Коррекционное занятие на развитие эмоциональной сферы ребенка
Лилия Ахмадеева
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию эмоциональной-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект коррекционно- развивающего занятия по развитию эмоциональной-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста.
Психокоррекционное сопровождение эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие эмоционального мира ребёнка, способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе
Задачи:
• сплочение группы и создание психологического комфорта в группе;
• развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое;
• развитие умений контролировать собственное настроение, что положительно влияет на взаимоотношение с окружающим миром;
• способствовать снятию мышечного напряжения у детей;
• развитие творческих способностей.
Методические приемы:
• обсуждение, показ
• психогимнастика
• мимические и пантомимические приемы
• психомышечная тренировка
Предварительная работа:
• знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, страх, злость).
• проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения (Чистякова)
• прослушивание музыкальных произведений, вызывающих различные эмоции;
• проигрывание этюдов;
• проведение психологических игр и упражнений.
Оборудование: альбомный лист, гуашь, столы и стулья по количеству детей, магнитофон, колокольчик, салфетки.
Ход занятия:
Звучит спокойная, тихая музыка, дети заходят в зал.
— Добрый день! Я очень рада видеть вас, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом не просто словами, а необычным способом. Поиграем в игру, которая называется «Будем дружными». Послушайте внимательно правила этой игры: под веселую музыку мы с вами будем танцевать. Когда музыка остановиться, вы должны найти себе пару – услышите мои слова:
— «будем знакомы» — жмете друг другу руку;
— «веселые ребята» — весело улыбаемся друг другу;
— «дружные ребята» — обнимаем друг друга.
Беседа с детьми о настроении:
Рассаживайтесь поудобнее и послушайте, что я вам расскажу. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательный мир, мир эмоций.
— Скажите пожалуйста, как вы понимаете слово «эмоции» и что оно обозначает (ответы детей: настроение человека).
— У меня сегодня очень хорошее настроение, а у вас? (предполагаемые ответы детей).
Игра «Мое настроение». Детям предлагается поведать остальным о своем настроении.
— Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? (предполагаемые ответы детей).
— Почему настроение может быть плохим? (предполагаемые ответы детей: обидели, болит зуб и др.)
— Что же можно сделать для того, чтобы улучшить настроение? (предполагаемые ответы детей: рассмешить, обнять друг друга и др.).
Упражнение «Угадай эмоцию и покажи ее».
— сердце сильно бьется или наоборот, замирает, руки и ноги дрожат, становятся большими глаза (страх);
— хмурые брови, красное лицо, частое дыхание, уголки рта направлены вниз (злость);
— человек поник, плечи опущены, у рта образуется складка, брови «домиком» (грусть);
— человеку легко, глаза как будто сияют, рот расплывается в улыбке (радость).
Сначала дети угадывают состояние, называют его, затем – показывают.
Ведущий говорит о том, что настроение бывает разным и может меняться за день несколько раз. Почему оно меняется? Оно меняется в зависимости от тех событий, которые происходят с человеком.
Этюд: «Кто как радуется».
Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече:
— с мамой;
— когда они встречают детей в свой день рождении;
— когда приходят в детский сад и встречают своих друзей и т. д.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех.
Молодцы! Все справились с этим упражнением. Как здорово и весело нам сегодня играть!
Психогимнастика: «Цветок».
– Ребята, скажите, а если подарить цветы, то можно ли улучшить настроение? Ответы детей.
— Давайте сейчас сами попробуем вырастить цветок. Но он будет не простой, а волшебный цветок – настроение.
— Выберите себе любое место на ковре, сядьте поудобнее. Представьте, что у вас в руках семя, вы сажаете его в землю. Пригревает ласковое солнышко, поливают заботливые дожди и из земли показывается маленький нежный росток. Он растёт сильным и стройным (спинки прямые). И вот у него появляется один листок (одна рука в сторону, затем второй (другая рука в сторону… Они также тянутся к солнцу. Поднимаются всё выше и выше (дети поднимаются с колен и встают во весь рост). И вдруг появляется бутончик, сначала совсем маленький, потом он начинает набухать и постепенно раскрывается (кисти детей сложены, постепенно разъединяясь, по подобию лепестков цветка). Посмотрите, какие красивые цветы. У всех разные, но очень красивые. Вдохните их аромат. Волшебные цветы. Нам очень приятно и радостно на душе. Наши лица озаряют улыбки.
Упражнение «Подари улыбку другу»
— А сейчас, когда у нас хорошее настроение, давайте подарим улыбку друг другу. Дети встают в круг.
— У меня в руках волшебный колокольчик, он поможет нам подарить друг другу улыбку. Дети произносят слова «Мы посмотрим друг на друга – подари улыбку другу». Дети поворачивают голову, улыбаясь друг другу, передают колокольчик. Таким образом, в упражнении оказывается задействован каждый ребёнок.
7. Арт-терапия «Рисуем эмоции все вместе». Детям предлагается нарисовать свои эмоции на листе бумаги. Игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния.
Рефлексия.
— Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас сейчас настроение?
(ответы детей)
— А что мы сделали для того, чтобы наше настроение было весёлым? (ответы детей) Дети делятся впечатлениями.
— Я хочу пожелать вам, чтобы ваше настроение как можно чаще было светлым, радостным и веселым, чтобы вы как можно реже грустили и печалились.
Литература:
1. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб. «Валери СПД», 2001.-112с., ил.
2. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 160с.
3. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль. 1996.
4. Данилина Е. А., Зедгенидзе В. Я., Стелина Н. А. В мире детских эмоций
5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.
Источник
Вера Кулаковская
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми 6 года жизни «Страна эмоций»
Цель:
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Задачи:
1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
2. Осознавать свои эмоции и чувства, выражать их.
3. Повышать уверенность в себе.
4. Расширять словарь детей эмоциональной лексикой (развивать понимание и употребление в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние). 5. Побуждать эмоционально откликаться, сопереживать.
6. Развивать навыки позитивного межличностного общения, умения быть терпимым к чувствам и желаниям друг друга.
7. Развивать воображение.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие «Я очень рад тебя видеть».
2. Диагностическое задание «Два солнышка» проводится в начале и в конце занятия, выявляет уровень эмоционального состояния ребенка.
— Хлопните в ладоши: 1 раз, если у вас грустное настроение,
2 раза, если хорошее настроение.
— Я надеюсь, что грустное настроение сменится радостным, а хорошее станет еще лучше. Пожелаем друг другу удачи и улыбнёмся.
— Покажите мне свои ладошки, потрите их, погладьте себя по голове и скажите: «Какой я замечательный! «
3. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в «Страну эмоций».
Но для этого нам понадобится карта. (Детям вручается карта с изображением домиков, где живут эмоции).
3.1 ЗЛОСТЬ
Разозлился слон вчера:
Наступил он на ежа!
Топал слон и кричал,
Долго хоботом качал…
— Ребята, о какой эмоции говорится? (злость)
Демонстрация картинки домика, где живёт Злюка
Демонстрация картинки с изображением эмоции «злость», показанной ребёнком.
— Вот что бывает с детьми когда я прихожу к ним в гости!
— Я злюсь когда…. (ответы детей)
3.2 ОБИДА
Демонстрация картинки домика, где живёт Обижалкин.
Демонстрация картинки с изображением эмоции «обида», показанной ребёнком.
— Вот что бывает с детьми когда я прихожу к ним в гости!
— Я обижаюсь когда (ответы детей).
Упражнение «Салют».
Детям раздаются листы цветной бумаги, они их разрывают на мелкие кусочки и подбрасывают вверх, при этом проговаривают слова:
«Я себе хочу помочь уходи обида прочь!»
3.3 ГРУСТЬ
За окошком дождь грустит,
Он в окошко к нам стучит
Чтоб впустили в дом быстрей,
Дождик, дождик. Ты не лей!
Ведь в дождливую погоду
Грустно всем нам понемногу!
— Ребята, о какой эмоции говорится в этом стихотворении – загадке? (Грусть)
Демонстрация картинки домика, где живёт Грустилкин.
Демонстрация картинки с изображением эмоции «грусть», показанной ребёнком.
— Вот что бывает с детьми когда я прихожу к ним в гости!
— Что такое грусть? Когда нам бывает грустно?
— Что можно сделать, что бы грусть прошла? (ответы детей).
Психологический этюд «Одуванчик»
Дети, сегодня первый день весны! Какая погода наступит?. (тёплая) Начнёт ярко светить. (солнце) Давайте сегодня представим себя одуванчиками! Какого цвета одуванчик? (Жёлтый… А когда его шапочка созревает, какой она становится? (Белой, пушистой)
Поднимите руки вверх, сомкните их над головой, образовав большой круг. Это шапочка нашего одуванчика. Она яркая, красивая, желтая! Закройте глаза, представьте себя одуванчиком, с желтой шапочкой! Тихий ветерок раскачивает одуванчик…. Яркое теплое солнышко греет его. Медленно потянитесь к солнышку на носочках… Подставьте свое личико солнышку, насладитесь теплом. Представьте, ощутите, как солнышко греет личико! Одуванчик созрел и его шапочка превратилась в белую и пушистую! Подул ветерок (дети дуют вверх) и шапочка разлетелась… Руки опускаются вниз и отдыхают. Молодцы!
А теперь мы отправимся к следующему домику в гости к другой эмоции.
3.4 СТРАХ
Ночью спать, я не могу,
Я боюсь тишину!
В тишине живет мой страх,
Если что — то скрипнет – АХ!
Страшно мне я весь дрожу!
Спать без света не могу.
Может ночью в темноте
Обойти квартиру мне?
Но… Боюсь я тишину!
Притаившись, утро жду.
— Ребята, о какой эмоции говорится? (страх)
Демонстрация картинки домика, где живёт Трусишка.
Демонстрация картинки с изображением эмоции «страх», показанной ребёнком.
— Вот что бывает с детьми когда я прихожу к ним в гости!
— Когда нам страшно (ответы детей).
3.5 УДИВЛЕНИЕ
Демонстрация картинки домика, где живёт Удивляка.
Демонстрация картинки с изображением эмоции «удивление», показанной ребёнком.
— Вот что бывает с детьми когда я прихожу к ним в гости!
— Мама удивляется когда (ответы детей).
— Кажется начинается дождь?
— Ребята, хотите, чтобы скорее дождь прошел? Превратимся в капельки этого дождя?
Игра «Капельки»
Чем быстрее мы соединим капельки между собой, тем быстрее закончится дождь! Правила игры:
Нужно под музыку двигаться между собой. Когда музыка затихает, вы слушаете и считаете количество моих хлопков. Если я хлопну 2 раза, то вы объединяетесь в пары, если три — по три человека, если много хлопков – обнимаетесь все вместе.
3.6 РАДОСТЬ
Солнце вышло из-за тучи.
Машет солнечный мне лучик…
Гладит тихо по щеке, улыбается он мне!
Солнышку я шлю привет –
Улыбаюсь я в ответ.
— Ребята, о какой эмоции говорится? (радость)
Демонстрация картинки домика, где живут сестричка Веселюшка и братик Улыбашка.
Демонстрация картинки с изображением эмоции «радость», показанной ребёнком.
— Вот что бывает с детьми когда мы приходим к ним в гости!
— Я радуюсь когда… (ответы детей).
4. Работа за столами «Домики».
Детям предлагаются карточки с изображением домиков.
Инструкция: Расселите эмоции так, чтобы страх находился справа от радости, а удивление слева от радости.
5. Тактильные ванны с бусинами из дерева
(элемент биоадекватных технологий).
Дети по очереди опускают руку в ванну с бусинами из дерева разных размеров и достают сюрприз «Смайлики».
— Ребята, вот и закончилось наше путешествие и нам пора возвращаться обратно в детский сад.
6. Рефлексия.
7. Ритуал прощания «Я хочу тебе подарить…»
Источник
Старикова Ольга
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы по развитию эмоционально-волевой сферы
Коррекционно- развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы по развитию эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
обучение навыкам взаимодействия, сотрудничества;
обучение адекватным способам выражения своих эмоций;
развитие произвольности.
Оборудование для педагога: колокольчики с различным звучанием; эфирное масло или веточка хвойного дерева; шкатулка с разнообразными мелкими предметами, подчёркивающие естественную красоту природного материала или эстетичность рукотворного мира: медальоны, подвески, ключики, бусинки, сухие плоды и косточки от различных растений, детальки от сборных игрушек и т. д. (10 и более шт.).
Оборудование для детей: столы и стулья, альбомный лист и цветные карандаши по количеству участников.
Ход занятия
Вводная часть.
Ритуал начала занятия «Колокольчик».
Переливчато звучит колокольчик — дети собираются в круг.
Приветствие «Мы сегодня лёгкие, как пёрышки!».
— Здравствуйте, мальчики и девочки. Давайте поприветствуем друг друга. Предлагаю встать парами по кругу.
Показ ведущего.
— Мы произносим приветствие: «Мы сегодня лёгкие, …- и поворачиваясь, в паре, лёгким движение правой руки касаемся кончиками пальцев друг друга, — и продолжаем — как пёрышки!».
Команды ведущего.
-А сейчас ласково и нежно вместе: «Мы сегодня лёгкие, … повернулись, подняли правую ручку и коснулись пальчиками ваших рук — как пёрышки!».
— «Смена – перемена» — поменялись друг с другом местами, чтобы получились новые пары.
— И сейчас весело и задорно вместе: «Мы сегодня лёгкие, …. как пёрышки!».
— Молодцы! А сейчас мы с вами выполним упражнение, которое повышает внимание, настроение и работоспособность. Упражнение «Лучики настроения».
Дети остаются в круге.
— Вы любите запахи природы? Они бываю разные: приятные и не очень, горькие и сладкие, знакомые и неизвестные.
— Я предлагаю вам сейчас попробовать определить один из них.
— Протяните все вместе одну руку ладошкой вверх в центр круга, так чтобы кончики пальцев сошлись вместе, как лучики, а я своей ладошкой прикрою их.
Ведущий быстрым движением берёт, приготовленную веточку хвойного дерева, сжимает её и кладёт в круг из детских ладошек, прикрывая её своей ладошкой (запах уже распространится).
— Кому знаком этот запах?
Ведущий поддерживает полилог детей: «как в бане пахнет маслом», «Новый год», «ёлка», «у нас на даче», «спинку мама мажет»,- одобрением на всём протяжении беседы.
— Это запах хвои. Хвоинки – это очень узкие листочки, как иголочки. И деревья, на которых растут хвоинки, а не листочки, называются…
Ведущий даёт возможность детям самостоятельно ответить.
— Хвойные – это верный ответ! А какие хвойные деревья вы знаете?
Ведущий поддерживает ответы детей: кедр, сосна, ель…
— А вы знаете, какими полезными свойствами для нашего организма они обладают? Ответы детей: при простуде, гриппе…
— Да, повышает сопротивляемость нашего организма к болезням (иммунитет).
— А ещё эти удивительные растения, их аромат, улучшают память, внимание и физическую активность.
— Мы вдохнули запах хвои и подзарядились бодростью и отличным настроением, и готовы проверить наше внимание и ловкость. Садимся на ковёр по кругу
«Здравствуйте».
— Расположите правую руку перед собой. Поочерёдно соедините в кольцо большой палец руки с указательным, потом со средним, безымянным, мизинцем, приговаривая: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте», — точно так же как принято приветствовать друг друга при встречи у нас в обществе.
-Молодцы! Сделали на правой руке, теперь повторим эти же движения пальцев на левой.
Для усложнённого варианта задания ведущий предлагает выполнить движения одновременно двумя руками, под речевую инструкцию взрослого или самостоятельно.
«Лягушки».
— Положите руки перед собой. Одну сожмите в кулак, другую ладошкой вниз. По команде: «Ква!»— поменяйте положение рук и откройте кулак другой руки. Ой, какие ловкие! А лягушки – кулачки – какие воспитанные, квакают поочереди, внимательно друг друга выслушивая.
Для усложнённого варианта задания ведущий предлагает следить за дыхание и «квакать» на выдохе, одновременно меняя положение рук «кулак-ладошка».
«Кулак- ребро-ладонь».
— Руки перед собой. Ладонь правой руки по команде «Кулак!» сжимаем в кулак, по команде «Ребро!» разворачиваем в горизонтальную плоскость «ребром»большим пальцем вверх, по команде «Ладонь!» кисть руки поворачивается расправленной ладошкой вниз.
Упражнение выполняется правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
— В следующий раз я вас познакомлю и с другими упражнениями на координацию и ловкость рук, которые помогут нам не только дружить со своим телом, но и развивать памяти и внимания.
Подвижная игра на внимание «Зоопарк»
Дети стоят в кругу.
— Предлагаю игру «Зоопарк». Что такое зоопарк? Это парк аттракционов? Это выставка игрушек? Нет?
Ведущий поддерживает полилог детей.
— Это дом (среда обитания) для животных, организованная человеком, где он заботится о своих питомцах.
— Предлагаю шесть животных: пони, лягушку, рака, зайца, а из птиц: аиста и синицу, а вы договоритесь, какие движения можно показать для каждого из животных.
Ведущий поощряет детей, которые предлагают действительно характерные движе-ния. Например: для пони — остановиться, ударить носочком ноги об пол и прищёлкнуть язычком; для лягушки присесть широко расставив колени, руки прямые ладошками вниз перед собой и подпрыгнуть; для зайца – согнуть руки в локтях перед собой и попрыгать на месте; для рака — осторожно пятиться, шагать назад; для синицы – отвести руки назад, помахать плавно кружась на месте; для аиста — остановиться, встать на одну ногу, руки в стороны.
— Двигаться будем осторожно, аккуратно. Так, чтобы не задеть друг друга. — А теперь по команде «Пони!» или «Аист!», «Лягушка!» или «Заяц!», «Рак!»или «Сини-ца!» меняем движение, а если услышим хлопок в ладоши просто замираем на месте.
После очередного хлопка ведущий замечает, как стало вокруг тихо и предлагает поиграть в «Тихие игры»,
«Тишина»
Дети присаживаются на ковре по кругу.
— А что такое тишина?
Ведущий поддерживает полилог детей.
— Да, это когда вокруг нас не слышно звуков.
— Как вы думаете, а в детском саду бывает полная тишина? Давайте послушаем – всего полминутки – 30 секунд!
— Раз, два, три расскажи!
Ведущий по кругу спрашивает каждого ребёнка, что он слыша, обращая внимание на звуки в самой комнате, за дверью, за окном на улице.
— Вот какая помощница – тишина! Чтобы тебя услышали, оказывается не надо кричать, можно просто тихо друг с другом разговаривать. Сейчас мы это попробуем сделать в следующем игровом задании.
«Шкатулочка»
— В тишине, по очереди, каждый открывает шкатулочку, выбирает предмет, берёт его в руки и передают его рядом сидящему ребёнку с торжественным видом, сосед принимает предмет как подарок и благодарит наклоном головы, улыбкой и кладёт этот предмет-подарок обратно в шкатулку. И тут же выбирает предмет для своего соседа, дарит и всё повторяется вновь – подарок принимается с благодарностью, кладётся в шкатулочку и выбирается другой предмет для следующего игрока и так пока шкатулочка не вернётся к первому игроку – шкатулка закрывается.
Ведущий сопровождает инструкцию к заданию показом своих действий с предметом и соответствующей мимикой. Во время игры тоже старается помочь ходу игры с помощью направляющих движений или шёпота. После завершённого круга, когда шкатулку закрыли, ведущий задаёт вопросы.
— Кому понравилось дарить подарки, а кому получать? А может просто выбирать?
— Кто запомнил, какие подарки получили дети? Кто запомнил все подарки и готов их назвать? Сколько всего было подарено предметов? Кто первый подарил, а кто последний?
Ведущий может заменить вопросы на описание предметов и их назначения или выяснения мотивов и цели выбора предметов.
— А сейчас наши «тихие игры» помогут выполнить следующее, последнее задание. Проходим и садимся за столы.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Рисование «Я в детском саду».
— Ребята, мы играли в «Тишину» и определяли звуки в разных уголках нашего детского сада, а ведь можно представить и себя самого в раз-личных помещениях детского сада, там, где вы бываете с мамами и папами, воспитателями и с педагогами: по физической культуре, рисованию, музыке, т. д.
— Перед вами альбомный лист и карандаши. Тема вашего рисунка «Я в детском саду». Нарисуйте себя в том месте детского сада, где вы хотели бы быть.
Ребёнок с готовым рисунком рассказывает, что и почему он это нарисовал. Ведущий поощряет высказывание детей одобрительными и заинтересованными в сюжете откликами. На листе с рисунком делает запись фразы со слов ребёнка: «Я в бассейне» или «Я на прогулке», или «Я в группе».
Ведущий для себя отмечает количество эмоциональных предпочтений детей, преобладание оттенков цветовой гаммы, наличие взрослых и детей, садовской или внесадовской тематики в содержании рисунках, творческий характер сюжетов.
Ритуал «До скорой встречи»
— Наше занятие подошло к концу.
Ведущий отмечает достижения каждого ребёнка
— Мне понравилось, как вы сегодня занимались. Петя был очень внимательным, Ваня и Саша угадали аромат в упражнении «Лучики настроения», а Витя сегодня ловко справился с пальчиковой гимнастикой! и т. д.
— А какое задание тебе (имя ребёнка) запомнилось, что тебе (имя ребёнка)показалось самым лёгким, а тебе самым трудным (имя ребёнка, а каким интересным делом вы хотели бы ещё раз заняться?
— Вот и замечательно! Я приглашаю вас на следующее занятие! До скорой встречи!
Источник