Коррекция развития личности и формирование личности ребенка
В процессе онтогенеза могут возникать негативные личностные качества, создающие реальную угрозу искаженного развития личности в целом. Чтобы не допустить нежелательного развития и появления негативных личностных качеств, осуществляется их исправление, коррекция.
Использование методов психокоррекции в системе мероприятий по психологической реабилитации оказывается актуальным тогда, когда необходимо решать вопросы «изменения», «исправления» тех свойств личности, формирование которых связано не с болезнью, а с особенностями воспитания и обучения, образом жизни ребенка.
Целесообразность психокоррекции личности реально возникает на 4—5-м году жизни ребенка, когда сформировавшиеся личностные качества начинают мешать его социальной адаптации. Причем она возможна лишь в тех случаях, если ребенок более или менее осознает свое поведение, то есть имеет место относительная интеллектуальная сохранность.
В этой связи объектом психокоррекционных воздействий могут выступать относительно сложные психологические образования (мотивы, ценностные ориентации, черты характера, установки, самооценка, уровень притязаний и т. п.), формирование которых происходит относительно независимо от возможных патопсихологических расстройств.
В силу сложности психологических структур, подлежащих психологической коррекции, форма, тематика и содержание коррекционных занятий по «исправлению» личностных свойств достаточно разнообразны. К ним относят: сюжетно-ролевые игры, специальные учебные занятия, выполнение определенных тестовых заданий с обратной связью и др.
Основной принцип построения коррекционных занятий заключается в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную рациональность, успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему установками, правилами, поведенческими стереотипами, и демонстрации возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.
Внутри каждого из названных направлений психологической коррекции выделяют различные формы организации и методы психокоррекционного воздействия. В числе основных видов психологической коррекции — игровая, групповая, индивидуальная, семейная, нейропсихологическая коррекции.
Выбор конкретной формы психологической коррекции определяется уровнем развития и конкретными проблемами воспитания ребенка. Исходя из задач социальной реабилитации, коррекционная работа организуется таким образом, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность во всем многообразии мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других проявлений личности.
Основными направлениями коррекции нарушений личностного развития могут быть:
1. Преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка.
2. Помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций, формировании продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми, повышении социального статуса, развитии компетентности в вопросах нормативного поведения.
3. Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей. Эта задача решается в ходе индивидуальной и групповой психокоррекции с детьми с психическим недоразвитием и задержкой психического развития.
4. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения. Обеспечивается в процессе групповых занятий с детьми с асинхронией психического развития (искаженного, диспропорционального и дисгармоничного).
5. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
6. Создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Достигается путем активной работы не только с членами семьи, но и с педагогами, обучающими ребенка, а через них с одноклассниками, друзьями и знакомыми.
Коррекционная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности, наряду с развивающей работой является основным направлением в социальной реабилитации детей. Однако, чтобы она была эффективной, важно соблюдать следующие требования и условия, предъявляемые к ее проведению.
Во-первых, она должна опираться на глубокие знания закономерностей психического развития ребенка вообще и знания специфики дизонтогенеза, вызванного тем или иным болезненным процессом и его последствиями, в частности. При этом особое внимание следует обратить на следующие факторы:
— возрастные этапы, интенсивно сменяющие друг друга;
— биологические и социальные факторы, влияющие на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер;
— личностные и характерологические свойства, проявляющиеся в поведении и в целом в жизнедеятельности детей;
— специфические явления, задерживающие формирование новых психических функций, которые необходимы для нормального развития с учетом конкретного заболевания и конкретной стадии возрастного развития.
Во-вторых, содержание развивающей работы должно определяться особенностями сензитивных периодов возрастного развития, необходимостью формирования тех психических новообразований и качеств личности, которые на данном этапе наиболее актуальны.
В-третьих, коррекционную работу необходимо осуществлять на основе специальных программ, которые разрабатываются применительно к каждому ребенку и каждой возрастной группе с учетом специфики заболевания или дефекта, вызвавшего нарушения. При этом программа должна учитывать «зону ближайшего развития» ребенка, потребности и мотивы, побуждающие его к активности, особенности культурной и социальной среды, в которой он воспитывается, ведущий вид деятельности, присущий данному возрастному этапу, и уровень его сформированное.
Необходимо стремиться к тому, чтобы коррекционные занятия осуществлялись в естественных для ребенка условиях.
В-четвертых, в ходе организации коррекционной работы необходимо соблюдать доступность, преемственность и последовательность в формах и методах ее проведения. Практика подтверждает, что участие ребенка в различных формах коррекционной работы будет более продуктивным, если в этой работе присутствует определенная логика, последовательность, методическая преемственность.
И наконец, чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию ребенка на его участие в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов в социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.
В ходе психологической коррекции не следует стремиться к одновременному решению многих задач, а терпеливо работать над одной-двумя составляющими более сложной задачи. Регулярные маленькие, но успешные изменения в развитии ребенка приведут к положительным результатам и в решении более сложных личностных проблем. Например, если ребенок затрудняется общаться со сверстниками из-за недостатка развития речи, пополнение словарного запаса ребенка должно стать в работе с ним первоочередной задачей. Одновременно будет решаться и важная социальная задача — ребенок в ходе этой работы приобретает навыки межличностных отношений.
Осуществляя коррекционную работу, важно помочь ребенку в ходе возрастного развития постепенно стать хозяином своего внутреннего мира, научиться управлять своими желаниями, уметь ставить цели, направленные на преобразование самого себя. Этот процесс требует много времени и усилий, как со стороны ребенка, так и взрослого. Сам ребенок не может реализовать поставленной задачи. Добиться положительных сдвигов в своем развитии можно только на практике, и эту практику могут организовать только взрослые.
17 Февраль 2014, 2162 просмотра.
*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.
.
Источник
Цель коррекции развития личности заключается в формирование социального опыта, навыков культурного поведения и социального взаимодействия, т. е. успешной социализации: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Социализация — это процесс и результат усвоения человеком общественно-исторического опыта, становление человека как общественного существа. Нередко под социализацией понимают осознанную адаптацию ребенка к окружающей действительности, а также постепенное его включение в систему общественных и производственных отношений.
Еще в 20-х годах XX в. основоположник коррекционной педагогики В. П. Кащенко отмечал, что установка врача и педагога должна быть ориентирована на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления — проблема большой социальной значимости и решать ее нужно в контексте государственной политики.
Социальная адаптация включает базовое образование, различные аспекты воспитания. Она охватывает все необходимые жизненные роли, установки и события в их взаимосвязи. Создание условий для интенсивной социализации — одна из насущных проблем общей и коррекционной педагогики.
С момента возникновения (конец 50-х годов XX в.) понятие «адаптивное поведение» вызывает много споров. Основой дискуссии является вопрос о том, насколько целесообразно учитывать компонент адаптивного поведения при диагностике умственной отсталости. Адаптивное поведение является совокупностью многих аспектов поведения и большого числа специфических способностей (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, моторных) или их отсутствия. Все аспекты поведения являются частью общего процесса адаптации к окружающему миру, поэтому и интеллектуальное функционирование, и адаптивное поведение необходимо рассматривать в контексте общей адаптации. Уровень интеллектуального функционирования соответствует определенному уровню адаптивного поведения. Нарушение интеллектуального функционирования находит свое отражение в нарушении процесса адаптации к окружающему миру. Таким образом, компонент адаптивного поведения позволяет решать вопрос о наличии/отсутствии интеллектуального нарушения более дифференцированно.
В свое время Л. С. Выготский подчеркивал, что именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка. Несмотря на то, что неизменным остается положение о том, что умственная отсталость обусловлена нарушением интеллектуального функционирования, само понятие «настоящее функционирование» в зарубежной науке существенно обогащается: вводится расширенное понятие «значительное ограничение настоящего функционирования». Впервые указывается, что умственная отсталость является не чертой, а состоянием, при котором функционирование нарушено определенным специфическим образом. Уточняется, что интеллектуальная недостаточность проявляется как основная трудность в обучении и осуществлении повседневных житейских навыков, а также в затруднениях, связанных с реализацией основных способностей личности — концептуального, практического и социального интеллекта.
Концептуальный интеллект относится к внутренним способностям личности и включает в себя познание и обучение. Практический интеллект является основополагающим в адаптивных способностях сенсомоторной сферы, самообслуживании, навыках безопасности, важным компонентом работы, направленности личности, возможности жить в микросреде и взаимодействовать с ближним социумом. Социальный интеллект связан со способностью осознавать уровень требований, предъявляемых обществом, умением адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих в различных социальных ситуациях. Основными компонентами социального интеллекта выступают социальное самосознание, интуиция, умение делать умозаключения, коммуникация.
Один из аспектов социализации — воспитание как целенаправленное формирование личности. Сущность процесса воспитания — управление процессом развития.
Человек не рождается личностью, а становится ею, он формируется как личность в определенной системе общественных отношений путем целенаправленного и продуманного воспитания. Понятие «личность» обозначает единство индивидуальных особенностей и социальных функций. Личность— это целостный человек, чтобы стать личностью, человек должен в своей деятельности, на практике проявить, раскрыть, обнаружить свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Как подчеркивал Карл Маркс: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Богатство человеческой личности определяется богатством (многообразием) общественных отношений. Саморазвитие рассматривается как общечеловеческая ценность.
Проблема формирования личности была и остается одной из самых важных в философии, социологии, психологии и педагогике. Это интегральная проблема, вокруг которой до сих пор продолжаются острые споры, особенно, когда речь идет о человеке с определенными депривациями в развитии. В первые годы советской власти нарком просвещения А. В. Луначарский писал: «Только разнообразное в своих отдельных человеческих личностях общество, распадающееся на ярко выраженные индивидуумы, представляет собой действительно культурное, богатое общество. Стадная личность легко подчиняется всякому бонапартизму, вождизму. Стадный человек не может критически относиться к тому, что предоставляет ему жизнь».
Следует различать понятия «воспитанность» как результат воспитания и «воспитуемость» как способность быть воспитанным. Восприимчивость к воспитанию бывает четырех степеней:
1. Высокая, когда ребенок положительно реагирует на требования старших, активно поддерживает педагога.
2. Средняя, когда выборочно реагирует на педагогические требования, болезненно воспринимает замечания в свой адрес.
3. Низкая — положительно реагирует лишь на единые и устойчивые требования, стремится уйти из-под педагогического контроля.
4. Невосприимчивость (трудновоспитуемость) — сопротивление положительному воздействию и демонстрация вызывающего поведения.
Основными показателями воспитанности выступают интегративные качества:
§ коллективизм и гуманизм (умение согласовывать личные и общественные интересы, забота, чуткость, дружелюбие, уступчивость, общительность, отзывчивость и др.);
§ трудолюбие (умение обслуживать себя, старательность, бережливость, помощь другим, потребность в труде);
§ честность — умение держать данное слово, откровенность;
§ самостоятельность и организованность — навыки самоконтроля и самооценки, исполнительность, инициативность;
§ любознательность — наблюдательность, познавательный интерес, устойчивая работоспособность;
§ эмоциональность — жизнерадостность, доброжелательность, стыдливость, сострадание;
§ отношение к учению — умение учиться, логически мыслить, самостоятельно добывать знания, преодолевать трудности, добросовестность.
Воспитание является многофакторным процессом. Многие факторы являются и условиями, и средствами воспитания: природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа, религия, коллектив, детские и молодежные организация; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации, книга, театр, музыка и др. Дети, у которых отсутствует духовная пища в виде сказок, былин, мифов, ищут ее в другом месте. Они начинают читать страшные истории, обмениваться сальными анекдотами, смотреть боевики и т. п. Бедная, неразвитая фантазия побуждает повторять негативный опыт, почерпнутый из этих источников.
Коллектив может выступать как условие и как средство воспитания личности. Известный русский психолог и психиатр В. М. Бехтерев, анализируя влияние коллектива на детей, пришел к выводу, что оно может быть:
а) стимулирующим, когда мышечная и психическая энергия человека в присутствии других людей повышается, когда он становится сильнее, сообразительнее, когда пассивный ребенок, видя своих товарищей за определенным делом, заражается их активностью, сам примыкает к ним;
6) подавляющим, когда коллектив тормозит деятельность ребенка, проявление его личности, иногда до полного ее подавления и отказа от самого себя.
П. П. Блонский, рассматривая проблему взаимоотношений коллектива и личности ребенка в возрастном аспекте, установил, что маленькому ребенку вследствие его природной анархичности необходимо пройти школу безусловного подчинения коллективу. Юноша же с развитой индивидуальностью и инициативой должен подчиняться коллективу в силу внутреннего убеждения в правоте последнего. Коллектив не должен быть самоцелью, он воздействует на личность лишь в меру активности самой личности. Следовательно, необходимо развивать в первую очередь активность ребенка. Коллектив должен быть для самовыражения, самоутверждения, самореализации, «коллектив должен состоять из единиц, а не из нулей, ибо если к нулю прибавить нуль, то получится не коллектив, а нуль» (Ф. К. Сологуб).
В специальных образовательных учреждениях осуществляется общая и коррекционная направленность в воспитательной работе: специально организованное социокультурное воспитание и коррекционная помощь. Коррекция развития личности в целом включает в себя все направления воспитательной работы: нравственное воспитание, правовое, физическое, трудовое, эстетическое, экологическое, формирование здорового образа жизни и прочее.
Современный этап развития цивилизации требует главное внимание сосредотачивать на создании условий в социуме для независимого проживания инвалидов, создании безбарьерной среды. Желание стать независимым вступает в противоречие с постоянной зависимостью вследствие двигательной или иной ограниченности. Зависимость — это потребность в помощи постороннего человека как физически, так и морально в виде подсказок, напоминаний, которые придают целенаправленность деятельности. Различают полную независимость, когда все действия, характеризующие функцию, выполняются индивидуумом самостоятельно без специальных приспособлений и за оптимальное время. При частичной независимости выполнение действий требует одного или нескольких дополнительных условий. Частичная зависимость имеет место, когда человек выполняет самостоятельно задания на 50 % и более.
Понятие «безбарьерная среда» имеет прямой и переносный смыл, который заключается в преодолении как естественных физических барьеров (свобода передвижения, получение информации в соответствующем формате), так и психологических. Независимость для инвалидов предполагает независимость в самообслуживании; материально-экономической сфере (за счет частичной оплаты посильного труда); организации свободного времени, досуга. Основной принцип отношения общества к инвалидам должен быть — нормализация и интеграция. При этом следует скорее больше воспитывать общество, чем людей с ограниченными возможностями.
Создание систем персональной помощи лицам с ограниченными возможностями направлено на обеспечение их права на независимость в собственном доме и окружающей обстановке, что подразумевает физическое содержание, благополучие, внешний вид, душевный комфорт, безопасность, взаимодействие с людьми, т. е. все, словно нет неполноценности. Виды деятельности, которые могут дать возможность вести более самостоятельную жизнь: работа по дому, приготовление пищи, шитье, профессионально-трудовая деятельность, социально-экономическая подготовка.
Улучшение функционирования инвалида зависит от состояния здоровья, условий жизни, воспитания. Оно выгодно всем: и обществу, и инвалиду, так как растут его жизненные притязания, а не претензии к жизни. Большая роль в коррекции личности отводится социально-психологической реабилитации: индивидуальная и групповая психотерапия, формирование социальных умений, создание рабочих мест. Значение трудовой подготовки в процессе социализации огромно. Производственные возможности инвалидов в сфере обслуживающего труда, промышленного и сельскохозяйственного производства при надлежащих условиях их организации не перестают удивлять. В этой области требуется государственное регулирование вместо свободного рынка в отношении инвалидов. По решению Международной организации труда (МОТ) все предприятия обязаны сохранять 5 % квоту рабочих мест для инвалидов (тем не менее некоторые работодатели предпочитают платить компенсацию за «неработу»). Для лиц с тяжелыми психическими нарушениями создаются лечебно-трудовые мастерские. Даже для тех инвалидов, которые не могут производить какую-либо продукцию, тем не менее, очень важно «ходить на работу», чтобы почувствовать деятельность других. Безработица обесценивает человека.
Среди разнообразных средств реабилитации все более широкое распространение получает социальная. Реабилитация с участием в общественной жизни СВR (Community Based Rehabilitation, UNDP, Женева, 1993) — это альтернативная стратегия, цель которой состоит в том, чтобы все люди с физическими и психическими недостатками были обеспечены необходимыми услугами, чтобы для них стали более доступными образование, работа, более эффективными защита и развитие прав человека.
Стратегия СВК. построена на сотрудничестве между всеми общественными уровнями: местным, районным и общенациональным. СВК охватывает все важнейшие области: образование, здравоохранение, профессиональную подготовку, рабочие места, социальную жизнь и законодательство. Важная предпосылка — создание организаций самих людей, имеющих недостатки в развитии. Конечная цель состоит в том, чтобы все нуждающиеся получили доступ к реабилитации. Каждая страна должна самостоятельно учитывать, что именно она может организовать и оплатить в рамках данной концепции.
На местном уровне СВК рассматривается как часть общей программы развития. Самый значительный ресурс — семья человека с ограниченными возможностями. Члены семьи должны обладать достаточными знаниями и практическими умениями, чтобы оказывать повседневную поддержку. Каждый населенный пункт выделяет одного или нескольких представителей, отвечающих за программу. На районном уровне создается сеть хорошо обученных людей (медсестер, социальных работников и др.), которые состоят на государственной службе. Их задачей является обучение людей на местном уровне, технический контроль за работой, установление контактов с координирующей системой, с частными лицами и организациями, которые могут оказать помощь.
В каждой стране, где применяется эта стратегия, следует учитывать социальные, культурные и экономические факторы, существующие услуги и наличие персонала, степень экономического и социального развития, политическую ситуацию, приоритеты страны и самих лиц с ограниченными возможностями.
Организация досуга и свободного времени предполагает достижение следующих целей: умение пользоваться свободным временем и находить различные возможности для этого; использование свободного времени для отдыха и поправки своего здоровья, для творческой деятельности, для дальнейшего образования. Это направление включает развитие принципа активности и самодеятельности, который осуществляется в процессе кружковой работы (предметные, художественные, технические, спортивные кружки и секции).
Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 3357; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11178 — | 7529 — или читать все…
Читайте также:
Источник