Коррекционная работа учителя в развитии ребенка

Коррекционная работа учителя в развитии ребенка thumbnail

Коррекционная работа учителей в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся

Мы не «необучаемые» — необучаемых людей не существует!

Мы не «больные» — хотя и у нас бывает насморк!

Мы не «инвалиды» — ведь мы многое умеем делать!

У нас есть особенности развития – но и вы не совершенны!

Все мы – одна дружная семья!

Адаптированная программа — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.Основной целью адаптированной программы является создание специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ, состояние здоровья которых препятствует освоению программы начального общего образования.

 Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

В 2014 – 2015 учебном году в нашей школе обучаются 30 детей с ОВЗ. Из них по адаптированным образовательным программам четверо учащихся обучаются в 1 а классе, 9 – находятся на полной инклюзии, 17 обучающихся проходят обучение по индивидуальным адаптированным программам на дому.

Группа школьников с ОВЗ в нашей школе чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Важное место в учебном процессе, который осуществляют учителя нашей школы в рамках реализации адаптированной программы, занимает коррекционно–развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию, в результате реализации которой происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья учителя применяют особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей , школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Объяснительно–иллюстративные технологии позволяют экономить время, сохранять силы учителя и учащихся, облегчают понимания сложных знаний.

Игровые технологии. Важное место занимают дидактические игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умение ориентироваться в пространстве, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр формируются количественные представления, счётные навыки, расширяется кругозор.

Личностно-ориентированные технологии в школе направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет учителям формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Применение компьютерных технологий позволяют педагогам индивидуализировать учебный процесс, активизировать самостоятельную работу учащихся, развивать навыки самоконтроля, познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

В своей коррекционной деятельности учителя применяют технологии Арттерапии (музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия).

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных программ.

Учащиеся с ограниченными возможностями в развитии в школе обеспечиваются коррекционно-педагогической поддержкой (сопровождением). Коррекционная педагогическая поддержка осуществляется педагогом-дефектологом, психологом, социальным педагогом, логопедом.

Создание особых условий с учетом психофизических особенностей учащихся

Психофизические особенности

Коррекционная работа

Задержка психического развития

  • затруднения при выполнении заданий, связанных со зрительным восприятием материала;

  • недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала;

  • трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине;

  • слабо сформированы пространственные представления;

  • неустойчивость внимания; повышенная отвлекаемость; трудности переключения; слабая концентрации на объекте;

  • снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;

  • преобладание механического запоминания над словесно-логическим; выраженное преобладание наглядной памяти над словесной;

  • преобладание воссоздающее воображение над творческим;

  • недостаточность наглядно-образного мышления;

  • снижение познавательной активности;

  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы;

  • снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, низкая эффективность общения во всех видах деятельности;

  • характерна недостаточная эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля;

  • обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Наглядные методы. Применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального настроя у школьников с задержкой психического развития, повышению их учебной мотивации, активизации познавательной активности и позволяет обеспечить полисенсорную основу восприятия информации.

Практические методы ( метод упражнений, практические работы, игра и др.) На начальных этапах обучения используются продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.). Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Поскольку ученик, выполнив задание, приобретает определенный продукт деятельности, создается благоприятная ситуация для обучения детей навыку оценивания собственной работы, сравнению полученного результата с заданным образцом.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.

Специальные технические средства обучения. Основная цель их использования – «компенсировать» за счет техники и технологий недостатки развития человека, что позволит ему успешно адаптироваться в обществе.

ИКТ помогают учащемуся с задержкой психического развития в реализации следующих возможностей: компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации и легкий доступ к ней; автоматизация вычислительной и информационно-поисковой деятельности; интерактивный диалог; управление отображенными на экране моделями различных объектов, процессов, явлений; автоматизированный контроль; тренинг и т.д.

Читайте также:  Развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности

Индивидуальный подход к обучению включает не только личный контакт учителя с учеником, но и опосредованное воздействие на ученика через детский коллектив, через семью школьника.

Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, учет его физических и психологических особенностей, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника с задержкой психического развития.

ДЦП

  • недостаточность двигательной сферы детей;

  • нарушения мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию;

Практические методы и приемы обучения:

  • постановка практических и познавательных задач;

  • целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;

  • дидактические игры;

Наглядные методы:

  • обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

  • наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;

  • рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

  • речевая инструкция, беседа, описание предмета;

  • указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

  • метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

  • вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

  • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

Двигательно-кинестетические методы:

  • дифференцированный массаж;

  • пассивная гимнастика;

Дети с нарушениями зрения

  • Дети с низким зрением находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу.

  • Низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук

  • Проблемы социализации детей с нарушениями зрения, отсутствие у них навыков социально-адаптивного поведения.

  • Недостатки развития

движений и малая двигательная активность;

недоразвитие пространственных представлений, возможности практической микро_ и макроориентировки, словесные обозначения пространственных обозначений.

  • Недостатки в формировании и развитии выразительных движений,

коммуникативной деятельности и личности.

Сопутствующими дефектами могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения развития

эмоционально-волевой сферы на фоне раннего органического поражения ЦНС.

Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия, развитие

осязания и мелкой моторики, развитие мимики и пантомимики, предметно-практическая деятельность.

Учебно_дидактическое обеспечение.

Натуральные объекты, игрушки.

Рельефно_графические изображения.

Набор геометрических фигур.

Набор геометрических тел.

Мелкие предметы (пирамидки, матрёшки). Мозаика.

Конструктор «Лего» с крупными деталями.

Конструктор металлический.

Формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Учебно-дидактическое обеспечение

Массажные мячи.

Шнуровка (мягкий конструктор, деревянный конструктор).

Рамки и вкладыши Монтессори.

Волшебная дощечка. Прибор «Ориентир».

Брайлевское шеститочие. Колодка со штифтами.

Трафареты. Грифель. Шило.

Специальное оборудование для детей с нарушениями зрения:

— рельефно-графическое пособие транспортных средств;

— кухонные принадлежности: нож-дозатор, нож-овощечистка, яйцерезка, сахарница-дозатор и т. д.;

Учим выделять и анализировать

различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы (слуха, обоняния и т. д.).

Рельефно-точечные изображения различных эмоций.

Формы организации урока: групповые, подгрупповые, работа в парах и индивидуальные занятия; фронтальная форма; ролевые

игры, интегрированные уроки и учебно-практическое занятие; самостоятельная работа над исследовательскими проектами и их защита; и др.

Методы организации и осуществления учебно -познавательной деятельности:

• методы словесной передачи и слухового (беседа) и/или зрительного восприятия учебного материала и информации по

организации и способу его усвоения (метод работы с учебником и дополнительной литературы); наглядные и практические методы;

• использование мультимедиа средств и флеш-игр на уроке;

• методы создания эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных аналогий, удивления; сопоставления научных и житейских толкований, например, явлений природы;

• эмоциональная, яркая, художественная речь педагога, которая увлекает слушателей и стимулирует их учебно-познавательную деятельность.

Дети с РАС

  • трудности организации и управления собственным поведением и

деятельностью;

  • трудности понимания инструкций взрослого, в том числе — фронтальных;

проявления аффективных вспышек;

  • неадекватные по отношению к другим детям и/или взрослым поведенческие проявления, затрудняющие адаптацию ребенка;

  • аутоагрессивные (самоповреждающих) проявления поведения;

  • трудности организации собственной продуктивной деятельности,

как во время урока, так и организации провождения времени во время

перемены;

  • трудности организации деятельности в быту и самообслуживания

(переодевание, туалет, поведение в столовой и т. п.).

  • Создание жесткого стереотипа школьной жизни и собственного поведения;

  • индивидуальный адаптированный

  • ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха;

  • «зонирование» пространства в соответствии с выполняемыми видами деятельности: зона

  • обучения, игровая зона, зона отдыха;

  • организация и визуализация времени;

  • структурирование всех видов деятельности;

  • организация режима коммуникативного общения;

  • социально-бытовая адаптация.

  • индивидуализированая оценка достижений ребенка с учетом его особенностей;

Дети с умственной отсталостью

  • замедленный темп психического развития, ослабление общего тонуса психики, ее инертность, шаблонность, негибкость.

  • Недоразвитие познавательной деятельности патологические изменения в работе анализаторов,

  • недоразвитие целенаправленности и устойчивости внимания, его избирательности и концентрации, распределенности и переключаемости.

  • необходимость постоянного пробуждения его активности

  • слабое развитие и более низкий уровень всех процессов памяти. Узнавание, запоминание, воспроизведение нарушены.

  • мышление характеризуется недоразвитием и несовершенством мыслительных операций и форм мышления;

  • речь умственно отсталого ребенка часто страдает нарушениями и расстройствами (особенно произношение), отличается бедной интонацией, невыразительностью.

На всех этапах урока производится пошаговый контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений.

Опора на более развитые способности ребёнка и преодоления на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы.

Упрощение знаний, умений, навыков с учётом возрастных и психофизических возможностей  ребёнка.

Наглядность в обучении является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, коррекции мышления и речи учащихся. Важно соединение наглядности с практической деятельностью.

В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Темп речи учителя особый – замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала.

Переход от лёгкого к трудному осуществляется постепенно, маленькими «шажками», в тесной взаимосвязи с ранее изученным.

Источник

Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционная работа в учреждении направлена на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся:

·        дети с нарушениями речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие);

Читайте также:  Роль сказки развитии ребенка дошкольника

·        дети с задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);

·        дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);

·        дети с ДЦП;

Цель коррекционной работы:

Систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно- развивающего образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

1.     Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;

2.     Формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и  речи как средства познания.

3.     Совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.

4.     Обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь.

5.     Формировать у детей эстетического отношения к миру, накоплению эстетических представлений  образов, развитию  эстетического вкуса, художественных способностей, освоению  различных видов художественной деятельности.

Содержание коррекционной работы определяют принципы:

— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей  с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям

( законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей ( законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы  детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.

Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

— коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

— информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей с  ОВЗ;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в доу) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей  воспитанников;

— изучение социальной ситуации  развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ; единых  для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;

— консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные  практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации),направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – детям с ОВЗ, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

Характеристика контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

— число  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

— детей с тяжелыми речевыми нарушениями — 27 детей;

из них 17 детей  в старшей логопедической группе, 10 детей в разновозрастной группе для детей с ОВЗ;

Система комплексного психолого – медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В нашем учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными  возможностями здоровья, которая ведет ребенка  на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра и  врач-педиатр Рахмановской амбулатории, прикрепленной к детскому саду.

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения  в группах с ОВЗ являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих  совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами,  воспитанниками и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми).

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и  коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями и задержкой психического развития.

Читайте также:  Карта психического развития ребенка второго года жизни

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий

Задачи развития речи, мышления и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 5- 6 и 2- 8 лет реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка  занятий определяется в соответствии с  программами:

  1. «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» — Н.В. Нищева
  1. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева
  2. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» С.Г. Шевченко; Р.Д. Тригер; Г.М. Капустина; И.Н. Волкова.

и перспективному плану  работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, педагога-психолога.

В основе планирования занятий с детьми с ОВЗ  лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении.

Коррекционно – развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется  индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей,  логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.

Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого – педагогическое обеспечение:

  1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
  2. Обеспечение  психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми – игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;
  3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных  программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  4. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
  5. Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития. Вместе с нормально развивающимися детьми в проведении культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
  6. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации коррекционной работы является кадровое обеспечение.

Коррекционная работа осуществляется  специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития  в  детском саду имеются:

1 учитель-логопед,

1 учитель-дефектолог

1 педагог-психолог,

2 музыкальных руководителя,

1 инструктор по физ.культуре.

Учебно – дидактический материал,  специальные методические пособия учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео – материалы коллективного и индивидуального пользования систематизированы по следующим разделам:

  1. Развитие речи и коррекция её недостатков.
  2. Альбомы, инструментарий для логопедического обследования.
  3. Демонстрационные материалы по лексическим темам.
  4. Подготовка к обучению грамоте.
  5. Развитие познавательных психических процессов.
  6. Совершенствование мелкой и общей моторики.

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.

Внутренний механизм взаимодействия:

В исправлении общего недоразвития речи  и выравнивания задержки психического развития у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей коррекционных  групп. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя  и руководителя физического воспитания. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья.

В  группах компенсирующей направленности  с ТНР и ЗПР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему.  Цель состоит в организации воспитательно – образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Ещё один механизм реализации коррекционной работы — социальное  партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодейcтвие образовательного учреждения с внешними ресурсам (организациями различных ведомств, общественными организациями).

Социальное партнёрство включает:

— сотрудничество ДОУ с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, здоровьесбережения детей с ОВЗ,

— сотрудничество ДОУ с родительской общественностью.

Источник