Коррекционная программа развития ребенка в младшем школьном возрасте

Коррекционная программа развития ребенка в младшем школьном возрасте thumbnail

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым»

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста»

Педагог-психолог

СОШ с.Казым Зырянова Д.С.

(Ф.И.О. педагога)

Программа рассчитана на школьников 7-10 лет

Срок реализации программы: 1 учебный год

2016 г.

Пояснительная записка

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на боле высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства.

Источниками полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают 2 вида деятельности:

— во-первых, любой ребенок развивается за счет приобщения к современной ему культуре; в основе этого процесса лежит учебная деятельность, направленная на овладение ребенком знаниями, умениями, необходимыми для жизни в обществе;

— во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых дети – с разной интеллектуальной подготовкой – сильные и слабые – могли бы решать нетиповые, поиско-творческие задания, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, т.к. решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка.  

Цель программы: преодоление трудностей в развитии познавательных процессов.

Задачи:

  1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объем внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
  2. Развит объем, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
  3. Развить волевую сферу.
  4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
  5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
  6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
  7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков.

В структуре занятий можно выделить следующее этапы:

  1.  Ритуалы приветствия – прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. В него должны быть включены все дети.
  2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
  3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.  
  4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Данная программа объемом 33 часа ориентирована на групповую форму работы. Численность группы до 20 человек. Частота групповых встреч – 1 раз в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 40-60 минут. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями, доской. Выполнение индивидуальных работ проводится в тетрадях (на листочках).

Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

  1. Личностные
  1. — внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
  2. — самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
  3.  — смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).
  1. Коммуникативные
  1. — ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;
  2. — учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  3. — умение слушать собеседника;
  4. — Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
  1. Регулятивные
  1. — целепологание;
  2. — контроль;
  3. — коррекция;
  4. — оценка;
  5. — саморегуляция
  1. Познавательные
  1. — рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  2. — поиск и выделение необходимой информации;
  3. — самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
  4. — анализ объектов с целью выделения признаков;
  5. — синтез;
  6. — установление причинно-следственных связей.

Предполагаемые результаты программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о познавательных процессах, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки различных упражнений.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества и социально реальности в целом): коррекция и развитие различных параметров внимания: концентрации, устойчивости, объема, распределения, переключения, помехоустойчивости, наблюдательности; коррекция и развитие других психических процессов взаимосвязанных с вниманием; развитие эмоциональной сферы, произвольности поведения, общения.
  3. Результаты третьего уровня (получение школьником опята самостоятельного общественного действия): школьник приобретает опыт общения с одноклассниками, с социальным окружением; опыт успешного выполнения упражнений, связанных с развитием познавательных процессов; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими людьми.

Учебно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Занятия по развитию внимания

1.

Вводное занятие. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности.

1

2.

Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания.

1

3.

Игры на развитие внимания.

1

4.

Игры на развитие внимания.

1

5.

Развитие объема и распределение внимания, зрительной памяти; конвергентного мышления; воображения.

1

6.

Игры на развитие волевого внимания.

1

7.

Развитие распределения, переключения, объема внимания, слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления.

1

8.

Развитие активного внимания.

1

9.

Развитие распределения, объема внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.

1

Раздел 2. Занятия по развитию памяти

10.

Развития зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.

1

11.

Игра – путешествие «Виды памяти».

1

12.

Развитие смысловой памяти; логического мышления; гибкости мышления.

1

13.

Игры на развитие моторно-слуховой памяти, внимания.

1

14.

Игры на развитие памяти и наблюдательности.

1

15.

Развитие смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления; креативности.

1

16.

Игры способствующие успокоению и организации.

1

Раздел 3. Занятия по развитию познавательных процессов

17.

Развитие взаимодействия, развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления

1

18.

Игры на развитие внимания, памяти.

1

19.

Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.

1

20.

Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти; умения выполнять действия по аналогии; выявлять существенные признаки.

1

21.

Игры на развитие памяти, внимания.

1

22.

Упражнение на развитие внимания.

1

23.

Развитие концентрации, объема внимания; зрительной памяти; звукового восприятия; развитие оригинальности, гибкости мышления.

1

24.

Игры на развитие наблюдательности и эмпатии друг к другу.

1

25.

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения.

1

Раздел 4. Занятия по развитию познавательных процессов, на расслабление, этюды на выражение различных эмоций

26.

Развитие объема, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения.

1

27.

Упражнения на расслабление мышц рук.

1

28.

Этюды на выразительность жестов.

1

29.

Этюды на расслабление мышц.

1

30.

Развитие концентрации, объема внимания; смысловой памяти; логического мышления; грамматических навыков.

1

31.

Этюды на выражение удивления.

1

32.

Этюды на выражение гнева.

1

33.

Игра на развитие памяти «Первоклассное путешествие»

1

Литература:

1. Стебенева Н. Отгадай, найди и назови. Программа для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста. // Школьный психолог №1 2001г.

2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1998г.

3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994.

5. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.

6. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция и развитие познавательных процессов

младших школьников»

Ступень обучения: начальное общее (дополнительное) образование

Количество часов: 16

Уровень: базовый

Программа разработана на основе: Истратова О.H. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. — Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Форма проведения занятия: индивидуальная или групповая( по 5 человек)

Пояснительная записка

Актуальность. В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются учителя начальных классов, относится проблема несформированности (недостаточности) у ребенка познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и воображения, что накладывает соответствующий отпечаток на его учебную деятельность. У ребенка появляются трудности в обучении, он отстает от своих сверстников, а потом замыкается в себе и отдаляется от детского коллектива.

В связи с этим следует как можно раньше начинать работу по преодолению имеющихся трудностей.

Как показывает практика у детей младшего школьного возраста встречаются такие проблемы как недостаточно развитое словесно — логическое мышление, низкая концентрация внимания, слабое восприятие и память. Все это отражается отставанием в обучении, а именно это неспособность правильно построить предложение, неспособность сформулировать вопрос, построить развернутый ответ, неспособность пересказать текст, составить сюжетный рассказ, выделять существенный признак предмета, обобщать, анализировать, также неспособность концентрировать внимание, удерживать его.

Целью данной программы — развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • Формировать интерес к познавательной деятельности, через игровые действия и задачи, создание ситуации успеха;

  • Развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память, восприятие);

  • Воспитывать культуру общения младших школьников;

  • Учить распознавать и использовать психологические понятия (внимание, мышление, восприятие, память).

Данная программа составлена с учетом результатов психологического обследования познавательных процессов (внимания, мышления, памяти) и предназначена для обучающихся начальных классов с выявленными трудностями в словесно-логическом мышлении (анализ, синтез, классификация), слуховой и зрительной памяти, концентрации и распределения внимания.

Методы проведения занятий:

Словесные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение.

Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, наблюдение; работа по образцу.

Практические методы обучения: тренировочные и игровые упражнения,

тренинговые задания.

Содержание программы:

I Аналитико-прогностический этап.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста;

2.Подобрать диагностический материал для проведения мониторинга реализации программы;

3.Осуществить психолого-педагогическую диагностику детей младшего школьного возраста;

4.Сформулировать исходные позиции – цели, задачи и предполагаемый результат. Разработать план реализации программы;

5.Разработать методические рекомендации по развитию словесно-логического мышления, концентрации внимания, зрительной и слуховой памяти детей младшего школьного возраста.

II Практический этап.

Задачи:

1.Апробировать методические разработки по развитию познавательных процессов детей младшего школьного возраста;

2.Провести просветительскую работу с родительской общественностью;

3.Повысить уровень профессиональной компетенции участников образовательного процесса, по вопросам развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста.

III Аналитический этап.

Задачи:

1.Осуществить психолого-педагогическую диагностику развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста;

2.Проанализировать и оценить результаты работы по программе с детьми младшего школьного возраста;

3.Внести изменения в процесс профилактики и коррекции развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с целью совершенствования дальнейшей работы;

4.Оформить практические рекомендации для участников образовательного процесса (печатный материал, брошюра, информация на сайт).

Обучение по программе проводится на занятиях, продолжительностью 30-35 минут, один раз в неделю.

Программа рассчитана на 16 занятий. Занятия можно проводить как в индивидуальной форме, так и фронтально (группы по 5 человек).

На занятиях используются разнообразные методы и технологии: настольные игры, совместное конструирование и рисование, игры с правилами, игры ориентирующие в пространстве, ролевые игры, головоломки, шарады. Таким образом, основной метод, применяемый на занятиях игровой. Именно в игре возможно создание доброжелательной атмосферы, ощущения безопасности и безусловного принятия ребенка.

Необычные игровые действия и задания стимулируют чувства удивления и интереса и способствуют формированию познавательной активности ребенка.

У учащихся к концу коррекционного обучения должны быть сформированны следующие предметные умения:

  • уметь концентрировать внимание на отдельных предметах;

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • установление причинно-следственных связей;

  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

У учащихся к концу коррекционного обучения должны быть сформированы следующие метопредметные умения:

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • составлять план действий по решению проблемы;

  • высказывать свое предположение;

  • работать по предложенному плану;

  • отличать верно выполненное задание от неверного;

  • делать выводы о результате совместной работы всех учеников;

  • сравнивать и группировать предметы;

  • вступать в беседу, слушать и понимать других;

В течение периода обучения будут созданы условия для формирования личностных умений:

  • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

  • сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников;

  • принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

  • оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков;

  • признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой окружающих.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Развитие познавательной сферы ребенка: увеличивается объем кратковременной вербальной памяти; развитие произвольного и непроизвольного внимания; развитие словесно-логического мышления.

Ребенок обладает познавательным интересом к учебной деятельности.

Ребенок обладает позитивным отношением к себе и сверстникам.

Материально-методическое обеспечение:

Кабинет для коррекционно-развивающей, тренинговой работы

Мультимедийное оборудование

Наглядные пособия и материалы

Програмно- методическое обеспечение:

  1. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с.

  2. Упражнение «Моя Вселенная»Савенков А.И., Савенкова Н.И. Как найти закономерность? Развивающая тетрадь для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: педагогическое общество России, 2000. – 20 с.

  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Методические рекомендации по работе с плакатами «Как я справляюсь со своим гневом». – СПб.: Речь, 2005. – 26 с.

  4. Филлипова Ю.В. Общение. Дети 7 – 10 лет . – Ярославль: Академия Развития, 2002. – 144 с.

  5. Узорова О.В.,Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика.-М.:»АСТ:Астрель»,2007

  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва, 1990.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

коррекционно-развивающих занятий.

Кол-во часов

Задачи и содержание занятия

Дата

Корректировка планирования

1.

Вводное занятие «Здравствуй!»

1

Сформировать положительное отношение к занятиям. Познакомить с целями и задачами работы с психологом.

Мотивационная беседа «Великий плавец».

2.

Диагностика мышления, мотивации учения, эмоционального состояния, самооценки.

1

Определить уровень развития учебных навыков и личностных характеристик.

Рисуночный тест «Нарисуй человека» «Коврики Равена». Беседа.

3.

Тренируем внимание

1

Формировать навык самоконтроля..

Игра «Кодировка», корректурная проба. Развивать концентрацию и устойчивость внимания..

Упражнения «Найди букву», «Найди спрятанные слова»

4.

Тренируем внимание

1

Развивать объем внимания, зрительное восприятие.

«Числовые таблицы», игра «Домино»

5.

Тренируем память

1

Формировать навык логического запоминания. Закрепить навык ориентирования по карте-схеме.

Игра «Разведчик» — необходимо найти и выполнить задания на развитие внимания, мышления и памяти.

.

6.

Тренируем память

1

Формировать навык логического запоминания. Закрепить навык ориентирования по карте-схеме.

Игра «Разведчик» — необходимо найти и выполнить задания на развитие внимания, мышления и памяти.

.

7.

Тренируем мышление

1

Развивать логическое мышление, умение устанавливать закономерности в расположении изображений.

«Закономерности»

8.

Тренируем мышление

1

Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Активизировать творческую фантазию.

Конструирование «Магический квадрат»

9.

Мои достижения

1

Повышать самооценку. Формировать положительное отношение к себе.

Повторение пройденного. Просматривание личного дневника.

10.

Режим дня

1

Закрепить знания о периодах суток (день, вечер, утро,ночь).

Разминка: «Вопросы на засыпку»

«Расположи картинки по порядку»

тренировка моторики рук: гимнастика с учебными предметами, Упражнение на расслабление «напряжение и расслабление мышц шеи».

11.

Раньше-позже

1

Знакомить ребенка с временными категориями «раньше-позже». Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, закономерности.

Разминка: «Вопросы на засыпку».

«Расположи картинки по порядку».

Гимнастика с учебными предметами: «Кулак, ребро, ладонь».

Упражнение на расслабление : напряжение и расслабление мышц спины.

12.

Я решаю логические задачи

1

Укреплять интерес к познавательной деятельности. Стимулировать творческое мышление.

Игра «Найди и выполни задание». Настольная игра «Путешествие». Шуточные вопросы, загадки, головоломки.

13.

Целостный образ предмета

1

Формировать умение видеть целостный образ предмета, умение составлять целое из частей.

Разминка: «Назови слова на буквы РА, МО…»

«Найди спрятанные изображения», задачи с геометрическими фигурами.

Тренировка моторики рук: изображение пальцами букв.

14.

Количественные и качественные соотнесения предметов

1

Закрепить понятия меньше-больше, выше-ниже, ближе-дальше,короче-длиннее. Учить сравнивать предметы по нескольким признакам.

Разминка: «Узнай предмет на ощупь»

«Найди картинку».

15.

Общее и отличия

1

Учить сравнивать предметы, находить сходства и различия. Развивать концентрацию внимания. Развивать умение обобщать.

Разминка: «Кто есть кто?»

«Найди одинаковые рисунки». «Найди отличия», «Что лишнее».

16.

Я – ученик. Итоговое занятие.

1

Осознание ребенком своего статуса – ученик.

Мотивационная беседа «Два плавца». Закрепить навык самоанализа и самооценки

Упражнение «Моя Вселенная»

Список использованной литературы

1. Бармашова Е.Л. Игровая мозаика// Школьный психолог. — 2005, No5.

2. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В.

3. Эксакусто. — Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 442.

Источник