ребенка, полагая, что кризисы – это необхо-

димые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее проте- кает кризис, тем продуктивнее процесс формирования личности.

В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической

системы, применяемой к нему, не поспевает за быстрыми изменения-

ми его личности (Л. С. Выготский, 1984).

В периодизации Л. С. Выготского (1984) представлены следующие

возрасты и кризисы:

Периоды развития Кризисы развития

Младенческий возраст (2 мес. – 1 год) Кризис 1 года Раннее детство (1–3 г.) Кризис 3 года Дошкольный возраст (3–7 лет) Кризис 7 лет

Школьный возраст (8–13 лет) Кризис 13 лет

Пубертатный возраст (14–17 лет) Кризис 17 лет

Кризисы имеют ясно выраженное трехчленное строение и склады- ваются из трех связанных между собой фаз: предкритический, крити- ческий, посткритический. Обычно критический возраст определяют, отмечая кульминационные точки или вершины кризиса. Поэтому ста- бильные периоды принято обозначать некоторым временным отрезком (напр., 3–7 лет), а кризисы определяют по их вершинам (кризис 1 года, трех лет и т.д.). При этом считается, что кризисный период в норме ограничивается приблизительно одним годом: последнее полугодие предыдущего стабильного периода + первое полугодие последующе- го стабильного периода. Но, как правило, трудно определить начало и конец кризиса из-за неопределенности, размытости границ.

Список литературы:

1. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.Б. Епифан- цева. – Ростов-на-Дону, 2006.

2. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. –

М., 2005.

3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятель- ности психолога специального образования. – М., 2005.

4. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – Ростов-на-Дону, 2004.

5. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005.

6. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб, 2006.

ГЛАВА 4. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ РАЗВИТИЕ

(ДИЗОНТОГЕНЕЗ)

Краткое содержание главы: понятие «отклоняющееся развитие»; по- нятие дизонтогенез, дефект, структура дефекта; параметры дизонто- генеза; классификация дизонтогенеза; этиология (патогенные факто- ры) отклоняющегося развития; влияние социальных факторов в прена- тальном и натальном периодах развития; закономерности отклоняюще- гося развития; понятие компенсация.

1. Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовым психологическим понятием, терминологически и содержа- тельно адекватным применительно к самым различным категориям про- блемных детей, является термин отклоняющееся развитие. Содержа- тельная сторона понятия «отклоняющееся развитие» имеет исключи- тельно психологическое наполнение. В то же время этот термин по ана- логии с медицинским (дизонтогенез) является понятным для других специалистов, в первую очередь для медиков и педагогов-дефектоло- гов. Само понятие отклоняющегося развития отражает и качественный характер, и динамические характеристики состояния ребенка.

Читайте также:  Показатели психомоторного развития ребенка на первом году жизни

Однако само это понятие можно и должно рассматривать только

в ситуации «отклоняющееся относительно чего-либо». То есть ис- пользование этого определения влечет необходимость понимания ди-

намики изменений в ходе подобного развития в сравнении с дина- микой развития нормативного.

Следовательно, по мнению Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, отклоняю- щееся развитие можно определить как отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психической функции, функциональной системы) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого отклонения (опережение или запазды- вание). Ребенок, демонстрирующий подобные феномены должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго считают, что использование данного по- нятия «отклоняющееся развитие» позволяет:

• обозначить критерии выявления всех категорий детей, нуждающих- ся в специализированной помощи, психолого-педагогическом и ме- дико-социальном сопровождении;

• перейти от феноменологической диагностики к диагностике кау- зальной;

• подойти к созданию современной психологической классифика- ции и типологии различных групп проблемных детей, в том числе и в

рамках условно-нормативного подхода к развитию;

• определить основные принципы и подходы к коррекционно-раз-

вивающей работе психолога.

Источник

Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.).

Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом развития каждого человека. Другими словами, это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений. В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума – с другой.

Мы считаем ребенка нормальным:

· когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

· когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

· когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

Идеальная норма – это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

Дата добавления: 2015-03-20; просмотров: 7313; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10601 — | 7797 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Возрастные особенности развития ребёнка до 1 года

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

2-6 мес. Улыбка при общении со взрослым; комплекс оживления при общении. При виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей.

6-12 мес. Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцирует «своих» и «чужих». Игровой контакт со взрослым.

— лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.);

— различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.);

— голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года); требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года).

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:


3-6 мес. Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 м.);

— на вытянутые руки (5 мес.);

— приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.);

— садится (6 мес.);

— хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.);

— держит в каждой руке по предмету (6 мес.) 

6-12 мес. Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.);

— садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.)

— встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.);

— стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.);

— уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.);

— ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.);

— перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.);

— манипулирует 2-3 предметами (8 мес.);

— берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.);

— вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.);

— выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.);

Читайте также:  Тест теоретические основы физического воспитания и развития ребенка

— вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой (12 мес.). 

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

3-6 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его. 

6-12 мес. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

0-6 мес. Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого (с 1 мес.);

— локализует звук в пространстве (с 4 мес.);

— адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется

(5 мес.);

— поворачивается на звук (с 6 мес.);

— фиксирует и прослеживает взглядом предмет (со 2-го мес.);

— смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3-3,5 мес.);

— тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки (4 мес.);

— захватывает предмет (5-5,5 мес.);

— локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5-6 мес.);

— занимается с игрушкой (5-6 мес.).

6-12 мес. Под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку. Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнает голоса близких (с 7 мес.); показывает части тела (с 11 мес.).

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

3-12 мес. Развивается контроль над движениями рук и ног. Захватывает, роняет, бросает, тянет к себе предметы. Проявляет недовольство, когда отбирают игрушку. Общение интонационно выразительными звуками и жестами.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

3-12 мес. Поворачивается на голос (с 5-6 мес.);

— узнает голоса близких (с 7 мес.);

— отвечает на имя (с 8-9 мес.);

— хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами (с 9 мес.);

— прислушивается к речи, к музыке, понимает названия отдельных предметов

(с 11 мес.);

— обращает внимание на лицо говорящего (с 12 мес.)

Возрастные особенности развития ребёнка от 1 до 2 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого. 

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. 

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. 

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге. 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела. 

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет «не трогай». Ассоциирует простые слова по категориям: «пища», «одежда». 

Возрастные особенности развития ребёнка от 2 до 3 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой — маленький, мокрый — сухой и др.). Задает вопросы «Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше — меньше, полный -пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…». Понимает вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать».

Возрастные нормы развития детей

от 3 до 4 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым. 

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков. 

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб. 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он — папа, она — мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти. 

Читайте также:  Значение общения ребенка со взрослым для его развития

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Понимает названия цветов: «Дай красный мяч». Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»). 

Возрастные нормы развития детей

от 4 до 5 лет

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. 

ПАМЯТЬ:

Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. 

ВНИМАНИЕ:

Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут. 

РЕЧЬ:

Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. 

МАТЕМАТИКА:

Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку. 

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Возрастные нормы развития детей

от 5 до 6 лет

ОБЩАЯ МОТОРИКА:

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе

бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации

каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

Возрастные нормы развития детей

от 6 до 7 лет

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры. 

ПАМЯТЬ:

Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 4 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

МЫШЛЕНИЕ:

Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями. 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова. 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:

Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта. 
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, тонкая моторика. 

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: 

•    личностная готовность
включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

•    интеллектуальная готовность
предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация. 

•    социально-психологическая готовность
этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы. 

Источник