Креативный ребенок диагностика и развитие творческих способностей скачать

Креативный ребенок диагностика и развитие творческих способностей скачать thumbnail

Диагностика творческих способностей

Психолог Б.Ф.Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту прожить…».

Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. Не всегда этот поиск заканчивается созданием высококачественного продукта деятельности. Скорее это некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и попытка ее решения.

В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Высокая познавательная активность проявляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребёнком, легко можно оценить её развитие. Если у малыша ярко проявляется положительная эмоциональная реакция на новую игрушку, ситуацию, большой интерес к окружающим предметам, людям, активное освоение новых способов познания, стремление к подражанию, а потом и попытки самостоятельного экспериментирования (с предметом, звуком, словом), — всё это говорит о раскрывающемся творческом потенциале.

Итак, вопросы пытливых малышей шире по тематике и глубже по содержанию, чем у сверстников. К пяти годам они пытаются искать ответы самостоятельно, наблюдая, пробуя экспериментировать. С пяти – шести лет возросший уровень познавательной активности позволяет ребёнку самому формулировать вопрос, проблему, обращая их уже не к другим, а к себе; поиск решений осуществляется планомерно и последовательно. К концу дошкольного возраста возможно появление стремления представить свои «открытия» другим – взрослым, детям.

В дошкольной педагогике и психологии существует множество критериев оценки творческих работ детей. Но некоторые исследователи отмечают большую эффективность подхода к анализу детского творчества американского специалиста П.Торренса. Он выделяет творческое мышление как обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные показатели творческого мышления (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности.

Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие способности Е.С.Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:

— предпочитаемые виды занятий, игр;

— самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);

— отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);

— инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);

— реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

— использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).

Творчески одарённые дошкольники могут проявлять большой интерес к различным видам занятий и игр, но преимущественно к тем, в которых они могут себя творчески проявить – открыть, создать что-то новое. Как правило, такие дети с радостью и большой увлечённость занимаются творчеством, проявляя при этом активность и инициативу; они достаточно самостоятельны в творческом поиске, но вместе с тем могут обращаться к старшим за необходимой информацией и за сведениями, как эту информацию получить. Такие дети целеустремлённы и настойчивы в осуществлении задуманного, их полностью поглощает сам процесс творчества.

На основе анализа характеристик одарённых детей психологи Дж.Рензулли и Р.Хартман предложили оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам:

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

  3. Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его;

  4. Склонен к рискованным действиям;

  5. Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

  7. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;

  8. Нонконформист, не боится отличаться от других;

  9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

К вышеперечисленному можно добавить большое стремление к творческому самовыражению, к творческому использованию предметов.

Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление творческого потенциала ребёнка. Если при этом расширить границы оценки, то есть не только фиксировать выраженность характеристики в рамках альтернативных ответов «да – нет», но и пытаться различить степень выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная), можно составить общее представление о раскрытии творческого потенциала ребёнка.

Комплексность, многогранность понятия творчества предполагает и комплексный подход к его диагностике. Выделение одной какой-либо характеристики или качества, а также использование одного какого-то диагностического метода недостаточно для объективной и точной оценки способностей ребёнка.

Диагностика творческих способностей имеет свои особенности, которые нам необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту от других видов диагностики.

Особенности диагностики:

*Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время.

*Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса.

*Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в естественных условиях (эксперт играет вместе); через самоопросники, биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт.

*Игра, тренинги являются основными методами.

*Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период.

*Снят лимит времени.

Основные показатели при диагностировании:

-Беглость.

-Гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на проблему).

Читайте также:  Книги развития ребенка школа семи гномов

-Оригинальность (стандартный ответ или нет).

-Устойчивость интереса.

-Целостность (способность придавать продукту завершённый вид).

При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста необходимо создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей со стороны, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке.

Художественно-эстетическое развитие проверяется через восприятие выразительности формы, а не через овладение языком искусства, тестируется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток.

  1. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым.

  1. Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

— продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

— гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

— оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

— разработанность (степень детализации ответов) — характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

3) Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.

Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.

Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.

При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:

высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;

средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;

низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

4) Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).

Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.

Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

Низкий уровень: 17 — 34 балла; Средний уровень: 35 — 60 баллов; Высокий уровень: 61 — 85 баллов.

ОПРОСНИК

Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.

Диагностика — 5.

I задание.

Предлагается название двух фигур: «Малюме» и «Текете».

-Почему их так зовут?

-Два мешочка, один наполнен ватой, а другой острыми предметами, какой мешочек кому принадлежит?

-Какой цвет подойдёт каждой фигурке?

-Придумай тарабарский язык, на котором каждый из них говорит.

-Превратись в фигурку и покажи, какая походка у каждого из них.

II задание.

Разворот учебника Музыка «Три подружки»

-Дай прозвище к портрету – зеркалу каждому персонажу (Например, Мямлик, Шустрик, Плакса, Трансформер и т.д.)

-Определить характеры по позе, жесту (схематично)

-Покажи походку каждого. Кто как разговаривает.

По музыкальным фрагментам определи, какой персонаж подходит к музыкальному отрывку.

-Дай имена, созвучные характеру персонажа.

III задание.

«Клее» — название теста по фамилии художника, разработавшего данный метод. Тест и его проведение схожи с методикой Роршаха «Чернильные пятна». Разница лишь в том, что стимулом является эстетико-художественный образ, который можно раскодировать с разной степенью попадания.

Инструкция: На что похоже? Что напоминает? Необходимо ввести детей в игровую ситуацию: «Один злой волшебник обладал одной волшебной вещью и с её помощью превратил всё живое в непонятных существ. Кто тут заколдован? Если догадаешься, то освободишь их от чар».

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в пренатальном периоде

IV задание.

Методика Роршаха «Чернильные пятна».

Дети заранее делают сами, либо им раздаётся лист бумаги с пятном от чернил. Аналогично предыдущему заданию школьники размышляют, кто изображён на листе.

Оценка в баллах:

1 балл — ассоциативность образов: далёкие образы, но правомерные;

2 балла – многоаспектность учтённых признаков, полнота и синтез учтённых признаков;

3 балла – оригинальность, рассчитывается по всем детским спектрам.

Диагностика – 6

Анкета для родителей

  1. Ф. И. ребёнка

  2. Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий).

  3. Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?

  4. Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?

  5. Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах, совместно просматриваете конофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?

  6. Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?

  7. Всегда ли доделывает свою работу до конца?

  8. Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?

  9. Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?

  10. Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?

7. Творческое задание «Три краски»

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Луч­ше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков.

Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и за­полнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему не­много дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.

8. Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле «Рукавичка», но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

9. Творческое задание «Соотнеси музыку».

Детям предлагается 3 — 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.

Источник

Диагностика и развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

      В последние годы в отечественной системе образования возрос интерес к развитию творческих способностей детей школьного и дошкольного возраста.

          По новым ФГОС ДО акцент в работе педагогов и психологов  делается на помощь детям, имеющим проблемы в развитии и обучении, и поддержку детей, имеющих творческие способности.

 Развитие у ребенка дошкольного возраста подразумевает необходимость активизации творческого потенциала, важно его увидеть и выделить. Важное качество и компетенция современного педагога – увидеть в ребенке начиная с младшего дошкольного возраста детский творческий потенциал, стимулировать его естественное развитие, создавая соответствующую среду.      

Развивающее обучение помогает ребенку воспитать в своем мышлении творческое отношение к окружающим вещам и проблемам, освобождает его мышление от заданных обществом границ.

       Л.С. Выготский называл воображение сложной системой, оно отличается от всех других процессов тем, что имеет наиболее разнообразные функциональные связи со всеми процессами и явлениями, создает сложную динамическую систему согласованной работы всех познавательных процессов и таких свойств личности, как потребности, мотивы и чувства. Особое значение имеет опыт обучения и подражания творческому поведению.

Психолого-педагогические условия развития воображения и формирования опыта творческой деятельности у старших дошкольников:

  • взаимодействие воспитателей — родителей с детьми в атмосфере психологического комфорта и доверия, предоставления ребенку свободы выбора творческих заданий;
  • восприятие взрослыми ребенка как личности;
  • проведение обучения родителей методам, приемам и способам, развивающим воображении и формирование опыта творческой деятельности у детей;

На основе выше представленных условий были отобраны методики и составлена программа для проведения диагностической и развивающей работы:

1. Методика на определение уровня развития творческого мышления (методика О.М. Дьяченко).

2. Рабочая программа «Развитие познавательной сферы у старших дошкольников» включающая игры, упражнения и задания, направленные на развитие воображения, творческого мышления, внимания и других познавательных процессов.

3. Коммуникативные игры и упражнения, направленные на эмоционально – личностное развитие.

4. Арт – методы (свободное и тематическое рисование, рисование песком, песочные игры).        

 В начале учебного года проводилось обследование уровня развития памяти, внимания, мышления, воображения у детей 5-6ти лет (старшие и подготовительные группы).  

Активизация творческого мышления в различных видах деятельности (по областям согласно ФГОС ДО):

Образовательная область

Примерные задания

Познавательное развитие

Расскажи о всех возможных вариантах использования воды. Назови максимальное количество предметов, работающих на электричестве.
Что общего у следующих (показать ребенку, каких именно) предметов (форма, цвет, размер и т. д.).
Составь историю про мячик, зайчика и солнце
и т. п. ?

Речевое развитие

Опиши, как выглядит попавший на Землю инопланетянин, во что одет, какой у него корабль и т.д.
Попроси меня о чем-нибудь, будто ты воспитатель.
Представь, что ты телеведущий(ая) программы о животных. Что ты можешь рассказать зрителям?

Художественно-эстетическое развитие

Попытайся извлечь самые разные звуки из имеющегося музыкального инструмента.
Как ты думаешь, о чем может рассказать эта мелодия? Какая она — грустная или веселая? Хочется танцевать или прыгать, двигаться на цыпочках или просто полежать?
Прохлопай ритм мелодии. Подумай, каким из известных героев (книг, мультфильмов) подошла бы эта музыка. Почему?
Нарисуй птичку акварелью, гуашью, восковыми мелками. Слепи ее из глины и раскрась Сделай такую же из пластилина, аппликацию из картона и цветной бумаги.
Вот фигура. Дорисуй ее так, чтобы она на что-то походила.

Социально-коммуникативное развитие

Предложите ребенку сделать небольшую покупку, оплатить проезд в транспорте, ответить на вопрос соседки.
Разрешите вашему ребенку познакомиться с незнакомыми детьми (в зоопарке, театре, кафе и т. д.)

Физическое развитие

Игра « Выставка картин». По команде: изображаем животных, бегаем, встречаемся, общаемся. По команде ищем в зале предметы разной формы и цвета, придумываем, что еще бывает таким же. Воображаемые прогулки по лесу, берегу моря.

Читайте также:  Основные характеристики развития ребенка до года

Во время образовательной деятельности с детьми соблюдались основные принципы взаимодействия в группе:

1. Отношение к детям, их личности в целом уважительное и доброжелательное без пренебрежения их настроением, самочувствием.

2. Ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.

3. Недопустима менторская позиция, упреки и порицания за неудачи.

4. Занятия проходят в игровой форме, вызывая у детей живой интерес.

5. Успех переживается детьми как радость, необходима положительная эмоциональная оценка достижения ребенка.

6. Уделяется большое внимание развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, что позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.

7. На занятиях, создается чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут исследовать и выражать свое «я», безопасно проявлять эмоции и чувства.

8. Ценится постепенность развивающего процесса, не принимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

     Вспомогательным самым действенным средством на занятиях является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно и взрослым, и детям любого возраста.

    С помощью музыкальных игр можно снять психоэмоциональное напряжение. Упражнение, которое можно включать в каждое занятие — “Мысленная картинка”, в котором дети под музыку представляют картинку и рассказывают о ней ведущему и друг другу. Это упражнение очень хорошо развивает творческое воображение не только у детей, но и у взрослых.

      Слушание музыки в процессе психогимнастических упражнений помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

      При обучении детей ауторелаксации используется релаксационная музыка, запись природных звуков: пение птиц, шум моря, шорох леса, дождя и т.д. Формулы внушения чувства покоя и безопасности подаются в основном в стихотворной форме.

        В конце учебного года диагностика проводилась повторно и были получены следующие результаты:

Учебный год

Уровень креативности

Память

Внимание

Мышление

Нач. года

(уровень)

Кон. года

(уровень)

Нач. года

(уровень)

Кон. года

(уровень)

Нач. года (уровень)

Кон. года

(уровень)

Нач. года (уровень)

Кон. года (уровень)

2015-2016

Низкий- 30%

Средний-52%

Высокий -18%

Низкий- 25%

Средний-55%

Высокий -20%

Низкий- 16%

Средний-39%

Высокий -45%

Низкий- 10%

Средний-40%

Высокий -50%

Низкий- 42%

Средний-38%

Высокий -20%

Низкий- 28%

Средний-44%

Высокий -28%

Низкий-19%

Средний-52%

Высокий -29%

Низкий- 11%

Средний-56%

Высокий -33%

2016-2017

Низкий- 36%

Средний-43%

Высокий -21%

Низкий- 23%

Средний-58%

Высокий -28%

Низкий- 15%

Средний- 57%

Высокий -28%

Низкий- 9%

Средний- 46%

Высокий -37%

Низкий- 40%

Средний-35%

Высокий -25%

Низкий- 27%

Средний-35%

Высокий -38%

Низкий-21%

Средний-44%

Высокий -35%

Низкий- 12%

Средний-55%

Высокий -43%

       Обследование проводилось в двух подготовительных группах в начале и конце учебного года после занятий, направленных  на развитие познавательных процессов посредством игровых методов и арт – методов.

        Глядя на таблицу результатов можно сказать, что уровень творческого мышления у ряда детей повышался за учебный год, а так же уменьшалось количество детей с низким уровнем творческого мышления в пользу среднего. Так же заметно повышение уровня развития по основным познавательным процессам (память, внимание, мышление). Следовательно, можно сделать вывод, что развивающая деятельность с детьми была достаточно эффективной.

В будущем на основе полученного опыта планируется активное вовлечение родителей, воспитателей  и других специалистов дошкольного образовательного учреждения в развивающую деятельность, проведение совместных мероприятий детей и их родителей, обучающих тренингов для педагогов с целью создания благоприятных условий для развития творческого потенциала ребенка.

Источник