Коррекционная программа по развитию восприятия ребенка

Коррекционная программа по развитию восприятия ребенка thumbnail

Согласовано: Утверждаю:

старший воспитатель МБДОУ заведующий МБДОУ ДС № 43 ДС № 43 «Колобок» «Колобок»

__________________________ ___________________________

/А.С.Бондаренко/ /Е.В.Бездольная/

Коррекционно-развивающая программа по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.

Данная программа составлена педагогом-психологом МБДОУ ДС № 43 «Колобок» Литвиновой С.И

Белая Калитва

___________

РЕБЁНОК: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество, дата рождения, форма организации работы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Как пишет Тихомирова Л.Ф. в своей книге «Развитие познавательных способностей детей» основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, формы предметов, их цвета.

Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Последовательность данного процесса можно представить следующим, образом:

а) выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;

б) поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;

в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.

Особенности восприятия детей дошкольного возраста

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами — первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Цель данной программы: развитие зрительного восприятия ребёнка.

Данная программа разработана с учётом Базового компонента деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации и основана на рекомендациях и разработке Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей» раздел « Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста»; Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» (5-7 лет) раздел книги «Развитие зрительного анализатора» и раздел «Основы саморегуляции».

Задачи программы:

  • Развитие восприятия ребёнка

  • Развитие зрительного анализатора

  • Профилактика зрительных нарушений

  • Обучение основам саморегуляции, релаксации.

Необходимыми условиями коррекционного процесса являются:

  • Обеспечение родителями и педагогами эмоционально нейтрального развития и обучения

  • Соблюдение режима, достаточное время для сна

  • Регулярное посещение дошкольного учреждения

Основные этапы работы:

  1. Этап сбора и анализа информации.

  2. Этап планирования

  3. Проведение коррекционно- развивающей работы.

  4. Диагностический.

  5. Оформление выводов.

  • Программа состоит из 26 занятий. При соблюдении режима проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3,5 месяца.

  • Время проведения занятия — 30 минут.

  • Оптимальное число детей группы — 2-4 человека, возраст — 4—7 лет. Занятия могут проходить и индивидуально. В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. Каждое занятие рекомендуется заканчивать упражнением с элементами саморегуляции или релаксации.

  • В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции.

  • Каждое занятие (будет указано, допустим 1-3) проводится трижды, и каждый раз на аналогичном, но новом материале.

Каждое занятие состоит из:

  • Игр и упражнений, направленных на развитие восприятия ребёнка.

  • Упражнения на развитие зрительного анализатора.

  • Упражнения на снятие мышечных зажимов в области глаз.

  • Упражнения или игры с основами саморегуляции.

УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программой предусмотрено 26 занятие, продолжительностью по 30 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Темы циклов занятий:

  1. Поможем Незнайке.

  2. На стройке.

  3. Мастерская.

  4. Разведчики.

  5. Внимательный ребёнок.

  6. В цирке.

  7. Сыщик.

  8. Поможем Буратино.

  9. Поиск сокровищ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Цель и задачи каждого занятия: Развитие восприятия. Профилактика зрительных нарушений. Обучение основам саморегуляции, релаксации

занятия

Содержание занятия

Материал

Литература.

1 — 3

  1. «Собери пирамидку»

«Пирамидка» — эталон и «кольца» для сбора пирамидки по образцу на каждого ребёнка

Стр. 3. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Закрывание глаз»

Стр. 94. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. «Массаж глаз»

Стр. 95. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. «Составь Картинку»

Разрезные картинки из 2-х частей на каждого ребёнка

Стр. 4. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

5.«Дыхание животом», «Релаксирующее дыхание» (надуваем шарик)

Стр. 117, 110. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. « Игра «Белый лист»

Белый лист бумаги с фигурами опредёлённого цвета, вырезанные фигурки белого цвета, аналогично цветным на белом листе.

Стр. 4 Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. «Глазки бегают по кругу»

Стр. 100 Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

4-6

  1. «Сделай так»

кубики

Стр. 3. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Пальминг глаз — 1»

Читайте также:  Центр развития ребенка 247 саратов заводской район

Спокойная музыка

Стр. 94. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. «Составь картинку»

Разрезные картинки из 3-х частей на каждого ребёнка

Стр. 4. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Гляделки»

Стр. 100 Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Круг, треугольник, квадрат»

Круги, квадраты и треугольники разного цвета и размера на каждого ребёнка

Стр. 5. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. «Упражнение «Бульканье»

Стр. 117 Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Упражнение «Росток»

Стр. 120. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

7-9

  1. «Нарисуй узор по образцу»

Образец рисунка, лист в клеточку и простой карандаш на каждого ребёнка

Стр. 4. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Пальминг глаз — 2»

Стр. 94. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Зашиваем ковёр»

«Ковёр с заплатками» на каждого ребёнка.

Стр. 16. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Недовольный»

Стр. 100. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Кто наблюдательнее»

Стр. 19. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Шарик лопнул»

Стр. 117. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Упражнение «Марионетки»

Стр. 125. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

10-12

  1. Игра «Найди игрушку»

Игрушки

Стр. 12. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. «Массаж глаз»

Стр. 95. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Найди такой же предмет» (Начинаем с трёх предметов).

Карточка на каждого ребёнка (или набор картинок).

Стр. 17. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Пчела на носу»

Стр. 100. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Сравни предмет»

Карточки с изображениями предметов на каждого ребёнка

Стр. 22. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Кто громче»

Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Упражнение «Потягивание»

Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

13-15

  1. Игра «Сравни предмет»

Карточки с изображениями предметов на каждого ребёнка

Стр. 22. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Мудра жизни»

Стр. 95. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Нарисуй узор по образцу»

Образец рисунка, лист в клеточку и простой карандаш на каждого ребёнка

Стр. 12. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

4. «Массаж кистей рук»

Стр. 120. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

5. Упражнение «Где чей шарик» ( следим глазками по ниточке)

Демонстрационные карточки крупного размера

6. Упражнение «Горячая монетка»

Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

7. Упражнение «Качели»

Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

16-19

  1. Упражнение «Дорисуй предмет»

Лист на каждого ребёнка с недорисованными предметами

2. Упражнения, улучшающие кровоснабжение глаз

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

3. «Найди и раскрась … предмет»

Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга.

(Логопедические тетради)

4. Упражнение «Дождик»

Стр. 120. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

5. Упражнение «Сравни картинки»

Картинки для сравнения на каждого ребёнка

6. Упражнение «Певец»

Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

7. Упражнение «Акробат»

Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

20-22

  1. Упражнение «Узнай, что нарисовано?»

Демонстрационные карточки с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета.

2. Упражнения для шести основных глазных мускулов

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

3. «Найди и раскрась … предмет»

Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга.

4. Упражнение на аккомодацию

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. «Составь Картинку»

Равзрезные картинки из 4-5 частей.

6. Упражнение «Сова»

Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

7. Упражнение «Свеча»

Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

23-25

  1. Упражнение «Узнай, что нарисовано?»

Демонстрационные карточки с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета.

2. Упражнения для шести основных глазных мускулов

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

3. «Найди и раскрась … предмет»

Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга.

4. Упражнение на аккомодацию

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

5. Упражнение «Где чей шарик» ( следим глазками по ниточке)

Демонстрационные карточки крупного размера

6. Упражнение «Шапка для раздумий»

Стр. 119. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

24-26

  1. Упражнение «Узнай, что нарисовано?»

Демонстрационные карточки с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета.

2. Упражнения для шести основных глазных мускулов

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

3. «Найди и раскрась … предмет»

Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга.

4. Упражнение на аккомодацию

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

5. Упражнение «Чего не хватает»

Карточки на каждого ребёнка с изображением предметов с недостающими деталями.

6. Упражнение на расслабление и концентрацию

Стр. 119. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

Читайте также:  Центр развития ребенка г владимир

Ожидаемый результат реализации программы: улучшение зрительного восприятия, снятие мышечных зажимов в области глаз.

Методами и средствами оценки результативности программы являются следующие диагностические методики: узнавание перечёркнутых изображений, узнавание недорисованных изображений, разрезные картинки, тест переплетённых линий, узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора – Семаго, лист 11).

Динамика развития:

За прошедший период с ________________ по ________________ , произошли следующие изменения: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Рекомендовано:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Дата составления: ___________________________

Должность: _______________________________

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Лаишевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Рассмотрено»

Руководитель МО ГБОУ

«Лаишевская школа-интернат»

_____ Емелина Р.А.

Протокол № 1 от 26 августа 2017 г

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УР ГБОУ

«Лаишевская школа-интернат» _____________Гостева Е.Ю.

28 августа 2017 г.

«Утверждено»

Директор ГБОУ «Лаишевская школа-интернат»

_________ /Давлиева В.А./

Приказ № 100 от «29»августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ ПРЕДМЕТУ

«Развитие зрительного восприятия»

1 класс

Составитель:

Филиппова Лилия Азатовна

Г. Лаишево

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по коррекционному предмету «развитие зрительного восприятия» для 1 класса составлена на основании следующих документов:

— Закона РФ «Об образовании » от 29.12 2012 г. N 273-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г).

-Закона РТ «Об образовании» от 22 июля 2013 г. №68 – 3РТ.

— Декларации о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года №3447.

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

— Приказа МО и Н РФ от 3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

— Примерной программы специальных (коррекционных образовательных учреждений IV вида под редакцией Плаксиной Л.И. М.: «Город», 1999 г. (Развитие зрительного восприятия Авт. Плаксина Л.И.).

— Приказа МО и Н РТ от 2 августа 2011 года №3934/11/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования».

-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении обучающихся, воспитанниках с ограниченными возможностями здоровья от 18 августа 2008 года N617 (с изменениями на 10 марта 2009 года).

— Учебного плана ГБОУ «Лаишевская школа-интернат» на 2017 – 2018 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1 от 29 августа 2017 года).

Согласно учебному плану школы на занятия по развитию зрительного восприятия в 1 классе отводится 0,5 часа в неделю, что составляет 16 часов в год (из расчёта 33 учебных недели). Рабочая программа составлена с учётом контингента учащихся.

Зрительное восприятие — очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении человека.

Развитие и использование зрительного восприятия в процессе обучения у детей с остаточным зрением является важнейшей проблемой тифлопедагогики. Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на процесс познания проявляется в снижении количества получаемой информации и в изменении её качества. Количественные изменения проявляются в области чувственного познания, значительном сокращении или полном отсутствии зрительных ощущений и восприятий, представлений, что ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти.

Зрительное восприятие характеризуется целым рядом свойств:

  1. избирательность восприятия — выделение среди многообразия объектов и явлений только определенных, на которые направлено наше внимание. Свойства избирательности связано так же с мотивацией, установками, интересами, эмоционально — волевой сферой;

  2. предметность — полностью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функций объектов внешнего мира. Производными от этого свойства являются целостность, детальность, осмысленность восприятия;

  3. целостный образ объекта — свойство восприятие связано с механизмами памяти и мышления.

Анализ контингента детей с ОВЗ, обучающихся по варианту 4.2 ФГОС для детей с ОВЗ, показывает, что продолжается тенденция увеличения:

  1. врожденных форм патологии зрения (патология и заболевание сетчатки, зрительного нерва, врожденные изменения всех структур и оболочек глаза, аномалии рефракции с осложнениями);

  2. сочетанных поражений органа зрения (имеются лишь считанные единицы с одним зрительным заболеванием).

Коррекционный курс «Развитие зрительного восприятия» предполагает единство психофизиологических и психолого-педагогических воздействий на ребенка, т.е. является комплексным и разносторонним, влияющим на все уровни анализа зрительной информации, формирование познавательной деятельности, мотивацию детей к зрительно-интеллектуальной активности.

Главная цель курса — развитие и коррекция зрительного восприятия в начальной школе и последующее закрепление достигнутого уровня развития восприятия в средних классах на основе:

  1. комплексной коррекции нарушений зрительных функций;

  2. системного компенсаторного развития зрительного восприятия;

  3. наиболее продуктивного обучения с использованием новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии

  4. привлечения к общественно полезному труду.

Задачи курса:

  • развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира;

  • развитие умения рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, использовать полисенсорные способы чувственного познания;

  • обучать детей узнавать предметы в разных вариантах, выделять признаки, по которым опознается предмет;

  • развивать зрительную память, наглядно образное мышление, наглядно — действенное мышление;

  • формировать навыки максимального включения в сенсорно — перцептивный процесс мыслительных операций;

  • формировать мотивацию на рациональное использование остаточного зрения;

  • совершенствовать способы зрительного обследования предметов;

  • совершенствовать зрительно — моторную координацию;

  • формирование умений и навыков охраны нарушенного зрения;

  • актуализировать познавательный опыт с целью эффективного использования в обучении сформированных у учащихся представлений и знаний, а также сложившихся приемов и способов перцептивных действий при решении различных учебных задач.

Предлагаемая программа коррекционно-развивающих занятий по развитию зрительного восприятия, разработана для детей, обучающихся по варианту 4.2 ФГОС ОВЗ и требует дифференцированного подхода, т.к. это связано с необходимостью учитывать соотношение патологического, психолого — педагогического и возрастного факторов в определении сложности, динамики состояний, прогноза коррекции и компенсации зрительного дефекта. Основное направление коррекционного курса — коррекция нарушений зрительных функций и компенсаторное развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом в начальной и средней школе. Коррекционный курс подразделяется на IV этапа. Сложность и объём заданий возрастают при переходе на следующий этап. Переход осуществляется не автоматически с переводом ученика в следующий класс, а в зависимости от достигнутого уровня развития зрительного восприятия и представлений, которые оцениваются с помощью контрольных заданий.

Основное содержание коррекционного курса

I. Предварительный этап:

Читайте также:  Направления развития ребенка по фгт

1. изучить анамнез каждого ребенка в классе;

2. заполнить карты развития зрительного восприятия за весь период коррекционного курса;

П. Диагностический этап:

1. выявить развитие зрительного восприятия каждого учащегося в классе;

2. получить данные о состоянии зрительного восприятия и зрительных функций, которые подлежат коррекционно — развивающему воздействию;

Ш. Коррекционно — развивающий этап:

1. осуществить коррекционно — развивающую работу с применением новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии;

2. коррекционные занятия с наглядно — действенными методиками, которые формируют и развивают:

— дифференцированные движения пальцев рук;

— умение расчленять объект на части, выделять его структуру, соотносить части и их признаки, объединять разрозненные части в целое, т.е. навыки организации зрительного материала;

— предметно — пространственные представления, умения воспроизводить пространственное расположение объектов;

— сенсорные эталоны;

— умение соотносить реальные объекты с их символическими изображениями;

— навыки сопоставления образа, формирующегося в ходе работы с объектом и хранящегося в памяти образа — эталона;

— психические процессы (память, внимание, речь, мышление, воображение)

3. коррекционные занятия с наглядно — образными методиками, которые формируют и развивают:

— умения выделять признаки изображений — контур, яркость, цвет, черно — белый и хроматический контраст, форму, размер, ориентацию;

— способность к интегрированию признаков: фрагментарное, целостное восприятие изображения;

IV Заключительный этап:

Анализ динамики развития зрительного восприятия каждого учащегося.

Первые и последние занятия — диагностические.

Результаты освоения коррекционно-развивающего курса:

  • развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, зрительных функций;

  • развитие восприятия простых изображений, количественных и пространственных отношений;

  • развитие восприятия сложных сюжетных рисунков;

  • накопление и обогащение запаса зрительных представлений;

  • развитие способности использования накопленных представлений в учебно-познавательной деятельности;

  • формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

  • овладение знаниями о возможностях сохранения и развития нарушенного зрения;

  • формирование навыков охраны и рационального использования нарушенного зрения

Личностные результаты:

• совершенствование сохранных функций;

• совершенствование развития зрительного восприятия его механизмов и свойств, повышение умения и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира;

• развитие умения рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, использовать полисенсорные способы чувственного познания;

• совершенствование функциональных возможностей нарушенного зрения, зрительной работоспособности;

• формирование умений и навыков охраны нарушенного зрения;

• формирование положительной мотивации к обучению;

• восполнение пробелов, предшествующих развития и обучения;

• коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;

• формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

• воспитание умения общаться;

• развитие коммуникативных навыков;

• повышение уровня общего развития.

Требования к уровню подготовки

Обучающиеся 1 класса должны уметь:

  • быстро и правильно ориентироваться на листе в клетку ( находить верх, низ, середину листа, нужную клетку);

  • классифицировать печатные буквы по разным основаниям;

  • узнавать с помощью зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;

  • самостоятельно показывать и называть цвета, выделять оттенки цветов, раскладывать от светлого к темному, описывать цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров;

  • узнавать и называть формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), находить одинаковые по цвету и величине, но разные по форме геометрические фигуры, находить предметы такой же формы, как предъявляемые фигуры, группировать фигуры двух видов;

  • дифференцировать предметы одной формы, но разных размеров, находить самый малый, раскладывать предметы по порядку от большого к малому;

  • проводить прямые линии без отрыва от заданного начала к заданному концу, не выводить свою линию за ограничительные линии;

  • оценивать взаимоположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве;

  • конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения;

  • свободно и точно определять содержание картины, воспринимать и моделировать позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей.

  • выполнять советы учителя по подготовке рабочего места в школе;

  • соблюдать правильную осанку во время работы; правильно пользоваться учебными принадлежностями;

  • понимать учебную задачу, поставленную учителем;

  • определять последовательность действий при выполнении задания;

  • учиться работать в заданном темпе;

  • проверять свою работу по образцу, по результату;

  • учиться правильно оценивать свое отношение к учебной деятельности;

  • учиться работать вместе с товарищем.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Формирование сенсорных эталонов

4

2

Восприятие целостного предмета.

3

3

Восприятие пространства.

3

4

Восприятие сюжетных изображений

6

Всего

16

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Характеристика деятельности

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Формирование сенсорных эталонов (4 часа)

1

Цвет

Поиск; обнаружение; идентификация предметов по цвету; выделение цвета в окружающей среде; фиксация по насыщенности.

1

09.09

2

Цвет. Выстраивание цветового ряда.

Поиск; обнаружение; идентификация предметов по цвету; выделение цвета в окружающей среде; фиксация по насыщенности; выстраивание цветового ряда по убывающей и по возрастающей насыщенности цвета.

1

23.09

3

Форма

Поиск; обнаружение; идентификация предметов по форме; выделение и опознание контура; выделение формы в окружающей среде; умение восстанавливать пространственную структуру предметного изображения; узнавание и называние геометрических фор и тел;

1

07.10

4

Величина

Восприятие параметров величины:

  • размера, длины, высоты, ширины, толщины.

Сравнение предметов; упорядочивание; словесное обозначение; выстраивание ряда в порядке возрастании и убывание; развитие глазомера. Развитие зрительно — моторной координации. Формирование графических навыков.

1

21.10

Восприятие целостного предмета (3 часа).

5

Выделение информационных признаков, узнавание и дифференциация объектов.

Обучение зрительному анализу; выделение информационных признаков; особенности строения с целью узнавания и дифференциации объектов; формирование навыка выделения и опознания контура, как основной формообразующей структуры. Развитие зрительно — моторной координации. Формирование графических навыков.

1

18.11

6

Выделение и опознание контура, как основной формообразующей структуры.

Формирование навыка выделения и опознания контура, как основной формообразующей структуры. Развитие зрительно – моторной координации. Формирование графических навыков.

1

02.12

7

Составления целого изображения из частей.

Формирование навыка составления целого изображения из частей. Развитие зрительно — моторной координации. Формирование графических навыков.

1

16.12

Восприятие пространства (3 часа)

8

Усвоение понятий: «слева», «справа», впереди», «сзади».

Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений, расстояний между объектами. Формирование понимания и восприятия пространственных признаков удаленности. Усвоения понятий: «слева», «справа», впереди», «сзади». Развитие зрительно — моторной координации. Формирование графических навыков.

1

13.01

9

Ориентировка относительно другого предмета

Умение ориентироваться относительно другого предмета

1

27.01

10

Ориентировка в пространственном расположении предметов окружающего мира относительно друг друга

Умение ориентироваться в пространственном расположении предметов окружающего мира относительно друг друга.

1

10.02

Восприятие сюжетных изображений (6часов)

11

Поиск по образцу заданного предмета на картинке и сравнение с нарисованным образцом

Поиск по образцу заданного предмета на картинке и сравнение с нарисованным образцом. Нахождение по слов