Коррекционная работа учителя в развитии ребенка

Коррекционная работа учителей в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся
Мы не «необучаемые» — необучаемых людей не существует!
Мы не «больные» — хотя и у нас бывает насморк!
Мы не «инвалиды» — ведь мы многое умеем делать!
У нас есть особенности развития – но и вы не совершенны!
Все мы – одна дружная семья!
Адаптированная программа — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.Основной целью адаптированной программы является создание специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ, состояние здоровья которых препятствует освоению программы начального общего образования.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
В 2014 – 2015 учебном году в нашей школе обучаются 30 детей с ОВЗ. Из них по адаптированным образовательным программам четверо учащихся обучаются в 1 а классе, 9 – находятся на полной инклюзии, 17 обучающихся проходят обучение по индивидуальным адаптированным программам на дому.
Группа школьников с ОВЗ в нашей школе чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Важное место в учебном процессе, который осуществляют учителя нашей школы в рамках реализации адаптированной программы, занимает коррекционно–развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию, в результате реализации которой происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья учителя применяют особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей , школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Объяснительно–иллюстративные технологии позволяют экономить время, сохранять силы учителя и учащихся, облегчают понимания сложных знаний.
Игровые технологии. Важное место занимают дидактические игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умение ориентироваться в пространстве, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр формируются количественные представления, счётные навыки, расширяется кругозор.
Личностно-ориентированные технологии в школе направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет учителям формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Применение компьютерных технологий позволяют педагогам индивидуализировать учебный процесс, активизировать самостоятельную работу учащихся, развивать навыки самоконтроля, познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
В своей коррекционной деятельности учителя применяют технологии Арттерапии (музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия).
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных программ.
Учащиеся с ограниченными возможностями в развитии в школе обеспечиваются коррекционно-педагогической поддержкой (сопровождением). Коррекционная педагогическая поддержка осуществляется педагогом-дефектологом, психологом, социальным педагогом, логопедом.
Создание особых условий с учетом психофизических особенностей учащихся
Психофизические особенности
Коррекционная работа
Задержка психического развития
затруднения при выполнении заданий, связанных со зрительным восприятием материала;
недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала;
трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине;
слабо сформированы пространственные представления;
неустойчивость внимания; повышенная отвлекаемость; трудности переключения; слабая концентрации на объекте;
снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;
преобладание механического запоминания над словесно-логическим; выраженное преобладание наглядной памяти над словесной;
преобладание воссоздающее воображение над творческим;
недостаточность наглядно-образного мышления;
снижение познавательной активности;
недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, низкая эффективность общения во всех видах деятельности;
характерна недостаточная эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля;
обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Наглядные методы. Применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального настроя у школьников с задержкой психического развития, повышению их учебной мотивации, активизации познавательной активности и позволяет обеспечить полисенсорную основу восприятия информации.
Практические методы ( метод упражнений, практические работы, игра и др.) На начальных этапах обучения используются продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.). Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Поскольку ученик, выполнив задание, приобретает определенный продукт деятельности, создается благоприятная ситуация для обучения детей навыку оценивания собственной работы, сравнению полученного результата с заданным образцом.
Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.
Специальные технические средства обучения. Основная цель их использования – «компенсировать» за счет техники и технологий недостатки развития человека, что позволит ему успешно адаптироваться в обществе.
ИКТ помогают учащемуся с задержкой психического развития в реализации следующих возможностей: компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации и легкий доступ к ней; автоматизация вычислительной и информационно-поисковой деятельности; интерактивный диалог; управление отображенными на экране моделями различных объектов, процессов, явлений; автоматизированный контроль; тренинг и т.д.
Индивидуальный подход к обучению включает не только личный контакт учителя с учеником, но и опосредованное воздействие на ученика через детский коллектив, через семью школьника.
Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, учет его физических и психологических особенностей, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника с задержкой психического развития.
ДЦП
недостаточность двигательной сферы детей;
нарушения мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию;
Практические методы и приемы обучения:
постановка практических и познавательных задач;
целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;
дидактические игры;
Наглядные методы:
обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
Словесные методы:
речевая инструкция, беседа, описание предмета;
указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
Двигательно-кинестетические методы:
дифференцированный массаж;
пассивная гимнастика;
Дети с нарушениями зрения
Дети с низким зрением находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу.
Низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук
Проблемы социализации детей с нарушениями зрения, отсутствие у них навыков социально-адаптивного поведения.
Недостатки развития
движений и малая двигательная активность;
недоразвитие пространственных представлений, возможности практической микро_ и макроориентировки, словесные обозначения пространственных обозначений.
Недостатки в формировании и развитии выразительных движений,
коммуникативной деятельности и личности.
Сопутствующими дефектами могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения развития
эмоционально-волевой сферы на фоне раннего органического поражения ЦНС.
Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия, развитие
осязания и мелкой моторики, развитие мимики и пантомимики, предметно-практическая деятельность.
Учебно_дидактическое обеспечение.
Натуральные объекты, игрушки.
Рельефно_графические изображения.
Набор геометрических фигур.
Набор геометрических тел.
Мелкие предметы (пирамидки, матрёшки). Мозаика.
Конструктор «Лего» с крупными деталями.
Конструктор металлический.
Формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Учебно-дидактическое обеспечение
Массажные мячи.
Шнуровка (мягкий конструктор, деревянный конструктор).
Рамки и вкладыши Монтессори.
Волшебная дощечка. Прибор «Ориентир».
Брайлевское шеститочие. Колодка со штифтами.
Трафареты. Грифель. Шило.
Специальное оборудование для детей с нарушениями зрения:
— рельефно-графическое пособие транспортных средств;
— кухонные принадлежности: нож-дозатор, нож-овощечистка, яйцерезка, сахарница-дозатор и т. д.;
Учим выделять и анализировать
различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы (слуха, обоняния и т. д.).
Рельефно-точечные изображения различных эмоций.
Формы организации урока: групповые, подгрупповые, работа в парах и индивидуальные занятия; фронтальная форма; ролевые
игры, интегрированные уроки и учебно-практическое занятие; самостоятельная работа над исследовательскими проектами и их защита; и др.
Методы организации и осуществления учебно -познавательной деятельности:
• методы словесной передачи и слухового (беседа) и/или зрительного восприятия учебного материала и информации по
организации и способу его усвоения (метод работы с учебником и дополнительной литературы); наглядные и практические методы;
• использование мультимедиа средств и флеш-игр на уроке;
• методы создания эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных аналогий, удивления; сопоставления научных и житейских толкований, например, явлений природы;
• эмоциональная, яркая, художественная речь педагога, которая увлекает слушателей и стимулирует их учебно-познавательную деятельность.
Дети с РАС
трудности организации и управления собственным поведением и
деятельностью;
трудности понимания инструкций взрослого, в том числе — фронтальных;
проявления аффективных вспышек;
неадекватные по отношению к другим детям и/или взрослым поведенческие проявления, затрудняющие адаптацию ребенка;
аутоагрессивные (самоповреждающих) проявления поведения;
трудности организации собственной продуктивной деятельности,
как во время урока, так и организации провождения времени во время
перемены;
трудности организации деятельности в быту и самообслуживания
(переодевание, туалет, поведение в столовой и т. п.).
Создание жесткого стереотипа школьной жизни и собственного поведения;
индивидуальный адаптированный
ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха;
«зонирование» пространства в соответствии с выполняемыми видами деятельности: зона
обучения, игровая зона, зона отдыха;
организация и визуализация времени;
структурирование всех видов деятельности;
организация режима коммуникативного общения;
социально-бытовая адаптация.
индивидуализированая оценка достижений ребенка с учетом его особенностей;
Дети с умственной отсталостью
замедленный темп психического развития, ослабление общего тонуса психики, ее инертность, шаблонность, негибкость.
Недоразвитие познавательной деятельности патологические изменения в работе анализаторов,
недоразвитие целенаправленности и устойчивости внимания, его избирательности и концентрации, распределенности и переключаемости.
необходимость постоянного пробуждения его активности
слабое развитие и более низкий уровень всех процессов памяти. Узнавание, запоминание, воспроизведение нарушены.
мышление характеризуется недоразвитием и несовершенством мыслительных операций и форм мышления;
речь умственно отсталого ребенка часто страдает нарушениями и расстройствами (особенно произношение), отличается бедной интонацией, невыразительностью.
На всех этапах урока производится пошаговый контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений.
Опора на более развитые способности ребёнка и преодоления на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы.
Упрощение знаний, умений, навыков с учётом возрастных и психофизических возможностей ребёнка.
Наглядность в обучении является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, коррекции мышления и речи учащихся. Важно соединение наглядности с практической деятельностью.
В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Темп речи учителя особый – замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала.
Переход от лёгкого к трудному осуществляется постепенно, маленькими «шажками», в тесной взаимосвязи с ранее изученным.
Источник
Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционная работа в учреждении направлена на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся:
· дети с нарушениями речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие);
· дети с задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);
· дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);
· дети с ДЦП;
Цель коррекционной работы:
Систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно- развивающего образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;
2. Формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи как средства познания.
3. Совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.
4. Обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь.
5. Формировать у детей эстетического отношения к миру, накоплению эстетических представлений образов, развитию эстетического вкуса, художественных способностей, освоению различных видов художественной деятельности.
Содержание коррекционной работы определяют принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.
-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
( законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей ( законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.
Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
— информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей с ОВЗ;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в доу) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
— анализ успешности коррекционно- развивающей работы.
Коррекционно- развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ; единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;
— консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации),направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – детям с ОВЗ, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
Характеристика контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями
— число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями
— детей с тяжелыми речевыми нарушениями — 27 детей;
из них 17 детей в старшей логопедической группе, 10 детей в разновозрастной группе для детей с ОВЗ;
Система комплексного психолого – медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
В нашем учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра и врач-педиатр Рахмановской амбулатории, прикрепленной к детскому саду.
Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения в группах с ОВЗ являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми).
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями и задержкой психического развития.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий
Задачи развития речи, мышления и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 5- 6 и 2- 8 лет реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.
Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программами:
- «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» — Н.В. Нищева
- «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева
- «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» С.Г. Шевченко; Р.Д. Тригер; Г.М. Капустина; И.Н. Волкова.
и перспективному плану работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, педагога-психолога.
В основе планирования занятий с детьми с ОВЗ лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении.
Коррекционно – развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.
Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Психолого – педагогическое обеспечение:
- Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
- Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми – игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;
- Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
- Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
- Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития. Вместе с нормально развивающимися детьми в проведении культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации коррекционной работы является кадровое обеспечение.
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в детском саду имеются:
1 учитель-логопед,
1 учитель-дефектолог
1 педагог-психолог,
2 музыкальных руководителя,
1 инструктор по физ.культуре.
Учебно – дидактический материал, специальные методические пособия учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео – материалы коллективного и индивидуального пользования систематизированы по следующим разделам:
- Развитие речи и коррекция её недостатков.
- Альбомы, инструментарий для логопедического обследования.
- Демонстрационные материалы по лексическим темам.
- Подготовка к обучению грамоте.
- Развитие познавательных психических процессов.
- Совершенствование мелкой и общей моторики.
Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.
Внутренний механизм взаимодействия:
В исправлении общего недоразвития речи и выравнивания задержки психического развития у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей коррекционных групп. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и руководителя физического воспитания. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья.
В группах компенсирующей направленности с ТНР и ЗПР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.
Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации воспитательно – образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.
Ещё один механизм реализации коррекционной работы — социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодейcтвие образовательного учреждения с внешними ресурсам (организациями различных ведомств, общественными организациями).
Социальное партнёрство включает:
— сотрудничество ДОУ с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, здоровьесбережения детей с ОВЗ,
— сотрудничество ДОУ с родительской общественностью.
Источник