Коррекционное обучение как основа развития аномального ребенка

В коллективной монографии обобщены результаты исследований, направленных на разработку важнейших путей, условий и форм коррекционного обучения дошкольников с недостатками слуха и интеллекта Обоснована необходимость, создания целостной системы дошкольного воспитания аномальных детей и более полной реализации ее принципов для обеспечения разностороннего личностного развития и подготовки дошкольников к школе.

Оглавление

Предисловие

Глава I. Коррекция нарушений в развитии как один из важнейших путей формирования личности аномального ребенка

Глава II. Роль системы обучения языку в личностном развитии глухих дошкольников

Глава III. Работа над значением слова в системе коррекционного обучения языку глухих дошкольников

Глава IV. Дифференциация обучения слабослышащих дошкольников как условие оптимизации их развития

Глава V. Речевое общение как условие личностного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Глава VI. Нравственное воспитание умственно отсталых дошкольников в процессе обучения игровой деятельности

Глава VII. Пространственно-временная организация деятельности как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых детей

Заключение

Литература

Предисловие

В предлагаемой вниманию читателей работе содержатся материалы, касающиеся ключевых вопросов коррекционного обучения и воспитания дошкольников с недостатками слуха и интеллекта. Дошкольное воспитание аномальных детей в настоящее время — первоначальное звено в единой системе непрерывного специального образования для лиц с недостатками умственного и физического развития. Повышение требований к уровню и Качеству образовательно-воспитательной работы в специальных школах, к трудовой подготовке учащихся с различными аномалиями в развитии, к коррекции их дефекта, вызванное достижениями дефектологической науки и осуществлением в стране реформы общеобразовательной и профессиональной школы, заставляет по-новому ставить и решать вопросы совершенствования дошкольного воспитания аномальных детей.

Интенсивный рост сети специальных дошкольных учреждений, чему способствовали раннее выявление детей с отклонениями в развитии, совершенствование методов диагностики дефектов, стремление родителей найти для аномального ребенка адекватные его возможностям условия воспитания, улучшение подготовки специалистов для работы с аномальными детьми, потребовал научной разработки всех вопросов, относящихся к организации коррекционно-воспитательной работы и условиях специального обучения.

Основной задачей специальной дошкольной педагогики на современном этапе становится приведение содержания, методов, организационных форм воспитательной работы в соответствие с научными достижениями дефектологии и смежных наук, с представлениями о возможностях развития детей в различных педагогических условиях. В 1983 г в практику всех дошкольных учреждений для глухих, слабослышащих и умственно отсталых детей были внедрены новые программы воспитания и обучения, разработанные на основе единых теоретических принципов. Переход дошкольных учреждений на работу по этим программам в свою очередь ознаменовал собой новый этап в развитии соответствующих разделов дефектологии. Систематические и стабильные программы позволили обеспечить работу по разностороннему воспитанию аномальных детей, проследить динамику становления личностных качеств дошкольников под воздействием коррекционного воспитания, теоретически осмыслить существующие и намечаемые подходы к обучению, а также оценить полученные результаты.

Данные об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта уже нашли частичное отражение в различных, методических материалах к программам, научных статьях, сборниках научных трудов, в монографическом сборнике (Особенности развития и воспитания…, 1984). Дальнейшая разработка вопросов воспитания и обучения детей с недостатками слуха и интеллекта ведется1 в направлении обобщения и систематизации научных представлений о влиянии совокупности факторов на процессы коррекции и компенсацию дефекта, а также па-линии конкретизации и теоретического обоснования принципиально новых подходов к обучению в специальных дошкольных учреждениях. Включив в монографию материалы, раскрывающие принципы коррекционного обучения и воспитания, реализации некоторых подходов к речевому, умственному, нравственному, эстетическому развитию детей с разными дефектами, мы стремились не только осветить определенные достижения в развитии детей, получаемые при использовании некоторых моделей обучения, но и объяснить их единым уровнем обобщений в изложении каждой части. Основанием для представления излагаемого материала в качестве коллективной монографий служит направленность всех исследований на решение в конечном счете одного главного вопроса — разработку путей коррекционного воспитания, обеспечивающего создание предпосылок разностороннего личностного развития детей с недостатками слуха и интеллекта.

Формирование личности — одна из сложнейших проблем психологии и педагогики. Не случайно многие авторы вынуждены повторять слова Л. С. Выготского о том, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема всей психологии — проблема личности и ее развития» (1983, т. 3, с. 41). Разрабатывая пути специального, направленного обучения дошкольников с недостатками слуха и интеллекта, анализируя влияние коррекционной работы на формирование и развитие разных сторон психики аномального ребенка, мы признаем несовпадение понятий «развитие личности» и «развитие психики», но вместе с тем считаем, что вполне правомерно ставить и решать вопрос о развитии личности ребенка-дошкольника через своевременную, т. е. раннюю, коррекцию отклонений психического развития. В работе «Формирование личности» со всей определенностью сказано: «Воспитательную деятельность можно характеризовать как управление развитием личности в общественно необходимом направлении» (1983, с. 25).

Факты убеждают, что обученного и необученного глухого, слабослышащего или умственно отсталого ребенка можно различить не только по уровню развития психических процессов, но главным образом по сформированности или несформированности личностных качеств. Результатом правильно организованной коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми становится, как правило, принципиальное изменение отношений ребенка к окружающим, к миру, к себе. В этом и состоит формирование основ личности, так как, по определению Л. И. Анцыферовой, «личность — это способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений» (1981, с. 3—4).

Факторы, способствующие ускорению развития социальных связей и их осознанию у детей с недостатками слуха и интеллекта, и раскрываются в книге, написанной следующими авторами: предисловие, главы I, II и заключение —Л. П. Носковой, главы III и IV — Л. А. Головчиц; главы V и VII — О. П. Гаврилушкиной, глава VI — Н. Д. Соколовой.

Формирующие воздействия должны одновременно учитывать включение двигательного, зрительного, слухового анализаторов, развивать их слаженную деятельность.

Полученные нами результаты дают основание говорить о положительном влиянии предложенного обучения на характер и содержание различных видов деятельности, речи, поведения умственно отсталого дошкольника, на состояние его эмоционально-волевой сферы. И хотя возможности детей с органическим поражением ЦНС по сравнению с нормально развивающимися сверстниками в овладении ими чувством ритма чрезвычайно скромны и их успехи значительно меньше, проведение такой специальной работы необходимо ввиду ее особой коррекционной значимости. Обогащение программы позволит сделать более целостным коррекционно-образовательный процесс и усилить работу по формированию личности умственно отсталого ребенка в дошкольном возрасте.

Заключение

Основная направленность исследований, представленных в настоящей монографии, — постановка проблемы личностного развития дошкольников с нарушениями слуха и интеллекта, раскрытие некоторых путей ее решения. По всем исходным позициям и сложившимся взглядам наши исследования наиболее близки системно-генетической концепции личности, которая позволяет объединить в общую теоретическую платформу разрозненные представления о путях формирования у аномального ребенка тех свойств и качеств, умений и способностей, которые делают его существом общественным. В рамках данной концепции постулируется положение, что иерархическая организация личности порождается пройденными ею ступенями развития, каждая из которых характеризуется своими особыми психическими новообразованиями, знаменующими крепнущие связи человека с различными областями действительности, приобщение его к социальной культуре — материальной, интеллектуальной, эмоциональной, соционормативной, языковой. Эти новообразования не исчезают бесследно, а видоизменяются, обогащаются, перестраиваются под влиянием решаемых личностью все более усложняющихся задач, способов деятельности и общения. Такое представление о структурной организации личности, как о своеобразном отражении пройденной жизни, позволяет по-новому оценить значение комплексного подхода к организации всей воспитательно-образовательной и коррекционной работы специального детского сада для управления процессом формирования личности ребенка.

С позиций системно-генетической концепции личности содержательная и методическая разработка путей коррекционного воспитания и обучения аномальных детей и стремление сделать каждую фазу развития еще более насыщенной и адекватной возрастным возможностям ребенка и есть наиболее правильная педагогическая стратегия.

Согласно названной концепции, «человек может участвовать в обществе только в качестве личности», а «основным способом бытия личности является развитие» (Л. И. Анцыферова, 1981, с. 3—5). Тем самым, во-первых, подтверждается правомерность самого приложения понятия «личность» к явлениям, которыми- характеризуется процесс социального развития на столь ранней возрастной ступени жизни и при наличии у ребенка либо сенсорного, либо интеллектуального дефекта. До недавнего времени с высокой личностной меркой к аномальным детям дошкольного возраста подходить остерегались. Во-вторых, оказалось возможным (именно при понимании динамической природы личности) искать основные рычаги развития в содержании, способах, организационных формах коррекционного обучения, т. е. в самом процессе, а не только в результатах этого воздействия.

Коррекционное обучение, как показали наши исследования,— это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности дошкольника, имеющего то или иное отклонение в развитии.

Использование обходных путей и способов сигнификации поведения, применение в обучении разных систем знаков, в первую очередь языка, вспомогательных средств ускоряют процесс культурного развития аномального ребенка и тем самым обеспечивают его «очеловечивание». В этом мы видим прогрессивную роль дефектологического подхода к воспитанию аномальных детей, при котором максимально полно учитываются нарушенные звенья в системной организации личности.

Опираясь на разное содержание специального коррекционного обучения дошкольников с нарушениями слуха и интеллекта, мы изучали действие некоторых факторов, которые значительно обогащают процесс формирования личности. При одном и том же объеме и содержании коррекционного воздействия, формирующем в ребенка нравственные, эстетические, творческие способности, динамика личностного развития оказывается более заметной, чем результат развития психических функций. Последнее лимитируется возрастными возможностями дошкольника и в большей степени тормозится тяжестью биологического нарушения, которое в полной мере не может быть преодолено. В то же время если какое-то направление коррекционного воспитания оказывает существенное влияние на формирование личностных свойств и качеств, то этого влияния нельзя не заметить на развитии всех психических функций.

Важным фактором в формировании личности аномального ребенка мы считаем не просто комплексное воспитание, а организацию педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде интегративного личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.

Дальнейшие исследования личностного развития аномальных детей намечено проводить на этапе старшего дошкольного возраста, чтобы определить пути формирования тех свойств и качеств, которые необходимы в учебной деятельности, коллективе школьного типа. Мы предполагаем также исследовать вопрос о тормозящих факторах в развитии дошкольника, вызывающих деформацию его личности в последующие возрастные периоды.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Новости психологии

06.04.2020

Как не дать школе сломать вашего ребенка. Советы психолога Михаила Лабковского.

27.03.2020 12:58:00

Психическое здоровье детей и подростков во время пандемии коронавируса

26.03.2020

«Дистанционное консультирование родителей» — новый раздел на портале ФРЦ

Медиатека

Все ролики

Партнеры

Портал психологических новостей

Информационные партнеры

Союз охраны психического здоровья

Источник

Читайте также:  Что купить ребенку на 6 лет для развития памяти