Коррекция психологического развития ребенка подходы

Коррекция психологического развития ребенка подходы thumbnail

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Психологическая коррекция ребенка

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.

Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).

По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

(2 часа).

1. Задачи коррекции психического развития. Формы коррекции.

2. Виды психокоррекционной работы с детьми: психодинамическая и поведенческая психотерапия, семейная психотерапия, сказкотерапия, телесная терапия, психодрама, холдинг-терапия и др.

3. Общие принципы работы с родителями в процессе консультирования. Беседа. Родительские группы.

1. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются:

· Коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка;

· Профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекции, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия «зона ближайшего развития».

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д.Б. Эльконин предлагал различать 2 формы коррекции:

1. Симптоматическую коррекцию, направленную на симптомы отклонений в развитии;

2. Коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии.

Вторая форма коррекции каузальной направленности имеет безусловный приоритет над симптоматической коррекцией. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем обстоятельством, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь совершенно различные природу, причины и психологическую структуру нарушений в развитии ребенка и требовать различных способов преодоления и профилактики негативной симптоматики. Поэтому для успеха коррекции необходимо исходить из психологической структуры нарушений и анализа их генезиса. Коррекционные усилия, т.о., должны быть сконцентрированы не столько на внешних проявлениях отклонений в развитии, сколько на действительных источниках, порождающих эти отклонения, на их причинах.

В зависимости от содержательно – психологической направленности коррекции в рамках нормального онтогенетического развития следует различать:

· коррекцию умственного развития,

· коррекцию развития личности,

· коррекцию и профилактику развития невротических состояний и неврозов.

В зависимости от форм организации психологической помощи можно выделить 3 её типа:

1. Лекционно – просветительскую (адресуется группе родителей, воспитателей или учителей и призвана давать общую информацию о закономерностях развития ребенка на разных стадиях онтогенеза, об особенностях психического и психологического развития ребенка на каждой из стадий, о факторах положительно или отрицательно влияющих на формирование и развитие ребенка и т.д.);

2. Консультативно – рекомендательную (адресуется, как правило, родителям и другим близким взрослым ребенка и представляет собой составление более или менее подробных рекомендаций по профилактике или преодолению различных трудностей и отклонений в развитии, при активной позиции самих родителей и ребенка);

3. Собственно коррекционную работу (в форме индивидуальной, групповой или семейной психотерапии).

2. Что касается основных видов психокоррекционной работы с детьми, то здесь не наблюдается такого разнообразия школ, подходов и методов, как, например, в психотерапии взрослых.

Применяемые в детской психотерапии подходы различаются как по типу проблем, на которые она направлена, так и по объему самой психотерапевтической помощи; основные из них – психодинамическая терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия и семейная психотерапия.

Психодинамическая терапия, ориентированная на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая малышу рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения

Психодинамический подход предполагает внедрение в психологическую работу трех принципиально новых положений:

1. О необходимости установления связи аналитик – родители;

2. О спецификации связи аналитик – ребенок (формирование позитивного эмоционального отношения, кооперация, за счет вербализации терапевтом чувств и переживаний ребенка «здесь и теперь»);

3. О необходимости обращения к анализу игры как символической деятельности ребенка.

В связи с последним положением все техники психодинамического направления достаточно приблизительно объединяются в игротерапию и арттерапию (терапию искусством или рисуночную терапию).

В игротерапии выделяют 2 её вида: направленную и ненаправленную (или директивную и недирективную). Кроме того, игротерапия может проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Арттерапия представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.

Поведенческая психотерапия детей ставит своей целью научить ребенка адаптивным способам поведения. Для этого психотерапевт обеспечивает ребенку возможность освоить новые образцы поведения и попрактиковаться в них, а также старается ободрить ребенка и вознаградить его за желательное поведение. Данный подход ориентирован на процесс деятельности ребенка, в ходе которой ему стараются привить новые навыки, побороть страхи, снять депрессию или облегчить социальные взаимодействия. Например, боязнь говорить на людях можно преодолеть, если подготовить ребенка к речевому общению и дать ему возможность попрактиковаться. Психотерапевт должен наблюдать за действиями ребенка и обеспечивать обратную связь, оценивая их результаты и вознаграждая за успехи.

Когнитивно-поведенческая психотерапия направлена на формирование адаптивного поведения и использует подкрепление вознаграждением, как это характерно и для собственно поведенческой терапии, однако учитывает также когнитивные процессы, т.е. особенности восприятия и мышления данного ребенка. Другими словами, внимание уделяется тому, как ребенок воспринимает и перерабатывает получаемую в ходе психотерапии информацию. Когнитивно-поведенческий подход ориентирован на процесс научения, психологическую подготовку ребенка к различным непредвиденным обстоятельствам и на подбор примеров поведения, которым он мог бы следовать; одновременно этот подход предполагает наблюдение за тем, как ребенок осмысливает то, чему его учат.

Семейный подход в психотерапии может использовать любую из перечисленных стратегий, но он сосредоточен на семье как едином целом, а не только на ребенке. При этом ребенок рассматривается как продукт всей системы взаимоотношений в семье, и именно с ней связывается возникновение и развитие дезадаптации ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи.

Существует и другие подходы к классификации основных направлений психокоррекционной работы с детьми (см. распечатку).

Что касается формы проведения коррекционной работы, то здесь можно выделить 4 формы психокоррекции:

1. Индивидуальная коррекционная работа;

2. Парная коррекционная работа;

3. Групповая психокоррекция. Общими показаниями к применению групповой коррекционной работы (в основном игротерапи) являются:

Ø Социальный инфантилизм;

Ø Замкнутость, необщительность;

Ø Фобические реакции;

Ø Сверхконформность и сверхпослушание;

Ø Нарушение поведения и вредные привычки;

Ø Неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Если для назначения индивидуальной психотерапевтической или коррекционной работы противопоказаний практически нет (за исключение, возможно, только глубокой степени умственной отсталости), то для назначения групповой работы такие противопоказания имеются.

Ø Ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции между сибсами;

Ø Ярко выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе;

Ø Ускоренное сексуальное развитие;

Ø Крайняя агрессивность;

Ø Актуальное стрессовое состояние;

Ø Острое переживание психотравмирующей ситуации.

Подбор детей в группу должен осуществляться по принципу дополнения и включать детей с разнообразными симптомами, что обеспечивало бы возможность идентификации с другим образцом поведения.

4. Детско – родительская (или семейная) психотерапия, включающая работу со всей семейной системой (и со всеми семейными системами: детско – родительской, супружеской и др.). Предполагается коррекция не только нарушений, демонстрируемых ребенком, но и нарушений детско – родительских и супружеских отношений. Психотерапевтический эффект достигается, в основном, с помощью использования специально организованной и спонтанной совместной деятельности ребенка и родителя.

В каждом конкретном случае выбор той или иной формы психокоррекционной работы диктуется специфическими особенностями демонстрируемой симптоматики, социальной ситуации развития, в которой находится ребенок, особенностями детско – родительских отношений. Наиболее часто используется сочетание индивидуальной и групповой психокоррекции. Парная и семейная психотерапия встречаются насколько реже.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2163; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник